Статья 39. реорганизация и ликвидация союза

Юридическая фирма Шмелева и Партнеры
Статья 39. Реорганизация и ликвидация союза

Банкротство, ликвидация и реорганизация компаний представляют собой процедуры одновременно отличающиеся друг от друга и при этом нередко связанные при реализации. Нередко предприниматели допускают ошибки, объединяя указанные процессы в один.

Однако это неправильно, поскольку банкротство, ликвидация и реорганизация имеют свои собственные цели и только в отдельных случаях они могут пересекаться. Чтобы не ошибиться в правильном выборе порядка действий, важно рассмотреть именно отличия банкротства, ликвидации и реорганизации, которые в первую очередь касаются порядка осуществления указанных процедур.

Сущность процедуры банкротства юридических лиц

Банкротство юридического лица регламентируется Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности». Смысл данного процесса в том, чтобы создать условия для компании, стремящейся вернуть образовавшиеся долги перед кредиторами.

Прекращение деятельности не всегда необходимо, что определяется как преимущество рассматриваемого процесса.

Таким образом, банкротство представляет собой длительный процесс, направленный на полное или частичное восстановление платежеспособности юридического лица.

В ситуациях, когда улучшить и стабилизировать материальное положение должника не удается, деятельность организации прекращает. В этом случае ликвидация и банкротство компаний будут считаться частями одного процесса.

Условия получения статуса банкрота

Говоря о банкротстве, следует обращать внимание на несколько ключевых аспектов. Нередко несостоятельность служит средством уклонения от выплаты долгов.

Первый момент при реализации рассматриваемой процедуры – участники. Признание юридического лица несостоятельным предполагает несколько сторон процесса:

  • учредители, совладельцы бизнеса, имеющие долговые обязательства, то есть те, в отношении кого проводится процедура;
  • кредиторы – лица, предоставившие средства компании, которые не были возвращены;
  • федеральные органы власти, осуществляющие контроль над процедурой и непосредственно ее реализующие.

Этот фактор существенно расширяет права кредиторов, страдающих из-за несостоятельности той или иной компании.

Следующий момент – условия признания юридического лица банкротом. Федеральный закон устанавливает три основных требования:

  • размер общей задолженности компании перед кредиторами не должен быть меньше 300 тысяч рублей;
  • просрочка платежей должна составлять период от девяноста дней;
  • у компании должны отсутствовать реальные возможности погасить задолженность без применения процедуры банкротства.
  • Каждый субъект данной процедуры имеет собственные ограничения и преимущества при инициации процесса.
  • Например, кредиторам выгоднее подавать иск о признании организации несостоятельной, поскольку таким образом получить долги будет проще и эффективнее, нежели в рамках исполнительного производства.
  • Должник, в свою очередь, самостоятельно инициируя процесс, дает себе возможность выбрать финансового управляющего, не позволяя органам власти и кредиторам, тем самым, взять всю процедуру в свои руки.

Судебное разрешение вопроса

Судебный порядок для банкротства, ликвидации и реорганизации можно считать первым отличием. Признать компанию несостоятельной может только арбитражный суд.

Изменения формы организации, либо решение вопроса прекращения ее деятельности в большинстве случаев остается на усмотрение учредителей и совладельцев.

Процесс начинается с момента подачи иска, после чего арбитражный суд решает вопрос о ходе банкротства. Он определяет и назначает основные этапы процедуры, к которым относят следующее:

Данный шаг необходим для анализа финансового положения компании и оценки перспектив ее последующего существования. На данном этапе также происходит формирование действий, которые потребуются для дальнейшего завершения процесса.

Кредиторы больше не начисляют проценты, пени и штрафы, а владельцы организаций лишаются своих полномочий. Если по итогу наблюдения суд установит, что материальное состояние юридического лица никак нельзя реабилитировать, то оно будет признано несостоятельным.

Более того, нередко переходит банкротство в ликвидацию организации уже после наблюдения. Если же шансы на стабилизацию ситуации есть, то необходим переход к следующему этапу.

На данном этапе применяются меры по восстановлению платежеспособности компании. Обязательно формируется план действий, после которого дела юридического лица должны улучшаться.

Должнику больше не нужно выплачивать кредиты. Определяются точные суммы задолженностей, а дальше компания активно пытается удовлетворять требования по просрочкам перед кредиторами, вплоть до момента полного покрытия долгов.

Следующий этап реализуется только в том случае, если и оздоровление не принесло положительных результатов. Координация деятельности организации в этот момент осуществляется финансовым управляющим.

Он наделяется полным спектром полномочий: получает доступ к счетам, финансовой и бухгалтерской документации и иным материальным ценностям. Отказать в этом управляющему нельзя. Срок данного этапа составляет один год, а в некоторых случаях продлевается еще на полгода.

Данный этап применяется в том случае, когда никакие попытки внутри компании, даже посредством привлечения стороннего управляющего, не принесли результата. Далее суд принимает решения перехода к реализации имущества организации с целью покрыть задолженность перед кредиторами.

Назначается конкурсный управляющий, который отвечает за торги. Все производство длится один год, в течение которого по плану все имущество должно быть реализовано, а полученные денежные средства распределены между кредиторами в равных долях. В исключительных случаях эта стадия процедуры может быть продлена еще на полгода.

Тот последний этап, когда ничего не помогло, и восстановить финансовое положение компании не удалось. В этом случае существование юридического лица бессмысленно и его деятельность должна прекратиться.

В банкротстве стадия ликвидации организации встречается довольно часто. Зачастую несостоятельные компании имеют такое количество долгов, что даже реализация имущества не позволяет остаться «на плаву».

Отдельный вариант уладить ситуацию, не связанный со стандартной процедурой банкротства, это заключение мирового соглашения с кредиторами. Созывается общее собрание, формируется ликвидационная комиссия.

Если стороны договариваются, то текст соглашения передается для утверждения в арбитражный суд. Далее ситуация разрешается с учетом достигнутых договоренностей.

Ликвидация компании, как средство разрешения проблем

Прекращение деятельности компании не всегда связано с банкротством. Ликвидация ООО, АО и иных предприятий возможна на добровольной основе, без вынужденных на то причин.

Процесс при этом длительный, может занимать от четырех месяцев до года. Потребуется обращение в налоговые органы, формирование бухгалтерского и ликвидационного баланса, а также обеспечение публикации сведений в СМИ.

В разрешении вопроса установления отличий банкротства, ликвидации и реорганизации, потребуется рассмотрение порядка реализации каждого процесса.

Закрытие фирмы также имеет свои особенности. Процедура ликвидации с долгами и без таковых имеет несколько основных обязательных для прохождения этапов.

Принятие решения о ликвидации юридического лица

  1. На первом этапе необходимо организовать собрание учредителей компании, либо оформить решение единственного участника.
  2. При этом важно правильно подготовить документацию, которая в последствие станет основой при регистрации факта ликвидации ООО.
  3. Более того, неправильный подход к процедуре приводит к тому, что налоговики отменяются старые ликвидации и банкротства по результатам проводимых проверок.
  4. Правильная процедура такая:
  • Во-первых, необходим протокол собрания.

Тонкая реорганизация: кабмин поручил избавиться от ФГУПов до конца 2021-го

Вместе с административной реформой в России готовится масштабная реорганизация государственного «бизнеса» — федеральных унитарных предприятий (ФГУП) и организаций, действующих в рыночной форме.

Первые необходимо либо ликвидировать, либо трансформировать в акционерные общества до конца следующего года, следует из поручения первого вице-премьера Дмитрия Григоренко Минфину, Росимуществу и другим профильным ведомствам.

А госорганизации, при условии, что ими напрямую владеет РФ, нужно передать в вертикально интегрированные структуры, госкорпорации или в собственность регионов. Чтобы реформа сработала, ее нужно будет довести до логического конца и продать госорганизации в частные руки, полагают эксперты.

Реструктуризация активов

Первый вице-премьер Дмитрий Григоренко поставил перед Минфином, Росимуществом, ФНС, ФАС и Минпромторгом задачу акционировать или ликвидировать действующие ФГУПы до конца 2021 года, следует из текста его поручения этим ведомствам (есть у «Известий»).

В конце 2019-го, при предыдущем составе правительства, Госдума приняла аналогичный закон, но с более растянутыми сроками. Предполагалось избавиться от государственных унитарных предприятий, при условии, что их ликвидация или трансформация в АО не создаст угроз безопасности и экономике, до 2025 года.

По данным ФНС, в реестре юридических лиц на 1 ноября числилось около 700 ФГУПов.

Кроме ускорения реформы этих предприятий замглавы правительства поручил пересмотреть структуру собственности госкомпаний. В частности, если РФ напрямую владеет организацией, ее потребуется передать на баланс госкорпорации, вертикально интегрированной структуры (под ними понимаются, как правило, крупнейшие добывающие холдинги) или субъекту федерации, следует из поручения.

Читайте также:  Федеральный закон от 26.01.1996 N 15-ФЗ (ред. от 09.04.2009) "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

Прогнозный план приватизации, согласно документу, будет скорректирован.

Ранее в октябре Минфин, в ведение которого с этого года перешло Росимущество, предложил перейти к единой системе управления организациями, консолидировав в агентстве права владельца всех государственных АО и унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности.

Впрочем, по поручению Дмитрия Григоренко для части ФГУПов и организаций будут сделаны исключения. Так, унитарные предприятия смогут сохранить свою форму, а госкомпании — остаться в прямой собственности правительства, если это одобрит специальная правительственная комиссия по проведению административной реформы.

Кроме этого, если ФГУП не сможет эффективно выполнять свои функции в форме АО, его можно будет преобразовать в госучреждение (в такой форме работают, например, организации в сфере здравоохранения, образования и т.д.).

Участие в приватизации в следующем году примут порядка 180 акционерных обществ с госучастием, а также 86 ФГУПов, сообщил ранее Владимир Путин, отвечая на вопросы участников форума «Россия зовет!».

Ранее систему управления госимуществом раскритиковала Счетная палата. Аудиторы констатировали, что в России нет достоверных данных о числе компаний с госучастием, 90% из них находятся фактически в «серой» зоне, а вознаграждение их руководства может превышать зарплату работников в 20 раз.

Сведения о деятельности госкомпаний фрагментарны и почти не подвергаются анализу, за исключением узкого круга крупнейших холдингов, сообщалось в специальном бюллетене СП.

Там также отмечалось, что в отчеты для правительства Минэкономразвития (ранее курировал Росимущество) включает данные только о десяти крупнейших АО — всего 1% от общего числа.

Свои плюсы

Есть два принципиальных преимущества, которые появляются у организации при ее переходе из унитарной формы в коммерческую, рассказал «Известиям» собеседник, участвовавший в акционировании «Почты России» (была преобразована из ФГУП в АО в конце прошлого года).

Во-первых, появляется прозрачная система корпоративного управления с хорошо развитыми принципами принятия решений.

В частности, менеджмент акционерного общества осуществляется не тем или иным ведомством или руководством региона, а правлением и советом директоров, в числе которых могут быть и независимые члены.

Во-вторых, имущество переходит на баланс АО, добавил собеседник «Известий». В случае с ФГУПом активы находятся либо в оперативном управлении, либо на праве хозяйственного ведения, тем самым организация не может ни эффективно ими распоряжаться, ни отчуждать непрофильные, пополняя тем самым свой доход.

  • В Минфине на вопросы «Известий» о реалистичности проведения реформы до 2021 года, а также о конкретных компаниях, которых она может коснуться, сообщили, что сроки установлены поручением правительства РФ.
  • — Конкретные этапы реализации мероприятий, направленных на исполнение поручения, прорабатываются с заинтересованными органами в рамках подготовки дорожных карт по ликвидации или реорганизации подведомственных ФГУПов, — добавили там.
  • Сейчас деятельность многих унитарных предприятий не соответствует целям, для которых они изначально создавались, к ним будут применяться наиболее приемлемые и экономически обоснованные способы управления и распоряжения, включая приватизацию, резюмировали в Минфине.
  • В пресс-службе кабмина в ответ на аналогичные вопросы заявили, что правительством были установлены цели и задачи по определению целевого назначения и оптимального состава и структуры федерального имущества в программных документах по вопросам управления федеральным имуществом.
  • — В соответствии с указанным поручением будет обеспечена реализация федеральными органами исполнительной власти мероприятий по сокращению участия Российской Федерации во ФГУПах и обществах с государственным участием, — пояснили там.

Минпромторг ведет работу по оптимизации состава госпредприятий и задача, поставленная правительством, не новая, отметили в пресс-службе ведомства.

Однако ряд ФГУПов имеет ограничения на реорганизацию в иные формы. Как только будут сняты законодательные барьеры, этот процесс может быть завершен.

Министерство сейчас курирует 31 ФГУП, из которых восемь находится в стадии банкротства или ликвидации.

В Росимуществе, ФАС и ФНС на запросы «Известий» не ответили.

Только первый шаг

Полностью решить вопрос с ФГУПами до конца 2021 года сложно, но, как говорили великие, «всё кажется невозможным до тех пор, пока это не сделано», отметил член правления, заместитель гендиректора «Почты России» Иван Аксенов. Форма АО гораздо более прозрачна и динамична: меньше бюрократии, больше гибкости и возможностей быстро принимать решения и реагировать на запросы клиентов и рынков, пояснил он.

На федеральном уровне сейчас вопрос, наверное, не столько в количестве ФГУПов и обществ с прямым госучастием (за последнее десятилетие их количество сократилось кратно), сколько в суммах перераспределяемых ими денежных потоков, прозрачности, активах в виде дочерних и зависимых компаний и т.д. Развитие конкуренции на соответствующих рынках, вовлечение в оборот зачастую не очень эффективно используемого имущества — это будет иметь более весомое значение, резюмировал Иван Аксенов.

Реформа госсобственности продолжается уже не первый год: всё это время от профильных ведомств постоянно звучали призывы к приватизации или ускорению реорганизации архаичных унитарных предприятий, отметил эксперт НИУ ВШЭ Александр Абрамов. Однако каких-либо активных шагов к разгосударствлению предпринято не было: крупнейшие госкомпании кочевали из одного плана приватизации в другой, напомнил специалист.

По всей видимости, активизация связана с потребностью всеми возможными способами ускорить экономику, не перегружая при этом бюджет, добавил член экспертного совета при Госдуме по эффективному управлению и повышению производительности труда Николай Калмыков.

Очевидно, что управление госсобственностью более эффективно осуществляют хозяйствующие субъекты, чем чиновники, логика передачи активов госкорпорациям или холдингам должна быть в этом, предположил эксперт.

Форма унитарных предприятий, по его словам, уже безнадежно устарела, а дополнительных рисков трансформация в АО, при условии, что 100% акций сохранятся у РФ, не появляется, резюмировал эксперт.

Впрочем, реструктурирование госорганизаций — это, по всей видимости, только первый шаг к разгосударствлению, добавил Александр Абрамов. По его словам, чтобы ощутимо повлиять на экономику, необходимо довести реформу до конца: например, после акционирования унитарных предприятий продать их в частные руки.

Оценки доли государства в экономике России существенно отличаются. Например, ФАС в прошлом году оценивала ее в более 50%. Сопоставимые оценки (40–50%) приводило рейтинговое агентство Moody’s. МВФ сообщал, что государство в экономике РФ занимает примерно треть.

В этом году впервые за почти пять лет была проведена приватизация крупной госкомпании — «Совкомфлот» вышел на IPO, продав 17,2% акций. Предыдущая сделка по сокращению госсобственности — реализация 19,5% акций «Роснефти», принадлежавших «Роснефтегазу», состоялась в 2016 году.

Правовые аспекты реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций

Понятие «реорганизация» означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам.

Порядок реорганизации некоммерческих организаций, регулируемых Законом «О некоммерческих организациях», определяется также ГК РФ и другими федеральными законами, регулирующими создание, деятельность, реорганизацию и ликвидацию отдельных видов некоммерческих организаций.

Например, реорганизация общественного объединения осуществляется с учетом правил ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которой реорганизация общественного объединения производится  по решению съезда (конференции) или общего собрания.

Реорганизация общеобразовательного учреждения осуществляется с учетом правил Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которой образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств образовательного учреждения или если  учредитель принимает эти обязательства на себя. При реорганизации образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

Реорганизация НКО может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Слиянием организации признается создание новой организации  с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций, участвующих в слиянии, и прекращением последних.

При слиянии организации все права и обязанности каждой из них переходят к организации, созданной в результате слияния, в соответствии с передаточными актами.

Организации, участвующие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц, и сведения о них исключаются из государственного реестра.

В результате слияния возникает новая организация, подлежащая государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такой организации влечет возникновение нового юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех организаций, участвовавших в слиянии.

Читайте также:  Статья 22. специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Присоединением организации признается прекращение одной из нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации. 

При присоединении одной организации к другой к последней переходят все права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой возникает не новое  юридическое лицо (таковым уже является организация, к которой осуществляется присоединение), а изменяется юридический статус (объем прав и обязанностей) организации, к которой присоединились одна или несколько их организаций. Государственной регистрации в этом случае подлежит не организация, к которой осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к ее учредительным документам. Сама же организация, к которой осуществлялось присоединение, считается реорганизованной не с момента государственной регистрации, а с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи  о прекращении деятельности присоединенной организации. Присоединившаяся организация прекращает свое существование с этого момента.

Разделением организации признается ее прекращение с передачей всех ее прав и обязанностей вновь созданным организациям. При разделении организации все ее права и обязанности переходят к юридическим лицам, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом.

В результате реорганизации в форме разделения реорганизованная организация прекращает свою деятельность, и сведения  о ней исключаются из государственного реестра юридических лиц. При разделении организации возникают как минимум две новые организации, каждая из которых подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Выделением организации признается создание одной или нескольких организаций с передачей ей части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Следовательно,  к каждой из организаций переходит часть прав и обязанностей реорганизованной организации в соответствии с разделительным балансом.

В отличие от реорганизации в форме разделения, при выделении реорганизованная организация продолжает действовать в качестве юридического лица. Вторым отличием является то, что при выделении передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. Определенные права и обязанности сохраняются за реорганизуемой организацией.

Преобразование юридического лица означает изменения его организационно-правовой формы, в результате чего возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного законодательством.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В случае преобразования организации государственной регистрации подлежит вновь возникшее юридическое лицо, вид которого определяется по правилам ст.

17 Закона «О некоммерческих организациях» в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации, претерпевшей преобразование.

К этому юридическому лицу с момента его государственной регистрации переходят все имущественные (а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности преобразованной некоммерческой организации как субъекта гражданско-правовых отношений.

С момента государственной регистрации нового юридического лица некоммерческая организация, реорганизованная путем преобразования, перестает существовать в качестве юридического лица, и запись о ней исключается из государственного реестра.

Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

По общему правилу, реорганизация организации признается завершенной и влечет юридические последствия (правопреемство) с момента осуществления государственной регистрации созданного в результате реорганизации юридического лица.

  • Поскольку в случае присоединения одной организации к другой вместо двух юридических лиц остается одно, права и обязанности реорганизованной организации переходят к организации, к которой осуществлялось присоединение, с момента совершения в едином государственном реестре записи о прекращении присоединенного юридического лица.
  • Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в единый государственный реестр юридических или записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
  • Целесообразно иметь в виду, что ГК РФ предусматривает два основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате реорганизации.
  • Это:
  • а) непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса;
  • б) отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица.

Передаточный акт и разделительный баланс обязательно должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, в т.ч. и обязательства, оспариваемые сторонами.

Говоря о ликвидации некоммерческой организации, следует отметить, что данный вид юридического лица может быть ликвидирован на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, который указывает на общие правила ликвидации, а также Законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Главное отличие ликвидации организации от ее реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим субъектам. Поэтому пи ликвидации некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника правоотношений.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ);
  • по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ).

ГК РФ и Закон «О некоммерческих организациях» достаточно детально регулируют порядок ликвидации при помощи главным образом императивных норм, подробно определяя содержание и последовательность действий при ее осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить волнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами, поскольку его обязательства, не исполненные до или в процессе ликвидации, прекращаются. Исключение здесь составляют только случаи, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда причиненного жизни или здоровью, и др.).

  1. Законы об отдельных видах некоммерческих организаций тоже содержат нормы, устанавливающие основания и порядок ликвидации организаций соответствующих видов.
  2. Например, согласно Закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда.
  3. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случае нарушения требований ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии с которой запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
  4. Ликвидация НКО по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Решение суда о ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Запись о прекращении некоммерческой организации вносится в соответствии с правилами ст. 22 Закона «О некоммерческих организациях».

Внесению записи о прекращении некоммерческой организации предшествует исполнение всех требований ст. 18-20 Закона. С момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности некоммерческой организации соответствующее юридическое лицо прекращает свое существование в качестве субъекта права.

  • Запись о прекращении деятельности некоммерческой организации вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующих документов:
  • а) заявления о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности некоммерческой организации, подписанного лицом, уполномоченным некоммерческой организацией;
  • б) решения соответствующего органа о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации;
  • в) устава некоммерческой организации и свидетельства о ее государственной регистрации;
  • г) ликвидационного баланса, или передаточного акта, или разделительного баланса;
  • д) документа об уничтожении печати некоммерческой организации.
Читайте также:  Статья 37. минимальные размеры пенсии по случаю потери кормильца

Документы, на основании которых вносится запись о прекращении деятельности некоммерческой организации, перечислены в Законе «О некоммерческих организациях» исчерпывающим образом.

Следовательно, органы, осуществляющие государственную регистрацию некоммерческих организаций, регулируемых Законом, не вправе своими решениями устанавливать дополнительные виды документов, подлежащих представлению ликвидируемыми некоммерческими организациями.

Заявление о внесении записи о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации может быть составлено в произвольной форме с указанием полных сведений о соответствующей организации и сведений, подтверждающих выполнение всех требований законодательства, предъявляемых к ликвидации некоммерческой организации. На практике органы, осуществляющие государственную регистрацию некоммерческих организаций, как правило, предлагают собственные типовые формы указанных заявлений.

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Комментарий к статье 22

Давая определение образовательной организации в ст. 2 комментируемого Закона (п. 18), законодатель устанавливает, что она является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

  • Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, может быть государственной, муниципальной или частной.
  • Государственная образовательная организация — это образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
  • Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием уровня муниципального района или городского округа.
  • Частная образовательная организация создается в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями.

Законодательство запрещает создание частных образовательных организаций иностранными религиозными организациями (ч. 7 комментируемой статьи).

Образовательная организация, исходя из ее легальной дефиниции (п. 18 ст. 2 комментируемого Закона), должна быть создана в форме, установленной гражданским законодательством.

Перечень организационно-правовых форм, в которых может быть создана некоммерческая организация, содержится в ст. 50 Гражданского кодекса РФ и главе II Федерального закона от 12 января 1996 г.

N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .

———————————

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

  1. В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
  2. 1) потребительских кооперативов;
  3. 2) общественных организаций;
  4. 3) общественных движений;
  5. 4) ассоциаций (союзов);
  6. 5) товариществ собственников недвижимости;
  7. 6) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  8. 7) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  9. 8) фондов (в том числе общественных и благотворительных фондов);
  10. 9) учреждений (государственных, муниципальных и частных);
  11. 10) автономных некоммерческих организаций;
  12. 11) религиозных организаций;
  13. 12) публично-правовых компаний.
  14. 13) адвокатских палат;
  15. 14) адвокатских образований.
  16. Перечни, содержащиеся в ГК РФ и Федеральном законе «О некоммерческих организациях», не являются исчерпывающими и дополняются путем принятия новых федеральных законов.
  17. Современное состояние системы образования в Российской Федерации дает основание заключить, что наиболее часто используемой на практике организационно-правовой формой для образовательной организации (наиболее востребованной, но не единственной) является учреждение.

Основы законодательного регулирования данной организационно-правовой формы некоммерческой организации содержатся в статье 123.21 «Основные положения об учреждениях» Гражданского кодекса РФ.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.

На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (ст. 123.21 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Законодательно установлены типы государственных и муниципальных учреждений — казенные, бюджетные и автономные (ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом — Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» .

———————————

СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

Казенное учреждение, как это определено в ст.

6 Бюджетного кодекса РФ, — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Под бюджетным учреждением, в соответствии со ст. 9.

2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Легальная дефиниция автономного учреждения содержится в ст.

2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»): автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» .

———————————

СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимаются региональные и муниципальные нормативные правовые акты, которыми утверждается порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных (региональных) и муниципальных образовательных учреждений.

Например, Постановление Московской городской Думы от 9 декабря 2009 г. N 72 «О порядке согласования решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений на территории города Москвы» , Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2008 г.

N 359 «О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Дагестан» , решение Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 29 декабря 2014 г.

N 6/7 «Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных образовательных учреждений городского округа Котельники Московской области» и т.д.

———————————

Ведомости Московской городской Думы. 18.02.2010. N 12. Ст. 398.

Ссылка на основную публикацию