Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Полезные статьи и выписки по арбитражу » Общие положения » Задачи судопроизводства в арбитражных судах
Арбитражное судопроизводство отличается особыми целями и задачами, возложенными на арбитражные суды на законодательном уровне.
Содержание
Арбитражное судопроизводство отличается особыми целями и задачами, возложенными на арбитражные суды на законодательном уровне. При этом условно правоведами выделяется два вида целей, которые преследуются арбитражным судопроизводством.
Цели, стоящие перед процессом арбитражного суда
Поскольку выделяется два вида целей, стоящих перед арбитражным процессом, правоведами им были даны определенные названия. Так, существуют цели конкретно арбитражного суда:
- доступность для правосудия в сфере экономической;
- защита прав и интересов участников экономических отношений.
При этом под последней целью понимается защита прав и интересов всех возможных участников, в том числе и тогда, когда одной из сторон является само государство или его представители в виде каких-либо органов власти. Существуют также цели, которые носят общий характер – цели, которые совпадают с целями всего государства и его отдельных представителей:
- содействие развитию деловой этики;
- содействие осуществлению законности и правомерности деяний со стороны участников экономических отношений;
- предупреждение возможных нарушений и преступлений в сфере экономической или предпринимательской.
Все эти цели считаются высшими целями, поскольку их реализация осуществляется не только в интересах участвующих в процессе сторон, но и государства в целом.
Задачи судопроизводства арбитражных судов
Согласно Арбитражно-процессуальному кодексу РФ у арбитражного процесса существует ряд задач, которые он выполняет. Частично эти задачи судопроизводства арбитражных судов совпадают с целями, которые преследуются арбитражным судопроизводством.
Выполнение этих задач целиком и полностью лежит на арбитражных судах, поскольку именно они наделены рядом прав и полномочий для рассмотрения некоторых дел.
Так, все экономические и предпринимательские дела попадают на рассмотрение в арбитражные суды, поскольку на законодательном уровне прописано, что этот вид судебных органов наделен полномочиями на вынесение решения.
Защита интересов и прав участников экономических отношений
Одной из главнейших задач арбитражных судов является защита прав участников экономических или предпринимательских отношений. Конституция РФ, как высший гарант прав и свобод, обеспечивает любого гражданина правом на защиту его интересов.
Арбитражный суд реализует это право в экономической отрасли.
Так, если действия одного участника экономических отношений нарушают права другого участника, последний вправе обратиться с иском и доказательствами нарушения в арбитражный суд. При этом арбитражный суд не вправе отказать в рассмотрении дела, если оно относится к категории экономических или предпринимательских.
В ходе процесса устанавливаются все участники дела, рассматриваются доказательства правоты обеих сторон, производится сопоставление правомерности совершенных действий и результатов этих действий, выносится решение.
Арбитражный суд при вынесении решения не вправе ущемлять права сторон, обязан руководствоваться действующим законодательством.
Доступность правосудия
Другой важной задачей арбитражного суда является обеспечение доступности правосудия в вопросах экономической и предпринимательской деятельности. Под этим понимается открытость арбитражных судов для рассмотрения дел из категорий предпринимательских или экономических.
При этом участник финансовых правоотношений вправе обратиться в любой арбитражный суд, к которому он территориально относится, с требованием принять иск о существующем нарушении. Арбитражный суд не вправе отказать в принятии заявления, а также в рассмотрении дела под своим началом.
Более того, для того, чтобы правосудие было доступным и понятным, предусматривается досудебное разбирательство, позволяющее сторонам найти общий язык в спорных ситуациях самостоятельно, без вмешательства суда.
Если же мирное урегулирование спора не представляется возможным, стороны-участники финансовых правоотношений вправе обратиться в арбитражный суд или получить от него письменные разъяснения по конкретному делу.
Справедливость судебного разбирательства
Любая сторона-участник арбитражного процесса имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено справедливо и законно. Это же является еще одной задачей арбитражного судопроизводства.
Законодательно утверждено, что арбитражный суд при рассмотрении конкретного дела всегда руководствуется всеми нормативно-правовыми актами, имеющими отношение к рассматриваемому процессу, а также опирается на результаты аналогичных дел, которые рассматривали суды высшей юрисдикции.
Законодательно закреплено право стороны-участника арбитражного процесса на справедливость и законность, поэтому при нарушении прав при вынесении решения сторона-участник вправе обратиться в суды высшей юрисдикции с жалобой и требованием пересмотра дела.
Укрепление законности как одна из задач арбитражного судопроизводства
Еще одной задачей арбитражного судопроизводства является укрепление законности, а также предупреждение совершения нарушений. То есть все дела, рассматриваемые арбитражным судом, предупреждают появление новых нарушений в процессуальной сфере.
В целом данная задача является общей для всех судов, но арбитражные отличаются тем, что их основная юрисдикция – экономические дела.
Таким образом, арбитражное судопроизводство оказывает благоприятное влияние на развитие законности в экономической и предпринимательской сфере.
Более того, как показывает судебная практика, процент дел повторно нарушающих одни и те же права достаточно невысок – порядка 10 — 15%, что доказывает тот факт, что арбитражное судопроизводство предупреждает появление новых нарушений в предпринимательской или экономической сфере деятельности.
Уважительное отношение к суду
Еще одна задача арбитражного судопроизводства заключается в воспитании уважительного отношения к суду и закону. Так, судебная практика показывает, что процент нарушений в одной и той же области у двух участников арбитражного процесса неукоснительно падает.
То есть те, кто однажды уже участвовал в процессе в качестве виновной стороны редко решается на повторное нарушение, а при осуществлении своей деятельности опираются на законодательство и нормативно-правовые акты, а не свои домыслы и желания.
Однако система законодательства остается несовершенной, поэтому недобросовестные участники экономических правоотношений находят «лазейки», через которые реализуют свои права в ущерб другой стороне отношений.
Это, кстати, тоже позволяет арбитражным судам определить, где находится несовершенство законодательства, передает эти данные непосредственно законодателям, а те, в свою очередь, изыскивают пути для устранения пробелов в законах. С этим же связаны частые изменения того или иного нормативно-правового акта.
В процессе участия в арбитражном судопроизводстве у сторон формируется уважительное отношение к суду и закону, в результате чего повторно одни и те же лица оказываются на процессе редко. Хотя существуют и случаи систематических нарушений законодательства в экономической и предпринимательской сфере, которые арбитражные суды пересматривают раз за разом.
Деловая этика и ее становление
Арбитражным судам вменена еще одна задача – способствование формированию деловой этики и развитию деловых отношений.
Реализуется эта задача все тем же путем – путем рассмотрения конкретного дела.
Полученные решения позволяют сторонам правоотношений по-новому взглянуть на существующие отношения, перейти на новый уровень делового общения, которое будет приятно и выгодного обеим сторонам.
Эта задача успешно реализуется, поскольку столкнувшись один раз в судебном процессе, стороны редко в дальнейшем нарушают права друг друга, преследуя только свои интересы. В некоторых случаях после арбитражного процесса деловые отношения между сторонами прекращаются.
При этом вступая уже в новые правоотношения в экономической сфере, частник чаще всего опирается на законность и правомерность как своих действий, так и действий партнера. Задачи арбитражного процесса закреплены законодательно, но не все из них успешно выполняются.
Именно поэтому законодательство в арбитражно-процессуальном праве часто изменяется, дополняется, а некоторые аспекты теряют свои силу.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Статья 5. Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации
- Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
- Помимо указанных в АПК РФ можно выделить следующие задачи:
- ·
- обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
- формирование уважительного отношения к закону и суду;
- содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
В большинстве случаев до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.
2. Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.
Однако с развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии.
Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.
Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г.
, все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.
В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.
Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный.
В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).
В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 г. по октябрь 1991 г.
) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г.
Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
Система арбитражных судов РФ пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», введенного в действие с 1 октября 1991 г.
После принятия Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом Законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.
АПК РФ, Статья 291.14. Полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вместе с делом
(введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ)
- 1. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вместе с делом вправе:
- 1) оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
- 2) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд. При направлении дела на новое рассмотрение Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
- 3) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
- 4) оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
- 5) отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
- 6) присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении;
7) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 291.5 настоящего Кодекса.
2. При рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права арбитражными судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении.
В интересах законности Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении.
При этом Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
3.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении дела.
4. Указания Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
4.
8. В первую очередь положения зафиксированы в Конституции. В соответствии с ней приняты ФКЗ «О судебной системе» и «Об арбитражных судах». Кроме этого, правила подачи исков, рассмотрения дел и прочие нормы, касающиеся разбирательств, установлены в АПК.
10. Статья 5. Независимость судей арбитражных судов
Статья 6. Законность при рассмотрении дел арбитражным судом
Статья 6.1. Разумные сроки судопроизводства в арбитражных судах и исполнения судебного акта
- Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
- Статья 8. Равноправие сторон
- Статья 9. Состязательность
- Статья 10. Непосредственность судебного разбирательства
- Статья 11. Гласность судебного разбирательства
- 11. Разграничение компетенции судов общей юрисдикции
- и арбитражных судов
- КонсультантПлюс: примечание.
С 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 29.12.2015 N 409-ФЗ статья 33 АПК РФ изложена в новой
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ruСтраница 1 из 20
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Реферат "Арбитражные суды"
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- Функции арбитражных судов
- Задачи арбитражных судов
- Заключение
- Список используемой литературы
- Введение
- Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.
В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.
Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.
1. Функции арбитражных судов
- Арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:
- 1) разрешение споров, возникающих в процессе
- предпринимательской и иной экономической деятельности;
- 2) предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
- 3) ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
- 4) установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.
Новые функции Арбитражного суда, которые возникли в связи с введением в действие нового Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Сегодня основная задача арбитражных судов состоит “в эффективной защите нарушенных прав и интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью”. Для того, чтобы сделать правосудие подлинным, надо было провести четкие разграничения подведомственности, чтобы передать споры с участием акционерных и иных хозяйственных обществ в одну судебную систему.
Кроме того, как выяснилось, в новом АПК зафиксирован чрезвычайно важный для административного судопроизводства принцип доказывания. Он состоит в том, что именно на государственном органе лежит бремя доказывания законности тех актов и действий, которые он предпринял по отношению к предпринимателю.
Введен также новый институт арбитражного заседателя — это будут не люди с улицы, а специалисты, которые должны знать соответствующее предпринимательское дело, чтобы рассматривать сложнейший предпринимательский спор, например, в сфере банковской и кредитной деятельности.
Изменилась и роль прокуроров в арбитражном процессе. Так, раньше прокуроры своими исками совершенно необоснованно вмешивались в частные дела. Теперь они этого делать не могут. Нет больше прокурорского надзора и за судами — отныне прокурорам запрещено вносить протесты.
Предполагается, что возрастет роль мирового соглашения в арбитражном процессе. Если дело тщательно подготовлено на открытой состязательной основе, стороны заранее предвидят результат рассмотрения дела.
Они становятся склонными к компромиссу. В этой ситуации многие истцы отзывают исковые заявления, видя бесперспективность дальнейшего спора. Стороны заканчивают дело миром.
Необходимость в вынесении судебного решения исчезает.
Многих предпринимателей от участия в судах останавливает дороговизна судебных процессов. Чаще процессы затягивает неправая сторона, тем самым увеличивая судебные расходы другой стороны. В новом АПК установлено, что неправая сторона, проигравшая спор, возмещает все судебные расходы другой стороны, в том числе и расходы, связанные с наймом адвоката.
В Арбитражном кодексе предусмотрено использование упрощенных процедур, которые возможны только с согласия сторон. Есть, в частности, бесспорные дела, на которые не стоит тратить время и средства.
2. Основные задачи арбитражных судов
Под основными задачами арбитражных судов субъектов РФ понимаются единые для всех арбитражных судов положения, закрепленные нормами Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», обусловленные предназначением арбитражных судов, требующие своего достижения как в организации, так и в деятельности арбитражных судов. В этой связи следует изменить редакцию ст. 5 указанного закона, расширив сферу действия основных задач и распространив их не только на сферу отправления правосудия по экономическим спорам, но и на организацию арбитражных судов.
Основными задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. (табл.1)
Таблица 1
Система арбитражных судов
Первый уровень арбитражных судов | Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции. Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81. |
Второй уровень арбитражных судов | Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». |
Третий уровень арбитражных судов | Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области. |
Четвертый уровень арбитражных судов | Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации. |
Т.о. общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.
На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.
Чтобы защита прав и законных интересов была реальной, необходимо эффективное правосудие. При этом эффективность правосудия должна рассматриваться не в качестве самоцели, а как средство достижения другой цели — защиты нарушенных субъективных, частных и публичных прав и интересов посредством судебной деятельности1.
В специальной литературе эффективность правосудия по гражданским делам определяется как «способность (свойство) правосудия как вида осуществляемой судом в установленной законом гражданской процессуальной форме государственной деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных судебных дел с вынесением по ним законных, обоснованных и справедливых постановлений обеспечивать при определенных условиях достижение социально значимых целей. Эта способность характеризуется отношением фактически достигнутого правосудием уровня целей к нормативно установленному законом»2.
Итак, эффективность представляет собой свойство, благодаря которому достигается поставленная цель. Эффективность правосудия – это показатель его качества, а потому при определении эффективности правосудия следует исходить из его сущности, которую в самом общем виде можно представить как деятельность суда, направленную на достижение предусмотренных законом целей.
Этому способствует наличие процессуальных гарантий — юридических средств, призванных создавать на всех стадиях судопроизводства благоприятные условия для беспрепятственного осуществления предоставленных лицам, участвующим в деле, процессуальных прав.
Такими процессуальными гарантиями выступают основные принципы арбитражного судопроизводства, закрепленные в ст. 5—11 АПК РФ. Представляется, что их реализация в процессе судебного разбирательства в полной мере служит залогом принятия законного, обоснованного и справедливого решения, что, по сути, и означает эффективное правосудие.
В качестве одного из упомянутых принципов закон называет осуществление судопроизводства на основе состязательности. В специальной литературе состязательность определяют как «обеспеченную законом возможность активности сторон в доказывании, где решение об участии в процессуальной «битве» принимает только само лицо, исходя из личного и субъективного понимания собственных интересов».
АПК РФ 2002 г. содержит принцип состязательности сторон при осуществлении судопроизводства. Что же понимается под состязательностью в действующем арбитражном процессуальном законе?
В самом общем виде процессуальный закон требует от сторон доказать свои требования (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Для участия в доказательственной деятельности стороны и другие лица, участвующие в деле, наделяются широким кругом полномочий (ч. 1 ст. 41 АПК РФ).
Анализ данной правовой нормы позволяет сделать вывод, что более половины процессуальных прав лиц, участвующих в деле, касаются доказательственной деятельности.
Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства.
Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Важно отметить, что это именно права сторон, которыми они могут воспользоваться, а могут и не воспользоваться.
Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом; разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий; оказывает содействие в реализации их прав; создает условия для всестороннего полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (ст. 9 АПК РФ).
Отсюда задача суда сводится к тому, чтобы в процессе рассмотрения каждого дела установить достоверные сведения о фактических обстоятельствах, характерных для спорного правоотношения, и точно применить к установленным юридическим фактам нормы материального права, т. е. предоставить защиту нарушенным субъективным правам посредством принятия судебного решения либо отказать в такой защите, если будет установлено отсутствие нарушенного субъективного права.
Заключение
Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.
Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.
Список используемой литературы
- Бойков Ю. Новое законодательство об арбитражных судах// Рос.юстиция, 2004, № 8, стр.10
- Баталова Л. Окружные арбитражные суды-только во благо // Закон, 2004, № 9, стр.58
- Демьяненко Ф. Кассационная инстанция в системе арбитражного судопроизводства // Экономика и жизнь, 2004, № 37, стр.33
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: КОНТРАКТ, 2005.
- Майкова Л. Новое в арбитражном законодательстве // Экономика и жизнь, 1995г., № 37,стр.33
- Яковлев В., Юков М. Новое в деятельности арбитражных судов // Закон. 2005. № 9. стр.52.
Арбитражный суд: что это такое простыми словами, чем занимается, основные функции
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (804) 333-70-30 (Бесплатная горячая линия).
Это быстро и бесплатно!
Одной из структур судебной системы Российской Федерации выступают арбитражные суды. На них лежит объем работы, связанной с разрешением конфликтов при осуществлении экономической деятельности. Учитывая количество субъектов этой деятельности, становится понятным, что без арбитража в современном обществе государство действовать не может.
В статье рассказывается о том, что такое арбитражный суд и его функции. О целях, задачах, структуре, полномочиях.
Что такое арбитражный суд и для чего он нужен
Судебный арбитраж – это разветвленный, сложный аппарат в структуре государства, созданный для поддержания единообразного применения законодательства на территории государства.
Правоотношения, требующие разрешения с участием судов чрезвычайно многообразны.
Давно прошли времена, когда мудрый царь Соломон, или правитель Хаммурапи могли разрешать проблемы, возникавшие в современном им обществе.
В России приняты и действуют 21 кодекс – сводов законов, регулирующих отношения в различных сферах деятельности. При таком многообразии, не один, даже самый эрудированный судья, неспособен охватить, и досконально изучить содержащиеся в них нормативные положения, чтобы правильно применять на практике, при решении вопроса о том, кто прав, а кто виноват.
Это породило необходимость создания специализированных судов, сфера деятельности которых намерено сужена для того, чтобы сконцентрировать внимание судей на решении задач судопроизводства в отдельной сфере человеческой деятельности.
О судах общей юрисдикции и уголовные – знают многие жители, а вот чем занимаются суды арбитражные, и кто подсуден им – далеко не все.
Лишь те, кто вплотную сталкивается с предпринимательской деятельностью, поскольку главная задача этих судов – разрешение экономических споров.
В силу этого подсудность арбитражных судов определяется в соответствии с отношением субъектов к хозяйственной деятельности. Физлица, за редким исключением, арбитражным судам (АС) неподсудны. Преобладающий контингент посетителей этих учреждений – представители предприятий, государственных и муниципальных властных органов, индивидуальные предприниматели.
Место АС в судебной системе РФ
Функции и полномочия высшего арбитражного суда РФ
До 2014 года Арбитражные суды были независимой ветвью системы судов. Их структура была представлена пирамидой, в основании которой находились суды субъектов РФ – аналог судов первой инстанции гражданского и уголовного судопроизводства. Венчал «пирамиду» ВАС РФ – Высший арбитражный суд.
Структура была нарушена после принятия в ФКЗ № 3 (Федерального Конституционного Закона) «О Верховном Суде…». В соответствии с этим законом ВАС ликвидирован, а в структуре ВС РФ появилась судебная коллегия по экономическим спорам, состоящая из 30 профессиональных судей.
После принятия указанного закона из Конституции РФ исключено упоминание о ВАС РФ и АС, а также изменено наименование арбитражно-процессуального законодательства на процессуальное.
В качестве суда Высшей инстанции в порядке надзора поступившие в ВС РФ дела, касающиеся экономических споров, сначала рассматривается судьей ВС, а потом передается, либо не передается, на рассмотрение коллегии судей по экономическим спорам.
Описание простыми словами, какие функции выполняет
АС, являясь одной из ветвей судебной власти, призван исполнять свойственные ему функции. Функциями (полномочиями) наделены и две другие ветви госвласти – законодательная и исполнительная.
У каждой из ветвей функции специфические, которые, по смыслу принципа разделения властей, не должны вторгаться в сферу полномочий друг друга.
К сожалению, в России это не так, и судебная власть подчинена диктату власти исполнительной, возглавляемой Президентом.
Чтобы понять, в чем заключаются судебные функции, можно обратиться к иллюстрации, дающей представление о функциях рассматриваемой ветви власти, и сделать вывод о полномочиях, которыми наделены суды исполняющие арбитражные функции.
Функции АС
Специфическими функциями арбитража являются:
- Разрешение споров, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности и предпринимательства, правоотношений в сфере экономики.
- Профилактика правонарушений в указанной сфере.
- Анализ и статистический учет о количестве нарушений законодательства и возникновения конфликтных ситуаций.
- Реализация международного сотрудничества в сфере защиты экономических интересов на основе международных договоров и межправительственных соглашений.
Какую категорию дел рассматривает арбитражный суд
Это – «глобальные» функции. Чтобы их решать, АС вправе:
- проводить судебные разбирательства (очные и заочные), с соблюдением процедур судебного делопроизводства, основной целью которых является установление истины и разрешение спора;
- разрешать конфликтные ситуации, связанные с осквернением деловой репутации юридического лица или предпринимателя;
- пресекать незаконные действия/бездействия должных лиц муниципальной и госвласти, нарушающих права хозяйствующих субъектов;
- рассматривать вопросы о признании банкротами ЮЛ, ИП и физлиц;
- принудительно ликвидировать или реорганизовывать ЮЛ;
- рассматривать вопросы, связанные с правом владения/распоряжения недвижимым имуществом (землями);
- осуществлять взыскание долгов по налогам, которое не может быть осуществлено ФНС во внесудебном порядке.
Важная функция арбитража — участие в разрешении международных хозяйственных споров, в которых одной из сторон являются российские предприятия или организации. Арбитражный суд РФ может рассматривать споры, в которых участвуют иностранные ЮЛ, если место осуществления их деятельности территория России.
Понятие и виды международного коммерческого арбитража
Горячая линия для консультаций граждан: 8-804-333-70-30
Сфера деятельности арбитражных судов в России
Ведя речь о сферах деятельности арбитража, следует понимать, что понимается спектр вопросов, которые суды уполномочены рассматривать и выносить правомочные решения. Исходя из определения предпринимательской деятельности, содержащегося в абз.3 ч.1 ст. 2 ГК РФ вытекают полномочия АС в рассмотрении споров:
- по договорам купли-продажи и поставки;
- аренды земель и нежилой недвижимости;
- договоров аренды (лизинга) движимого имущества;
- по оказанию работ, услуг и подряда;
- налоговым правоотношениям;
- вопросам, связанным с кредитно-денежными отношениями;
- по страхованию имущества;
- проистекающих вследствие банкротства;
- конфликтов, возникающих между хозяйствующим субъектом и органами (должностными лицами) контролирующих органов.
Субъектами правоотношений выступают юридические лица. Физические лица вправе обращаться в арбитражные суды в случае отказа государственного органа в регистрации в качестве ИП или отказа в регистрации юридического лица, в котором заявитель выступает учредителем.
Кроме ЮЛ, ИП и физлиц, в сферу деятельности АС могут включаться:
- органы муниципальной власти;
- госвласти регионального или федерального уровня;
- общественные организации и объединения граждан, защищающих публичные интересы;
- участвующие в судебных процессах прокуроры.
Участники арбитражного процесса, кто может обращаться
Круг участников разбирательство в арбитраже определен ст. 40 АПК РФ. К ним отнесены:
Главным действующим лицом является арбитражный суд, наделенный властными полномочиями. На него возложена организация и ведение процесса. Только арбитражный судья принимает решение о допуске к участию в деле других участников. В состав суда могут включаться судебные заседатели, хотя это не характерно для арбитражных процессов, однако, предусмотрено законом.
Лица, участвующие в деле:
- стороны — истец и ответчик;
- заявители;
- заинтересованные лиц по делам особого производства и банкротства;
- госорганы, полномочные лица органов местного самоуправления, представители граждан и организаций, с правом на обращение в суд;
- третьи лица. Могут входить в состав участников в двух качествах:
- с самостоятельными требованиями;
- без самостоятельных требований.
Поскольку спор может возникнуть не только между двумя участниками отношений в экономической деятельности, то и истцов, и ответчиков может быть неограниченное число. И также не ограничено количество других лиц, отстаивающих собственные интересы или представляющих интересы по доверенности либо в силу служебного положения.
Кроме непосредственных участников, которые в той или иной степени заинтересованы в исходе разрешения спора в суде. АПК предусмотрены участники, без которых невозможно полноценное отправление правосудия, но которые не имеют личной заинтересованности: это технические специалисты, привлекаемыми к участию в процессе по мере необходимости:
- свидетели;
- переводчики;
- эксперты;
- специалисты – разновидность участников процесса, консультирующие судей по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью, в которой обладают необходимыми познаниями. В этом отличие от экспертов;
- помощники судьи;
- секретари судебного заседания.
Арбитражное судопроизводство подчиняется принципу публичности и гласности. Означает, что в процессе рассмотрения дела по существу могут участвовать все желающие.
В такой роли выступают официальные наблюдатели всевозможных общественных организаций и журналисты. Эти лица не имеют права вмешиваться в ход процесса, делать заявления или иным способом влиять на выносимое судом решение.
Процессуальные полномочия этих лиц не закреплены в АПК РФ.
Участники АП
Система арбитражных судов, структура
Арбитражное судопроизводство представляет собой стройную систему органов, находящихся в иерархической подчиненности — начиная от низовых звеньев, которыми выступают суды субъектов федерации — областей, автономных округов, краев, автономных республик (насчитывается 84), до высшей инстанции – Верховного Суда РФ. До 2012 года эта функция принадлежала ВАС РФ.
Промежуточными звеньями между низовыми судами и ВС РФ выступают:
Апелляционные суды, в которых рассматриваются жалобы и протесты, принесенные на решение судов первой инстанции;
Окружные суды (10 на всю Российскую Федерацию). Выполняют роль кассационной инстанции, то есть – рассматривают и разрешают жалобы, поданные на решения судей во второй инстанции — апелляционных.
Система АС
Рассмотрение арбитражных дел всегда происходит в порядке поступательного движения. Первоначально иски подаются в областные или краевые суды.
При несогласии с принятым решением они начинают движение, проходя последовательно апелляционную и кассационную инстанции. Как правило, на этом участники процесса завершают спор.
В исключительных случаях неразрешенные проблемы рассматриваются в коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Арбитражное судопроизводство важнейшее звено судебной ветви власти РФ, поскольку без нее нарушилось бы нормальное функционирование хозяйственной и производственной деятельности в стране. Количество экономических споров с каждым годом возрастает, поскольку постоянно расширяется и усложняется структура отношений в экономике.
В период существования СССР АС не придавалось значения, так как большинство субъектов экономической деятельности находились в государственной собственности. Возникающие конфликты регулировались на уровне министерств и ведомств, которым предприятия подчинялись или создавался третейский суд.
О такой сфере судебной деятельности как банкротство или разрешение споров, связанных с отказом в регистрации предпринимательской деятельности, реорганизации или закрытии частного предприятия, речи не шло.
Только возрождение частной собственности и капиталистических отношений в РФ вызвало к жизни необходимость в такой развернутой и многочисленной структуре, как арбитражное судопроизводство.