Статья 4. Принципы космической деятельности

«Принцип» – термин, имеющий много толкований. Наверное, поэтому его так любят философы. «Принципом» может называться основа, на котором строятся дальнейшие рассуждения. «Принцип» – это еще и жесткое правило. Насколько жесткое? Можно ли нарушать принципы? Можно и нужно. Например, принципы техники безопасности, который автор чтит свято.

Но если работаешь, принципы ТБ не нарушать невозможно. Тогда зачем они? Затем, что нарушая сформулированный принцип, ты волей-неволей понимаешь, что делаешь, какие риски и угрозы возникают.Переходя от общего к частному, в отношении сферы космической деятельности формулировка принципов представляется критически важным по следующим основаниям.1.

 Принципы отражают общий подход к рассматриваемому предмету, намерения и методы деятельности государства.2. Для российских участников данной сферы деятельности принципы государственной политики влияют на формирование их собственной стратегии.3.

 Для зарубежных организаций принципы государственной политики РФ в большой степени влияют на представления о перспективности сотрудничества с российскими организациями.4. Если в каких-либо конкретных случаях положения документа не дают однозначного ответа, как действовать, то решение принимается исходя из сформулированных принципов.5.

Принятый набор и формулировки принципов будут существенно влиять на разработку последующих документов, в том числе и на формирование законодательного обеспечения космической деятельности.Впервые в отечественной практике принципы космической деятельности были сформулированы в Законе о космической деятельности.

Здесь полезно посмотреть, как сформулированные тогда принципы были модифицированы в 1996 году (красное — изъятые принципы):

Статья 4. Принципы космической деятельностиЗакон Российской Федерации О космической деятельности от 20 августа 1993 года N 5663-1 Статья 4. Принципы космической деятельности в ред. Федерального закона от 29.11.96 N 147-Федеральный закон
1. Космическая деятельность осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1. Космическая деятельность осуществляется в соответствии со следующими принципами:
содействия поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники;
поощрения привлечения внебюджетных средств в космическую деятельность при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечения гарантий соблюдения государственных интересов Российской Федерации;
равное право организаций и граждан Российской Федерации на участие в космической деятельности;
доступность информации о космической деятельности;
использование результатов космической деятельности в интересах потребителей с соблюдением прав организаций и граждан, участвующих в космической деятельности;
внедрение достижений космической науки и техники в народное хозяйство;
ограничение монополистической деятельности и развитие предпринимательской деятельности;
независимость экспертизы по вопросам космической деятельности;
обеспечение безопасности космической деятельности, включая охрану окружающей природной среды; обеспечения безопасности космической деятельности и охраны окружающей природной среды;
содействие международному сотрудничеству в области космической деятельности; равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества Российской Федерации в области космоса;
международная ответственность государства за космическую деятельность, осуществляемую под его юрисдикцией. международной ответственности Российской Федерации за осуществляемую космическую деятельность;
рационального сочетания и сбалансированного развития космической техники и космических технологий, применяемых в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности Российской Федерации (далее — космическая техника двойного назначения).
2. В целях обеспечения стратегической и экологической безопасности в Российской Федерации запрещаются:
выведение на орбиту вокруг Земли или размещение в космосе каким-либо иным образом ядерного оружия и любых других видов оружия массового уничтожения;
испытания ядерного оружия и любых других видов оружия массового уничтожения в космосе;
использование космических объектов и иной космической техники в качестве средств воздействия на природную среду в военных и иных враждебных целях;
использование Луны и других небесных тел в военных целях;
преднамеренное создание непосредственной угрозы для безопасности космической деятельности, в том числе для безопасности космических объектов;
вредное загрязнение космоса, ведущее к неблагоприятным изменениям окружающей природной среды, в том числе преднамеренная ликвидация космических объектов в космосе.
Не допускается также любая иная космическая деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, запрещенная международными договорами Российской Федерации. Не допускается космическая деятельность, запрещенная  международными договорами Российской Федерации.
3. Космическая деятельность, а также распространение информации о космической деятельности осуществляются с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований по охране прав интеллектуальной собственности, государственной, включая военную, и коммерческой тайн. 2. Космическая деятельность, а также распространение информации о космической деятельности осуществляются с соблюдением установленных законом требований охраны государственной тайны, служебной и  коммерческой тайны, а также результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них.
4. Общие сведения о космической деятельности, не подпадающие под действие пункта 3 настоящей статьи, включая сведения:о планах запусков космических объектов и об изменениях в этих планах;о космических проектах и ходе их осуществления;о бюджетных ассигнованиях на космическую деятельность;об инцидентах и о происшествиях при осуществлении космической деятельности и об ущербе вследствие таких происшествий, -распространяются без ограничений.

Можно показать, как отказ от ряда принципов привел к негативным последствиям, которые ясно видны сегодня – низкий уровень инвестиций в космическую сферу, проблема использования результатов космической деятельности, проблемы технологического трансфера и другие.

Однако перейдем к тому, чего ради я затеял все это написать.

28 июня 2018 года Роскосмос сообщил:»Поэтому Дмитрий РОГОЗИН выработал десять принципов по которым будет работать Госкорпорация:» (грамматика источника).

Читайте также:  Статья 26. Эксперт, назначенный третейским судом

https://www.roscosmos.ru/25248/

Естественно, я не мог пройти мимо.Мой метод работы с входящими документами – смотреть, а что изменилось?До 28 июня 2018 года действовали»III.

Принципы государственной политики в области космической деятельности», сформулированные в «Основных положениях Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу» (утв.

Президентом РФ от 19.04.2013 N Пр-906)

http://legalacts.ru/doc/osnovnye-polozhenija-osnov-gosudarstvennoi-politiki-rossiiskoi-federatsii/

Итак, начинаем сравнивать:

Президент РФ Путин В. Генеральный директор РОСКОСМОСА Рогозин Д.
7. Государственная политика в области космической деятельности осуществляется в соответствии со следующими принципами: Дмитрий РОГОЗИН выработал десять принципов по которым будет работать Госкорпорация:
П1 а) всемерное развитие научно-технического, производственно-технологического потенциалов и уникальной экспериментальной базы отечественной ракетно-космической промышленности в целях разработки и производства конкурентоспособной космической техники в соответствии с потребностями социально-экономической сферы и науки; Р1 Высокая требовательность и особый контроль исполнения ГОЗ.
П2 б) защита государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности всеми доступными в рамках международного права мерами и средствами, включая признанное Уставом ООН право на самооборону; Р2 Госкорпорация станет непосредственным участником всех контрактов заказчиков.
П3 в) обеспечение гарантированного доступа России в космос со своей территории, исключающего потенциальные риски при использовании наземной космической инфраструктуры за рубежом; Р3 РОСКОСМОС создаст управление технического заказчика.
П4 г) неукоснительное соблюдение международных обязательств России в области космической деятельности и общепризнанных принципов и норм международного права; Р4 Исполнительные директора и заместители генерального директора Госкорпорации в обязательном порядке войдут в советы директоров ведущих предприятий.
П5 д) развитие партнерских отношений с Республикой Белоруссия в рамках Союзного государства, Республикой Казахстан и сотрудничество с другими государствами — участниками Содружества Независимых Государств и иными иностранными государствами на основе принципов равноправия и взаимной выгоды; Р5 РОСКОСМОС создаст Совет рационализаторов при Госкорпорации для обеспечения научной организации труда на предприятиях и использования лучших практик.
П6 е) развитие государственно-частного партнерства в сфере предоставления услуг с использованием результатов космической деятельности, последовательное развитие возможностей создания на коммерческой основе космических средств связи, навигации, телерадиовещания и дистанционного зондирования Земли, а в перспективе — средств выведения и осуществления пилотируемых полетов в космическом пространстве; Р6 Госкорпорация откажется от космического долгостроя и тупиковых направлений развития.
П7 ж) разработка и реализация масштабных проектов в сфере космической деятельности в интересах фундаментальной науки, ускоренная разработка прогрессивных космических технологий, создание научно-технического и производственно-технологического потенциалов для будущих проектов, а также для использования результатов космической деятельности в интересах других отраслей экономики; Р7 РОСКОСМОС – это многопрофильная корпорация, которая будет работать над диверсификацией производства.
П8 и) обеспечение безопасности и долгосрочного устойчивого развития космической деятельности, соблюдение мер по охране окружающей среды, включая околоземное космическое пространство и дальний космос. Р8 Госкорпорация «РОСКОСМОС» создаст управление перспективных исследований для обеспечения нужд технического прогресса в области военного экономического и научного космоса совместно с Фондом перспективных исследований.
Р9 Активное сотрудничество с Росатомом в создании альтернативных источников энергии, специальных стратегических материалов, радиационностойкой электронной компонентной базы и суперкомпьютерных технологий.
Р10 Работа с частными инвесторами и создание совета по государственно-частному партнерству.

и попадаем в тупик.Принципы Р2, Р3, Р4, Р5, Р8, Р10 – это принципиально не принципы. Это разовые действия – «выстрелил-забыл» (или смотришь: «попал – не попал»).Принцип Р1 – это обозначение приоритета военной составляющей космической деятельности, то есть – тоже не принцип.Р6. – «Госкорпорация откажется от космического долгостроя и тупиковых направлений развития». – здесь будет множество толкований и рассуждений. Можно отметить, что ни одна госкорпорация не приветствует долгострой и тупиковые направления.Р7 – «диверсификация производства» – это опять же не принцип, а направление деятельности.Р9 – это обозначение технического приоритета.Принципы Президента, я критиковать не буду, хотя есть за что. Ясно, что исполняется последняя команда, в дальнейшем отрасль будут руководствоваться принципами Генерального директора РОСКОСМОСА Д.О.Рогозина.Можно сказать, что в принципы Президента — это принципы государственной политики, а принципы Генерального директора — это принципы госкорпорации. Но здесь следует вспомнить, что в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»

«1. Корпорация создается и действует в целях:1) реализации государственной политики и осуществления нормативно-правового регулирования в области космической деятельности;»

так что, на какое-то соответствие мы могли бы рассчитывать.

Выводы.

Вертикаль в сфере космической деятельности работает неудовлетворительно – Президент формулирует свои принципы, а Гендиректор – свои, радикально отличные.Деятельность в космической сфере переходит в беспринципную фазу.

PS. Я не первый, кто пишет на эту тему.

Рекомендую:

Новые «десять заповедей» Роскосмоса

https://lozga.livejournal.com/176194.htmlФилипп ТереховЗамечу, что Терехов занялся толкованием, привнесением собственных соображений в текст еще живого автора. Проще спросить у автора – «а что вы, собственно, имели в виду?»

А в целом, сама попытка Генерального директора сформулировать принципы должна приветствоваться, ибо она дает импульс для размышлений на эту тему.

Читайте также:  Статья 110.1. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Семь интересных фактов про регулирование космоса — Право на vc.ru

Про МКС, астероиды, спутники, Луну, ООО, космический мусор и другие направления космической деятельности.

Всем привет! Мы тут обычно пишем про стартапы, интеллектуальную собственность и корпоративное право, поэтому публикация про космос может быть немного неожиданной.

Пускай это пока что не связано напрямую с нашей основной юридической практикой, мы видим большие перспективы в этом направлении, о чем расскажем подробнее в ближайшее время. Пока что, если вам интересно пообщаться на тему освоения космоса, включая будущие экономические модели и регулирование, пишите мне на roman.buzko@buzko.legal или в Telegram на @roman_buzko.

Фактическая конституция космоса на сегодняшний день, Договор о космосе 1967 года, запрещает национальное присвоение Луны и других небесных тел путем провозглашения суверенитета или их оккупации и использования.

Участники Соглашения о Луне 1979 года пошли дальше и установили режим коммуны в отношении ресурсов Луны, закрепив, что «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества» и «поверхность или недра Луны [..

.] не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица».

Далеко не всем государствам понравился такой подход, поэтому главные игроки в космосе в числе США, Китая и России так и не ратифицировали Соглашение о Луне.

Тем не менее пока не стоит инвестировать свои кровные для приобретения сертификата на участок земли на Луне для своей возлюбленной.

В 2000 году американец по имени Грегори Немитц (Gregory Nemitz) заявил о своих правах на астероид Эрос.

Сделал он это очень оригинально: когда космический аппарат NASA приземлился на астероиде, Немитц потребовал выплатить ему плату за парковку на его астероиде в размере $20 за 100 лет.

Дело дошло до суда, где Немитц, однако, не смогу убедить судью, который тем не менее отнесся серьезно к вопросу. На сайте, посвященном этому судебному спору, можно ознакомиться с материалами дела.

Требование Немитца внимательно рассмотрели и отправили ответ спустя пять месяцев

Аналогичный иск предъявил канадец Сильвио Лангвейн (Sylvio Langvein) в 2012 году, заявив что он хочет коллекционировать планеты и воспрепятствовать Китаю в захвате космических тел. Судья отказал проактивному истцу, назвав его «сварливым сутяжником».

Если получить право частной собственности на небесное тело целиком (к которым относятся астероиды, спутники, другие планеты и др.) вряд ли получится, то обогатиться за счет полезных ископаемых, добытых в космосе вполне возможно.

В подтверждение этой позиции в 2015 году Конгресс США принял Закон о конкурентоспособности коммерческих космических запусков (Commercial Space Launch Competitiveness Act), который впервые закрепил право частной собственности на ресурсы, добытые в космосе.

Американский гражданин, занимающийся коммерческим освоением ресурсов астероидов и космических ресурсов, имеет право на такой полученный ресурс астероида или космический ресурс, включая право владеть, быть собственником, перемещать, использовать и продавать такой ресурс, извлечённый в соответствии с применимым правом, включая международные обязательства США

Аналогичный закон есть в Люксембурге, который, кстати, стремится стать главным космическим хабом Европы, в том числе путем введения прогрессивного регулирования.

МКС — представляет собой совместную инициативу пяти партнеров: США, Россия, Канада, Европейский партнер и Япония. По общему правилу в соответствии с Соглашением об использовании МКС 1998 года каждый партнер сохраняет юрисдикцию и контроль над элементами (лабораториями), который он регистрирует за собой.

Под «Европейским партнером» понимается несколько европейских государств, каждое из которых может распространять свою юрисдикцию на соответствующую конструкцию МКС.

Получается, что на объем в 916 кубических метров распространяется, как минимум, пять различных юрисдикций.

Компоненты МКС на 2017 год

В соответствии со ст. 9 Соглашения об использовании МКС 1998 года права на использование станций возникают на основании предоставления партнером пользовательских элементов или элементов инфраструктуры. Любой партнер, который предоставляет пользовательские элементы космической станции, сохраняет за собой право использования этих элементов.

Партнеры в обмен на предоставление ресурсов для целей эксплуатации и использования космической станции, получаемых от их элементов инфраструктуры космической станции, имеют фиксированную долю участия в использовании определенных пользовательских элементов.

Конкретный размер доли каждого из партнеров в использовании таких элементов космической станции и ресурсов, полученных от инфраструктуры космической станции, предусматривается в Меморандумах и договоренностях об исполнении соглашений.

Партнеры имеют право на обмен или продажу любой части соответствующей выделенной им доли пользовательских элементов и ресурсов. Условия любого обмена или продажи будут определяться в каждом конкретном случае участниками сделки.

Первая крупная компания с ограниченной ответственностью появилась в начале 17 века, когда была учреждена Голландская Ост-Индская компания.

С тех пор мало кого удивишь, что ответственность акционеров по долгам компании ограчена размером их вклада в уставный капитал (есть исключения, например, при умышленном банкротстве, но общее правило такое).

Появление института ограниченной ответственности позволило исследователям и изобретателям принимать на себя больше рисков, что стало одним из драйверов эпохи географических открытий.

Читайте также:  Статья 22. Порядок обжалования решения лицензирующего органа

Это означает, что государство несет полную ответственность за все коммерческие компании, которые осуществляют запуски с территории этого государства или с использованиям его установок.

Разумеется, никто не хочет брать полную ответственность за третье лицо.

Поэтому с ростом количества частных инициатив запускающие государства и частные компании начали договариваться о разделении ответственности за такой ущерб в космосе.

В США существует программа распределения рисков между государством и частным сектором с середины 90-х.

Великобритания в этом вопросе отставала и до 2015 года вся ответственность перелагалась на плечи частных компаний, для которых Королевство было «запускающим государством» в значении Конвенции 1971 года.

Под давлением представителей космической индустрии и в целях улучшения климата для ведения космической деятельности был принят закон, который с 1 октября 2016 года ограничил максимальный размер ответственности частных компаний суммой в $60 млн.

Можно сказать, что принятый закон в Великобритании является аналогом введения ограниченной ответственности для морских торговых компаний в 17–18 веках, когда судоходство являлось одним из самых рисковых видов деятельности.

Не секрет, что на орбите Земли скопилось порядочное количество космического мусора (space debris). По данным Европейского космического агентства на октябрь 2019 года на орбите было 128 млн частиц размером меньше 1 см, около 900 тысяч частиц размером от 1 до 10 см и около 34 тысяч частиц размером свыше 10 см.

Так выглядит траектория движения частиц от произошедшего в 2009 году столкновения российского военного спутника Космос-2251 и американского коммерческого спутника Iridium 33 (stuffin.space/, надо выбрать «Iridium 33 Collision Debris»)

Несмотря на растущую актуальность этой проблемы, государства пока что не могут договориться о единых обязательных стандартах в отношении космического мусора.

ООН ведет определенную работу в этом направлении уже с начала 2000-ых годов и разработало Путеводитель по снижению космического мусора (Space Debris Mitigation Guidelines, PDF), который был опубликован в 2010 году. Это, однако, не помешало Китаю провести испытания противоспутникового оружия и добавить к общей массе космического мусора еще несколько тысяч осколков.

На этом все на сегодня, хотя есть еще много интересных аспектов, начиная c международного регулирования спутникового интернета, который обещает стать реальностью уже до конца этого десятилетия, и заканчивая регулированием коммерческого транспорта на низкой околоземной орбите и милитаризация космоса.

Мне кажется, что эти и многие другие вопросы будут предметом интересных дискуссий в ближайшие десятилетия, и мы, вероятно, увидим принятие таких глобальных международных конвенций, как Женевские конвенции про гуманитарное право и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. А может я ошибаюсь, и устанавливать правила игры в космосе будут в одностороннем порядке те государства, который окажутся там первыми.

Договор о деятельности государств по исследованию и использованию космоса

  • Документ устанавливает режим космического пространства и закрепляет принцип свободного исследования космического пространства и небесных тел всеми странами «на основе равенства и в соответствии с международным правом, включая Устав ООН».
  • По договору деятельность в космосе должна осуществляться в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, в интересах поддержания международного мира и безопасности, на принципах сотрудничества и взаимопомощи.
  • Запрещается присвоение тем или иным государством космического пространства и небесных тел каким бы то ни было путем, установлен общий принцип международной ответственности государств-участников за национальную деятельность в космическом пространстве.
  • Государства участники договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с оружием массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на Луне и других небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом; использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и военных маневров.
  • В соответствии с договором, космонавты разных государств должны оказывать возможную помощь друг другу в своей деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств на основе взаимности.

Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос. Участники договора обязались оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, а также обмениваться информацией о явлениях в космосе, которые могли бы поставить под угрозу безопасность космонавтов.

Договор возлагает на государства международную ответственность за деятельность их правительственных органов и неправительственных юридических лиц в космическом пространстве и на небесных телах, в том числе и за ущерб, причиненный космическими объектами. Обязательным является применение мер, исключающих вредное загрязнение космического пространства и небесных тел, предотвращающих неблагоприятные изменения земной сферы.

В Договоре по космосу предусматривается процедура проведения международных консультаций относительно помех или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Признается недопустимым использование космоса для пропаганды войны. Сохраняется юрисдикция и контроль государств над запускаемыми ими космическими объектами и их экипажами.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства стал отправной точкой для национальной деятельности и международного сотрудничества в сфере исследования и использования космического пространства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ссылка на основную публикацию