Раздел iv. ответственность учреждения здравоохранения и его персонала

Сфера здравоохранения тщательно охраняется государством, поэтому все сферы, связанные с лечением, продажей, перевозкой, лицензией и прочими вопросами, контролируются государством. В случае несоблюдения предписанных правил налагается административное взыскание. О том, какие меры применяются к лицам, нарушающим законодательство в области здравоохранения, расскажем далее.

Законодательством охраняется сфера здравоохранения и медицины, поэтому за нарушения норм в проведении деятельности, продаже и перевозке лекарственных изделий, предоставления дополнительных не лицензионных услуг, включение в оборот фальсифицированных контрафактных изделий, нарушение требований по охране труда и санитарному контролю физическое, должностное или юридическое лицо наказывается штрафной санкцией или тюремным заключением на срок, прописанный в каждом конкретном случае.

Что является административным правонарушением

Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала

Административным нарушением права считается действие против правил, виновное деяние или его отсутствие со стороны лица, за которое по законодательству устанавливается административная ответственность медицинских работников, в зависимости от тяжести совершенного действия. Деятельность юридического лица называются противоправными, в случаях, рассмотренных нормами второго раздела КоАП РФ или региональными нормативами.

За что предусматривается ответственность

Ответственность предусматривается за несоблюдение установленного государственного порядка в сфере медицины и здравоохранения. Это прописано в нормах. Чаще всего, наказание последует за перечисленные ниже правонарушения.

Ответственность последует только после того, как будет доказано противоправность действий виновного лица и возможность человека не нарушать правила, предписанные законодательством и кодексом.

Подробная информация на тему виды ответственности медработников дана в КоАП РФ.

Должностное лицо, а именно, человек, который постоянно или временно выполняет функции представителя власти, привлекается к ответственности по статье 2.4 КоАП РФ, в случае, если человек выполнил ненадлежащим образом или не выполнил свои служебные обязанности.

Нарушение порядка оказания медицинской помощи

По Федеральному закону 323 части первой статьи 37 об охране здоровья россиян, с января 2013 года медицинскую помощь организуют и предоставляют по существующему порядку, который обязателен для исполнения у всех российских медицинских учреждений. Также по специальным стандартам за исключением помощи, которая оказывается по апробации.

По статье 37 пункту второму ФЗ 323 порядок и стандарт того, как должна оказываться медицинская помощь, составляет и утверждает уполномоченный орган.

В связи с этим, предусматриваются наказания за правонарушения в области оказания медицинской помощи населению по ФЗ No 1093620-6 и КоАП РФ статье 6.34. Закон был утвержден  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По нему лица, которые не соблюдают требования, получают предупреждение или на них накладывается материальная штрафная санкция в количестве от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц, а для самого учреждения — сумма от 100 000 до 300 000 рублей.

При этом если действие приведет к тому, что произойдет возникновение пострадавших,  должностные лица должны будут уплатить административный штраф в количестве от 20 000 до 30 000 рублей, а руководство  учреждения — сумму от 200 000 до 400 000 рублей. Во втором случае возможна приостановление работы на период до трёх месяцев.

Нарушение порядка проведения медицинской экспертизы

Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала

В проекте ФЗ РФ No 1093620-6 прописана административная ответственность за нарушения работником или медицинской клиникой существующих порядков, по которым проводится медицинская экспертиза, за исключением того исследования, которое проводится, чтобы оказать помощь, просмотр или освидетельствование. Также в качестве исключения является диспансеризация.

По КоАП РФ статье 6.35 за нарушения при медицинской экспертизы полагается введение штрафа в размере от двух до трёх тысяч рублей на сотрудника клиники и 30-50 тысяч рублей на саму клинику.

Стоит отметить, что экспертиза по статье 58 ФЗ 323 — исследование, которое нацелено на то, чтобы понять, какое состояние здоровья у гражданина, чтобы определить его трудоспособность или возможность осуществлять что-либо еще, а также, чтобы установить причину между факторами и россиянином с его здоровьем.

На территории России проводятся экспертизы, для того чтобы:

  1. Определить временную нетрудоспособность;
  2. Сделать государственную проверку;
  3. Сделать военное освидетельствование;
  4. Сделать независимое психиатрическое заключение;
  5. Определить квалификационную пригодность и то, как болезнь связана с основной работой;
  6. Определить качество предъявляемой помощи.

Порядок того, как должна быть проведена конкретная разновидность исследования, должен быть составлен с содействием органа государственной исполнительной ветви власти.

Медицинским освидетельствованием по статье 65 ФЗ 323 является список методов осмотра с исследованиями, которые нацелены на то, чтобы подтвердить состояние человека, влекущее к наступлению юридических последствий. К освидетельствованию относятся:

  • Исследования на наркотическое, алкогольное или токсическое опьянение;
  • Исследование на нарушение психики
  • Исследование наличия противопоказаний, по которым нельзя управлять транспортом и иметь оружие.

Ответственность у  медицинских работников наступает, если человек нарушил законный порядок освидетельствования и отказался его проходить перед рейсом или после него по статье 11.32 КоАП РФ.

Несоблюдение ограничений при осуществлении деятельности в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств

Ограничения, которые налагаются на работников сферы здравоохранения при работе даны в разделе 74 статьи 323 ФЗ.

По части 3 норматива за несоблюдение ограничений люди несут юридическую ответственность медработников по законодательству РФ.

Заметим, что в КоАП РФ нет правовых статей, которые бы рассматривали наказания за эти правонарушения. Этот пробел устраняет кодекс нормой 6.36.

По нему таким представителям здравоохранения выносится предупреждение, штрафная санкция в количестве от 5-7 тысяч для лиц и от 20-30, для всего руководства клиники и охраны.

Помимо того, если не соблюдать эти законодательные ограничения об обращении лекарств для применения в медицинских профессиональных учреждениях, организации, которые их выпускают, платят штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей. Представленные ограничения подробно даны в статье 67.1 ФЗ от 2010 года 61.

Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья

Охрана труда и здоровья работающих лиц, сохранение безопасности работы на предприятии — основная задача руководителя любого учреждения.

Несоблюдение законодательства в этих сферах приводит к получению предупреждения, административного штрафного взыскания, закрытия клиники или наступления уголовной ответственности к руководству.

Мера наказания определяется в зависимости от тяжести преступления, наличия пострадавших и прочих факторов.

Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов

Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала

Назначаются и выписываются препараты во время медицинской помощи в порядке, который определен в Приказе от 2012 года 1175н.

По нему, а точнее по статьям 30 и 34, выписываются лекарства для первой помощи амбулаторно. Этот порядок распространяется на граждан, исходя из того, какое заболевание у больного. Выписывает препараты доктор в единоличном порядке или с комиссией, если заболевание не типично, имеет свои особенности, и если есть осложнения сопутствующих заболеваний.

При этом действует пункт 6.1 того же закона. По нему медики не могут давать рецепты:

  1. На препараты, если нет показаний для их приема;
  2. На лекарства, которых нет в России;
  3. На лекарства, которые по инструкции, должны находиться только в клиниках;
  4. На наркотики и психотропные препараты, которые по второму перечню наркотических средств, подлежат контролю и зарегистрированы законодательством только для лечения наркомании.

По КоАП РФ статье 6.37 за нарушение установленного порядка назначения препаратов, на врача наступает санкция в размере от 5 до 20 тысяч рублей, если нет уголовного состава преступления. В случае нарушения уголовного законодательства, лицо преследуется по закону и может быть заключено в тюрьму.

Нарушение порядка проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и доклинических исследований лекарственных средств для медицинского применения

Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала

По новому нормативу 6.

36 КоАП РФ сказано, что за то, что человек нарушит правила клинической практики, которая утверждена уполномоченным на это органом, во время того, как будет проводиться клиническое обследование лекарств для употребления внутрь пациентами, он будет нести административную ответственность. На него будет наложен штраф в объеме от 5 до 10 тысяч рублей. Если данное правило нарушит учреждение, оно будет выплачивать от 20 до 30 тысяч рублей на основании закона.

Помимо этого, предусмотрена санкция за нарушения норм при лабораторном исследовании исполнительной властью на изучения лекарств. Применяются такие же штрафы к должностным и юридическим лицам.

Осуществление медицинской и фармацевтической деятельности с нарушением лицензионных требований

По нормативу 6.40 подпункту 1 осуществлять деятельность с нарушением требований, которые предусмотрены лицензией, сможет привести к предупреждению либо наложению штрафной санкции в количестве от 20 до 30 тысяч рублей. На руководителя отдела до 200 тысяч рублей.

Кроме того, если работа проводилась в области медицины и фармацевтической сферы с грубым лицензионным нарушением, то лицо при исполнении служебных обязанностей должно будет выплатить штраф до 35 тысяч рублей, а учреждение — 300 тысяч рублей.

Оно может быть закрыто на период до 3 месяцев.

Но обновленному закону 14.4.2 КоАП РФ по подпункту 1 нарушение в сфере торговли лекарствами и медикаментами приводит к взысканию для лиц в объеме до 30 тысяч рублей, а для организаций — до 150 тысяч рублей. Также организация может быть закрыта на 3 месяца.

Кто будет привлекать к ответственности

К ответственности будут привлекать вышестоящие органы здравоохранения, такие как Федеральная служба по надзору и санитарно-эпидемиологическая служба, Росздравнадзор с его местными органами, правоохранительные отделения и суд.

Административная ответственность медработников

Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала

Работники могут быть привлечены не только к дисциплинарной, но и административной ответственности врача, в случае несоблюдения предписанных должностных инструкций организацией и имеющихся законодательных норм.

Из мер административной ответственности для таких сотрудников, предусмотрено наказание в виде предупреждения, штрафной санкции, изъятие с конфискацией оборудования, которым было совершено нарушение условий нормы, ареста, выдворения за отечественную границу и дисквалификации.

Административная ответственность медицинских учреждений

Медицинские учреждения, как и работники, несут ответственность за нарушения законов о медицине и здравоохранении.

На юридических лиц госучреждений накладывается денежный штраф, а также санкция в форме тюремного заключения на срок, указанный в законодательстве, в связи от тяжести нарушения права и разновидности деятельности.

Читайте также:  Статья 24. Гарантии имущественных прав профсоюзов

Ответственность на частные и общегосударственные клиники наступает в том случае, когда были нарушены правила лицензирования, выпуске, использовании и продажи контрафактных медикаментов и оборудование, применения клиники и использование отдельными лицами частной народной медицины без прав на выполнение подобных действий.

Наказание санитарно-эпидемиологической службы

Санитарно-эпидемиологическая служба — центральный контролирующий исполнительный орган, созданный при минздраве, для поддержания порядка в медицине, улучшения эффективности работы центральных, региональных и местных государственных и частных клиник. Его работа заключается в контроле всех отделений и федеральных субъектов, информировании населения о заболеваниях и другом.

Медицинские учреждения получают административные наказания от санитарно-эпидемиологической службы в виде штрафной санкции, предупреждения, выговора, лишения лицензии, приостановления деятельности на определенный срок, лишения заведующего клиникой и его заместителя полномочий и другое. Тяжесть наказания за правонарушения зависит от степени тяжести самого нарушения права. В каждом отдельном случае действуют статьи из КоАП РФ.

В целом, медицина и фармацевтика — две сферы, к которым привлечено особое внимание со стороны государства. Несоблюдение общегосударственных норм в этих областях приводит к взысканию в виде штрафа, закрытия медучреждения или наступления уголовной ответственности.

Профстандарт руководителя медицинской организации без медицинского образования

Минтруд подготовил профессиональный стандарт «руководитель медорганизации». В целом предполагается 5 основных направлений работы менеджеров в медицинской организации, которым не нужно заканчивать медицинский вуз

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:

Эффективность деятельности медицинской организации во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений.

Для формирования управленческого потенциала отрасли сегодня необходимо предусмотреть единую систему специальной подготовки и допуска к рынку труда в сфере здравоохранения руководителей всех компетенций, востребованных в медицинских организациях.

Особое значение в формировании управленческого потенциала имеют критерии отбора управленцев с немедицинским образованием в руководящий состав медицинской организации.

Профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Сегодня существует профстандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но в нем не отражены те должности, которые предусмотрены в Едином квалификационном справочнике.

В квалификационных характеристиках по должностям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г.

№541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») содержатся должности руководителей, не предусмотренные профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 07.11. 2017 г. №768н.

Требования к уровню образования директора медицинской организации

Требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего (экономического, юридического) образования, специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Медицина нуждается в специалистах с немедицинским образованием

Кроме того, анализ деятельности медицинских организаций на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации, проведенный экспертами, участвующими в разработке проекта стандарта, показал, что спектр востребованных трудовых функций для привлечения специалистов с немедицинским образования предполагает расширение перечня должностей в медицинской организации,

Привлечение специалистов с немедицинским образованием к управлению медицинской организацией и подготовка таких специалистов по программе магистратуры «Общественное здравоохранение» и программе дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественного здоровья» даст возможность эффективного решения задач здравоохранения на межсекторальном уровне и освободить специалистов с медицинским образованием от непрофильного труда.

Руководитель медицинской организации — кто это?

  • Цель профессиональной деятельности руководителя медицинской организации: обеспечение деятельности медицинской организации.
  • Стандарт профессиональной деятельности руководителя медицинской организации даст представление гражданам-получателям медицинских услуг об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций по отношению к пациентам и их законным представителям.
  • Самим руководителям медицинских организаций профессиональный стандарт обеспечит понимание квалификационных требований и алгоритма профессиональной деятельности, необходимых для выполнения трудовой деятельности в сфере руководства медицинской организации в зависимости от должности и условий работы, что позволит определять набор навыков и умений для выполнения той или иной трудовой функции и профессионально реализовать обоснованные действия.
  • Профессиональный стандарт может применяться работодателями для контроля деятельности работников с целью повышения эффективности их труда, управления персоналом. Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:
  • для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;
  • для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников;
  • для организации повышения квалификации работников.

Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.

Основные задачи руководителя медицинской организации

Профессиональная деятельность таких специалистов предполагает решение множества организационно-управленческих задач: администрирование, анализ показателей общественного здоровья для выявления потребности населения в медицинской помощи на основе статистической информации всех уровней, выявление тенденций динамики показателей деятельности медицинской организации, принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, управление финансовым и юридическим блоком в медицинской организации и, наконец, общее руководство медицинской организацией, в части блока трудовых функций, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, но напрямую не затрагивающих лечебный процесс.

Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала

Так, за рубежом многие образовательные программы строятся на развитии дуальных компетенций: с одной стороны менеджера общего профиля, сведущего в области статистики и количественного анализа, с другой – специалиста в сфере здравоохранения, хорошо осведомленного в вопросах общественного здоровья, структуры, организации и финансирования системы здравоохранения, знающего проблемы и требования общества, национальное законодательство и этические нормы.

Некоторые зарубежные университеты предлагают программы магистратуры по деловому администрированию именно в сфере администрирования здравоохранением Master of Business (Health) Administration (MBus(Hlth)).

А при получении степени магистра в области государственного управления, что является необходимым условием для работы в правительственных структурах, выпускники могут фокусироваться на работе в различных секторах общественной жизни, в т.ч.

в здравоохранении или общественном здоровье.

Руководитель медорганизации без медицинского образования

Новые правила по охране труда в организациях здравоохранения

В последние месяцы работники сферы здравоохранения подверглись серьезной нагрузке в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Огромное число пациентов, нуждающихся в диагностике и лечении, экстренное перепрофилирование медицинских организаций других направлений в коронавирусные госпитали и невероятное число вызовов на дом, которые нужно обработать, чтобы не допустить посещения больничных учреждений потенциальными носителями вируса, – все это стало новой реальностью российской медицины.

Такая ситуация выявила ряд важных проблем в отечественном здравоохранении. Наряду с нехваткой простейших защитных средств и отдельных типов сложного оборудования одной из таких проблем стали недостаточно продуманные требования охраны труда, которые понадобилось срочно пересматривать.

Минздрав за несколько месяцев пандемии уже неоднократно выпускал временные методические рекомендации по работе медперсонала в этих условиях, включающие в том числе актуальные нормативы по ОТ. Однако в таких обстоятельствах стало ясно, что этот вопрос требует системного рассмотрения на федеральном уровне.

Дополнительным аргументом в пользу необходимости разработки всеобъемлющего документа для этой сферы стало то, что сейчас требования в этой области регулируются отдельными приказами Минздрава, датированными соответственно 1997 и 2002 годами.

Они не только морально устарели, но и, скорее всего, будут отменены в рамках реализации проекта регуляторной гильотины уже в будущем году, то есть с 1 января 2021 года.

В связи с этим профильное ведомство, в роли которого выступило Министерство труда и занятости РФ, разработало проект нормативного документа, утверждающего новые правила по охране труда для работников сферы здравоохранения. Формально он носит статус приказа Министерства, в приложении к которому приводится проект правил.

Сфера применения правил

В соответствии с пунктом 1 интересующего нас проекта разработанные правила распространяются на все типы медицинских организаций, действующих в Российской Федерации. В соответствии с приказом Минздрава от 6 августа 2013 г.

№ 529н сейчас в системе здравоохранения выделяются 19 основных типов медучреждений, а также 5 типов организаций особого типа, включая профильные центры, лаборатории, медицинские отряды и проч.

Положения приказа распространяются на все типы медучреждений независимо от их организационно-правовой формы, включая компании, образованные индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 5 проекта приказа главными обязанностями работодателя в этой сфере становятся:

  • организация текущей деятельности медучреджения с соблюдением требований обязательных правил ОТ, а также других обязательных нормативных документов, включая Трудовой кодекс и проч.;
  • организация своевременной подготовки персонала компании по вопросам охраны труда;
  • контроль соблюдения требований ОТ всеми работниками предприятия;
  • максимальное сокращение вредоносного воздействия производственных факторов на работников в ходе выполнения их должностных обязанностей;
  • обеспечение соответствия условий труда персонала государственных санитарно-гигиеническим требованиям, включая организацию профилактических и противоэпидемических мер;
  • обеспечение сотрудников индивидуальными защитными средствами в соответствии с характером выполняемой ими работы и основными угрозами, характерными для этих работ.

При этом особые требования правил ОТ в сфере здравоохранения не отменяют для работодателя основных требований и обязанностей по отношению к работникам, установленных действующим Трудовым кодексом.

Обязанности работника

Для работника, осуществляющего операции в медицинской организации, основным требованием становится соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и других правил, установленных локальными нормативными документами, а также нормативов, содержащихся в федеральном законодательстве. Кроме этого, сотрудник обязан соблюдать запреты на:

  • еда, курение, употребление алкоголя, наркотиков и психотропных препаратов, хранение продуктов и одежды на рабочем месте;
  • хранение и использование лекарственных препаратов без этикетов или в нарушенной упаковке;
  • прием препаратов внутрь и вдыхание лексредств без медицинских показаний, например, в целях идентификации вещества;
  • работу с неисправной техникой и аппаратами;
  • работу с применением неисправных индивидуальных защитных средств в условиях, когда они необходимы для снижения вредоносного воздействия опасных факторов;
  • работу с открытыми ранами или иными повреждениями кожи, не закрытыми лейкопластырем или напальчником;
  • работу со сложным и опасным оборудованием при отсутствии профильной подготовки.
Читайте также:  Закон рф от 22.05.1992 n 2811-1 "о бюджете пенсионного фонда российской федерации на ii квартал 1992 года и на 1992 год"

Если работник обнаружил неисправность аппарата или СИЗ, почувствовал себя плохо, заметил нарушение правил ОТ коллегой или имеет информацию о других нарушениях хода нормального технологического процесса в организации, он обязан немедленно проинформировать об этом работодателя.

Требования к организации безопасной работы

Безопасность работ в помещениях и на территории медицинской организации достигается соблюдением следующих обязательных запретов на:

  • использование несертифицированного оборудования, не прошедшего поверку и проверку в соответствии с указаниями производителя;
  • работу с неисправным оборудованием;
  • использование и ремонт оборудования лицами, не имеющими профильной подготовки;
  • механическое воздействие на электрические кабели, например, провоз медицинских тележек по кабелям, лежащим на полу;
  • загромождение рабочих мест и проходов к ним;
  • нахождение в помещении сотрудников, которые не имеют отношения к работе, выполняемой на включенном медицинском оборудовании;
  • использование техники не по назначению, ее эксплуатация или надзор за ней лицами, не имеющими соответствующей подготовки, оставление ее во включенном состоянии без присмотра;
  • выполнение физиотерапевтических процедур на аппаратуре, запитанной от стационарной электрической сети, в условиях грозы;
  • присутствие ваты, спиртов, эфиров или других легковоспламеняющихся объектов в непосредственной близости от нагревательных апапратов.

Если в медицинской организации применяется оборудование, работающее под избыточным давлением, в дополнение к перечисленным правилам ее руководство обязано обеспечить соблюдение требований приказа Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116.

Особые требования безопасности

Перечисленные разделы Правил по ОТ содержат общие требования к организации безопасного труда персонала медорганизаций.

Однако проект интересующего нас документа также учитывает, что в рамках медицинской организации производится работа отдельных специалистов и кабинетов, имеющих выраженную специфику работы.

Поэтому в тексте нормативного документа содержатся особые разделы, устанавливающие правила безопасности для работников:

  • занятых в выполнении радионуклидной диагностики и лучевой терапии;
  • использующих магнитные резонансные томографы (МРТ);
  • работающих на аппаратах свервысоких (СВЧ) и ультравысоких (УВЧ) частот;
  • работающих с аппаратурой, генерирующей инфракрасное и ультрафиолетовое излучения;
  • использующих ультразвуковую (УЗИ) аппаратуру для диагностики и лечения пациентов;
  • эксплуатирующих особые типы оборудования, включая медицинские лазерные установки, дефибрилляторы и озонаторы;
  • работающих в инфекционных подразделениях больниц и госпиталей;
  • работающих с кровью и другими типами биологических жидкостей пациентов;
  • занятых в работе выездной бригады скорой медицинской помощи;
  • выполняющих паровую стерилизацию;
  • выполняющих обращение и транспортировку медицинских отходов.

Кроме этого, отдельные требования безопасности формулируются в связи со спецификой конкретных типов кабинетов или подразделений, в которых работают сотрудники. Новые правила по ОТ содержат отдельные указания для медицинского персонала, который трудится в:

  • рентгеновских кабинетах;
  • операционных блоках;
  • стоматологических кабинетах;
  • отделениях психиатрии;
  • противотуберкулезных медицинских подразделениях и организациях;
  • патологоанатомических отделениях и моргах;
  • лабораториях, действующих в составе медицинских организаций;
  • прачечных, в которых производится стирка постельного белья, нательного белья пациентов, защитной одежды персонала и проч.

Для каждой из перечисленных сфер и направлений приводятся основные правила выполнения типичных работ, а также обязательные к соблюдению запреты, которые сокращают воздействие потенциальных рисков на работника.

Вредоносные факторы работы в медицинских организациях

Работа в медицинской организации относится к категории типов деятельности повышенного риска.

Это обусловлено тем, что в ходе труда на персонал действует множество вредных и опасных факторов, создающих серьезные риски для его здоровья и работоспособности.

Некоторые из этих видов риска обусловлены самой спецификой работы организации и действуют на все категории работников вне зависимости от направления их занятости, занимаемой должности и других обстоятельств. К числу таких факторов можно отнести:

  • биологические факторы, включая опасность заражения вирусными инфекциями, включая наиболее вредоносные из них, такие как туберкулез, ВИЧ, COVID-19, гемотрансмиссивные инфекции, включая гепатиты В и С, респираторные заболевания и проч.;
  • химические факторы, включая контакт с опасными реагентами и химикатами, которые даже при первом взаимодействии могут вызвать острую аллергическую реакцию, интоксикацию или другое серьезное расстройство, а при длительном контакте – хроническую интоксикацию, появление онкологических заболеваний и другие патологии;
  • физические факторы, вклюая вредоносное воздействие неоптимального микроклимата, виброакустические колебания, присутствие ионизирующего и неионизирующего излучения, аэрозолей, имеющих фиброгенное действие. Также в проекте Правил не исключаются случаи физического насилия по отношению к медперсоналу со стороны пациентов или других лиц;
  • тяжесть и напряженность повседневного трудового процесса, обусловливающая возникновение долгосрочных физических, нервных и эмоциональных перегрузок, могущих привести к формированию соматических патологий.

Приведенные типы рисков действуют на все категории медицинского персонала в любых типах организаций.

Однако в зависимости от конкретной сферы их деятельности или направления работ упомянутый список может дополняться другими типами рисков и угроз, обусловленных спецификой определенной медицинской области.

В приложении к проекту приказа в табличном виде приводится список основных вредных и опасных факторов, которые характерны для отдельных направлений работы в медучреждении, выделенных в соответствующие информационные блоки в новых Правилах.

Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала

Ответственность за невыполнение правил ОТ

Ответственность за соблюдение новых требований, как и ранее, полностью возлагается на работодателя. При этом порядок применения такой ответственности регулируется дополнительным нормативным документом – действующим КоАП РФ. В соответствии со статьей 5.27.1 этого правового акта в случае нарушения требований ОТ к виновникам будут применяться следующие меры воздействия:

  • для должностных лиц, то есть руководителей отделений или подразделений медицинской организации, ответственных за выполнение действующих правил, – штраф от 2 до 5 тысяч рублей при первичном нарушении и от 30 до 40 тысяч рублей – при повторном. Во втором случае штраф может быть заменен дисквалификацией на период от 1 года до 3 лет;
  • для индивидуальных предпринимателей, работающих в области предоставления медицинских услуг, — штраф от 2 до 5 тысяч рублей при первичном нарушении. При повторном нарушении штраф будет увеличен до 30-40 тысяч рублей или заменен остановкой работы в административном порядке на срок до 90 суток;
  • для медучреждений любой организационно-правовой формы – штраф от 50 до 80 тысяч рублей в случае первичного нарушения. При повторном событии штраф будет увеличен до 100-200 тысяч рублей или заменен административной приостановкой работы организации на срок до 90 суток.

При этом отдельные типы особенно опасных нарушений, например, такие как допуск сотрудника к выполнению работ без прохождения обязательной предварительной подготовки или непредоставление сотрудникам индивидуальных защитных средств наказываются более высокими штрафами. Например, для организации сумма штрафа за невыдачу СИЗ может достигнуть 150 тысяч рублей уже при первичном нарушении.

Принятие новых правил

Как и другие проекты нормативных документов такого уровня, проект новых правил по ОТ в здравоохранении должен пройти обязательную процедуру рассмотрения и принятия. В рамках этой процедуры он сейчас размещен на федеральном Портале проектов нормативных документов, где проходит стандартный процесс общественного обсуждения.

В соответствии с положениями федерального закона от 21 июля 2014 г.

N 212-ФЗ, посвященного вопросам общественного контроля в Российской Федерации, в нем могут принимать участие профессиональные объединения, общественные организации, социальные группы и другие объединения и лица, права и интересы которых затрагивает проект нормативного документа.

В соответствии с требованиями этого федерального закона текст правового акта находится в открытом доступе, и с ним могут ознакомиться любые заинтересованные лица.

Согласно утвержденному графику рассмотрения проекта, процедура общественного обсуждения должна будет завершиться 25 августа. Затем текст документа будет передан на рассмотрение в следующие инстанции.

Если процедура утверждения и согласования проекта пройдет по запланированному графику, он может вступить в силу уже 1 января 2021 года.

Раздел IV ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯИ ЕГО ПЕРСОНАЛА

ВикиЧтение

Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов Автор неизвестен

  • Раздел IV
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯИ ЕГО ПЕРСОНАЛА
  • СТАТЬЯ 14. Ответственность за разглашение сведений о доноре и реципиенте
  • Врачам и иным сотрудникам учреждения здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте.
  • Разглашение таких сведений влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1.2. Ответственность медицинского учреждения по договору на оказание медицинской помощи
Взаимоотношения сторон договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) определяются условиями договора. Застрахованный пациент вправе требовать от

Статья 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала

Статья 302.
Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала
На основе специального соглашения с иностранным

Статья 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала

Статья 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала
На основе специального соглашения с иностранным

СТАТЬЯ 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала

СТАТЬЯ 302. Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала
На основе специального соглашения с иностранным

Раздел 8. Уголовная ответственность медицинского персонала

Раздел 8. Уголовная ответственность медицинского персонала 1. Оговорки[137]
Национальный проект «Здоровье» и политика государства, направленная на значительное увеличение финансирования мер по охране здоровья, являются, безусловно, позитивным фактором, находящим

СТАТЬЯ 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

СТАТЬЯ 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных

Раздел III УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИЦА, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ИНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Раздел III
УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИЦА, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ИНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СТАТЬЯ 18. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь
(1) Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные

Читайте также:  Статья 20. полномочия общего собрания членов кооператива

СТАТЬЯ 16. Ответственность учреждения здравоохранения

СТАТЬЯ 16. Ответственность учреждения здравоохранения
Если здоровью донора или реципиента причинен вред, связанный с нарушением условий и порядка изъятия органов и (или) тканей либо условий и порядка трансплантации, предусмотренных настоящим Законом, учреждение

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VI.
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности

Раздел II. Положения, изменяющие договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества, с целью учреждения Европейского Сообщества

Раздел II.
Положения, изменяющие договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества, с целью учреждения Европейского Сообщества
Статья

6. ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ, ДРУГИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

6. ЛЕЧЕБНО-ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ, ДРУГИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания

Охрана труда в здравоохранении — правила в медицинских организациях

Работодатели обязаны гарантировать безопасность своих сотрудников: такое условие установлено статьей 212 действующего Трудового кодекса РФ.

Оно распространяется на все предприятия вне зависимости от их масштаба, организационно-правовой формы или других факторов.

Однако такой фактор как область деятельности компании все же играет свою роль: некоторые направления характеризуются повышенным уровнем риска причинения вреда здоровью сотрудников при выполнении ими должностных обязанностей.

К таким сферам принадлежит медицина: здесь врачи, вспомогательный персонал, другие категории работников постоянно подвержены серьезным угрозам в виде контактов с инфекционными больными, повышенных физических, эмоциональных нагрузок, необходимости применения сильнодействующих препаратов и проч. Поэтому для их безопасности при работе действуют особые требования, которые работодатель обязан выполнять.

Нормативная база

Как и в других сферах, в медицине основополагающим нормативным актом, который вводит общие принципы государственной политики в области охраны труда и защиты трудовых прав работников, становится Трудовой кодекс. Механизмы его применения в этой области раскрываются в ряде дополнительных нормативных актов, включая:

  • приказ Минздрава от 6 августа 2013 года N 529н, утверждающий номенклатуру медицинских учреждений, на которые распространяются особые правила по охране труда в медорганизациях, утвержденные законодательством;
  • совместное постановление Минобра и Минтруда от 13 января 2003 г. N 1/29, утверждающее правила проведения подготовки по ОТ, включая инструктаж по охране труда в медицинской организации;
  • приказ Минтруда от 18 декабря 2020 года N 928н, утверждающий правила по охране труда в здравоохранении в 2021 году.

Стоит отдельно сказать несколько слов о последнем правовом акте.

Система охраны труда в медицинских организациях длительное время имела фрагментарный характер, поскольку требования для разных категорий медучреждений регулировались разными нормативными документами, которые часто содержали избыточные, устаревшие или дублирующиеся требования либо не обеспечивали реальной безопасности медицинского персонала.

Для решения этой проблемы Правительством РФ был разработан проект регуляторной гильотины, в рамках которого пересмотру подверглась вся действующая нормативная база, включая документы для медицинской сферы.

В рамках этого проекта устаревшие правовые акты были отменены, а вместо были разработаны новые нормы, отвечающие текущему состоянию общества и сферы здравоохранения – одним из них стал приказ № 928н. Согласно новым принципам организации законодательства он имеет ограниченный срок действия: дата начала его действия – 1 января 2021 года, дата окончания – 31 декабря 2025 года.

Предполагается, что по истечении этого срока приказ, как многие другие документы с аналогичным сроком действия, будет пересмотрен, что обеспечит его соответствие текущей ситуации.

Факторы риска в работе персонала медицинских организаций

Согласно пункту 6 приложения к приказу № 928н основными общими факторами риска, характерными для всех работников медицинских организаций, становятся:

  • воздействие биологических факторов, к которым принадлежат патогенные микроорганизмы, живые клетки, споры бактериальных препаратов, другие вредоносные агенты;
  • воздействие химических факторов, которые присутствуют в рабочей зоне, попадать на кожу или слизистые поверхности, раздражая их и вызывая опасные для здоровья состояния. Кроме вредных химикатов или лекарственных препаратов такое воздействие могут оказывать вещества биологической природы, изготовленные при помощи химического синтеза, включая антибиотики, гормоны, ферменты, витамины и проч.;
  • воздействие физических факторов разной природы, включая шум, инфра-, ультразвук, вибрационные колебания, электрические, магнитные поля, ионизирующие излучения и др.;
  • тяжесть труда, характеризующаяся уровнем физической нагрузки на основные системы организма работника, включая его опорно-двигательный аппарат, мышечный комплекс и т.д.;
  • напряженность труда, характеризующаяся уровнем нагрузки на центральную нервную систему, эмоционально-психическое состояние работника;
  • возникновение угрозы жизни работников, обусловленной агрессией со стороны пациентов или их родственников.

Очевидно, что охрана труда в учреждениях здравоохранения – это обязательный компонент достижения требуемого уровня безопасности персонала, который должен быть реализован в полном объеме.

Требования к работодателям

Общие требования охраны труда в медицинских организациях в отношении работодателей выглядят следующим образом:

  • выполнение обязательных нормативов законодательства в области ОТ. Обязанность по их выполнению распространяется на все медицинские учреждения вне зависимости от их масштаба или формы собственности;
  • организация охраны труда медицинских работников, разработка обязательной документации по ОТ;
  • выдача работникам защитных средств, отвечающих профилю их работы, информирование о правильных способах их применения;
  • обеспечение укомплектованности штата организации сотрудниками, имеющими требуемые образование и уровень квалификации для выполнения вверенных им работ;
  • проведение подготовки работников в области безопасных методов выполнения их обязанностей;
  • запрет направления сотрудников на работы, которые предполагают превышение разрешенного уровня любых видов нагрузок;
  • разработка схем движения пешеходов и транспорта по территории организации;
  • организация предупредительной навигации в помещениях, на территории компании;
  • обеспечение безопасной эксплуатации зданий, территории, конструкций, включая организацию достаточного уровня освещения.

Перечисленные обязательные нормативы могут дополняться иными мерами, нацеленными на повышение безопасности работников и улучшение условий их труда по инициативе работодателя. При этом они не должны противоречить установленным законодательным нормативам.

Обязанности работника

Охрана труда в сфере здравоохранения – это общая задача работников и работодателей, поскольку усилия одной стороны, сколь бы интенсивными они ни были, не способны гарантировать достижение поставленной цели. Поэтому приказ № 928н предъявляет требования в этой области не только к руководству медицинских организаций, но и к их персоналу. Список требований к сотрудникам включает следующие позиции:

  • запрет на осуществление любых действий, не связанных с выполнением должностных обязанностей, на рабочем месте. Среди прочего на рабочем месте не разрешается курить, употреблять алкоголь, есть, хранить личные вещи и одежду, употреблять наркотические вещества и сильнодействующие лекарственные препараты;
  • выполнять работы, которые не предполагаются должностной инструкцией сотрудника;
  • хранить и использовать лекарства, которые находятся в поврежденной упаковке, имеют нечитаемые этикетки или трудно разбираемые названия;
  • нюхать и пробовать лекарства, которые в установленном порядке хранятся на рабочем месте сотрудника;
  • применять любые неисправные предметы, необходимые для выполнения должностных обязанностей, включая инструменты, оборудование, защитные средства и проч.;
  • использовать для работы медицинские товары и оборудование, не прошедшие процедуру государственной регистрации по установленным правилам;
  • соблюдать требования безопасности при выполнении обязанностей и применять защитные средства согласно рекомендациям производителя;
  • обращать внимание на состояние пола, по которому передвигается работник, и если он оказывается влажным, проявлять повышенную осторожность;
  • соблюдать нормативы разрешенных нагрузок.

Выполнение перечисленных требований обязательно, поскольку оно обеспечивает безопасность сотрудника на рабочем месте.

Дополнительные требования для разных типов медицинских организаций

Деятельность разных типов медицинских организаций может сильно. Поэтому для каждого из них приказ № 928н содержит отдельные нормативы, обеспечивающие сохранение здоровья персонала. В приложении к этому приказу приведены требования охраны труда для следующих подразделений медучреждений:

  • инфекционные больницы и инфекционные подразделения медицинских организаций;
  • операционные блоки;
  • рентген-отделения или кабинеты;
  • кабинеты для выполнения опасных медицинских манипуляций: радионуклидной диагностики и лучевой терапии, тепло- и криолечения;
  • кабинеты, где установлена профессиональная аппаратура: магнитные резонансные томографы, аппараты, работающие с применением сверхвысоких и ультравысоких частот, инфракрасного и ультракрасного излучения, ультразвукового излучения;
  • кабинеты, где применяется специальное оборудование: медицинские лазерные установки, озонаторы, дефибрилляторы,
  • стоматологические кабинеты;
  • отделения психиатрии и наркологии;
  • противотуберкулезные подразделения;
  • патолого-анатомические подразделения;
  • клинико-диагностические лаборатории и другие подразделения, работающие с кровью и биологическими жидкостями.

Также приложением к постановлению регламентируются правила выполнения отдельных видов работ, например, проведения паровой стерилизации, организации работы выездных бригад скорой помощи.

Документы по охране труда в медицинской организации

Ответственность за жизнь и здоровье персонала у руководства медицинской организации очень высока, поэтому все работы по охране труда должны быть задокументированы.

Это потребуется при проверке, при расследовании несчастного случая и просто для систематизации работы по этому направлению.

Обязательный минимальный пакет такой документации, который нужно оформить любой медицинской организации вне зависимости от ее типа, включает:

  • документы, описывающие организацию службы ОТ в медучреждении. В соответствии со статьей 217 ТК РФ на предприятиях, где работают больше 50 человек, нужно создать службу охраны труда или назначить профильного специалиста – то есть издать соответствующий приказ и разработать положение о службе ОТ или должностную инструкцию. В компаниях меньшего размера этот вопрос остается на усмотрение руководителя;
  • положение о системе управления охраной труда на предприятии и приказ о ее утверждении;
  • инструкции по ОТ для разных категорий персонала;
  • журнал проведения инструктажей по ОТ;
  • протоколы проверки знаний работников, проходивших обучение по охране труда;
  • документы по спецоценке рабочих мест;
  • распорядительная документация о выдаче защитных средств.

Этот список может дополняться в зависимости от специфики деятельности медицинской организации.

Ссылка на основную публикацию