Статья 2. законодательство российской федерации о военных судах

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах

В вооруженных силах РФ судебная власть представлена военным судом. Под его юрисдикцией находится решение вопросов дисциплинарных санкций и уголовных правонарушений во всех армейских формированиях. Сюда же включаются органы исполнительной власти, при условии, что в них предусмотрена военная (или приравнивающаяся к военной) служба. Чтобы было понятнее, о чем ведется речь, напомним, что до 1992 года военный суд носил название военного трибунала.

Судебная структура

Военный суд занимается рассмотрением гражданских или административных дел, защитой прав военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. Подлежат рассмотрению случаи неправомерных действий со стороны командования или старших по званию. Предстать перед трибуналом может и гражданское лицо, если было совершено преступление совместно с военнослужащим.

Военный суд, как система, имеет определенную структуру. В ней можно выделить три основных звена.

  1. Звено гарнизонных судов. В иерархии считается низшей ступенью.
  2. Звено окружных судов.
  3. Военная коллегия. Считается высшей ступенью.

Военная коллегия является составным звеном Верховного суда РФ. В ее состав, кроме председателя включены заместитель, а также некоторые судьи упомянутого Верховного суда. В данной инстанции рассматриваются дела, связанные с толкованием нормативных документов, с преступлениями со стороны судей военного суда или с прочими сложными преступлениями.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах

В окружном суде фигурируют гражданские дела по разглашению государственной тайны, а также прочие процессы, по которым предусматриваются наказания в виде длительного срока лишения свободы.

Суд гарнизонного звена образован по территориальному признаку. Рассматривает случаи дисциплинарных нарушений со стороны военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы. Мера наказания в таких судах ограничивается дисциплинарным арестом.

Структура конституционного закона о военных судах

Функционирование суда, а также его полномочия определены конституционным законодательством.

Основным регламентирующим документом является закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ в последней редакции от 1 января 2017 года. Нормативный документ представлен пятью главами, которые содержат 45 статей.

Содержание первой главы было уже передано ранее. В ней определяются полномочия и задачи военного суда. Отдельной статьей выделена подсудность дел.

Во второй главе определено назначение каждого судебного звена. Глава скомпонована таким образом, что условно делится на три соответствующие части. В них рассмотрены полномочия, состав президиума и подсудность для военной коллегии, окружного и гарнизонного суда.

Глава III подчеркивает статус военных судей. Отбор кандидатов проводит квалификационная коллегия судей РФ. Привилегиями обладают военные, которые за период службы получили звание офицера.

Денежное довольствие судей ведется согласно закону о статусе судей, этот же закон определяет разовую выплату при покидании своего поста.

Причем гражданин, занимающийся судебной практикой, при выходе на пенсию может выбрать, какое пособие получать: выплату, как для военнослужащего или как для судьи.

Что же касается пенсионного обеспечения, то почетный уход сопряжен с ежемесячными выплатами, которые вдобавок не облагаются налогами. Государство уделяет большое внимание безопасности и социальному обеспечению военных судей и их семей. Предусмотрены льготы, связанные с получением жилья, пользованием медицинскими услугами. Семья погибшего судьи получает ежемесячные выплаты в виде пенсии.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах

Глава четвертая фз о ВС РФ касается вопросов финансирования. Деятельность суда требует финансовых вложений не только на обеспечение денежного довольствия судей. Из федерального бюджета предусмотрено выделение средств на содержание архивов, средств связи, служебных помещений. Аппарат военного суда представлен работниками строго в соответствии со штатным расписанием.

Естественно, внутренним уставом определены все функциональные обязанности. Работники считаются государственными служащими, значит, их обеспечение производится из бюджета государства. Статья 34 является неким сводом правил для администратора военного суда. Здесь закреплены его основные обязанности.

Следует отметить, сто несмотря на статус, судьи считаются военнообязанными, это приводит к необходимости ведения воинского учета. Но собственного ВУС не предусмотрено, поэтому работы по учету возложены на территориальный отдел военного комиссариата.

К зданиям и посещениям, отведенным для заседаний военного суда, предъявляются определенные требования. Они касаются как санитарно-гигиенических норм, так и норм для внешней и внутренней отделки. Арендная плата за предоставленное помещение не взымается.

Пятая глава настоящего закона информационной ценности для анализа текста не несет.

Ее общий смысл заключается в том, что все субъекты, включая звенья, судей и прочих работников, приобретают соответствующий статус непосредственно после выхода в свет закона (после его принятия), то же самое касается и судебного имущества.

В ранних версиях издания закона фигурировало приложение, в котором были определены должности по штатному расписанию. В настоящее время это приложение упразднено, так как все штатные единицы рассмотрены в статьях закона.

Военные суды. ФКЗ «О военных судах РФ»

Важным этапом стало Положение о военных трибуналах 1958 г., которое практически исключило из подсудности этих судов дела о преступлениях, совершенных лицами, не состоящими на военной службе, и предусматривало отправление правосудия по тем же правилам судопроизводства, которые действовали в отношении других судов.

В период перестройки и воссоздания современной системы правоохранительных органов РФ Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г.

№ 3037-1 «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» Военная коллегия Верховного Суда СССР была включена в состав Верховного Суда РСФСР, тем самым все военные трибуналы, расположенные на территории России и в группах войск за рубежом, перешли в юрисдикцию Российской Федерации.

Очередной поправкой, внесенной 27 апреля 1992 г. в Конституцию РСФСР-1978 г., военные. трибуналы были переименованы в военные суды.

Дальнейшее реформирование военно-судебной системы осуществлялось путем внесения отдельных норм в федеральное законодательство, регулирующее судебную сферу.

Так, Законом РФ от 26 июня 1992 г Nfe 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливалось, что правовое положение военных судей определяется федеральным законом. Федеральным законом от 3 декабря 1994 г.

№ 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» был регламентирован. порядок прохождения воинской службы в военных судах и решены вопросы материального обеспечения судей. Указывалось, что Положение о военных трибуналах 1980 г.

применяется в части, не противоречащей действующему законодательству. Принципиальные вопросы о месте и роли военных судов нашли отражение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».

Военные суды исключены из состава вооруженных сил, введен институт прикомандирования судей и работников аппарата судов из числа военнослужащих к судам для прохождения военной службы, что позволило вывести их из подчинения командования военных ведомств и исключить зависимость от военных должностных лиц.

  • В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г, № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» финансирование и обеспечение деятельности военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом, Военной коллегией и самим Верховным Судом РФ.
  • Установлен механизм заключения контрактов между Судебным департаментом Верховного Суда РФ и Министерством обороны РФ, в силу которых обеспечение военных судов и соответствующих подразделений Судебного департамента транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями, их обслуживанием, эксплуатацией и охраной, а также, хранение соответствующих архивов осуществляется подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.
  • Охрана военных судов, лиц, содержащихся под стражей на гауптвахте, а также их конвоирование осуществляется соответственно воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов.
  • Организационное обеспечение деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а других военных судов — Судебным департаментом и аппаратами соответствующих судов.
Читайте также:  Законодательство в сфере здравоохранения - советы юриста

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ. Их создание и упразднение осуществляется на основании федерального закона.

Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным Судом РФ.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Заместители Председателя Военной коллегии назначаются Советом Федерации по представлению Председателя Военной коллегии.

Все другие судьи военных судов, включая председателей и их заместителей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов — указами Президента РФ после прохождения соответствующей процедуры отбора и выдвижения на должность.

В состав военных судов помимо военнослужащих, имеющих офицерское звание, входят и непрофессиональные судьи — присяжные заседатели.

Их статус и порядок привлечения к участию в осуществлении правосудия в военных судах определяется приведенным ранее законодательным актом — Федеральным законом от 20 августа 2004 г.

№ 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» (см. гл. 3.2).

Военные суды не специализированные суды, а суды общей юрисдикции, т.е. осуществляют правосудие, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Основными задачами при рассмотрении дел, как установлено упомянутым Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г.

, являются обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, прав и интересов органов государственной власти и местного самоуправления.

Характерно, что закон специально подчеркивает вопрос о местонахождении военных судов: «военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах», размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее убранство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти.

В зданиях военных судов не могут размешаться другие учреждения, в том Числе военного ведомства.

В судебных помещениях устанавливаются символы судебной власти (флаг, герб), а на здании — Государственный флаг РФ, что важно еще и в том случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Российской Федерации.

Судопроизводство в военных судах ведется по правилам, установленным гражданским, административным и уголовным процессуальным законодательством, т.е. по единым для всей системы судов общей юрисдикции РФ.

Язык судопроизводства — русский, государственный язык Российской Федерации.

Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Подсудность военных судов включает рассмотрение уголовных дел о преступлениях военнослужащих, а также гражданских и административных дел. Таким образом, в сферу полномочий военных судов включено, во-первых, рассмотрение дел не только в отношении военнослужащих, но и гражданских лиц, и, во-вторых, речь идет не о воинских преступлениях, а о любых преступлениях военнослужащих.

Следует иметь в виду, что к лицам, состоящим на военной службе, относятся не только военнослужащие Вооруженных Сил РФ, но также и лица, состоящие на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, железнодорожных войсках (железнодорожные войска в настоящее время вошли в состав Вооруженных Сил РФ в соответствии со ст. 77 Федерального закона от 29 июня 2004 г. N° 59-ФЗ «О создании и упразднении некоторых гарнизонных военных судов»), военнослужащие Министерства по чрезвычайным ситуациям и некоторых других ведомств, где предусмотрена военная служба. Военнослужащими признаются и граждане, призванные на военные сборы в период их прохождения.

Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента.

Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими.

В противном случае в отношении них дело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п. 7 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.

  1. Военным судам подсудны гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц или принятых ими решений, а также дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.
  2. Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.
  3. К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и неприкосновенность жилища.

Система военных судов согласно Федеральному конституционному закону «О военных судах Российской Федерации» включает три звена: Военную коллегию Верховного Суда РФ, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Ранее существовавшие суды соединений, объединений, флотилий получили статус гарнизонных военных судов, а флотов и ракетных войск стратегического назначения — статус окружных (флотских) военных судов.

Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и считается высшей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Структура Военной коллегии включает председателя, его заместителей, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

К полномочиям Военной коллегии как суда первой инстанции отнесены рассмотрение дел

• об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы; преступлениях в совершении которых обвиняется судья военного суда, военнослужащие, депутаты парламента (по их ходатайствам), а также дела, отнесенные федеральным законом к ее подсудности.

Читайте также:  Статья 5. ставки налога

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах

Военные суды. ФКЗ «О военных судах РФ»

Важным этапом стало Положение о военных трибуналах 1958 г., которое практически исключило из подсудности этих судов дела о преступлениях, совершенных лицами, не состоящими на военной службе, и предусматривало отправление правосудия по тем же правилам судопроизводства, которые действовали в отношении других судов.

В период перестройки и воссоздания современной системы правоохранительных органов РФ Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г.

№ 3037-1 «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» Военная коллегия Верховного Суда СССР была включена в состав Верховного Суда РСФСР, тем самым все военные трибуналы, расположенные на территории России и в группах войск за рубежом, перешли в юрисдикцию Российской Федерации.

Очередной поправкой, внесенной 27 апреля 1992 г. в Конституцию РСФСР-1978 г., военные. трибуналы были переименованы в военные суды.

Дальнейшее реформирование военно-судебной системы осуществлялось путем внесения отдельных норм в федеральное законодательство, регулирующее судебную сферу.

Так, Законом РФ от 26 июня 1992 г Nfe 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливалось, что правовое положение военных судей определяется федеральным законом. Федеральным законом от 3 декабря 1994 г.

№ 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» был регламентирован. порядок прохождения воинской службы в военных судах и решены вопросы материального обеспечения судей. Указывалось, что Положение о военных трибуналах 1980 г.

применяется в части, не противоречащей действующему законодательству. Принципиальные вопросы о месте и роли военных судов нашли отражение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».

  • Военные суды исключены из состава вооруженных сил, введен институт прикомандирования судей и работников аппарата судов из числа военнослужащих к судам для прохождения военной службы, что позволило вывести их из подчинения командования военных ведомств и исключить зависимость от военных должностных лиц.
  • В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г, № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» финансирование и обеспечение деятельности военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом, Военной коллегией и самим Верховным Судом РФ.
  • Установлен механизм заключения контрактов между Судебным департаментом Верховного Суда РФ и Министерством обороны РФ, в силу которых обеспечение военных судов и соответствующих подразделений Судебного департамента транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями, их обслуживанием, эксплуатацией и охраной, а также, хранение соответствующих архивов осуществляется подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.
  • Охрана военных судов, лиц, содержащихся под стражей на гауптвахте, а также их конвоирование осуществляется соответственно воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Организационное обеспечение деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а других военных судов — Судебным департаментом и аппаратами соответствующих судов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ. Их создание и упразднение осуществляется на основании федерального закона.

Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным Судом РФ.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Заместители Председателя Военной коллегии назначаются Советом Федерации по представлению Председателя Военной коллегии.

Все другие судьи военных судов, включая председателей и их заместителей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов — указами Президента РФ после прохождения соответствующей процедуры отбора и выдвижения на должность.

В состав военных судов помимо военнослужащих, имеющих офицерское звание, входят и непрофессиональные судьи — присяжные заседатели.

Их статус и порядок привлечения к участию в осуществлении правосудия в военных судах определяется приведенным ранее законодательным актом — Федеральным законом от 20 августа 2004 г.

№ 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» (см. гл. 3.2).

Военные суды не специализированные суды, а суды общей юрисдикции, т.е. осуществляют правосудие, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Основными задачами при рассмотрении дел, как установлено упомянутым Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г.

, являются обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, прав и интересов органов государственной власти и местного самоуправления.

Характерно, что закон специально подчеркивает вопрос о местонахождении военных судов: «военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах», размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее убранство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти.

В зданиях военных судов не могут размешаться другие учреждения, в том Числе военного ведомства.

В судебных помещениях устанавливаются символы судебной власти (флаг, герб), а на здании — Государственный флаг РФ, что важно еще и в том случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Российской Федерации.

Судопроизводство в военных судах ведется по правилам, установленным гражданским, административным и уголовным процессуальным законодательством, т.е. по единым для всей системы судов общей юрисдикции РФ.

Язык судопроизводства — русский, государственный язык Российской Федерации.

Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Подсудность военных судов включает рассмотрение уголовных дел о преступлениях военнослужащих, а также гражданских и административных дел. Таким образом, в сферу полномочий военных судов включено, во-первых, рассмотрение дел не только в отношении военнослужащих, но и гражданских лиц, и, во-вторых, речь идет не о воинских преступлениях, а о любых преступлениях военнослужащих.

Следует иметь в виду, что к лицам, состоящим на военной службе, относятся не только военнослужащие Вооруженных Сил РФ, но также и лица, состоящие на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, железнодорожных войсках (железнодорожные войска в настоящее время вошли в состав Вооруженных Сил РФ в соответствии со ст. 77 Федерального закона от 29 июня 2004 г. N° 59-ФЗ «О создании и упразднении некоторых гарнизонных военных судов»), военнослужащие Министерства по чрезвычайным ситуациям и некоторых других ведомств, где предусмотрена военная служба. Военнослужащими признаются и граждане, призванные на военные сборы в период их прохождения.

Читайте также:  Статья 8. адвокатская тайна

Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента.

Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими.

В противном случае в отношении них дело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п. 7 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке.

  1. Военным судам подсудны гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц или принятых ими решений, а также дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.
  2. Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других.
  3. К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и неприкосновенность жилища.

Система военных судов согласно Федеральному конституционному закону «О военных судах Российской Федерации» включает три звена: Военную коллегию Верховного Суда РФ, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Ранее существовавшие суды соединений, объединений, флотилий получили статус гарнизонных военных судов, а флотов и ракетных войск стратегического назначения — статус окружных (флотских) военных судов.

Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и считается высшей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Структура Военной коллегии включает председателя, его заместителей, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

К полномочиям Военной коллегии как суда первой инстанции отнесены рассмотрение дел

• об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы; преступлениях в совершении которых обвиняется судья военного суда, военнослужащие, депутаты парламента (по их ходатайствам), а также дела, отнесенные федеральным законом к ее подсудности.

Внесены изменения в законодательство о судебной системе в соответствии с Конституцией

  • Проекты законов были внесены Президентом в целях реализации положений
    обновленной Конституции.
  • Официальный представитель Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил
    об изменениях, которые вносятся в законодательство о судебной системе Российской Федерации.
  • Вносятся изменения в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах Российской
    Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», а также изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «Об органах судейского
    сообщества в Российской Федерации» и Кодекс административного
    судопроизводства РФ.

Закрепляется
порядок прекращения Советом Федерации по представлению Президента полномочий отдельных категорий судей.

  1. Определяется порядок реализации новых полномочий Президента по внесению в Совет Федерации представлений
    о прекращении полномочий отдельных категорий судей в соответствии с пунктом «е3» статьи 83 и пунктом «л» части 1 статьи
    102 Конституции.
  2. Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могут
    быть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая их
    председателей и заместителей председателей – Конституционного Суда, Верховного
    Суда; кассационных и апелляционных судов, включая военные, арбитражные и Суда
    по интеллектуальным правам.
  3. Президент может инициировать данную процедуру в случае совершения судьей
    поступка, порочащего честь и достоинство
    судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих
    о невозможности осуществления судьей своих полномочий, которые
    предусмотрены федеральными конституционными законами.
  4. В законах закреплен перечень
    оснований, предоставляющих Президенту право инициировать процедуру
    прекращения полномочий судей. К таким основаниям, помимо совершения поступка,
    порочащего честь и достоинство судьи, также отнесены: 
  • несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных
    Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии
    коррупции»;
  • прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства
    (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или
    иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории
    иностранного государства;
  • нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми
    запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ,
    владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  • занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными конституционными законами.

Порядок внесения в Совет Федерации представления Президента о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется Президентом.
Представление главы государства должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.

При этом в отношении вышеуказанных категорий судей, а также в отношении
остальных категорий судей действующий
порядок прекращения полномочий судей сохраняется
(в том числе через соответствующую квалификационную коллегию судей). Стоит
обратить внимание, что в отношении судей Конституционного Суда особенности
прекращения полномочий предусмотрены ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Положения Закона
РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые требования
к судьям и к кандидатам на должность судьи, приводятся к единообразию в соответствии с Конституцией — в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или иной
документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

В целях приведения
судебной системы РФ в соответствии со ст. 118 Конституции предлагается исключить положения о конституционных (уставных) судах субъектов
Российской Федерации из действующего законодательства.

Такие изменения вносятся в законы: «О судебной системе РФ», «О статусе
судей в Российской Федерации», «Об органах судейского сообщества в Российской
Федерации» и в Кодекс административного судопроизводства. Одновременно с этим устанавливается срок, не позднее которого
конституционные (уставные) суды субъектов РФ должны быть упразднены – 1 января 2023 года.

  • При этом судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, прекратившим
    исполнение своих полномочий — как в соответствии с указанным изменениями, так и ранее — обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение, предусмотренных федеральным и региональным
    законодательством для таких судей в отставке.
  • Указывается, что в случае необходимости субъекты РФ вправе принять
    решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах
    государственной власти региона.
  • «Изменения
    направлены на реализацию новых положений Конституции и будут способствовать повышению
    эффективности судебной деятельности, обеспечению большей прозрачности
    осуществления судопроизводства, а также росту авторитета судебной власти», —
    сообщил Павел Крашенинников.
Ссылка на основную публикацию