Статья 4. Государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации

Екатерина Алленова19.01.2017   25356

Статья 4. Государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда Российской ФедерацииКоллаж, основанный на картине Ильи Репина «Приготовление к экзамену» (1864. Холст, масло. Государственный Русский музей). © Артгид

Принятый в 1996 году закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» существенно изменен, так как и в российском художественном мире за двадцать лет многое изменилось: появились новые культурные институции и музеи; гораздо более влиятельными стали частные коллекционеры; то, что четверть века назад казалось мусором, сегодня оказывается культурной ценностью, подлежащей учету и контролю со стороны государства. Я попыталась обозначить главные новшества закона и задать вопросы. Я не юрист, и вопросы продиктованы просто здравым смыслом вкупе с моим небольшим музейным опытом.

Итак, важный новый пункт закона сформулирован в статье 6: «Музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету» «в целях их правовой защиты и государственного контроля».

«В том числе включенные» означает, что и не включенные в состав Музейного фонда РФ музейные предметы и коллекции также подлежат учету.

И это совершенно понятно: в Российской Федерации на сегодняшний день, по данным департамента культурного наследия Министерства культуры РФ, существует около 88 млн музейных предметов, при этом в состав Музейного фонда РФ, по тем же данным, включено около 7 млн.

Как такое может быть? Дело в том, что в предыдущей редакции закона музейный предмет считался включенным в состав Музейного фонда РФ только с момента его регистрации в особом учетном электронном документе — Государственном каталоге Музейного фонда РФ (о котором речь пойдет ниже).

Сложилась странная ситуация: с момента принятия закона в 1996 году в Госкаталоге оказалось примерно 7 млн музейных предметов, а остальные существуют и учтены в самих музеях, а в составе Музейного фонда их, получается, и нет, так как они не включены в Госкаталог.

Разумеется, эта ситуация нуждалась в корректировании, что и сделано в новой редакции закона с помощью той же статьи 6, согласно которой государственный учет поделен на первичный и централизованный. Первичный учет производится в музеях, централизованный — путем внесения сведений в Госкаталог Музейного фонда.

Музейные предметы, прошедшие первичный учет, то есть зарегистрированные в учетных документах конкретного музея до вступления закона в силу (1 января 2017 года), считаются включенными в состав Музейного фонда. Госкаталог из учетного документа превращается в федеральную информационную систему, а все музейные предметы должны быть внесены туда до 31 декабря 2025 года. И сегодня это кажется вроде бы осуществимым, в отличие от 1996 года: по словам главы отдела музейного фонда департамента культурного наследия Минкультуры России Наталии Чечель, тогда идея централизованного электронного каталога «предвосхитила технические возможности своего времени, в то время как теперь идея государственного учета музейных предметов в электронном виде совершенно реализуема».

Музейный мир вздохнул с облегчением.

«Музейное сообщество активно участвовало в разработке данного законопроекта, неоднократно обсуждая его на совещаниях в Министерстве культуры РФ и в рамках мероприятий, проводимых Союзом музеев России, — сообщил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, комментируя закон еще на стадии законопроекта. — В случае принятия Государственной Думой поправок в закон “О Музейном фонде” будут сняты административные препятствия по включению огромного количества предметов в состав Музейного фонда. Неопределенный статус музейных объектов, не прошедших регистрацию в Госкаталоге, в настоящее время является поводом к неоправданным списаниям, а также лишает музей возможности истребовать государственное финансирование для реставрации и хранения предметов. Уверен, что предложенный законопроект устранит существующую абсурдную ситуацию и вернет музеи в правовое поле». «Проект федерального закона устраняет излишние административные барьеры, что существенно упрощает работу хранителей музеев, — вторил ему директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. — Смена статуса Государственного каталога Музейного фонда РФ представляется абсолютно своевременной».

Пока речь идет только о музейных предметах, хранящихся в государственных музеях, которых в России абсолютное большинство, и ясно, что включение в закон пункта об обязательном государственном учете — это со стороны государства способ усиления контроля учета в самих этих музеях.

Но «музейный предмет», согласно статье 3 закона, — это «культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление». (О том, что такое культурная ценность, можно прочесть в нашем материале «Государственная Дума и культурные ценности».

) И такой ценностью могут обладать не только музеи, но и частные лица.

И каким образом в этом-то случае должен осуществляться государственный учет? Обязан ли российский частный коллекционер (или даже не коллекционер, а просто владелец культурных ценностей, доставшихся ему, скажем, по наследству) включать своих, например, Фальков, «Голубую розу» или Наталию Гончарову, которые висят у него дома, в Музейный фонд Российской Федерации или это сугубо его добрая воля? Согласно 8-й статье закона, «включение музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в частной собственности, в состав Музейного фонда Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры по заявлению собственника в порядке, установленном положением о Музейном фонде» (примечательно, что новый закон уже вступил в силу, а Положение о Музейном фонде Российской Федерации действует все еще старое, 1998 года, как и Положение о Государственном каталоге, и никакого порядка включения предмета в Музейный фонд частным собственником там не описано). Если это только добрая воля владельца, значит, не все «культурные ценности, качество либо особые признаки которых…» подлежат учету путем включения в Музейный фонд, а только те, что находятся именно в музеях? Но в каких музеях?

Статья 4. Государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации Музей книги Российской государственной библиотеки. Фрагмент экспозиции. Courtesy Российская государственная библиотека/www.rsl.ru

Некоторые музеи с точки зрения закона о Музейном фонде музеями вовсе не являются, так как либо не имеют в своих собраниях культурных ценностей необходимого качества (скажем, Музей истории телесных наказаний в Москве или Музей мыши в Мышкине), либо не являются юридическими лицами, либо и то, и другое.

Причем не являться юридическими лицами могут и музеи государственные — например, ведомственные (о некоторых из них рассказано в нашем сюжете «Музей шаговой доступности»).

Новая версия закона как раз это уточняет и проясняет: там конкретизируются формы собственности, в которых могут находиться музейные предметы и музейные коллекции, вводится определение «иные организации» (то есть юридически не наделенные статусом музея, но обладающие надлежащими культурными ценностями и исполняющие все музейные функции, в качестве примера можно привести, скажем, Музей Большого театра или Музей книги Российской государственной библиотеки), а музеем теперь называется не всякое «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций» (статья 3), а только то, предметы и коллекции которого включены (после соответствующих экспертиз) в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Статья 4. Государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации Михаил Нестеров. Знаток. 1884. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Частный коллекционер может получить государственную правовую защиту, а также поддержку со стороны органов государственной власти «в разных формах» (статья 24), если принадлежащие ему предметы зарегистрированы в негосударственной части Музейного фонда.

Правда, в новой версии закона указаны лишь две формы государственной поддержки — помощь в реставрации в государственных реставрационных учреждениях и помощь в хранении в государственных хранилищах (а такие ценные для частного коллекционера абзацы, как «частичная компенсация затрат на обеспечение безопасности музейных предметов и музейных коллекций» и «налоговые и иные льготы», существовавшие в старой версии, утратили силу). Однако, согласно комментарию Наталии Чечель для ТАСС, на частные музеи могут распространяться «некоторые преференции — речь идет, в частности, о льготах при ввозе-вывозе предметов и их защите законом от хищения наравне с государственными музеями»; очевидно, это и есть другие формы поддержки частных лиц (или все-таки только частных музеев?), «вставших на учет» в Музейном фонде. Так что причины регистрировать там свои культурные ценности у частных коллекционеров есть. Правда, в этом случае они берут на себя дополнительные обязательства (для государственной и негосударственной частей Музейного фонда России новая версия закона устанавливает единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций). И, кроме того, согласно статье 9, «музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, исключению из состава Музейного фонда Российской Федерации не подлежат, за исключением (тавтология в оригинале. — Е.А.) случаев утраты, разрушения, а также отсутствия историко-культурной, художественной, научной и иной их ценности, установленного экспертизой, проведенной в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, наличия судебного решения, вступившего в законную силу», и это относится не только к государственной, но и к негосударственной части Музейного фонда и может создать частному коллекционеру проблемы. То есть он, конечно, по-прежнему остается собственником произведений и может их продать, обменять, подарить (соответствующим образом оформив сделки, регистрирующиеся в том же Музейном фонде, согласно требованиям закона), и при этом из Музейного фонда они никуда не денутся, просто сменят владельца. Но все же это немного напоминает закручивание контролирующих гаек в отношении частных коллекционеров со стороны «федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры» (каковым в настоящий момент является Министерство культуры Российской Федерации).

Читайте также:  Статья 11. Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона

Статья 4. Государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации Давид Тенирс Младший. Эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский в своей галерее. 1651. Холст, масло. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

Далее. Предположим, коллекционер решил не просто включить принадлежащие ему ценности в состав негосударственной части Музейного фонда (от этого его собрание музеем не станет), но действительно создать собственный настоящий частный музей.

Я не могу сказать, какие из довольно многочисленных открывшихся в последние годы музеев юридически действительно музеи, а не частные учреждения культуры или другие организации, имеющие в названии слово «музей», но музеями, как было сказано выше, не являющиеся и под действие закона о Музейном фонде не попадающие (нужно иметь доступ к учредительным документам, чтобы это понять). Но вот создал коллекционер чин чином музей: оформил юридическое лицо, провел экспертизу предметов из своей коллекции, зарегистрировал их в Музейном фонде, создал некоммерческое учреждение для хранения, изучения, представления.., получил помещение/здание, отреставрировал его, обеспечил музейной коллекции (согласно тому же закону) учет, хранение, соответствующее использование, безопасность и т. д. Музей! А потом владелец коллекции решил, предположим, какую-то ее часть передать в другой музей, или продать, или подарить. А тут статья 7 и в ней значится: «Музейная коллекция является неделимой».

Вообще-то это чрезвычайно важный пункт в законе о Музейном фонде: именно он, например, бы одним из главных аргументов противников воссоздания ГМНЗИ, инициированного директором ГМИИ им. А.С. Пушкина Ириной Антоновой.

Но в старой редакции закона пункт о неделимости музейной коллекции был включен в другую статью (15-ю) и относился только к государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Теперь же он фигурирует в абсолютно новой статье «Собрание музея».

В предыдущей редакции 7-я статья называлась «Состав Музейного фонда Российской Федерации» и содержала один пункт: «Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации». Ныне этот пункт перекочевал в часть 2 статьи 5 главы II «Музейный фонд Российской Федерации».

Следующая, 3-я часть этой же статьи гласит: «Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности».

А пункт о неделимости музейной коллекции распространяется теперь и на негосударственную часть Музейного фонда, в том числе и на коллекции, находящиеся в частной и «иных формах собственности» (под «иными формами», вероятнее всего, подразумеваются корпоративные).

И что в этом случае делать бедному коллекционеру? Он оказывается заложником своего, оказывается, неделимого собрания, представляющего собой «совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам»? И чтобы разделить свою коллекцию, ему придется доказывать (как и кому?), что она не является коллекцией? Здесь в тексте закона примечательны еще вариации на тему «собрание/коллекция» — это одно и то же или нет?

Статья 4. Государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации Скриншот главной страницы сайта Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации/госкаталог.рф

Это лишь некоторые из вопросов, которые возникли у меня в связи с новой редакцией закона о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. В заключение несколько слов о Государственном каталоге Музейного фонда, том самом, который был таким пугалом для музеев в период с 1996 по 2016 год.

Хотя сам закон о Музейном фонде вступил в силу в 1996 году, Положение о Государственном каталоге, определяющее порядок его формирования и ведения, было принято лишь в феврале 1998-го, в начале нулевых Госкаталог еще тестировался, а в музеях только-только внедрялись электронные базы данных, с которыми тогда мало кто умел корректно работать. Данные из отдельных музеев вливались в неотлаженный еще с технической точки зрения единый электронный Госкаталог «строго в беспорядке», как сказал бы в этом случае математик и автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл. Я знаю обо всем этом, так как в те годы сначала занималась заполнением компьютерной базы данных в ГМИИ им. А.С. Пушкина, а потом в течение двух лет тестировала этот самый Госкаталог в качестве научного сотрудника, которому надлежало придумать, каким образом там упорядочить дьявольское месиво из музейных предметов — от деталей летательных аппаратов до черепа шерстистого носорога, от нэцкэ до принадлежавшего герою Гражданской войны бумажника, от лаптя детского (одного) до образца горной породы под названием «скарн волластонитовый». Немудрено, что, согласно уже приведенному комментарию Наталии Чечель, до 2015 года в Госкаталоге было зарегистрировано только 4,5 млн предметов, зато после введения его «в промышленную эксплуатацию», то есть примерно за год — еще 2,5 млн.

Статья 4. Государственное регулирование в сфере музеев и Музейного фонда Российской Федерации Ценная бумага. Облигация Государственного займа восстановления и развития народного хозяйства СССР. 100 рублей. СССР. 1946. Бумага, цветная типографская печать. Государственный исторический музей Южного Урала, Челябинск. Номер в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации 6757908. Источник: госкаталог.рф

Согласно статье 10 закона о Музейном фонде, «содержащиеся в реестре Музейного фонда сведения о музейных предметах и музейных коллекциях, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются общедоступными…

и предоставляются гражданам бесплатно путем их размещения на официальном сайте государственного каталога в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”». Заинтересованные граждане могут прямо сейчас бесплатно отправиться по ссылке госкаталог.

рф и своими глазами увидеть, что сегодня собой представляет собой интернет-версия Госкаталога.

Если кликнуть на главной странице «Посмотреть все предметы коллекции», то выпадет (на момент публикации этого текста) «Найдено 1504106 экспонатов», причем последний из найденных имеет номер по Госкаталогу 6859192, — то есть я готова поверить, что там действительно около 7 млн музейных предметов, просто в интернет-версию попала лишь пятая их часть (кстати, музейный предмет с номером 1 по Госкаталогу мне найти не удалось, интересно, что это было). И хотелось бы верить также, что закон о Музейном фонде будет соблюден, и к концу 2025 года все 88 млн музейных предметов (и еще сколько-то, пополнивших музейные фонды за грядущие девять лет) будут зарегистрированы в Госкаталоге. Сейчас остался 81 млн на 9 лет — по 9 млн в год. Возможно? 

О порядке приобретения государством музейных предметов и музейных коллекций, включённых в состав негосударственной части музейного фонда россии

9 июня 2017 06:00

Постановление от 9 июня 2017 года №692. Утверждены Правила приобретения или выкупа государством музейных предметов и музейных коллекций, включённых в состав негосударственной части Музейного фонда России.

Определены процедуры и порядок взаимодействия Минкультуры России и собственника в ходе согласования существенных условий сделки, связанных с отчуждением музейных предметов и музейных коллекций, порядок заключения договора купли-продажи.

Читайте также:  Статья 33. Порядок государственной регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия

Это создаёт правовые условия для реализации Минкультуры России и органами государственной власти субъектов Федерации, на которые возложено государственное регулирование в сфере культуры, полномочий по реализации преимущественного права приобретения музейных предметов и музейных коллекций у собственников или права выкупа бесхозяйственно содержимых собственниками музейных предметов и музейных коллекций.

Справка

Внесено Минкультуры России.

Музейные
предметы и музейные коллекции, включённые в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее – Музейный фонд), могут находиться в
государственной, муниципальной, частной или других формах собственности.
Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной частей.

В состав
государственной части Музейного фонда входят музейные предметы и музейные коллекции,
которые находятся в федеральной собственности и в собственности субъектов
Федерации, независимо от того,
в чьём владении они
находятся.

Музейные
предметы и
музейные коллекции, включённые
в состав Музейного фонда и не относящиеся к его государственной части,
составляют негосударственную часть Музейного фонда.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года №357-ФЗ
в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
внесены изменения, в соответствии с которыми при совершении сделок,
направленных на отчуждение музейных предметов и музейных коллекций, включённых в негосударственную
часть Музейного фонда, государство имеет преимущественное право на их
приобретение. Порядок приобретения государством таких музейных предметов и
музейных коллекций устанавливается Правительством России.

Подписанным постановлением утверждены Правила
приобретения или выкупа государством музейных предметов и музейных коллекций,
включённых в состав негосударственной части Музейного фонда (далее – Правила).

Правилами устанавливается обязанность собственника музейных
предметов и музейных коллекций, принявшего решение об их отчуждении, уведомить
о своём намерении
Минкультуры России.

Определены процедуры и порядок взаимодействия
Минкультуры России и собственника в ходе согласования существенных условий
сделки, связанных с отчуждением музейных предметов и музейных коллекций,
порядок заключения договора купли-продажи. При этом допускается направление
собственнику предложения Минкультуры России о снижении цены за музейные
предметы.

В случае отказа Минкультуры России от приобретения
музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в частной собственности,
такое право предоставляется органам государственной власти субъектов Федерации,
на которые возложено государственное регулирование в сфере культуры.

Правилами также определён порядок реализации государством права выкупа у
собственника бесхозяйственно содержимых музейных предметов и музейных
коллекций, которые были выявлены в ходе проверки состояния сохранности и
условий их хранения. Выкупить такие музейные предметы можно как до принятия
решения судом, так и по решению суда.

В случае если государство не реализовало право
преимущественного приобретения музейных предметов, собственник может совершить
сделку по их отчуждению по цене не ниже предложенной им государству.

Принятое решение создаёт правовые условия для реализации
Минкультуры России и органами государственной власти субъектов Федерации, на
которые возложено государственное регулирование в сфере культуры, полномочий по
реализации преимущественного права приобретения музейных предметов и музейных
коллекций у собственников или права выкупа бесхозяйственно содержимых
собственниками музейных предметов и музейных коллекций.

30.5. Государственное регулирование музейного дела

В соответствии с
Федеральным закономот 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О музейном фонде
Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации» музейный фонд— это совокупность постоянно находящихся
на территории Российской Федерации
музейных предметов и музейных коллекций,
гражданский оборот которых допускается
только с соблюдением ограничений,
установленных Федеральнымзаконом.

———————————

СЗ РФ. 1996. N 22. Ст.
2591.

Музейные предметы и
музейные коллекции, включенные в состав
Музейного фонда РФ, являются неотъемлемой
частью культурного наследия народов
Российской Федерации.

Музейный фонд РФ
состоит из государственной и
негосударственной частей Музейного
фонда РФ.

Музейные предметы и музейные
коллекции, включенные в состав Музейного
фонда РФ и находящиеся в музеях в
Российской Федерации, открыты для
доступа граждан.

Включение музейных
предметов и музейных коллекций в состав
Музейного фонда РФ производится
федеральным органом исполнительной
власти, на который возложено государственное
регулирование в области культуры, после
проведения соответствующей экспертизы.
Музейные предметы и музейные коллекции
считаются включенными в состав Музейного
фонда РФ со дня регистрации соответствующего
факта в Государственном каталоге
Музейного фонда Российской Федерации.

Государственные музеи,
иные государственные учреждения, которым
переданы в оперативное управление
музейные предметы и музейные коллекции,
включенные в состав государственной
части Музейного фонда РФ, обязаны
обеспечить физическую сохранность и
безопасность музейных предметов и
музейных коллекций, ведение и сохранность
учетной документации, связанной с этими
музейными предметами и музейными
коллекциями, использование музейных
предметов и музейных коллекций в научных,
культурных, образовательных,
творческо-производственных целях.

Музеи в Российской
Федерации создаются в форме учреждений
для осуществления культурных,
образовательных и научных функций
некоммерческого характера.

Целями
создания музеев являются: хранение
музейных предметов и музейных коллекций;
выявление и собирание музейных предметов
и музейных коллекций; изучение музейных
предметов и музейных коллекций; публикация
музейных предметов и музейных коллекций
и осуществление просветительной и
образовательной деятельности. Создание
музеев для иных целей не допускается.
Учреждение государственных музеев
производится на основании акта
Правительства РФ.

Хранение и публикации
являются одним из основных видов
деятельности музея, предлагающих
создание материальных и юридических
условий, при которых обеспечивается
сохранность музейного предмета из
музейной коллекции. Кроме того, обществу
предоставляется путем публичного заказа
воспроизведение в печатных изданиях,
на электронных и других носителях
музейных предметов и музейных коллекций.

Учреждение и ликвидация
государственного музея производятся
на основании акта Правительства.
Регистрация музея как государственного
происходит только в случае финансирования
его деятельности за счет средств
соответствующих бюджетов более чем на
50%. Земельные участки, на которых
расположены государственные музеи,
предоставляются им безвозмездно на
праве постоянного пользования.

Ведомственные и корпоративные музеи войдут в Госкаталог музейного фонда РФ

«Теперь Госкаталог музейного фонда РФ состоит из трех реестров. Во-первых, это реестр музеев. Теперь там будут регистрироваться на только музеи, но и организации, в собственности, владении или пользовании которых находятся предметы музейного фонда Российской Федерации.

То есть, по сути, это музеи, не имеющие юридического статуса — например, организованные в структуре Минобрнауки или Минобороны», — пояснила собеседница агентства.

При этом частные музеи могут включаться в это реестр по желанию.

На тех, кто включается в Госкаталог музейного фонда РФ, распространяются некоторые преференции — речь идет, в частности, о льготах при ввозе-вывозе предметов и их защите законом от хищения наравне с государственными музеями.

Второй реестр — это реестр музейных предметов. «В нем фиксируются изменения собственника и другие изменения, подпадающие под договорные отношения. Через него будет осуществляться все, что связано с движением музейного фонда — оформление разрешений на выставку, передача музейных предметов в безвозмездное пользование религиозным организациям», — пояснила собеседница агентства.

И, наконец, это публичный портал Госкаталога. «Это важно для научно-исследовательской работы.

Если вы хотите выяснить, какие картины художника Саврасова есть в России, то узнать эту информацию можно будет только тогда, когда все музеи выложат в Госкаталог свои картины этого художника.

Законом предусмотрено, что до 31 декабря 2025 года они должны передать всю информацию», — рассказала Чечель.

Таким образом, в связи с нововведениями через Государственный каталог музейного фонда РФ теперь можно не только вести учет, но и управлять музейный фондом и контролировать его состояние.

Все, что поступит в музейный фонд после 1 января, будет включаться в него по упрощенной схеме.

То есть музеи будут осуществлять первичный государственный учет, затем в течение четырех месяцев после внесения записи о предмете в книгу поступления передавать информацию в Госкаталог.

Это нововведение отменяет необходимость издания Минкультуры специального приказа, а также движение большого количества документов — порядка 10.

Всего в России 88 млн музейных предметов, 27 млн из них до сегодняшнего дня не имели юридического статуса — речь идет о тех предметах, которые поступили в фонды после введения в действие закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» в 1996 году, когда Госкаталог был признан учетной системой. Однако, как отметила Чечель, «эта идея предвосхитила технические возможности своего времени, в то время как теперь идея государственного учета музейных предметов в электронном виде совершенно реализуема».

Все музейные предметы, включенные в учетную документацию музеев до 1 января 2017 года, попадают под так называемую «амнистию», они получат юридический статус предмета, включенного в музейный фонд Российской Федерации.

Для сравнения, за предыдущие годы в Госкаталоге было зарегистрировано 4,5 млн предметов, теперь же, после введения его в 2015 году в промышленную эксплуатацию, только за минувший год было включено 2,5 млн.

Читайте также:  Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

При этом процедура исключения предметов из музейного фонда РФ по-прежнему будет проходить через Минкультуры , более того, законом регулируются причины, по которым это может происходить.

Законно под копирку: как музеи в России защищают культурные объекты от нелегального копирования? — Сфера

Государственный Эрмитаж, равно как и многие другие музеи, регулярно сталкивается с попытками принудить к выдаче разрешения о воспроизведении культурных объектов через административные или судебные ресурсы.

По словам ведущего юрисконсульта Государственного Эрмитажа Анастасии Демченко, любое понуждение музея к выдаче такого разрешения противоречит закону. Однако споры до сих пор возникают из-за нечеткой воли законодателя.

Необходимость спрашивать собственника культурной ценности о воспроизведении объекта установлена в двух законах: первый – «Основы законодательства РФ о культуре», второй – Федеральный закон № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

В части 2 статьи 53 «Основ законодательства РФ о культуре» закрепляется, что предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию – в том числе рекламную – с изображением объектов культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц.

Это положение, как отмечает Анастасия Демченко, коррелирует со статьей 36 Федерального закона № 54-ФЗ. В статье устанавливается, что право первой публикации музейных предметов и коллекций принадлежит музею, за которым данные предметы и коллекции закреплены.

Передачу прав на использование в коммерческих целях воспроизведений данных объектов устанавливает их собственник, а непосредственное воспроизведение предметов и коллекций происходит только с разрешения дирекции музеев.

«Системное толкование этих положений позволяет сделать вывод, что в России существует особый порядок использования воспроизведений музейных объектов.

Вместе с тем, вероятно, это единственный очевидно напрашивающийся вывод, поскольку далее в попытках определить юридическую природу этого особого музейного права и его места в общем правовом поле все исследователи ступают на зыбкую почву, и никак не могут прийти к единому мнению», – утверждает Анастасия Демченко.    

По ее словам, сложности возникают из-за скудного правового регулирования, которое не позволяет однозначно установить волю законодателя. Кроме того, предложенная законодателем терминология идентична той, которая содержится в нормах об интеллектуальной собственности, что приводит юристов к путанице. Неопределенности добавляет также малая и неоднородная судебная практика.  

Определение природы права музеев на воспроизведение музейных объектов тоже вызывает дискуссии. Эксперт выделяет три подхода:

  • Музейное право является разновидностью вещного права. Сторонники этой теории ссылаются на Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», который регулирует порядок охраны музейных предметов именно как предметов материальных, то есть объектов вещного права.
  • Изображение музейного объекта и сам музейный предмет – это разные объекты, на которые признаются разные права. Изображение музейного предмета – это нематериальный объект, а право на его использование представляет собой абсолютное имущественное право, то есть по существу право исключительное. Сторонники данного подхода утверждают, что функционально исключительное право музеев на воспроизведение и публикацию предметов, находящихся в их владении, родственно праву публикатора и в российской правовой системе должно существовать как разновидность смежных прав, рассказывает Анастасия Демченко.
  • Никакого исключительного права музеев на публикацию не существует, как и права копирования предмета, это не входит в состав вещных прав. Сторонники этой позиции считают, что у музеев есть возможность оказать возмездную услугу – допустить лицо к предмету, чтобы произвести его копирование. При этом если лицо использует уже готовое изображение, музей никак не может контролировать такое воспроизведение.   

«Конечно, все эти подходы имеют право на существование, однако рассматривают проблему природы музейного права достаточно узко и предвзято.

Хотя бы потому, что за пределами музейного сообщества сама идея определенной монополии музеев на воспроизведение музейных объектов вызывает негативную реакцию.

Еще большее смятение вызывает тот факт, что такая монополия никак не связана со сроками охраны авторского права на произведение», – считает эксперт.   

Специалист отдельно подчеркивает, что музейные предметы и культурные ценности являются произведениями в смысле терминологии авторского права, то есть представляют собой результат творческого труда. Следовательно, правом собственности на новое произведение обладает лицо, которое создало данный объект.

Это лицо сосредотачивает у себя все имущественные и личные неимущественные права, а также правомочия владения, пользования и распоряжения.

Кроме того, собственнику культурных ценностей законом делегируются специальные полномочия по контролю над воспроизведением этих предметов, которые не идентичны имущественным правам автора.

«То есть в отношении культурных ценностей законодатель устанавливает специальный правовой режим, который подчеркивает дуализм прав вещных и исключительных в отношении произведения искусства, признанного культурной ценностью.

В период действия авторского права наблюдается двойная защита произведения от несанкционированного копирования и воспроизведения как со стороны автора, так и со стороны собственника произведения.

По истечении срока охраны авторского права имущественные права на произведение прекращают свое действие, но вместе с тем в отношении произведения продолжает действовать право собственника разрешать их воспроизведение», – объясняет Анастасия Демченко.

Способы передачи права на воспроизведение музейных объектов

Спрашивать разрешение на воспроизведение у музеев необходимо в отношении следующих объектов:

  • произведений культуры и искусства, принадлежащих собранию музея и включенных в Музейный фонд РФ;
  • зданий музеев (в том числе фасадов);
  • внутренних убранств (интерьеров);
  • элементов экстерьеров или интерьеров, не имеющих статуса музейного предмета, но имеющих самостоятельное художественное, историческое, научное или культурное значение.

«У некоторых пользователей могут возникнуть проблемы с определением принадлежности конкретного произведения искусства собранию определенного музея.

Эта информация является общедоступной, более того, существует Государственный каталог музейного фонда РФ, опубликованный в интернете.

На протяжении длительного времени ведется работа по наполнению каталога информацией о музейных объектах, об их местонахождении, и на сегодняшний день он содержит существенный объем данных», – говорит юрисконсультант.  

Способов передачи права на воспроизведение музейных объектов два: в одностороннем разрешительном порядке и посредством заключения договора. Какой из этих способов использовать, решает сам музей.

Как отмечает Анастасия Демченко, наибольшей популярностью передачи права на воспроизведение пользуется договор, так как только через двустороннюю сделку можно обязать пользователя уплатить вознаграждение, установить ограничение использования изображения и предусмотреть штрафы за несоблюдение таких ограничений.

Государственный Эрмитаж, к примеру, предоставляет право на воспроизведение в коммерческих целях или при создании тиражированной продукции только на основании договора.

С учетом своей практики Анастасия Демченко выделяет несколько основных условий таких договоров:

  • обязательство контрагента разумным образом сопроводить изображение музейного объекта указанием на принадлежность собранию музея и, в зависимости от способа использования, достоверной атрибуции;
  • запрет на использование изображения в целях и способами, которые не предусмотрены договором, а также запрет на передачу копии третьим лицам;
  • запрет на использование изображений музейных объектов, не предусмотренных договором.

Для заключения договора или получения разрешительного письма пользователь должен направить в адрес дирекции музея соответствующий запрос.

В нем следует изложить цели воспроизведения и порядок последующего использования изображения, описать сам проект, указать идентифицирующие сведения как по отношению к самому себе, так и по отношению к проекту.

На основании этой информации дирекция музея будет принимать решение о возможности предоставления права на воспроизведение.

Подробнее о спорных вопросах передачи права на воспроизведение – в лекции Анастасии Демченко «Воспроизведение музейных объектов: особенности регулирования и правоприменения».

Источник изображения: Max Avans/Pexels

Ссылка на основную публикацию