Статья 23.1. учреждения уголовно-исполнительной системы

Статья 23.1. Учреждения уголовно-исполнительной системы Внимание!
Уважаемые пользователи! Вы находитесь на старой версии сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации теперь находится на

Едином портале прокуратуры Российской Федерации по ссылке

     Согласно п. 2, п. 23 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством профилактических мероприятий.

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. В Инструкции приведён исчерпывающий перечень категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которые берутся на профилактический учет.

     Так, например, учету подлежат склонные к совершению побега, совершению суицида и членовредительству, к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков, признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма. Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

     С осужденными, поставленными администрацией исправительного учреждения на профилактический учет, соответствующими службами ведется работа по профилактике совершения нарушений и преступлений.

При поступлении в учреждение осужденных (подозреваемых, обвиняемых) из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), которые ранее были поставлены на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом.

     По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятии их с профилактического учета.

     Кроме того, может проводиться индивидуальная профилактика, которая включает в себя работу с подучетными лицами с учетом психологических особенностей личности правонарушителей, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия.

     Профилактическая работа с лицами, поставленными на профилактический учет, может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении уголовно-исполнительной системы, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия. О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения уголовно-исполнительной системы.

     Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. В последнем случае комиссия дает конкретные рекомендации по существу возникших проблем.

  •      Лицо может быть снято с профилактического учета в следующих случаях: 
         — освобождения из учреждения уголовно-исполнительной системы; 
         — принятия решения административной комиссии, вынесенного на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения УИС; 
         — принятия решения административной комиссии по представленным положительно характеризующим лица, поставленного на профилактический учет, материалам не ранее чем по истечении трех месяцев пребывания в учреждении УИС — в отношении подозреваемых, обвиняемых или осужденных, поступивших в учреждения УИС из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов тюрем).
  •      Постановка осужденного на профилактический учет мерой взыскания не является.
  • Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

Актуальные новости и аналитика в прямом эфире

Статья 23.1. Учреждения уголовно-исполнительной системыКомментарий к статье 23.1

1. Значительный объем полномочий в сфере профилактики правонарушений обвиняемых, подозреваемых и осужденных несовершеннолетних возложен на учреждения уголовно-исполнительной системы: следственные изоляторы, воспитательные колонии, уголовно-исполнительные инспекции.

В соответствии со ст.

8 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Деятельность следственных изоляторов регламентирована Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утв. Приказом Минюста от 25 января 1999 г. N 20.

Права и обязанности несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых регламентированы Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста от 14 октября 2005 г. N 189.

Комментируемой статьей на следственные изоляторы возложена реализация ряда полномочий в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых:

1) проведение культурно-воспитательной работы организуется подразделениями (службой) воспитательной работы следственных изоляторов.В соответствии со ст. 31 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач;

2) организация оказания медицинской, социальной и психологической помощи.

В соответствии со ст.

31 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.Психологическая помощь несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым оказывается сотрудниками психологической службы в соответствии с Инструкцией по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста от 12 декабря 2005 г. N 238.

Оказание медицинской помощи несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым осуществляется согласно ч. 1 ст. 37 и ч. 1 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» в соответствии Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утв.

Приказом Минюста от 28 декабря 2017 г. N 285;3) организация оказания помощи в получении начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для самообразования.

Вопросам организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, посвящена ст. 80 ФЗ «Об образовании».

Отметим также, что согласно Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности, а также получать их в передачах и посылках;

4) осуществление иных мероприятий по предупреждению правонарушений.

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, определяется Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста от 20 мая 2013 г. N 72.

2. Воспитательные колонии являются учреждениями уголовно-исполнительной системы, в которых отбывают наказание в виде лишения свободы по приговору суда несовершеннолетние с 14 до 18 лет, а также осужденные, оставленные в воспитательной колонии до достижения ими возраста 19 лет.

Порядок и условия отбывания наказания в воспитательных колониях устанавливаются Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста от 6 октября 2006 г. N 311.

Комментируемым Законом на воспитательные колонии возложена реализация ряда функций в рассматриваемой сфере:

1) проведение работы по исправлению несовершеннолетних осужденных составляет основное содержание исполнения наказания в воспитательных колониях.

Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях осуществляется в соответствии с Инструкцией об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях ФСИН, утв. Приказом Минюста от 21 июня 2005 г. N 91;

2) оказание медицинской помощи несовершеннолетним осужденным регламентировано Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утв. Приказом Минюста от 28 декабря 2017 г. N 285.Оказание медицинской помощи несовершеннолетним осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН, а при невозможности оказания медицинской помощи в данных медицинских организациях — в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения;

3) получение несовершеннолетними осужденными начального общего, основного общего, среднего общего, а также среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих обеспечивается в рамках организации учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях (ст. 141 УИК).

Общее образование, среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и профессиональное обучение осужденных осуществляются в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и учебно-производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии.

Читайте также:  Статья 19.2. предоставление земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей и право собственности субъектов российской федерации на которые возникло до 1 июля 2011 года

Несовершеннолетним осужденным разрешается обучаться по заочной форме в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях.

Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования несовершеннолетними, отбывающими наказание в виде лишения свободы, определен в настоящее время Положением об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста от 21 ноября 2005 г. N 223.Согласно ст. 80 ФЗ «Об образовании» функции и полномочия учредителя общеобразовательных организаций должны исполняться органами исполнительной власти субъектов РФ. Между тем исторически сложилось, что учредителем школ воспитательных колоний является ФСИН .——————————— См.

: Воспитанников колоний для несовершеннолетних оградят от влияния криминальной субкультуры // Федеральная служба исполнения наказаний: сайт. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php?ELEMENT_ID=317862 (дата обращения: 1 апреля 2019 г.).Осуществление обязательного начального профессионального образования и профессиональной подготовки несовершеннолетних осужденных организуется в соответствии с Порядком осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы, утв. Приказом Минюста от 7 мая 2013 г. N 67;

4) оказание несовершеннолетним осужденным помощи в социальной адаптации представляет собой процесс приспособления (привыкания) несовершеннолетнего осужденного к соблюдению условий и правил проживания в новой социальной среде, следованию определенным нормам, правилам, установкам.

Основными этапами социальной адаптации осужденных в воспитательной колонии являются:- начальный период пребывания и период адаптации в отряде;- основной период пребывания в воспитательной колонии;- завершающий период, связанный с подготовкой к освобождению из воспитательной колонии .

——————————— См.

: Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы, направленные письмом Минобрнауки от 28 июля 2016 г. N 07-3188.

Приказом Минюста от 30 декабря 2005 г. N 262 утверждено Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы. Социальная защита представляет собой комплексную деятельность по оказанию осужденным социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.

Значительную роль в социальной адаптации несовершеннолетних осужденных играет воспитательная работа (ст. 109 УИК) и оказание несовершеннолетним осужденным психологической помощи. Одной из форм социальной адаптации несовершеннолетних осужденных является их трудовая адаптация.

Она обеспечивается в рамках деятельности учебно-производственных (трудовых) мастерских в воспитательных колониях.Приказом Минюста от 1 апреля 2008 г.

N 80 утверждено Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы.

Отношения по оказанию социальной помощи освобождаемым несовершеннолетним осужденным детально регламентированы Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста от 13 января 2006 г. N 2;

5) воспитательные колонии могут осуществлять и иные мероприятия по предупреждению правонарушений несовершеннолетних осужденных. Организация профилактики правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы регламентирована Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста от 20 мая 2013 г. N 72. Она включает в себя меры общей и индивидуальной профилактики.3. В соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729, уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста. Они являются учреждениями уголовно-исполнительной системы (ч. 14 ст. 16 УИК).Уголовно-исполнительные инспекции исполняют следующие уголовные наказания, назначенные несовершеннолетним:- лишение права заниматься определенной деятельностью;- обязательные работы;- исправительные работы;- ограничение свободы в виде основного вида наказания.

  • Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за несовершеннолетними:
  • 1) проведение воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями в рамках деятельности по исполнению уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
  • 2) оказание помощи несовершеннолетним осужденным в трудоустройстве предполагает вовлечение несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, состоящих на учете, в трудовую деятельность, содействие в приобретении ими профессии или профессиональной ориентации.

— осужденными условно;- в отношении которых отбывание наказания отсрочено;- условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания.Приказом Минюста от 20 мая 2009 г. N 142 утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.Комментируемый Закон возлагает на уголовно-исполнительные инспекции ряд обязанностей в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Дадим им краткую характеристику:Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют постановку несовершеннолетних осужденных на учет и проводят с ними предварительные беседы. При этом вызываются его родители или иные законные представители.В целом действующим уголовно-исполнительным законодательством и иными нормативными правовыми актами не установлены порядок, формы и методы проведения уголовно-исполнительными инспекциями воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Между тем в соответствии с положениями УИК воспитательная работа с осужденными является основным средством исправления ;——————————— См.

: Уваров О.Н. Проблемы организации воспитательной работы с осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях // Уголовная юстиция. 2017. N 10. С. 110.Приказом Минюста и МВД от 4 октября 2012 г. N 190/912 утвержден Регламент взаимодействия ФСИН и МВД по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений.При выявлении несовершеннолетних, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, нуждающихся в трудоустройстве, уголовно-исполнительные инспекции информируют об этом органы службы занятости для оказания помощи несовершеннолетним в соответствии со своей компетенцией. В свою очередь органы службы занятости информируют уголовно-исполнительные инспекции о мероприятиях, проведенных с целью трудоустройства несовершеннолетних осужденных.Уголовно-исполнительная инспекция ежедневно осуществляет контроль за обращением осужденного, не имеющего основного места работы, в организацию по вопросу трудоустройства и его трудоустройством;

3) осуществление иных мероприятий по предупреждению правонарушений несовершеннолетних предполагает осуществление уголовно-исполнительными инспекциями различных действий в пределах своей компетенции по организации работы с несовершеннолетними осужденными. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних предполагает тесное взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с другими субъектами профилактики.

1 апреля президент подписал закон об отбывании осужденными наказания по месту жительства

Многолетняя борьба правозащитников и уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой увенчалась успехом: 1 апреля 2020 года Президент России подписал закон о внесении изменений в статьи 73 и 81 УИК РФ.

Это позволит многим тысячам осужденных отправиться отбывать наказание вблизи от дома. В настоящее время порядок отправки осужденных к месту отбытия наказания определен статьей 73 УИК РФ.

Эта статья делит всех осужденных к лишению свободы на несколько категорий:

  1. Те, кто осужден за «обычные» преступления и остается отбывать наказание в субъекте по месту жительства или месту осуждения. У этих осужденных почти нет проблем, кроме случаев, если они проживают в обширном регионе и колония, куда они попали, находится на значительном удалении от места жительства их семьи либо за время отбытия ими наказания семья переехала в другой регион.
  2. Те, кто был осужден за обычные преступления, однако в их месте жительства отсутствуют колонии соответствующего вида режима либо нет вообще никаких колоний (как в Москве, Ингушетии, Севастополе или на Чукотке). Их направляли в учреждения УИС другого региона, но не ближайшего, а любого.
  3. Те, кто был осужден к отбытию наказания в воспитательных колониях. Их по наряду ФСИН направляют в колонию, закрепленную за данным субъектом РФ.

Наконец, те, кто осужден за:

  • преступления террористической направленности, похищение человека, участие в НВФ, бандитизме, участии в преступном сообществе, государственной измене, вооруженном захвате власти, организации экстремистского сообщества или экстремистской организации, посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа, дезорганизацию деятельности исправительного учреждения;
  • к пожизненному лишению свободы либо кому смертная казнь была заменена лишением свободы;
  • приверженные идеологии терроризма, оказывающие негативное влияние на других осужденных;
  • осужденные при особо опасном рецидиве преступлений направляются для отбытия наказания в места, определяемые ФСИН России (часть 4 статьи 73 УИК РФ).

Законодательством создавалось две проблемы, связанные с отбытием наказания по месту жительства:

  • осужденные, кроме тех, кого мы отнесли к первой группе, не могли рассчитывать на то, чтобы для отбытия наказания их направили в учреждения, доступные для их родных и близких;
  • те, кто уже попал в дальние для них регионы, либо те, чьи семьи переехали, либо те, у кого эти семьи возникли, не могли рассчитывать на перевод в другой регион.
Читайте также:  Глава V. Финансовое, организационное, научно - методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений

Статья 81 УИК РФ жестко определяла круг критериев для перевода из одного учреждения в другое:

  • реорганизация учреждения;
  • обеспечение безопасности осужденного;
  • невозможность отбывать наказание в данной местности по состоянию здоровья.

Из тех, кто просил о переводе, под эти критерии подпадали не более 10% осужденных.

Правда, та же статья 81 УИК РФ позволяла переводить осужденных и в «иных исключительных случаях». Однако понимание того, какой случай исключительный, а какой нет, у ФСИН, правозащитников и прокуратуры разошлись.

Так, правозащитники и ФСИН считали, что необходимость перевода осужденного к месту жительства его супруги, детей и родителей носит исключительный характер, так как защита семьи гарантирована Конституцией РФ, а уважение к семейной жизни – статьей 8 Конвенции прав человека и основных свобод.

Совсем иная была позиция прокуратуры. В переводе осужденного в другое учреждение прокуратура усматривала не проявление уважения к семье, а проявление коррупции.

Поэтому к 2009 году перевод осужденных из одного региона в другой стал носить единичный и исключительный характер и за каждым таким случаем бдительно следили зоркие прокуроры.

1 апреля (и это не шутка!) Президентом был подписан Федеральный Закон 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ».

Как меняется порядок направления для отбытия наказания осужденных к принудительным работам (ПР)?

  • если по месту жительства осужденного к ПР отсутствует Исправительный центр (ИЦ) либо ИЦ имеется, но привлечение в нем к труду осужденного невозможно, осужденный направляется в наиболее близко расположенный ИЦ, где имеются возможности для его размещения.
  • по заявлению осужденного к ПР или по заявлению его близкого родственника, но с его согласия, по решению ФСИН России при наличии возможности размещения (привлечения к труду) в Исправительном центре, расположенном на территории субъекта, где проживает его близкий родственник, он может быть направлен в данный ИЦ, а при отсутствии такой возможности – другой ИЦ, наиболее близкий к месту жительства его близкого родственника (ч. 2–1 ст. 60-1 УИК РФ).

В каком случае становится возможным перевод осужденного к ПР из одного ИЦ в другой? 

  • в случае болезни осужденного;
  • для обеспечения его личной безопасности;
  • при реорганизации или ликвидации ИЦ;
  • иных исключительных обстоятельствах, препятствующих осужденному находиться в данных учреждениях;
  • по заявлению осужденного либо с его согласия по заявлению близкого родственника ФСИН России осужденный один раз за период отбытия наказания в ИЦ, расположенном в субъекте РФ, где проживает его близкий родственник, либо при отсутствии возможности размещения в таком ИЦ, — в ближайший к месту жительства близкого родственника, если там имеются условия для его привлечения к труду (ч.ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ).

В каком случае осужденный не подлежит переводу из одного Исправительного центра в другой либо из одной исправительной колонии в другую? 

— Если в пути следования может наступить окончание срока наказания (ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ, ч. 2 ст. 81 УИК РФ).

Кто оплачивает следование осужденных в ИЦ, куда они переведены по заявлению для приближения к месту жительства близких родственников? 

— Они сами, при этом в ИЦ они следуют самостоятельно (ст. 60-2 УИК РФ).

  • Каким образом следуют к месту отбытия в ИЦ наказания осужденные, которым назначено наказание в виде исправительных работ, либо неотбытый срок наказания заменен исправительными работами, либо которые переводятся из одного ИЦ в другой не по заявлению о приближении к месту жительства родственников? 
  • — Самостоятельно за счет государственных средств.
  • Как изменился порядок направления осужденных в другой регион по состоянию здоровья или для обеспечения их личной безопасности в регион не по месту их проживания? 

— Теперь их согласие на направление в такой регион должно быть письменным (ч. 1 ст. 73 УИК РФ).

Как меняется порядок направления осужденного в исправительное учреждение, если по его месту жительства отсутствует учреждение, где есть условия для его размещения? 

— Он направляется в исправительное учреждение наиболее близко расположенного субъекта РФ, где есть условия для его размещения (ч. 2 ст. 73 УИК РФ).

Каким образом осужденный к лишению свободы может быть переведен для приближения к месту жительства близких родственников?

— По заявлению осужденного к лишению свободы или по заявлению его близкого родственника, но с его согласия, по решению ФСИН России при наличии возможности размещения в Исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта, где проживает его близкий родственник, он может быть направлен в данное ИУ, а при отсутствии такой возможности – другое ИУ, наиболее близкое к месту жительства его близкого родственника (ч. 2-1 ст. 73 УИК РФ).

В каком случае осужденный к лишению свободы по статьям, не указанным в ч. 4 ст. 73 УИК РПФ, может быть переведен в другое исправительное учреждение? 

  • в случае болезни осужденного;
  • для обеспечения его личной безопасности;
  • при реорганизации или ликвидации ИУ;
  • иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном учреждении;
  • по заявлению осужденного либо с его согласия по заявлению близкого родственника ФСИН России — в исправительное учреждение, расположенное в субъекте РФ, где проживает его близкий родственник, либо при отсутствии возможности размещения в таком учреждении — в ИУ, расположенное в ближайшем к месту жительства близкого родственника субъекте РФ, если там имеются условия для его привлечения к труду (ч. 2 ст. 81 УИК РФ).

В каком случае осужденный к лишению свободы за преступления террористической направленности, похищение человека, участие в НВФ, бандитизме, преступном сообществе, государственной измене, вооруженном захвате власти, организации экстремистского сообщества или экстремистской организации, посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа, дезорганизацию деятельности исправительного учреждения может быть переведен в другое исправительное учреждение? 

— «По решению федерального органа уголовно-исполнительной системы» (ч. 2 ст. 81 УИК РФ). 

Когда вступает в действие Федеральный закон 96-ФЗ? 

— В течение 180 дней после 1 апреля 2020, то есть, если мы правильно посчитали, – 28 сентября 2020 года. Однако следует иметь в виду, что ФСИН России предстоит разработать два приказа о порядке перевода осужденных к принудительным работам и к лишению свободы из одного учреждения в другое.

  1. СПЧ во ФСИН России запрошены проекты соответствующих приказов. 
  2. Оригинал

Зона Права

В соответствии со ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, 1.

В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие.

2. Порядок применения указанных в части первой настоящей статьи мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

Таким нормативным правовым актом законодательства РФ в данном случае является Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в статьях 30 и 31 которого приведены исчерпывающие основания применения спецсредств и огнестрельного оружия.

Так, в частности, в статье 30 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-I, указано: Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют специальные средства в следующих случаях:

  1. для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, заключенных и других граждан;
  2. для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу;
  3. для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
  4. при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
  5. для задержания и возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания.

В качестве специальных средств могут применяться:

  • резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи;
  • наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 настоящей статьи. При отсутствии наручников сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания;
  • светозвуковые средства отвлекающего воздействия — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 и 5 настоящей статьи;
  • средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи;
  • водометы и бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 настоящей статьи, и только по указанию начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения;
  • служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 и 5 настоящей статьи.
Читайте также:  Статья 4. Принципы космической деятельности

Газовое оружие может применяться в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 и 5 настоящей статьи.

Виды специальных средств и газового оружия, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда осужденным, заключенным и иным лицам.

  • Запрещается применять специальные средства и газовое оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.
  • Что касается применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы огнестрельного оружия, то в статье 31 Закона сказано: Порядок ношения оружия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы устанавливается территориальными органами уголовно-исполнительной системы.
  • Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие:
  1. для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;
  2. для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно-исполнительной системы, осужденных заключенных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием;
  3. для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;
  4. для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства;
  5. для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование сотрудника уголовно-исполнительной системы о сдаче оружия.

Кроме того, огнестрельное оружие может использоваться:

  1. для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключенным;
  2. для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные настоящей статьей основания для его применения.

Без предупреждения огнестрельное оружие применяется:

  1. при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;
  2. при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;
  3. при попытке осужденного или заключенного, а также иного лица приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником уголовно-исполнительной системы расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.
  1. При применении огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.
  2. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.
  3. О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику.
  4. Администрация учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о каждом случае применения огнестрельного оружия незамедлительно уведомляет прокурора.

Минюст утвердил новый порядок проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС

Минюст утвердил Порядок проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ. Соответствующий приказ, опубликованный 13 января, касается как действующих, так и уволенных сотрудников системы ФСИН.

Новый акт регулирует организацию служебной проверки, круг ее участников, сроки и оформление результатов. Так, основанием для проведения проверки в отношении сотрудника является не только дисциплинарный проступок, но и «иные происшествия», если есть основания полагать, что они стали следствием дисциплинарного проступка.

Проверки проводятся и в ряде других случаев – в частности, после возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении, гибели работника и возникновения у него проблем со здоровьем. Проверка в отношении гражданина также проводится, если во время службы в УИС пострадало его здоровье.

Среди источников информации, в которых могут фигурировать основания для проведения служебной проверки, упоминаются публикации в СМИ и Интернете. Служебную проверку проводит комиссия из подразделения, к компетенции которого относится проведение таких проверок, или кадровое подразделение. Из п.

12 Порядка следует, что членом комиссии не может быть лицо, прямо или косвенно заинтересованное в результатах проверки, а также сам проверяемый, его родственники и подчиненные.

По общему правилу, проверка занимает 30 дней, этот срок можно продлить еще на 30 календарных дней или 10 рабочих в зависимости от ситуации (п. 17 Порядка).

Заканчивается служебная проверка оформлением заключения о ее результатах. В распорядительной части этого документа в зависимости от конкретного случая указываются различные предложения.

Например, о применении дисциплинарного взыскания, о передаче материалов в правоохранительные органы или о восстановлении нарушенных прав граждан. В п. 35 Порядка прямо указано, что вносить изменения в утвержденное заключение запрещается.

Материалы служебной проверки хранятся в том учреждении или органе УИС, которые ее проводили, и могут предоставляться по запросу судов и правоохранительных органов.

Отметим, что параллельно с новым Порядком существует Приказ ФСИН России от 12 апреля 2012 г. № 198 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Поскольку в приказе Минюста об Инструкции ФСИН не упоминается, «АГ» направила в министерство запрос с просьбой разъяснить, утратил ли силу приказ ФСИН после регистрации Порядка Минюста. В ведомстве пояснили, что приказ ФСИН от 12 апреля 2012 г. № 198 «не подлежит применению».

Минюст также отметил, что уже согласовал проект приказа ФСИН о признании приказа № 198 утратившим силу.

Адвокат АК «Бажинов и Партнеры» Георгий Скурятин считает, что приказ Минюста существенно не повлияет на деятельность подразделений УИС. По его словам, в предусмотренных новым Порядком случаях проверки проводились и раньше.

«Подготовка и утверждение приказа Минюста № 341 прежде всего связаны с нынешними реалиями, в частности с требованиями антикоррупционного законодательства, законодательства о гостайне и защите персональных данных», – пояснил эксперт.

В то же время, добавил он, в отличие от Приказа ФСИН № 198, требования которого применялись до настоящего времени, в приказе Минюста расширены права членов комиссии, более детально урегулированы их ответственность и порядок ознакомления заинтересованного лица с заключением по результатам проверки.

Адвокат АП г. Москвы Анатолий Железняк добавил: «С одной стороны, источниками информации, содержащими основания для проведения служебной проверки, являются среди прочих поступившие в учреждения и органы УИС сведения, содержащиеся в решениях общественных объединений, в публикациях СМИ и в Интернете.

Но с другой, в состав лиц, которые имеют право инициировать проведение служебной проверки, не включается адвокат. Это нелогично, так как именно адвокат зачастую может получить информацию о нарушении прав лица, находящегося в исправительном учреждении». Отметим, что в п.

6 среди источников информации, в которых могут содержаться основания для проведения проверки, в частности упоминаются обращения граждан, юридических лиц и общественных объединений.

Кроме того, 14 дней, которые отведены для принятия решения о начале проведения служебной проверки, – слишком большой срок, по мнению эксперта: «Он направлен не на выявление нарушений внутри системы, а на фиксацию фактов, полученных извне».

В п. 28 Порядка упоминается, что в заключении комиссия может указать «рекомендации предупредительно-профилактического характера». «Меры, направленные на предотвращение нарушений, являются декларативными: не раскрывается, какая именно превентивная работа будет проводиться», – подчеркнул Анатолий Железняк. Возможно, конкретные меры будут закреплены в другом приказе, предположил он.

«Неясен механизм взаимодействия со СМИ и общественными объединениями по итогам резонансных проверок и громких дел. О повороте ФСИН к большей прозрачности говорить пока рано. На мой взгляд, для органов исполнительной власти, и тем более ФСИН, стратегическая задача – улучшение своего имиджа, для чего прозрачность внутренних проверок первостепенна», – заключил эксперт.

Ссылка на основную публикацию