Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган конституционного контроля

В РФ существует несколько судебных органов, отличающихся особенностями работы, имеющимися привилегиями и полномочиями. Конституционный суд РФ — это орган конституционного контроля, поэтому рассматривает дела, имеющие отношение к соблюдению требований Конституции.

Он представлен независимым органом, осуществляющим судебную власть. В Конституции приводятся основные полномочия, обязанности и правила деятельности КС. Дополнительная информация содержится в статьях ФЗ «О КС РФ».

История появления

Впервые функции КС были возложены на Комитет конституционного надзора СССР еще в 1989 году. С 1991 года начинает функционировать республиканский КС РСФР, деятельность которого регламентировалась законом РСФСР «О КС».

На Съезде народных депутатов было избрано 13 судей. До 1993 года представители данного судебного органа занимались урегулированием конституционного кризиса.

Для этого судьи вели переговоры с президентом страны и чиновникам Верховного Совета.

В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.

Теперь этот орган не может самостоятельно оценивать или рассматривать дела, касающиеся конституционности действий должностных лиц или политических партий. После этого было назначено 6 новых судей. За этот период было рассмотрено около 200 дел, касающихся конституционности принятых законов. Примерно 30 исков было удовлетворено, поэтому неконституционными признавались статьи УПК.

Где находится КС РФ и официальный сайт

Конституционный суд РФ находится в городе Санкт-Петербурге по адресу Сенатская площадь, дом 1. В Москве есть представительство регулирующего органа, расположено ул. Ильинка, дом 21, подъезд № 3.

Актуальную информацию о деятельности Конституционного суда в настоящее время можно получить на официальном сайте.

Функции КС РФ

Деятельность КС направлена на защиту конституционного строя, поэтому представители данного органа наделены определенными полномочиями, а также должны выполнять некоторые обязательные действия.

К основным функциям КС относится:

  • Рассмотрение дел, касающихся конституционного строя или нарушения конституционных прав граждан. При этом учитываются не только положения Конституции, но и других нормативных актов, представленных федеральными законами, письмами и постановлениями Президента, Госдумы, Правительства или Совета Федерации. Дополнительно при рассмотрении каждого дела берется в расчет информация из конституций республик или нормативных актов регионов, международных договоров и контрактов, подписанных между разными органами власти.
  • Разрешение споров, которые относятся к определению компетенции тех или иных государственных органов. Обычно такие разногласия возникают между федеральными органами власти, а также между высшими органами субъектов. Нередко приходится решать споры, образующиеся между федеральными и региональными органами власти.
  • Изучение жалоб, в которых приводится информация о нарушении конституционных прав или свобод россиян. Проверка конституционности разных нормативных актах на основании запросов других судов.
  • Толкование разных статей Конституции.
  • Формирование заключения, в котором приводится информация о том, был ли соблюден правильный порядок выдвижения обвинения Президента страны в госизмене или совершения тяжелого преступления.
  • Направление различных инициатив в области законодательства.

Справка! Иные полномочия суду предоставляются Конституцией, причем все вопросы, решаемые судьями, касаются исключительно права.

Состав КС Российской Федерации

До 2020 года в состав суда входило 19 судей, у каждого из которых имелось право принимать решение по разным вопросам, но для этого  требовалось присутствие не меньше 2/3 судей. Но с начала 2020 года внесены существенные изменения, поэтому КС состоял из 15 судей.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1571-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Титель Елены Владимировны на нарушение ее конституционных прав рядом норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июля 2016 г. N 1571-О

  • ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
  • ТИТЕЛЬ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
  • КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ НОРМ
  • ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
  • ФЕДЕРАЦИИ И ПУНКТОМ 6 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 13
  • ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Е.В. Титель вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Е.В. Титель оспаривает конституционность следующих положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:

  1. статьи 196, устанавливающей вопросы, разрешаемые при принятии решения суда;
  2. статьи 327, устанавливающей порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции;
  3. статьи 327.1 устанавливающей пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции;
  4. статьи 329, закрепляющей требования к постановлению суда апелляционной инстанции;
  5. статьи 330, устанавливающей основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке;
  6. статьи 381, закрепляющей порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления;
  7. статьи 383, закрепляющей требования к содержанию определения судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции;
  8. статьи 387, устанавливающей основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке;
  9. части первой статьи 428, устанавливающей порядок выдачи судом исполнительного листа.
  10. Кроме того, заявительница оспаривает конституционность пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которому в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должна быть указана резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Как следует из представленных материалов, определением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, Е.В. Титель было отказано в выдаче исполнительного листа по апелляционному определению, которым за ней было признано право собственности на долю в незавершенном строительством объекте в виде квартиры.

  • По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 1, 2, 4 (часть 2), 7, 8, 15, 17 — 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 33, 35, 40, 45, 46, 55 (части 1 и 2), 56 (часть 3), 118, 120, 125 и 126, а именно:
  • статья 196 ГПК Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 330 и 387 данного Кодекса, поскольку позволяет суду отказать в рассмотрении всех доводов кассационной жалобы, в том числе касающихся необходимости направления судом запроса в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • статья 327 ГПК Российской Федерации, поскольку допускает для суда возможность формального подхода к рассмотрению доводов заявителя;
  • статьи 327.1, 329 и 383 ГПК Российской Федерации, поскольку допускают возможность для суда не мотивировать свои выводы;
  • статьи 381 и 387 ГПК Российской Федерации, поскольку допускают непроцессуальную деятельность судьи, отказывающего письмом в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции;
  • часть первая статьи 428 ГПК Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», поскольку позволяют суду отказать в выдаче исполнительного листа по судебному постановлению, вынесенному по иску о признании права.
Читайте также:  Глава VI. Порядок вступления в силу настоящего федерального закона

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Положения статей 196, 327, 327.

1, 329, 381, 383 и 387 ГПК Российской Федерации не предполагают их произвольного применения, прямо обязывают суды апелляционной и кассационной инстанций указывать в соответствующих постановлениях мотивы, по которым они пришли к своим выводам (пункт 6 части второй, часть третья статьи 329, пункт 5 статьи 383), а потому, действуя во взаимосвязи с другими предписаниями данного Кодекса, являются процессуальной гарантией реализации права на судебную защиту и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы, перечисленные в жалобе.

2.2.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, а значит, и на исполнение принятого по его делу судебного решения как часть данного права (статья 46), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок исполнения судебного решения, который определяется федеральными законами, к числу которых относится Федеральный закон «Об исполнительном производстве», регламентирующий условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.

Иски о признании права направлены на установление, удостоверение (констатирование) судом наличия или отсутствия юридического отношения. Решением суда при удовлетворении иска о признании права устраняется всякая неопределенность применительно к существованию или отсутствию спорного правоотношения.

Поскольку правовой эффект судебного решения, вынесенного по иску о признании права, достигается одним лишь вступлением в силу самого решения, решения суда, вынесенные по искам о признании права, для достижения цели защиты нарушенного или оспариваемого права не требуют принудительного исполнения, а следовательно, необходимость выдачи исполнительного листа по такому судебному постановлению, являющемуся в силу частей 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьи 13 ГПК Российской Федерации обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, отсутствует.

Таким образом, положения части первой статьи 428 и пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Титель Елены Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

  1. Председатель
  2. Конституционного Суда
  3. Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

——————————————————————

Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля

ВикиЧтение

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» России Законодательство

Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Глава V. ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд

Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации
(в ред. Федерального конституционного

Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов

Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации обладают Президент

Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в

Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы

Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд

Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная

Статья 107. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Статья 107. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
1. Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОНот 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен

Читайте также:  Статья 3.1. недопустимость дискриминации по признаку инвалидности

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОНот 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти

Федеральный конституционный закон «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Федеральный конституционный закон «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Федеральный конституционный законот 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ«О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(ред. от

73. Конституционный Суд Российской Федерации

73. Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ,

Глава 18. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации

Глава 18. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются

Конституционный Суд РФ: конституционный контроль, основные принципы деятельности

Конституционный контроль — деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений действующего законодательства, а также осуществлению иных полномочий данного судебного органа.

Данное определение может быть раскрыто при помощи признаков, раскрывающих сущность и основные задачи конституционного контроля.

1. Конституционный контроль осуществляется специально уполномоченным государственным органом — Конституционным Судом Российской Федерации. Никакие иные органы и должностные лица полномочия по конституционному контролю осуществлять не вправе.

2. Конституционный контроль производится в порядке, строго регламентированном законом. Перечень полномочий Конституционного Суда Российской Федерации закреплен в законодательстве исчерпывающим образом.

3. Конституционный контроль осуществляют должностные лица, обладающие особым статусом, — судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Аппарат данного органа осуществляет вспомогательные функции и непосредственно конституционный контроль не производит.

4. Основным содержанием конституционного контроля является проверка положений действующего законодательства на предмет соответствия положениям Конституции Российской Федерации.

5. Конституционный контроль призван охранять и защищать права и законные интересы граждан, общества и государства на высшем государственном уровне.

  • Задачами Конституционного Суда Российской Федерации и соответственно конституционного контроля являются:
  • а) защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина;
  • б) обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на территории России.
  • В статье 5 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» названы основные принципы деятельности данного судебного органа — независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

1. Независимостькак принцип означает, что Конституционный Суд в целом и все судьи данного органа не зависят от любых иных государственных органов, общественных объединений, должностных и физических лиц.

  1. В соответствии со статьей 29 Закона судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией России и указанным Федеральным конституционным законом.
  2. В своей деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
  3. Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции России правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

В соответствии со статьей 7 Закона Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование данного Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.

  • Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
  • Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда не допускается.
  • Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации согласно статье 13 вышеназванного Закона обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

2. Коллегиальность— все вопросы, входящие в компетенцию Конституционного Суда, разрешаются им в коллегиальном составе. Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Все судьи при разрешении вопросов, входящих в их компетенцию, пользуются равными правами.

3. Гласность— это принципиальное требование, в соответствии с которым все заседания Конституционного Суда Российской Федерации проводятся открыто (ст.

31 указанного Федерального конституционного закона). Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест.

При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Суда.

4. Состязательность и равноправие сторон— стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда.

Помимо основных принципов в главе IV закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» закреплены и иные принципы конституционного судопроизводства (ст. 32—34):

· Язык конституционного судопроизводства— принцип, согласно которому производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.

· Устность разбирательства— принцип, в соответствии с которым разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

· Язык конституционного судопроизводства— принцип, согласно которому производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

· Непрерывность судебного разбирательства— принцип, устанавливающий, что заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Читайте также:  Законодательство по охране окружающей среды - советы юриста

Конституционный суд Российской Федерации — Организация

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. КС правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия не ограничены определенным сроком.

Деятельность суда обеспечивает Аппарат, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления и Управления делами.

  • Состав Конституционного Суда РФ
  • Зорькин Валерий ДмитриевичПредседатель Конституционного суда РФ
  • Хохрякова Ольга СергеевнаЗаместитель Конституционного суда РФ
  • Маврин Сергей ПетровичЗаместитель Конституционного суда РФ
  • Арановский Константин Викторович
  • Гаджиев Гадис Абдуллаевич
  • Казанцев Сергей Михайлович
  • Красавчикова Лариса Октябриевна
  • Ярославцев Владимир Григорьевич
  • Бойцов Александр Ильич
  • Данилов Юрий Михайлович
  • Князев Сергей Дмитриевич
  • Мельников Николай Васильевич
  • Бондарь Николай Семенович
  • Жаркова Людмила Михайловна
  • Кокотов Александр Николаевич
  • Рудкин Юрий Дмитриевич

16 марта 2020 года Конституционный суд России признал законопроект о поправке к Конституции соответствующими статьям 1, 2 и 9 Основного закона страны и в части содержания, и процедуры принятия.

Это заключение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу после его официального опубликования, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами и незамедлительно направляется президенту РФ.

12 декабря 2019 года Владимир Путин встретился с судьями Конституционного Суда России, приуроченную ко Дню Конституции страны. Глава государства поздравил судей с государственным праздником и отметил, в частности, что от глубокого понимания Основного закона страны и его принципов зависит качество новых нормативных актов.

В этой связи невозможно переоценить роль КС, который доказывает свою востребованность как хранителя конституционного порядка и осуществляет контроль над деятельностью законодателей. От этого зависит качество принимаемых законов и жизни людей, а также развитие общества и эффективность государства.

Подчеркнув, что закрепленные в Конституции механизмы должны быть четкими и отлаженными.

31 января 2018 года Совет Федерации России продлил полномочия Валерия Дмитриевича Зорькина в качестве Председателя Конституционного суда Российской Федерации на очередной шестилетний срок, по предложению Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Связанные новости и события

Конституционный суд РФ: назначение, функции и полномочия

Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.

Конституционные суды РФ проходят в соответствующем органе – Конституционном суде. Этот орган осуществляет контроль за соблюдением положений Основного закона страны посредством судопроизводства. Ниже о том, как и кем он назначается, какова компетенция Конституционного суда РФ и ответы на другие вопросы.

О конституционном суде рф

Фасад здания Конституционного суда РФ в Санкт-Петербурге.

В Конституционный суд РФ состав входит 19 представителей Фемиды. Кандидатов на эти должности представляет Президент страны. Вопрос о назначении и утверждении рассматривается Советом Федерации.

Законодательством допускается, что рассматриваемый судебный орган может осуществлять свои функции при наличии неполного состава. Но при этом обязательно должно быть не менее 13 судей. Продолжительность полномочий органа не ограничена.

Функции Конституционного суда РФ

Функции Конституционного суда РФ весьма специфичны, но отвечают его названию. В частности, он рассматривает соответствие Основному закону страны следующих актов:

  1. Принятых или рассматриваемых для принятия высшим органом законодательной власти федеральных законов;
  2. Выданных правительством и субъектами страны, Советом Федерации;
  3. Выданных указов и распоряжений Президента.

Все эти акты не должны противоречить Конституции страны. В противном случае орган имеет право признать их незаконными.

Полномочия Конституционного суда РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ.

Полномочия конституционного суда РФ также рассматривает соответствие Основному закону положений:

  1. Договоров, которые приняты между органами власти страны, в том числе и с субъектами РФ;
  2. Международных соглашений, действие которых еще не вступило в законную силу.

Инициировать рассмотрение этих вопросов может:

  1. Президент, направив соответствующее заявление;
  2. Совет Федерации при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его членов;
  3. Высший законодательный орган при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его депутатов;
  4. Правительством страны;
  5. Верховным судом.

Другие полномочия рассматриваемого органа:

  1. Ведение споров, предметом которых является компетенция государственных органов, как федерального, так и регионального уровня. Обязательное условие – такая компетенция установлена положениями Конституции, разрешить спор другими способами невозможно;
  2. Интерпретация, разъяснение положений Основного закона;
  3. Установление правильности применения конкретного закона в соответствии с конституционными нормами. Инициируется заявлениями и жалобами граждан, чьи права и свободы нарушены;
  4. Определение конституционности закона, который применяется судом при рассмотрении конкретного спора.

Также Конституционный суд рассматривает соответствие действующему законодательству порядок предъявления Президенту страны обвинений о совершении тяжелого преступления. Например, это касается тех случаев, когда руководитель государства обвиняется в государственной измене.

Принципы, судопроизводство, решения Конституционного суда

Зорькин В.Д. – Председатель Конституционного Суда Российской Федерации с 21 марта 2003 года.

В ходе деятельности и реализации полномочий рассматриваемый судебный орган руководствуется следующим принципами:

  1. Независимость в принятии решений;
  2. Коллегиальность – вопрос обсуждается и разрешается группой судей, а не единолично;
  3. Гласность – обсуждения ведутся максимально открыто;
  4. Состязательность и равенство сторон.

Для справки! Полномочия, принципы, другие важные вопросы, которые касаются регулирования деятельности рассматриваемого органа, закреплены в ФКЗ о Конституционном суде РФ.

ФКЗ предусмотрено, что этот судебный орган рассматривает дела на заседаниях как с проведением слушаний, так и без них. По результатам рассмотрения принимаются решения, исполнение которых обязательно на всей территории страны, всеми государственными и негосударственными органами, лицами и организациями.

Одобрения, утверждения или согласования для принятых Конституционным судом решений не требуется. Они имеют прямое применение.

Требования к судьям

Каждый из судей исполняет полномочия неограниченный срок.

Судьи рассматриваемого органа должны соответствовать определенным требованиям, а именно:

  1. Иметь российское гражданство;
  2. Возраст – старше 39 лет;
  3. Наличие высшего юридического образования;
  4. Опыт юридической работы – не менее 15 лет;
  5. Высокая квалификация в сфере права.

На каждого из них накладываются следующие ограничения:

  1. Нельзя заниматься политической деятельностью и пропагандой;
  2. Запрещено публично высказываться по вопросам, которые рассматривает или планирует рассмотреть Конституционный суд Российской Федерации;
  3. Не допустимо заниматься предпринимательской деятельностью, занимать другие государственные должности. Исключение касается только творчества и преподавания.

Каждый из судей исполняет полномочия неограниченный срок. Но действует возрастное ограничение – 70 лет. Оно не касается только Председателя судебного органа и его заместителей.

Производство в Конституционном Суде РФ | Сергей Белов.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]