Статья 2. законодательство российской федерации о жилищном обеспечении военнослужащих

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», именно статьи 15 и 15.1 направлены на совершенствование жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации не позднее 1 января 2005 года.

  • Категории граждан, которые подлежат обеспечению жильем:
  • 1) Уволенные с военной службы:
  • — по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
  • — по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более в календарном исчислении.
  • 2) Уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  • 3) Уволенные с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

4) Члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. При этом данное право распространяется на эту категорию граждан, если они его приобрели до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы. За вдовами (вдовцами) это право сохраняется до повторного вступления в брак.

Членам семей граждан, погибших (умерших) после увольнения с военной службы, жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.

Обеспечение жилыми помещениями указанных граждан осуществляется в следующих формах:

  1. 2) жилого помещения по договору социального найма;
  2. 3) единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
  3. 4) выдачей Государственного Жилищного Сертификата.

На данный момент времени полномочия по обеспечению жилыми помещениями уволенных военнослужащих переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусмотрена возможность решения вопроса об обеспечении жильем на муниципальном уровне. При этом данная система предусматривает строительство жилья для уволенных военнослужащих.

  • Норма предоставления жилого помещения:
  • В соответствии с Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма предоставляется 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
  • При предоставлении жилого помещения гражданину, реализующему право на дополнительную общую площадь жилого помещения, размер общей площади жилого помещения увеличивается в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения.

Такое превышение может составлять не более 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для семей из 2 и более человек, а для одиноко проживающего уволенного военнослужащего, либо члена семьи погибшего (умершего) уволенного военнослужащего — не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Размер единовременной денежной выплаты и субвенций:

При предоставлении единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения.

Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении ЕДВ на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством Российской Федерации и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Субвенции не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования субвенций не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственный Жилищный Сертификат:

Все вопросы, связанные с ГЖС регламентируются Приказом МО РФ № 2050 от 8 ноября 2011 г.

«Об утверждении Порядка формирования списков граждан — участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 г. «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 — 2015 годы».

Перерегистрация граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц:

  1. — документов, удостоверяющих личность: паспортов всех членов семьи, достигших возраста 14 лет (разворот с фотографией, страницы со штампами о регистрации места жительства, брака, его расторжении, страница «Дети»), свидетельств о рождении лиц, не достигших возраста 14 лет,
  2. — документов, подтверждающих состав семьи: свидетельств о рождении детей, о заключении и (или) расторжении брака, об установлении отцовства, судебное решение о признании членом семьи (при наличии) и др.,
  3. — справки о зарегистрированных лицах в занимаемом жилом помещении,
  4. — документов, подтверждающих право пользования занимаемым жилым помещением (ордер, договор, свидетельство о праве собственности и др.),
  5. — справок органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилого помещения в собственности каждого из членов семьи.
  6. В случае отсутствия в учетных делах граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, документов, перечень которых представлен ниже, они также могут быть затребованы специалистом для перерегистрации:
  7. — заявление, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи.
  8. — выписка из приказа об увольнении с военной службы,
  9. — выписка из приказа об исключении из списков личного состава,
  10. — выписка из личного дела о составе семьи,
  11. — удостоверение на право пользования льготами,
  12. — копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено федеральным законодательством Российской Федерации),
  13. — обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения (в 2 экземплярах),
  14. — справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания (за исключением граждан, проживающих в служебном жилищном фонде федерального органа исполнительной власти, из которого увольнялись такие граждане),
  15. — технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма,
  16. — выписки из домовых книг со всех мест проживания с января 2005 года,

— документы с мест жительства граждан и членов их семей о наличии (отсутствии) у граждан и членов их семей жилых помещений в собственности и сделках с указанными жилыми помещениями с 1991 года (справки (сообщения) бюро технической инвентаризации с 1991 года до 31 января 1998 г., справки (сообщения) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 31 января 1998 г.),

  • — справки о замене паспортов,
  • — справка из военного комиссариата, органа уголовно-исполнительной системы, органа противопожарной службы МЧС России, органа внутренних дел об общей продолжительности службы в календарном исчислении,
  • — справка об источниках финансирования подразделения (только для сотрудников МВД, ГУФСиН, противопожарной службы),
  • — справка о неполучении во время службы безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилых помещений,
  • — выписка из приказа о присвоении воинского звания (для полковников).
  • Примечание: В случае представления всех необходимых документов их повторное представление не требуется.
Читайте также:  Статья 30.1. обжалование решений органов управления кооперативом

Долгожданный закон № 416-ФЗ. Исправил ли он ситуацию с жильем военных?


Совсем недавно 2 декабря 2019 года был опубликован чрезвычайно важный Федеральный закон N 416-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»,  регламентирующую жилищное обеспечение. Это стало огромным шагом навстречу военными. Поэтому давайте сегодня поговорим об истории вопроса, теории и практике, т. е. покажем к чему привело принятие этих изменений.

Итак, принятие этого закона стало результатом обстоятельств, которые назревали уже не один год.

И особенно обстановка накалилась когда военнослужащих, обеспеченных в свое время жильем как членов семей родителей, начали сотнями снимать с учета нуждающихся в жилом помещении. На нашем форуме собраны множество историй когда военные с семьями оставались без жилья.

Ссылку на тему смотрите ниже. Снятие с  учета нуждающимися происходило  несмотря на то, что подобное жилобеспечение в качестве члена семьи происходило в 90-х, начале 2000 годов. Военных снимали с очереди даже не глядя на то, что данных квартир уже и в помине давно не было.

В верховном суде ежегодно находились сотни дел по данному вопросу. То есть вы представляете каковы были масштабы проблемы и число неполучивших из-за этого жилье семей военнослужащих.

И здесь я хочу напомнить, что право членов семьи производно от права военнослужащих, поэтому если военному не положено жилье, то и членам семьи соответственно тоже не положено.

Поэтому в итоге много семей за последние несколько лет остались вообще ни с чем. И при этом зачастую они были бы рады даже вычету полученных квадратов, но увы — и здесь верховный суд не шел навстречу военнослужащим.

  • Как следует из текста пояснительной записки еще к законопроекту на тот момент ситуация была действительно сложная:
  • Фактически для военнослужащих существовало  дополнительное основание, не предусмотренное статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по которому они не могли признаваться нуждающимися в жилых помещениях, а именно: обеспечение таких военнослужащих жилой площадью в качестве членов семьи других граждан.
  • Поэтому сложившаяся негативная эмоциональная обстановка среди военнослужащих — была уже последней каплей в море негодования и соответственно привела к нововведениям.

И вот наконец все решилось, законодатели внести поправки в статью 15 ФЗ о статусе военнослужащих.

В результате, теперь при признании нуждающимся потомственных военнослужащих должен применяться к действиям по намеренному ухудшению 5-летний срок (а не как было ранее за весь период жизни), а также соответственно, учитываться сделки, которые приводят к этому намеренному ухудшению за последние 5 лет.

Некоторые зададут вопрос, а что же делать тем, кому РУЖО вынесло решение об отказе в признании нуждающихся до вступления рассматриваемых поправок.

Разъясняем — вы имеете право повторно подать документы со ссылкой на вступившие в силу изменения в законодательстве.

Идем далее, необходимо обратить внимание на следующую фразу в поправках —  Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями. Видите, здесь есть вставка «обеспечение в качестве членов семьи иных граждан».

С нашей точки зрения, здесь   подразумевается  проблема (и она в целом подтверждается судебной практикой), касающаяся участия военнослужащих в приватизации. Так как в прошлом и позапрошлом году была целая серия решений верховного суда о том, что участие в приватизации военнослужащего также является способом его обеспечения от государства.

А раз обеспечивался жильем от государства, то от МО РФ значит ничего больше не положено. Как говорится Без комментариев….

Но в целом будем надеяться, что правоприменительная практика встанет на сторону военнослужащего и больше не будет подобных неразберих.

Далее в 46-м выпуске нашего военно-правового блога мы перейдем к практической строне вопроса и рассмотрим позицию ДЖО. А также обратимся к свежей судебной практике по данному вопросу. И конечно же сделаем выводы удалось ли государству на практике решить обсуждаемаемую проблему с жильем военным.

Обсуждение темы если военнослужащий или члены его семьи ранее владели жильём от МО, государства >>>

Обеспечение жильем военнослужащих: признание нуждающимся в жилом помещении, нормы жилья, условия и порядок получения

Если военнослужащий по контракту закончил карьеру, то, в отличие от призывников-срочников, он имеет целый ряд льгот. К ним относятся:

  • единоразовая выплата для увольняемых из ВС;
  • обеспечение вещевым имуществом или денежная компенсация за него;
  • предоставление положенных отпусков безразрывно перед увольнением.

Однако основной помощью остается получение жилплощади. Основные льготы прописаны в ФЗ № 76 от 27.05.1998, он определяет статус военнослужащего. Согласно данному закону к ним относятся 2 категории:

  1. Военнослужащие, проходящие службу по призыву.
  2. Те, кто служит в армии по заключенному контракту.

О том, могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья или субсидии, читайте здесь.

Обеспечение служебными квартирами

По действующим правилам военному, который приехал на место службы, должны выдать в течение трех месяцев служебное жилье. Если военный гарнизон не располагает такими ресурсами, то военнослужащему разрешено снять жилье самостоятельно, а ему выплатят компенсацию в размерах, установленных законом.

Военный имеет право на служебное жилье в течение всего срока службы по контракту. Все это установлено в ст. 15 ФЗ № 76 от 27.05.1998. Служебное жилье военному и его семье дают в том случае, если у них нет своего жилья по месту службы. Если жилье есть, но оно в другом регионе, — служебное жилье все равно положено.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • Что делать если потерял водительские права: как восстановить, госпошлина, штраф, документы
  • Штраф за неявку в военкомат: уважительные причины неявки, ответственность
  • Хищение военного имущества: ответственность военнослужащего
  • ФКЗ о военном положении в редакции 2021 года
  • Что делать если потерял приписное свидетельство: как восстановить, штраф
  • Уклонист: что будет, если скрываться от армии, как разыскивают уклонистов
  • Что делать если потерял паспорт: как восстановить, куда обращаться, какие документы нужны, порядок восстановления

Приватизировать служебное жилье нельзя. Оно предоставляется по договору соцнайма.

В такой квартире можно жить, но продать или подарить ее кому-то другому не получится. По окончании службы или при переводе в другой город служебную квартиру придется освободить — в нее переедет другой военный.

При освобождении квартиры надо получить справку о сдаче жилого помещения.

В ст. 15.1 ФЗ № 76 от 27.05.1998 указаны нормативы, по которым предоставляют жилплощадь. Чем больше человек в семье, тем больше квадратных метров будет в служебной квартире. 18 кв. м — это норматив на одного человека. У некоторых военных есть право на дополнительные метры:

  • у полковников и военных с более высокими званиями;
  • у командиров воинских частей;
  • у преподавателей военных вузов и т.д.

В собственность

На него могут рассчитывать только военные, признанные нуждающимися в жилье. Помимо этого, должно выполняться одно из трех следующих требований:

  1. Первый контракт заключен до 1 января 1998 г.
  2. Контракт заключен позже, но есть выслуга 20 лет и больше.
  3. Контракт заключен позже, есть выслуга 10 лет и больше, при этом увольнение прошло по «льготным» основаниям, по:
  • предельному возрасту;
  • состоянию здоровья;
  • ОШМ.

Военнослужащим с данным статусом государство обязуется предоставить жилье в собственность или по договору социального найма. Жилье в собственность может быть предоставлено:

  1. в виде квартиры (см. порядок, утв. приказом МО № 20 от 25.01.2016 и др. акты);
  2. в виде денежной субсидии
Читайте также:  Статья 10. Перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы, переселение на другое место жительства

Служебное жилье для военнослужащих по контракту в 2020 году: нормы, кому положено, как получить

Любое служебное жилье, предоставляемое офицеру (или прапорщику), входит в состав специализированного жилищного фонда, относящегося к военному ведомству.

Гражданин, заключивший контракт о прохождении службы, имеет право на обеспечение отдельной служебной квартирой, частным домом или комнатой в общежитии. Выделяемые для временного размещения военнослужащих и их семей помещения должны быть пригодны для проживания.

К примеру, не разрешается размещать несколько семей военнослужащих в одной служебной квартире.

Предоставляется обычно жилое помещение на территории того района, в котором офицер (или прапорщик) проходит службу, но если отсутствует возможность обеспечить военнослужащего служебным жильем по месту нахождения части, то командир (начальник) должен разместить своего подчиненного в расположенном близко населенном пункте. Обеспечивается офицер (или прапорщик) жилым помещением в трехмесячный срок со дня своего приезда.

Площадь предоставляемого служебного жилья должна соответствовать нормам обеспечения, установленным законодательством. В настоящее время на одного человека данная величина равна 18 квадратным метрам (для бессемейного военнослужащего норматив может быть увеличен вдвое).

В случаях, когда выполнить это требования не представляется возможным, гражданин, прибывший для прохождения службы, может быть размещен вместе с семьей в пригодном для кратковременного проживания помещении меньшей площади или в помещении маневренного фонда, но исключительно с согласия самого военнослужащего.

Нормы предоставления служебного жилья

При выделении квартиры уполномоченный орган должен руководствоваться нормами, установленными для расчета площади помещений. Указанным законом утвержден параметр площади на каждого члена семьи.

Он составляет 18 кв.м.

, соответственно, для двоих может предоставляться квартира площадью 36-45 (9 — конструктив) квадратных метров, для семьи с ребенком – двухкомнатная, от 45-54 (9-конструктив) квадратов и т.д…

Заключение договора на служебное жилье подразумевает срочный характер, его действие прекращается с окончанием службы в конкретном населенном пункте и переводе в другой.

Кроме того жилищный договор должен адаптироваться потребностям семьи военнослужащего в конкретный период времени. Например, по прибытию в часть количество членов семьи составляло два человека, но через некоторое время увеличилось.

С рождением ребенка военный имеет право подать рапорт с требованием предоставления большей жилплощади, отвечающей социальному нормативу.

  Как оплатить за детский садик через Сбербанк Онлайн

Нередки ситуации, когда приходится доказывать право на выделение большей площади, чем предлагает Департамент.

Они связаны с проживанием с военнослужащим детей, достигших совершеннолетия, а также детей, в отношении которых не оформлено опекунство, усыновление (от первого брака супруги).

Отказ Департамента учитывать детей этих категорий при расчете жилплощади неправомерен, так как к членам семей относят:

  • супругов;
  • детей, не достигших совершеннолетия;
  • детей, достигших совершеннолетия, имеющих инвалидность;
  • детей возрастом до 23 лет, проходящих обучения по очной форме;
  • иждивенцев.

Категория лиц, находящихся на иждивении, включает престарелых родителей, больных родственников, совместно проживающих несовершеннолетних. Эти граждане также учитываются при расчете жилой площади. Если вопрос, сколько положено военнослужащему квадратных метров служебного жилья, решается с нарушениями, необходимо обратиться за юридической помощью.

Кто из военнослужащих имеет право на служебное жилье?

На получение жилья из служебного фонда военного ведомства имеют право претендовать следующие категории военнослужащих:

  1. офицеры (или прапорщики), которые заключили контракт до января 1998 года;
  2. граждане, получившие назначение на должности после получения образования в военных профессиональных образовательных учреждениях;
  3. офицеры, которые заключили свой первый контракт после января 1998 года;
  4. прапорщики, сержанты и матросы, заключившие контракт после 1998 года;
  5. военнослужащие, являющиеся участниками ипотечной системы обеспечения жильем (но до момента приобретения или получения ими квартиры для постоянного проживания);
  6. граждане, проходящие военную службу в военных городках закрытого типа.

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим, военнослужащие, которые в него включены не были (граждане, проходящие службу по призыву, граждане иностранных государств) служебным жильем военного ведомства не обеспечиваются.

Как получить служебное жилье, если уже есть квартира по военной ипотеке?

“Как получить служебное жилье военному, если уже есть квартира по военной ипотеке? Знаем, что мало шансов, и все-таки”.

Для понимания того, как сейчас может решаться вопрос с получением служебного жилья, когда уже имеется жилье по военной ипотеке, приводим позицию законодательства и судебную практику за последнее время по этому вопросу.

До 2020 года “служебку” давали, если жилье по военной ипотеке расположено не по месту службы.

Раньше те, кто занимается “выдачей” служебного жилья, считали, что если военнослужащий приобретает жилье по программе военной ипотеки по месту службы, “служебка” ему уже не положена. Если военный приобретал жилье в другом регионе или на такой удаленности, что невозможно своевременно прибыть к месту службы, то служебное жилье оставляли.

В декабре 2020 года появилась позиция Суда — не давать “служебку”, если уже есть жилье по военной ипотеке.

Верховный Суд установил, что одновременное предоставление жилья по двум основаниям приводит к сверхнормативному обеспечению жильем, что законом не допускается (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 208-КГ 18-19). Позиция Суда такая: реализовав право на жилье посредством приобретения жилья по военной ипотеке, вы уже не имеете право на обеспечение “служебкой” по месту военной службы.

Кс дал дополнительные гарантии соблюдения права военных на обеспечение жильем

20 июля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 34-П по делу о проверке конституционности п. 15 ст.

15 Закона о статусе военнослужащих, согласно которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (НИС), выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья, при этом на указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяются иные виды жилищных гарантий.

Поводом для рассмотрения стала жалоба Анатолия Удовиченко, который проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД РФ с 3 августа 1993 г.

Жилищная комиссия воинской части признала заявителя и его семью (супругу и несовершеннолетнего ребенка) нуждающимися в жилье для постоянного проживания. В 2014 г.

заявитель по состоянию здоровья был уволен с военной службы, общая продолжительность которой на тот момент составила 20 лет 7 месяцев 28 дней.

21 июля 2014 г. Анатолий Удовиченко был исключен из списков личного состава воинской части, а 1 августа 2015 г.

ее жилищная комиссия исключила его и членов его семьи из списков нуждающихся в жилом помещении, поскольку супруга заявителя, проходящая военную службу по контракту в звании прапорщика, является участником НИС в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

Районный суд отказал гражданину в удовлетворении исковых требований об оспаривании указанного решения жилищной комиссии, обязании включить в список нуждающихся в жилье по договору соцнайма и предоставить жилое помещение по такому договору. Апелляция оставила без изменения решение первой инстанции.

Суды исходили из п. 15 ст.

15 Закона о статусе военнослужащих, указав, что Удовиченко, являясь членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включенного в реестр участников НИС, не может быть обеспечен жильем иным способом, нежели путем приобретения или строительства жилых помещений по такой программе. Право супруги заявителя на обеспечение ее и членов ее семьи жильем по накопительно-ипотечной системе не было реализовано на момент вступления в силу указанных судебных постановлений.

В связи с этим Анатолий Удовченко обратился в КС с жалобой, в которой указал, что оспариваемое законоположение противоречит Конституции, поскольку лишает его приобретенного им на основании Закона о статусе военнослужащих права на получение от государства жилого помещения для постоянного проживания, предусматривая лишь возможность обеспечения его в будущем жильем в рамках НИС как супруга военнослужащего – участника этой системы. Такая ситуация существенно ухудшает его положение как адресата установленных законом жилищных гарантий.

Читайте также:  Статья 4. Виды ставок пошлин

Рассматривая дело, КС РФ пришел к выводу, что в соответствии с действующим законодательством с момента вступления супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения такой военнослужащий утрачивает независимо от своего волеизъявления ранее возникшее право на жилье. Реализация его потребностей в жилище зависит от реализации жилищных прав его супруги. 

Суд отметил, что само по себе признание военнослужащего участником накопительно-ипотечной системы и включение его в соответствующий реестр не свидетельствуют о реализации им данной жилищной гарантии, поскольку, по общему правилу, право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, возникает при наступлении определенных обстоятельств, в частности достижения общей продолжительности военной службы 20 лет и более или при наличии определенных оснований для увольнения со службы в случае достижения общей продолжительности военной службы 10 лет и более (п. 2 ст. 3, 9 и 10 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих). 

Такое правовое регулирование, по мнению КС РФ, ставит военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение военной службы до 1 января 2005 г.

, продолжающих проходить военную службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов, участвующих в НИС, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками НИС.

Это обстоятельство не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод. 

Конституционный Суд также сослался на свою прежнюю практику, согласно которой приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего правового регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления КС РФ от 24 мая 2001 г. №  8-П; от 20 апреля 2010 г. № 9-П; от 25 июня 2015 г. № 17-П и от 19 апреля 2018 г. № 16-П).

По итогам рассмотрения жалобы КС признал оспариваемую норму противоречащей Конституции в той мере, в какой она препятствует праву военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.

, продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление жилья ему и членам его семьи в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в НИС независимо от волеизъявления лиц воспользоваться таким правом на жилье вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в НИС.

Федеральному законодателю рекомендовано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование. При этом КС РФ указал направить на пересмотр судебные акты, принятые по делу заявителя. 

Комментируя решение КС, адвокат АП г. Москвы Олег Лисаев назвал его справедливым, поскольку нельзя применять закон к длящимся жилищным правоотношениям, ухудшающим положение граждан: «Льгота, установленная ранее, должна быть сохранена как обязательство государства перед лицами, избравшими службу Родине делом жизни».

Как пояснил адвокат, внесенными в 2005 г. изменениями в законодательство было установлено, что если один из супругов стал участником ипотечной программы, то другой супруг и члены их семей утрачивают ранее предоставленное право на получение жилья бесплатно.

«Конституционный Суд РФ защитил жилищные права военных и признал данную норму несоответствующей Конституции, поскольку за военнослужащими сохраняется право самим решать, в каком порядке они должны быть обеспечены жилым помещением, если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г.

и продолжили прохождение военной службы или были уволены с нее после этой даты», – констатировал эксперт. 

В свою очередь адвокат МКА «Адвокат» Максим Жмурков в качестве положительного момента постановления КС отметил возможность его распространения на ранее рассмотренные дела, что, безусловно, повлияет на практику гражданских судов.

По мнению Максима Жмуркова, судебная практика в отношении военнослужащих не слишком последовательна: «С одной стороны, они имеют специальный статус (например, на них не распространяется действие ст.

53 ЖК о намеренном ухудшении жилищных условий, имеются усиленные гарантии обеспечения жилыми помещениями и т.д.). С другой, в нужных случаях суды декларируют приоритет жилищного законодательства над гражданским (например, о том, что в соответствии с ч. 2 ст.

4 ЖК жилищные правоотношения распространяются на всех граждан России и изъятий не содержат и т.п.)». 

По словам эксперта, ст. 14 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих уже давала право каждому из супругов-военнослужащих претендовать на получение целевого жилищного займа через 3 года участия в накопительно-ипотечной системе для приобретения жилья в общую собственность. А теперь КС РФ прибавил им гарантии в этом конкретном вопросе.

Фз "о статусе военнослужащих": последняя редакция 2021 года

Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в мае 1998 года.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, настоящий федеральный закон призван определить права, свободы, обязанности и ответственность лиц, находящихся в статусе военнослужащих, а также основы политики государства в области правовой и социальной защиты действующих служащих, граждан России, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Также читайте о ФЗ №79 в новой редакции здесь:

Структурно закон о статусе военнослужащих состоит из трех глав. Рассмотрим основные аспекты, прописанные в законе.

  • Общие положения: понятие статуса военнослужащих и лица, находящиеся в этом статусе. Гарантии государства в области правовой и социальной защиты семей военных. Правовая база данного статуса.
  • Права и свободы военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы: защита свободы, чести, достоинства. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. Свобода слова, право участия в массовых мероприятиях (митинги, демонстрации). Свобода совести и вероисповедания. Порядок регулирования графика: служебное время и право на отдых. Денежное довольствие и отдельные выплаты. Проезд в транспорте и почтовые отправления. Обеспечение продовольствием, вещами и т.д. Право на жилье, медицинское обслуживание. Страховые гарантии. Право на образование и культурное просвещение. Возможность обжалования неправомерных действий и право на получение юридической помощи. Увольнение со службы. Право на труд и на трудоустройство. Социальная защита семей, потерявших кормильца, бывшего в статусе военнослужащего. Дополнительные социальные гарантии для военных, находящихся в «горячих точках» в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.
  • Обязанности и ответственность. Производство, связанное с дисциплинарными проступками: общие и должностные обязанности, ограничения и запреты, связанные с военной службой. Ответственность. Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности. Права привлекаемого лица. Дисциплинарное взыскание и обстоятельства, учитываемые при его назначении. Сбор и оценка доказательств. Разбирательство. Исполнение взысканий.
  • Последние изменения в ФЗ о занятости населения по ссылке:
  • Невозможно отрицать тот факт, что повышение престижа современной российской армии в обществе во многом связано с дальнейшими перспективами в материальном плане и не только: особый статус гражданина даже после увольнения со службы, высокие пенсии, возможность приобретения жилья и многое другое.
  • О последних изменениях в ФЗ №294 в последней редакции можно узнать здесь:
  • Разъясним несколько важных аспектов закона о статусе военнослужащих, касающихся денежного довольствия и дополнительных денежных выплат.
  • ФЗ о статусе судей с последними изменениями на 2018 год читайте по ссылке:

На военных возложены обязанности по вооруженной защите Российской Федерации и подготовке к ней. При этом от состава требуется беспрекословное выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

В связи с особым характером возлагаемых обязанностей, государство предоставляет им многочисленные льготы, гарантии и компенсации. Прописаны в настоящем законе о статусе военнослужащих.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]