Статья 12. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения

Статья 12. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные. 

К федеральным относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
  • Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
  • Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
  • Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

  1. Полномочия
  2. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
  3. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
  4. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
  5. Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
  6. Федеральное Собрание
  7. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа.

Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
  • назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

  •  утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  •  объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
  • осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации.

По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также:  Статья 14. ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия

Глава III. Полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения

I.
Полномочия Президента РФ в области
обеспечения режима военного положения

(Статья
11
).

  1. Осуществляет руководство орга­низацией обеспечения режима военно­го положения.

  2. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в це­лях обеспечения режима военного положения.

  3. Контролирует применение мер по обеспечению военного положения.

  4. Определяет в соответствии с на­стоящим Законом меры по обеспечению ре­жима военного положения, применяе­мые федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами военного управ­ления на территории, на которой введе­но военное положение, также полно­мочия указанных органов по применению этих мер.

  5. Определяет задачи и устанавли­вает порядок привлечения Вооружен­ных Сил РФ, дру­гих войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима воен­ного положения.

  6. Приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятель­ность, подрывающую в условиях воен­ного положения оборону и безопас­ность Российской Федерации.

  7. Устанавливает запреты или огра­ничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пи­кетирования, а также иных массовых мероприятий.

  8. Устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом.

  9. Определяет порядок прохожде­ния военной службы в период действий военного положения.

  10. Принимает необходимые меры по прекращению или приостановлению действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), со­вершившим (совершивших) акт агрес­сии против Российской Федерации, и (или) государствами, союзными с ним (ними).

  11. Прекращает в условиях военно­го положения деятельность в Россий­ской Федерации иностранных и между­народных организаций, в отношении которых правоохранительными орга­нами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осу­ществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасно­сти Российской Федерации.

  12. Устанавливает на территории, на которой введено военное положение, особый режим работы объектов, обес­печивающих функционирование транс­порта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, предста­вляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружа­ющей природной среды.

  13. Утверждает положения о феде­ральных органах исполнительной вла­сти, руководство которыми он осуще­ствляет.

II.
Полномочия палат Феде­рального
Собрания Российской Феде­рации в
области обеспечения режима военного
положения

(Статья
12
).

  • рассматривает принятые Госу­дарственной Думой федеральные за­коны по вопросам обеспечения режима военного положения;
  • рассматривает принятые Госу­дарственной Думой федеральные за­коны по вопросам прекращения или приостановления действия международных договоров Российской Федера­ции с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государства­ми, союзными с ним (ними).
  • принимает федеральные законы по вопросам обеспечения режима военного положения;
  • принимает федеральные законы по вопросам прекращения или приостановления действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершив­ших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним (ними).

III.
Полномочия Правительства Российской
Федерации в области обеспечения режима
военного положения

(Статья
13
).

  • руководит в пределах своей ком­петенции деятельностью федеральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов РФ и организаций по обеспечению режима военного положения;
  • организует разработку и обеспе­чивает применение мер, направленных на производство продукции (выполне­ние работ, оказание услуг) для государственных нужд, обеспечения Воору­женных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирова­ний и для нужд населения;
  • определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями заданий (заказов) вце­лях обеспечения обороны и безопасно­сти Российской Федерации, а также по­рядок прекращения действия ранее за­ключенных договоров (контрактов);
  • организует работу по обеспече­нию потребностей государства в пери­од действия военного положения мате­риальнотехническими, трудовыми и другими ресурсами, организует разра­ботку военнохозяйственного плана;
  • утверждает положения о феде­ральных органах исполнительной вла­сти, руководство которыми оно осуще­ствляет.

Председатель
Правительства Российской Федерации
,
исходя из интересов обеспечения обороны
и безопас­ности РФ, предста­вляет
Президенту РФ предложения о структуре
феде­ральных органов исполнительной
вла­сти на период действия военного
поло­жения.

IV.
Полномочия федераль­ных органов
исполнительной власти в области
обеспечения режима военного положения

(Статья
14
).

  1. Для обеспечения режима военно­го положения федеральными органа­ми исполнительной власти в пределах их компетенции осуществляются следующие полномочия:

  • организация производства про­дукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, во­инских формирований и органов, спе­циальных формирований и для нужд населения;
  • организация снабжения (при не­обходимости нормированного) населения продовольственными и непродо­вольственными товарами и медицин­ского обслуживания населения;
  • регулирование деятельности ор­ганизаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового об­служивания и коммунального хозяйст­ва;
  • оповещение через средства мас­совой информации населения территории, на которой введено военное поло­жение, о порядке применения мер, пре­дусмотренных настоящим Законом.
  1. Для реализации мер, предусмот­ренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, федеральными органами исполни­тельной власти на основании указов Президента РФ осуществляются следующие полномочия:

  • обеспечение охраны обществен­ного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных госу­дарственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирова­ние транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опас­ность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
  • организация эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временно­го отселения жителей в безопасные районы с обязательным предоставле­нием таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
  • введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на кото­рой введено военное положение, и вы­езда с этой территории, а также ограни­чение свободы передвижения по ней;
  • организация в порядке, установ­ленном Правительством РФ, привлечения граждан к вы­полнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объек­тов экономики, систем жизнеобеспече­ния населения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
  • изъятие в соответствии с феде­ральными законами транспортных средств и другого необходимого для нужд обороны имущества у организа­ций и граждан с последующей выпла­той государством стоимости изъятого имущества;
  • установление запретов или огра­ничений на выбор места пребывания либо места жительства на территории, на которой введено военное положе­ние;
  • установление ограничения дви­жения транспортных средств и порядка осуществления их досмотра;
  • установление запрета на нахож­дение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, при необходимости осу­ществление проверки документов, удо­стоверяющих личность граждан, лич­ного досмотра, досмотра их вещей, жи­лища и транспортных средств, а по ос­нованиям, установленным федераль­ным законом, – задержание граждан и транспортных средств;
  • установление запрета на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление осо­бого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодейству­ющие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федераль­ными законами и иными нормативны­ми правовыми актами РФ, изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций – изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
  • введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вы­числительных центров и автоматизиро­ванных систем, а также средств массо­вой информации, организация исполь­зования их работы для нужд обороны;
  • запрещение работы приемопередаю­щих радиостанций индивидуального пользования;
  • осуществление военной цензу­ры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помо­щью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными пере­говорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся ука­занными вопросами, и определение полномочий таких органов;
  • обеспечение исполнения указов Президента РФ о приостановлении деятельности поли­тических партий, других общественных объединений, религиозных объедине­ний, ведущих пропаганду и (или) агита­цию, а равно иную деятельность, под­рывающую в условиях военного поло­жения оборону и безопасность Россий­ской Федерации;
  • обеспечение интернирования (изоляции) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного права граждан иностран­ного государства, воюющего с Россий­ской Федерацией;
  • установление запретов или ог­раничений на выезд граждан за пределы территории Российской Федерации;
  • обеспечение введения в органах государственной власти, иных государ­ственных органах, органах военного уп­равления, органах местного самоупра­вления и организациях дополнитель­ных мер, направленных на усиление ре­жима секретности;
  • определение порядка и места хранения изъятых оружия, боеприпа­сов, взрывчатых и ядовитых веществ, боевой и учебной военной техники и ра­диоактивных веществ;
  • обеспечение на территории, на которой введено военное положение, особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объек­тов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья лю­дей и для окружающей природной среды;
  • обеспечение исполнения указов Президента РФ о прекращении деятельности в Россий­ской Федерации иностранных и между­народных организаций, в отношении которых правоохранительными орга­нами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осу­ществляют деятельность, направлен­ную на подрыв обороны и безопасно­сти Российской Федерации.
  1. По вопросам своей деятельности федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы и должностные лица, обеспечивающие режим военного положения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органа­ми местного самоуправления, органи­зациями и их должностными лицами, а также гражданами.

Читайте также:  Статья 6.1. адвокатский запрос

V.
Полномочия органов ис­полнительной
власти субъектов Рос­сийской Федерации
в области обеспе­чения режима военного
положения

(Статья
15
).

  1. На территории, на которой введе­но военное положение, органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их ком­петенции осуществляются следующие полномочия:

  • организация производства про­дукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, во­инских формирований и органов, спе­циальных формирований и для нужд населения;
  • организация снабжения (при не­обходимости нормированного) населения продовольственными и непродо­вольственными товарами и медицин­ского обслуживания населения;
  • регулирование деятельности ор­ганизаций промышленности, торгов­ли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;
  • оповещение через средства массовой информации населения территории, на которой введено воен­ное положение, о порядке примене­ния мер, предусмотренных настоя­щим Законом;
  • оказание содействия федераль­ным органам исполнительной власти и органам военного управления в приме­нении мер, предусмотренных настоя­щим Законом.
  1. На основании указов Президента РФ органы испол­нительной власти субъектов Россий­ской Федерации привлекаются для применения мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, с предоставлением им полномочий, пре­дусмотренных пунктом 2 статьи 14 на­стоящего Закона.

  2. По вопросам своей деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспе­чивающие режим военного положе­ния, издают в пределах своей компе­тенции правовые акты, обязательные для исполнения органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также граж­данами.

VI.
Деятельность судов и ор­ганов
прокуратуры на территории, на которой
введено военное положение

(Статья
16
).

  1. На территории, на которой введе­но военное положение, действуют су­ды, установленные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными за­конами. Судопроизводство осуществ­ляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральны­ми конституционными законами и дру­гими федеральными законами.

  2. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено военное положение, по решению Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией может быть измене­на территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

  3. Деятельность органов прокурату­ры РФ на террито­рии, на которой введено военное поло­жение, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и дру­гими федеральными законами.

VII.
Особенности деятельно­сти органов
государственной власти в период действия
военного положения

(Статья
17
).

  1. В период действия военного по­ложения:

  • указом Президента РФ могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, которыми он осуществляет ру­ководство по вопросам обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положе­ния;
  • указом Президента РФ функции и полномочия федеральных органов исполнитель­ной власти могут быть перераспреде­лены исходя из интересов обеспече­ния обороны и безопасности Россий­ской Федерации, режима военного по­ложения.
  1. Федеральные органы государст­венной власти и органы государствен­ной власти субъектов Российской Фе­дерации, порядок осуществления полномочий и процедура деятельности ко­торых регулируются принимаемыми ими регламентами, при введении воен­ного положения вносят в указанные регламенты необходимые изменения, учитывающие особенности режима во­енного положения,

Режим военного положения в рф. Режим военного положения Срок действия военного положения

  • Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
  • Введение
  • Глава 1.Общая характеристика режима военного положения
  • 1.1 Режим военного положения и его обеспечение

1.1.1 Основания для введения военного положения

1.1.2 Порядок введения и отмены военного положения

  1. 1.2 Меры, применяемые в период действия военного положения
  2. Глава 2. Полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения
  3. 2.1 Полномочия Президента РФ, Правительства РФ и Федерального Собрания РФ в области обеспечения режима военного положения
  4. 2.2 Полномочия федеральных органов исполнительной власти
  5. 2.3 Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  6. Заключение
  7. Список нормативных актов и литературы
  8. Введение

На данный момент законодательство Российской Федерации в сфере военной политики оставляет желать лучшего. Что касается административно-правового регулирования данного вопроса, то он по-прежнему остается открытым в органах законодательной власти.

В условиях постоянной угрозы безопасности Российского государства, участия его войск в различных локальных конфликтах, а также ведения информационной борьбы возникает необходимость повышенной боевой готовности вооруженных сил и других воинских формирований. Поэтому рассмотрение вопроса об административно-правовом режиме военного положения наиболее актуально в наше время.

Объектом моей курсовой работы являются общественные отношения, возникающие между государством и гражданами в результате применения норм права в условиях административно-правового режима военного положения.

Предмет моей курсовой работы составляет понятие о деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения режима военного положения и регулирования вопросов военной политики.

Потребность рассмотрения курсовой работы заключается в систематизации знаний по поставленным вопросам, а так же в рассмотрении освещенности темы в современной науке российского права. Данный вопрос довольно труден для понимания, поэтому целью курсовой работы ставятся проблемы современного законодательства Российской Федерации в условиях возникновения режима военного положения.

Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и общую характеристику режима военного положения.

2. Показать меры, применяемые для обеспечения режима военного положения.

3. Осветить полномочия главы государства и его аппарата в сфере обеспечения административно-правового режима военного положения.

4. Разобраться в пределах юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1) Режимом военного положения является особый правовой режим, вводимый на территории российского государства или в отдельных его местностях в соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93г. Президентом, в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

2) Под понятием мобилизации в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики государства, экономики его субъектов экономики муниципальных образований.

Переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.

Переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

3) Согласно диссертации кандидата юридических наук С.В.Пчелинцева: «Непосредственная угроза агрессии целостности, безопасности и государственному суверенитету Российской Федерации выражается рядом обстоятельств…».

Итак, что же такое режим военного положения? Как он осуществляется? Какие пределы полномочий высших органов государственной власти в регулировании данной сферы российского законодательства? На эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в своей курсовой работе.

  • Глава 1.
    Общая характеристика режима военного положения
  • 1.1
    Режим военного положения и его обеспечение
  • Согласно пункту 2 статьи 87 в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории или в отдельных ее местностях военное положение.
Читайте также:  Статья 33.2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории государства или в отдельных его местностях в соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93г. Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

  1. Основной целью введения военного положения можно считать создание условий для отражения либо предотвращения агрессии против России.
  2. Период действия военного положения, согласно федерального законодательства Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ
  3. «О военном положении» , начинается с даты и времени начала действия военного положения, установленных указом Президента РФ и заканчивается датой и временем прекращения действия военного положения.

В этот период могут быть ограничены права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. Однако все это осуществляется лишь в том объеме, в каком это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Для обеспечения обороны страны и безопасности государства объявляется мобилизация. Объявление мобилизации входит в компетенцию Президента Российской Федерации ст.4 ФЗ «об обороне», ст.4 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ. .

Президент объявляет о мобилизации в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В Российской Федерации основы мобилизации определены Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ.

Согласно данному Закону под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований.

Переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.

Переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

В зависимости от масштабов проведения мобилизация подразделяется на общую
и частичную
.

Общая мобилизация распространяется на все Вооруженные Силы, проводится на всей территории страны.

Частичная мобилизация охватывает войска одного или нескольких военных округов (флотов) или отдельные соединения (объединения). Проводится такая мобилизация лишь на определенной части территории государства.

  • Определение вида мобилизации вооруженных сил, масштабов ее проведения зависит каждый раз от складывающейся политической, военной и международной обстановки.
  • Ш проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
  • Ш проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
  • Ш проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени.
  • Организация и порядок мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.

1.1.1
Основания для введения военного положения

В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции РФ основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

Агрессия как основание введения военного положения в настоящий момент может определяться с помощью Резолюции, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН.

«Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении» ст.1. Резолюции ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 г. .

В Российском законодательстве «агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН» п.2 ст.3 ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ.

  1. Таким образом, актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:
  2. ?
    вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;
  3. ?
    бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;
  4. ?
    блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
  5. ?
    нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;
  6. ?
    действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;
  7. ?
    засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации;

?
другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации.

Вопрос, связанный с другим основанием объявления режима военного положения — непосредственной угрозой агрессии, весьма важен и, очевидно, нуждается в детальной регламентации как на международном уровне, так и в национальном законодательстве. Не проясняет данный вопрос формулировка Федерального конституционного закона «О военном положении».

Непосредственной угрозой агрессии согласно данному Закону «…

могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, непосредственно указывающие на подготовку к совершению агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации».

С.В. Пчелинцев С.В.Пчелинцев «Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации»: Дисс.: канд. юрид. наук. М., 1998 в своей диссертации предлагает следующий перечень обстоятельств, указывающих на непосредственную угрозу агрессии:

  • v объявление иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации;
  • v необоснованная концентрация вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Государственной границе Российской Федерации;
  • v проведение в иностранном государстве мобилизации;
  • v возникновение вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации;
  • v иные действия иностранного государства (группы государств), осуществляемые в нарушение общепризнанных принципов и норм международного права, реально указывающие на подготовку к агрессии против Российской Федерации.

1.1.2
Порядок введения и отмены военного положения

В соответствии с ч. 2 ст.

87 Конституции РФ военное положение вводится на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Указ о военном положении должен быть утвержден Советом Федерации п.б ст.102 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года. .

  1. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:
  2. К обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
  3. К дата и время, с которых начинает действовать военное положение;
  4. К границы территории, на которой вводится военное положение.

Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Одновременно с этим данный указ незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

Вопрос об утверждении указа должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа. В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока.

Ссылка на основную публикацию