Законодательство в сфере здравоохранения — советы юриста

   Медицинские услуги – довольно специфичный род услуг. Кажется, что не обладающий специальными знаниями человек не может понять, что услуга была оказана некачественно. Однако все не так сложно, как кажется на первый взгляд.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по защите прав пациента в Екатеринбурге поможет, когда оказаны некачественные медицинские услуги: профессионально, на выгодных для Вас условиях юридической услуги и в срок. Звоните уже сегодня!

Как определить качество оказания медицинских услуг?

   Качество медицинской услуги   — это соответствие ее нормативным требованиям. Дело в том, что законодательство в сфере здравоохранения устанавливает стандарты и порядки оказания медицинских услуг.  Данные стандарты и порядки обязаны соблюдать все медицинские организации.

   Качество медицинской услуги может быть установлено страховой медицинской организацией, Росздравнадзором. Кроме того, в случае споров о качестве медицинской услуги и последствиях некачественной медицинской помощи, окончательное решение может быть принято судом.

   Самостоятельно определить качество медицинской услуги достаточно сложно. Однако существуют некоторые ориентиры:

  • если медицинская помощь оказывалась по полису, должно быть соблюдено время на ожидание медицинской помощи с момента обращения в организацию (в зависимости от вида медицинской помощи)
  • должна соблюдаться программа государственных гарантий на оказания бесплатной медицинской помощи населению
  • если результат медицинского вмешательства отличается от обычных (наступили осложнения), это может указывать на некачественную мед. помощь. Те же признаки качества, за исключением соблюдения гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, применяются и к платным медицинским услугам.

НА ЗАМЕТКУ: Некачественной медицинская помощь является и в случае, если оказывается врачом  без соответствующего сертификата, или медицинской организацией без соответствующей лицензии на оказание медицинских услуг определенного вида.

Куда писать жалобу на некачественные медицинские услуги?

   Кроме того, те же полномочия по контролю за оказываемой медицинскими организациями помощью  имеет Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и его территориальные отделения (ТФОМС).

   Росздравнадзор – специальная служба, созданная в структуре Министерства здравоохранения, имеет специальные полномочия по надзору в сфере здравоохранения (подробнее о составлении жалобы в Росздравнадзор по сссылке). Кроме того, Росздравнадзор является органом, лицензирующим деятельность медицинской организации.

Таким образом, направить жалобу можно:

  • В страховую организацию, выдавшую полис
  • В фонд ОМС
  • В Росздравнадзор
  • В Министерство здравоохранения РФ
  • Иные организация, которые считаете так или иначе способны помочь в сложившейся проблеме (прокуратура, Губернатор субъекта РФ, Президент РФ и т.д.)

Как составить жалобу на некачественно оказанную медицинскую услугу?

  1. Начало обращения. Жалоба должна содержать «шапку» с указанием адресата (наименование и адрес, ФИО должностного лица), отправителя (собственные ФИО и адрес местонахождения).

  2. В средней части текста жалобы необходимо кратко и четко описать произошедшее: время, место получения медицинской услуги и причины, по которым вы считаете полученную медицинскую услугу некачественной (несоответствие стандартам, несоответствие программе гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, длительное время ожидания или наступление необычных последствий и так далее). Текст жалобы составляется в свободной форме. Собственные доводы можно подкрепить ссылкой на нормативные акты.
  3. В окончательной просительной части жалобы необходимо указать требования, соответствующие полномочиям  адресата. К примеру, ТФОМС и страховые медицинские организации вправе провести проверку объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи, сделать определенные выводы, оформить их в протокол и направить обратившемуся.

   Полномочия Росздравнадора состоят в контроле за обращением медицинских препаратов и изделий, контроле качества и безопасности медицинской деятельности.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео с дополнительными советами адвоката по составлению жалобы

Претензия на оказание  медуслуг

   Претензия на некачественное оказание медицинских услуг составляется непосредственное в медицинскую организацию. Претензия может быть составлена как  в случае получения медицинской помощи бесплатно, так и в случае получения платной медицинской услуги.

  •    Претензия потребителя медицинской услуги или пациента, получившего помощь по полису моет быть составлена как в целях урегулирования конфликта, так и в целях попытки досудебного урегулирования спора.
  •    На практике, претензии составляются потребителями платных медицинских услуг в целях возврата денег и компенсации причиненного некачественной медицинской помощью вреда.
  •    Претензия составляется так же, как и жалоба. Отличается данный вид обращения тем, что адресатом является сама организация, оказавшая услугу, а среди требований претензий фигурируют чаще всего требования гражданско-правового характера, предъявляемые в порядке Закона РФ «О защите прав потребителя»
  • ПОЛЕЗНО: полный материал по составлению претензии на некачественные медицинские услуги читайте по ссылке

Иск о некачественном оказании медицинских услуг

    Исковое заявление о некачественном оказании медицинских услуг инициирует гражданский процесс. Подсудность таких дел – по месту нахождения истца. Госпошлину платить не нужно.

Требования искового заявления о некачественном оказании медицинских услуг сводятся к взысканию:

  • суммы, уплаченной по договору за платные медицинские услуги
  • компенсации морального вреда, причиненного некачественной медицинской помощью
  • компенсации материального вреда ( к примеру, в случае, когда пациент понес или должен понести траты на устранение последствий некачественной медицинской помощь, сделать операцию, купить медикаменты)
  • взысканию потребительского штрафа за отказ удовлетворения законных требований потребителя в досудебном порядке

   В содержании иска необходимо указать не только события, ставшие причиной требования, но и нормативное обоснование возникших требований. К примеру, стандарты и порядки оказания медицинской помощи в совокупности с нормами потребительского законодательства.

   Кроме того, рассмотрение таких дел не обходится учета выводов страховых медицинских организаций и независимых экспертов, судебно-медицинской экспертизы.

   Поданное исковое заявление принимается в производство судьи в течении пяти дней. В последствии суд выносит постановление о подготовке дела к рассмотрению, в рамках которого может проводится предварительное судебное заседание.

   Обязательным приложением к исковому заявлению должен стать расчет цены иска – взыскиваемая денежная сумма.

ПОЛЕЗНО: закажите составление иска в суд у нашего адвоката, а также смотрите дополнительные советы по написанию заявления в нашем видео с канала YouTube

Материальный и моральный вред за некачественные медицинские услуги

  1.    Некачественная медицинская услуга, в зависимости от ее последствий, может явиться причиной возникновения вреда – морального или материального.

  2.    Под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания – физическая боль и переживания, вызванные некачественной медицинской услугой или ее последствиями.

  3.    Материальный вред – дополнительные расходы, которые понес или должен понести гражданин на устранение последствий некачественной медицинской услуги.
  4.    Вред должен иметь непосредственную связь с некачественной медицинской услугой.

Помощь адвоката по некачественной медицинской услуги в Екатеринбурге

   Споры с медицинскими организациями, как правило, требуют большого количества специальных знаний и навыков. Кроме того, оказание медицинской помощи являются личным вопросом, и граждане часто стремятся не участвовать лично в судебных заседаниях. Наш медицинский адвокат имеет большой опыт разрешения разногласий пациентов с медиками, взыскании морального и материального вреда. 

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,931

1
Сергейко И.В. 2

Немсцверидзе Э.Я. 2

Трифонова Н.Ю. 3

Пикалов С.М. 4

Люцко В.В. 1, 5
1 ФГБОУ ДПО «ИПК ФМБА РФ»2 Медицинский центр «СМ-Клиника»3 ИПО ГБОУ ВПО Первы МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России4 Самарская областная клиническая больница им.М.И.

Калинина5 Медицинский центр «Ваша клиника»
Здравоохранение, являясь важнейшим национальным приоритетом цивилизованной страны, в то же время одна из самых затратных отраслей народного хозяйства и требует для нормального функционирования больших финансовых вложений со стороны государства.

В современных условиях, государство должно по большей части быть не источником средств, а создавать условия для развития отрасли через стимулирование благотворительности, создания льготной системы налогообложения медицинских организаций, реформирования системы обязательного медицинского страхования, поддержки добровольного медицинского страхования и т.

д. Законодательство о здравоохранении в настоящий момент достаточно многочисленно и разрозненно.

Положительные стороны и моменты нового Закона, в котором значительно пересмотрены виды, формы и условия оказания медицинской помощи, позволят сформировать некую иную новую структуру всей системы здравоохранения и системы оказания медицинской помощи в частности, с новыми формами финансирования при соблюдении принципа минимальных социальных рисков.

приказы в сфере законодательств.
1. 2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Заседание коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Модернизация здравоохранения» 26 ноября 2004 г., г. Москва // Менеджер здравоохранения. – 2005. – № 1. – С. 411. 3. Иванов А.В.

Здравоохранение и право // Здравоохранение. – М., 2011. – № 4. – С.141-152.
4. Иванова М.А. Ресурсное обеспечение и оптимизация медицинской помощи больным инфекциями, передаваемыми половым путем, в условиях модернизации здравоохранения: дисс. … д-ра мед. наук: 14.00.

Читайте также:  Статья 12. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения

11 / Иванова Маиса Афанасьевна; [Место защиты: ФГУ «Центральный научно-исследовательский кожно-венерологический институт»]. – М., 2007. – 285 с.: ил.
5. Комаров Ю.М. Здравоохранение США: уроки для России / Ю.М. Комаров. – М.: НПО Медсоцэкономинформ, 1998. – 88 с.

Здравоохранение, являясь важнейшим национальным приоритетом цивилизованной страны, в то же время одна из самых затратных отраслей народного хозяйства и требует для нормального функционирования больших финансовых вложений со стороны государства.

Формы участия государства при этом распространяются от прямого бюджетного финансирования различного вида программ по оказанию медицинской помощи до законодательного регулирования и стимулирования предпринимателей и населения в покрытии издержек этого вида, в том числе на основе систем страхования.

Однако в современных условиях государство должно по большей части быть не источником средств, а создавать условия для развития отрасли через стимулирование благотворительности, создания льготной системы налогообложения медицинских организаций, реформирования системы обязательного медицинского страхования, поддержки добровольного медицинского страхования и т.д.

Сложная финансовая ситуация, в которой находится отечественное здравоохранение, предъявляет повышенные требования не только к управлению отраслью в целом, но и к отдельным учреждениям в частности. В этих условиях большая доля ответственности за необеспеченность медикаментами, оборудованием, продуктами питания и т.д.

ложится на медицинские организации.

Находясь в зависимости между требованием обеспечить выполнение всего набора необходимых видов диагностики и лечения при оказании медицинской помощи, с одной стороны, и требованием предоставить населению эту помощь бесплатно, с другой, медицинские организации, как правило, вынуждены самостоятельно искать пути выхода из сложившегося положения.

Сегодня остается высокой объективная потребность населения Российской Федерации в получении высококвалифицированной помощи, предоставляемой медицинскими учреждениями федерального подчинения, которые являются значимой частью государственной системы здравоохранения.

Медицинские организации федерального подчинения являются некоммерческими организациями. Административно эти учреждения подчиняются определенному федеральному ведомству и финансируются из федерального бюджета.

В настоящее время общее количество учреждений федерального подчинения составляет более 3,5 тысячи. К их числу относится 15 % всех амбулаторных учреждений и 6 % стационарных, в них занято 10 % медицинских работников.

  • Одной из основных проблем в современных условиях является то, что имеющее место в последние годы недостаточное ресурсное обеспечение ЛПУ федерального подчинения негативно отразилось на материально-технической базе, качестве и эффективности деятельности этих лечебно-профилактических учреждений.
  • Размеры ассигнований из федерального бюджета, поступающие в учреждения здравоохранения федерального подчинения, не обеспечивают их фактической потребности в обеспечении плановых объемов помощи с применением современных медицинских технологий.
  • Несмотря на то, что в соответствии с «Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» министерство здравоохранения РФ последовательно проводит конкретные мероприятия по упорядочению системы организации предоставления медицинской помощи в учреждениях федерального подчинения, направленные на совершенствование системы планирования и финансирования их деятельности, эти медицинские учреждения вынуждены самостоятельно изыскивать разнообразные способы поддержания необходимого уровня оказания медицинской помощи населению.
  • В этой связи необходимо более подробно рассмотреть вопросы общей характеристики законодательства РФ о здравоохранении.

Результаты и обсуждение.

Национальное законодательство РФ представлено многоуровневой системой – это, прежде всего, Конституция РФ, затем Федеральные законы, указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития. Законодательство субъектов РФ играет тоже огромную роль в формировании нормативной базы законодательства о здравоохранении (рис.1).

Рисунок 1. Структура законодательства Российской Федерации

Ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в различные сферы общественной жизни, с одной стороны, приводит к облегчению существования человека в природной среде, с другой – имеет и обратную сторону: резкое ухудшение экологической ситуации на земном шаре, изменение климата, глобальные техногенные катастрофы подрывают физическое и психическое здоровье человека. Поэтому фокус внимания законодателей развитых стран мира все больше и больше смещается сегодня в сторону обеспечения правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан. Этому способствует в первую очередь достаточно бурное развитие данной сферы общественных отношений в постиндустриальных странах, обусловленное повышением внимания населения к состоянию здоровья. И, что не менее важно, реальные возможности как населения, так и государственных институтов обеспечивать достойное финансирование отрасли, а также ряд других факторов. Во всех современных правовых системах развитых стран имеются более или менее обширные комплексы нормативных актов, регулирующих отношения в одной из наиболее социально значимых для современного государства сфер общественной жизни – сфере здравоохранения.

Рассмотрим основные приказы, принятые законодателем в этой области за последние годы:

Интервью юриста, защищающего врачей от пациентов | Медицинская Россия

Юрист Марина Агапочкина выступает в судах в защиту врачей.  Она утверждает, что сторону врачей занимает принципиально, поскольку сама является врачом-терапевтом по первому образованию.

В своем интервью порталу Екатеринбург-Онлайн 24 июля она рассказывает о том, что мишенями для уголовного преследования все чаще становятся опытные врачи, а также объясняет, почему и от кого приходится защищать медработников.

— Как объяснить такое количество судов, скандалов, недовольства? Медицина стала хуже? Врачи? Чиновники плохо управляют? 

— Считаю, что началось это с 2012 года, когда на здравоохранение упало действие закона о защите прав потребителей. Вдруг по закону медицина стала услугой, хотя раньше это была помощь.

Только специфика медицинской услуги в том, что объект, на который воздействует врач, — это жизнь и здоровье. В медицине, когда ты держишь скальпель, ты уже в той или иной степени причиняешь вред: аппендицит удалил — остался шов. Нет ни одной таблетки без побочного действия.

 Но закон никак отдельно медицину не выделяет. По статье 14 закона о правах потребителей любой вред здоровью возмещается за счет средств исполнителей. И соразмерности этого вреда не существует.

Понимаете, юристы, защищая пациентов, выигрывают иски именно на основании того, что закон, который на них свалился, не содержит учета специфики медицины. Я считаю, что всё дело именно в этом.

Каждый день в Екатеринбурге возбуждаются новые уголовные дела против врачей

— Много уголовных дел, связанных со смертью людей. Тут ведь не действует закон о правах потребителей, как в гражданских делах.

— Да, сейчас у нашей команды 15 уголовных дел, где мы защищаем врачей. Это дела за период с начала года на разных стадиях, где-то возбужденные, в каких-то идет проверка. Каждый день в Екатеринбурге возбуждаются новые уголовные дела против врачей.

Такой вал связан совсем не с тем, что врачи стали работать хуже, чем раньше. Это однозначно из-за того, что при следственных управлениях начали открываться свои отделы судебных экспертиз, которые делают заключения. У нас большие сомнения по этому поводу, насколько такие заключения объективны.

Представьте, в одном кабинете сидит следователь, в другом — бюро. А с точки зрения закона, СМЭ — это самостоятельный лицензированный вид медицинской деятельности, как хирургия, терапия. Наше бюро и многие другие организации имеют лицензии. В Следственном комитете этой лицензии нет до настоящего времени.

Это вопрос времени, конечно. Но где независимость? На основании этих экспертиз предъявляют обвинение, людей осуждают.

— На специалистов государственных бюро, которые в ведомстве Минздрава, тоже можно надавить. Где тогда должны проводиться экспертизы?

— Важно, чтобы описание было обезличенным: ни имен, ни фамилий врачей и пациентов, названий медучреждений. Можно отправлять в бюро другого региона, но тоже в пределах разумного. Главное, чтобы там был нужный специалист.

Некоторые экспертизы в делах, которые мы сейчас ведем, просто нелепы. Возможно, необходимо проведение независимой экспертизы в Национальной медицинской палате (некоммерческое объединение врачей, медицинских организаций.

)

— Можете привести примеры конкретных случаев?

— Вот пример. Небольшой город в Свердловской области, районная больница (ни фамилий, ни даже названия города я называть не имею права), молодой человек 27 лет поступает с болями в животе. Делают полное обследование, всё, что можно в условиях небольшой больницы: рентген, ФГС, УЗИ, анализы крови.

Читайте также:  Законодательство по общественным организациям - советы юриста

Ему то лучше, то хуже: температура, боли. Решают сделать колоноскопию, обследование через прямую кишку. Но процедуру прекращают, потому что пациент жалуется на сильные боли. Решают перенести это обследование, сделать позже под общим наркозом, но не успевают.

На пятый день перитонит, молодой человек умирает.

По делу провели судебно-медицинскую экспертизу, которая пришла к выводу, что во время проведения колоноскопии были повреждены стенки органов, но колоноскоп — это инструмент в 13 миллиметров с тупым концом, без иглы.

А якобы прокол спустя пять дней после обследования был размером в 3 мм! Среди экспертов, которые делали заключение, не было ни одного специалиста-проктолога! Выводы они делали на основании литературы 1987 года издания.

Тогда в СССР еще не было такого исследования, как колоноскопия.

Еще случай. Участковый терапевт выписала препарат от тахикардии. Пациентка, перенесшая рак четвертой стадии, с сильными осложнениями после химиотерапии, лучевой терапии: фиброз легких, сердца. Вес 35 килограммов, гипотрофия.

У нее остановилось сердце. Родные написали заявление, возбудили уголовное дело, и эксперты предположили, что смерть наступила из-за препарата. Причем тут терапевт? Препарат по описанию выводится из крови в течение трех часов, а ей стало плохо гораздо позже.

При этом она принимала еще один препарат, который ей никто не прописывал. Так вот, в этом случае эксперты сделали выводы на основании информации из интернета! В заключении они прямо ссылаются на личную страницу медика, где была ветка обсуждения воздействия препарата.

И на основании подобных заключений выносятся обвинительные приговоры.

— Если так и есть, то это нелепо. Но ведь есть и ошибки, и равнодушие, и халатность.

В ДТП с фурой пострадали водитель и фельдшер «скорой»

— Как и в любой профессии, есть в медицине и те люди, которых не должно быть там. В любом случае, когда мы с коллегами берем дело, мы очень внимательно знакомимся с деталями. Наверное, не всякое дело возьмем. Когда есть равнодушие к пациенту, например.

— На стороне пациентов вы были как юрист?

— Да. Но последние годы защищаю только врачей. Отчасти это мое собственное развитие как профессионала. Потому что защитить пациента элементарно, выиграть гражданский иск против медицинской организации с учетом всего того, что я рассказала, просто.

Кроме того, последние два года этот общий хайп вокруг медицины с посылом «преступники в белых халатах» лишает меня возможности вставать на сторону пациента, я понимаю, что иск будет закончен положительно.

И я этим самым добавлю еще одну ложку к тому хайпу, который происходит. Я против него.

А врачи, в отличие от пациентов или их родных, не могут сами обратиться к журналистам, чтобы предать огласке какую-то несправедливость: они связаны законом, не могут разглашать информацию о диагнозе пациента. Так и создается образ «преступников в белых халатах».

По мнению юриста, чем опытнее врач, тем больше опасность попасть под уголовное дело. Потому что он берет самые сложные случаи

 Но даже если действительно есть вина, есть врачебная ошибка, реальными сроками всё равно не наказывают. 

— Есть случаи реального лишения свободы. Но в Свердловской области таких приговоров не было, к счастью. Я категорически против реальных сроков.

Врачи не те люди, которых надо изолировать от общества, чтобы они перевоспитались, если мы воспринимаем заключение как перевоспитание.

Полностью освобождать от уголовной ответственности тоже нельзя, но никаких реальных сроков! Штрафы, отстранение от работы, судимость, требование о повышении квалификации.

— Кто тогда виноват в хайпе, в большом количестве уголовных дел? Родные, пострадавшие, которые хотят разобраться, желают хоть какого-то возмездия? 

Больше всего уголовных дел возбуждено против хирургов, анестезиологов, акушеров-гинекологов. По гражданским делам на первых местах стоматологи и пластические хирурги

— Да, потеря близкого вызывает эмоции, хочется найти виноватого, это защитная реакция психики. Я их понимаю, отношусь с уважением, их нельзя обвинить. Но это не значит, что в смерти их близкого виновен конкретный человек. Ведь все наши пациенты подписывали согласие, все были предупреждены о возможных последствиях и осложнениях. Но это, кстати, не останавливает Следственный комитет.

Я всегда настраиваю клиентов-врачей, что нужен нормальный диалог с родными. В каких-то случаях этот диалог есть. Но не всегда люди готовы воспринимать объяснения. Такое тоже бывает.

Да, возможно, и у врача с течением времени эмоции по-иному выстраиваются. А подавленные эмоции родственники пациентов принимают за черствость, бездушие.

Но не надо думать, что хирург, не спасший пациента, не переживает. Переживает.

— Вы говорите, что у вас 15 медицинских дел. Что это за люди, которым грозит обвинение по уголовной статье?

— Тот самый портрет «врача-преступника», составленный Следственным комитетом, полностью совпадает с нашими делами. Это врачи с большим опытом, профессионалы. Эти люди попадают в уголовную статистику, потому что берут самые сложные случаи. Это люди, которые двигают науку и применяют новые технологии.

И, к сожалению, они становятся основными фигурантами уголовных дел. Они самые уязвимые: хирурги, анестезиологи, акушеры-гинекологи. По нашим гражданским делам первое место по искам в отношении стоматологов. На втором месте пластическая хирургия.

Женщина, заплатив десятки тысяч рублей, очень хочет быть 25-летней, но полного чуда не происходит. Тут изначально конфликтная сфера.

— Чувствуете в последние годы некий раскол «врач — пациент»?

— Медицина как жила ради пациентов, так и живет. Что бы ни делали чиновники или силовые органы. Да, конечно, силовые структуры пытаются разобраться, но дайте в первую очередь разобраться профессионалам и врачебным ассоциациям.

Они есть в каждом регионе. СК не обращается, например, к ассоциации хирургов ни по одному из своих дел, которые расследует. Хотя все запросы можно сделать обезличенными, без фамилий.

Но, я уверена, взаимное единение врачей и пациентов всё равно победит.

Как сообщалось ранее, отдельная статистика по медицинским делам ведется с 2015 года.

В прошлом году в СКР были созданы специальные отделы по врачебным ошибкам, и Следственный комитет предложил внести в УК уголовную ответственность за так называемые ятрогенные преступления (лишение свободы от двух до семи).

Глава СКР является последовательным сторонником криминализации врачебных ошибок. Кампания набирает обороты: в 2017 году, когда СКР впервые отчитался о работе по расследованию врачебных ошибок, было заведено более 1,7 тыс. уголовных дел против медиков.

В прошлом году на них было подано было уже 6500 жалоб, по которым было возбуждено 2029 уголовных дел. До суда дошли 300. Все это (даже «скромные» 300 судебных дел) — немыслимые для развитых стран цифры. Подробнее читайте: “Нищета нашей медицины будет и дальше провоцировать врачебные ошибки”

Современные аспекты развития законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения конституционного права на охрану здоровья

Стоит отметить, что социально-экономическое благополучие государства во многом зависит от факторов, определяющих эффективность деятельности системы здравоохранения. Иными словами, для того, чтобы достичь социального и экономического благополучия в стране, просто необходимо следить за здоровьем населения.

Невозможно не констатировать, что на сегодняшний день уровень обеспечения здравоохранения в нашей стране не соответствует современным стандартам, а вот здоровье населения является, как раз, важнейшим элементом безопасности государства, которое в свою очередь напрямую зависит от качества и быстроты оказания необходимой медицинской помощи, т.е. самого факта реализации права на охрану здоровья. К слову сказать, закрепленного в Основном законе Российской Федерации, обладающем высшей юридической силой и имеющем прямое действие[2].

Совершенно естественно, что деятельность органов здравоохранения и само здравоохранение в целом урегулировано законодательными актами, однако не в полной мере.

Несколько десятков нормативно-правовых актов не представляется возможным назвать достаточными для решения существующих задач, соответственно требуется их полная замена.

Кроме того, многие нормы здравоохранения являются дублирующими, а некоторые отношения вообще не регулируются нормативно-правовыми актами.

  • В связи с этим стоит сказать, что для современной России все-таки необходимо принятие новых нормативно-правовых актов, которые будут направлены на наиболее полное регулирование конституционного права на охрану здоровья, а также не лишним было бы провести анализ и обработку уже существующей нормативной базы в данной области с целью ликвидации пробелов и недочетов в действующем законодательстве.
  • Исполнение обозначенных выше позиций, на мой взгляд, вполне могло бы обеспечить удобство применения права при его реализации в сфере здравоохранения и, соответственно, последующего верного толкования правовых норм.
  • Сегодня темы законодательного развития для Российской Федерации высоки, как никогда, постоянно выходят новые нормативные акты и видоизменяются старые, существенно меняется характер принципов правового регулирования, именно поэтому необходимо заниматься упорядочением действующей нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения уже сейчас.
  • Не лишним будет заметить и о необходимости урегулирования вопроса, связанного с судьбой нормативно-правовых актов, действующих в Российской Федерации формально, так как они полностью разнятся с действующим законодательством.
Читайте также:  Статья 14. ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия

Конечно, сказать о том, что законодательство требует изменений, достаточно легко, но вот воплотить идею систематизации на практике — процесс не из быстрых. Попытка привести в порядок деятельность, связанную со здравоохранением в России, наталкивается на постоянные и сложно обходимые проблемы.

Две основные причины, на мой взгляд, можно положить в обоснование таких проблем:

1. Попытка систематизации старого законодательства, принятого до того, как в Российской Федерации появилась Конституция 1993 г.

2. Общее состояние массива законодательства.

Как уже говорилось выше: недостаточность и дублирование нормативно-правовой базы очень препятствуют дальнейшему развитию и стопорят все процессы.

Естественно, в том, что качество законодательного регулирования находится не на высшем уровне, нужно обвинять не только законотворческие органы.

Многие проблемы, как правило, кроются намного глубже, они напрямую зависят от процессов, протекающих в обществе.

Однако очевидно, что потребность в реформировании медицины на законодательном уровне все же огромна.

Вот лишь некоторые тому примеры: защита прав пациентов; страхование юридической ответственности медицинских работников при выполнении профессиональных обязанностей; клонирование (в общем-то, актуальная тема в медицинских кругах в настоящее время) — не урегулированы в должной степени законодательством Российской Федерации.

Итак, основными трудностями, которые негативно сказываются на процессе создания современной и качественной системы здравоохранения в России, являются:

Недостаточно выраженная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан. Иными словами, перед государством встает ряд задач (увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, повышение рождаемости и т.д.

), которые в свою очередь зависят от показателей, пока еще не находящихся на должном уровне своего развития, например: качество оказания медицинских услуг, степень профессиональности врачей, доступность медицинской помощи.

Разобщенная деятельность представителей правовой и медицинской науки. Здесь важно заметить, что законодательные акты, регулирующие отношения в сфере услуг здравоохранения, принимаются по мере обострения определенных проблем, а медицина, как наука и как область деятельности врачей, насчитывает более 60 видов деятельности[3], обязательно требующих дополнительного правового регулирования.

Слабая законотворческая активность субъектов законодательной инициативы.

Трудности прохождения законов в Государственной Думе.

В настоящее время развитие законодательства о здравоохранении в России идет, в основном, по пути создания пакета из отдельных, специализированных законодательных актов.

Однако данная деятельность не должна сводиться к цели создания некоторой совокупности разрозненных актов по узким вопросам, поскольку наиболее приемлемый вариант таков — необходимо создать научно обоснованный и взаимоувязанный кодификационный акт, который и должен стать базовым.

В 1999 г. в конце марта состоялась 1-я Международная научно-практическая конференция «Правовые и социально-экономические аспекты заболеваний опорно-двигательного аппарата. Боль и спине (диагностика, лечение, профилактика)».

Невзирая на указанную тематику, с интересным сообщением на ней выступил профессор Сергей Корсаков, заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы ММА им. И.М.

Сеченова, поскольку в тот период времени была выдвинута и обоснована давно назревшая необходимость создания Медицинского кодекса в стране.

Причины такой необходимости были достаточно простыми: врачи нередко оказывались в весьма двусмысленном положении, создавались различные парадоксальные ситуации (к примеру, медицинская помощь срочно необходима для спасения жизни (ребенок умирает!), а больничное учреждение должно обращаться с иском в суд, чтобы он через два — три месяца принял решение о медицинском вмешательстве без согласия родителей), прослеживалась тенденция увеличения количества гражданских дел, связанных с компенсацией вреда, причиненного здоровью человека в процессе оказания медицинской помощи[4].

По прошествии некоторого времени данная идея по созданию Медицинского кодекса РФ — нового сводного законодательного акта, с внутренней четко определенной структурой, базирующегося на существенной переработке нормативного массива в сфере охраны здоровья населения, — вновь стала актуальной[5]. Тем самым подразумевалось:

  • во-первых, создание единого сводного законодательного акта;
  • во-вторых, переработка действующих нормативных правовых актов с той целью, чтобы они соответствовали указанному кодексу.

Стоит заметить, что необходимость создания сводного законодательного акта может вполне стать приоритетным и актуальным направлением для совершенствования законодательства о здравоохранении в России в настоящее время. Кроме того, актуальность создания Медицинского кодекса РФ можно объяснить следующими положениями:

1. Необходимостью комплексного реформирования отечественного здравоохранения, в том числе его правового обеспечения.

2. Отсутствием в настоящее время научно-проработанной стратегии законотворчества в сфере медицины.

3. Несогласованностью нормативной базы здравоохранения федерального масштаба, субъектов федерации и муниципального уровня.

4. Стремлением обеспечить повышение уровня правовых знаний и правовой культуры медицинских работников.

5. Необходимостью отчетливой правовой регламентации разных систем здравоохранения (государственной, муниципальной и частной).

Создание кодекса — громадная, очень тяжелая, но жизненно необходимая работа, выполнение которой значительно облегчит профессиональную деятельность медицинских работников и, самое главное, будет гарантией здоровья наших граждан.

В заключение хотелось бы отметить, что законодательство в сфере здравоохранения стоит привести в строго сбалансированную систему, где цели и векторы развития не противоречат друг другу, а работают на общую цель, определенную в ст. 7 Конституции Российской Федерации.

Следует стремиться к тому, чтобы в сфере здравоохранения появилась именно кодифицированная форма, систематизирующая все медицинское законодательство и устраняющая имеющиеся противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, тем самым поднимая на более высокий уровень содержание нормативного материала.

[1] Доклад министра здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой. На заседании итоговой коллегии Минздрава России «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год» // Интернет-ресурс URL: https://static-1.rosminzdrav.ru .

В ходе надзорной деятельности по защите прав граждан в сфере здравоохранения выявлено больше 77 тыс. нарушений законов

В сфере исполнения законодательства о здравоохранении прокурорами в 2019 году выявлено больше 77 тыс. нарушений законов. С целью их устранения внесено 16 тыс. представлений, в суды направлено 12 тыс.

исков, опротестовано свыше 840 незаконных правовых актов. По результатам рассмотрения актов реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 20 тыс. лиц.

По материалам прокурорских проверок возбуждено и расследуется 250 уголовных дел.

При этом прокурорами акцентировалось внимание на бесперебойную поставку медикаментов населению.

Установлено, что в 2019 году отмечались перебои в поставках лекарств в 42 субъектах Российской Федерации, а количество несостоявшихся аукционов на поставку медикаментов составило 75 тыс. (каждая 4 закупка), в том числе по причине отсутствия заявок потенциальных исполнителей контрактов.

Несвоевременной поставке лекарств способствуют некачественное планирование и управление товарными запасами уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации.

Другими причинами стали ограничение региональными нормами круга лиц, обладающих правом на льготное получение лекарств, многочисленные нарушения законодательства о закупках, которые влекут ограничение числа их участников, недостаточное финансирование субъектами Российской Федерации.

В этих условиях прокурорами принимались меры по защите прав граждан.

Например, в Томской области лишь после прокурорского вмешательства приняты меры к обеспечению препаратами по 1,5 тыс. льготных рецептов. В 10 районах Кировской области по инициативе прокуроров более 600 пациентов обеспечены лекарствами.

Аналогичные нарушения выявлялись в 20 регионах страны. И по каждому подобному факту внесены акты реагирования.

После вмешательства прокуратуры Пермского края региональное министерство здравоохранения дополнило 63 препаратами списки лекарств, отпускаемых бесплатно или со скидкой.

В ряде регионов учреждениями здравоохранения длительное время не использовалось дорогостоящее медицинское оборудование, допускалось нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств, что приводило, в том числе, к хищению денежных средств. Распространены случаи несвоевременного оказания скорой медицинской помощи, отсутствия в автомобилях скорой помощи необходимого оборудования и медикаментов.

Также прокурорами вскрыты случаи некачественного оказания учреждениями здравоохранения медицинских услуг.

Например, в Республике Хакасия по материалам проверки возбуждено уголовное дело в связи со смертью 9-месячного ребенка, которому фельдшерм не оказана экстренная медицинская помощь.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]