Статья 6. полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

  • Тема 12. Полномочия органов местного самоуправления в области использования, охраны земли, добычи недр и других природных ресурсов
  • Полномочия органов местного самоуправления по вопросам добычи и охраны недр и других природных ресурсов
  • Согласно действующему законодательству добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в муниципальной собственности.

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах»*(58) (в последующ. ред.) органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

  1. В компетенцию органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования входят:
  2. 1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
  3. 2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
  4. 3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
  5. 4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений ст. 18 данного Закона;
  6. 5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  7. 6) введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
  8. Законом оговорены и отдельные вопросы участия органов местного самоуправления при возникновении опасных ситуаций, связанных с добычей недр.
  • Например, вышеназванным Законом установлено, что при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  • Тема 12. Полномочия органов местного самоуправления в области использования, охраны земли, добычи недр и других природных ресурсов
  • Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
  • Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере определяются Конституцией РФ и рядом законодательных и иных нормативных актов.
  • В целом можно определить, что органы местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов наделены исключительной компетенцией, а полномочия этих органов исходят, в данном случае, из вопросов местного ведения.

Так, Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»*(44) главам местной администрации сельских районов предоставлено право устанавливать дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.

Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105*(45) утверждено Положение о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений.

В соответствии с данным Положением работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости.

Постановления органов местного самоуправления о межевании и сроки его проведения должны опубликовываться в местной печати.

При этом разработка проекта межевания территории может осуществляться по инициативе органов местного самоуправления с утверждением проекта межевания территории решением органа местного самоуправления, что является основанием для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.

Организация работ по межеванию внутри существующей жилой застройки может осуществляться комиссией, специально создаваемой органами местного самоуправления на период проведения работ по межеванию, в которую включаются руководители и специалисты соответствующих комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, архитектуре и градостроительству, управлению государственным (муниципальным) имуществом. В работе комиссии могут принимать участие представители иных органов местного самоуправления.

Указом Президента России от 7 марта 1996 г.

N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»*(46) органам местного самоуправления в целях укрепления индивидуального сектора на селе дано право увеличить в установленном порядке за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а по заявлению собственника — выкупать его земельную долю в целях пополнения фонда перераспределения земель и передачи (продажи) юридическим лицам и гражданам Российской Федерации для производства сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с постановлением Правительства России от 8 июня 1996 г.

N 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования»*(47) органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предложениям территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству вправе принимать решение о создании целевого земельного фонда; определять состав и содержание работ по формированию целевого земельного фонда; принимать решение о включении земельных участков в целевой земельный фонд и устанавливают режим их использования.

На основании постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г.

N 319 «О порядке определения нормативной цены земли»*(48) органам местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли предоставлено право своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с п. 1 данного постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г.

N 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах»*(49) органами местного самоуправления, в случае возложения на них такой обязанности, может быть утверждена Методика расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.

Порядок организации работ по определению размеров и установлению границ земельных участков в кондоминиумах, включая оплату подготовки и выдачи документов, необходимых для создания кондоминиумов, определяется органами местного самоуправления городов и других поселений, а в городах, где находятся несколько муниципальных образований, — в соответствии с уставом города. Указанные работы выполняются органом, уполномоченным органами местного самоуправления. Лица, не согласные с предложениями уполномоченного органа о размерах и границах земельного участка, могут обжаловать их в орган местного самоуправления. Передача земельных участков в кондоминиуме в собственность или аренду осуществляется в установленном порядке на основании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления после установления границ земельных участков на местности.

Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»*(50) установлено, что правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться, в том числе, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Читайте также:  Что лучше: ИП или ООО - советы юриста

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»*(51) содержит ряд ограничений некоторых прав муниципалитетов на управление своими землями. Например, в соответствии с данным Законом ипотека земель, находящихся в муниципальной собственности, не допускается.

Отдельные полномочия органов местного самоуправления по вопросам учета земель установлены Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»*(52).

Например, данным Законом установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Включение в государственный земельный кадастр дополнительных сведений, не установленных Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно и за счет средств местных бюджетов.

  1. В соответствии с Земельным кодексом РФ*(53) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Это может относиться к вопросам:
  2. традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей;
  3. отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую;
  4. изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  5. установления с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
  6. разработки и реализации местных программ использования и охраны земель, а также иным полномочиям на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Федеральным законом от 25 октября 2001 г.

N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»*(54) установлено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Постановлением Правительства России от 4 марта 2002 г.

N 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности»*(55) определено, что Перечни земельных участков подготавливаются по каждому муниципальному образованию отдельно по собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований. В отдельные перечни земельных участков включаются: земельные участки, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также земельные участки, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, если на них возникает право собственности другого субъекта Российской Федерации, и земельные участки, расположенные в границах двух и более муниципальных образований, земельные участки, расположенные в границах одного муниципального образования, если на них возникает право собственности другого муниципального образования.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г.

N 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю»*(56) определено, что органы местного самоуправления или органы государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю, при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков не вправе требовать представления документов, не указанных в настоящих Правилах, если иное не установлено федеральными законами.

Доклад: Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

  • План
  • Введение
  • Правовая основа полномочий органов местного самоуправления
  • Полномочия местной администрации в области земельных отношений
  • Полномочия органов местного самоуправления в охране окружающей среды
  • Заключение
  • Литература
  • Введение

С момента образования нового российского государства — Российской Федерации — земельный вопрос остро стоит на повестке дня. Признание прав собственности на землю после десятков лет их отсутствия породило множество злоупотреблений в области земельных отношений, что было вызвано в первую очередь неразберихой в органах власти и ощущением безнаказанности «земельных» чиновников. Проблема органов власти, контролирующих земельные отношения, актуальна и сегодня, поскольку у нас в стране они только начинают закрепляться.

Цель данной работы состоит в том, чтобы дать четкое представление о полномочиях органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы.

Субъектами права муниципальной собственности на землю являются городские, районные, поселковые и иные муниципальные образования.

От имени муниципальных образований осуществляют права муниципальной собственности на землю органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в собственности муниципальных образований.

  1. Правовая основа полномочий органов местного самоуправления
  2. Правовую основу полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений составляют Конституция Российской Федерации 1993 года, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельный кодекс РСФСР, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О недрах» и другие нормативные правовые акты.
  3. Конституция Российской Федерации 1993 года
Читайте также:  Глава 7. Заключительные положения

В статье 9 первой главы Конституции «Об основах конституционного строя» закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Также закреплялось, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В статье 12 признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и не входит в систему органов государственной власти.

В статье 36 сказано, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства, следовательно, права на землю и природные ресурсы осуществляются правообладателями свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статьей 58 устанавливается обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Основные полномочия органов местного самоуправления в земельных отношениях выписаны в уставах муниципальных образований.

Содержание

В Российской Федерации признается и повсеместно гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Население каждого муниципального образования признается территориальной общиной. Последняя вправе разрешать вопросы местного значения и распоряжаться муниципальной собственностью:

  • самостоятельно;
  • через выборные и назначаемые органы.

Несмотря на политическую значимость и статус субъекта конституционного права, территориальная община – это неоформленная и во многом абстрактная общность частных лиц. В отношении территориальной общины обычно говорят о правах: инициировать рассмотрение общественно важного вопроса, избрать или отозвать местного депутата.

О юридической ответственности и обязанностях общины речь не идет. Касательно органов местного самоуправления (ОМС) сложилась противоположная ситуация. Наравне с госструктурами они признаются органами публичного управления. ОМС наделены собственной компетенцией.

Полномочия органов местного самоуправления обычно определяют как совокупность прав и обязательств. Это правильно лишь отчасти. Права имеет только частное лицо (например, гражданин).

К примеру, гражданин по своему усмотрению может воспользоваться или не воспользоваться правом участия в местном референдуме по поводу объекта, который будет размещен на пустующем участке.

Житель села при желании может приватизировать участок земли, находящийся в его пользовании.

Полномочия органов местного самоуправления — это неразделимый «спай» прав и обязательств. Осуществление собственных и делегированных (полученных от госструктур) полномочий является одновременно правом и обязанностью ОМС.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений

Рассмотрим понятие земельных отношений. Их сущность определяется сложной системой взаимодействия уполномоченных субъектов по поводу владения и распоряжения ею как имуществом и товаром, ограниченным природным ресурсом, средством производства.

Основные полномочия органов местного самоуправления в земельных отношениях выписаны в уставах муниципальных образований. К их числу относятся:

  • возможность разрешения земельных вопросов местного значения;
  • распоряжение земельными участками, являющимися собственностью общины (передача в аренду, постоянное пользование или частную собственности посредством приватизации).

Доходы городских муниципалитетов разнообразны. Однако в сельской местности общины зачастую лишены могущей приносить прибыль недвижимости и значимых налоговых доходов. Земельные ресурсы здесь выступают материальной основой самоуправления, ключевым источником доходов бюджетов.

Села – территориальная база размещения субъектов хозяйствования многих отраслей экономики, где традиционно функционируют сельскохозяйственные предприятия, использующие землю в качестве средства производства.

Полномочия ОМС по регулированию и участию в земельных правоотношениях можно условно разделить на виды. Первая типология:

  • касающиеся управления участками, пребывающим в муниципальной собственности;
  • касающиеся управления другими землями.

Вторая типология:

  • собственные полномочия ОМС, которыми их наделила Конституция, Земельный кодекс РФ, №131-ФЗ «Об общих принципах ОМС в РФ»;
  • делегированные полномочия: в Российской Федерации практикуется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Перечень собственных полномочий ОМС:

  • управление участками, находящимися в муниципальной собственности;
  • установления размеров арендной платы за использование таких участков;
  • организация торгов по продаже права их аренды;
  • изъятие участков из частной собственности для прокладки дорог, строительства муниципальных объектов и иных нужд на основании Гражданского кодекса РФ;
  • земельное налогообложение, установление ставок земельного налога (гл. 31 Налогового кодекса РФ он отнесен к числу местных);
  • установление местных правил землепользования и застройки согласно Градостроительному кодексу РФ;
  • принятие, реализация программ повышения плодородия и охраны земель;
  • резервирование земель.

Закон ранжирует полномочия ОМС в сфере управления земельными ресурсами в зависимости от статуса муниципальных образований. Поселение и городской округ наделены всей полнотой полномочий; правомочности муниципального района гораздо уже.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Делегированными признаются полномочия ОМС, не отнесенные к из собственным полномочиям 131-ФЗ «Об общих принципах ОМС в Российской Федерации».

Важно понимать, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями – право, а не обязанность госструктур. Порядок осуществления такой деятельности регламентирован ст.

19 ФЗ № 131. В частности, предусмотрено следующее:

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может быть предусмотрено исключительно нормативными актами уровня федеральных и региональных законов. В Российской Федерации не прижилась практика заключения публичных договоров по этому поводу.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не может противоречить букве и духу действующего законодательства.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями касается преимущественно ОМС муниципальных районов и городских округов. Предполагается возможность делегирования полномочий бессрочно или на заранее определенный период.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться их обеспечением достаточным объемом финансирования и других необходимых материальных ресурсов в виде субвенций из государственной казны или регионального бюджета, а также надлежащим государственным контролем за ходом и результатом реализации делегированых полномочий.

Читайте также:  Статья 18. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

Законодательный акт, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен среди прочего содержать:

  • перечень полномочий;
  • вид муниципальных образований, которые ими наделяются;
  • состав и процедуру отчетности ОМС;
  • перечень передаваемых активов;
  • методику расчета предоставляемых субвенций;
  • порядок осуществления контроля;
  • возможность прекращения осуществления ОМС делегированных полномочий.

На текущее время государственная и муниципальная собственность на землю не разграничены. Госрегистрация права муниципальной собственности на большинство земель отсутствует. Всеми участками, находящимися на территории муниципалитета, распоряжаются ОМС.

Муниципальная собственность в значительной мере носит разрешительный характер, существует вне рамок гражданского законодательства и имеет административно-правовую природу.

Управление землями, которые не принадлежат к числу муниципальных, не может считаться собственными полномочиями ОМС и является фактически реализацией делегированных полномочий.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

Для реализации делегированных полномочий ОМС вправе издавать обязательные для исполнения на соответствующей территории нормативно-правовые акты и осуществлять контроль за исполнением их предписаний (ст. 20 № 131-ФЗ). ОМС вправе отказываться от реализации делегированных полномочий в случае, если акт федерального или регионального законодательства о таком делегировании был признан недействительным.

ОМС ответственны за осуществление делегированных им полномочий в пределах полученного от госструктуры финансирования и материальных ресурсов. Нормативный акт о делегировании полномочий может предусматривать:

  • порядок согласования участия ОМС в осуществлении публичных полномочий;
  • особенности такого участия;
  • пределы правовой регламентации указанных полномочий госструктурами.

ОМС участвуют в осуществлении государственных полномочий, которые не были им делегированы по решению муниципалитета. Они вправе, но не обязаны расходовать на эти цели собственные средства в случае, если это специального предусмотрено бюджетным законодательством РФ.

Хотя муниципальный земельный контроль номинально отнесен к собственным полномочиям ОМС, многие специалисты сходятся на том, что он реализуется в качестве отдельных государственных полномочий. Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный контроль этого вида осуществляется согласно законодательству Российской Федерации.

Специальных нормативных актов, на федеральном уровне закрепляющих основы осуществления муниципального земельного контроля, не существует. Не сформулированы цели муниципального земельного контроля. Налицо пример делегированного законотворчества, адресованного ОМС, которые обязательны для исполнения ими. В данном случае речь идет уже не о праве на законотворчество, а об обязанности.

Вопрос о том, является ли муниципальный земельный контроль самостоятельный видом деятельности ОМС или частным случаем осуществления ими отдельных государственных полномочий, остается открытым. Однако очевидно, что он осуществляемый в тесном взаимодействии с уполномоченными госструктурами, имеет целью усиление открытости земельного контроля.

Муниципальные органы, наделенные полномочиями в сфере земельных отношений

В структуру ОМС, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят такие органы и должностные лица:

  • представительный орган;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация;
  • контрольный орган;
  • иные органы.

Общепринятое понятие ОМС предполагает три основных варианта их организации:

  • представительный орган и глава муниципального образования избираются общиной, при этом последний возглавляет представительный орган. Глава администрации – лицо, назначаемой по контракту.
  • представительный орган и глава муниципального образования избираются общиной. При этом последний возглавляет местную администрацию.
  • общиной избирается только представительный орган. Он, в свою очередь, избирает главу муниципального образования из своего состава. Последний возглавляет представительный орган. Главой администрации назначается стороннее лицо по контракту.

В муниципальном районе возможна ситуация, когда представительный орган формируется из глав и делегатов представительных органов поселений. В селах глава муниципального образования может возглавлять и администрацию, и представительный орган. В селах с численностью населения до 100 человек функции представительного органа осуществляются сходом общины.

Исходя из сказанного выше, диапазон колебания содержания правомочий указанных органов в вопросах регулирования земельных отношений весьма значителен. Еще более значительные расхождения содержатся в положениях о регулировании земельных отношений и постановлениях по конкретным вопросам землепользования, принимаемых органами местного самоуправления.

В структуре местной администрации либо в числе «иных органов» обычно создается управления сельского хозяйства и/или управление земельных ресурсов. Однако в разрешении большинства земельных вопросов полномочия этой структуры сведены к минимуму. Она собирает и анализирует сведения о результатах производственной деятельности хозяйствующих субъектов, дает рекомендации.

Полномочия представительного органа местного самоуправления

Представительский орган разрешает наиболее значимые земельные вопросы, находящиеся в ведении ОМС. Этот орган единственный, которые при любой схеме организации ОМС избирается непосредственно населением. Он колегиален, а потому уровень субъективизма в его решениях минимален. К числу полномочий представительского органа относятся:

  • утверждение зонирования территорий муниципальных образований;
  • утверждение генпланов застройки населенных пунктов, земельно-хозяйственного устройства городов;
  • утверждение проектов организации и застройки садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан;
  • утверждение процедуры предоставления участков (должна соответствовать требованиям федерального и регионального законодательства);
  • утверждение правил пользования земельными ресурсами;
  • установление ограничений по использованию земли;
  • установление перечня неотчуждаемых или ограниченно отчуждаемых земель в рамках, установленных федеральным или региональным законодательством, порядка изъятие участков у собственников;
  • установление порядка совершения сделок по приобретению земель в муниципальную собственность или отчуждению этих земель;
  • установление различных размеров земельных участков, передаваемых для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства;
  • установление порядок муниципального контроля за использованием и охраной земель;
  • установление правил взимания земельного налога, предоставления льгот.

Российская Федерация переживает период системных реформ. С одной стороны, в ходе общих экономических преобразований реализуется земельная реформа. С другой — происходит становление местного самоуправления. Это пока не привело к созданию надлежащих организационно-экономических и социальных основ современных земельных отношений.

Наблюдается:

  • повсеместная деградация земельных ресурсов муниципальных образований,
  • снижение продуктивности хозяйствования на земле,
  • необоснованное выведение больших площадей земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ссылка на основную публикацию