14 мая 2021 в 01:19
Возможностью получения квалифицированной юридической помощи на безвозмездной основе обладает, к сожалению, не каждый житель страны. Таким правом обладает около 30 000 000 граждан России.
Тем не менее, из этого числа лишь 2% людей пользуются бесплатной юридической помощью.
Такое положение дел удивило главу Государства Владимира Путина, в связи с чем он обратился к главе Министерства Юстиции Константину Чуйченко, чтобы тот объяснил причины столь странного феномена.
Основной причиной, по мнению Чуйченко, является низкий уровень информированности граждан о том, что они имеют право на бесплатную юридическую помощь. Люди, по мнению главы ведомства, даже не подозревают, что обладают таким правом.
Пути решения проблемы
Для того, чтобы исправить ситуацию, будет создан единый портал бесплатной юридической помощи, который заработает в 2022 году. Как отмечает Чуйченко, сервис будет максимально простым и понятным, чтобы каждый гражданин беспрепятственно мог им воспользоваться. Подчёркивается, что пилотный проект сервиса пройдёт в десяти районах России. В каких именно, не уточняется.
Следующей мерой, которая поможет увеличить процент обращений за юр.помощью, будет создание реестров тех, кто имеет право на бесплатную консультацию. В таком случае информирование будет осуществляться адресно, что в разы повысит уровень правовой осведомлённости граждан.
Кроме того, Константин Чуйченко оповестил Президента о том, что ведомству не хватает рабочих рук. Особенно эта нехватка ощущается в регионах, где до сих пор не было создано ни одного государственного юридического бюро. По данным политика, такие бюро имеются лишь в 30% от общего количества регионов в стране. Он предложил Владимиру Владимировичу сформировать такие бюро во всех регионах.
Также была озвучена идея создания мобильных передвижных пунктов, которые будут выезжать, например, на места ЧС. Речь идёт о таких ситуациях, как, например, уничтожение документов в связи с пожаром. В таких мобильных пунктах граждане смогут оперативно получить квалифицированную юридическую помощь.
Константин Чуйченко предложил разработать механизмы контроля за исполнением стандартов оказания юридической помощи. Необходимость в подобных механизмах объясняется тем, что зачастую гражданам пытаются навязать платные услуги, в которых обратившиеся не нуждаются.
Владимир Путин поддержал идеи Минюста: «Так и нужно сделать, чтобы принять решения, которые позволили бы пользоваться бесплатной юридической помощью. Это очень важно».
- Читайте далее:
- Как бесплатно получить квалифицированную электронную подпись?
- Володин предложил обсудить отказ от анонимности в интернете
- Имею право на имя: может ли гражданин РФ сменить имя?
Оказание юридической помощи гражданам бесплатно и по назначению
Конституционные нормы, гарантирующие право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и в определенных законом случаях — бесплатно, нашли свое закрепление, в том числе и в Законе об адвокатуре.
В частности, Законом об адвокатуре предусмотрена обязанность каждого адвоката исполнять требования закона об обязательном участии в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно.
Следует отметить, что оказание юридической помощи бесплатно не означает, что труд адвоката не подлежит оплате.
Бесплатность юридической помощи относится не к адвокату, а к гражданину, который имеет право на такую помощь.
Финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь российским гражданам, осуществляется органами государственной власти и дополнительно адвокатскими палатами.
В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре бесплатная юридическая помощь адвокатами предоставляется не во всех случаях и не всем гражданам Российской Федерации, а только определенным категориям граждан по указанным в Законе вопросам. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут претендовать на получение бесплатной юридической помощи.
Кроме наличия гражданства Российской Федерации, законодатель исходит из необходимости определения имущественного положения лица, нуждающегося в предоставлении бесплатной юридической помощи.
Бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины. Однако закон определяет не только категории граждан, которым может быть оказана бесплатная юридическая помощь, но также и конкретные юридические ситуации:
- истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
- ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
- гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
- гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.
Для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно им необходимо предоставить перечень документов, который, как и порядок их предоставления, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, т. е. данные вопросы находятся в компетенции субъектов РФ.
Пункт 3 ст.
26 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре предусматривает, что несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, юридическая помощь во всех случаях оказывается бесплатно. Перечень подобных учреждений содержится в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
За счет государства адвокаты оказывают юридическую помощь всем военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в основном по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
Однако граждане, имеющие в соответствии с действующим законодательством право на получение бесплатной юридической помощи, крайне редко за ней обращаются — прежде всего, в силу своей неинформированности.
С 15 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.
2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.
Правом на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы обладают:
- малоимущие,
- инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны,
- герои Российской Федерации,
- герои Советского Союза,
- герои Социалистического Труда,
- дети-инвалиды,
- дети-сироты,
- дети, оставшиеся без попечения родителей,
- несовершеннолетние, находящиеся в колониях,
- недееспособные граждане и другие социально незащищенные группы граждан.
При этом бесплатная юридическая помощь предоставляется только по перечисленным в законе вопросам. К ним относятся:
- сделки с недвижимостью (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи),
- защита прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг;
- трудовые споры;
- вопросы признания гражданина безработным;
- возмещения вреда, причиненного смертью кормильца;
- предоставление мер социальной поддержки малоимущим;
- вопросы, связанные со спорами о назначении пенсий, пособий по беременности и уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
- вопросы оспаривания отцовства и материнства, взыскания алиментов;
- вопросы реабилитации пострадавших от политических репрессий;
- вопросы ограничения дееспособности;
- вопросы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов,
- вопросы обжалования во внесудебном порядке актов органов государственной власти.
Данным Законом предусмотрено участие адвокатов в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи. Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ.
В соответствии с положениями данного закона, адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Данный список адвокатов подлежит опубликованию ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в средствах массовой информации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. В свою очередь адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого с гражданином, обратившимся за получением данной помощи.
Адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта РФ отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
При этом адвокатская палата субъекта РФ ежегодно направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Размер, порядок оплаты груда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 50 ГПК при рассмотрении дел в гражданском судопроизводстве суд вправе назначить адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.
При привлечении к уголовной ответственности любое лицо имеет право на помощь адвоката за счет государства. Для реализации данного права необходима лишь воля лица на получение бесплатной юридической помощи.
Труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.
Как следует из положений п. 5 ч. 2 ст. 131 и ч. 1, 2 ст. 132 УПК, суд вправе взыскать с осужденного в качестве судебных издержек суммы, выплаченные его адвокату-защитнику за оказание юридической помощи по назначению. Исключением из этого правила являются две ситуации:
- когда подозреваемый или обвиняемый заявил об отказе от защитника, но отказ не был удовлетворен и защитник участвовал в уголовном деле по назначению,
- в случае, если осужденный был реабилитирован.
Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.
2012 № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» регулируется размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению.
Согласно данному постановлению размер вознаграждения адвоката составляет фиксированную денежную сумму и в зависимости от сложности дела за один рабочий день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве варьируется в пределах от 550 до 1200 руб., в ночное время — от 825 до 1800 руб., а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным или выходным днем, включая ночное время, размер вознаграждения адвоката составляет не менее 1100 и не более 2400 руб.
Размер вознаграждения адвокатов, осуществляющих защиту по уголовным делам по назначению дознавателя, следователя или суда на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с тяжелыми климатическими условиями, определяется с учетом установленных законодательством РФ процентных надбавок и (или) районных коэффициентов к заработной плате.
При определении сложности уголовного дела учитываются:
- подсудность (уголовные дела, рассматриваемые Верховным Судом РФ, верховными судами республик, входящих в состав Российской Федерации, и приравненными к ним судами в качестве суда первой инстанции),
- количество и тяжесть вменяемых преступлений,
- количество подозреваемых, обвиняемых (подсудимых),
- объем материалов дела,
- другие обстоятельства.
Порядок расчета размера вознаграждения адвоката в зависимости от сложности уголовного дела утверждается Минюстом России совместно с Минфином России по согласованию с государственными органами, наделенными полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и порядок выплаты вознаграждения за оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно устанавливаются ежегодно советом адвокатской палаты.
В Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре одной из целей создания адвокатской палаты субъекта РФ является обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории этого субъекта РФ и организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно. Практическая реализация этих обязанностей возложена на совет адвокатской палаты субъекта РФ, который, в частности, определяет порядок привлечения адвокатов к оказанию юридической помощи за счет государства и осуществляет контроль его исполнения.
При оказании бесплатной юридической помощи адвокат обязан действовать так же честно, разумно, добросовестно и активно, как и по соглашению с доверителями.
Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. Гарантии предоставления юридической помощи малоимущим. Эксперимент по созданию государственных юридических бюро. Юридическая консультация
Конституция РФ (ч.1 ст.48) гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно.
В соответствии с вышеуказанным положением Закон об адвокатуре (ст.26) предусматривает основания и порядок предоставления бесплатной юридической помощи.Пункт 3 ст.
3 этого же закона возлагает обязанность на органы государственной власти финансировать деятельность адвокатов, которые в случаях, предусмотренных законом, оказывают юридическую помощь гражданам РФ бесплатно.
Также законами и иными нормативными актами субъектов РФ определяется порядок компенсации расходов адвокату, который оказывает юридическую помощь гражданам бесплатно в случаях, установленных Законом об адвокатской деятельности.
Итак, право на бесплатную юридическую помощь имеют граждане Российской Федерации, у которых средний доход на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, а также одиноко проживающие граждане Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины в случаях:
- истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, а также о взыскании алиментов;
- ветеранам ВОВ — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
- гражданам РФ – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
- гражданам РФ, которые пострадали от политических репрессий — по вопросам, связанным с реабилитацией.
К тому же право на получение бесплатной юридической помощи имеют несовершеннолетние, которые содержатся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Перечень этих учреждений указан в ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В целях реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам РФ Правительство РФ приняло постановление № 534 от 22.08.
2005 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» согласно которому на территории нескольких субъектов РФ (Чеченской Республики, Республики Карелия, Магаданской, Волгоградской и др.)были созданы государственные юридические бюро.
Таким образом, было организовано оказание бесплатной юридической помощи гражданам по следующим направлениям:
- дача устных и письменных консультаций по правовым вопросам;
- дача устных консультации инвалидам I и II групп, ветеранамВОВ, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, независимо от уровня их дохода;
- составление жалоб, заявлений, ходатайств и иных правовых документов;
- представительство граждан в гражданском, исполнительном производстве, а также в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.
При освещении данной темы не лишним будет сказать о создании в отдельных регионах РФ юридических консультаций.
Юридическая консультация – это некоммерческая организация, созданная в форме учреждения в целях обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи гражданам РФ.
Юридическая консультация создается по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в случае, если общее число адвокатов, осуществляющих свою деятельность на территории одного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью. Порядок направления адвокатов для работы в юридической консультации и выплаты им дополнительного денежного вознаграждения определяется советом адвокатской палаты в соответствии с Законом об адвокатуре.
Оказание бесплатной юридической помощи нотариусами
Министерство юстиции РФ подготовило поправки в ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Изменения главным образом касаются нотариата. Соответствующий документ опубликован на портале проектов правовых актов.
В частности, меняется ст. 19 «Оказание бесплатной юридической помощи нотариусами». Ее первый абзац предлагается изложить в следующей редакции: «1.
Нотариусы, исходя из своих полномочий, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи при представлении документов, подтверждающих право граждан на получение бесплатной юридической помощи, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обратившимся за совершением нотариальных действий, путем совершения нотариальных действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате».
Кроме того, министерство предлагает дополнить данную статью частями 2–5:
Часть 2: «2. Доверенности на представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях при оказании гражданам, указанным в части первой статьи 20 настоящего Федерального закона и в законах субъектов Российской Федерации, в установленном порядке бесплатной юридической помощи удостоверяются нотариусами бесплатно».
К таким гражданам относятся:
- граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации;
- инвалиды I и II группы;
- ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
- несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”;
- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
- граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
- граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
- Часть 3: «Организация участия нотариусов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется нотариальной палатой субъекта Российской Федерации».
- Часть 4: «Плата за нотариальные действия, совершенные нотариусами бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, подлежит компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации».
- Часть 5: Компенсация платы за нотариальные действия, совершенные нотариусами бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, производится ежегодно в пределах фактических расходов за оказанную бесплатную юридическую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Также в законе должна появиться статья 19.1, определяющая порядок компенсации платы за нотариальные действия, совершенные нотариусами в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Она, в частности, устанавливает, что выплата компенсации нотариусам за оказание бесплатной юридической помощи осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ не позднее двух месяцев со дня получения установленных документов и сведений.
В статье 20 «Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи» пункт 10.
2 части 2 после слов «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предлагается дополнить словами «в том числе оформление наследственных прав на недвижимое имущество».
А в пункте 2 части 3 появится абзац «д»: «о признании, восстановлении и защите наследственных прав на недвижимое имущество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, дети-сироты, оставшиеся без родительского попечения смогут оформить право на вступление в наследство, в том числе получить свидетельство о праве на наследство бесплатно.
Кроме того, подпункт 27 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» после слов «такой помощи» предлагается дополнить словами «компенсация нотариусам платы за совершение нотариальных действий в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи».
Поправками в ст. 333.38 части 2 Налогового кодекса РФ предлагается освободить все категории граждан, указанный выше, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, от уплаты госпошлины за удостоверение доверенностей.
- В настоящее время такая льгота установлена только в отношении инвалидов I и II группы, ветеранов ВОВ, Героев России и Героев Советского Союза.
- При этом в перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, входят малоимущие, дети-инвалиды и дети-сироты, пожилые и инвалиды, проживающие в организациях соцобслуживания, а также ряд других категорий.
- В настоящее время размер госпошлины за оформление доверенностей государственными нотариусами, чиновниками уполномоченных органов исполнительной власти и местного самоуправления составляет 200 рублей.