Статья 8. обязательность проведения оценки объектов оценки

Оценщик – это специалист, который имеет право проводить оценку и подписывать отчет об оценке недвижимости, транспортных средств, оборудования, предприятий, прав требования, работ и пр.

Деятельность оценщиков регламентируется Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Оценочная деятельность регулируется государством, а также в значительной степени саморегулируемыми организациями.

Национальный совет по оценочной деятельности, созданный в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выполняет следующие функции:

  • формирование единых подходов к осуществлению оценочной деятельности;
  • координация деятельности оценщиков;
  • разработка федеральных стандартов и правил оценки.

Виртуальные экзамены

Эксперты заранее предупреждали о том, с какими трудностями предстоит столкнуться, но к их мнению авторы и законодатели не прислушались. В итоге новая редакция Закона № 135-ФЗ с 1 июля 2017 года вступила в силу.

Каждому оценщику теперь предстоит сдавать три обязательных экзамена на подтверждение своей квалификации, если они претендуют на проведение оценки всех видов имущества и прав: недвижимость; машины и оборудование; бизнес.

Подтверждение квалификации будет происходить каждые три года в структуре, работающей при Минэкономразвития России – ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров».

Оценщики, вступившие в СРО оценщиков до 1 января 2017 года, обязаны сдать экзамен до 1 апреля 2018 года, иначе они лишатся права заниматься своей профессией.

Те, кто получил диплом оценщика после 1 января 2017 года, обязаны сдать экзамен прямо сейчас, но квалификационный аттестат они получат, отработав не менее года помощником оценщика.

Без аттестата нового образца, оценщик не имеет права стать членом СРО оценщиков, осуществлять оценочную деятельность и составлять отчеты об оценке.

Эксперт, не имеющий квалификационного аттестата, также не вправе подписывать экспертное заключение СРО оценщиков. Это означает, что с 3 июля автоматически прекратилась деятельность экспертных советов при всех 14 СРО оценщиков.

Пытаясь избежать подобного развития событий, представители СРО оценщиков заранее обратились в Минэкономразвития России с просьбой уже с 1 июля предоставить возможность сдавать экзамены, а также подготовить и сделать публичными все материалы (вопросы, билеты и задания).

К сожалению, по всем позициям до сих пор сохраняется неясность, а то, что уже стало известно, настораживает. Так, для экзамена по оценке бизнеса рекомендован учебник иностранного автора.

Это идет вразрез с требованиями действующего в РФ законодательства, согласно которому международные нормы являются для оценщиков рекомендательными, опираться же в своих суждениях и выводах необходимо на положения законов и федеральных стандартов оценки.

Учитывая эти обстоятельства, невозможно спрогнозировать, когда экспертные советы СРО оценщиков возобновят работу.

Договор по оказанию оценочных услуг

Статьей 10 Закона N 135-ФЗ определены обязательные требования к договору по оказанию оценочных услуг.

Так договор по оказанию оценочных услуг должен содержать:

  • основания заключения договора;
  • вид объекта оценки;
  • вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
  • денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
  • сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обязательная необязательность

Как уже говорилось выше, закон отменил «обязательность» получения экспертизы на отчет оценщика. Но другие федеральные законы содержат следующие случаи, когда проведение экспертизы отчетов об оценке является необходимым.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно ст.

130 данного закона («Оценка имущества должника»), СРО оценщиков должна представить арбитражному управляющему и в уполномоченный орган экспертное заключение по отчету об оценке.

В заключении содержатся выводы о соответствии отчета действующему законодательству и федеральным стандартам оценки, проверка достоверности изложенных сведений, а также – подтверждение итоговой стоимости.

Без такого заключения рыночная стоимость имущества должника, определенная в отчете, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи имущества.

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». В ст. 77 закона («Определение цены (денежной оценки) имущества») указано, что отчет оценщика является обязательным, когда владельцем пакета голосующих акций общества размером от 2% до 50% являются государство и (или) муниципальное образование для таких целей, как:

  • определение цены (денежной оценки) имущества,
  • определение цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества,
  • определение цены выкупа акций общества (цены объектов).

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Во всех этих случаях, если у совета директоров либо наблюдательного совета общества возникают сомнения в правильности определения конечной стоимости имущества, уполномоченный орган имеет право направить в СРО оценщиков, членом которого является оценщик, отчет об оценке и потребовать проведения экспертизы на отчет.

Если заключение, предоставленное экспертным советом СРО оценщиков по итогам экспертизы окажется отрицательным, то стоимость, определенная в отчете, будет признана недействительной.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 5 января 2006 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», ст. 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» содержатся нормы, также требующие проведения экспертизы СРО оценщиков отчета об оценке.

Объекты оценочной деятельности

Если речь идет об оценке недвижимого или движимого имущества, закладываемого в финансовой организации, то осмотр объекта оценки — главное требование этой самой организации. Без осмотра и тщательного фотографирования закладываемого имущества ни один нормальный банк не выдаст кредит под это имущество.

Банки сами контролируют качество проведения осмотра, фильтруют недобросовестных оценщиков, создают собственные требования к выполнению фотографий объекта оценки. Наглядным примером такого фильтра является аккредитация оценочных компаний в банках. Еще один пример — практика банка Дельта Кредит (группа SOCIETE GENERALE) выпускать требования к выполнению фотографий объектов оценки.

Еще один пример, когда осмотр объекта оценки часто не производится — оценка имущества без конфликта интересов. То есть, когда заказчик оценки хочет узнать от оценщика реальную стоимость своего имущества, а также обоснование данного расчета. 

Осмотр объекта в таком случае не несет практического смысла, потому что для расчета стоимости оценщику вполне подойдут параметры, которые заказчик сообщит в анкете. Заказчику нет смысла лукавить в анкете, а оценщику нет смысла сомневаться в корректности предоставленной информации.

Предлагаем ознакомиться:  Зарегистрируют ли меня как ИП если была судимость

Источник

К объектам оценочной деятельности относятся:

  • все виды недвижимости;
  • транспортные средства;
  • ценные бумаги;
  • объекты интеллектуальной собственности;
  • бизнес (действующее предприятие);
  • машины и оборудование.

В интересах государства

В ряде случаев, предоставление обязательного заключения на отчет оценщика вводится региональными законами. В частности, Законом Московской области от 28 декабря 2016 г.

№ 197/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области» предписано, что стоимость аренды любого имущества, принадлежащего Московской области, определяет независимый оценщик, отчет которого подлежит обязательной экспертизе СРО оценщиков.

Ряд подзаконных актов правительства РФ также содержат понятие «обязательная экспертиза». Важный пример такого рода – приказ Росимущества от 16 декабря 2016 г.

Читайте также:  Статья 58. Перемена имени

№ 456 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23 сентября 2009 г.

№ 273 «О подготовке решений, связанных с реализацией Федеральным агентством по управлению государственным имуществом полномочий собственника федерального имуществ».

В документе сказано, что сделки с федеральным имуществом производятся исключительно по рыночной стоимости, определенной оценщиком. При этом соответствующие структурные подразделения Росимущества рассматривают отчеты об оценке лишь при условии положительного заключения СРО оценщиков, подтверждающего стоимость объекта оценки.

Экспертиза для суда

Также обязательная экспертиза на отчет об оценке сохранилась в ряде случаев, связанных с уплатой НДФЛ и имущественных налогов. Так, с 1 января 2016 года Налоговым кодексом введена норма, определяющая размер дохода, подлежащего налогообложению при продаже недвижимости (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г.

Кроме того, с 2016 года во многих регионах РФ граждане начали платить налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости, что привело к росту размера налога в разы.

Процедура оспаривания кадастровой стоимости в обоих случаях является одинаковой.

Для юридических лиц предусмотрено обязательное обращение с заявлением в территориальную комиссию при Росреестре, в случае отказа комиссии подается исковое заявление в суд.

Граждане могут сразу идти в суд (для них обращение в Росреестр не является обязательным, однако же возможно), в этом случае им заключение СРО оценщиков не нужно. Но поскольку судебные издержки велики, а сроки судопроизводства трудно спрогнозировать, многие физлица пользуются административной процедурой.

По статистике, в 70% случаев заключение территориальной комиссии оказывается отрицательным, и приходится оспаривать его в суде, где процент отказов куда ниже – порядка 30%.

В обоих случаях, на этапе обращения в суд в пакете документов обязательно экспертное заключение СРО оценщиков на отчет об оценке: это прописано в Определении Конституционного суда РФ от 9 марта 2017 г. № 592-О.

Таким образом, со вступлением в силу новой редакции Закона № 135-ФЗ граждане и представители бизнеса на неопределенное время – до момента устранения противоречий в законодательстве – лишились возможности воспользоваться своим конституционным правом на защиту интересов в суде.

Учитывая многочисленные противоречия и вызванные ими проблемы, у законодателей есть два пути, один из которых – полностью убрать из всех документов требования о проведении обязательной экспертизы.

Однако, на мой взгляд, гораздо целесообразнее вернуть в Закона № 135-ФЗ обязательную экспертизу, как минимум – для целей сделок с государственным и муниципальным имуществом.

Иначе власть и общество полностью лишатся инструментов контроля над «реальностью» стоимости имущества.

Требования к деятельности профессиональных оценщиков

  • К деятельности профессиональных оценщиков в Российской Федерации предъявляют следующие требования.
  • Оценщик – физическое лицо должен соответствовать одной или нескольким установленным квалификационным характеристикам.
  • Юридическое лицо, оказывающее услуги по оценочной деятельности должно иметь в штате не менее двух лиц-оценщиков.
  • Оценочная деятельность для физического лица должна отвечать следующим требованиям:
  • соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
  • государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
  • наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

Оценочная деятельность для юридического лица должна отвечать следующим требованиям:

  • соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
  • государственная регистрация в качестве юридического лица;
  • наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности.

Оценщики в обязательном порядке страхуют свою профессиональную ответственность.

Методы оценки

Под методом оценки понимают последовательность процедур, которые позволяют на основе рассчитать стоимость объекта оценки.

На практике применяются следующие методы оценки объектов:

  1. Доходный метод, основанный на расчете ожидаемых доходов от использования объекта оценки.

  2. Затратный метод, основанный на расчете затрат, которые необходимы для воспроизводства или замещения объекта оценки. При этом   учитываются износ и устаревание объекта оценки.

  3. Сравнительный подход, основанный на сравнении оцениваемого объекта с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах.

Если очень хочется — то можно

Развод с конфликтом интересов. Оценка квартиры или загородного дома в бракоразводном процессе, когда на оцениваемой площади проживает один из супругов с новой пассией, а может и вообще с новой семьей. Конфликт, и одна из сторон просто не пускает никого на свою территорию для осмотра.

Очень частое явление. При таком разводе по суду требуется полноценный отчет об оценке имущества, но как его сделать, если невозможно выполнить одно из самых важных правил? 

Обратимся к практике: В описанной ситуации наша компания предлагает клиенту заполнить и подписать анкету, подробно описывающую объект оценки. На основании данной анкеты наш эксперт проводит оценку, и в отчете обязательно указывает, что объект оценки не осматривался, а данные взяты со слов заказчика оценки.

Во время судебного процесса судья, принимая во внимание все обстоятельства развода, принимает отчет к делу, закрывая глаза на отсутствие осмотра.

Очень важным моментом здесь является честность заказчика оценки при заполнении анкеты с описанием объекта оценки. Откровенная ложь (или подозрение судьи во лжи клиента) приведет к проведению дополнительной оценки по решению суда.

От осмотра объекта оценщиком с решением суда уже не отвертеться, а препятствие осмотра грозит административной статьей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Вывод — заполняйте анкету честно, чтобы у Вашего оппонента не было причин возражать, а у судьи — назначать судебную оценку.

SRG в СМИ

Федеральный закон № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом России, несмотря на многочисленные обращения оценочного сообщества к Владимиру Путину с просьбой отклонить подписание законопроекта. Документом вносятся существенные изменения в  закон N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Изменения, внесенные в закон об оценочной деятельности:

  • введен обязательный квалификационный экзамен;
  • отменена обязательная экспертиза СРО отчетов об оценке;
  • введена ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки;
  • изменены полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.

Принятие закона прокомментировала Ирина Вишневская, генеральный директорBerkshire Advisory Group, эксперт Рабочего органа по методическому обеспечению и экспертизе при Совете по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ, эксперт Рабочего органа по защите прав и законных интересов оценщиков и СРОО Совета по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ:

«Это закон, который уже подписал президент РФ, и для его выполнения всем придется начать работать по-новому. Началась новая эпоха работы в отрасли. Перезагрузка».

Обязательный квалификационный экзамен. Для всех

Законопроектом для всех оценщиков устанавливается обязательный квалификационный экзамен.

К сдаче экзамена допускается оценщик, имеющий высшее образование и/или прошедший профессиональную переподготовку по направлению оценки. Периодичность сдачи экзамена – раз в три года.

После успешного прохождения испытаний оценщик сможет работать только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате. 

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

«В соответствии с новым законом оценщик может осуществлять оценочную деятельность только по направлениям, указанным в его квалификационном аттестате. Таким образом, в оценочной деятельности будет выделено несколько направлений — оценка движимого имущества, оценка недвижимого имущества, оценка бизнеса и т.д.

Читайте также:  Статья 57. удостоверение завещаний

Раньше, к примеру, оценщик оборудования, который ни разу не оценивал бизнес, мог подписать отчет об оценке пакетов акций, не обладая необходимым уровнем компетенций.

С введением меры сертификации по направлениям оценщик вначале должен будет подтвердить свой экспертный уровень по оценке имущества определенного типа, после чего получит право подписывать отчеты об оценке».

Пересдать экзамен можно не раньше, чем через 90 дней. Пока у оценщика нет квалификационного аттестата, он не может стать членом СРОО, осуществлять оценочную деятельность и составлять отчеты об оценке.  

«Обязательный экзамен означает, что государство предприняло меры по зачистке рынка, в результате которого ожидается сокращение числа оценщиков в стране с 20 тысяч до примерно 4 тысяч. Сдача экзамена превратится в многомесячный «бич», аналогично тому, как проходят экзамены у аудиторов», – комментирует Ирина Вишневская.

Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал экзамен, а также имеет стаж (опыт) работы в сфере оценки не менее трех лет. Причем из них минимум год — в должности помощника оценщика или оценщика.

Олейников Владимир оценивает введение требований к опыту работы оценщика положительно:

«Введение данной меры абсолютно оправданно и является показателем повышения статуса профессии.

Ранее выпускник Вуза, получивший диплом об оценочном образовании, не имеющий ни года практики в оценочной деятельности, мог получить членство в СРО и статус оценщика.

Ничего не мешало такому оценщику подписывать отчеты об оценке самого сложного имущества рыночной стоимостью свыше нескольких миллиардов рублей».

Какой именно орган будет проводить экзамен, как будет проходить оценка квалификации и по каким направлениям – в Федеральном законе не указано. Стоит отметить, что отсутствие указания конкретных направлений создает предпосылки для дробления профессии на узкие специализации.

Специалисты, практикующие оценку нескольких видов собственности, очевидно, будут вынуждены либо сдавать экзамены по всем направлениям, либо сузить поле своей профессиональной деятельности.

Следствием принятия данного законопроекта неизбежно станет увеличение финансовой нагрузки на оценщиков.

«К росту стоимости услуг это вряд ли приведет, – отмечает Ирина Вишневская, – скорее это означает предел рынка: фирмы из 1-2 человек, существующие как «витрины» в интернете, будут объединяться. Укрупнение коснется и компаний с именем. Скорее всего, в следующем рейтинге «Эксперт РА» мы увидим совершенно других игроков рынка оценки».

Введение обязательного квалификационного экзамена для оценщиков поддержала Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», муниципальный депутат Москвы:

«Я считаю, что государство как заинтересованная сторона имеет право предъявлять чёткие требования к людям, осуществляющим оценку. Обязательный экзамен позволит не только определить уровень квалификации, но и простимулирует получение соответствующего уровня знаний.

Сопротивление и возмущение экспертного сообщества в данном случае мне непонятно. Хотя бы даже потому, что недобросовестные участники рынка — как ложка дегтя в бочке с мёдом наносят ущерб имиджу оценщиков в целом.

Хотя я разделяю озабоченность некоторых специалистов, которые считают, что на квалификационный аттестат можно будет сдать «за деньги».

Напомним, что вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков последнее время активно обсуждались в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка,  действующего в целях выполнения поручений Президента России о создании системы независимой оценки квалификаций.  Разработан профстандарт «Специалист в оценочной деятельности». В настоящий момент идет апробация профстандарта, а также разработка оценочных средств центрами оценки квалификаций.

Независимая оценка квалификации будет регулироваться  специальным Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» (проект федерального закона № 1029618-6). В части 3 статьи 1 законопроекта указано:

В случае, если федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок оценки квалификации, чем установлен настоящим Федеральным законом, то оценка квалификации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такая редакция противоречит позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлении от 29 июня 2004 года №13-П и устанавливающей, что приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. Кроме того, эта норма проекта закона допускает приоритет иных нормативных правовых актов РФ перед законом, что не соответствует конституционному принципу верховенства федеральных законов.

Пока сложно сказать, в каком виде будут сосуществовать две системы оценки квалификации оценщиков: обязательная (предусмотренная новой редакцией 135-ФЗ) и добровольная (в рамках системы независимой оценки квалификаций).

Отмена обязательной экспертизы СРО отчетов об оценке

Решение отменить обязательную экспертизу СРО выглядит непоследовательным: в течение последних нескольких лет вводились изменения, направленные именно на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке.

2011-2013 гг. — разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, введен единый квалификационный экзамен для подтверждения их профессионализма;

2014 г. — ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями увеличена до 5 000 000 руб.;

2015 г. — изменен предмет экспертизы:  обязанностью эксперта стало  проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки. 

Ирина Вишневская полагает, что отмена обязательной экспертизы неизбежно приведет к снижению качества отчетов об оценке:

«Из-за отмены обязательной экспертизы оценочных СРО я ожидаю ухудшения качества услуг, в силу теперь уже бесконтрольности оценщиков, особенно региональных, где качество экспертизы и ранее существенно отставало от стандартов лидеров рынка — крупных московских и питерских компаний.

Как следствие – мы увидим рост количества жалоб со стороны потребителей услуг и наложенных дисциплинарных взысканий, особенно в связи с ужесточение требований по линии дисциплинарного кодекса СРОО. С учетом масштабного плана приватизации на 2016 год, возникает новая угроза.

Экспертиза СРО, которая ранее была обязательной, более не требуется, и как следствие, давление госзаказчика на оценщиков, которое всегда было существенным, но ограничивалось аргументом, что СРОО не пропустят отчет, исчезнет.

Также система саморегулирования, помимо контрольных функций, обеспечивала обмен знаниями, обучение оценщиков. Теперь этого не будет».

Ольга Косец напротив, уверена в полезности отмены обязательной экспертизы:

«Моё мнение — институт СРО на сегодняшний день у нас не прижился, его создание является преждевременным. Мы не готовы объединяться в профессиональные сообщества ради достижения государственных целей.

Чаще всего СРО являются дополнительной прокладкой, в результате существования которой предприниматели несут дополнительные расходы.

Обязательная экспертиза хоть и является бесплатной, но имеет явные коррупционные признаки, поэтому её отмена будет положительным фактором».

Государство давно выражало неудовлетворение работой экспертов СРО, однако планомерно решало эту проблему, усиливая ответственность экспертов. Теперь обязательной экспертизы нет вообще. Кому это понадобилось? Действительно сложно игнорировать факт, на который указала Ирина Вишневская: отмена обязательной экспертизы совпала с предстоящей масштабной приватизацией государственного имущества.

Ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки

Законопроект содержит и позитивные изменения, в частности, вводит ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки.

 Ранее за объективность оценки отвечал оценщик и саморегулируемая организация, выполнявшая экспертизу.

Читайте также:  Статья 10. Социальное пособие на погребение

Однако на объективность оценки, без сомнения, существенно влияет полнота и достоверность исходной информации, которую в ряде случаев было весьма проблематично поучить от заказчика.  

«Любая сделка предполагает ответственность двух сторон — заказчика и исполнителя, именно этот пункт теперь закреплен законодательно.

Ранее вся ответственность за объективность оценки была возложена на оценщика и СРО, выполнявшую экспертизу отчета.

Для создания прозрачной процедуры сделок с имуществом, особенно когда речь идет о государственном и муниципальном имуществе, исходные данные для оценки, полученные от заказчика, являются необходимым пунктом», – отмечает Ольга Косец.  

Изменения, касающиеся ответственности заказчика, без сомнения, являются позитивными. Алина Тухватуллина, юрист «Конструктор документов FreshDoc.ru» считает, что абсолютно новой эту норму назвать нельзя:

«Поправки в закон об оценочной деятельности в основном затрагивают вопросы ответственности оценщиков. Но предусмотрено кое-что и про заказчика оценки, ему наконец-то будет посвящена отдельная статья в законе (15.2). Оговариваются права и обязанности заказчика; выделяется, например, обязанность заказчика давать оценщику всю необходимую информацию и документацию.

Теперь оценщик сможет прямо апеллировать к обязанности заказчика всемерно содействовать проведению оценки. Абсолютно новой эту норму, скорее всего, назвать нельзя, речь идет об уточнении имевшихся ранее обязанностей. Ведь и сейчас оценщики направляют заказчику требование о предоставлении информации по объекту оценки, ссылаясь статью 14 закона об оценочной деятельности.

Но если сейчас предоставление доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, зависит от доброй воли заказчика, то в новом законе установлена прямая обязанность заказчика давать доступ к документам, хранящим коммерческую тайну.

Сейчас на практике наши клиенты прописывают доступ к коммерческой тайне в договоре об оказании оценочных услуг или в отдельном соглашении о конфиденциальности».

По мнению Ирины Вишневской,  изменения, касающиеся ответственности заказчика, вряд ли смогут применяться  в полной мере:

«Что касается попыток возложить ответственность на заказчика — я не верю в работоспособность данного механизма. Если это декларируется как способ снять с оценщиков возложенную на них ответственность за необходимость перепроверки фактов и данных, мы продолжим это делать».  

Полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России

Из полномочий Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России исключается полномочие по рассмотрению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и представлению рекомендации по их утверждению.

«Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России — теперь факультативный орган, – объясняет Ирина Вишневская. – Пока непонятны дальнейшие действия, вероятно СРОО предпримут попытку его сохранения и легитимизации материалов, которые там разрабатываются».

Оценочное сообщество опасается, что такие изменения могут привести к переходу от саморегулирования оценочной деятельности (принятия нормативных актов с учетом позиции как профессионального оценочного сообщества, так и мнения потребителей оценочных услуг) к государственному регулированию данной области.

Важно!

Большинство норм Закона вступает в силу с 01 июля 2017 года. Однако в документе имеется оговорка: для членов  СРОО (для лиц, являющихся членами по состоянию на 01.01.2017 года):

  • норма о том, что «оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате» будет применяться с 01 апреля 2018 года;
  • норма, устанавливающая обязательное условие членства в СРОО, помимо ныне действующих требований, а именно «наличие квалификационного аттестата», применяется с 01 апреля 2018 года.

Вернуться в раздел

Права и обязанности оценщиков имущества. Почему оценщик должен быть независимым?

Права оценщика

Эксперт-оценщик имеет право:

  • запрашивать от клиента (заказчика) при осуществлении обязательной оценки предоставление возможности неограниченного доступа ко всем необходимым материалам, а также получать пояснения и вспомогательные сведения;
  • руководствуясь оценочными стандартами, самостоятельно определять и применять подходы и методы, с использованием которых будет проводиться оценка имущества;
  • запрашивать информацию, в значительной степени влияющую на объективность (аутентичность) результатов оценивания у третьих лиц. Исключением являются конфиденциальные сведения, имеющие статус коммерческой или государственной тайны;
  • отказаться от выполнения заказа ситуации, если клиентом нарушены договорные условия или не обеспечено представление нужной информации;
  • настаивать на возмещении расходов, понесенных в процессе выполнения оценочных работ, а также на получении соответствующей оплаты (денежного вознаграждения) за определение рыночной либо другой стоимости оцениваемого объекта по постановлению судебных органов.
  • самостоятельно приостанавливать право на совершение оценочной деятельности по заявлению, отправленному в СРО, в соответствии с предусмотренным порядком.

Кроме того, оценщик при проведении оценки имеет право в случае необходимости обращаться к иным экспертам-оценщикам или другим профильным специалистам, заключая с ним соответствующие договоры.

Обязанности

Ключевые должностные обязанности оценщика регламентируются 15 статьей Закона об оценочной деятельности. Согласно нормам этой статьи для предоставления экспертных отчетов оценщик обязан:

  • состоять в одной из саморегулируемых организаций оценщиков и являться ее действующим членом;
  • следовать требованиям российского законодательства, международных и российских стандартов, правовых актов и нормативов, регламентирующих оценочную деятельность, а также правил, установленных СРОО, в которой он имеет членство;
  • следовать профессиональным этическим нормам и принципам;
  • ставить в известность клиента или юридическое лицо (компанию), с которым происходит сотрудничество по трудовому соглашению, о недопустимости осуществления оценки вследствие появления обстоятельств, препятствующих обеспечению объективности оценочного процесса;
  • гарантировать сохранность документации, полученной в ходе осуществления оценочных процедур;
  • предоставлять заказчику сведения о статусе члена в СРОО и документы оценщика, которые подтверждают право проводить оценку;
  • сообщать СРОО информацию о заключении трудового соглашения с оценочной компанией;
  • ежеквартально предоставлять исчерпывающую информацию о подписанных за прошедший период отчетах об оценке;
  • Не распространять конфиденциальные сведения, полученные от заказчика в процессе оценивания, кроме ситуаций, предусмотренных действующим российским законодательством;
  • на протяжении трех лет с момента составления отчета обеспечивать надлежащие условия для хранения копий подписанных заключений, а также копий документации и материалов, служащих основанием для оценки стоимости;
  • предоставлять копии отчетов или отображающиеся в них данные судебным, правоохранительным и другим государственным органам по их запросу (в случаях, предусмотренных законодательно);

Обязанности эксперта-оценщика также предполагают предоставление по требованию заказчика:

  • актуального страхового полиса и документа о получении профильного образования, удостоверяющего его квалификацию;
  • выписку из реестра членов СРОО, подтверждающую его членство.

Независимость оценщика

Важнейшим требованием Закона об оценочной деятельности является независимость оценщика и юридического лица (оценочной компании), с которым оценщик подписал трудовой договор.

При этом проведение оценки независимым оценщиком недопустимо, если эксперт-оценщик:

  1. является владельцем, учредителем, сотрудником или должностным лицом заказчика (компании, предприятия или организации);
  2. является акционером (членом, паевым участником) или кредитором компании-заказчика;
  3. имеет собственную заинтересованность (имущественный либо другой интерес) или обязательственные права касательно объекта оценки;
  4. является родственником или находится в свойстве с физическим лицом – заказчиком или лицами, перечисленными в первом пункте.

Сведения о независимости оценщика являются основополагающими и гарантируют исключение обстоятельств, способных оказать негативное влияние на объективность и достоверность результатов оценивания.

Существующее законодательство направлено на обеспечение независимости, а также юридически и этически правильной реализации прав и обязанностей оценщика. В связи с этим не разрешается вмешательство клиента или других заинтересованных лиц в оценочный процесс, а также деятельность эксперта или компании, с которой независимый оценщик сотрудничает по договору.

  • Как выбрать оценщика?
  • Кто такие аккредитованные эксперты?
Ссылка на основную публикацию