Законодательство по общественным организациям — советы юриста

   Общественный защитник – кто это, чем занимается?

   Наше бюро предлагает Вам услуги адвокат по уголовным делам, который участвует с общественным защитником на одной стороне в целях защиты прав обвиняемого (подозреваемого).

Законодательство по общественным организациям - советы юриста

Права общественного защитника в уголовном процессе

   Большинству граждан, которые тесно не знакомы с процессом судопроизводства, не известны некоторые понятия, которые касаются разбирательств.

Обвиняемый, подзащитный, судья – это известные термины, о которых не нужно подробно рассказывать. Подобные значения постоянно упоминаются на телеэкране и не вызывают недоумения у граждан.

Но есть определение общественного защитника, с которым знакомы далеко не все физические лица.

Законодательство по общественным организациям - советы юриста   Если говорить конкретно, то он выполняет функции адвоката, но только с некоторыми ограничениями, которые устанавливаются дополнительно, может составлять жалобы по уголовному делу, участвовать в следственных действиях и в суде. Определенные права общественного защитника он может использовать для того, чтобы оправдать другого гражданина.

   Но в то же время этот человек не является обязательным адвокатом, который должен защищать своего клиента, не заменяет участие адвоката защитника в следственных действиях. Он имеет право в любой момент отказаться от процесса и разбирательства без каких-либо санкций.

   Общественный защитник в уголовном процессе вправе предоставлять определенные доказательства, исследовать документацию, постоянно участвовать в прениях, воздействовать на судью различными доводами, чтобы освободить подсудимого. Также он может приводить некоторые доводы, чтобы отсрочить исполнение приговора, находить новых свидетелей защиты, то есть оказывать всяческое содействие в освобождении подопечного.

Как получить статус общественного защитника?

   Человек, которого обвиняют в определенном преступлении, может ходатайствовать перед судом, чтобы привлечь защитника к делу. Члены семьи, трудовых коллегий, определенных общественных организаций – все они могут принимать на себя подобные обязанности. Сам обвиняемый также может выступать защитником в суде своих интересов.

   Многих граждан интересует вопрос о том, как стать общественным защитником. Для этого необходимо быть близким родственником подсудимого или физическим лицом, о котором ходатайствует сам подсудимый, не лишним будет изучить особенности защиты подозреваемых (обвиняемых).

    Если дело рассматривает мировой судья, общественный защитник может даже заменить адвоката. Во многих судебных процессах общественные защитники по уголовным делам принимают участие и обеспечивают полноценное влияние на ход судопроизводства.

Но они не могут повлиять на предварительное следствие, дознании. Некоторые специалисты полагают, что пользоваться услугами общественного защитника не обязательно, если в нем уже есть адвокат. Но это персональное мнение, не все с ним согласны.

Как говорится — защиты много не бывает.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео о защите прав обвиняемого адвокатом и подписывайтесь на наш канал YouTube, вам станет доступна бесплатная юридическая помощь адвоката через комментарии к видеоролику.

Как составить ходатайство на общественного защитника?

   Определенных требований к форме и содержанию ходатайства законодателем не предусмотрено. Но, все же, стоит придерживаться сложившихся в судопроизводстве правил. Ходатайство может быть письменным и устным.

Однако конкретно это прошение надо составить в письменной форме. Поскольку в случае отказа, человеку надо будет доказать подачу ходатайства.

А случаи, когда в протоколе отсутствуют сведения о наличии устного ходатайства, нередки.

В нем укажите:

  • данные суда, рассматривающего дело;
  • фамилию и инициалы подсудимого;
  • сведения об уголовном деле;
  • ссылки на нормы закона, позволяющие ходатайствовать о привлечении общественного защитника;
  • саму просьбу о привлечении защитника, с указанием ФИО и места жительства;
  • дата подачи и подпись заявителя.

Как написать ходатайство о назначении общественного защитника? Все просто:

Образец ходатайства о допуске в качестве защитника

В Орджоникидзевский районный суд

г. Екатеринбурга

г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 19 А

  • Подсудимый:
  • У.
  • Потерпевшая:
  • С. 
  • Ходатайство
  • о допуске защитника наравне с адвокатом

   В производстве Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области находится уголовное по обвинению У. по статьям: п. «б» ч.4, ст. 132, п. «б» ч.4, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, п. «а» ч.3, ст. 131, ч. 1 ст. 151, п. «г» ч.2 ст. 117 УК РФ в отношении С.

   Считаю, что не удовлетворение ходатайства повлечет нарушение прав моего подзащитного и нарушит принципы беспристрастности судебного разбирательства, а в последующем в случае вынесения приговора он будет подлежать отмене по основаниям ст. ст.

379 ч. 1 п.

2, 381 УПК РФ, ввиду нарушения уголовно-процессуального закона, которое путем ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства могло повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора.

   При рассмотрении ходатайства моего подзащитного суд должен учесть положения ст. 49 ч. 2 УПК РФ, согласно которой по постановлению суда в качестве защитника могут быть наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. 

  1.    Отказ суда повлекет за собой ограничение гарантированного уголовно-процессуальным законом права моего подзащитного на защиту и повлияет на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора в отношении него.
  2.    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 49, 119, 120, 121 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации,
  3. ПРОШУ:
  • о допуске в качестве защитника Л., проживающего: г. Екатеринбург, Молотобойцев.

Дата, подпись

ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы лучше составлять с нашим адвокатом, пишите вопрос в х ролика, подписывайтесь на канал YouTube

Что делать, если отказали в допуске общественного защитника?

   Нормы ст. 49 УПК РФ не дают судье право произвольно отклонять ходатайство о допуске общественного защитника без учета иных положений закона. Но практика показывает, что это не редкость.

Причины могут быть разные, к примеру, нет юридического образования, специальных навыков. Хотя в законе не предусмотрены критерии, по которым допускаются защитники.

Такой отказ дает высокие шансы для отмены приговора, ведь это нарушение права на защиту подсудимого, предусмотренного ст. 45 Конституции РФ и 16 УПК РФ.

   Из такой ситуации есть два выхода:

  1. обжаловать отказ. Однако законодатель позволяет это сделать только после вынесения судом окончательного решения. Подается одновременно с жалобой на приговор в апелляционную инстанцию;
  2. обратиться к нашему адвокату, который сможет защитить права и интересы подозреваемого в качестве общественного защитника. Юрист соберет и представит суду доказательную базу, подтверждающую его невиновность, ознакомится со всеми документами на соответствие законодательству, а также будет отстаивать интересы обвиняемого. По закону адвокату дается право знакомиться с материалами дела, привлекать экспертов и специалистов.

Отзыв о нашем адвокате по уголовным делам

Читайте еще про услуги адвоката по уголовным делам:

С нами стадии обжалования приговора будут использованы полно и в срок

Законодательство по общественным организациям - советы юриста

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Регистрация НКО

Законодательство РФ позволяет создать общественную организацию без образования юридического лица. О том, как это сделать, какие права имеет общественная организация без юр лица, в чем ограничена и как прекратить ее деятельность — читайте в нашей статье.

Современное демократическое социально ориентированное правовое государство невозможно вообразить себе без присутствия в нем различных институтов гражданского общества. Наиболее распространённым видом является общественная организация, которая по своему статусу имеет сходства с другими формами социально направленных Некоммерческих организаций.

Право на создание гражданами общественных объединений закрепил в себе основной закон стран – Конституция. Статья 30 Конституции Российской Федерации говорит нам о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и о том, что свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 

Общественная организация без образования юридического лица

Что такое общественная организация? В соответствии с Федеральным законом от 19.05.

1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Читайте также:  Статья 9. численность работников и акционеров народного предприятия

Регистрацию общественных организаций, как и других некоммерческих организаций осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.  

Однако законодательство предусмотрело возможность создания общественной организации без регистрации юридического лица. 

Как создать такую организацию и какие же плюсы и минусы имеет такая общественная организация?

Если у вас возникли какие-нибудь интересные идеи, проекты или необходимо решить какую-нибудь актуальную социальную проблему, возможно создать клуб по интересам или общество по защите прав граждан, то можно действовать одному или же объединить вокруг себя сторонников. Для реализации таких целей можно создать общественную организацию. 

Общественные организации, которые создаются гражданами, могут быть зарегистрированы в порядке, который предусмотрен действующим законодательством, и приобретать права юридического лица или осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. 

Законодательство по общественным организациям - советы юриста

Плюсы общественной организации без регистрации юридического лица

Итак, существует возможность создать общественную организацию, которая начинает функционировать без государственной регистрации. 

Это очень удобная возможность, если в работе планируется обходится только собственными средствами, без привлечения их со стороны, в том числе от других людей и организаций. Для начала нужно узнать поподробнее планируемое направление деятельности и только после приступить к оформлению общественной организации в статусе юридического лица.

Общественная организация, без образования юридического лица, имеет право: 

  1. свободно распространять информацию о своей деятельности;
  2. проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
  3. осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
  4. выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Очень часто задают вопрос, а где регистрируют общественные организации без образования юридического лица? Юридическое лицо не регистрируется, соответственно, документы также никуда не подаются. Провели собрание учредителей, утвердили устав и т.д. и организация готова. 

Обращаю Ваше внимание, что организация не становится юридическим лицом.  А что же это значит?

Во-первых, сведения об общественной организации не содержатся в едином государственном реестре юридических лиц, соответственно не фиксируются сведения об учредителях, наименовании общественной организации. 

Во-вторых, так как не подаётся в Министерство юстиции предусмотренный законодательством пакет документов на регистрацию общественной организации в качестве юридического лица, это значит, что никакие зарегистрированные уставные документы в Минюсте и не получаем. 

В-третьих, общественной организации без образования юридического лица не присваивается основной государственный регистрационный номер, Идентификационный номер налогоплательщика, Код причины постановки на учет.

Организация не встает на учет в пенсионном фонде и фонде социального страхования. В такой организации не могут быть оформлены сотрудники, и выплачиваться им заработная плата по трудовому договору тоже не может.

 

В-четвертых, раз общественная организация не зарегистрирована в качестве юридического лица, это значит, что она не обязана осуществлять ежегодную публикацию отчета об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом и ежегодно сообщать Минюсту о продолжении своей деятельности с указанием адреса организации, постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе организации. 

В-пятых, так как общественная организация не является юридическим лицом в нее не могут поступать запросы от Министерства юстиции о решениях руководящих органов общественной организации и должностных лиц Организации.

Общественная организация без образования юридического лица не имеет в штате бухгалтера, не сдает никакую отчётность, в том числе годовую и квартальную отчетность о своей деятельности.

Сведения об организации не предоставляются ни в какие государственные органы. 

Минусы общественной организации без образования юридического лица

Несомненным минусом создания общественной организации без образования юридического лица, является отсутствие прав юридического лица. Общественная организация без образования юридического лица не имеет права:

  • заключать договоры,
  • создавать филиалы и представительства,
  • создавать региональные отделения,
  • учреждать другие юридические лица,
  • являться членом других общественных объединений,
  • формировать штат работников Организации,
  • заключать трудовые договоры,
  • формировать имущество,
  • открывать расчетный счет,
  • получать членские и иные взносы,
  • утверждать балансы и смету,
  • получать гранты и субсидирование от государства,
  • на безвозмездной основе получать от государства помещения.

Общественные организации, зарегистрированные в установленном законе порядке, имеют право получить высший статус некоммерческой организации – статус общероссийской общественной организации. Но раз общественная организация действует без образования юридического лица, то получить данный статус в полном объеме не предоставляется возможным. 

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Прекращение деятельности общественной организации без юр. лица

Юридические лица прекращают свою существование путем ликвидации или реорганизации. Если говорить об общественных организациях без образования юридического лица, то для прекращения их деятельности такая процедура не требуется. Это является несомненным плюсом.

Так как организация не была зарегистрирована, это значит, что она не имеет никаких обязательств перед налоговыми органами, Пенсионным фондом, фондом социального страхования, Росстатом и Министерством юстиции. Кроме того, все привычные для нас требования по ликвидации относятся только к юридическим лицам.

Обычно срок ликвидации или реорганизации общественной организации составляет около шести месяцев. У такой общественной организации не должно быть никаких задолженностей и сдана вся отчетность, в том числе ежегодная в Министерство юстиции.

Ликвидировать общественную организацию без образования юридического лица можно путем проведения собрания и подписания протокола о прекращении деятельности такой организации. 

На данный момент только разработан законопроект, который обяжет общественные организации без образования юридического лица подавать официальные уведомления о своей деятельности.

Предполагается, что такой законопроект разрешит общественным организациям реализовать свою деятельность и не нести финансовые расходы на государственную регистрацию и содержание общественной организации. Однако у государства возникнет и механизм воздействия на такие организации.

Также планируется, что общественные организации без образования юридического лица должны будут размещать Интернете уведомления о создании и сообщение о продолжении своей деятельности.

Таким образом, государство планирует систематизировать и актуализировать сведения об общественных организациях, которые не являются юридическими лицами. Будет ли закон принят и вступит ли в юридическую силу – неизвестно. 

  • Остались вопросы?
  • Пишите или звоните!

Общественное объединение (организация) без регистрации юридического лица

Общественная организация без регистрации юридического лица может быть создана в рамках действующего законодательства. Итак, как может быть образована общественная организация без регистрации юридического лица?

В ст. 7 закона об общественных объединениях сказано, что общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых форм: организация; движение; фонд; учреждение и другие.

Таким образом, в нашем случае «организация» – это форма «общественного объединения». Для целей статьи будем считать два этих термина (организация и объединение) синонимами.

Преимущества объединения без регистрации юридического лица

  • Создание общественного объединения будет достигнуто непосредственно путем объединения физических лиц.
  • Не надо проходить процедуру регистрации юридического лица через органы юстиции.
  • Не надо вести налоговую отчетность, содержать бухгалтера и т.п.
  • Есть возможность обращаться в органы государственной власти в письменном виде и получать официальные ответы на имя общественной организации.

Примеры работы общественной организации без образования юридического лица

Для примера могу привести Краснодарское общественное движение «Союз дольщиков». Эта организация была создана на основании протокола и принятого устава. Организацию обращалась в органы власти, получала официальные ответы, вела общественную жизни, участвовала в различных мероприятиях.

Таким образом, организация достигала уставных целей, которые в общем виде были обозначены как защита прав дольщиков на территории города Краснодара. Организация была создана в 2016 году в период, когда права дольщиков в городе Краснодаре серьезным образом нарушались. При этом организация не имела отношение к органам власти.

Более того, создание данной организации «спровоцировало» власти города Краснодара параллельно создать «Ассоциацию дольщиков проблемных домов».

Не знаю насколько успешно Краснодарское общественное движение «Союз дольщиков» действует в настоящее время, но оно является отличным примером деятельности общественной организации без образования юридического лица

Читайте также:  Статья 13.1. национальная перестраховочная компания

Что нужно для создания?

  • Для создания общественной организации без образования юридического лица вам понадобиться три учредителя, протокол и устав.
  • Протокол и устав можно взять любой подходящий для формата вашей деятельности.
  • В протоколе надо отразить принятие решения о создании общественной организации, об органах управления (Правление, Председатель Правления или просто Председатель).

Правовое основание деятельности 

Деятельность общественных организаций регламентируется ФЗ «Об общественных организациях», Гражданским кодексом, ФЗ «О некоммерческих организациях».

Приведу основные положения законов, регламентирующих деятельность общественных организаций без образования юридического лица.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Еще одна статья:

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.

С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Таким образом, законом предусмотрено, что граждане могут создавать общественные объединения, в том числе, в форме общественных организаций и общественных движений. При этом указанные организации приобретают права юридических лиц только после соответствующей регистрацию. Отсутствие регистрации не мешает организации действовать без образования юридического лица.

Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций

М.В. Батурин, генеральный директор аудиторской фирмы «Фидес»

Опубликовано в номере: Некоммерческие организации в России №1 / 2003

Для того, чтобы успешно управлять некоммерческой организацией, нормально наладить управленческий учет, прежде всего, следует уделить внимание юридическим аспектамдеятельности этой организации. Деятельность организации регулируется законодательством того государства, на территории которой эта организация действует.

В Российской Федерации существует многоуровневая система законодательного и нормативного регулирования, и многое зависит от того, на каком уровне принят тот или иной закон.

Следует учитывать, что существующие нормативные акты находятся в определенной иерархической соподчиненности. Их градация по значимости определяет и силу действия их предписаний в сравнении с иными нормативными актами.

Рассмотрим систему нормативного регулирования на примере:

1-й уровень. Федеральное законодательство

  • Конституция РФ
  • Конституционные Федеральные законы
  • Кодексы и другие Федеральные законы
  • Подзаконные нормативные акты:
  • Указы и распоряжения Президента
  • Постановления Правительства
  • Иные нормативно-правовые акты министерств и ведомств РФ
  • 2-й уровень. Нормативные акты субъектов РФ
  • 3-й уровень. Локальные правовые акты:
  •  — регулируют внутренние и внешние отношения юридического лица.

Не секрет, что зачастую приходиться сталкиваться с противоречиями, содержащимися в различных правовых актах. Необходимо уметь справляться с подобной ситуацией.

В рамках соподчиненности действующих нормативных актов применяется следующие правило трактовки противоречий в нормативах законодательства: документ более высокого статуса отменяет норму документа с более низким статусом.

Противоречия могут иметь место и в предписаниях нормативных актов, обладающих одинаковым статусом. В таких случаях применяется следующее правило: Требования нормативных актов, изданных одной и той же инстанцией, предполагают отмену прежней нормы в пользу новой.

Наиболее сложным является случай, когда друг другу противоречат нормы одного и того же официального акта.

При этом применимо такое правило: в случае противоречия предписаний, содержащихся в одном и том же нормативном акте, одно из которых носит общий, а другое специальный характер, применяется специальная норма. Следует пояснить, что все предписания законодательных и нормативных актов можно разделить на два вида: общие и специальные нормы. Общие нормы регулируют общие вопросы, а специальные — узкие вопросы. Специальной нормой практически раскрывается смысл общей нормы по отношению к конкретной ситуации.

Дополнительные сложности возникают почти у всех некоммерческих организаций, получающих какие-либо иностранные пожертвования. Сторона, передающая пожертвования, как правило, выдвигает свои требования по учету целевых средств и составлению отчетности по ним. Зачастую очень сложно увязать требования законодательства Российской Федерации с требованиями грантодателей.

Рассмотрим документы представленных уровней и, прежде всего, Конституции. На практике нередки случаи нарушений и федерального законодательства по отношению к некоммерческим организациям, и норм Конституции. Поэтому важно знать, какие права некоммерческим организациям дает главный документ — Конституция РФ.

Пункт 3 статьи 39 Конституции РФ гласит, что поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В деятельности многих некоммерческих организаций благотворительность имеет большое значение, а для некоторых — является основной целью создания.

Но кроме благотворительной деятельности как таковой, в ходе реализации целевого проекта или программы в некоммерческих организациях пользователи получают медикаменты, питание, образование, консультации в области финансов и права, психологическую или просто душевную поддержку — это тоже формы дополнительного социального обеспечения.

Основную массу вопросов, относящихся к сфере гражданского права, регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года и последующих законов законодательно было введено в оборот наименование «некоммерческие организации».

В отличие от коммерческих организаций, закрытый перечень форм которых приведен в статье 50 ГК РФ, организационно-правовые формы некоммерческих организаций, наряду с ГК РФ, описываются в различных федеральных законах, основные из них приведены в табл.1.

Руководителю некоммерческой организации необходимо знать положения Гражданского кодекса, потому что, во-первых, деятельность некоммерческих организаций достаточно подробно описана уже на этом уровне, а, во-вторых, основа хозяйственной деятельности юридических лиц — договор, и его виды также подробно описаны в этом документе. Далее, необходимо знать, какими федеральными законами регулируется благотворительность, деятельность некоммерческих и общественных организаций.

Федеральный закон Об основах общественного контроля в Российской Федерации как пример политического пиара?

В процессе подготовки регионального закона по общественному контролю возникло и не покидает ощущение «прекрасной белеберды» названной законом 🙂

Ниже вопросы, которые не нашли разрешения ни в одном законе субъекта РФ и вызывают улыбку у грамотных юристов (в отношении закона конечно 🙂

1. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона № 212-ФЗ общественный контроль может осуществляться как в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, так и в иных формах, предусмотренных другими федеральными законами.

  • Пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ гласит, что субъекты общественного контроля вправе осуществлять общественный контроль в формах, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
  • В тоже время, согласно части 1 статьи 18 данного Закона общественный контроль осуществляется не только в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, общественных обсуждений, общественных (публичных) слушаний, но может осуществляться в иных формах, не противоречащих данному Федеральному закону.
  • Часть 7 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ предусматривает право организатора общественного мониторинга инициировать проведение помимо вышеуказанных форм общественного контроля и иные общественные мероприятия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
  • Может ли законодатель субъекта Российской Федерации в своем региональном законе об общественном контроле предусмотреть иные формы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, не предусмотренные Федеральным законом № 212-ФЗ?

2. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: общественные наблюдательные комиссии; общественные инспекции; группы общественного контроля; иные организационные структуры общественного контроля.

Часть 2 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ указывает, что полномочия, порядок организации и деятельности общественных инспекций и групп общественного контроля определяются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Читайте также:  Статья 5. Торговая политика Российской Федерации

Во многих федеральных законах термин «законодательство Российской Федерации» раскрывается как совокупность федеральных нормативных правовых актов: Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации.

В настоящее время лишь Федеральный закон от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ «Об  общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»  определил деятельность общественных наблюдательных комиссий.

В тоже время, в некоторых федеральных законах предусматривается участие граждан и общественных объединений (некоммерческих организаций) в осуществлении общественного контроля (напр., ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 6 ст. 3 Водного кодекса РФ, ст. 72.1. Земельного кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 5 ч. 1 ст.

2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. 3 ст. 2 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 1 ст.

102 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

  1. Но данными актами не определяется институциональный порядок осуществления данного контроля.
  2. При этом, части 3 и 4 статьи 3 Федерального закона № 212-ФЗ устанавливают, что граждане участвуют в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; а общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  3. Возможно ли, в таких случаях, на уровне субъекта Российской Федерации определить субъекты общественного контроля, для реализации правомочия граждан и общественных объединений (иных некоммерческих организаций) по вышеупомянутым и аналогичным нормативных актам?

3. Статьей 10 Федерального закона № 212-ФЗ установлены права и обязанности субъектов общественного контроля. В частности, право:

  • — запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, необходимую для осуществления общественного контроля информацию;
  • — посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы власти и организации, осуществляющих отдельные публичные полномочия,
  •  — обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  • В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона № 212-ФЗ субъекты общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности помимо предусмотренных данным Федеральным законом.
  • В соответствии с части 1 статьи 2 Федерального закона № 212-ФЗ осуществление общественного контроля регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
  • В тоже время, пункт 8 части 1 и пункт 6 части 2 статьи 10 данного Федерального закона указывается на право пользоваться иными правами и нести иные обязанности, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
  • Учитывая понятие термина «законодательство Российской Федерации», следует ли вывод из указанных положений закона об отсутствии у регионального законодателя установить иные права и обязанности субъектов общественного контроля, в том числе помимо предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ?

4. В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 212-ФЗ общественные палаты субъектов Российской Федерации осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.

  1. Часть 3 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ порядок осуществления общественного контроля в формах, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
  2. В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона № 212-ФЗ общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами.
  3. В соответствии с частью 5 статьи 22 и частью 4 статьи 24 Федерального закона № 212-ФЗ порядок проведения общественной экспертизы и общественного обсуждения устанавливаются организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
  4. В соответствии с частью 5 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ порядок проведения общественных (публичных) слушаний устанавливается организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Порядок осуществления каких форм общественного контроля может быть установлен в региональном законе об общественной палате?

5. В соответствии с часть 7 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ  организатор общественного мониторинга, в зависимости от его результатов, вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественные (публичные) слушания, общественную проверку, общественную экспертизу.

Согласно части 2 данного статьи Закона организаторами общественного мониторинга являются общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.

В соответствии с частью 2 статьи 20 данного Федерального закона инициаторами общественной проверки могут быть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

Поскольку общественный контроль в формах общественной проверки и общественной экспертизы проводят субъекты общественного контроля, указанные в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ, то следует, что данный Закон разделил понятия «организатор» и «инициатор» общественного контроля (напр., Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации может быть инициатором общественной проверки, но организатором ее проведения он являться не может).

  • Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 22 данного Федерального закона.
  • Получается, что общественная палата субъекта Российской Федерации может быть инициатором проведения общественной проверки либо общественной экспертизы лишь в одном случае, установленном частью 7 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ.
  • Возможно ли закрепление в субъектовом законе о региональной общественной палате иных оснований для инициирования общественными палатами субъекта Российской Федерации проведения общественной проверки либо общественной экспертизы?

6. В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами.

Кто в таком случае является инициатором проведения обязательной общественной экспертизы? В каком порядке (срок) субъект общественного контроля должен принять решение о проведении общественной экспертизы?

7.

Статья 4 Федерального закона № 212-ФЗ определяет общественный контроль как деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

  1. Согласно статье 2 Федерального закона № 212-ФЗ осуществление общественного контроля регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
  2. Положения Федерального закона № 212-ФЗ содержат прямые указания на регулирование отношений, связанных с осуществлением общественного контроля, в том числе муниципальными нормативными правовые актами (к примеру, статьи 20, 22, 24 и 25 Закона).
  3. Может ли региональный законодатель в законе субъекта Российской Федерации определить порядок проведения общественного контроля в отношении органов местного самоуправления и муниципальных организаций и иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, которые осуществляются на муниципальном уровне?
Ссылка на основную публикацию