Статья 3.1. участник особой экономической зоны

В России 2021 года действуют 34 особые экономические зоны. Это территории, которые должны приманивать налоговыми льготами прямые иностранные и местные инвестиции, развивать производство, создавать новые рабочие места. Финтолк разобрался, как должна работать идеальная ОЭЗ и выгодно ли для предпринимателя становиться ее резидентом.

Читайте в статье:

Что такое особая экономическая зонаОсобые экономические зоны в РоссииОЭЗ и офшоры

Что такое ОЭЗ

Особая экономическая зона — это часть территории страны, где действуют особые правила. Территория четко очерчена, а зарегистрировавшие здесь свои компании бизнесмены (их гордо называют резидентами) получают финансовые льготы и привилегии. Главные: налогообложение по сниженной ставке и снижение либо полное отсутствие таможенных пошлин.

На спасение бизнеса в кризис необходимо не менее 150 млрд рублей

ОЭЗ есть не только в России, аналоги под разными названиями существовали и существуют в других странах. Главная задача – привлечение именно иностранных инвестиций, которые не идут в прочие регионы из-за высоких налогов, нехватки рабочих мест и тому подобного.

Представьте себе небольшой город, рядом с которым расположен, допустим, местный завод по производству фотоаппаратов. Но из-за высоких налогов и сложной бюрократии другие компании-производители не хотят открывать здесь свои заводы.

Государство объявляет этот городок особой экономической зоной. Предпринимателям со всего мира становится выгодно открывать свое производство именно в этом месте.

Появляется куча рабочих мест, доходы бизнеса и занятых на производстве горожан растут, город благоустраивается.

Статья 3.1. Участник Особой экономической зоны

Денис Карасев, глава Российского представительства Американской Инвестиционной компании «The LCP Group»:

— Особые экономические зоны имеют грандиозную перспективу для России. Примеров удачной реализации подобных проектов масса: США, ОАЭ, Китай и многие другие. Такие зоны могут привлекать тысячи компаний со всего мира и стать прекрасным фундаментом для роста и развития многих регионов в России.

Однако они не могут существовать автономно и развиваться, если вся остальная экономическая система этого не позволяет.

Должна быть полная прозрачность для бизнеса, реальные преференции и, конечно, гарантии государства на долгие и долгие годы вперед, так как крупный, тем более иностранный бизнес, придет только в расчете на долгосрочную перспективу.

Новые налоги и запреты: что ждет россиян в 2021 году

Особые экономические зоны в России

Статья 3.1. Участник Особой экономической зоны

В настоящий момент на территории России действуют 34 ОЭЗ: промышленно-производственные — 17, «технико-внедренческие» (специализирующиеся на внедрении новых технологий) — 7, портовые — 2 и туристические — 10.

Деятельность ОЭЗ регулирует принятый в 2005 году федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Полную информацию о резидентах ОЭЗ старается собирать раздел на сайте Министерства экономического развития.

Участникам ОЭЗ предлагаются следующие конкурентные преимущества:

  • налоговые и таможенные льготы;
  • госгарантии при реализации проектов (ответственность бюджета за проценты по кредитам);
  • отсутствие серьезных административных барьеров;
  • сниженная стоимость аренды.

Конкретные льготы прописывают власти региона, где находится зона. Они же, как правило, становятся учредителями управляющей компании ОЭЗ, отвечающей за планировку территории, инфраструктуру (водопровод, электричество) — короче, выполняют роль посредника между бизнесменами и властями.

Главный подвох заключается в обязанности резидента не иметь представительств и филиалов за пределами ОЭЗ. Привилегии доступны только внутри конкретной территории и ни на метр дальше.

Стать резидентом может коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, заключивший соответствующее соглашение с органом управления ОЭЗ.

Статья 3.1. Участник Особой экономической зоны

Евгений Марченко, финансовый консультант, директор E. M. Finance:

— Создание особых экономических зон позволяет государству привлекать инвесторов в те отрасли экономики, которые требуют развития. Это позволяет за счёт некоторой недополученной налоговой прибыли обеспечить финансирование приоритетных направлений. На сегодняшний день эффективность зон оценивается исходя из размера привлеченных инвестиций.

Статья 3.1. Участник Особой экономической зоны

Оэз и офшоры

Статья 3.1. Участник Особой экономической зоны

На первый взгляд может показаться, что ОЭЗ — это почти то же самое, что офшоры. Предприниматели получают свободу действий, налогов платят меньше, да и цель офшоров и ОЭЗ в принципе одна и та же — привлечение инвестиций. Но разница, как обычно, в деталях. Офшорными зонами могут быть целые государства, которые предлагают выгодные условия для бизнеса по сравнению с другими странами, например, княжество Лихтенштейн, где зарегистрировано более 70 тысяч компаний, средний уровень доходов на душу населения превышает 5 000 евро, уровень инфляции — 1 %, а налоговая ставка для юридических лиц составляет 3 %.

Коммерческий рай: что такое офшорные зоны

Особые экономические зоны — это эдакие белые пятна на карте, территории, где предоставляются условия, которые являются льготными только относительно остальной части страны.

Понравилась наша статья? У нас около 900 полезных публикаций на самые разные темы. Лучшей благодарностью для нас станет, если вы подпишетесь на наш канал в Telegram.

Администрация Особой экономической зоны Магаданской области :: Общие сведения :: — Статья Общие сведения (Администрация Особой экономической зоны)

Администрация  Особой экономической зоны Магаданской области реализует положения Федерального закона от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», осуществляет организацию взаимодействия органов власти и субъектов хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, а также реализует программу развития Особой экономической зоны и осуществляет лицензирование заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Магаданской области.

Задачами Администрации являются:

 Статус участника Особой экономической зоны

Лицо, намеревающееся получить статус участника Особой экономической зоны, должно соответствовать следующим требованиям:

  • зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации в Особой экономической зоне;
  • состоит на учете в налоговом органе;
  • осуществляет основную хозяйственную деятельность на территории Магаданской области;
  • имеет на праве собственности или ином законном основании не менее 75 процентов основных фондов на территории Магаданской области;
  • представляет бизнес-план реализации соглашения об осуществлении деятельности (далее — бизнес-план), соответствующий требованиям настоящего Федерального закона;
  • не осуществляет деятельность в качестве кредитной или страховой организации, а также не является профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Льготы для участников Особой экономической зоны

Налоговые льготы для участников вступивших с 1 января 2015 года:

  • Льготный налоговый режим позволяет участникам ОЭЗ не уплачивать федеральную долю налога на прибыль организаций (3%);
  • Льготный налоговый режим позволяет участникам ОЭЗ не уплачивать федеральную долю налога на добычу полезных ископаемых (40%);

В 2017-2021 годы введены общие правила, что предприятия могут уменьшать базу по налогу на прибыль на сумму убытков не более чем на 50 процентов. Однако данное ограничение не распространяется на участников ОЭЗ, которые по-прежнему имеют право уменьшить налоговую базу на всю сумму полученного ими убытка.

Дополнительные условия для получения налоговых льгот:

  • Льгота по налогу на прибыль предоставляется от видов деятельности, осуществляемых на всей территории Магаданской области и перечисленных в соглашении между участником и администрацией ОЭЗ.
  • Обязательным условием является ведение раздельного учета доходов и расходов.
  • Льгота по налогу на добычу полезных ископаемых предоставляется при добыче на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области.
  • Не распространяются освобождения на углеводородное сырье и общераспространенные полезные ископаемые.

Таможенные льготы:

  • Процедура свободной таможенной зоны позволяет ввозить, размещать и использовать иностранные товары на территории ОЭЗ без уплаты таможенных платежей.
  • Товары, ввезенные под ОЭЗ можно использовать только на территории Особой экономической зоны.
  • На остальной части Магаданской области, за пределами границ ОЭЗ, импортные товары могут использоваться участниками ОЭЗ для собственных производственных нужд, то есть для: добычи полезных ископаемых, производства, строительства, оказания услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

 Территория Особой экономической зоны

  • Особая экономическая зона — территория, которая расположена в административных границах города Магадана и на которой в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» установлен особый правовой режим хозяйственной деятельности и применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
  • Существование ОЭЗ позволяет ее участникам снижать высокую транспортную и энергетическую составляющую в стоимости товаров, производимых и реализуемых в Магаданской области, а за счет дополнительных средств, остающихся в распоряжение участников ОЭЗ, у предприятий есть возможность обновлять основные фонды.
  • Учитывая отдаленность региона от промышленных центров страны, в целях насыщения товарного рынка и обеспечения населения области качественными товарами по доступным ценам, в рамках особого правового режима в границах ОЭЗ действует льготный таможенный режим, позволяющий осуществлять внешнеэкономическую деятельность без уплаты таможенных пошлин и платежей, начисляемых при ввозе иностранных товаров и без применения мер экономической политики.
  • Статья 3.1. Участник Особой экономической зоны

Границы Особой экономической зоны

Граница Особой экономической зоны, расположенная в пределах административных границ г. Магадана, оконтуривает территорию площадью 5,57 тысячи квадратных километров. Началом западной границы является точка, расположенная на береговой линии в южной части Мотыклейского залива на расстоянии 1,7 км в юго-восточном направлении от устья р. Родничок.

От начальной точки граница идет на юг вверх по склону до высоты 429,1, затем в юго-западном направлении пересекает р. Родничок, выходит на высоту 156,3, далее в западном направлении идет до высоты 287,0. От этой точки в северном направлении граница пересекает р.

Горячие Ключи с выходом на высоту с отметкой 254,7, далее идет в северном направлении по линии водораздела до высоты 141,7, затем по прямой в северном направлении пересекает долины р. Мотыклейка и р. Маллер и доходит до высоты 389,2, потом проходит в северном направлении по линии водораздела через высоты 413,7, 622,8, 904,8, 791,3, 741,5, 742,9.

От последнего обозначенного пункта граница идет строго на запад и проходит по прямой на расстояние 18,8 км до высоты 595,4, и от этой точки в северо-северо-западном направлении по прямой через высоту с отметкой 499,5 проходит до пересечения с р. Кава в месте впадения в нее р. Омылен.

Далее граница совпадает с границей заповедника «Магаданский» и идет вниз по течению по правому берегу р. Кава до слияния ее с р. Челомджа, в месте слияния рек пересекает р. Тауй и по прямой в северо-западном направлении от границы заповедника поднимается по склону горы до тригопункта с отметкой 301,1.

Читайте также:  Статья 25. государственный надзор в области обращения с отходами

От высоты с отметкой 301,7 граница проходит по прямой в восточно-северо-восточном направлении до прилегающей высоты с отметкой 116,0, далее по прямой в восточном направлении на расстояние 28,4 км до тригопункта с отметкой 25,0 (в трех километрах севернее моста через р.

Невтанджа) и от этого пункта — до тригопункта с отметкой 25,6, расположенного в 1,5 км западнее вершины отдельной возвышенности с отметкой 132,2. Далее граница по прямой почти строго в северном направлении проходит по долине вдоль р.

Яна на расстояние 24 км до геодезического знака в точке предгорья с отметкой 181,5, затем по прямой в восточном направлении на высоту с отметкой 305,2, далее по прямой в юго-восточном направлении пересекает р. Мамолтыкис и р. Чинувчан, доходит до тригопункта с отметкой 378,4, от него по прямой в юго-юго-восточном направлении пересекает р. Ланковую, р. Обходной и поднимается на высоту с отметкой 569,0 являющейся началом водораздела бассейнов верховий р. Ланковая, р. Ойра и ручьев, впадающих в Охотское море.

Граница проходит по линии указанного водораздела в общем восточном направлении по характерным точкам рельефа с высотными отметками 560,1, 570,5 (Междуречный), 540,4, 476,2, 479,4, 402,2, 503,4, 411,2, 400,7, 463,8, 479,5, 462,4, 641,3, 651,8, 602,8, 660,9, 653,7, 843,8, 905,4, 1012,1 (тгп.

Каменный Хребет), 973,7, 1061,2, 1031,1, 1015,5, 1062,3, 980,4, 1016,7, 900,2, 920,4, 775,3, 823,3, 700,5, 683,3, 652,4, 695,2, 666,1, 692,3, 579,0, 608,6, 542,8, 426,4, 350,6, 290,9, 248,1, пересекает р. Ойра, поднимается до высоты с отметкой 410,5 и далее проходит по линии водораздела по высотам 560,6, 543,7, 739,6, 649,8, 912,1, 962,5, 1012,3, 1136,2 (г.

Армань), 987,1, 917,1, 893,0, 905,6, 797,8, 727,9, 785,6, 661,4, 734,5, 717,3, 657,2, 586,9, 545,4, 645,6, 523,6, тригопункт с отметкой 501,0.

Далее от последней точки водораздела граница по прямой в юго-восточном направлении пересекает долину р. Армань и выходит на тригопункт г. Комендант с отметкой 936,1.

Далее граница идет по водоразделу в общем юго-восточном направлении по высотам 733,8, 693,4, 608,6, 631,2, 582,2, 592,2, 684,3, 694,4, 507,0, 440,2, 279,8, 400,6, 401,0, 386,1, 420,5, 526,1, 713,9, 762,3, 575,8, 615,6, 536,3, 788,4.

От этой точки граница проходит по прямой в северо-восточном направлении до высоты «Медвежий» с отметкой 904,8, по прямой в северном направлении до высоты с отметкой 1022,7, по прямой на северо-восток до высоты с отметкой 721,3, по прямой до линии водораздела бассейнов рек Уптар и Дукча.

Далее на запад по этому водоразделу до слияния источников ручья Камара, по ручью Камара до места впадения его в реку Хасын. Далее граница по прямой в северо-западном направлении на расстоянии 6 км выходит на высоту с отметкой 671,0.

Затем граница идет в северном направлении (12,6 км) до высоты с отметкой 448,0 в северо-северо-восточном направлении (7,0 км) до высоты с отметкой 342,0 в северо-восточном направлении (14,4 км) до высоты с отметкой 385,0 в восточном направлении (8,4 км) до высоты с отметкой 517,0. От этой точки в этом же направлении граница спускается по склону до пересечения с р.

Хасын, идет вверх по течению по основному руслу до моста на автодороге Палатка-Усть-Омчуг, затем вдоль этой дороги в направлении к автодороге Магадан-Сусуман, пересекает ее в перпендикулярном направлении и продолжается до пересечения с притоком р. Хасын. Граница продолжается по прямой в юго-западном направлении до места слияния р. Палатка и р. Лев.

Палатка, затем по прямой в южном направлении (1,7 км) до высоты с отметкой 487,0 далее в этом же направлении (6 км) до высоты 746,0 и далее в юго-западном направлении до точки с отметкой 906,3, принадлежащей водоразделу бассейна р. Уптар и притоков р. Хасын.

От указанной точки граница идет по водоразделу через высоты 1125,2, 1206,1, 1133,8, 1134,4, 1298,0, 804,4, 906,6, далее по прямой в юго-восточном направлении (16 км) до тригопункта с отметкой 286,0 по прямой в восточно-северо-восточном направлении (8 км) до высоты с отметкой 713,0 потом на восток (7 км) пересекая р. Ола, до высоты с отметкой 506,0. Далее граница от этой точки по прямой в южном направлении идет (24,5 км) до высоты с отметкой 407,0 затем по прямой на юго-запад (15,5 км) до высоты 432,0 и от этой точки в юго-восточном направлении до высоты 326,0, затем до высоты 490,0 и от этой точки в западном направлении вниз по склону до береговой линии оконечности м. Кир.

Далее граница проходит по береговой линии Охотского моря, включая прибрежные острова и о.

Недоразумения, в общем западном направлении по берегу Ольской лагуны, Тауйской губы, огибает полуостров Старицкого, далее по берегу бухты Нагаева, Амахтонского залива, огибает полуостров Онацевича и далее идет по берегу Мотыклейского залива до начала сухопутной границы в южной части Мотыклейского залива в 1750 м от устья р. Родничок.».

Статья 3.1. Участник Особой экономической зоны

29.04.2021 09:18

Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон — Право на vc.ru

Налоговый юрист Артур Дулкарнаев — о существующих в России налоговых льготах для резидентов особых экономических зон.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году

Это часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические зоны создаются на 49 лет для развития обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

С юридической точки зрения, есть два вида особых экономических зон. Во-первых, особые экономические зоны, действующие на основании Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Их четыре типа:

  • Промышленно-производственные.
  • Технико-внедренческие.
  • Туристско-рекреационные.
  • Портовые.

Во-вторых, особые (свободные) экономические зоны, действующие на основании иных федеральных законов:

  • Особая экономическая зона в Магаданской области, функционирующая до 31 декабря 2025 года.
  • Особая экономическая зона в Калининградской области, функционирующая ОЭЗ до 31 декабря 2045 года. Государственная поддержка организаций — резидентов ОЭЗ в Калининградской области будет действовать до 1 января 2031 года.
  • Свободная экономическая зона на территории Крыма и Севастополя, функционирующая до 31 декабря 2039 года.

Сведения из отчёта о результатах функционирования ОЭЗ за 2017 год: по состоянию на конец 2017 на территориях ОЭЗ зарегистрировано 656 резидентов, в том числе 125 резидентов с участием иностранных инвесторов. Статус резидента ОЭЗ предоставляет массу преференций, в этой статье я остановлюсь на налоговых льготах.

Счетная палата признала эффективной деятельность только тех ОЭЗ, которые расположены в Татарстане, Липецкой, Самарской областях и в Санкт-Петербурге. Деятельность остальных была признана либо неэффективной, либо вовсе не ведущейся

Что такое ОЭЗ? Это некий оазис для крупного и среднего бизнеса. Но окружающая территория развивается постольку поскольку: если в муниципалитете хороший мэр — она развивается интенсивно, если так себе — так себе развивается и территория.

По общему правилу резиденты ОЭЗ обязаны платить НДС с реализации. Однако есть исключение. Не подлежат налогообложению на территории РФ проведение работ или оказание услуг резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ. Портовая ОЭЗ в России только одна — в Ульяновской области, на территории муниципального образования «Чердаклинский район».

Организации, имеющие статус резидентов промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ либо участника СЭЗ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше двух в отношении собственных амортизируемых основных средств.

Законами субъектов РФ для организаций-резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности на территории ОЭЗ, при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесённых) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ.

Стандартная ставка по налогу на прибыль составляет 20%, при этом 3% уплачиваются в федеральный бюджет, а оставшиеся 17% — в региональный бюджет. Согласно Закону Республики Татарстан от 10.02.

2006 № 5-3РТ, налоговая ставка по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ, созданной на территории Елабужского района, и ОЭЗ «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан, составляет:

  • 0% — в течение пяти календарных лет начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
  • 5% — в период с 6 по 10 календарный год включительно начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
  • 13,5% (12,5% в 2017-2020 годах) — по истечении 10 календарных лет, начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
Читайте также:  Статья 5. ставки налога

Для организаций-резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0%. Сейчас такой кластер существует в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Для организаций-резидентов ОЭЗ (за исключением организаций, указанных выше) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 2%.

Для организаций-участников ОЭЗ в Магаданской области налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0%.

Освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента ОЭЗ, созданного или приобретённого для работы на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на бухгалтерский учет этого имущества.

Освобождаются от налогообложения налогом на имущество судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ.

А также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты постановки на бухгалтерский учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной ОЭЗ.

Освобождаются от налогообложения земельным налогом организации-резиденты ОЭЗ, в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Освобождаются от налогообложения земельным налогом судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ сроком на 10 лет.

Транспортный налог является региональным налогом, льготы по которому могут быть установлены законом субъекта РФ.

Например, согласно Закону Республики Татарстан от 29.11.

2002 № 24-3РТ «О транспортном налоге», освобождаются от обложения транспортным налогом организации-резиденты ОЭЗ промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, и ОЭЗ технико-внедренческого типа «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет.

Аналогично, согласно Закону Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области», от уплаты транспортного налога освобождаются организации-резиденты портовой ОЭЗ в течение 10 лет с начала налогового периода, в течение которого транспортное средство зарегистрировано.

В соответствии с Законом Тульской области от 28.11.

2002 № 343-3ТО «О транспортном налоге», также от уплаты транспортного налога освобождаются организации-резиденты ОЭЗ промышленно-производственного типа «Узловая» на территории муниципального образования Узловский район в отношении автомобилей грузовых, зарегистрированных после регистрации этих организаций в качестве резидентов ОЭЗ, в течение 10 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была осуществлена регистрация транспортного средства.

Пониженные тарифы страховых взносов действуют для организаций, включённых в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ.

Также для организаций, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер.

Пониженный тариф страховых взносов на 2018 год. Всего — 21%, а именно:

  1. Обязательное пенсионное страхование — 13%.
  2. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%.
  3. Обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Пониженный тариф страховых взносов на 2019 год. Всего — 28 %, а именно:

  1. Обязательное пенсионное страхование — 20%.
  2. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%.
  3. Обязательное медицинское страхование — 5,1%.

На территориях промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых ОЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. На территориях туристско-рекреационных ОЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны — процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, «ввозного» НДС, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Моя электронная почта: dulkarnaev@mail.ru.

За предоставленные фотографии благодарю Елену Мартынюк.

Портовые особые экономические зоны: возможные проблемы создания и функционирования

В июле 2005 года в России принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон) ставший правовым основанием для создания нового вида территориальных образований с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности – особых экономических зон.

Основная цель введения института особых экономических зон состояла в том, чтобы: 

  • создать благоприятную деловую среду в регионах
  • обеспечить частному сектору (инвестору) административную и консультационную поддержку
  • создать упрощенный порядок администрирования ПОЭЗ
  • установить для инвесторов-резидентов особых экономических зон специальный налоговый и таможенный режимы в целях создания привлекательных условий осуществления предпринимательской деятельности («льготный» режим хозяйствования) 

Первоначально Законом предусматривалось создание только двух типов особых экономических зон (далее — ОЭЗ): технико-внедренческих и промышленно-производственных. В июне 2006 года в Закон были внесены поправки предусматривающие создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

К концу 2007 года в России были созданы: 2 ОЭЗ промышленно-производственного типа (на территории г. Липецка и г. Елабуга, Республика Татарстан); 4 ОЭЗ технико-внедренческого типа (на территории г. Зеленограда, г.

Дубны, г. Санкт-Петербурга, г. Томска); 7 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (на территории Калининградской обл., Иркутской обл.

, Краснодарского края, Ставропольского края, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия).

В конце октября 2007 года в Закон были внесены поправки, предусматривающие создание портовых особых экономических зон. И уже в  начале текущего года МЭРТ провел конкурс на их создание.

На конкурс было подано 20 заявок. Однако, комиссией было принято решение о создании на территории России всего 3-х портовых ОЭЗ: аэропорт «Емельяново» в Красноярске, аэропорт «Ульяновск-Восточный» в Ульяновске, морской порт «Советская гавань» в Хабаровском крае. При этом, фактически отказались от участия явные «фавориты» конкурса, в числе которых можно назвать морской порт «Усть-Луга».

Данный факт свидетельствует о проблемах, с которыми столкнулись участники создания портовых особых экономических зон. Проанализируем, каковы эти проблемы.

Обязательная передача земельных участков Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами

В соответствии с действующей редакцией Закона об ОЭЗ земельные участки, находящиеся на территории создаваемой портовой ОЭЗ, должны быть переданы в управление и распоряжение на федеральный уровень – Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами (его территориальным управлениям).

Указанное правило распространяется как в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципалитетов, так и на земельные участки, принадлежащие частным лицам (юридическим, физическим и т.п.).

Несмотря на то, что Закон допускает нахождение на территории создаваемой ПОЭЗ земельных участков, принадлежащих частным лицам на праве собственности (аренды), правовая природа ПОЭЗ не предполагает сохранение этого права за владельцами – частными лицами. О чем свидетельствуют, в частности, положения Закона, предусматривающие возможность принудительного изъятия объектов недвижимости.

Сложно представить, что владельцы земельных участков (и здесь не важно, право ли это собственности или долгосрочной аренды) дадут согласие на создание ПОЭЗ, как того требует Закон, и фактически подпишутся под изъятием своих участков. Тем более, что: 

  • предоставляемые Законом преференции не столь существенны для принятия такого решения
  • нет гарантий, что инвестор получит статус резидента ПОЭЗ и как следствие –принадлежащий на законном основании земельный участок 

Обязательные вложения без учета уже осуществленных инвестиций

Закон предписывает осуществить инвесторам, желающим стать резидентами ПОЭЗ вложения в размере от 50 до 100 млн. евро (в зависимости от статуса порта: реконструируемый или создаваемый соответственно). При этом Закон не предусматривает механизмов учета уже осуществленных инвестиций в отношении реконструируемых портов в статусе ПОЭЗ.

Разрешенные Законом на территории ПОЭЗ виды деятельности не являются инвестиционно-привлекательными для частного сектора (инвесторов)

Мировой опыт создания портовых (или как они называются в некоторых странах «свободных») особых экономических зонах (далее – СЭЗ) показывает, что основной отраслью экономики, обеспечивающей эффективное развитие ПОЭЗ, было и остается именно сборочное производство.

Так, например, в Шанхае резидентами СЭЗ «Пудун» являются такие предприятия как: Nissan Motor Co. (автомобилестроение); Volvo (автомобилестроение); Volkswagen (автомобилестроение); Mazdas Motor Co. (автомобилестроение); Honda Motor Co. (автомобилестроение); MSP/DRILEX (тяжелое машиностроение); Tomson (электротехническая промышленность).

Это свидетельствует о том, что одной из основных целей СЭЗ является создание сборочных производств и интенсификация международного торгового обмена за счет активизации и расширения внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности.

В отличие от международных аналогов СЭЗ в России основная цель создания ПОЭЗ сводится к развитию транспортной инфраструктуры (в частности, портовой). Указанный вывод подтверждается положениями статьи 3 («цели создания особых экономических зон») Закона об особых экономических зонах.

  • При этом государство не рассматривает в качестве приоритета создание и развитие на территории, например, морских портов сборочных производств, предусматривая лишь в качестве разрешенного вида деятельности на территории портов простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара.
  • Предусмотренной сегодня системы преференций не достаточно для инвесторов
  • Закон предусматривает в ПОЭЗ особый режим правового регулирования, который характеризуется: 
  • упрощенным порядком администрирования (система управления на территории ПОЭЗ строится по принципу «одного окна»: административно-распорядительные функции сосредоточены в рамках одного специализированного органа государственной власти)
  •  налоговыми льготами (НДС, налог на прибыль, акцизы, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог)
  • внешнеторговыми преференциями (таможенный режим свободной таможенной зоны)
  • финансовыми льготами (различными видами субсидий, посредством которых достигается снижение ставок оплаты услуг ЖКХ, арендной платы и т.п.)
  • неизменностью правового режима, в том числе, в отношении имущества в течение 49 лет
  • возможностью применения «дедушкиной оговорки» 
Читайте также:  Статья 5. Органы, осуществляющие государственную охрану и участвующие в ее обеспечении

Вместе с тем, очевидно, что данной системы преференций не достаточно для инвесторов.

Налоговые льготы не предусматривают полного освобождения от уплаты налогов. Более того, предоставляемые Законом преференции основываются на региональные (местные) налоги либо на соответствующую часть налога. Как следствие — уровень налоговых льгот в ПОЭЗ несущественен.

Зачастую льготы могут быть получены и без статуса резидента ПОЭЗ на условиях, определяемых инвестором и региональными властями. Это обусловлено Законом, в котором установлены налоговые льготы, в основном относящиеся к региональным и местным налогам.

По таким налоговым преференциям органы государственной власти субъектов РФ (муниципалитеты) вправе принимать самостоятельные решения о стимулировании того или иного вида деятельности посредством предоставления региональных (местных) налоговых преференций на основании регионального законодательства.

В таком случае инвестору не обязательно проходить процедуру получения статуса резидента ПОЭЗ, подписываться под существенными ограничениями, предполагающими наличие статуса резидента (например, ограниченный «набор» видов деятельности, обязательное осуществление инвестиций, запрет на открытие филиалов и/или представительств, ограничения ввоза/вывоза товаров с территории ПОЭЗ и т.п.), а достаточно «договориться» с органами госвласти субъекта РФ или муниципалитета, например, в подписываемом инвестиционном соглашении.

Получается, что «внутренние» преференции ПОЭЗ (за исключением таможенного режима свободной таможенной зоны) ненамного благоприятнее обычных условий для бизнеса.

Частный сектор имеет достаточно возможностей для развития без статуса резидента ПОЭЗ благодаря упрощенному режиму налогообложения и региональным программам поддержки, в том числе для малого бизнеса.

Очевидно, что система льготных налоговых юрисдикций ПОЭЗ (налоговых преференций) требует пересмотра путем разработки дополнительных мер по упрощению налогового администрирования. В качестве положительного примера можно привести зарубежный опыт в создании СЭЗ*.

Ограничения в получении статуса ПОЭЗ по субъектному составу

В соответствии с Законом, ПОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров. Следовательно, на получение статуса ПОЭЗ могут претендовать только комплексы, предназначенные для осуществления исключительно грузовых перевозок.

Пока нет определенности в том, как будет реализовано это положение, например, в отношении портов (аэропортов), которые осуществляют как пассажирские, так и грузовые перевозки.

Ограничить возможность участия в конкурсе, например, только аэропортами осуществляющими исключительно грузовые перевозки (КАРГО) было бы не совсем правильно, т.к.

в начале 90-х, когда финансирования со стороны государства на поддержание/развитие аэропортовой инфраструктуры не было, «удержаться» в основном смогли лишь аэропорты, ориентированные как на грузовые (в меньшей степени), так и на пассажирские перевозки (наиболее прибыльный на сегодня вид перевозок).

  1. Тем не менее, в действующей редакции Закона данный вопрос не решен.
  2. Сложность практической реализации некоторых положений Закона
  3. Например, это относится к вопросам правового регулирования в административно-правовом образовании размещения/нахождения жилых объектов.
  4. Исходя из буквального толкования положений пункта 4 статьи 4 Закона об ОЭЗ, ПОЭЗ должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно территориального образования.

Сложность практической реализации данного положения заключается в том, что законодательство не содержит легального определения административно-территориального образования. Логика подсказывает, что к административным территориальным образованиям могут быть отнесены города, районы и т.п. Если это так, то и жилые объекты ранее построенные, к примеру, на территории морских портов «вне закона».

Сейчас необходима законодательная инициатива со стороны Правительства РФ в лице МЭР или РосОЭЗ по внесению изменений в действующий Закон о ОЭЗ. В частности, требует уточнения понятие «административно-территориального образования».

Вероятно, в существующем положение дел, жилые комплексы, расположенные в границах ПОЭЗ, могут быть сохранены с последующим расселением. Средства для этого могут быть выделены из федерального или регионального бюджетов. Однако это в значительной степени будет зависеть от того, как эти вопросы будут прописаны сторонами в соглашении о создании особой экономической зоны портового типа.

  • Отсутствие  в Законе некоторых необходимых положений
  • Например, Федеральный закон «О морских портах» определяет особый порядок управления деятельностью порта, предусматривающий функционирование «администрации порта».
  • В свою очередь Закон об ОЭЗ предусматривает создание на территории ОЭЗ уполномоченного органа (РосОЭЗ/его территориальные управления), в рамках которого предполагается аккумуляция всех полномочий по созданию и управлению ОЭЗ.
  • Однако ни первый, ни второй Закон не предусматривают положений, регламентирующих порядок взаимодействия названных уполномоченных органов.
  • Более того, согласно действующему законодательству на территории ПОЭЗ должны быть созданы дочерни компании ОАО «Особые экономические зоны».
  • Все это в конечном итоге «размывает» центр принятия решений на территории ПОЭЗ, создает предпосылки десинхронизации действий участников ПОЭЗ.

В этом смысле также интересен зарубежный опыт: формирование СЭЗ сопровождается целым рядом дополнительных, а в отдельных случаях – эксклюзивных мер как экономического, так и административного характера, обеспечивающих в комплексе эффективное функционирование таких образований и интенсификацию их влияния на всю социальную систему.

В связи с этим к управлению СЭЗ, как правило, привлекаются компании, имеющие опыт управления и эксплуатации подобными объектами. Кроме того, в органы управления особыми зонами входят представители инвесторов-резидентов эксплуатируемых зон.

Это позволяет учесть интересы всех участников особой зоны и эффективно построить взаимодействие субъектов внутри ее.

Правовая неопределенность в имущественных и земельных отношениях

При подписании соглашения о создании особой экономической зоне стороны не регламентируют имущественные и земельные вопросы.

Как правило, в таких соглашениях обходятся формулировкой «в порядке, установленном действующим законодательством». Вместе с тем, практика показывает, что в соглашениях подобные вопросы должны быть прописаны детально.

Именно правовая неопределенность в имущественных и земельных отношениях может стать сложно разрешимой проблемой.

Риски проектов по созданию особых экономических зон

Создание особой экономической зоны любого типа предполагает наличие необходимой инфраструктуры, а также материальное и техническое оснащение территории.

Соответствующие обязательства государства предусматриваются в соглашениях о создании особых экономических зон и детализируются в плане обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории (далее — План).

В Плане определяется перечень инфраструктурных объектов, источники финансирования строительства указанных объектов, сроки строительства и прочее.

Если в особых экономических зонах промышленно-производственного и технико-внедренческого типов обустройство территории может быть осуществлено в среднем в течение 1 года, то применительно к портовым особым экономическим зонам срок выполнения обязательств государства по строительству инфраструктуры и обустройству территории ОЭЗ составит от одного года до двух лет. И то, при условии, что соответствующее финансирование будет предусмотрено в бюджетах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в нужном объеме, а также – при своевременности бюджетного финансирования. Названные обстоятельства следует отнести к рискам проекта по созданию любого типа особых экономических зон.

На наш взгляд, одним из возможных вариантов минимизации рисков при создании особой экономической зоны может быть комплексное использование инструментов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП). При этом, процессы создания ОЭЗ и использования ГЧП должны идти параллельно.

Законодательством предоставляется довольно широкий перечень инструментария для обеспечения участия частного капитала в создании и модернизации инфраструктуры (концессии различных видов, Инвестиционный Фонд РФ, венчурные фонды, Банк Развития (Внешэкономбанк), федеральные адресные инвестиционные программы, федеральные целевые программы и т.п.).

Использование одного из названных инструментов ГЧП или их сочетания уже на первом этапе позволит распределить финансовые риски по созданию необходимых объектов инфраструктуры между государством и бизнесом.

Выбор моделей финансирования – это сфера ведения субъектов Российской Федерации. Именно они, как самые заинтересованные «участники» этого процесса, имеют сегодня все возможности для эффективного создания и функционирования особых экономических зон.

Вывод:

Несмотря на явные успехи института ОЭЗ в России, произведенный нами организационно-правовой анализ различных аспектов создания и функционирования Портовых особых экономических зон демонстрирует наличие ряда проблем, требующих скорейшего решения.

Ссылка на основную публикацию