Статья 53. Стороны и их представители

(официальная действующая редакция ст. 53 ГПК РФ, полный текст статьи с ми)

1. Полномочия представителя на ведение дела должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

2.

Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией организации социального обслуживания, в которой находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.

3. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати).

Полномочия руководителей, органов, действующих в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их статус и факт наделения их полномочиями.

4. Полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.

5. Полномочия адвоката на ведение дела в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Иные оказывающие юридическую помощь лица представляют суду документы о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности, а также документы, удостоверяющие их полномочия.

6. Полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.

 Комментарий к статье 53 ГПК РФ. Оформление полномочий представителя

Статья 53. Стороны и их представители

Доверенность – документ, выданный одним лицом другому для представления его интересов перед третьим лицом. Доверенность обязательно должна быть заверена в нотариальной конторе. Доверенности могут быть: разовая и выданная на три года. Гражданское лицо или адвокат, которому выдана доверенность может совершать лишь те действия, которые указаны в доверенности. Также можно передоверять представительство другому лицу, но только лишь в том случае, если об этом указано в доверенности. Такая доверенность имеет срок действия, не превышающий срок доверенности, по которой она выдана.

К доверенностям, нотариально заверенным, могут приравниваться:

  • доверенности от военнослужащих, находящихся в местах расположения военной части где нет нотариальных контор, удостоверенные начальником или командиром части. Это также касается членов семей военнослужащих, рабочих и служащих таких частей;
  • доверенности от военнослужащих, находящихся на лечении в госпиталях, санаториях или лечебных учреждениях, удостоверенные начальником госпиталя, лечащим или дежурным врачом;
  • доверенность от лиц, находящихся в местах социальной защиты (лица совершеннолетние и дееспособные) должна быть удостоверена руководителем соответствующего места социальной защиты.

Доверенность для представительства юридического лица выдается с подписью начальника организации с приложением печати этой организации. По прекращении срока действия доверенности она должна быть возвращена лицу, выдавшую доверенность.

Адвокат вместо доверенности может предъявить орден на представление полномочий. Этот ордер – соглашение на вступление адвоката в дело, выданный адвокатским объединением.

В некоторых случаях во время судебного заседания лицо может в устной или письменной форме заявить о необходимости представительства. В заявлении должны быть представлены данные о представителе, срок на который он допускается и список его полномочий.

Статья 53 ГПК РФ регулирует полномочия представительства с помощью доверенности, ордера, письменного или устного заявления в суде.

Образец ходатайства о допуске представителя: https://vseiski.ru/xodatajstvo-o-dopuske-predstavitelya.html

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" стр. 6

Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд Российской Федерации назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Статья 50. Требования Конституционного Суда Российской Федерации

Требования Конституционного Суда Российской Федерации о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; о заверении документов и текстов нормативных актов; о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы. Требования Конституционного Суда Российской Федерации должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду Российской Федерации в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом Российской Федерации.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суда Российской Федерации, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституционного Суда Российской Федерации, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Статья 51. Рассылка материалов. Оповещение о заседании

Уведомление о заседании Конституционного Суда Российской Федерации, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания.

Информация о дате и времени заседаний Конституционного Суда Российской Федерации размещается на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в доступных для граждан местах занимаемого Конституционным Судом Российской Федерации здания, а также в средствах массовой информации.

Статья 52. Участники процесса

Участниками процесса в Конституционном Суде Российской Федерации считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Статья 53. Стороны и их представители

  • Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:
  • 1) заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;
  • 2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  • 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы.

Читайте также:  Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Статья 54. Открытые заседания

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

Трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускается по инициативе Конституционного Суда Российской Федерации или с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации по ходатайству лиц, участвующих в деле, присутствующих на заседании. Порядок проведения трансляции устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

  1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда Российской Федерации о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.
  2. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду Российской Федерации и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.
  3. Поддержание порядка в заседании Конституционного Суда Российской Федерации возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.

Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Конституционного Суда Российской Федерации может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания.

Конституционный Суд Российской Федерации может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в размере до одной тысячи рублей.

Статья 55. Закрытое заседание

Конституционный Суд Российской Федерации назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.

На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Российской Федерации, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.

При проведении закрытого заседания не допускаются кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания, а также трансляция заседания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.

Статья 56. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела

  • Судья Конституционного Суда Российской Федерации отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если:
  • 1) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
  • 2) объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.
  • Судья Конституционного Суда Российской Федерации при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.
  • Отстранение судьи Конституционного Суда Российской Федерации от участия в деле производится мотивированным решением Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен.

Статья 57. Распорядок заседания

В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда Российской Федерации и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению.

Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон.

В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается.

Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса — их права, обязанности и ответственность.

Статья 58. Председательствующий в заседании

Председательствующий в заседании Конституционного Суда Российской Федерации руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.

Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом Российской Федерации в том же заседании.

Статья 59. Протоколирование

  1. В заседании Конституционного Суда Российской Федерации ведется протокол, требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
  2. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания.

  3. Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда Российской Федерации или по его уполномочию одним из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Конституционного Суда Российской Федерации и приносить на них свои замечания.

Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации.

Стороны и их представители в конституционном судопроизводстве

Согласно ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. сторонами в конституционном судопроизводст­ве являются:

  • заявители — органы или лица, направившие в Конститу­ционный Суд РФ обращение;
  • органы или должностные лица, издавшие либо подписав­шие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  • • государственные органы, компетенция которых оспарива­ется.

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. круг заявителей носит конкретный характер. Они различаются в зависимости от видов производств. Таковы­ми могут выступать:

по делам о толковании Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федера­ции;

по делам о проверке конституционности нормативных ак­тов органов государственной власти и договоров между ними в порядке ч. 2 ст.

125 Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федера­ции или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы за­конодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  1. по делам о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации — Пре­зидент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 чле­нов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  2. по делам о проверке конституционности законов по за­просам судов — суд (или судья) любой инстанции, если он при рассмотрении находящегося в его производстве дела, по кото­рому применен или подлежит применению закон, придет к вы­воду о его неконституционности;
  3. по делам о проверке конституционности законов, прове­ряемых по индивидуальным и коллективным жалобам на нару­шение конституционных прав и свобод, — граждане, иные фи­зические лица, чьи права и свободы нарушаются законом, при­мененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан и иные органы и лица, устанавливаемые федеральным законом;

по делам о разрешении спора о компетенции — любой из участвующих в споре органов государственной власти, указан­ных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а также Президент РФ в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ;

по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления — Совет Федера­ции.

По делу о проверке конституционности инициативы прове­дения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума заявителями являются Верховный Суд РФ и Президент РФ (Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г.).

Читайте также:  Статья 33. Порядок государственной регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия

Все заявители связаны конституционно-правовым интере­сом. Граждане и другие физические лица, объединения граждан, органы, издавшие нормативный акт или компетенция которых оспаривается, защищают в конституционном судопроизводстве свой конституционно-правовой интерес.

Федеральный конституционный за­кон от 21 июля 1994 г. выделяет представителей сторон в каче­стве участников процесса (ст. 52, 53). Однако они не могут ква­лифицироваться как обязательные и обособленные субъекты конституционного судопроизводства, ибо стороны способны осуществлять свои права без представителя.

  • Закон устанавливает два вида судебного представительства: по должности (ex officio) и по поручению.
  • Представителями сторон по должности могут выступать:
  • • руководитель органа, подписавший обращение в Консти­туционный Суд РФ;
  • • руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции;
  • • должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт;
  • • любой член Совета Федерации или депутат Государствен­ной Думы из числа обратившихся с запросом.
  • Полномочия указанных лиц подтверждаются соответствую­щим документом об их должностном положении.
  • Представителями сторон по поручению могут быть адвока­ты или лица, имеющие ученую степень по юридической специаль­ности, что должно быть подтверждено документально, а их правомочия по участию в деле от имени стороны оформляются доверенностью.

В одном деле могут одновременно участвовать представите­ли по должности и по поручению. Каждая из сторон может иметь не болеетрех представителей.

Конституционный Суд РФ может обязать нескольких пред­ставителей стороны координировать свои действия; он исходит из того, что представитель не освобождается от соблюдения ус­тановленного порядка заседания и подчиняется законным рас­поряжениям председательствующего, который вправе приме­нять к нему такие же меры, как и к другим участникам судо­производства, включая удаление из зала.

Конституционный Суд РФ строго придерживается правил относительно представительства сторон в конституционном судопроизводстве.

В частности, не признаются представите­лямипо должности заместители руководителей органов, яв­ляющихся стороной в процессе, без соответствующих полномо­чий, лица, имеющие доверенность на ведение дела, но не обла­дающие ученой степенью по юридической специальности, близкие родственники (дочь, сын) стороны-заявителя без над­лежаще оформленной доверенности.

Согласно ч. 4 ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объясне­ния и ответить на вопросы.

Неявка стороны или ее представи­теля в заседание Конституционного Суда РФ не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона хо­датайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину отсутствия.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Конституционного Су­да РФ. Стороны вправе:

  1. • знакомиться с материалами дела;
  2. • излагать свою позицию по делу;
  3. • задавать вопросы другим участникам процесса;
  4. • заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи;
  5. • представлять на обращение заявителя письменные отзы­вы, подлежащие приобщению к материалам дела;
  6. • знакомиться с отзывами другой стороны.

Образование и наука

 Тема 2 Участники конституционного судебного процесса

ПСА 3 курс

Лекция 2.1.

Участники конституционного
судебного процесса. (4 часа)

Понятие
участника конституционного судебного процесса. Стороны в конституционном
судопроизводстве. Представители сторон.

Иные
участники конституционного судебного процесса. Процессуальные права, процессуальные обязанности
и процессуальные действия заявителя. Процессуальные права заявителя. Процессуальные права, которые
заключаются в возможности влиять на судьбу конституционного судебного процесса.

  • Процессуальные права – гарантии
    доступности конституционного правосудия и эффективной судебной защиты.
  • Процессуальные права, направленные на содействие Конституционному Суду в
    осуществлении конституционного правосудия.
  • Процессуальные обязанности заявителя.
  • Форма совершения
    процессуальных действий заявителя.
  • Практические занятия (4
    часа)

1.     Понятие участника конституционного судебного процесса.

Конституционный  судебный 
процесс  осуществляется  посредством совершения процессуальных
действий его участниками, к которым Закон о Конституционном Суде РФ относит
стороны, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков (ст. 52).

  1. Участником  конституционного  судебного 
    процесса
    считается 
    «лицо, участвующее  в  деле, 
    которое,  независимо  от 
    степени  и  мотива, непосредственно  юридически 
    заинтересовано  в  разрешении 
    дела  по существу, выступающее в
    процессе от своего имени и влияющее на его
  2. ход в силу   обладания  
    процессуальными   правами,   дающими  
    ему   такую возможность».
  3.             Всех участников конституционного
    судебного процесса можно подразделить на две группы.
  4. К первой группе относятся обязательные участники,
    без которых невозможен сам процесс: Конституционный Суд РФ, выполняющий в конституционном судебном
    процессе главную функцию — осуществление правосудия; стороны, действия и
    интересы которых в процессе противоположны друг другу.

Вторая группа представлена факультативными
(необязательными) участниками. Ими являются: представители сторон, эксперты,
переводчики, свидетели, специалисты, работники суда, обеспечивающие деятельность
суда.

Деление
участников конституционного судебного процесса на группы в некоторых случаях
условно. Так, адвоката, юриста как представителя стороны может и не быть в
процессе, т. е.

сторона сама решает, как она будет осуществлять режим отстаивания
собственных интересов, но при процессуальном вступлении в дело представителя он
автоматически переходит в первую группу, поскольку полностью заменяет сторону в
процессе.

В этом случае представитель стороны должен быть, безусловно, отнесен
к группе обязательных участников.

Эксперты,
переводчики, свидетели, специалисты в процессе являются лицами, оказывающими
содействие осуществлению конституционного правосудия.

Для
участников конституционного процесса (кроме самого суда) предусмотрены общие
правила поведения в процессе: при входе судей Конституционного Суда РФ в зал
заседания, а также при их выходе из зала участники процесса обязаны встать;
стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на
вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после
предоставления им слова председательствующим. При необходимости с разрешения
председательствующего участнику процесса может быть предоставлена возможность
выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя. Законом определены
формы официального обращения к Конституционному Суду РФ и судьям. Так,
обращаясь к ним, участники процесса должен употреблять словосочетания:
«Высокий Суд» или «Уважаемый Суд», «Ваша честь»
или «Уважаемый председательствующий», «Уважаемый судья».
Кроме того, участники процесса, при обращении к сторонам и другим участникам
процесса, а равно при упоминании их в выступлениях должны использовать
словосочетания: «Уважаемая сторона», «Уважаемый представитель
стороны», «Уважаемый свидетель», «Уважаемый эксперт». Установление
в законе данных правил этикета дисциплинирует участников процесса, исключает
грубое обращение друг к другу.

2.    
Конституционный  Суд – основной  участник 
конституционного судебного процесса.

В  законе  Конституционный  Суд  не
 указан 
в  перечне  участников судебного процесса, однако он
относится к субъектам процесса, наряду со сторонами    и   
участниками,    содействующими    осуществлению конституционного   правосудия.  
Объем   их   процессуальных   прав  
и обязанностей   различается.  
Наиболее   широкими   процессуальными правомочиями,  позволяющими 
непосредственно  влиять  на 
ход  процесса, обладают
Конституционный Суд, а также стороны.

Конституционный   Суд   является  
органом   судебной   власти, осуществляющим  правосудие. 
Он  наделен  процессуальными  правами 
и обязанностями,  связанными  с 
рассмотрением  в  заседаниях 
всех  вопросов, относящихся   к  
полномочиям   Конституционного   Суда  
РФ.

   Так, Конституционный Суд в заседании
принимает решение о назначении дел к слушанию, о разрешении дел без проведения
слушания, об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Суд может соединить в
одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Конституционный Суд своим решением может освободить гражданина, подавшего
жалобу на нарушение  его  конституционных  прав 
неконституционным  законом,  с учетом его материального положения, от
уплаты государственной пошлины либо 
уменьшить  ее  размер.

 
По  рассматриваемым  делам 
Конституционный Суд   вправе   требовать  
предоставления   документов,   дел,  
сведений, консультаций и пр. Суд принимает итоговое и иные решения.

  • Участниками   конституционного   судебного  
    процесса   являются Председатель Конституционного Суда, его
    заместители, судьи.
  • Председатель  Конституционного  Суда 
    РФ распределяет  обращения
    между  судьями  для 
    предварительного  изучения;  руководит 
    подготовкой заседаний Конституционного Суда, созывает их и
    председательствует на них.
  • В ходе слушания дела Председатель, удостоверившись в наличии кворума,
    открывает  заседание,  убеждается 
    в  явке  участников 
    процесса,  проверяет
    полномочия   представителей   сторон,  
    разъясняет   сторонам   и   их
    представителям их права и обязанности. Председатель вносит на обсуждение
    Конституционного  Суда  вопросы, 
    подлежащие  рассмотрению  в  его
  • заседаниях;   подписывает  
    протокол   заседания,   осуществляет   иные полномочия от имени Конституционного
    Суда.
  • Заместители Председателя Конституционного Суда РФ осуществляют по 
    уполномочию  Председателя  Конституционного  Суда 
    его  отдельные полномочия,  а 
    также  выполняют  иные 
    обязанности,  возложенные  на  них
    Председателем.
  • Особые  права и  обязанности 
    имеет судья докладчик,  ответственный 
    за изучение  обращения  и 
    подготовку  дела  к 
    слушанию,  составление  проекта решения  Конституционного  Суда. 
    При  этом  судья-докладчик  истребует необходимые документы  и 
    иные  материалы,  поручает 
    производство проверок,   
    исследований,    экспертиз,    пользуется    консультациями
Читайте также:  Статья 32. государственный экологический надзор на континентальном шельфе

специалистов,     направляет     запросы.     Судья-докладчик     и председательствующий  в 
заседании  определяют  круг 
лиц,  подлежащих приглашению  и 
вызову  в  заседание, 
дают  распоряжения  об 
оповещении  о месте  и 
времени  заседания,  а 
также  о  направлении 
участникам  процесса необходимых
материалов.

В случае если в силу сложившихся обстоятельств судья-докладчик в
течение  длительного  времени 
не  может  исполнять 
свои  обязанности,  он должен 
передать  обращение  Председателю 
Конституционного  Суда  для назначения другого судьи-докладчика.

Участниками  конституционного  судебного 
процесса  являются судьи

§ 3. Представители сторон

Одним из важных, с
точки зрения правоположения стороны в
конституционном судебном процессе,
является статус представителя стороны.

В ст. 53 Федерального
конституционного закона «О
Конституционном Суде Российской
Федерации» представители сторон
представлены двумя категориями. К первой
относятся представители по должности.

К ним относятся: руководитель органа,
подписавший обращение в Конституционный
Суд РФ, руководитель органа, издавшего
оспариваемый акт или участвующего в
споре о компетенции, должностное лицо,
подписавшее оспариваемый акт, любой
член Совета Федерации или депутат
Государственной Думы1 из числа обратившихся
с запросом.

Вторая категория
может быть представлена адвокатами или
лицами, имеющими ученую степень в области
права. При этом их полномочия должны
быть подтверждены соответствующими
документами. В Законе, к сожалению, не
дается расшифровка, что следует понимать
под «соответствующими документами»,
определяющими полномочия представителя
стороны.

Таковыми в силу
требований гражданского законодательства1
являются доверенность, которая может
быть оформлена у нотариуса, если сторона
является физическим лицом, либо
доверенность, оформленная от имени
организации или органа власти, ордер
для адвоката2, нормативный правовой акт
(например, Положение о полномочном
представителе Президента Российской
Федерации в Конституционном Суде
Российской Федерации3) и т. д.

В некоторых случаях
представитель стороны, несмотря на
отнесение его по формальным основаниям
к необязательным, факультативным
участникам конституционного судебного
процесса, играет определяющую
процессуальную роль. К примеру, когда
представительство от юридического лица
осуществляется по должности. Согласно
ст.

53 ГК РФ юридическое лицо приобретает
гражданские права и принимает на себя
гражданские обязанности через свои
органы, действующие в соответствии с
законом, иными правовыми актами и
учредительными документами. Порядок
назначения или избрания органов
юридического лица определяется законом
и учредительными документами.

Такие
органы могут быть коллегиальными (совет
директоров, правление, дирекция) или
единоличными (директор, генеральный
директор). В соответствии с ГК РФ
исполнительный орган также может быть
коллегиальным или единоличным (ст. 91,
103 ГК РФ и др.). Согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ
органом унитарного предприятия является
его руководитель.

Если законом не
установлен орган юридического лица, в
том числе орган юридического лица,
уполномоченный представлять его интересы
как в гражданском обороте, так и в
судебных инстанциях, он определяется
уставом или другим учредительным
документом.

Поэтому в подтверждение
правомочности органа участвовать в
конституционном судебном процессе в
Конституционный Суд РФ должен быть
представлен соответствующий документ
(выписка из него).

Кроме того,
законодательство РФ предусматривает
такой вариант представительства, как
законное представительство недееспособных.
Ими являются опекуны и попечители,
прежде всего родители и усыновители.
Их права и обязанности определены
семейным законодательством.

Опекуны и
попечители выступают в защиту прав и
интересов своих подопечных в отношениях
с любыми лицами, в том числе в судах, без
специального полномочия (ст. 31 ГК РФ).
Таким образом, им достаточно представить
документ об опекунстве или попечительстве.

Законные представители могут лично
вести дела своих подопечных, поручить
ведение дел представителю, а также вести
дело совместно с представителем.

Статус представителя
стороны и самой стороны в целом может
совпадать. Основополагающим здесь
является объем полномочий, которыми
сторона наделяет своего представителя.
Полномочия представителя стороны
определяют его место в процессе.

Например,
если полномочия стороной на ведение
дела в конституционном судебном процессе
переданы в полном объеме, то представитель
автоматически из факультативных
участников процесса переходит в группу
обязательных. Здесь представитель
заменяет сторону.

Он имеет право
подписывать от имени стороны обращение,
знакомиться с материалами дела, излагать
свою позицию по делу, задавать вопросы
другим участникам процесса, заявлять
ходатайства, в том числе об отводе судьи.

Представитель стороны может представлять
на обращение письменные отзывы, подлежащие
приобщению к материалам дела, знакомиться
с отзывами другой стороны. Он, так же
как и сторона, обязан явиться по вызову
Конституционного Суда РФ, дать объяснения
и ответить на вопросы.

В то же время
представитель стороны (за исключением
законного представителя, представителя
по должности) — это процессуально
нестабильная фигура конституционного
судебного процесса. Он может в любое
время потерять статус участника данного
процесса, поскольку всецело зависит от
позиции стороны.

Сторона процесса, таким
образом, не связана с представителем
какими-либо серьезными формальными
узами. По своему усмотрению сторона
может отозвать доверенность, расторгнуть
договор с адвокатом, отменить акт о
назначении представителя и т. п.

,
соответственно, с момента совершения
стороной таких действий прекращаются
полномочия представителя.

В отличие от других
процессов, в конституционном судебном
процессе имеются ограничения по
количеству представителей сторон. Их
может быть не более трех.

Сложно сказать,
чем вызвано данное ограничение, но
анализ некоторых норм, регламентирующих
конституционный судебный процесс,
наводит на мысль о том, что в основе
этого ограничения лежит лишь
целесообразность сохранения пространства
в помещении, где проходит заседание
суда.

Так, в § 32 Регламента Конституционного
Суда РФ установлено, что лица, желающие
присутствовать на открытых заседаниях,
допускаются в зал до начала слушания
дела или во время перерыва с учетом
свободных мест. Понятно, что интерес к
делам, рассматриваемым Судом, огромен.

Желающих присутствовать на нем также
большое количество, тем более что сам
процесс базируется на принципах
открытости и гласности. Однако всему
есть предел, тем более вместимости зала
судебных заседаний. С этой точки зрения
ограничение количества представителей
можно рассматривать как оправданное.

Учитывая изложенное,
под представителем стороны в конституционном
судебном процессе следует понимать
активного участника процесса, наделенного
стороной соответствующим объемом
полномочий, определяющим правовой режим
его участия в конкретном деле.

1 В соответствии с
Регламентом Государственной Думы
Федерального Собрания РФ, Государственная
Дума как самостоятельная палата
Федерального Собрания может обратиться
в Конституционный Суд РФ с запросом и
ходатайством. Обращение в Конституционный
Суд РФ оформляется постановлением
Государственной Думы.

В этом же
постановлении должен быть определен
представитель, который будет представлять
Государственную Думу как сторону
процесса. Кроме того, запрос в
Конституционный Суд РФ может быть также
направлен группой депутатов численностью
не менее одной пятой от общего числа
депутатов Государственной Думы по
вопросам, предусмотренным ч. 2 ст. 125
Конституции РФ.

В этом случае группа
депутатов Государственной Думы на своем
собрании принимает решение об обращении
в Конституционный Суд РФ, избирает
представителя (представителей) и
направляет запрос в Конституционный
Суд РФ. В запросе указываются домашний
адрес и телефон представителя
(представителей).

Запрос подписывается
всеми депутатами, принявшими решение
об обращении в Конституционный Суд РФ,
с указанием их избирательных округов.

1 Гражданским кодексом
РФ определены требования к оформлению
доверенностей.

2 См.: Федеральный
закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации» // Российская газета. 2002.
5 июня.

3 См.: Указ Президента
РФ от 31 декабря 1996 г. (с изм. от 30 июня
1997г., 12 февраля, 7 августа 1998 г., 30 января
1999 г., 1 сентября 2000 г.) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.
118.

Ссылка на основную публикацию