Статья 284 БК РФ. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации (действующая редакция)

Вступительное слово

Ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ посвящена четвертая часть БК и единственная глава в этой части — двадцать восьмая «Общие положения».

В главе содержатся: определение нарушения бюджетного законодательства; перечень мер, применяемых к нарушителям; основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Закреплены полномочия: федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства РФ; органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в области применения мер принуждения.

I. Нарушение бюджетного законодательства

Перечень нарушений бюджетного законодательства, влекущих применение мер принуждения, указанных в БК, не является исчерпывающим. Помимо Кодекса они могут содержаться в федеральных законах.

Нарушение бюджетного законодательства является основанием для привлечения виновного к административной ответственности при наличии признаков административных правонарушений, содержащихся в ст. ст. 7.29, 15.14, 15.15, 15.16, 19.7 КоАП РФ.

Нарушение бюджетного законодательства при наличии состава преступления является основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности по ст. ст. 285.1, 285.2 УК.

  • Вместе с тем Кодекс поясняет, какие деяния вообще считаются нарушениями бюджетного законодательства — это неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка:
  • — составления проектов бюджетов;
  • — рассмотрения проектов бюджетов;
  • — утверждения бюджетов;
  • — исполнения бюджетов;
  • — контроля за исполнением бюджетов.

В БК отсутствует понятие бюджетного правонарушения.

На наш взгляд, под бюджетным правонарушением для удобства правоприменения целесообразно было бы понимать только те деяния, которые описаны в самом БК РФ и которые не образуют составов административных правонарушений или преступлений.

В то время как понятие «нарушение бюджетного законодательства» гораздо более широкое, охватывающее помимо бюджетных правонарушений и административные правонарушения, и преступления.

  1. II. Меры, применяемые к нарушителям
  2. бюджетного законодательства
  3. Перечень мер, названный в БК РФ, не является исчерпывающим (может изменяться), вот они:
  4. предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  5. блокировка расходов;
  6. изъятие бюджетных средств;
  7. приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  8. наложение штрафа;
  9. начисление пени;
  10. изъятие процентов (платы) за пользование бюджетными средствами;
  11. выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования;

сокращение или прекращение форм финансовой помощи из соответствующего бюджета.

В БК РФ фактически нет «своего» штрафа: в каждой статье БК, описывающей тот или иной вид бюджетного правонарушения, в случае упоминания штрафа всегда делается ссылка на КоАП РФ.

Соответственно, размеры штрафов, взыскиваемых за бюджетные правонарушения, устанавливаются не БК РФ, а КоАП РФ.

Кроме того, при наличии признаков преступления в совершенном бюджетном правонарушении, возможно применение таких уголовно-правовых санкций как штраф, принудительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и лишение свободы.

Здесь, когда мы упоминаем КоАП или УК РФ, имеются в виду составы административных правонарушений и преступлений, названные в предыдущем параграфе.

При описании конкретного нарушения в соответствующей статье БК РФ указывается несколько мер, применяемых к нарушителю, как минимум две.

Размеры санкций в числах указываются только в отношении пени, например, так: «в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки».

В отношении других санкций размер указывается по-другому, например, «изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств» (размер суммы неизвестен, но уже понятно, что речь идет о всей сумме).

Статья 284 БК РФ. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации (действующая редакция)

Порядок применения мер к нарушителям бюджетного законодательства в БК РФ не регламентируется. Этот пробел в какой-то степени восполняется на региональном уровне нормативными актами субъектов РФ. Например, Постановлением правительства Москвы от 16.11.

2004 N 798-ПП утвержден Порядок применения финансовыми органами города Москвы мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ при использовании средств бюджета города Москвы.

В нормативном акте перечислены меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства РФ, в том числе «взыскание в установленном порядке штрафов за нецелевое использование средств бюджета города Москвы, предоставленных на возвратной и возмездной основах»; имеются формы различных документов, включая форму «предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса».

  • III. Лица, уполномоченные на применение мер принуждения
  • в соответствии с БК
  • 1. Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета:
  • списывают в бесспорном порядке суммы: а) бюджетных средств, выданных ими на возвратной основе, срок возврата которых истек; б) процентов (плату) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; в) суммы предоставленных ими субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
  • взыскивают в бесспорном порядке пени за: а) несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, б) просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, — в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
  • 2. Министерство финансов РФ:
  • — вводит в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, блокировку расходов;
  • — отменяет блокировку расходов федерального бюджета;
  • — применяет иные санкции, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.
  • Руководители Федеральной службы финансовобюджетного надзора и ее территориальных органов:
  • — принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
  • — выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств;
  • — привлекают к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
  • Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов приостанавливают в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.
  • 3. Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями):
  • — списывают в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
  • — списывают в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
  • — взыскивают в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки;
  • — выносят предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • — составляют протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
  • — взыскивают в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
  • IV. Нарушения бюджетного законодательства;
  • названные в главе 28 БК
Читайте также:  Глава 24 АПК РФ. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (действующая редакция)

Нарушения бюджетного законодательства — это в соответствии с формулировкой БК РФ основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ. Перечень оснований не является исчерпывающим. Помимо Кодекса данный перечень может изменяться федеральными законами.

  1. Особенности статей 289 — 306 БК, в которых описаны составы бюджетных правонарушений:
  2. — эти статьи довольно часто отсылают правоприменителя к КоАП и УК РФ;
  3. — в них никогда прямо не указывается субъект правонарушения.

Кроме того, в БК РФ не урегулированы такие традиционные для юридической ответственности институты, как «вина» и «обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность». Отсутствуют процессуальные нормы, регулирующие порядок привлечения к ответственности, за исключением статей 284 и 284.1, посвященных полномочиям различных органов в области применения мер принуждения.

Описание составов правонарушений в ряде случаев отсутствует, то есть диспозиция статьи повторяет ее заголовок, а затем следует санкция статьи. Учитывая это обстоятельство, далее мы не во всех случаях можем дать четкое описание объективной стороны нарушения бюджетного законодательства. В таких случаях названия правонарушений снабжены коротким комментарием.

Статья 284. Полномочия органов Федерального казначейства в области применения мер принуждения

1. Правом применения мер принуждения обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями).

  • 2. Руководители органов Федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, имеют право:
  • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных в настоящей части Кодекса; списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
  • взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

4. Должностные лица органов Федерального казначейства несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность, а также ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

44) Характеристика мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Согласно ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

  1. — предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  2. — блокировка расходов;
  3. — изъятие бюджетных средств;
  4. — приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  5. — наложение штрафа;
  6. — начисление пени и др.
  7. К иным мерам можно отнести:
  8. — сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290);
  9. — выплату компенсации получателем бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293);

— аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300).

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса предусматривается как мера превентивного характера, говорящая о недолжном поведении, о незначительном нарушении бюджетного законодательства.

Предупреждение могут выносить: руководители органов Федерального казначейства и их заместители; руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители.

При этом должностные лица имеют право:

  • — Списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случая предусмотренных БК;
  • — Списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
  • — Списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
  1. — Взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день прострочки;
  2. — Выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти. Органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  3. — Составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
  4. — Взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
  5. К мерам ответственности за нарушение бюджетного законодательства следующие:
  6. — Блокировка расходов:

представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на определенных условиях, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Иными словами, данная мера воздействия представляет собой невозможность использовать уже выделенные средства бюджета, причем применяется она на любом этапе исполнения бюджета.

  • — Изъятие бюджетных средств:
  • носит правовосстановительный и предупредительный характер и применяется для того, чтобы имеющиеся средства бюджета у органа или организации, которые допустили нарушение, не были растрачены в дальнейшем. Такая мера применяется к следующим нарушениям: нецелевое использование бюджетных средств; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов; предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка; предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;
  • — Приостановление операций по счетам в кредитных организациях:
  • Данная мера заключается в том, что уполномоченные органы имеют право приостанавливать текущие операции организаций и учреждений, использующих денежные средства федерального бюджета.
  • — Наложение штрафа:

является самой распространенной санкцией за нарушение бюджетного законодательства. Взыскание штрафов осуществляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Эта санкция заключается в том, что с лиц, допустивших нарушение бюджетного законодательства, взимается денежная сумма в наказание за допущенные нарушения.

  1. — Начисление и взимание пени:
  2. данная мера принуждения обычно применяется как дополнительная к основной мере наказания: за невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; за неперечисление или несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами; за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств; за несвоевременное исполнение платежных средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов.
  3. Помимо перечисленных мер, к мерам принуждения, применяемым за нарушение бюджетного законодательства можно также отнести:
Читайте также:  Статья 17. компетенция третейского суда

— Передачу исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Минфина России за превышение субъектом РФ норматива расходов на обслуживание государственного долга и неспособность самостоятельно осуществлять погашение и обслуживание долговых обязательств (ст. 112).

— Право законодательного (представительного) органа субъектов РФ, органа местного самоуправления (в случае отклонения отчета об исполнении бюджета по мотивам несоответствия исполнения бюджета утвержденному закону (решению) о бюджете) возбудить процедуру недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц субъектов РФ, органов местного самоуправления, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц (ст. 27).

Меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законодательства, налагаемые министром финансов РФ, носят следующий характер:

— Осуществление блокировки расходов и отмена решения о блокировке расходов в случае, определенном ст. 231 БК РФ (п. 1 ст. 166);

— Запрещение главному распорядителю бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы (п. 2 ст. 166);

— Лишение федерального государственного органа, бюджетного учреждения прав главного распорядителя бюджетных средств вследствие назначения в этот орган (учреждение) уполномоченного по федеральному бюджету, к которому переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств (п. 3 ст. 166).

  • Исходя их положений, закрепленных теорией права, меры государственного принуждения можно разделить на следующие группы:
  • — Меры предупредительного характера;
  • — Меры пресекательного характера;
  • — Меры правовосстановительного характера;
  • — Меры юридической ответственности.
  • Наказание возможно только в рамках привлечения к юридической ответственности, так как санкции выступают в качестве мер ответственности.
  • К пресекательным мерам государственного принуждения относятся:
  • 1) блокировка расходов (ст. 231);
  • 2) приостановление операций по счетам в кредитных организациях (ст. 290);
  • 3) сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290);

4) аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300).

Перечисленные меры являются пресекательными, т.к. направлены на прекращение, пресечение противоправных действий в бюджетной сфере, предотвращение причинения имущественного вреда общественно-территориальным образованиям. Никаких дополнительных обременений в случае применения этих мер принуждения нарушители бюджетного законодательства не несут.

  1. Правовосстановительными мерами являются:
  2. 1) изъятие в бесспорном порядке следующих видов бюджетных средств:
  3. а) используемых не по целевому назначению;

б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст. ст. 289 — 291, 296 — 299, 302 — 303);

2) пеня (ст. ст. 290, 291, 304, 305);

3) выплата компенсации получателем бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293).

Перечисленные меры направлены на компенсацию, устранение вреда и убытков, причиненных как общественно-территориальным образованиям, так и бюджетополучателям неправомерными действиями в бюджетной сфере.

В юридической литературе встречаются и другие виды систематизации мер принуждения, применяемых в бюджетной сфере. Так, кроме пресекательных и восстановительных мер, выделяют и меры предупредительного характера, применяемые в соответствии с БК РФ.

В частности, за невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, предусматриваются не только финансово-правовые санкции, но и предупредительная мера в виде сокращения или прекращения всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в т.ч. предоставления отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Эта мера направлена на то, чтобы предупредить возможное аналогичное правонарушение со стороны получателей бюджетных ссуд в будущем.

Как уже отмечалось, в ст. 282 БК РФ среди перечисленных мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, названы предупреждение и штраф.

Так как во всех статьях БК РФ, где наказание определено в виде штрафа, содержится отсылка к Кодексу РФ об административных правонарушениях, можно сделать вывод, что штраф, применяемый за нарушение бюджетного законодательства, имеет административную природу.

Заметим, что БК РФ предлагает одновременное применение обоих видов наказания — штрафа и предупреждения. Таким образом, за правонарушения, предусмотренные БК РФ, может наступать одновременно два вида ответственности: административная и финансовая.

45) Понятие государственных внебюджетных фондов. Состав и правовое положение внебюджетных фондов Российской Федерации.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды — одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Государственный внебюджетный фондфонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Статья 282 БК РФ об ответственности за нарушение бюджетного законодательства, устанавливая "меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства", не указывает на процедуры реализации этих мер. В результате ответственность принимает абстрактный характер, то есть речь идет, вероятно, о какой-то особой бюджетно-дисциплинарной ответственности.. Бюджетные правонарушения в соответствии с Инструкцией о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 26 апреля 2001 г. N 35н) и ст. 284 БК РФ влекут применение органами федерального казначейства к нарушителям бюджетного законодательства следующих мер принуждения:

——————————— См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 23 июля 2001 г. N 30.

Читайте также:  Глава XIII.2. Рассмотрение дел о возможности исполнения решений иностранных или международных (межгосударственных) судов, иностранных или международных третейских судов (арбитражей)

а) списание в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению; оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению; б) списание в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек; в) списание в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил; г) взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе; д) взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление и перечисление бюджетных средств; е) взыскание в установленном порядке штрафов за нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и возмездной основах. Аналогичные полномочия предоставлены органам, исполняющим бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 284.1 БК РФ). Думается, указанные меры принуждения, за исключением штрафа, можно отнести к бюджетно-правовым санкциям. В санкциях некоторых бюджетных правонарушений, например в ст. 293 БК РФ, в качестве правовосстановительной меры государственного принуждения за бюджетное правонарушение предусмотрена компенсация получателям бюджетных средств в размере недофинансирования. Однако данная мера оказалась вне правового регулирования ст. 284 БК РФ. В этой связи меры бюджетно-правовой ответственности, указанные в ст. 284, необходимо дополнить мерами принуждения в виде уменьшения бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению, и компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования. С этой целью необходимо дополнить п. 2 ст. 284 БК РФ следующим образом: после слов «приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца» вставить формулировку «…; уведомлять об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению; уведомлять главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств об обязанности выплаты компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования».

Полномочия федерального казначейства в части бесспорного списания суммы бюджетных средств противоречат положениям ст. 239 БК РФ. На основании ст.

239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту . В силу статьи 239 Бюджетного кодекса РФ единственным основанием списания денежных средств с бюджетного счета является судебный акт, подтверждающий факт бюджетного правонарушения. Подобной точки зрения придерживаются Косевич В.П., Тарасов Г.А. . ———————————

См.: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2002 г. N 59-Г01-6. Текст определения официально опубликован не был. См.: Косевич В.П., Тарасов Г.А.

Некоторые проблемы административно-правового регулирования бюджетных правоотношений // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 2. В 2 томах. Том 1. М., 2002. С. 817 — 820.

Бюджетная ответственность за нарушение бюджетного законодательства регулируется не только Бюджетным кодексом, но и другими федеральными законами.

Анализ Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» показывает, что в нем по-прежнему выделяются две группы субъектов ответственности за нарушение законодательства о федеральном бюджете.

Это — субъекты РФ и юридические лица (предприятия и организации), использующие средства федерального бюджета. В первом случае речь идет о бюджетной ответственности, а во втором — об административной ответственности.

———————————

См.: СЗ РФ от 30 декабря 2002 г. N 52 (часть I). Ст. 5132.Основаниями для бюджетной ответственности субъектов РФ являются нарушения, перечисленные в ст. ст.

77, 87: 1) нарушение сроков возврата и (или) использование не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации, 2) использование не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам закрытых административно-территориальных образований, 3) использование не по целевому назначению субвенций и субсидий на финансирование дорожного хозяйства. Санкции за эти правонарушения носят исключительно бюджетно-финансовый характер: 1) списание в бесспорном порядке средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет и использованных не по целевому назначению, со счетов по учету средств соответствующих бюджетов органами федерального казначейства, 2) удержание указанных средств за счет доходов от уплаты федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты закрытых административно-территориальных образований, 3) приостановление финансирования дорожного хозяйства соответственно. Вторая и третья санкции предусматривают меры бюджетно-правовой ответственности, неизвестные БК РФ.

На основании рассмотренных мер принуждения за бюджетные правонарушения необходимо презюмировать, что по своей природе они образуют бюджетно-дисциплинарную и бюджетную ответственность.

Однако Инструкция о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 26 апреля 2001 г. N 35н) вводит дополнительную бюджетную ответственность.

Так, если нарушителем бюджетного законодательства является бюджетное учреждение, субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из установленных фактов нарушений бюджетного законодательства, несет главный распорядитель средств федерального бюджета, к которому применяется мера принуждения в виде изменения (уменьшения) утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению. ———————————

См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 23 июля 2001 г. N 30.Представляет интерес разграничение бюджетной и налоговой ответственности за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов (ст. 304 БК РФ и ст. 133 НК РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г.

N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» постановил, что при рассмотрении споров, связанных с привлечением банков к ответственности за нарушение сроков исполнения поручений налогоплательщиков (налоговых агентов) о перечислении в бюджет сумм налогов, судам необходимо исходить из того, что в соответствующих случаях статья 133 Кодекса подлежит применению вместо статьи 304 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей аналогичную норму, поскольку в силу статей 1 и 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговое законодательство является специальным по отношению к бюджетному законодательству. ———————————

Ссылка на основную публикацию