Статья 12.7. председатель кассационного военного суда

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • от 4 августа 2020 г. N 221-АД20-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Дербилов О.А.

, рассмотрев по поручению заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В. жалобу Гончарова О.В. на решение судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2019 г., решение судьи 1-го Западного окружного военного суда от 19 ноября 2019 г.

и постановление председателя Кассационного военного суда от 27 февраля 2020 г. в отношении военнослужащего учебного центра Военной академии Воздушно-космической обороны старшего прапорщика Гончарова Олега Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.

1 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

установил:

постановлением начальника отделения (дознания и дисциплинарной практики) военной комендатуры (гарнизона 3 разряда) города Гатчины Ленинградской области от 24 июля 2019 г.

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, в отношении Гончарова прекращено на основании ч. 2 ст. 24.

5 КоАП РФ, а материалы дела направлены командиру воинской части для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Решением судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2019 г. данное постановление оставлено без изменения.

Решением судьи 1-го Западного окружного военного суда от 19 ноября 2019 г. указанное решение судьи гарнизонного военного суда также оставлено без изменения.

Постановлением председателя Кассационного военного суда от 27 февраля 2020 г. состоявшиеся судебные постановления оставлены без изменения, а жалоба Гончарова без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке ст. 30.13 КоАП РФ, Гончаров просит отменить вышеназванные постановление должностного лица о прекращении производства по делу об административном правонарушении и состоявшиеся судебные акты.

  1. В обоснование жалобы Гончаров, приводя собственную оценку имеющихся в материалах доказательств, указывает на неустранимые сомнения в его виновности, обусловленные: отсутствием достаточных оснований для его направления на медицинское освидетельствование, наличием двух отрицательных результатов экспресс-тестирования и медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения, заинтересованностью начальника медицинского учреждения, в котором проводилось химико-токсикологическое исследование его биологического объекта (мочи), отобранного с нарушением закона, а также необоснованным отказом суда в назначении экспертизы по делу.
  2. Кроме того, Гончаров утверждает, что при составлении протокола об административном правонарушении не были разъяснены его права, а протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, так как составлен неуполномоченным должностным лицом и в отсутствие доказательств, подтверждающих место совершения правонарушения.
  3. В связи с этим Гончаров настаивает на отмене обжалуемого постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
  4. Изучив представленные материалы, доводы жалобы Гончарова, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из административного материала, производство по делу об административном правонарушении в отношении Гончарова начато компетентным в соответствии с п. 109 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностным лицом — начальником отделения (дознания и дисциплинарной практики) военной комендатуры (гарнизона 3 разряда) города Гатчины Ленинградской области.

Указанное дело об административном правонарушении возбуждено в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ при наличии на то законного повода, о чем, как того требует ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, составлен соответствующий протокол от 24 июля 2019 г., который отвечает предъявляемым к нему ст. 28.2 КоАП РФ требованиям.

В частности, в протоколе об административном правонарушении указаны место, время совершения и событие административного правонарушения, Гончарову разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации, и получены от него объяснения, о чем имеются записи в протоколе и собственноручные подписи Гончарова.

Согласно протоколу об административном правонарушении Гончаров не позднее 15 часов 29 минут 26 июня 2019 г.

на территории учебного центра Военной академии Воздушно-космической обороны без назначения врача употребил наркотическое средство, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.

9 КоАП РФ, за которое военнослужащие в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность.

В этой связи вышеназванным должностным лицом вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении и направлении материалов дела командиру воинской части для привлечения Гончарова к дисциплинарной ответственности.

На данное постановление Гончаровым подана жалоба, которая рассмотрена в судебном порядке.

По результатам судебных разбирательств судебными инстанциями, с выводами которых согласился председатель Кассационного военного суда, установлено, что 26 июня 2019 г.

при внезапной проверке (скрининге) военнослужащих учебного центра Военной академии Воздушно-космической обороны у Гончарова установлено подозрение на употребление наркотических средств либо психотропных веществ, поскольку последний, по мнению проверяющего — начальника отделения военной комендатуры, пытался подменить отобранный у него биологический материал (мочу).

Справкой филиала N 1 ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» МО РФ о результатах химико-токсикологического исследования от 27 июня 2019 г. N 407-19 подтвержден факт употребления Гончаровым наркотического средства — < ... > .

Фактические обстоятельства, послужившие поводом для возбуждения в отношении Гончарова дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 6.

9 КоАП РФ, подтверждены: протоколом об административном правонарушении от 24 июля 2019 г., копией справки от 27 июня 2019 г.

N 407-19, согласно которой в моче у Гончарова обнаружено наркотическое средство, постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 24 июля 2019 г., а также другими доказательствами.

Кроме того, сам Гончаров при составлении в отношении него протокола о грубом дисциплинарном проступке от 24 июля 2019 г. признал факт употребления им наркотического средства и попытку подмены пробы мочи при исследовании на состояние опьянения, в связи с чем раскаялся в содеянном.

Таким образом, вопреки доводам Гончарова, событие совершения им указанного административного правонарушения достоверно установлено и подтверждено совокупностью исследованных судами достаточных доказательств для правильного разрешения дела, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Заявление Гончарова о наличии в деле нескольких отрицательных результатов на предмет выявления в его организме следов употребления наркотических средств получило надлежащую мотивированную оценку по результатам судебных разбирательств с участием сторон, оснований не согласиться с которой не имеется.

При этом в основу выводов судов обоснованно положены результаты химико-токсикологического исследования от 27 июня 2019 г., подтвердившие наличие в моче Гончарова следов наркотического средства, о чем составлена соответствующая справка, подписанная специалистом и заверенная печатью медицинской организации.

Эти результаты исследования дополнительно подтверждены начальником филиала N 1 ФГКУ «111 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» МО РФ — Заслуженным врачом Российской Федерации, доктором медицинских наук < ... > Б., сообщившим о причинах невыявления в первых двух случаях фактов употребления Гончаровым наркотического средства.

Так, новообразование обнаруженного у Гончарова наркотического средства при последующих экспертизах исключено, в том числе в связи с транспортировкой биологического объекта (мочи), с течением времени содержание этого наркотического вещества могло только уменьшаться.

Первоначальные отрицательные результаты могли быть связаны с индивидуально-определенными сроками выведения этого наркотического средства из организма Гончарова, обусловленными различными условиями (метаболизмом, временем отбора проб, количеством жидкости, принятой перед отбором биологического объекта, длительностью употребления наркотического средства и другими).

Каких-либо объективных причин не доверять этим доказательствам у судов не имелось, они получили правильную правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также взаимосвязи.

Проверено судами и обоснованно отвергнуто утверждение Гончарова о несоблюдении порядка получения у него образца биологического объекта (мочи) для направления на химико-токсикологическое исследование с учетом требований приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» к порядку проведения таких исследований.

Ссылка в жалобе на неразъяснение Гончарову его прав при составлении протокола об административном правонарушении опровергается содержанием самого протокола, отвечающего требованиям ст. 28.

2 КоАП РФ, из которого усматривается, что права и обязанности Гончарову как лицу, в отношении которого начато производство по делу об административном правонарушении, разъяснены, о чем в протоколе имеются соответствующие его подписи.

При этом замечаний или каких-либо возражений при составлении данного протокола Гончаров не имел.

Заявление Гончарова о составлении протокола об административном правонарушении неправомочным должностным лицом состоятельным не является, поскольку противоречит имеющимся в материалах доказательствам, свидетельствующим о совершении им, как военнослужащим, административного правонарушения на территории учебного центра военной академии, а, следовательно, правомерности оформления указанного протокола должностным лицом военной комендатуры, которое наделено в соответствии с п. 109 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ такими полномочиями в отношении военнослужащих.

При таких обстоятельствах судебные инстанции правильно признали законным решение должностного лица о прекращении производства по делу об административном правонарушении и направлении материалов в отношении Гончарова командованию воинской части для решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, о чем вынесено соответствующее постановление с соблюдением требований ст. ст. 2.5 и 24.5 КоАП РФ.

В связи с тем, что обстоятельства дела судами определены правильно, допустимым доказательствам дана надлежащая правовая оценка, а приведенные в жалобе доводы отклонены обоснованно, оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.

Читайте также:  Статья 17. Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2019 г., решение судьи 1-го Западного окружного военного суда от 19 ноября 2019 г. и постановление председателя Кассационного военного суда от 27 февраля 2020 г.

в отношении военнослужащего учебного центра Военной академии Воздушно-космической обороны старшего прапорщика Гончарова Олега Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.

1 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а его жалобу без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.А.ДЕРБИЛОВ

Глава 47.1. Уголовно-процессуального кодекса РФ. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ. Адвокат по уголовным делам

Суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу.

Статья 401.2. УПК РФ. Право на обращение в суд кассационной инстанции

  1. Вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, а также иными лицами в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

  2. С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться:
    1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд кассационной инстанции;

    2) прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

  3. Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного года со дня его вступления в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.

Статья 401.3. УПК РФ. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

  1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный в соответствии с частью второй настоящей статьи пересматривать обжалуемое судебное решение.

  2. Кассационные жалоба, представление подаются на:
    1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
    2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей части, если они являлись предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке; постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
    3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, апелляционное определение окружного (флотского) военного суда — в президиум окружного (флотского) военного суда;
    4) промежуточные судебные решения окружного (флотского) военного суда, вынесенные им в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, — в президиум окружного (флотского) военного суда;

    5) судебные решения, указанные в пункте 3 настоящей части, если они являлись предметом рассмотрения президиума окружного (флотского) военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение окружного (флотского) военного суда, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке; постановления президиума окружного (флотского) военного суда — в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 401.4. УПК РФ. Содержание кассационной жалобы, представления

  1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:
    1) наименование суда, в который они подаются;
    2) данные о лице, подавшем жалобу, представление, с указанием его места жительства или места нахождения, процессуального положения;
    3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
    4) указание на судебные решения, которые обжалуются;
    5) указание на допущенные судами существенные нарушения норм уголовного или уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

    6) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

  2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным решением.

  3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано принятое по таким жалобе, представлению решение.

  4. Кассационная жалоба должна быть подписана подавшим ее лицом. К жалобе, поданной защитником, прилагается ордер или другой удостоверяющий его полномочия документ. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в части второй статьи 401.2 настоящего Кодекса.

  5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных решений, принятых по данному уголовному делу. В необходимых случаях прилагаются копии иных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в кассационных жалобе, представлении.

Статья 401.5. УПК РФ. Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения

  1. Кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения, если:
    1) кассационные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным статьей 401.

    4 настоящего Кодекса;
    2) кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции;
    3) пропущен срок обжалования судебного решения в кассационном порядке;
    4) поступила просьба об отзыве кассационных жалобы, представления;

    5) кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 401.3 настоящего Кодекса.

  2. Кассационные жалоба, представление должны быть возвращены в течение 10 дней со дня их поступления в суд кассационной инстанции.

Статья 401.6. УПК РФ. Поворот к худшему при пересмотре приговора, определения, постановления суда в кассационной инстанции

Пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

Статья 401.7. УПК РФ. Действия суда кассационной инстанции при поступлении кассационных жалобы, представления

Кассационные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 401.2 — 401.4 настоящего Кодекса, изучаются:

1) в президиуме верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — судьей соответствующего суда;

2) в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации — судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 401.8. УПК РФ. Рассмотрение кассационных жалобы, представления

  1. Судьи, указанные в статье 401.7 настоящего Кодекса, изучают кассационные жалобу, представление по документам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного судьей уголовного дела.

  2. По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит постановление:
    1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных решений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление и копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;

    2) о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

  3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и вынести постановление об отмене такого постановления и о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда кассационной инстанции.

Статья 401.9. УПК РФ. Сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления

  1. В суде кассационной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в срок, не превышающий двух месяцев со дня их поступления, если дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

  2. В Верховном Суде Российской Федерации кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в срок, не превышающий трех месяцев со дня их поступления, если дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 7.8. Управление фондом

Статья 401.10. УПК РФ. Постановление судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

  • Постановление судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции должно содержать:
    1) дату и место вынесения постановления;
    2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;
    3) данные о лице, подавшем кассационные жалобу,
    представление;
    4) указание на судебные решения, которые обжалуются;
  • 5) мотивы, по которым отказано в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Статья 401.11. УПК РФ. Постановление судьи о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

  1. Постановление судьи о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции должно содержать:
    1) дату и место вынесения постановления;
    2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;
    3) наименование суда кассационной инстанции, в который передается уголовное дело для рассмотрения;
    4) данные о лице, подавшем кассационные жалобу, представление;
    5) указание на судебные решения, которые обжалуются;

    6) мотивы для передачи кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

  2. Судья вместе с вынесенным им постановлением направляет кассационные жалобу, представление с уголовным делом в суд кассационной инстанции.

Статья 401.12. УПК РФ. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

  1. Суд кассационной инстанции направляет лицам, интересы которых затрагиваются жалобой или представлением, копии постановления о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и копии кассационных жалобы, представления.

  2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, должны быть извещены о дате, времени и месте рассмотрения уголовного дела по кассационным жалобе, представлению не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Неявка указанных лиц в судебное заседание суда кассационной инстанции не препятствует рассмотрению уголовного дела по кассационным жалобе, представлению.

Статья 401.13. УПК РФ. Сроки и порядок рассмотрения уголовного дела по кассационным жалобе, представлению в судебном заседании суда кассационной инстанции

  1. Уголовное дело по кассационным жалобе, представлению рассматривается в судебном заседании суда кассационной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, в течение одного месяца, а в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации — в течение двух месяцев со дня вынесения судьей постановления, предусмотренного статьей 401.11 настоящего Кодекса.

  2. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по кассационным жалобе, представлению участие прокурора обязательно. В судебном заседании принимают участие и иные указанные в части первой статьи 401.2 настоящего Кодекса лица при условии заявления ими ходатайства об этом.

    Этим лицам предоставляется возможность ознакомиться с кассационными жалобой, представлением и с постановлением о передаче жалобы, представления на рассмотрение суда кассационной инстанции.

    Лицо, содержащееся под стражей, или осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, вправе участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом.

    Такое ходатайство может быть заявлено лицом, содержащимся под стражей, или осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в кассационной жалобе либо в течение 3 суток со дня получения ими извещения о дате, времени и месте заседания суда кассационной инстанции, если уголовное дело было передано в суд кассационной инстанции по кассационному представлению прокурора или кассационной жалобе другого лица. Вопрос о форме участия в судебном заседании лица, содержащегося под стражей, или осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, решается судом.

  3. Судья, вынесший постановление о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, не вправе участвовать в рассмотрении данного уголовного дела.

  4. Председательствующий в соответствии с требованиями части второй статьи 389.13 настоящего Кодекса открывает судебное заседание и выясняет, имеются ли у участников судебного разбирательства отводы и ходатайства.

  5. После разрешения отводов и ходатайств уголовное дело докладывается одним из судей, ранее не участвовавших в рассмотрении данного уголовного дела.

  6. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, принятых по делу, доводы кассационных жалобы, представления, послужившие основанием для передачи кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями.

  7. Если лица, указанные в части второй настоящей статьи, явились в судебное заседание, они имеют право выступить по делу. Первым выступает лицо, подавшее кассационные жалобу или представление.

  8. После заслушивания сторон суд удаляется в совещательную комнату для вынесения определения, постановления, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания.

О судебном департаменте при верховном суде российской федерации. судебный департамент при верховном суде рф: задачи, полномочия и система органов су­дебного департамента и его местных органов

Законом о судебной системе (ст. 31), Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», гл. 5 Закона о судах общей юрисдикции предусмотрено создание и деятельность Судебного департамента и его территориальных органов.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган.

В его задачи входит организационное обеспечение деятельности верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых и областных судов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

В соответствии со своей компетенцией Судебный департамент осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент призван, не вмешиваясь в осуществление правосудия, способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.

Руководитель Судебного департамента – Генеральный директор – назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей РФ. Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные знания в соответствии с федеральным законом.

Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.

В структуру Судебного департамента (его центрального аппарата) входит Коллегия Судебного департамента, возглавляемая Генеральным директором. В Коллегию входят заместители Генерального директора, а также другие работники Судебного департамента. Члены Коллегии, за исключением входящих в его состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ.

Основными задачами Коллегии определены обсуждение и выработка решений и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, а также по вопросам руководства Судебным департаментом и его учреждениями и др.

В Судебном департаменте образованы главные управления, управления и отделы по основным направлениям деятельности (например, главные управления организационно-правового обеспечения деятельности судов и обеспечения деятельности военных судов, главное финансово- экономическое управление, управление государственной службы и кадрового обеспечения, управление социальной защиты судей и государственных служащих, управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, отдел учебных и образовательных учреждений и другие подразделения). Кроме того, действует Научноконсультативный совет Судебного департамента.

Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему территориальных органов Судебного департамента, которые также имеют свою структуру.

Например, в управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Свердловской области созданы и действуют организационный отдел, отдел материально-технического обеспечения, отдел капитального строительства и эксплуатации зданий и помещений судов, отдел кадров, централизованная бухгалтерия и другие подразделения.

В задачи управления входит организационное обеспечение деятельности районных судов общей юрисдикции, военных гарнизонных судов, а также финансирование мировых судей, расположенных па территории Свердловской области.

Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ возглавляются соответствующими начальниками. Начальник управления (отдела) назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем областного и приравненного к ним суда и советом судей субъекта РФ.

  • Начальник управления (отдела) осуществляет руководящую деятельность в соответствии с направлениями деятельности Судебного департамента и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на возглавляемое им управление (отдел).
  • Финансирование судов, органов судейского сообщества и Судебного департамента осуществляется за счет федерального бюджета (указывается в нем отдельной строкой).
  • Генеральный директор Судебного департамента представляет его интересы в Правительстве РФ, принимает участие в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; в установленный Правительством РФ срок представляет согласованные с Председателем Верховного Суда и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год и участвует в его обсуждении.
  • В деятельности Судебного департамента по обеспечению работы судов можно выделить три основных направления: кадровое, организационное и материально-ресурсное, которые и составляют его компетенцию.
  • В сфере кадрового обеспечения деятельности судов Департамент определяет их потребность в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда с учетом мнений председателей областных и приравненных к ним судов, военных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, ведет статистический персональный учет судей и работников аппаратов судов.
  • В сфере организационного обеспечения судебной деятельности Департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения по ее совершенствованию; вносит в установленном порядке в Верховный Суд предложения о создании либо упразднении судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; организует делопроизводство и работу архивов судов; ведет судебную статистику; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; решает другие организационные вопросы.
  • В сфере материального и ресурсного обеспечения работы судов Судебный департамент разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; организует строительство зданий и помещений судов.
Читайте также:  Глава XIX. Совершение морских протестов

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе контролировать расходование бюджетных средств судами, органами и учреждениями Департамента на местах; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов, аппаратов Департамента и его территориальных органов. Кроме того, Судебный департамент в пределах своей компетенции наделен функциями по организации и обеспечению собственной деятельности.

Функционирование областных и приравненных к ним судов организационно обеспечивает администратор соответствующего суда. Он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда – под контролем подразделений его территориальных органов.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Вместе с тем, например, администратор районного суда является одновременно работником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ и числится в его штатном расписании.

Администратор суда:

  • – принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
  • – взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
  • – принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
  • – обеспечивает судей и работников аппарата суда текстами нормативных правовых актов, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
  • – осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда;
  • – организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива суда;
  • – организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время;
  • – обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
  • – организует строительство здания, а также ремонт и техническое оснащение здания и помещений суда;
  • – разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента;
  • – осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  3. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации
  4. Документ с изменениями, внесенными:

(Российская газета, N 219, 30.10.2003);

Апелляция и кассация вышли на окружной уровень

Пленум Верховного суда (ВС) РФ дал в четверг старт работе окружных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Они были созданы в рамках реформы судопроизводства для обеспечения большей независимости и разгрузки судов, а также повышения качества их работы.

Решение было принято на фоне приближающегося назначения на ближайшие шесть лет председателя ВС. Источники “Ъ” полагают, что нынешний глава ВС Вячеслав Лебедев сохранит свой пост.

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции начали создавать чуть больше года назад, а в четверг пленум ВС принял постановление о том, что они начнут работать с 1 октября.

Техническая база для этого, отметил председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев, уже готова: оборудованы залы заседаний, в том числе и системами видеоконференции, созданы сайты судов, которые включены в единую государственную автоматическую систему «Правосудие».

Всего в рамках реформы образовано девять кассационных судов, которые будут рассматривать жалобы на вступившие в силу решения судов, а также пять апелляционных, которые будут рассматривать в качестве суда второй инстанции решения, вынесенные городскими, областными и республиканскими судами. Во всех случаях решения будут принимать тройки судей. Кроме того, создано по одному апелляционному и кассационному военному суду.

Территориальная подсудность каждого кассационного суда будет охватывать от 7 до 13 субъектов федерации, апелляционного — от 14 до 20 регионов.

Еще одно важное нововведение, отметил господин Лебедев, касается «принципа сплошной кассации».

Он состоит в том, что кассационные окружные суды не смогут после предварительного ознакомления оставлять жалобы без рассмотрения (такая возможность предусмотрена в ныне действующем судопроизводстве).

В свою очередь, в ВС России в порядке сплошной кассации могут быть пересмотрены приговоры или другие решения, вынесенные в качестве первой инстанции республиканскими, краевыми, областными и приравненными к ним судами.

«Институт сплошной кассации является новой судебной процедурой, применение которой может вызвать дополнительные вопросы у кассационных судов общей юрисдикции. В этой связи Верховный суд РФ уделяет особое внимание анализу и обобщению судебной практики кассационных судов общей юрисдикции и подготовит необходимые разъяснения»,— сказал Вячеслав Лебедев.

Нужно отметить, что кассационные суды рассматривали до сих пор жалобы лишь на процессуальные нарушения, но не оценивали обстоятельства дела и обоснованность предъявленного обвинения. Теперь права кассационной инстанции будут расширены, и она, в частности, сможет изучать и оценивать доводы о недопустимости доказательств, на основании которых выносились приговоры.

По словам председателя ВС, для работы в окружных кассационных судах общей юрисдикции уже отобран 651 человек — 70% от необходимого числа. В апелляционные окружные суды отобран 141 кандидат — свыше 71% от штатного расписания. Кроме того, приняты решения о назначении на 42 вакансии в военных окружных судах — около 65% от общей численности.

После заседания заместитель председателя ВС Виктор Момотов сообщил “Ъ”, что для ускорения работы по формированию окружных кассационных и апелляционных судов было принято решение о переносе сроков назначения главы ВС, с тем чтобы оно состоялось до 1 октября 2019 года.

«Это сделано для того,— отметил Виктор Момотов,— чтобы новый председатель Верховного суда уже в ближайшее время смог объехать все апелляционные и кассационные суды, встретиться с их коллективами и наладить работу».

По закону, напомним, глава ВС РФ назначается на шесть лет Советом федерации по представлению президента России. Перед этим кандидатуры согласовывает Высшая квалификационная коллегия судей. Заявки от кандидатов в этом году будут приниматься до 16 сентября.

Подал ли ее действующий председатель ВС Вячеслав Лебедев, господин Момотов говорить не стал. Впрочем, источники “Ъ” в судебных органах отметили, что перед предыдущим назначением заявка от господина Лебедева поступила в самый последний день.

При этом собеседники “Ъ” не сомневаются, что Вячеслав Лебедев сохранит свой пост.

Алексей Соковнин

Ссылка на основную публикацию