Статья 11. Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона

  • В соортветствии со статьей 38 Федерального закона от  21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  • Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
  • В данную статью я включил все виды «смежной» ответственности, связанной с нарушением требований пожарной безопасности, в том числе и косвенно, так как например, неисполнения предписания органов государственного пожарного надзора, в большинстве своем связано и повторным нарушением требований пожарной безопасности.

1. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Первый вид ответственности, о которой многие забывают и которая практически не применяется пока этого не потребует например прокуратура.

  1. Реализуется данная ответственность согласно следующим нормам права.
  2. Статья 192. Дисциплинарные взыскания Трудового кодекса Российской Федерации
  3. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
  4. 1) замечание;
  5. 2) выговор;
  6. 3) увольнение по соответствующим основаниям.

У меня работала очень талантливый инженер по пожарной безопасности, которая до того, как перебраться в Москву трудилась в одном из очень крупных федеральных ВУЗов. И когда я на собеседовании спросил: а кому она подчинялась в своем этом ВУЗе, она скромно отвтила: «ректору». 

Я удивился. Как так — пожарный инженер и подчиняется первому лицу без «прослойки» из заместителя начальника, начальника, помощника проректора, проректора и т.п. Необычно

На это девушка просто ответила — что предыдущего ректора уволили по статье за нарушение требований пожарной безопасности и новый ректор не захотела рисковать.

Поэтому пренебрегать данной таким видом ответственности не стоит.

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ

Это наиболее известный вид ответвенности, так как про «штрафы от пожарников» не знает только совсем уж далекий от хозяйственной деятельности организации человек.

Административная ответственность реализуется в соответствии со следующими нормами права: 

Статья 20.4.  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
  • 2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —
  • влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3 — 5. Утратили силу.

  1. 6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —
  2. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • 7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
  • 8. Утратил силу

9.

Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

часть 12, 13, 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

12. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

13.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

14.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Тут лучше один раз посмотреть, чем сто раз прочитать. В описании термина пожар был показан пример пожара в Сбербанке, произошедший в 2006 году. Результатом реализации ответтсвенности по Сбербанку явилось это:

УК РФ Статья 219. Нарушение требований пожарной безопасности 1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

  1. наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  2. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
  3. наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. В Коми вынесен приговор владельцам торгового центра, где произошел крупный пожар. Основной арендатор — Александр Молев — по статье «халатность» приговорен к 5 годам заключения.

2. 17.02.09 Ейский районный суд Краснодарского края вынес обвинительный приговор по делу о пожаре в доме-интернате для престарелых и инвалидов в станице Камышеватская в марте 2007 года. Тогда погибли 63 человека (один из них скончался в больнице) и 30 получили ожоги. Директор этого учреждения Галина Корвель осуждена на 3,5 года колонии-поселения, а ее зам Юрий Божко – на четыре года.

3.

Владелец клуба «Хромая лошадь» Анатолий Зак был приговорён к практически к 10 годам лишения свободы.

4. Приговором Белгородского районного суда от 8 декабря 2011 года владелец компании по монтажу натяжных потолков был осужден по ст. 219 ч. 3 УК РФ и приговорен к лишению свободы сроком на 2 года с отбыванием наказания в колонии-поселении. Погибло 2 человека.

5. По статье «невыполнение правил пожарной безопасности, повлекшее гибель двух и более человек» (а именно 30 глухих детей) понесли директор школы Раиса Загидова и ее заместитель Камиль Гаджимагомедов. Суд Советского района Махачкалы приговорил их соответственно к трем и двум годам лишения свободы У С Л О В Н О.

 

4.1. ЗАПРЕТИТЕЛЬНАЯ

Это не так часто встречающийся вид ответственности, но в сорвременных условиях, когда надзорные органы поставлены в положение, при котором они не могут должным образом реализовывать имеющиеся права, в силу государственной политики о защите «бизнеса» от надзора, самые грамотные коллеги находят неплохие выходы из ситуации.

Так, например, прокуратура может, представляя интересы неопределенного круга лиц, провести проверку соблюдения законодательства о пожарной безопасности и  сделать вывод о том, что нарушения требований пожарной безопасности требуют время на устаренение, в бездействие владельца здания, выраженное в непринятии мер для устранения всех нарушений может повлечь вред жизни и здоровью граждан, и обратиться в суд с требованием о принятии обеспечительных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности в виде запрета предпринимать определенные действия, а именно эксплуатировать здание и сооружение. Пример такого решения суда перед Вами:

Второй аналогичный способ приостановить деятельность объекта за нарушения требований пожарной безопасности, но в рамках гражданского права тоже «прокурорский».

Прокуратура, точно также обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц, но уже опирается на статью 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая говорит о возможности запрещания деятельности (в том числе по эксплуатации того или иного сооружения), создающей опасность приченения вреда в будущем.

Пример иска прокуратуры по статьи 1065 Гражданского кодекса тоже представлен Вашему вниманию.

Читайте также:  Глава ii. разведка континентального шельфа и разработка его минеральных ресурсов

 Этот иск также как и в прошлом примере был удовлетворен судом.

Таким образом, очевидно, что в рамках гражданской ответственности нарушение требований пожарной безопансости могут привести к запрещению эксплуатации объекта защиты.

4.2. КОМПЕНСАЦИОННАЯ

Наиболее яркий пример компенсационной гражданско-правовой ответственности это дело о пожаре прожаре произошедшего в марте 2020 года.

Как отмечает издание газета.ру:

Компания-владелец сгоревшего в марте подмосковного цеха в Дмитрове «Эн+ Рециклинг» требует от фирмы «Первое решение» компенсацию в 4,5 млрд рублей из-за пожара в марте. Суд арестовал товарные знаки Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи» в рамках спора, сообщает РИА «Новости».

Под арест попали 65 товарных знаков «Первого решения»: «Рецепты бабушки Агафьи», Babuska Agafia, Organic Shop, «Таежные истории бабушки Агафьи» и другие. Ответчику запрещено совершать с ними какие-либо регистрационные действия.

Кроме того, суд запретил владельцу брендов сделки с тремя автомобилями: Range Rover, Ford Mondeo и Citroen Jumpy.

В марте 2020 года на одном из цехов, который арендовало «Первое решение» у «Эн+ Рециклинг» произошел пожар. Ему был присвоен третий ранг сложности, площадь возгорание превысила 33 тыс. кв. метров. Обрушилась кровля, огонь тушили авиацией.

  • гражданско-правовую ответственность, связанную с нарушением требований пожарной безопасности многие не берут в расчет, о ней ничего не сказано в 38 статье Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», но при этом практика показывает, что она существует и все более активно применяется.
  • статью подготовил:
  • инженер пожарной безопасности

П.Ю. Князев

Размещено: 21 января 2020 года. Изменено: 04 августа 2020 года

Все права на текст статьи принадлежат автору. Копирование, распространение, использование и иные действия, за исключением ознакомления на данной странице сайта ptm01.ru  запрещены.

Разрешено: копировать ссылку (url) на данную страницу и направлять скопированную ссылку неограниченному кругу лиц.

В случае сомнений, руководствуйтесь правилом: всё, что не разрешено — запрещено

Ответственность за невыполнение требований транспортной безопасности

В соответствии с Федеральным Законом «О транспортной безопасности» (ст. 4, п.

1), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. Сразу возникает ряд вопросов: Какого рода эта ответственность? Что предусмотрено законом за невыполнение требований по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – оценка уязвимости)? Кто контролирует факт проведения оценки уязвимости? Последовательно рассмотрим эти вопросы…

В соответствии с Федеральным Законом «О транспортной безопасности» (ст. 4, п.

1), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соответственно, ответственность за проведение оценки уязвимости несет субъект транспортной инфраструктуры.

Сразу возникает ряд вопросов: Какого рода эта ответственность? Что предусмотрено законом за невыполнение требований по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – оценка уязвимости)? Кто контролирует факт проведения оценки уязвимости? Последовательно рассмотрим эти вопросы.

Какого рода ответственность предусмотрена законом для участников процесса проведения оценки уязвимости?..

За неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, выявленное в результате проверки и не повлекшее причинения вреда здоровью людей или материального ущерба, сумма которого превышает 1 000 000 рублей, предусмотрена административная ответственность.

Если неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности повлекло причинение тяжкого вреда здоровью людей или крупный материальный ущерб, сумма которого превышает 1 000 000 рублей, смерть одного или более человек, то в этом случае предусмотрена уголовная ответственность.

Административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а уголовная ответственность ст. 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Содержание статей:

Статья 11.15.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности

ОБЗОР: Наказания за нарушения законодательства о ПОД/ФТ с точки зрения нового КоАП

В начале июня Минюст вынес на общественное обсуждение проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Данный документ предлагает новую редакцию статьи, посвященной наказаниям за нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

В новом нормативном акте правонарушения в сфере ПОД/ФТ содержатся в статье 30.3, состоящей из 10 частей. Каждая из этих частей предусматривает отдельное правонарушение с установленным за него наказанием.

НАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Так, первая часть предусматривает вынесение предупреждения для должностных лиц, а также штраф от 20 до 50 тысяч рублей за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ (1) и других связанных с ним документов. Под данную формулировку будут подпадать все нарушения, за исключением остальных составов, перечисленных в статье 30.3.

  • Вторая часть предусматривает наказание за неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов в части идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.
  • За данное правонарушение может быть вынесено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей (ИП) и юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
  • Непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, или об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ОД, полученных преступным путем, или ФТ, или представление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю может повлечь за собой наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Часть 4 статьи 30.3 устанавливает ответственность за нарушение порядка и срока представления в уполномоченный орган сведений или информации. Последствия для нарушителя — предупреждение или штраф на должностных лиц от 10 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц —  от 20 до 50 тысяч рублей. Под данное правонарушение не подпадает состав, предусмотренный частью 6 этой же статьи. 

  1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ в части блокирования денежных средств или иного имущества, или приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 1 года; на ИП и юрлиц — от 300 до 500 тысяч рублей.
  2. Помимо этого, аналогичные наказания могут быть назначены за нарушение порядка представления информации о принятых мерах по блокированию денежных средств или иного имущества; о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физлиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию; о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в уполномоченный орган.
  3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ИП информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам своих клиентов может повлечь наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
  4. Помимо этого, предупреждение или наложение штрафа от 50 до 100 тысяч рублей предусмотрено за неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов.

Часть 8 статьи 30.

03 проекта нового КоАП предусматривает ответственность за действия/бездействия организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, ИП, повлекшие невозможность проведения уполномоченным или надзорным органом проверок. За данное правонарушение предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 100 до 300 тысяч рублей.

Помимо этого, данная статья предусматривает такую же ответственность за неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия ОД, полученных преступным путем, и ФТ, либо уклонение от получения указанного предписания, запроса/требования уполномоченного или надзорного органа, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30.1 проекта нового КоАП.

  • Статья 9 предусматривает ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение лицами, оказывающими услуги по проведению организованных торгов на товарном или финрынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, лицами, имеющими право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, центральными контрагентами, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность исключительно по инвестиционному консультированию, требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов.
  • В рамках данного состава предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц – от 20 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 50 до 200 тысяч рублей.
  • Наконец, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда ОД, полученных преступным путем, или ФТ, если эти действия/бездействие не содержат признаков уголовно наказуемого деяния может повлечь за собой:
  • штраф на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
  • штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административный запрет деятельности на срок до 30 суток для юрлиц.
  1. НОВЫЙ КОАП
  2. В новый КоАП предлагается включить три раздела: раздел I «Общая часть», раздел II «Особенная часть», раздел III «Субъекты административной юрисдикции».
  3. Общий срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до года.

Помимо этого, расширено действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве. Так, лицо совершившее правонарушение за пределами РФ, подлежит ответственности в случае, если указанное правонарушение направлено против интересов государства.

(1) Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Подписанные Президентом федеральные законы

Федеральные законы от 2 октября 2018 года №347-ФЗ, №348-ФЗ.

Федеральными законами, в частности, устанавливается административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении распространения информации или об опровержении ранее распространённой информации в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

За злостное неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении распространения информации или об опровержении ранее распространённой информации в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, устанавливается уголовная ответственность.

Проекты федеральных законов «О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
(далее, соответственно, – Федеральный закон №347-ФЗ, КоАП) и «О внесении
изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон №348-ФЗ) были внесены в Госдуму депутатами Государственной
Думы.

Федеральные законы приняты Государственной Думой 20 сентября
2018 года, одобрены Советом Федерации 26 сентября 2018 года.

Федеральным законом
№347-ФЗ
статья
17.15 КоАП дополняется частями 1.

2 и 4, устанавливающими административную
ответственность за неисполнение должником содержащихся
в исполнительном документе требований о прекращении распространения
информации и (или) об опровержении ранее распространённой информации
в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления
о взыскании исполнительского сбора.

Читайте также:  Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Также устанавливается административная
ответственность за неисполнение должником содержащихся
в исполнительном документе требований о прекращении распространения
информации и (или) об опровержении ранее распространённой информации
в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после
наложения административного штрафа.

Кроме того, в часть 1 статьи 3.5 КоАП вносятся
изменения, определяющие предельный размер административного штрафа, который
может быть установлен за такие административные правонарушения.

Рассмотрение дел о таких правонарушениях отнесено
к подведомственности мировых судей (часть 1 статьи 23.1). Правом
составлять протоколы наделяются должностные лица органов, уполномоченных
на исполнение функций по принудительному исполнению исполнительных
документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (пункт
77 части 2 статьи 28.3).

  • ***
  • Федеральный закон №348-ФЗ направлен на обеспечение таких
    конституционных гарантий, как охрана государством достоинства личности
    и судебная защита прав личности.
  • Статья 315 Уголовного кодекса излагается в новой
    редакции, предусматривающей в том числе ответственность за злостное
    неисполнение вступившего в законную силу решения суда, а также
    воспрепятствование его исполнению, совершённое лицом, ранее подвергшимся
    административному наказанию за неисполнение содержащихся
    в исполнительном документе требований о прекращении распространения
    информации и (или) об опровержении ранее распространённой информации
    в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после
    наложения административного штрафа.
  • Оригинал. (Федеральный закон №347-ФЗ)
  • Оригинал. (Федеральный закон №348-ФЗ)

Ответственность за нарушение транспортной безопасности

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение транспортной безопасности.

Перевозка пассажиров и опасных грузов – это не только бизнес, но и ответственность за жизнь и здоровье тех, кто пользуется услугами автоперевозчиков.

В соответствии со ст.4 ФЗ №16: «Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.»

Именно перевозчик должен обеспечить выполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности.

Государственные органы осуществляют контроль и проверки соблюдения субъектами транспортной безопасности выполнения данных Требований. В случае выявленных нарушений выносится постановление о привлечении субъекта к административной ответственности или возбуждается уголовное дело.

Административная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К административной ответственности привлекаются перевозчики, у которых отсутствуют необходимые документы по транспортной безопасности, указанные в Требованиях.

Например, у субъекта не проведена оценка уязвимости, нет плана транспортной безопасности (либо он не реализован), нет приказов о назначении ответственных лиц за ТБ. В случае выявления нарушений на субъект налагается штраф до 100 000 рублей.

В особых случаях применяет административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

1.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3.

Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности

К уголовной ответственности субъект транспортной инфраструктуры может быть привлечен по решению суда. К примеру, если на транспортном средстве субъекта произошел теракт (Акт незаконного вмешательства) и в результате его погибли люди, то следственные органы в обязательном порядке проведут проверку соблюдения требований транспортной безопасности.

В случае, если в ходе следствия будет установлено, что теракт можно было предотвратить, если бы субъект выполнил требования обеспечения транспортной безопасности (например, обеспечил требуемый контроль за доступом в зону транспортной безопасности), то в отношении субъекта и лиц, ответственных за транспортную безопасность, может быть возбуждено уголовное дело по статье 263.1 УК РФ.

Статья подразумевает наказание в зависимости от причиненного ущерба – от штрафа до лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

1.

Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

2.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, — наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Часто задаваемые вопросы:

Как происходит проверка? На каком основании? Проверка может быть плановой и внеплановой. Более подробно читайте в нашей статье.

Что происходит при проверке? Инспектор имеет при себе перечень (чек-лист), в котором указаны документы по транспортной безопасности, которые должны быть на предприятии. Отсутствие этих документов является основанием для привлечения к административной ответственности.

Можно оплатить штраф и на этом закончить? К сожалению, нет. К примеру, у Вас получена категория, но Вы не провели оценку уязвимости в установленный срок.

При проверке инспектор выпишет штраф и предоставит постановление, согласно которому Вам необходимо будет в установленный срок устранить все нарушения по транспортной безопасности.

Если Вы не выполните предписания, то на Вашу организацию будет наложено более серьезное наказание, вплоть до административного ареста деятельности.

Я занимаюсь перевозкой пассажиров, но никогда не слышал про ФЗ №16. Нужно ли проходить оценку уязвимости и делать план ОТБ, ведь до этого работали нормально? Да, нужно.

Федеральный Закон №16 вступил в силу в 2007 году, и, хотя в некоторых регионах подразделения Ространснадзора работают не так активно, как в центральных, но ситуация в любой момент может измениться и в любой день к Вам может явиться инспектор с проверкой.

Наша компания начала проводить оценку уязвимости и пришло постановление о проверке. Что делать? Закон в данном случае не дает четкого определения и конечное решение остается за инспектором. Как показывает практика, штраф в данном случае налагается, но в меньшем размере, чем если бы в организации вообще не занимались соблюдением требований по транспортной безопасности.

Нашу организацию оштрафовали? Что теперь делать? Можете ли Вы помочь? Да, конечно же! Наша компания является аккредитованной организацией в области обеспечения транспортной безопасности. Специалисты нашей компании помогут Вам реализовать предписанные в постановлении требования, чтобы инспекция при повторной проверке никаких нарушений транспортной безопасности не выявила.

Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона. Граждане и юридические лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

Комментарий к статье 25Юридическая ответственность граждан и организаций — пользователей земли (собственников, арендаторов и др.) за нарушения правил ведения государственного земельного кадастра не может возникнуть произвольно.

Она наступает вследствие того, что тот или иной участник общественных отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает нежелательные действия, являющиеся правонарушениями. Содержание юридической ответственности, ее задачи и сущность сложны и многообразны.

С одной стороны, это наказание (кара) за совершенное правонарушение, с другой — лишь угроза его применения. В последнем случае она предупреждает пользователя земли от совершения неправомерных действий, что имеет большое воспитательное, профилактическое (превентивное) значение.

В материальной своей форме юридическая ответственность выражается в исполнении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению к той, которая им не исполнена.

Например, землепользователь, собственник, землевладелец, арендатор земли умышленно сообщил органам, ведущим кадастр, ложные сведения или некачественно выполнил возложенные на него обязанности, в частности, несвоевременно их представил. В этих случаях он несет административную ответственность в виде штрафа, что не освобождает его от надлежащего исполнения обязанности (правильно и в срок).

Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает тогда, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной земель дает тому или иному лицу предписание (или напоминание) о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции). Тем самым предупреждается совершение правонарушения.

Читайте также:  Статья 20. контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью

От предупреждения следует отличать пресечение правонарушения, когда оно, так сказать, в стадии совершения, но пока еще имеется возможность его приостановить, т.е. прекратить его дальнейшее развитие по указанию Росземкадастра — государственных органов, ведущих кадастр. При более серьезных правонарушениях могут быть применены меры уголовной ответственности.

Например, в тех случаях, когда органы Росземкадастра выявили виновное массированное загрязнение земель, повлекшее за собой крупный материальный ущерб. По общему правилу ответственность за нарушение комментируемого Закона, как и за нарушение земельного законодательства, может наступать лишь при наличии так называемого «полного состава правонарушения».

Это означает, что в действиях нарушителя необходимо установить четыре признака (элемента) правонарушения: 1) противоправное действие (бездействие) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е.

нарушение определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; 2) вредный результат этого действия или бездействия, выразившийся в неблагоприятных последствиях: искажение сведений земельного кадастра, порча земель, скрываемая виновным, другие отрицательные явления, нарушающие порядок ведения земельного кадастра; 3) наличие причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективный элемент состава); 4) вина нарушителя конкретных правовых норм (субъективный элемент состава). При отсутствии какого-либо из перечисленных элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности. Так, если порча земель, сколь бы значительной она ни была, произошла вследствие стихийных явлений (наводнение, прорыв дамбы накопителя отходов из-за ливневых дождей, если нет чьей-либо вины, землетрясение, сель, обрушение горных пород и т.п.), то невозможно ставить вопрос о чьей-либо юридической ответственности. Но происшедшие изменения в состоянии земель должны получить надлежащее отражение в документах земельного и других кадастров. Здесь нет ни чьей-то вины, ни субъекта ответственности. При возникновении имущественных конфликтов спор разрешается в судебном порядке.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 5 ноября 1998 г.

N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» обратил внимание судов на то, что при рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно — природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (п. 2 Постановления). Хотя эти положения Верховного Суда не называют последствий экологических правонарушений для государственного земельного кадастра, но они, безусловно, могут быть, поскольку всегда, если на них не прореагировать, такие правонарушения приводят к серьезным (возможно, массовым) искажениям учетных данных кадастра. ———————————

Российская газета. 1998. 24 ноября.Российское законодательство предусматривает несколько видов (форм) юридической ответственности, которые действуют и в рассматриваемой области законодательства. Это дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско — правовая (имущественная) ответственность. Необходимо четко различать эти виды (формы) ответственности, т.к.

каждый из них наступает путем применения норм различных отраслей законодательства, соответственно трудового, административного, уголовного, гражданского. Уголовная ответственность возможна только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в Уголовном кодексе РФ.

Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены подп. «о» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации.

Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения комментируемого Закона и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в Уголовном кодексе Российской Федерации. Кодекс содержит ряд статей, которые имеют прямое отношение к земельным правонарушениям.

По статье 170 регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов. Статья 254 устанавливает ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Под порчей земли понимается разрушение или уничтожение ее плодородного слоя. Под загрязнением земли понимается привнесение в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений и организмов. Под отравлением земли понимается привнесение в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов в количестве, делающем невозможным использование земли. Уголовно наказуемый вред, причиняемый почве, часто происходит одновременно с другими наказуемыми в уголовном порядке действиями. В Уголовном кодексе они называются экологическими преступлениями (гл. 26). Органы Росземкадастра, осуществляя свои функции государственного контроля за правильным использованием и охраной земель, не могут проходить мимо этих фактов и не принимать соответствующих мер (не направлять материалы прокурору для возбуждения уголовного дела). Статьей 246 УК РФ установлено, что нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Объектом преступления в этих случаях является окружающая среда, в том числе земли, водные источники, флора и фауна. Суть преступления заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Преступления могут быть совершены путем действия или бездействия. Они характеризуются рядом нормативно — правовых актов, например Федеральными законами от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения». Под производством работ понимаются процессы проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию объекта и иные этапы. Проектирование заключается в составлении проекта объекта, влекущего за собой определенные правовые последствия. Под размещением объектов понимается деятельность по определению их места расположения. Строительство объектов предполагает их сооружение, реконструкцию и т.п. Ввод в эксплуатацию есть процедура сдачи объекта и его приемки, введение в действие. Эксплуатация объекта предполагает его использование по прямому назначению. Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение, превышение установленных нормативов доз облучения. Под причинением вреда здоровью понимается причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 5 ноября 1998 г.

N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» разъяснил судам, что под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и нормальному хозяйственному использованию. ———————————

Российская газета. 1998. 24 ноября.Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.

Иными тяжкими последствиями могут быть загрязнение водоемов, повреждение береговых насаждений, гибель посевов, общее ухудшение состояния окружающей природной среды. При наступлении вредных последствий необходимо установить причинную связь между нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ и наступившими последствиями.

Преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к вредным последствиям. Правила охраны окружающей среды при производстве работ могут быть нарушены и умышленно, и неосторожно. Статья 247 УК РФ предусматривает ответственность за нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

В ней установлено, что производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Согласно той же статье объектом преступления является экологическая безопасность населения, что непосредственно связано с состоянием окружающих земельных угодий.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 .

Правила использования и обращения с экологически опасными веществами и отходами определяются также рядом других нормативных правовых актов, в частности Федеральными законами от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» и от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии».

———————————

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]