ИП без НДС — советы юриста

ИП без НДС - советы юриста

Индивидуальные предприниматели ничего не имеют против работы с юридическими лицами, а вот ООО часто противятся такому сотрудничеству.

В чем причина, какие риски видят для себя юридические лица в отношениях с ИП? Почему такое сотрудничество может оказаться невыгодным для ООО? Есть ли способы нивелировать отрицательные моменты, чтобы все возражения были сняты? Что для этого может предпринять ИП?

Чаще всего ООО приводят два блока возражений против работы с ИП –

  • психологический
  • и экономический.

Рассмотрим «камни преткновения» между ИП и ООО и возможные пути их преодоления.

Как производится государственная регистрация индивидуальных предпринимателей?

«ИП – это несерьезно»

Организационно-правовая форма юридического лица считается более сложной по сравнению с индивидуальным предпринимательством. Начинающие бизнесмены обычно регистрируются как ИП, потому что их пугает более ответственное отношение к бухгалтерской отчетности, трудности в распоряжении наличностью, некоторые моменты регистрации.

Для ИП не обязательно наличие собственного бухгалтера, кассового аппарата и даже расчетного счета в банке. Не все ИП заводят для предприятия печать, ведь закон не обязывает ею пользоваться. При расчетах они не всегда должны выставлять контрагенту счет. Никто не может помешать ИП в любой момент остановить свою деятельность.

И самое главное, чаще всего ИП пользуются специальными налоговыми режимами.

Как платят налоги индивидуальные предприниматели?

В свою очередь, ООО считает свою степень ответственности выше. У предприятия-юридического лица имеется своя бухгалтерия.

Учредители ООО не могут спокойно распоряжаться вырученными деньгами, а только обналичивать их законными способами и получать дивиденды. В подавляющем большинстве случаев ООО являются плательщиками НДС.

Поэтому юридические лица предпочитают сотрудничать с «равными» по статусу компаниями.

Как преодолеть возражения ИП и ООО

Если дело только в психологической установке на недоверие, то преодолеть ее не так уж сложно. Самое главное опасение контрагентов, с которого нужно снять недоверие к ИП, заключается в финансовой ответственности физических лиц.

«Что, если ИП закроется, не выполнив обязательств?»

С одной стороны, действительно, ИП намного проще прекратить деятельность, нежели ООО, и ответственность перед налоговыми органами при этом меньше. Но, с другой стороны, ИП – это конкретный человек, имеющий паспорт и прописку, поэтому бесследно исчезнуть у него не получится, даже закрыв предприятие.

Кроме того, ИП финансово отвечает всем своим имуществом, а не уставным капиталом, как ООО. Обычно это в финансовом отношении выражается большей суммой, нежели минимальные для юрлица 10 тыс. руб.

Поэтому в случае невыполненных финансовых обязательств с ИП можно взыскать гораздо большие средства, нежели с ООО, да и судиться с физическим лицом значительно легче.

Вопрос: ООО заключило с ИП договор поставки, по которому ИП поставляет комплектующие детали к производимым ООО станкам. Расчеты между ООО и ИП осуществляются в безналичном порядке. ООО оформляет платежное поручение на оплату поставленных комплектующих деталей. Должно ли ООО в платежном поручении указывать код вида дохода?
Посмотреть ответ

«Нам это невыгодно»

Язык цифр гораздо конкретнее и неумолимее, и экономический фактор, в отличие от психологического, может стать более серьезным барьером на пути сотрудничества ИП и ООО. Но даже он не является абсолютно непреодолимым, что мы и проанализируем ниже.

ИП в подавляющем большинстве случаев находятся на специальных режимах налогообложения, предусматривающих другие подходы к бухгалтерской отчетности, и, самое главное, к уплате налога на добавленную стоимость.

Предприниматели – физические лица чаще всего выбирают УСН, так на этой системе налогов меньше всего налоговое бремя и проще бухгалтерская отчетность. Но вот НДС возмещать при этой налоговой системе нельзя.

Поэтому, заплатив за товар или услугу, содержащую НДС, плательщик УСН должен будет возместить сумму этого налога в бюджет, подав соответствующую декларацию. «Присвоение» суммы НДС карается штрафами и пенями за несвоевременную уплату налога.

ООО же, в свою очередь, в основном работают по общей системе (ОСНО), где уплата НДС является обязательной. Покупая у поставщика товар с НДС, ООО в будущем возмещает эти 18% за счет налоговых вычетов.

Если товар или услуга приобретены ими у неплательщика НДС, они не будут иметь права на налоговый вычет, а НДС им придется заплатить уже со всего оборота. Если товар покупается для последующей реализации, то его покупка без НДС – прямой убыток.

Поэтому они предпочитают не разрывать «цепочку» поставщиков и покупателей, каждый из которых является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Вопрос: Может ли ООО перечислить плату за оказанные ИП услуги по договору на личный счет физического лица, а не на счет ИП?
Посмотреть ответ

Варианты действий для ИП

Если ИП на упрощенной налоговой системе хочет сотрудничать с ООО на ОСНО, то у нее есть несколько схем, при которых юридическое лицо может согласиться на такие отношения.

  1. Сотрудничество в «безНДСной» сфере. Не каждый вид сделок требует выделения НДС. Например, аренда некрупных помещений, ремонт, отделка, услуги аудиторов, курьеров, аутсорсинг, закупка канцтоваров и другие услуги не облагаются НДС. Поэтому ООО вполне может заключать договора с ИП на оказание таких услуг, не принимая во внимание НДС.
  2. Эксклюзивный поставщик. Если ИП не имеет конкурентов в своей нише на местном рынке, то ООО не может диктовать ему условий относительно системы налогообложения. Иногда юрлицам выгоднее получить услуги или товары от местного поставщика, пусть даже без НДС, особенно если они невелики по объему, составляя всего небольшой процент от оборота ООО. На прибыли это не повлияет.
  3. Выставление счета с НДС. Предприниматель –«упрощенец» может выставить ООО счет, включив в него НДС. Конечно, нужно подать по этому налогу декларацию. Казалось бы, проблем нет. Однако, у ООО возникают проблемы при попытке возврата такого НДС из бюджета. Чаще всего для этого придется обращаться в суд, хотя, как показывает практика, судебные решения принимаются в пользу юридических лиц.
  4. Снижение цены на сумму НДС и более. Чтобы ООО не переплачивало 18%, составляющих НДС, которые включены в цену товара, а затем ожидало бы их возврата в течение года, ИП на «упрощенке» может изначально уменьшить цену. Если товар приобретается юрлицом не для перепродажи, то для него даже выгоднее изначально заплатить меньше и не мучиться с возвратом из бюджета. Конечно, для последующей продажи эта схема не подходит, так как в таком случае НДС придется заплатить, ведь вычесть его из суммы покупки не получится. ИП для такой схемы придется снижать цены больше, чем на 18%, ведь при обычной наценке юридическому лицу проще взаимодействовать по проверенным схемам с плательщиками НДС. А вот экономия может заставить их передумать.
  5. Переход на ОСНО, открытие ООО. Если сделки с ООО могут намечаться в крупных размерах и на постоянной основе, ИП имеет смысл задуматься о смене налогового режима. Некоторые предприниматели учреждают ООО, при этом не прекращая деятельность ИП, используя каждую правовую форму для наиболее выгодных сделок.

Разумеется, предприятиям легче сотрудничать с «себе подобными», то есть состоящими на том же налоговом режиме, чтобы НДС не встал между ними в виде экономического препятствия.

Вопрос: ООО занимается доставкой бутилированной воды. Следует ли применять ККТ, если индивидуальный предприниматель — клиент оплачивает услуги ООО со своего личного счета?
Посмотреть ответ

  • Однако, дискриминация по принципу налогообложения должна все же изживаться с современного рынка.
  • Малый бизнес, вынужденный подстраиваться под требования ООО, переходя на ОСНО, несет дополнительные расходы на бухгалтерию и налоговые траты, а по неопытности может оказаться под угрозой штрафов и пеней.
  • В свою очередь, вряд ли юридические лица смогут успешно развиваться, совсем отказавшись от сотрудничества с мелкими предпринимателями.
  • Поэтому необходим разумный баланс интересов, который может быть достигнут в процессе переговоров и взаимных компромиссов.

Вопросы по ИП: отвечаем на 17 популярных вопросов об ИП — Сбербанк

1

Любая деятельность, которая приносит прибыль и не является работой по трудовому договору, считается предпринимательской. Чтобы она была законной, нужно зарегистрировать бизнес. Открыв ИП, вы сможете сохранить статус физического лица и легально получать прибыль от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

2

Зарегистрировать ИП может практически любой желающий. Существует несколько ограничений: дееспособность будущего предпринимателя не должна быть ограничена законом или судом, он не должен состоять на государственной или военной службе. Если гражданин не достиг 18 лет, он может стать ИП только в одном из случаев:

  • Он получил согласие родителей на предпринимательскую деятельность.
  • Есть решение суда (или органа опеки и попечительства) о полной дееспособности гражданина.

Открыть ИП могут даже иностранцы и лица без гражданства, если у них оформлено разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ.

3

3 рабочих дня со дня подачи заявления. Точную дату готовности решения о регистрации инспекторы указывают в расписке, которую выдают при подаче пакета документов.

Подробнее о процедуре регистрации читайте в статье «Как открыть ИП».

4

Официальным наименованием ИП может быть только его реальное ФИО с припиской «индивидуальный предприниматель». Например, ИП Иванов Иван Иванович.

Именно имя указывается во всех документах, имеющих юридическую силу: договорах, чеках, отчётности и т.д. Конечно, можно, например, придумать название с логотипом для своего магазина и зарегистрировать его как товарный знак, но это название не будет официальным.

Читайте также:  Статья 8. адвокатская тайна

5

Можно, если у вас нет прописки (постоянной регистрации). Во всех остальных случаях регистрация ИП осуществляется только по адресу постоянного местожительства, указанному в паспорте. По этому же адресу определяется налоговая инспекция, в которую нужно будет подавать документы для регистрации, а впоследствии — отчётность.

Даже если гражданин прописан в одном регионе, а ведёт деятельность в другом, регистрация ИП и постановка его на учёт в налоговой всё равно проводятся по месту прописки. Если у вас нет прописки, зарегистрировать ИП можно по месту временного пребывания или фактического проживания, что придётся подтверждать документами.

6

ИП регистрируется по месту жительства, поэтому его единственным юридическим адресом является адрес постоянной регистрации (прописки). Адрес фактического ведения деятельности потребуется указывать лишь в отдельных случаях. Например, при работе на ЕНВД или при оформлении документов на приём товара.

7

Нет, для деятельности ИП устав, договор и иные учредительные документы не нужны — их регистрируют только юридические лица.

8

Документы для регистрации ИП подаются в налоговую инспекцию: лично, через представителя или онлайн.

В некоторых регионах есть налоговые инспекции, которые занимаются только постановкой на учёт и закрытием субъектов предпринимательской деятельности. Например, в Москве таковой является Межрайонная ИФНС № 46. Зарегистрировав ИП, налоговая сама сообщит о новом предпринимателе в районную инспекцию, отделения Росстата и Пенсионного фонда.

Если отдельной инспекции по регистрации предпринимателей в вашем регионе нет, документы на регистрацию ИП нужно передать в районную ИФНС по месту прописки.

9

Это зависит от режима налогообложения, который вы выберете. По умолчанию применяется общая система налогообложения (ОСНО), предполагающая выплату налогов на доходы физических лиц (НДФЛ), на добавленную стоимость (НДС) и на имущество.

На спецрежимах, которые доступны не всем ИП, вместо вышеперечисленных выплачивается один или два налога. Подробнее можно узнать в статье «Всё о налоговых режимах».

Выбор системы налогообложения также влияет на график сдачи отчётности.

10

Для выбора ОСНО предпринимать ничего не нужно — её применят автоматически.

Перейти на ЕНВД можно в течение 5 рабочих дней с момента фактического начала работы, подав в налоговую инспекцию заявление по форме № ЕНВД-2.

Для перехода на патентную систему нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме № 26.5-1 сразу вместе с документами на регистрацию или позднее — за 10 дней до начала работы по патенту.

Для применения УСН в налоговую инспекцию подается уведомление по форме № 26.2-1. Чтобы сразу работать на «упрощенке», уведомление нужно подать вместе с документами на регистрацию ИП или в течение 30 дней после фактической регистрации. Если не уложиться в эти сроки, перейти на УСН можно будет только с нового года.

11

Регистрация в ФСС потребуется предпринимателю, только если он решит нанять работников. При приеме первого сотрудника нужно встать на учёт в территориальном органе фонда в качестве работодателя — не позднее 30 дней с момента заключения трудового договора.

В Пенсионный фонд регистрирующая инспекция сама направляет сведения о новом ИП. Уведомление с регистрационным номером фонд направит почтой по адресу регистрации ИП.

12

Коды статистики нужны для открытия счёта в банке, для заполнения отчетности и уплаты налогов. Эти коды оформляются в виде информационного письма Росстата. Получить такое письмо можно самостоятельно на официальном сайте территориального подразделения Росстата по номеру ОГРНИП или ИНН.

13

Законодательного требования иметь печать для ИП нет. Заверять документы можно просто подписью. Из этого правила есть только одно исключение: печать нужна, если ИП принимает деньги за свои услуги по бланкам строгой отчётности.

Тем не менее, если бизнесмен хочет, можно завести печать. Для этого достаточно обратиться в фирму, предоставляющую услуги по изготовлению штампов. Регистрировать печать в каких-либо ведомствах или реестрах не нужно.

14

Нет, необязательно. ИП может получать оплату от клиентов наличными, а оплачивать налоги или платить поставщикам — по квитанции в отделении банка.

Несмотря на это, расчётный счёт в банке — это удобно, потому что можно:

  • Платить налоги и оплачивать счета через интернет-банк.
  • Безопасно хранить свои деньги (счета ИП попадают под систему страхования вкладов).

Кроме того, на наличные расчёты с другими ИП и организациями установлен лимит: не более 100 000 рублей по каждому договору, в то время как для безналичных расчётов нет таких ограничений.

15

Предприниматель может нанимать сотрудников по трудовым договорам. Ограничения по максимальной численности персонала устанавливает только применяемая система налогообложения.

Например, на УСН или ЕНВД число работников не должно превышать 100 человек, а при работе по патенту — 15.

Если численность персонала станет выше лимита, ИП утратит право на применение режима и должен будет перейти на общую систему налогообложения.

Наём работников потребует от ИП регистрации в статусе работодателя в ПФР и в ФСС. Заранее делать это не нужно, оповестить фонды нужно будет при подписании трудового договора с первым из сотрудников.

16

Платить фиксированные взносы нужны на протяжении всего существования ИП. Они состоят из двух частей: обязательной и дополнительной.

Обязательная часть взносов не зависит от фактического получения доходов и ежегодно индексируется. Её важно оплатить до 31 декабря текущего года.

В рамках этого срока платить можно, как удобно: разовым платежом или по частям и в любое время года.

В год регистрации ИП и в год прекращения деятельности обязательный взнос пропорционален количеству дней, в течение которых статус ИП был действителен.

Дополнительная часть фиксированного взноса зависит от полученного предпринимателем дохода без учёта расходов. Дополнительный взнос выплачивается в размере 1 % от с суммы доходов в год, превышающей 300 000 рублей, до 1 апреля года, следующего за расчётным.

Временная приостановка деятельности (например, на подготовительных этапах деятельности или в случае сезонного бизнеса) не освобождает ИП от оплаты взносов.

17

В большинстве случаев, о фактическом начале деятельности никого уведомлять не нужно. Обязанность сообщать об этом предусмотрена лишь для небольшого перечня видов деятельности — в целях защиты прав потребителей.

Например, о начале работы в сфере социальных услуг нужно уведомить Росздравнадзор, при оказании транспортных услуг — Ространснадзор, об оказании бытовых услуг и начале торговой деятельности следует сообщить в Роспотребнадзор.

Уведомления в контролирующие органы направляется до начала фактической деятельности.

Платит ли ИП НДС в 2021 году? Все, что важно знать

Один из наиболее известных налогов – НДС или налог на добавленную стоимость. Это косвенный вид сборов, который взимается на всех уровнях производства или продажи товаров, а также при предоставлении услуг или работ.

Если вас интересует, платит ли ИП НДС, то – да, обязательно, независимо от того, хочет или нет.

Как правило, в цену покупаемого товара входит сумма НДС, если же нет, то, скорее всего, внизу в чеке покупатель увидит маркировку о том, что нужно дополнительно доплатить.

По действующему законодательству бизнесмены, работающие без организации юридического лица, входят в круг плательщиков налога на добавочную стоимость.

Статус плательщика налога ИП получает прямо с момента регистрации, но еще есть возможность избежать работы с НДС – подать уведомление о переходе на один из видов специальной системы налогообложения.

Так, например, все, кто может похвастаться работой на УСН, ПСН (патент) или ЕНВД, автоматически освобождаются от необходимости уплаты, а сумма НДС и НДФЛ заменяется единым налогом.

По умолчанию все индивидуальные предприниматели по итогам прохождения регистрационных действий должны работать на общей системе налогообложения, которая предполагает работу с НДС и НДФЛ, а также ведение сложного бухгалтерского учета. Чтобы этого избежать, необходимо перейти на один из специальных режимов в момент регистрации или в ходе работы до конца предшествующего года.

С 2019 года появился новый льготный спецрежим для лиц-предпринимателей. Это «Налог на профессиональный доход». Бизнесмены, которые сделают выбор в его пользу, получат освобождение от налога на добавочную стоимость.

Факт нахождения на специальном режиме еще не означает автоматического исключения из числа плательщиков налога на добавочную стоимость.

Предприниматели на спецрежимах не вправе выставлять счета-фактуры с выделенным налогом, иначе на них накладывается обязанность по перечислению НДС в бюджет и подаче декларации.

Нередко заказчики предпринимателя на ОСНО ошибочно оплачивают счета с выделенной суммой налога, что ведет к неблагоприятным налоговым последствиям для бизнесмена.

Поэтому всем действующим предпринимателям стоит проверять платежные поручения, оплаченные их клиентами. Если предприниматель видит, что счет оплачен с выделенным НДС, то обращается в бухгалтерию контрагента за уточняющим письмом. В нем должно быть указано, что сумма налога на добавочную стоимость была выделена по ошибке.

Ранее в перечне предпринимателей, освобожденных от налога на добавочную стоимость, были работающие на ЕСХН. Но с 2019 года они утратили свой льготный статус и были причислены к кругу плательщиков налога.

Но за ними сохранили право на освобождение от НДС при условии, что их доходы в 2018 году не превысили 100 млн.р..

Для этого сельскохозяйственным производителям требуется уведомить инспекция о своем нежелании уплачивать налог.

Читайте также:  Статья 14. Государственная политика в области библиотечного дела

Как получить освобождение от уплаты НДС

ИП может получить освобождение от уплаты НДС тогда, когда работать приходится по тем видам деятельности, что предусмотрены налоговым законодательством как не связанные с НДС.

В 2019 году перечень льготных видов деятельности с нулевой ставкой НДС был расширен.

Сюда вошли предприниматели, которые занимаются пассажирскими перевозками по регулируемой тарификации, участники инновационных проектов и некоторые другие.

Выплачивать никогда не лишние деньги не хочется, особенно, когда бизнес не приносит слишком много доходов. Это понимает и государство, поэтому несколько упростило жизнь малому бизнесу.

Индивидуальный предприниматель, который за последние три месяца получил дохода не более 2 млн рублей, перестает быть плательщиком НДС. Впрочем, радоваться рано, так как всюду есть подводные камни.

Наиболее «острыми» из них являются требования к ИП предоставить все уведомления и выписки из книг продаж и учета, а также счета-фактуры, которые бы действительно подтверждали, что других доходов у вас нет, и не было, и даже быть не может.

Впрочем, не все предприниматели традиционно используют свое право на льготы: многие осознанно продолжают работать с НДС, невзирая на небольшие обороты от бизнеса. Ведь это открывает им доступ к большим заказам от крупных предприятий на общих налоговых режимах. А бизнес с большими оборотами неохотно соглашается на работу с контрагентами без налога на добавочную стоимость.

Как платить и когда необходимо перечислять НДС?

Вся работа с НДС у ИП проводится раз в квартал, и подготавливается отчетность по получению доходов, а соответственно и по будущим расходам. Установлено, что полная сумма НДС может быть переведена в более или менее раскрытые сроки, но треть налога обязательно должна быть перечислена в налоговую службу до 25 числа месяца каждого квартала.

На основе всех существующих документов, счетов, фактур и чеков в результате заполняется специальная декларация по НДС.

Когда уже есть положительный ответ на вопрос, платит ли ИП НДС, следует сказать, что ставки и суммы, которые изымаются из счетов плательщика, берутся не с неба. Они уставлены законодательством и рассчитаны для разных групп товаров.

Ключевым изменением, которое касается начисления налога, стало увеличение его ставки на 2% с 2019 года. Это нововведение затронуло всех без исключения россиян и не обошло предпринимателей.

Так, общая ставка теперь равняется 20% вместо прежних 18% и сюда включаются практически все существующие товары, которые распространяются по стране, а вот некоторые группы товаров, которые отдельно указаны в актах Правительства, могут иметь ставку в 10%. К таким уникальным товарам относятся медикаменты, книги, товары для малышей и подобное. С апреля 2019 года действует Постановление Правительства №1487, которое скорректировало прежний список льготных товаров со ставкой 10% и расширило его.

Наиболее приятная ставка в 0% устанавливается для большинства экспортных товаров и всех услуг, которые касаются их выгрузки, погрузки, транспортировки, перевозки и т.п. Многие потенциальные партнеры для бизнеса сразу интересуются, работают ли ИП с НДС.

Это может быть важным, так как контрагенту целесообразнее приобретать товары/услуги и сотрудничать с предпринимателем, оплачивающим НДС, – цена товара уже идет с налогом, а значит, покупатель может надеяться на уменьшение своей налоговой нагрузки на уплаченный в пользу ИП НДС.

Таким образом, окончательный ответ на то, должен ли ИП платить НДС, зависит только от самого частника и его решений, например, будет ли он переходить на другую налоговую систему.

Примеры расчета НДС

 Пример 1. ИП продает молоко (мясо или другую сельхозпродукцию). Ему перечислили аванс на сумму 50 тысяч рублей. С этой суммы нужно заплатить НДС по ставке 10%.

Сколько НДС нужно заплатить, находим путем следующего расчета:

50000 * 10% / 110% = 4545,45 рублей. 4545,45 рублей – это сумма оплаты НДС для ИП, которую нужно заплатить в бюджет. Это чистый пример без уменьшения (зачета) на входящий НДС.

Можно проверить правильность расчета:

45454,55 – это сумма без НДС, налогооблагаемая база (50000 – 4545,45). Умножив базу на 10%, получим только что найденную сумму – 4545,45 рублей.

Пример 2. ИП передал кому-то имущественные права на сумму 132578,44 руб. Нужно вычленить НДС и заплатить в бюджет. В данном случае ставка налога – 20%. Расчет: 132578,44 * 20% / 120% = 22096,41.

22096,41 – это сумма НДС (снова в чистом примере, без зачетов входного НДС), которую нужно заплатить в бюджет. И снова проверим, правильно ли применена расчетная ставка:

110482,03– сумма без НДС, налоговая база (132578,44-22096,41), умножаем ее на 20% и находим сумму НДС, равную 22096,41 руб.

Ндс в деятельности предпринимателя на упрощённой системе: видео

Может ли ИП перейти на НПД (налог на профессиональный доход)

НПД – налог на профессиональный доход – новая форма налога для индивидуальных предпринимателей (ИП). Налоговый режим был разработан для статуса «Самозанятый», но с недавних пор на него могут перейти и ИП.

При этом предпринимателю не требуется закрывать ИП – необходимо просто подать заявление на смену налогового режима. Налоговые ставки, условия и правила работы для самозанятых и для ИП, работающих на НПД, одинаковые.

В этой статье подробно разберем тему перехода на НПД предпринимателей со статусом ИП.

О популярности нового налогового режима говорят цифры статистики. По информации с сайта ФНС за второй квартал 2021 года в России зарегистрировано 2 млн самозанятых граждан. И это число растет со скоростью 5 тысяч человек в день.

Условия для перехода на НПД

Условия перехода для ИП на НПД точно такие же, как и для самозанятых. Применять спецрежим получится, если:

  • ИП ведет деятельность на территории РФ. Кроме граждан России применять НПД могут также граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии.
  • ИП продает товары собственного производства и самостоятельно оказывает услуги. Перепродавать товары, изготовленные не собственноручно, или заниматься посреднической деятельностью нельзя. Например, мастер маникюра вправе работать на НПД и в статусе ИП или в статусе самозанятого. Но если он попутно продает клиентам уходовые препараты – это уже перепродажа, которая запрещена на НПД.
  • У ИП нет наемных работников, помощников по трудовому договору.
  • Годовой доход ИП не превышает 2,4 млн рублей. Пропорциональное распределение суммы по месяцам необязательно. Допустим даже вариант, когда 2,4 млн рублей вам поступит в одном месяце, а в другие месяца года доход будет нулевой. Доход учитывается только по итогу года. Например, работа вами была выполнена в декабре, а оплата за нее прошла в январе – платеж засчитывается в доход января, то есть в доход уже следующего года.
  • Вид деятельности ИП не относится к запрещенным для этого статуса. Например, ИП на НПД нельзя продавать подакцизные и маркируемые товары, заниматься сдачей в аренду нежилые помещений, оказывать услуги доставки. Полный список опубликован в статье 4 ФЗ-422 от 27.11.2018 г. Например, если ИП шьет одежду и продает готовые изделия, то применять НПД он не может, т. к. одежда подлежит маркировке. Если изделия шьются на заказ, то это уже оказание услуг по пошиву, и по закону о самозанятых запрета на применение НПД нет.

В случае нарушения какого-либо пункта, предприниматель должен будет вернуться к старому налоговому режиму или перейти на другой.

Важный момент: ИП совмещать самозанятость, то есть применять НПД, нельзя с какой-либо другой системой налогообложения. Если ранее ИП работал и применял, например, ПСН, при переходе на НПД для него ПСН будет отменена.

Чем ИП на НПД отличается от обычного самозанятого физлица

У ИП на НПД есть несколько ключевых отличий от самозанятого физлица:

  • При оформлении ИП, у предпринимателя появляется возможность открыть расчетный счет в банке, подключить эквайринг и принимать оплату банковскими картами через терминал эквайринга. В статусе обычного самозанятого этого сделать не получится, потому что банки не заключают договор на эквайринг с физлицами. Например, вы печете вкусные булочки и для их продажи арендовали в торговом зале небольшую площадь. У вас часто скапливается очередь, и покупателям удобнее безналичные переводы. Самый удобный вариант, чтобы не растерять клиентов — установить терминал эквайринга для быстрого приема платежей. В то время как самозанятому придется принимать безналичные платежи только переводом с карты на карту через банковское приложение, что может не понравится покупателям, которые не хотят ждать.
  • Не любая организация готова работать с самозанятыми Например, ООО может сдавать в аренду торговые площади только юридическим лицам и принципиально не заключает договор с самозанятым. Ведь в этом случае принимать оплату от самозанятого гражданина без онлайн-кассы попросту нельзя. Но приобретать кассу только ради работы с одним самозанятыми ООО не планирует.
  • Самозанятый не получит разрешение на деятельность по перевозке пассажиров или лицензию на открытие врачебного кабинета. Есть и другие виды лицензируемые виды деятельности, вести которые могут только ИП. Их перечень указан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
  • Более высокое доверие и интерес у заказчиков. Некоторые заказчики предпочитают работать только с юрлицами и ИП по безналичному расчету.
  • Быстрая смена налогового режима в случае превышения лимита по годовому доходу.

Итак, если ИП принял окончательное решение перейти на НПД и все условия для перехода на новый спецрежим соблюдены, ему предстоит сделать два шага.

Читайте также:  Статья 12.13. порядок работы президиума апелляционного военного суда

Как зарегистрировать ИП на НДП

Если вы только открываете ИП, не имеет значения, в каком порядке оформлять эти два статуса. Можно сначала зарегистрироваться в качестве ИП, а затем перейти на НПД. Или же сначала зарегистрироваться самозанятым, а после этого подать документы на регистрацию ИП.

Шаг 1. Зарегистрироваться в ФНС как плательщик НПД

Для действующих ИП регистрация не занимает много времени и возможна несколькими способами:

Ип на упрощенке открыл ооо. это дробление бизнеса?

Я предприниматель на УСН «доходы минус расходы», у меня розничный интернет-магазин. Чтобы продавать товары организациям с НДС, я дополнительно открыл ООО на общем режиме, где являюсь и учредителем, и директором.

Будет ли это считаться дроблением бизнеса с точки зрения налоговой инспекции?

Заранее благодарю!Денис

Еще в начале 2019 года ФНС велела налоговым инспекциям на местах исключить необоснованные претензии к разделению бизнеса, которое не направлено на злоупотребления. Поскольку вообще-то выбор и изменение бизнес-структуры — это исключительное право налогоплательщика.

Упрощенец же, со своей стороны, должен уплачивать весь полученный от клиентов НДС в бюджет, причем единым платежом за квартал, а не тремя платежами, а потом сдавать электронную НДС-декларацию через спецоператора.

Видимо, вы вдумчиво сопоставили все за и против и решили все же создать для работы с НДС отдельное ООО. Поэтому дальше я сосредоточусь только на том, когда дробление правомерно, а когда нет.

Как вести бизнес без штрафовЗарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Скажу сразу: само по себе дробление бизнеса закону не противоречит, если оно имеет под собой реальную деловую цель и необходимо для достижения определенного экономического эффекта. А вот когда бизнес дробится искусственно, только для того, чтобы платить меньше налогов, это уже злоупотребление.

Если дробление признается искусственным, то основное последствие — это пересчет налоговых обязательств, как правило, со спецрежима на общий режим. То есть инспекторы пересчитают налоги так, как если бы фиктивно раздробленный бизнес был оформлен на одно лицо.

В Краснодарском крае работало 11 компаний, входящих в известную международную сеть ресторанов быстрого питания. Все эти компании были учреждены одним человеком, который ими и управлял. С даты постановки на учет они применяли УСН «доходы», а также вмененку по оказанию услуг общепита.

При этом новая компания регистрировалась, как только число работников в предыдущей приближалось к 100. Были и другие признаки, говорящие о формальном разделении:

  1. Расчетные счета всех компаний были открыты в одном банке.
  2. Все организации входили в Клиент-банк с одного IP-адреса.
  3. Право подписи банковских документов одной фирмы было предоставлено работникам, оформленным в других фирмах.
  4. Мебель, торговое оборудование и продукция свободно перемещались внутри компаний без оформления сделок купли-продажи, аренды и т. п.
  5. Входящая корреспонденция для разных фирм регистрировалась в одном журнале с единой сквозной нумерацией.

Напомню, что вмененку можно применять, в частности, для розничной торговли через магазины и павильоны, где площадь торгового зала не превышает 150 м² по каждому торговому объекту.

Налоговики в ходе проверки предпринимателя посчитали, что он не вправе применять ЕНВД, так как фактически ведет торговлю на площади всего торгового зала. Вот аргументы налоговой:

  1. Арендованные площади никак не были обособлены друг от друга в торговом зале.
  2. У магазина общая вывеска и единый режим работы.
  3. В магазине общий вход и выход и общая кассовая зона. За реализуемые в магазине товары покупатели могли рассчитаться на любой кассе. Кроме того, все кассиры являются работниками одной организации.
  4. Складские помещения не разграничены по принадлежности кому-то конкретно, все хранящиеся там товары перемешаны.
  5. Все торгующие в магазине лица — взаимозависимые: собственник магазина является директором и единственным владельцем фирмы-арендатора, а также отцом ИП.

Дробить бизнес законно, когда это действительно преследует деловую цель. Вот примеры таких целей, упоминавшихся в судебных решениях:

  1. Расширение рынка сбыта за счет покупателей, заинтересованных в наличии в цене НДС.
  2. Оптимизация бизнес-процессов, в частности путем разделения торговли на оптовую и розничную.
  3. Необходимость время от времени регулировать численность персонала. Так, компания, владевшая сетью санаториев, создала подконтрольное ООО и заключила с ним договор аутсорсинга на предоставление специалистов. Это позволило в межсезонье оперативно распределять сотрудников в те санатории, которые нуждались в персонале, вместо того чтобы ежегодно набирать, а потом сокращать работников. Кроме того, перевод сотрудников в новую компанию помогал снизить расходы на оплату труда, поскольку не нужно было платить пособия, положенные при увольнении.

Денис, в вашем случае деловая цель разделения бизнеса очевидна. Это увеличение числа покупателей за счет юрлиц, заинтересованных в наличии НДС в цене. Да и налоговая выгода не прослеживается, ведь общережимное ООО будет платить дополнительные налоги — как минимум НДС и налог на прибыль.

Однако кроме наличия деловой цели налоговики и суды будут оценивать правомерность разделения бизнеса и по другим признакам, в частности:

  1. Ведут ли взаимозависимые компании и/или ИП реальную деятельность.
  2. Насколько они самостоятельны, в том числе располагают ли аффилированные лица собственными финансами.

Все это вам тоже надо учитывать.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Доначисление НДС физическому лицу. Незарегистрированные предприниматели заплатят сполна

Сегодня рассмотрим крайне любопытное и прецедентное дело Верховного суда №16-КГ18-17. На него особенно стоит обратить внимание лицам фактически осуществляющим предпринимательскую деятельность (далее ИП), но не зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей. 

Суть дела: Физическое лицо Махотенко А. И. сдавал в аренду помещения юридическому лицу. Гражданин в качестве ИП зарегистрирован не был, но НДФЛ платил.

Налоговая провела выездную проверку, установила, что лицо занимается предпринимательской деятельностью  и доначислила физическому лицу НДС.

При этом не было факта привлечения лица к административной или уголовной ответственности за осуществление незаконной предпринимательской деятельности. Судебная коллегия по административным делам ВС РФ позицию налогового органа поддержала.

Позиция Верховного Суда РФ (далее ВС РФ): Установлено, что помещения изначально предназначались для использования как торговые и расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых — торговая деятельность.

Торговля в этих помещениях связана с предпринимательским риском, который при наступлении неблагоприятных событий переносится на арендатора в виде неполучения ожидаемых доходов. Кроме того, арендодатель как собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения помещений, а также риски в случае возможного изменения экономической ситуации.

Таким образом, деятельность гражданина фактически является предпринимательской и на его доходы от сдачи помещений в аренду должен начисляться НДС.

Наше мнение: Наказание для физического лица за незаконную предпринимательскую деятельность предполагает выплату налога на сумму доказанного дохода, пени за просрочку и штрафы. В зависимости от размера полученного дохода лицо привлекается либо к административной ответственности (ст. 14.

1 КоАП РФ), либо к уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ), если лицо получило доход в крупном (от 1.5.млн рублей) или в особо крупном размере (от 6 млн рублей). Ранее под налогом на сумму доказанного дохода подразумевался исключительно НДФЛ и налоговые органы через суд пытались взыскать именно его.

Доначисление НДС лицу, осуществляющему незаконную предпринимательскую деятельность, абсолютно новый прецедент, но мы считаем, что оно может быть обоснованно.

Статья 2 ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Как правильно отметил ВС РФ, осуществление предпринимательской деятельности  без образования юридического лица или регистрации в качестве ИП на квалификацию деятельности в качестве предпринимательской не влияет.

Если лицо получает доход от предпринимательской деятельности и при этом не применяет упрощенную систему налогообложения (потому что она носит заявительный характер и доступна только зарегистрированным лицам), ему могут доначислить все налоги, предусмотренные общей системой налогообложения, в том числе и НДС.

А что же тогда здесь не так?

Налоговый орган в рамках ст. 31 НК РФ не имеет полномочий самостоятельно квалифицировать деятельность в качестве предпринимательской.

В начале налоговый орган должен был подать заявление в суд о привлечении Гражданина Махотенко к административной или уголовной ответственности. Суд первой инстанции установил, что доказательств привлечения Махотенко А.И.

к административной или уголовной ответственности ИФНС в материалы дела не представлено

В соответствии с п. 1 ст.

143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, к которым Махотенко А.И. не относился, в связи с чем у него отсутствует обязанность по уплате НДС.

ВС РФ фактически указал, что можно «пропустить» процедуру привлечения физического лица к ответственности за незаконное предпринимательство и не взыскивать с него убытки в виде неуплаты налогов, штрафов и пеней, и напрямую дал право налоговому органу в ходе проверки доначислять налоги, плательщиком которых физическое лицо по общему правилу не является.

Необходимо учитывать, что ВС РФ в решении не рассматривал вопрос полномочий налогового органа по доначислению НДС физическому лицу и не ссылался ни на ст. 31 НК РФ, ни на п. 1 ст. 143 НК РФ.

Также ВС РФ не касался вопроса, почему проверяющие  в одном решении признали деятельность предпринимательской и доначислили НДС , хотя в рамках административного (уголовного) производства деятельность таковой не признана.  

Что это значит для предпринимателей?

Для зарегистрированных в установленном порядке – ничего. Тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без регистрации немедленно стоит задуматься о легализации.

Теперь даже если вы платите НДФЛ, для дополнительного стимулирования вашей легализации вам могут доначислить и НДС.

ВС РФ не дал ответов на вопросы «как?» и «почему?» он пришел к такому решению, а это значит, что при отсутствии четких правил игры остается много неурегулированных вопросов, которые могут повернуться как в сторону налогоплательщика, так и в сторону налогового органа.  

Ссылка на основную публикацию