-
Принят
Государственной Думой 5 апреля 2001 года -
Одобрен
Советом Федерации 16 мая 2001 года -
Настоящий
Федеральный закон определяет правовую
основу, принципы организации и основные
направления государственной
судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации (далее — государственная
судебно-экспертная деятельность) в
гражданском,
административном
и уголовном
судопроизводстве. -
Производство
судебной экспертизы с учетом особенностей
отдельных видов судопроизводства
регулируется соответствующим
процессуальным законодательством
Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
-
Статья
1.
Государственная судебно-экспертная
деятельность -
Государственная
судебно-экспертная деятельность
осуществляется в процессе судопроизводства
государственными судебно-экспертными
учреждениями и государственными
судебными экспертами (далее также —
эксперт), состоит в организации и
производстве судебной экспертизы. -
Статья
2.
Задача государственной судебно-экспертной
деятельности -
Задачей
государственной судебно-экспертной
деятельности является оказание содействия
судам, судьям, органам дознания, лицам,
производящим дознание, следователям и
прокурорам в установлении обстоятельств,
подлежащих доказыванию по конкретному
делу, посредством разрешения вопросов,
требующих специальных знаний в области
науки, техники, искусства или ремесла. -
Статья
3.
Правовая основа государственной
судебно-экспертной деятельности -
Правовой
основой государственной судебно-экспертной
деятельности являются Конституция
Российской Федерации, настоящий
Федеральный закон, Гражданский
процессуальный кодекс РСФСР,
Арбитражный
процессуальный кодекс
Российской Федерации, Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР,
Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях, Таможенный
кодекс Российской Федерации,
Налоговый
кодекс Российской Федерации,
законодательство Российской Федерации
о здравоохранении, другие федеральные
законы, а также нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти, регулирующие организацию и
производство судебной экспертизы. -
Статья
4.
Принципы государственной судебно-экспертной
деятельности -
Государственная
судебно-экспертная деятельность
основывается на принципах законности,
соблюдения прав и свобод человека и
гражданина, прав юридического лица, а
также независимости эксперта,
объективности, всесторонности и полноты
исследований, проводимых с использованием
современных достижений науки и техники. -
Статья
5.
Соблюдение законности при осуществлении
государственной судебно-экспертной
деятельности
Государственная
судебно-экспертная деятельность
осуществляется при условии точного
исполнения требований Конституции
Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов, составляющих правовую
основу этой деятельности. Нарушение
закона при осуществлении судебно-экспертной
деятельности недопустимо и влечет за
собой ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.
-
Статья
6.
Соблюдение прав и свобод человека и
гражданина, прав юридического лица при
осуществлении государственной
судебно-экспертной деятельности -
Государственная
судебно-экспертная деятельность
осуществляется при неуклонном соблюдении
равноправия граждан, их конституционных
прав на свободу и личную неприкосновенность,
достоинство личности, неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту чести и доброго имени, а также
иных прав и свобод человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права и в
соответствии с Конституцией
Российской Федерации. -
Судебно-экспертные
исследования (далее — исследования),
требующие временного ограничения
свободы лица или его личной
неприкосновенности, проводятся только
на основаниях и в порядке, которые
установлены федеральным законом. -
Лицо,
полагающее, что действия (бездействие)
государственного судебно-экспертного
учреждения или эксперта привели к
ограничению прав и свобод гражданина
либо прав и законных интересов юридического
лица, вправе обжаловать указанные
действия (бездействие) в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации. -
Статья
7.
Независимость эксперта
При
производстве судебной экспертизы
эксперт независим, он не может находиться
в какой-либо зависимости от органа или
лица, назначивших судебную экспертизу,
сторон и других лиц, заинтересованных
в исходе дела. Эксперт дает заключение,
основываясь на результатах проведенных
исследований в соответствии со своими
специальными знаниями.
-
Не
допускается воздействие на эксперта
со стороны судов, судей, органов дознания,
лиц, производящих дознание, следователей
и прокуроров, а также иных государственных
органов, организаций, объединений и
отдельных лиц в целях получения заключения
в пользу кого-либо из участников процесса
или в интересах других лиц. -
Лица,
виновные в оказании воздействия на
эксперта, подлежат ответственности в
соответствии с законодательством
Российской Федерации. -
Статья
8.
Объективность, всесторонность и полнота
исследований -
Эксперт
проводит исследования объективно, на
строго научной и практической основе,
в пределах соответствующей специальности,
всесторонне и в полном объеме. -
Заключение
эксперта должно основываться на
положениях, дающих возможность проверить
обоснованность и достоверность сделанных
выводов на базе общепринятых научных
и практических данных. -
Статья
9.
Основные понятия, используемые в
настоящем Федеральном законе -
Для
целей настоящего Федерального закона
используются следующие основные понятия: -
медицинский
стационар
— государственное медицинское учреждение,
а равно его отделение, которые предназначены
для круглосуточного содержания пациентов; -
психиатрический
стационар
— государственное психиатрическое
учреждение, а равно психиатрическое
отделение государственного медицинского
учреждения, которые предназначены для
круглосуточного содержания пациентов,
— разновидность медицинского стационара; -
судебно-психиатрический
экспертный стационар
— психиатрический стационар, специально
предназначенный для производства
судебно-психиатрической экспертизы; -
руководитель
государственного судебно-экспертного
учреждения (далее также — руководитель)
— директор или начальник (заведующий)
государственного судебно-экспертного
учреждения либо приравненного к нему
специализированного подразделения,
осуществляющий функцию руководства
при организации и производстве судебной
экспертизы в соответствующем учреждении
или подразделении; -
судопроизводство
— регулируемая процессуальным
законодательством Российской Федерации
деятельность суда или судьи в ходе
судебного разбирательства гражданских,
административных и уголовных дел, а
также деятельность органа дознания,
лица, производящего дознание, следователя
или прокурора при возбуждении уголовного
дела, проведении дознания и предварительного
следствия; -
судебная
экспертиза
— процессуальное действие, состоящее
из проведения исследований и дачи
заключения экспертом по вопросам,
разрешение которых требует специальных
знаний в области науки, техники, искусства
или ремесла и которые поставлены перед
экспертом судом, судьей, органом дознания,
лицом, производящим дознание следователем
или прокурором, в целях установления
обстоятельств, подлежащих доказыванию
по конкретному делу; -
заключение
эксперта
— письменный документ, отражающий ход
и результаты исследований, проведенных
экспертом; -
образцы
для сравнительного исследования
— объекты, отображающие свойства или
особенности человека, животного, трупа,
предмета, материала или вещества, а
также другие образцы, необходимые
эксперту для проведения исследований
и дачи заключения; -
повреждение
объекта исследования
— изменение свойств и состояния объекта
в результате применения физических,
химических, биологических методов при
проведении исследований. -
Статья
10.
Объекты исследований -
Объектами
исследований являются вещественные
доказательства, документы, предметы,
животные, трупы и их части, образцы для
сравнительного исследования, а также
материалы дела, по которому производится
судебная экспертиза. -
Исследования
проводятся также в отношении живых лиц
(далее также — лицо).
При
проведении исследований вещественные
доказательства и документы с разрешения
органа или лица, назначивших судебную
экспертизу, могут быть повреждены или
использованы только в той мере, в какой
это необходимо для проведения исследований
и дачи заключения. Указанное разрешение
должно содержаться в постановлении или
определении о назначении судебной
экспертизы либо соответствующем письме.
-
Повреждение
вещественных доказательств и документов,
произведенное с разрешения органа или
лица, назначивших судебную экспертизу,
не влечет за собой возмещения ущерба
их собственнику государственным
судебно-экспертным учреждением или
экспертом. -
В
случае, если транспортировка объекта
исследований в государственное
судебно-экспертное учреждение невозможна,
орган или лицо, назначившие судебную
экспертизу, обеспечивают эксперту
беспрепятственный доступ к объекту и
возможность его исследования. -
Статья
11.
Государственные судебно-экспертные
учреждения -
Государственными
судебно-экспертными учреждениями
являются специализированные учреждения
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, созданные
для обеспечения исполнения полномочий
судов, судей, органов дознания, лиц,
производящих дознание, следователей и
прокуроров посредством организации и
производства судебной
экспертизы.
Организация
и производство судебной экспертизы
могут осуществляться также экспертными
подразделениями, созданными федеральными
органами исполнительной власти или
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
В случаях, если
производство судебной экспертизы
поручается указанным экспертным
подразделениям, они осуществляют
функции, исполняют обязанности, имеют
права и несут ответственность как
государственные судебно-экспертные
учреждения.
Государственные
судебно-экспертные учреждения создаются
и ликвидируются в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации.
Деятельность
государственных судебно-экспертных
учреждений по организации и производству
судебной экспертизы регулируется
настоящим Федеральным законом,
процессуальным законодательством
Российской Федерации и осуществляется
в соответствии с нормативными правовыми
актами соответствующих федеральных
органов исполнительной власти.
Организация
и производство судебной экспертизы в
медицинских учреждениях или их
подразделениях, не относящихся к ведению
федерального органа исполнительной
власти в области здравоохранения,
осуществляются на основании нормативных
правовых актов соответствующих
федеральных органов исполнительной
власти, принимаемых совместно с
федеральным органом исполнительной
власти в области здравоохранения. В
указанных учреждениях и подразделениях
не может организовываться и производиться
судебно-психиатрическая экспертиза.
Государственные
судебно-экспертные учреждения одного
и того же профиля осуществляют деятельность
по организации и производству судебной
экспертизы на основе единого
научно-методического подхода к экспертной
практике, профессиональной подготовке
и специализации экспертов.
Государственные
судебно-экспертные учреждения производят
судебную экспертизу в соответствии с
профилем, определенным для них
соответствующими федеральными органами
исполнительной власти.
Государственные
судебно-экспертные учреждения в
обязательном порядке производят судебную
экспертизу для органов дознания, органов
предварительного следствия и судов,
расположенных на территории, которая
определяется соответствующими
федеральными органами исполнительной
власти.
В случае невозможности производства
судебной экспертизы в государственном
судебно-экспертном учреждении,
обслуживающем указанную территорию, в
связи с отсутствием эксперта конкретной
специальности, необходимой
материально-технической базы либо
специальных условий для проведения
исследований судебная экспертиза для
органов дознания, органов предварительного
следствия и судов может быть произведена
государственными судебно-экспертными
учреждениями, обслуживающими другие
территории.
-
Деятельность
государственных судебно-экспертных
учреждений по организации и производству
судебной экспертизы для других государств
осуществляется в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации. -
Статья
12.
Государственный судебный эксперт -
Государственным
судебным экспертом является аттестованный
работник государственного судебно-экспертного
учреждения, производящий судебную
экспертизу в порядке исполнения своих
должностных обязанностей. -
Статья
13.
Профессиональные и квалификационные
требования, предъявляемые к эксперту
Должность
эксперта в государственных судебно-экспертных
учреждениях может занимать гражданин
Российской Федерации, имеющий высшее
профессиональное образование и прошедший
последующую подготовку по конкретной
экспертной специальности в порядке,
установленном нормативными правовыми
актами соответствующих федеральных
органов исполнительной власти. Должность
эксперта в экспертных подразделениях
федерального органа исполнительной
власти в области внутренних дел может
также занимать гражданин Российской
Федерации, имеющий среднее специальное
экспертное образование.
Определение
уровня профессиональной подготовки
экспертов и аттестация их на право
самостоятельного производства судебной
экспертизы осуществляются
экспертно-квалификационными комиссиями
в порядке, установленном нормативными
правовыми актами соответствующих
федеральных органов исполнительной
власти. Уровень профессиональной
подготовки экспертов подлежит пересмотру
указанными комиссиями каждые пять лет.
73 ФЗ о государственной судебно — экспертной деятельности в РФ
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Необходимость в объективной и независимой профессиональной оценке возникает при разногласиях сторон по бесконечному множеству обстоятельств. Если эти обстоятельства не могут быть установлены судом самостоятельно в силу отсутствия необходимых специальных знаний, назначается судебная экспертиза.
Общие сведения
Федеральный закон N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в апреле и одобрен Советом Федерации в мае 2001 года, вступив в силу после официальной публикации в «Российской газете» 31 мая того же года. Также в это время вносились корректировки в Федеральный закон об экологической экспертизе. подробнее об этом здесь:
Преамбула закона о судебно-экспертной деятельности гласит, что «настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве».
Также ознакомьтесь с основными положениями ФЗ об адвокатуре. Подробности по ссылке:
Структурно ФЗ-73 о госэкспертизе представлен шестью главами, содержащими 43 статьи. Рассмотрим подробнее его структуру и основные положения, прописанные в законе.
Общие положения:
- Понятие государственной судебно-экспертной деятельности, её задача, правовая основа, принципы;
- Соблюдение законности, прав и свобод третьих лиц при её осуществлении;
- Независимость эксперта, объективность и полнота исследований;
- Основные понятия, прописанные в законе, объекты исследований;
- Государственные профильные учреждения;
- Государственный судебный эксперт и требования, предъявляемые к нему.
Обязанности и права:
- Обязанности и права руководителей государственных судебно-экспертных учреждений;
- Обязанности и права специалистов (экспертов);
- Ограничения при подготовке и осуществлении исследований.
Производство экспертизы:
- Основания;
- Дополнительное и повторное проведение;
- Комиссионная судебная экспертиза;
- Комиссии экспертов одной и различных специальностей;
- Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы;
- Заключение эксперта (комиссии экспертов) и его состав.
Особенности судебной экспертизы в отношении живых лиц:
- Условия и место проведения;
- Добровольность и принудительность;
- Основания и порядок перевода лица в медицинский стационар;
- Сроки нахождения в стационаре;
- Гарантии прав лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза;
- Условия её проведения в отношении лиц, находящихся под стражей или в психиатрических стационарах;
- Обеспечение лиц, которые помещены в судебные психиатрические экспертные центры;
- Ограничения при проведении экспертизы в отношении живого человека;
- Присутствие участников судебного процесса при проведении экспертизы в отношении живого человека.
Обеспечение судебно-экспертной деятельности профильных учреждений:
- Финансирование;
- Организационное и научно-техническое обеспечение;
- Информационная поддержка;
- Охрана экспертных учреждений.
Заключительные положения:
- Распространение положений закона об экспертной деятельности на негосударственные экспертные центры и их специалистов;
- Приведение существующих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим законом;
- Порядок вступления закона об экспертной деятельности в силу.
Последняя редакция 73 ФЗ о ГСЭД в РФ датируется 2015 годом.
Последние поправки
За более чем 15 лет своего существования, закон об экспертной деятельности неоднократно претерпевал изменения. Последняя редакция закона, действующая на настоящий момент, датируется 8 марта 2015 года. Поправки были продиктованы вступлением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С выходом Федерального закона от 08.03.15 «О внесении изменений…», поправки коснулись только формулировок, притом всего в двух статьях закона об экспертной деятельности:
Статья 3 о правовой основе государственной судебно-экспертной деятельности была дополнена ссылкой на Кодекс административного судопроизводства РФ в качестве одного из источников правовой основы в данной сфере.
Часть 3 статьи 37 о финансировании судебно-экспертной деятельности также претерпела изменения. Государственные судебно-экспертные учреждения имеют право предоставлять платные услуги в виде экспертиз, осуществляемых на основании договора с третьими лицами.
- Также данная статья закона об экспертной деятельности была дополнена сведениями о видах процессуальных дел, для которых судебно-экспертные учреждения вправе проводить экспертизу: экспертиза может проводиться по гражданским, административным и арбитражным делам.
- Рассмотрим отдельные статьи настоящего закона, которых не коснулись поправки.
- Статья 13 ФЗ-73 о профессиональных и квалификационных требованиях, предъявляемых к эксперту, гласит о том, что эту должность в судебных экспертных учреждениях может занимать только гражданин России с высшим образованием, получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности, в то время как эксперт подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел должен иметь по меньшей мере среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.
К определению уровня квалификации и аттестации специалистов на право самостоятельно проводить судебную экспертизу привлекаются экспертно-квалификационные комиссии. По закону ФЗ 73 об экспертной деятельности, уровень квалификации экспертов должен пересматриваться каждые 5 лет.
Статья 16 ФЗ-73 прописывает перечень обязанностей судебного эксперта. Так, данный специалист обязан:
- Принять к производству порученную руководителем экспертизу, произвести полное исследование предоставленных материалов и объектов с использованием научных знаний и технологий;
- Составить объективное заключение, дав ответы на поставленные вопросы, либо составить мотивированное письмо о невозможности проведения экспертизы, если на то есть веские причины. Например, если поставленные перед специалистом вопросы не входят в сферу его компетентности, предоставленные материалы не годятся или недостаточны для исследования и вынесения заключения, в то время как дополнить их возможности нет, либо же ответ на поставленный вопрос не может быть найден ввиду недостаточного уровня развития современной науки;
- Не разглашать полученные в ходе проведения экспертизы сведения;
- Обеспечить сохранность материалов, которые были ему предоставлены.
Также в ст. 16 73 ФЗ прописаны действия, которые специалист в ходе своей экспертной деятельности совершать не вправе. Чтобы ознакомиться с содержанием данной статьи, предлагаем скачать закон 73-ФЗ об экспертизе тут.
Статья 20 ФЗ-73 прописывает основание и порядок проведения дополнительной и повторной судебных экспертиз. Так, в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, производство дополнительной экспертизы может быть передано как прежнему, так и иному эксперту.
- В то же время, если основанием для проведения повторной экспертизы явились возникшие у суда или следствия сомнения в части объективности ранее полученного заключения, согласно положениям закона о судебно-экспертной деятельности, экспертиза поручается другому специалисту или комиссии экспертов.
- ФЗ о судебной системе 2018 года в РФ читайте по ссылке:
- Статья 25 ФЗ о ГСЭД прописывает:
- Сведения, которые должны быть отражены в основанном на проведенных исследованиях письменном заключении эксперта;
- Необходимость его заверять подписями и печатью учреждения;
- Обязательность приложения к заключению материалов, его иллюстрирующих — это документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований. Содержатся в хранилище судебно-экспертного учреждения и выдаются по требованию для приобщения к делу.
Статья 41 в соответствии с нормами процессуального законодательства предусматривает возможность проведения судебной экспертизы вне соответствующих учреждений лицами, не являющимися судебными экспертами. Необходимость участия таких лиц возникает в случае, когда для экспертизы необходимы специальные знания узкого профиля в области науки, техники, искусства или ремесла.
Текст действующей редакции закона
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации""
- Принят Государственной Думой 16 июля 2019 года
- Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года
- Статья 1
Внести в Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291; 2002, N 1, ст. 2; 2007, N 7, ст. 831; N 31, ст. 4011; 2011, N 50, ст. 7351; 2013, N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2015, N 10, ст. 1393) следующие изменения:
- 1) статью 3 изложить в следующей редакции:
- «Статья 3. Правовая основа государственной судебно-экспертной деятельности
- Правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.»;
- 2) в статье 9:
- а) абзац шестой изложить в следующей редакции:
- «судопроизводство — регулируемая законодательством Российской Федерации о гражданском, административном и уголовном судопроизводстве деятельность суда или судьи по осуществлению правосудия, а также процессуальная деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора, органа или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;»;
- б) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
- «судебная экспертиза — предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла;»;
- в) дополнить абзацем следующего содержания:
- «уполномоченные федеральные государственные органы — федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации, в том числе нормативно-правовому регулированию и методическому обеспечению, и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации, и федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.»;
- 3) в статье 11:
- а) часть первую изложить в следующей редакции:
- «Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы.»;
- б) часть вторую изложить в следующей редакции:
«Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации.
В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений.»;
- в) в части четвертой слова «соответствующих федеральных органов исполнительной власти» заменить словами «, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона»;
- г) в части пятой слова «федеральных органов исполнительной власти» заменить словами «федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации»;
- д) в части седьмой слова «федеральными органами исполнительной власти» заменить словами «уполномоченными федеральными государственными органами»;
- е) в части восьмой слова «федеральными органами исполнительной власти» заменить словами «уполномоченными федеральными государственными органами»;
- 4) в статье 13:
- а) в части первой слова «соответствующих федеральных органов исполнительной власти» заменить словами «соответствующего уполномоченного федерального государственного органа»;
- б) в части второй слова «соответствующих федеральных органов исполнительной власти» заменить словами «соответствующего уполномоченного федерального государственного органа»;
- 5) в пункте 3 статьи 15 слова «федеральных органов исполнительной власти» заменить словами «уполномоченных федеральных государственных органов»;
- 6) в статье 37:
- а) часть первую изложить в следующей редакции:
- «Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений уполномоченных федеральных государственных органов финансируется за счет средств федерального бюджета.»;
- б) в части второй слова «, экспертных подразделений» исключить;
- в) часть третью изложить в следующей редакции:
«Государственные судебно-экспертные учреждения вправе взимать плату за производство судебной экспертизы в случаях, установленных процессуальным законодательством Российской Федерации, а также проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц. Порядок расходования указанных средств определяется соответствующими уполномоченными федеральными государственными органами.»;
- 7) в статье 38:
- а) в части первой слова «федеральными органами исполнительной власти» заменить словами «уполномоченными федеральными государственными органами»;
- б) в части второй слова «федеральными органами исполнительной власти на судебно-экспертные учреждения» заменить словами «уполномоченными федеральными государственными органами на судебно-экспертные учреждения и (или) экспертные подразделения».
- Статья 2
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 1, ст. 45; 2018, N 53, ст. 8432) следующие изменения:
- 1) в части 4 статьи 1:
- а) пункт 2 после слов «предварительного расследования» дополнить словами «и судебной экспертизы»;
- б) дополнить пунктом 31 следующего содержания:
- «31) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;»;
- 2) пункт 2 статьи 4 после слов «учреждения Следственного комитета -» дополнить словами «судебно-экспертное учреждение,»;
- 3) статью 5 дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. Судебно-экспертное учреждение Следственного комитета действует независимо от следственных органов Следственного комитета. Сотрудники и руководители судебно-экспертного учреждения Следственного комитета не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета.»;
- 4) в статье 12:
- а) часть 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
- «4) криминалистические подразделения Следственного комитета (главное управление, управления и отделы по федеральным округам, управления и отделы по субъектам Российской Федерации).»;
- б) часть 3 после слов «могут создаваться» дополнить словами «судебно-экспертное учреждение,»;
- 5) статью 45 дополнить частью 10 следующего содержания:
«10.
До создания в системе Следственного комитета судебно-экспертного учреждения, но не позднее чем до 1 января 2022 года организацию и производство судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в Следственном комитете могут осуществлять экспертные подразделения Следственного комитета (главное управление, управления и отделы по федеральным округам, управления и отделы по субъектам Российской Федерации), которые действуют на основе подчинения нижестоящих сотрудников и руководителей экспертных подразделений вышестоящим руководителям экспертных подразделений. Сотрудники и руководители экспертных подразделений Следственного комитета не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета.».
- Статья 3
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
- Президент Российской Федерации В. Путин