Президент России подписал Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который усовершенствовал порядок трансляции судебных заседаний и опубликования судебных решений.
Документ вступил в силу 10 августа 2017 года.
Дело в том, что положения законодательства о персональных данных и законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации содержали противоречивые позиции, которые давно нужно было урегулировать.
К тому же порядок организации и проведения трансляции судебных заседаний определялся в пределах своих полномочий отдельно Конституционным Судом РФ, Верховным Судом, а в арбитражном процессе — решением Пленума ВАС РФ, то есть единого порядка не существовало.
Поэтому принятый Закон направлен на создание единых принципов проведения трансляции судебных заседаний в сети «Интернет» и повышение гласности судебных заседаний.
Вести онлайн-трансляцию сможет любой, кто присутствует в зале судебного заседания. Поправками установлено, что кино- и фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио, телевидению и в сети «Интернет» допускаются с разрешения суда. При этом действия лиц, осуществляющих съемку, запись, трансляцию, не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учётом мнения лиц, участвующих в деле. Согласно новой ст.15.1 Закона № 262-ФЗ не подлежат трансляции закрытые судебные заседания, а также заседания по некоторым делам, в частности: затрагивающим безопасность государства, возникающим из семейно-правовых отношений, о преступлениях против половой неприкосновенности, о признании недееспособным и другие. Да, в ряд кодексов (п.9 ч.2 ст.155 АПК РФ, п.14.1 ч.2 ст.229 ГПК РФ, п.18 ч.3 ст.205 КАС РФ) добавлены положения о том, что все данные об использовании средств аудио-, видеозаписи, систем видеоконференцсвязи и других технических средств должны быть указаны в протоколе судебного заседания. Кроме того, в нём нужно обязательно указать факт проведения кино- и фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания по радио, телевидению и в Интернете.
При проведении трансляции судебного заседания нужно также указывать в протоколе наименование СМИ или сайта в Интернете, посредством которых осуществлялась трансляция.
Согласно обновленной ст.15 Закона № 262-ФЗ тексты судебных актов должны размещаться в Интернете в разумный срок, но не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме.
Исключения предусмотрены для:
- приговоров (их тексты размещаются не позднее одного месяца после дня их вступления в законную силу);
- судебных актов арбитражных судов (такие акты должны быть размещены в Интернете не позднее следующего дня после дня их принятия).
В полном объеме размещаются в Интернете тексты судебных актов, подлежащих опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, Верховным Судом РФ (по делам, рассматриваемым в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством), арбитражными судами. Исключение предусмотрено для судебных актов, тексты которых предусматривают положения, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, — такие положения исключаются из текстов судебных актов при их размещении (ч.2 ст.15 Закона № 262-ФЗ). При размещении в Интернете текстов судебных актов, принятых судами общей юрисдикции, Верховным Судом РФ (по делам общей юрисдикции) из указанных актов исключаются персональные данные. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. В обновленной ч.4 ст. 15 Закона № 262-ФЗ определен состав сведений, признаваемых персональными данными применительно к судебным актам (которые должны исключаться из их текстов при размещении в Интернете).
К ним относятся:
- ФИО участников судебного процесса, дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, ИНН физического лица, ОГРН индивидуального предпринимателя, страховой номер индивидуального лицевого счета;
- Сведения о месте нахождения земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, квартиры, транспортного средства, иные сведения об имуществе и о находящихся в банках или иных кредитных организациях денежных средствах участников судебного процесса, если эти сведения относятся к существу дела.
Специалисты лучшей компании для бухгалтера «Что делать Консалт»
Публикация судебного акта с опозданием не означает продление срока его обжалования
В феврале решением арбитражного суда закрытое акционерное общество было признано несостоятельным, в отношении него открыто конкурсное производство. На основании определения суда первой инстанции от 12 апреля в реестр требований кредиторов общества включено требование индивидуального предпринимателя в размере около 29 млн рублей.
27 апреля банк, также являющийся конкурсным кредитором должника, не согласившись с этим определением суда, подал апелляционную жалобу, которая почти месяц спустя была возвращена заявителю. В своем определении апелляционный суд указал, что жалоба подана банком 28 апреля, т.е. за пределами 10-дневного срока обжалования решения суда первой инстанции.
В кассационной жалобе банк просил отменить определение апелляционного суда, восстановить пропущенный срок подачи апелляционной жалобы и направить дело в суд апелляционной инстанции для рассмотрения вопроса о принятии жалобы к производству.
Банк указал, что, согласно уведомлению системы «Мой арбитр», апелляционная жалоба на определение от 12 апреля поступила в систему подачи документов 27-го числа, в связи с чем нельзя согласиться с выводами апелляции о том, что жалоба была направлена 28 апреля.
Кроме того, банк указал, что само определение суда первой инстанции размещено в картотеке арбитражных дел на сайте только 17 апреля, т.е. на третий день после его изготовления в полном объеме. Так как апелляционная жалоба подана 27 апреля, т.е.
с просрочкой всего в один день, по мнению заявителя, апелляционный суд, возвращая ее, не мог ограничиться указанием на пропуск установленного срока ее подачи.
Арбитражный суд округа не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции отметил, что согласно ч. 3 ст. 223 АПК РФ определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности и обжалование которых предусмотрено, могут быть обжалованы в течение 10 дней со дня их вынесения. Таким образом, срок подачи апелляционной жалобы на определение суда первой инстанции от 12 апреля истек 26 апреля.
Суд согласился, что указание апелляционного суда на то, что жалоба банка была подана 28 апреля, хотя в системе «Мой арбитр» она зарегистрирована днем ранее, является ошибочным. Вместе с тем ошибочное определение даты подачи жалобы не привело к принятию неправильного решения, так как она все равно была подана за пределами установленного срока.
При этом доводы банка о том, что определение суда первой инстанции было опубликовано через три дня после его изготовления в полном объеме, не были приняты. Суд округа указал, что согласно п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 мая 2009 г.
№ 36 обстоятельства, на которые ссылается банк, при наличии соответствующего ходатайства могли явиться основанием для восстановления пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, однако такое ходатайство заявлено не было.
Соответственно, содержащееся в кассационной жалобе ходатайство о восстановлении пропущенного срока в порядке апелляционного производства не может быть удовлетворено.
Адвокат Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» Данил Бухарин отметил, что в судебном акте затронута проблема, с которой часто сталкиваются практикующие юристы в век «электронного судопроизводства».
По его словам, несмотря на то, что действующей Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах прямо предусматривается, что тексты судебных актов должны размещаться в сети «Интернет», в картотеке арбитражных дел и в банке решений арбитражных судов, в полном объеме через 24 часа с момента их подписания, зачастую это требование не соблюдается: «Нередко судебный акт размещается в картотеке с опозданием в несколько дней, а то и недель».
«Ошибка подателя апелляционной жалобы состояла в том, что, несмотря на указание им на нарушение суда сроков публикации определения в картотеке арбитражных дел, ходатайство о восстановлении срока заявлено не было. Это очень досадная и тем не менее значительная ошибка, повлекшая возвращение апелляционной жалобы», – заключил эксперт.
Партнер АБ «Бартолиус» Дмитрий Проводин пояснил, что закон устанавливает процессуальные сроки на обжалование в целях стабильности судебных актов. «Каждая сторона несет риск неблагоприятных последствий совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий.
Это означает, что, насколько бы ни был пропущен срок, отсутствие ходатайства о его восстановлении влечет неблагоприятные для стороны последствия в виде непринятия жалобы к рассмотрению. У суда отсутствует возможность восстановить срок по своей инициативе», – подчеркнул он.
Статья 78. Опубликование решения
ВикиЧтение
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» России Законодательство
Статья 78. Опубликование решения
Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.
Вопрос 216. Основания к отмене решения, изменению или вынесению нового решения в апелляционном и кассационном порядке по ГПК.
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:1) оставить решение суда первой инстанции без
Статья 196. Опубликование решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта
Статья 196. Опубликование решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта
1. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания
Статья 243. Порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
Статья 243. Порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
1. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
Статья 244. Основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
Статья 244. Основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
1. Арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда полностью или в части в случае, если:1) решение
Статья 307. Вступление в законную силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его опубликование
Статья 307. Вступление в законную силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его опубликование
1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия.2. Копии
Статья 128. Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
Статья 128. Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
1. Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном
Статья 196. Опубликование решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта
Статья 196. Опубликование решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта
1. Опубликование решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного акта является очень важным элементом не только реализации судебного решения, но и всей
Статья 243. Порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
Статья 243. Порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
В норме ч. 1 ст. 243 АПК о рассмотрении заявления по правилам настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено международным
Статья 307. Вступление в законную силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его опубликование
Статья 307. Вступление в законную силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его опубликование
1. Постановление суда надзорной инстанции, равно как и суда апелляционной, кассационной инстанций, вступает в законную силу со дня его
Обнародование и опубликование (выпуск в свет)
Обнародование и опубликование (выпуск в свет)
В ст. 4 Закона приводятся определения обоих терминов – «обнародование» и «опубликование», однако используемые при этом формулировки никак не отражают причин существования этих двух терминов и их соотношения друг с
83. ОПУБЛИКОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СМИ
83. ОПУБЛИКОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СМИ
В соответствии с ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» на территории РФ применяются только те федеральные
Статья 196. Опубликование решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта
Статья 196.
Опубликование решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта
1. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания
Статья 243. Порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
Статья 243.
Порядок рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
1. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
Статья 244. Основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
Статья 244.
Основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
1. Арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда полностью или в части в случае, если:1) решение по
Статья 307. Вступление в законную силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его опубликование
Статья 307.
Вступление в законную силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его опубликование
1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия.2. Копии
Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов. Сайт муниципальных образований – официальный публикатор
Одним из основных полномочий органов местного самоуправления является реализация права нормотворчества. Согласно статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят:
- устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
- правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Частью 2 статьи 24 Конституции установлено, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Кроме того, с опубликованием нормативного акта связано не только донесение его содержания до граждан, но и вступление его в силу.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно абзацу второму части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Муниципальными образованиями, кроме собственных учрежденных периодических печатных изданий, для официального опубликования правовых актов, проектов правовых актов и иной официальной информации используются и иные средства массовой информации, такие как официальные сайты муниципальных образований.
В большинстве случаев опубликование осуществляется в местных периодических печатных изданиях, что позволяет доводить содержания муниципальных правовых актов до широких слоев населения.
Однако хотелось бы напомнить, что подобному опубликованию должно предшествовать определение в уставе муниципального образования выбранного средства массовой информации в качестве официального публикатора муниципальных правовых актов органов местного самоуправления.
- Необходимо сказать, что для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона № 131 -ФЗ).
- Обращаю внимание, что согласно статье 2 Закона о СМИ под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации.
- Федеральный закон № 131-ФЗ предусмотрел два способа доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения, которые определяются уставом муниципального образования: это официальное опубликование (обязательно печатное средство массовой информации) или обнародование (необязательно печатное средство массовой информации).
- В свою очередь порядок использования официальных сетевых изданий определяется уставом муниципального образования в зависимости от формы доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения (опубликование или обнародование).
- В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ в случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
- При этом вне зависимости от того, когда был опубликован (размещен) полный текст муниципального правового акта в сетевом издании, датой его официального опубликования будет считаться день выхода первой публикации полного текста муниципального правового акта или непосредственно муниципального правового акта (то есть без указанных приложений) в периодическом печатном издании.
- Из представленного следует, что федеральный законодатель отводит сетевому изданию не основную, а вспомогательную роль в официальном опубликовании муниципальных правовых актов.
- С учетом изложенного в уставе муниципального образования, в котором предусмотрено официальное опубликование муниципальных правовых актов, не может быть определено альтернативное использование печатного или сетевого издания для официального опубликования муниципальных правовых актов.
- В противном случае это будет противоречить федеральному законодательству.
Хотелось бы отметить, что официальный портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» зарегистрирован в качестве сетевого издания и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.
2018 № 327 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу ведения федеральных регистров и государственных реестров» определен в качестве официального источника текстов муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов (далее – портал Минюста России).
Официальное опубликование (обнародование) уставов муниципальных образований и изменяющих их актов на портале Минюста России возможно на безвозмездной основе при соблюдении следующих условий:
- в устав муниципального образования включаются положения об использовании портала Минюста России для официального опубликования (обнародования) уставов муниципальных образований и изменяющих их актов, а также его доменные имена (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф), регистрационный номер и дата его регистрации в качестве сетевого издания (Эл № ФС77-72471 от 05.03.2018);
- в решении представительного органа (схода граждан) муниципального образования или в отдельном нормативном правовом акте, принятом представительным органом (сходом граждан) муниципального образования, которыми оформляются изменения и дополнения, вносимые в устав муниципального образования, содержится положение о его направлении в территориальный орган Минюста России для государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) на портале Минюста России.
Подводя итоги вышеизложенного, еще раз отмечаем важность заключительного этапа нормотворчества органов местного самоуправления. Правильная организация официального опубликования муниципальных правовых актов позволит обеспечить вступление их в законную силу и не допустить возможных случаев признания судом недействительными.
РОМАН ЗАРЕЦКИЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ПО ВОПРОСАМ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 07 (213) дата выхода от 20.07.2020.
Макрос
Каждый человек мечтает открыть свой собственный бизнес, работать исключительно на себя, развиваться в выбранном направлении. Естественно, эту мечту сейчас реализовать проще, чем когда-либо, так как в современном мире созданы все условия для того, чтобы стать частным предпринимателем.
Однако многие люди романтизируют подобную деятельность, наивно полагая, что, открыв фирму, они смогут стать большими боссами, которым ничего не нужно делать. К сожалению, все происходит с точностью наоборот. Если вы открываете собственную фирму, то вам приходится работать в два раза больше.
Более того, вам необходимо не только разбираться в собственной сфере деятельности. Вам впредь придется заниматься налогами собственной фирмы, пока она не станет достаточно большой, чтобы вы могли взять на работу соответствующего специалиста. К счастью, сейчас вы можете узнать все, что вам необходимо, из открытых источников.
И в данной статье будет в деталях разобрана ст. 78 НК РФ, которая зачастую вызывает у людей вопросы. О чем в ней говорится? Вы можете понять немного больше, если прочитаете ее полное название. А называется она так: «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа».
Все еще мало о чем говорит? Тогда читайте дальше, чтобы узнать абсолютно все подробности про ст. 78 НК РФ и окончательно с ней разобраться, и тогда вы станете на один шаг ближе к эффективному ведению бизнеса.
Заявление
Теперь пришло время рассказать про п. 4 ст. 78 НК РФ, в котором рассказывается о том, после чего зачисляется излишняя сумма, заплаченная по налогу. Как видите, процедура является многоуровневой и далеко не самой простой, как могло показаться, когда вы только начинали читать данный материал. Таким образом, пришло время узнать, что вам необходимо сделать, если вы получили извещение от налоговой, в котором вам сообщают, что вы заплатили слишком большую сумму по вашим налогам. Вам необходимо написать заявление в адрес налоговой, в котором вы сообщите, на какие будущие налоговые оплаты вы хотите потратить переплаченную сумму. Это заявление может быть составлено в свободном виде и переслано почтой на адрес налогового органа, который определяется по месту налогового учета плательщика, но также, с учетом развития современных технологий, вы можете сделать это с помощью компьютера. Во-первых, вы можете использовать электронную подпись на обыкновенном текстовом документе, чтобы он обрел не меньшую силу, чем обычный бумажный документ с вашей подписью и печатью. Во-вторых, если у вас нет электронной подписи, то вы можете воспользоваться электронным кабинетом на сайте налоговой. Если же ни один из этих вариантов вам не подходит, то вам остается только придерживаться классической бумажной почты. Обратите внимание на то, что заявление по ст. 78 НК РФ, отправленное вами, будет рассматриваться в течение срока, который не превысит десять дней с того самого момента, как налоговый орган его получит. После этого должно быть принято окончательное решение по вашему вопросу
Зачисление в счет задолженностей
Казалось бы, что еще вам нужно знать? Но все же п. 5 ст. 78 НК РФ привносит некоторые уточнения. Оказывается, если у вас имеются какие-либо задолженности, штрафы, неоплаченная пеня и так далее, налоговый орган имеет полнейшее и обоснованное право самостоятельно зачесть переплаченную сумму в счет штрафов или задолженностей налогоплательщика, если таковые имеются. Таким образом, в течение 10 дней после обнаружения факта зачисления излишней суммы средств по налогам, налоговый орган выносит свой вердикт по зачислению этих средств в счет разнообразных задолженностей, которые имеются у налогоплательщика. Будучи налогоплательщиком, что вы можете сделать в данном случае? Естественно, при наличии задолженностей и штрафов, вы не сможете использовать эти деньги для оплаты налогов и счетов в будущем, как это описывалось выше. Однако, в соответствии со ст. 78 НК РФ в новой редакции, вы все же можете написать заявление в соответствующий налоговый орган, чтобы уточнить, на оплату каких задолженностей вы хотите потратить свои средства. Опять же, ваше желание не является окончательным, поэтому в течение десяти дней с момента получения вашего заявления налоговый орган примет решение о его удовлетворении или неудовлетворении.
Срок давности
Отдельные вопросы вызывает п. 7 ст. 78 НК РФ – комментарии к нему помогают разобраться в проблеме. Суть заключается в том, что налогоплательщик может отправить заявление о зачислении средств в счет других налоговых платежей или о возврате средств на собственный счет в течение трех лет. Однако у людей возникали вопросы: можно ли каким-либо образом вернуть эту сумму по истечении данного срока? Именно для этого и были созданы комментарии, которые поясняют данный пункт довольно развернуто. Нет смысла переписывать весь большой комментарий к этому пункту, достаточно лишь вкратце рассказать, о чем там идет речь. А речь там идет о том, что такой возврат возможен, но только через суд. Суть пункта закона заключается в том, что через три года налогоплательщик теряет право выбирать, как распоряжаться этой суммой переплаты. Однако если вы докажете, что ваше исчисление трех лет отличается от того, что предлагает налоговая служба, то вы сможете вернуть себе это право и после истечения трех лет. Естественно, для этого должны быть полноценные обоснования: например, вам нужно представить доказательства того, что вы получили решение в определенный момент времени, с которого и должен начинаться отсчет трех лет. Как видите, предложенные в ст. 78 НК РФ комментарии зачастую могут пролить свет на непонятные моменты самой статьи. И обо всем этом рассказывается в данном материале, чтобы значительно облегчить вам жизнь и работу.
Принятие решения о возврате
Если вы приняли решение о том, что вы хотите вернуть себе те средства, которые оказались излишними при оплате того или иного налога, то вам, как вы уже поняли, необходимо написать соответствующее заявление и отправить его в нужный налоговый орган. Однако выше не было указано, как долго вам нужно ждать вынесения вердикта по вашему заявлению.
Оказывается, никаких отклонений от стандарта нет. Решение по вашему заявлению о возврате этих средств принимается в течение десяти дней с момента получения этого заявления.
Итак, если вы хотите вернуть себе деньги, которые оказались излишними при уплате налогов, то вам придется подождать до десяти дней, пока вас оповестят о наличии подобной суммы, также до десяти дней нужно будет подождать уже после отправки заявления, и если ваши требования будут удовлетворены, то к ожиданию возврата суммы прибавится еще до тридцати дней.
В сумме вся операция занимает не более двух месяцев. Вам также стоит обратить внимание на то, что ст. 78 и 79 НК РФ являются тесно между собой связанными, так что если вы не найдете ответов на интересующие вас вопросы в этой статье, то вам стоит взглянуть на следующую по порядку статью.
Судебная практика
Естественно, отдельно стоит поговорить о том, как эта статья Налогового кодекса используется на практике, а именно в суде. Ведь многие статьи законов зачастую привлекаются для рассмотрения конкретных дел в суде, является ли этот случай исключением? На этот вопрос нельзя ответить ни положительно, ни отрицательно, так как данная статья практически никогда не используется в суде.
В большинстве случаев не возникает абсолютно никаких проблем с возвратом средств или зачислением их в счет последующих налоговых платежей. Однако в редких случаях дело доходит и до суда, причем практически всегда речь идет о том, что налогоплательщик не уложился в обозначенный трехлетний срок подачи заявления, поэтому он пытается оспорить в суде свое право на возврат денежных средств.
Существуют также случаи, когда налогоплательщик пытается вернуть переплаченную сумму налога уже после того, как его фирма была ликвидирована. Однако, как показывает судебная практика, сделать это невозможно, так как налогоплательщиком является не физическое, а юридическое лицо, которого уже не существует.
Так что в данном случае невозможно применить правило, в соответствии с которым у вас имеется 3 года на подачу описанного выше заявления, так как счета, на который их можно вернуть, уже не существует. Более того, заявление на возврат средств можно подать только за месяц до ликвидации предприятия.
Как показывает судебная практика, требования налогоплательщиков, которые хотят вернуть себе средства, переплаченные по налогам, менее чем за месяц до ликвидации фирмы, не удовлетворяются.
Что ж, теперь вы знаете абсолютно все, что вам нужно знать касательно данной статьи Налогового кодекса РФ, однако не стоит забывать, что кодекс очень большой, поэтому вам не удастся ограничиться всего одной статьей. Даже если не говорить о других тематиках, на тему возврата перерасхода на оплату налогов существует сразу несколько дополняющих друг друга статьей: ст.
78, 79, 176, 203 НК РФ. Так что не ограничивайтесь прочтением только этого материала.
Если вы хотите, чтобы ваша компания работала с максимальной эффективностью, а также чтобы у вас не возникало никаких проблем с налоговой, вам обязательно нужно подробно ознакомиться с налоговым законодательством Российской Федерации, потому что только так вы сможете обеспечить безопасность своей фирмы.
> Ст. 78 НК РФ (2018 — 2019): вопросы и ответы
Что появилось в новой редакции ст. 78 НК РФ с ми 2018 года?
Последние новшества, изменившие ст. 78 НК РФ, связаны с включением с 2017 года в текст кодекса новой главы, описывающей правила работы со страховыми взносами, которые ранее подчинялись закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Включение в НК РФ приравняло страховые взносы к налоговым платежам и вынудило их подчиняться всем иным требованиям кодекса. В связи с этим в общие положения НК РФ, отраженные в ч.
1, были внесены дополнения, указывающие на обязательность их применения по отношению к страховым взносам.
Не стала исключением и ст. 78 НК РФ, в которой не только возникли указания на то, что она применима и к страховым взносам, но и появились новые положения, связанные с правилами возврата именно таких платежей, как страховые взносы:
- переплата по взносам, предназначенным для определенного фонда, засчитывается в счет платежей в этот же фонд или возвращается плательщику (п. 1.1);
- переплата по платежам на ОПС может не возвращаться, если ПФР сообщит о том, что она отражена в отчетности и разнесена по индивидуальным лицевым счетам (п. 6.1).
Дополнительно в статью введены положения о том, что:
- суммы, уплаченные при погашении долгов по платежам, образовавшимся из-за уклонения от их уплаты, не считаются переплатой (п. 13.1);
- правила, установленные статьей, применимы и к процентам, начисленным в пользу бюджета при признании неправомерно возмещенной в заявительном порядке суммы НДС по результатам камеральной проверки (п. 14);
- правила, установленные статьей, применимы также при возврате НДС иностранным юрлицам (п. 16).
В 2018 году обновлены лишь некоторые пункты данной статьи:
- П. 5 ст. 78 НК говорит о том, что сумма не уплаченного налога зачитывается налоговиками в счет недоимки по другому налогу не более чем за 3 года с даты уплаты налога.
- П.17 ст.78 НК дополнен правилом о том, что с момента принятия решения о возврате налога на прибыль, удержанного ранее, до его перечисления налогоплательщику должно пройти не более 1 месяца.
Как выявляется излишняя уплата?
Обычно плательщик налога знает о наличии переплаты по собственным учетным данным, при условии, что они верны. Как правило, переплата возникает либо в момент сдачи декларации, либо при фактической уплате налога.
При этом суд не считает ошибки учета веской причиной оправдания переплаты (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18180/10).
Если переплата очевидна и для ИФНС, она должна оперативно (в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения) информировать об этом налогоплательщика либо предложить ему провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).
С 2016 года обязательной и ежеквартальной стала отчетность по НДФЛ. Поэтому данные о возникающей переплате по НДФЛ появляются в ИФНС в таком же, как и для иных налогов, порядке.
О правилах заполнения отчетности по НДФЛ читайте в статье «Порядок заполнения формы 6-НДФЛ с 2018 года — пример».
Факт переплаты налогов может быть установлен судом, если:
- наличие переплаты стало бесспорным лишь после опубликования писем Минфина России (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 № А65-18995/2012);
Р рћрўрўр�р™рўрљрћр™ р¤р•р”р•р рђр¦р�р�. рўс‚р°с‚сњсџ 71. р’рёрґс‹ сђрµс€рµрѕрёр№
Статья 71. Виды решений
Часть первая утратила силу. — Федеральный конституционный закон РѕС‚ 03.11.2010 N 7-ФКЗ.
�тоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3.1, 4 и 5.
1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением.
Постановления выносятся именем Российской Федерации.
(в ред. Федеральных конституционных законов от 03.11.2010 N 7-ФКЗ, от 04.06.2014 N 9-ФКЗ)
- �тоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.
- Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
- В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
- Статья 72. Принятие решения
Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.
Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от числа действующих судей.
(в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 9-ФКЗ)
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
Статья 73. Утратила силу. — Федеральный конституционный закон РѕС‚ 03.11.2010 N 7-ФКЗ.
- Статья 74. Требования, предъявляемые к решениям
- Решения Конституционного Суда Российской Федерации должны основываться на материалах, исследованных Конституционным Судом Российской Федерации.
- КонсультантПлюс: примечание.
О юридических последствиях решения Конституционного Суда РФ, которым выявляется конституционно-правовой смысл нормы, см. Определение Конституционного Суда РФ от 11.11.2008 N 556-О-Р.
Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
- Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.
- Определения Конституционного Суда Российской Федерации оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом или решением Конституционного Суда Российской Федерации.
- Статья 75. �зложение решения
- В решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:
- 1) наименование решения, дата и место его принятия;
- 2) персональный состав Конституционного Суда Российской Федерации, принявший решение;
- 3) необходимые данные о сторонах;
- 4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;
- 5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, согласно которым Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассматривать данный вопрос;
- 6) требования, содержащиеся в обращении;
- 7) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом Российской Федерации;
- 8) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, которыми руководствовался Конституционный Суд Российской Федерации при принятии решения;
- 9) доводы в пользу принятого Конституционным Судом Российской Федерации решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;
- 10) формулировка решения;
- 10.1) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления в соответствии с пунктами 2 и 3 части первой статьи 100 настоящего Федерального конституционного закона;
(п. 10.1 введен Федеральным конституционным законом от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)
- 11) указание на окончательность и обязательность решения;
- 12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.
- �тоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
- Статья 76. Особое мнение судьи
Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение.
РћСЃРѕР±РѕРµ мнение СЃСѓРґСЊРё приобщается Рє материалам дела Рё подлежит опубликованию РІ «Р’естнике Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» вместе СЃ решением Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
(в ред. Федерального конституционного закона от 15.12.2001 N 4-ФКЗ)
РЎСѓРґСЊСЏ Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, голосовавший Р·Р° принятое постановление или заключение РїРѕ существу рассматриваемого Конституционным РЎСѓРґРѕРј Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІРѕРїСЂРѕСЃР°, РЅРѕ оставшийся РІ меньшинстве РїСЂРё голосовании РїРѕ какому-либо РґСЂСѓРіРѕРјСѓ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ или РїРѕ мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить СЃРІРѕРµ мнение Рѕ несогласии СЃ большинством судей. Р’ таком случае письменное несогласие СЃСѓРґСЊРё также приобщается Рє материалам дела Рё подлежит опубликованию РІ «Р’естнике Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Статья 77. Провозглашение решения
Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном статьей 47.
1 настоящего Федерального конституционного закона, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.
(часть первая в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)
- Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:
- судьям Конституционного Суда Российской Федерации;
- сторонам;
- Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека;
- Верховному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации.