Подраздел 4. Научное сопровождение программы

Выполнение проекта внедрения программной системы сродни цветочно-конфетному периоду ухаживания, а сдача в промышленную эксплуатацию как урегулирование взаимных обязательств почти «свадьба» исполнителя и заказчика.

Однако как женихи и невесты зачастую не задумываются, что будет после этого волнующего момента, так и партнеры считают, что дальше будут жить долго и счастливо.

Однако очевидно, что без совместных усилий, подкрепленных взаимным уважением и профессионализмом, счастливой жизни не получится.

Под сопровождением программного обеспечения понимают процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения (ПО) после передачи в эксплуатацию. К счастью, этот процесс достаточно хорошо стандартизован, и открывать Америку для того, чтобы его разработать и внедрить не придется. Упомянем только некоторые основные стандарты:

  • ISO/IEC 14764 (2006, русский перевод стандарта 1999 г. 2002 г.);
  • ISO/IEC 12207 (2008, русский перевод стандарта 2010г.);
  • ISO 20000;
  • SWEBOK (2004 г.);
  • ITIL v3 (2007 г, обновление 2011 г.);
  • COBIT v5 (2012 г.).

Процесс сопровождения является одной из фаз жизненного цикла программного обеспечения, следующей за передачей ПО в эксплуатацию, и завершается выводом его из эксплуатации.

В ходе сопровождения в программу вносятся изменения, с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, для добавления новой функциональности, повышения удобства использования (юзабилити) и роста уровня использования ПО.

По стандарту ISO/IEC 12207, этот процесс входит в 5 основных процессов жизненного цикла (ЖЦ) ПО: приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение.

В общем случае процесс сопровождения состоит из следующих задач:

  • устранение сбоев;
  • улучшение дизайна;
  • расширение функциональных возможностей;
  • создание интерфейсов взаимодействия с другими (внешними) системами;
  • адаптация (например, портирование) для возможности работы на другой (или обновленной) аппаратной платформе, применение новых системных возможностей, функционирование в среде обновленной телекоммуникационной инфраструктуры и т.п.;
  • миграция унаследованного (legacy) программного обеспечения; вывод программного обеспечения из эксплуатации.

Сопровождение и удовлетворенность пользователей

Именно процесс сопровождения позволяет улучшить удовлетворенность пользователей внедренным ПО. Действительно, общеизвестно, что удовлетворенность пользователей зависит от того, насколько полученный результат соответствует их ожиданиям (т.е. от площади области пересечения ожиданий и результата см. рисунок 1).

Подраздел 4. Научное сопровождение программы

Рис. 1. Область удовлетворенности пользователей.

По неоднократным опросам пользователей, они ждут от нового ПО, разработанного и внедренного, в частности, на платформе «1С:Предприятие» следующего:

  • эффективного решения стоящих перед ними задач;
  • удобного и интуитивно понятного интерфейса;
  • помощи по всем возникающим вопросам использования ПО;
  • выполнения их заявок в требуемые сроки.

Все эти задачи можно и нужно выполнять на этапе сопровождения. Кроме того, присущий человечеству консерватизм определяет негативное отношение большинства пользователей к новому ПО.

Именно и только стадия сопровождения позволяет примирить с ним пользователей и приучить их с удовольствием и с пользой применять его в своей деятельности.

По статистике, удовлетворенность пользователей через год использования ПО в несколько раз выше, чем сразу после внедрения.

Но, чтобы достичь таких результатов, сопровождение должно осуществляться на должном уровне. Ведь в противном случае эту удовлетворенность можно даже уменьшить.

Типы заявок предложений о модификации

Процесс сопровождения состоит из обработки заявок пользователей. Эти заявки целесообразно классифицировать по типам (см. рис. 2).

Подраздел 4. Научное сопровождение программы

Рис. 2. Иерархия типов предложения по модификации ПО (по стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002)

Так, тип сопровождения корректирующее это реактивное изменение программного продукта для коррекции обнаруженных проблем (после обнаружения). Проблемы могут относиться к функциональности системы, ее интерфейсам, надежности и производительности работы.

  • Адаптивное сопровождение изменение программного продукта после поставки для обеспечения его использования в условиях изменения его (программного продукта) или окружающей среды.
  • Полное (совершенствующее) сопровождение изменение программного продукта после поставки для улучшения производительности или удобства эксплуатации.
  • Профилактическое сопровождение это изменение программного продукта после поставки для выявления и исправления скрытых дефектов в ПО до того, как они станут явными ошибками.
  • Следует также отметить, что профилактическое и полное (совершенствующее) сопровождение относятся к проактивному подходу к сопровождению, при котором инициатива исходит от обслуживающего персонала, а корректирующее и адаптивное к реактивному подходу, инициатива которого находится у пользователей.
  • Проактивному сопровождению необходимо уделять достаточно внимания, поскольку именно оно в наибольшей степени способствует повышению удовлетворенности пользователей и эффективному развитию программной системы.

Этапы процесса сопровождения

Этапы процесса сопровождения основаны на цикле Деминга PDCA (Plan Do Check Analyze) или «планируй делай проверяй анализируй» (см. рис. 3).

Подраздел 4. Научное сопровождение программы

Рис. 3. Общая структура процесса сопровождения (по стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002)

Формирование процесса сопровождения начинается с разработки концепции сопровождения. Такой документ, например, по стандарту ISO/IEC 14764 (Standard for Software Engineering Software Maintenance), должен содержать следующие разделы:

1. Область сопровождения программного средства.

1.1. Типы выполняемого сопровождения. 1.2. Сопровождаемый уровень документов. 1.3. Реакция (чувствительность) на сопровождение        (определение ожиданий к сопровождению заказчика). 1.4. Обеспечиваемый уровень обучения персонала. 1.5. Обеспечение поставки продукта.

1.6. Организация справочной службы («горячей линии»).

2. Практическое применение (адаптация) данного процесса.

3. Определение организаций (лиц), ответственных за сопровождение.

4. Оценка стоимости сопровождения:

4.1. Проезд до места расположения пользователя. 4.2. Обучение как сопроводителей, так и пользователей. 4.3. СПИ (среда программной инженерии) и СТПС (среда тестирования программного средства) и их ежегодное сопровождение.

4.4. Персонал (зарплата и премии).

Должен быть сформирован соответствующий план сопровождения. Этот план должен подготавливаться одновременно с разработкой программной системы. План должен определять, как пользователи будут размещать свои запросы на модификацию (изменения) или сообщать об ошибках, сбоях и проблемах.

Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 предлагает следующий состав такого плана:

a). Введение:

  1. описание сопровождаемой системы;
  2. определение исходных состояний программного средства;
  3. описание уровня требуемой поддержки;
  4. определение организаций, осуществляющих сопровождение;
  5. описание любых условий (протоколов), согласованных между заказчиком и поставщиками;

b). Концепция сопровождения (уже кратко описанная выше):

  1. описание концепции;
  2. описание уровня поддержки системы;
  3. установление периода поддержки;
  4. адаптация (практическое применение) процесса сопровождения;

c). Организационные работы и работы по сопровождению:

      1. роли и обязанности сопроводителя до поставки программного продукта:

  • реализация процесса;
  • определение инфраструктуры процесса;
  • установление процесса обучения;
  • установление процесса сопровождения;

     2. роли и обязанности сопроводителя после поставки программного продукта:

  • реализация процесса;
  • анализы проблем и модификаций (изменений);
  • реализация (внесение) модификаций (изменений);
  • рассмотрение и принятие модификаций (изменений);
  • перенос программного средства в новую среду;
  • снятие программного средства с эксплуатации;
  • решение проблем (включая справочную службу);
  • при необходимости обучение персонала (сопроводителя и пользователя);
  • усовершенствование процесса;

      3. роль пользователя:

  • приемочные испытания;
  • взаимосвязи (интерфейсы) с другими организациями;

d). Ресурсы:

      1. персонал:

  • состав персонала для конкретного проекта; Структура, отвечающая за сопровождение, должна проводить общую деятельность по бизнес-планированию, касающуюся бюджетирования, финансового менеджмента и управления человеческими ресурсами в области сопровождения.
Читайте также:  Статья 27. Язык, используемый в отношениях Российской Федерации с субъектами Российской Федерации

      2. программные средства:

  • определение программных средств, необходимых для поддержки эксплуатации системы (с учетом системных требований и требований к СПИ, СТПС и инструментальным средствам);

      3. технические средства:

  • определение технических средств, необходимых для поддержки эксплуатации системы (с учетом системных требований и требований к СПИ, СТПС и инструментальным средствам);

      4. оборудование (аппаратура):

  • определение требований к оборудованию (аппаратуре) системы (помимо технических средств вычислительной техники);

      5. документы:

  • план обеспечения качества;
  • план управления проектом;
  • план управления конфигурацией;
  • документы разработки;
  • руководства по сопровождению;
  • план проведения верификации;
  • план проведения аттестации (валидации);
  • план тестирования, процедуры тестирования и отчеты о тестировании;
  • план обучения;
  • руководство (а) пользователя;

      6. данные;      7. другие требования к ресурсам (при необходимости);

  1. e). Процесс (как должна быть выполнена конкретная деятельность):
  2.       1. процесс, выполняемый сопроводителем (приводят общее описание процесса без детализации в плане сопровождения всего процесса);
  3.       2. процесс адаптации (практического применения сопровождения к условиям проекта);
  4. f). Обучение:
  5.       1. определение уровня обучения, необходимого для сопроводителя и пользователей;
  6. g). Протоколы и отчеты по сопровождению:

      1. перечень запросов пользователя на оказание услуг по сопровождению, предложение о модификациях или отчеты о проблемах;      2. состояния запросов (предложений, отчетов) по категориям;      3. приоритеты запросов (предложений, отчетов);

      4. контрольные данные, собранные при работах по сопровождению.

Связь сопровождения с эволюцией ПО

Отдельно хочется коснуться связи сопровождения с эволюцией программных систем. В 1969 году Мэнни М. Леман впервые связал деятельность по сопровождению и вопросы эволюции программного обеспечения.

Результаты более чем 20-ти летних исследований группы, которой он руководил, привели к формулированию ряда важных положений. Ключевой результат: деятельность по сопровождению, по сути, представляет собой эволюционную разработку программных систем.

Принятию тех или иных решений в процессе сопровождения, помогает понимание того, что происходит с программной системой в процессе ее эксплуатации.

Существующее (особенно корпоративное) программное обеспечение никогда не бывает полностью завершенным и продолжает эволюционировать в течение всего срока эксплуатации. В процессе эволюционирования программная система становится все более сложной до тех пор, пока не прикладываются специальные усилия (в том числе, в рамках специального проекта по модификации) по уменьшению ее сложности.

Леман вместе с Белади (Lehman and Belady) выделили 3 типа программ.

  1. Программы S-типа, требования к которым могут быть формализованы.
  2. Программы P-типа, которые развиваются итеративно.
  3. Программы E-типа, которые влияют на окружающую среду. Поэтому их нельзя рассматривать изолированно от нее.

На основании этой классификации для программных систем Е-типа постепенно Леманом были сформулированы законы эволюции:

  • (1974) Непрерывное изменение системы E-типа должны непрерывно адаптироваться или они будут все менее удовлетворять потребностям компании.
  • (1974) Увеличение сложности по мере развития систем E-типа их сложность будет возрастать, если не поддерживать их и не уменьшать сложность.
  • (1974) Саморегулирование процесс эволюции систем E-типа саморегулируем, распространение продукта близко к нормальному закону.
  • (1978) Сохранение организационной стабильности средняя скорость развития систем E-типа инвариантна относительного жизненного типа программного продукта.
  • (1978) Сохранение осведомленности поскольку системы E-типа вовлечены во все с ними связанное: разработчиков, продавцов, пользователей, то для достижения полезного развития необходимо поддерживать знание их содержания и поведения различными группами пользователей. Избыточное развитие ухудшает владение системой.
  • (1991) Непрерывное развитие функциональное содержание систем E-типа должно непрерывно расширяться, чтобы обеспечить удовлетворенность пользователей на период жизненного цикла системы.
  • (1996) Ухудшение качества качество систем E-типа будет ухудшаться, если они не будут тщательно сопровождаться и адаптироваться под изменения операционной среды.
  • (1996) Система обратной связи (впервые 1974, формализовано 1996) процессы эволюции систем E-типа представляют собой системы многоуровневой, многоконтурной и охватывающей многих сотрудников обратной связи и должны быть такими, чтобы достигнуть существенных улучшений разумными средствами.

Сопровождение выгодно всем

В заключение необходимо отметить, что процесс сопровождения ПО важен для всех заинтересованных сторон. Он предоставляет:

Заказчику

  • возможность получить возврат инвестиций на затраты на проект;
  • средство ведения бизнеса необходимый компонент деятельности;
  • возможность развиваться.

Внедренцу — возможность:

  • продолжения взаимодействия с заказчиком;
  • укрепить контакты;
  • развиваться;
  • сделать работу над ошибками;
  • исправить ошибки.

Вендору

  • возможность эффективно развивать продукт и оперативно исправлять ошибки;
  • возможность повысить удовлетворенность партнеров и клиентов.

Тем, кто этого еще не сделал, необходимо обратить свое внимание на процесс сопровождения программного обеспечения.

Научное сопровождение реализации Программы

Научно-методическое
сопровождение процесса информатизации
ведомства результативно лишь в том
случае, когда сложился прочный союз
науки и практики, где целенаправленная
организация процесса развития иерархически
выстроенных подсистем содержит в своей
основе вполне определенную
научно-методическую базу.

Ориентиром в данной
работе является внедрение новых
достижений и рекомендаций науки и
передового опыта разработки и внедрения
систем, научной организации процесса
обучения и переподготовки кадров.

Общее руководство
научно-методической работой правильно
осуществлять через научно-технические
советы ведомства (НТС). Совет определяют
стратегию развития службы, планируют
и при необходимости корректируют
научно-методическое сопровождение.

Решения НТС – это научно обоснованные
выводы, заключения и рекомендации
представительной группы высококвалифицированных
специалистов, выработанные с учетом
государственной научно-технической
политики в сфере информационно-телекоммуникационных
технологий, уровня и тенденций развития
ИКТ в стране и в мире.

  • Научно-методическое
    сопровождение состоит из следующих
    элементов:
  • 1. Управление
    научно-методической работой
  • 2. Научно-методическая
    работа
  • 3. Организация
    научно-исследовательской работы
  • Целью управления
    научно-методической работой является
    получение результата, направленного
    на повышение качества производственных
    (бизнес) процессов.

Одним из направлений
научно-методического сопровождения
производственных процессов является
использование инновационных технологий
обучения персонала.

Выбор технологии
обучения – это решение уполномоченных
структур ведомства (например НТС), однако
в процессе анализа результативности
образовательного процесса (мониторинга,
тестирования) можно сделать выводы об
эффективности выбора тех или иных
технологий обучения.

  1. Организация
    научно-исследовательской работы
    предусматривает проведение целевых
    НИР или НИОКР, направленных на
    совершенствование методов решения
    производственных задач, а также
    используемых при этом технологий.
  2. В рамках реализуемой
    Программы предусмотрено создание
    Ведомственного банка данных по
    научно-исследовательской деятельности,
    что позволит на новом качественном
    уровне планировать научно-исследовательскую
    деятельность в Рослесхозе и контролировать
    результаты выполненных работ.
  3. В заключение,
    необходимо отметить, что научно-методическое
    сопровождение производственных процессов
    — это часть системы управления качеством
    исполнения Программы информатизации
    Рослесхоза.
      1. Развитие кадрового потенциала Федерального агентства лесного хозяйства с учетом требований использования новых технологий

        С
        целью эффективного внедрения информационных
        систем планируется не только обучить
        в течение трех лет весь привлеченный к
        работе с создаваемыми системами персонал
        различных подразделений лесного
        хозяйства, но также разработать и
        внедрить в Рослесхозе систему
        дистанционного обучения и тестирования
        сотрудников.

        Основной
        процесс обучения сотрудников планируется
        вести параллельно с внедрением систем.

        Это будет прямая обязанность исполнителя
        работ по каждой конкретной информационной
        системе – обучить причастный к работе
        с системой персонал Рослесхоза и других
        подразделений лесного хозяйства, включая
        сотрудников удаленных объектов, а также
        подготовить и передать в Рослесхоз
        необходимые методические и учебные
        материалы.

С целью обучения
сотрудников лесного хозяйства после
2014 года планируется активно использовать
систему дистанционного обучения и
тестирования сотрудников, а также
созданную в ведомстве систему ВКС.

Читайте также:  Статья 15. Последствия нарушений настоящего Федерального закона

Разработка планов
и форм обучения, учебных программ
производится исполнителями работ по
согласованию с Рослесхозом. Персональные
списки сотрудников, а также сроки будут
формироваться в рабочем порядке по
согласованию сторон.

Планируется, что
в дальнейшем Рослесхоз уже будет иметь
возможность самостоятельно планировать
программы обучения сотрудников лесного
хозяйства на основании ранее разработанных
методических и учебных материалов, а
также действующие системы дистанционного
обучения и тестирования сотрудников и
ВКС.

Рабочая программа дисциплины «Научное сопровождение технологий выращивания и программирование урожаев»

Авдеенко Алексей Петрович

Рабочая программа дисциплины «Научное сопровождение технологий выращивания и программирование урожаев» предназначена для обучающихся по направлению 35.04.04 Агрономия направленность Агрономия очной и заочной форм обучения.

  • Планируемый процесс обучения направлен на формирование следующих компетенций:
  • ОК-7 — способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов;
  • ОПК-4 – владение методами оценки состояния агрофитоценозов и приемами коррекции технологии возделывания сельскохозяйственных культур в различных погодных условиях;
  • ОПК-5 – владение методами программирования урожаев полевых культур для различных уровней агротехнологий;
  • ПК-1 – готовность использовать современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;
  • В результате изучения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы:
  • 1. Знания:
  • — агроклиматических ресурсов территории возделывания и потенциал возделываемых сортов;
  • — адаптивно-ландшафтных систем земледелия для сельскохозяйственных организаций;
  • — методов оценки состояния агрофитоценозов и приёмов коррекции технологии возделывания сельскохозяйственных культур в различных погодных условиях;
  • — методов программирования урожаев полевых культур для различных уровней агротехнологий;
  • — приёмов оптимизации фотосинтетической деятельности и влагообеспеченности растений при формировании расчётного урожая;
  • — профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов;
  • — современных достижений мировой науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;
  • — теоретических основ программирования урожаев сельскохозяйственных культур и принципы программирования.
  • 2. Умения:
  • — владеть методами оценки состояния агрофитоценозов и приёмами коррекции технологии возделывания сельскохозяйственных культур в различных погодных условиях;
  • — рассчитывать величины возможного (ВУ) и действительно-возможного (ДВУ) урожаев полевых культур;
  • — владеть методами программирования урожаев полевых культур для различных уровней агротехнологий;
  • — определять фитометрические и структурные показатели посевов заданной продуктивности;
  •  -использовать современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;
  • — обеспечить экологическую безопасность агроландшафтов при возделывании сельскохозяйственных культур и экономическую эффективность производства продукции;
  • — составлять модели технологий, обеспечивающих получение запрограммированного урожая;
  • — профессионально эксплуатировать современное оборудования и приборов;
  • — разрабатывать адаптивно-ландшафтные системы земледелия для сельскохозяйственных организаций;
  • — самостоятельно обучаться новым методам исследования, изменять научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности.
  • 3. Навыки и опыт деятельности:
  • — владения методами оценки состояния агрофитоценозов и приёмами коррекции технологии возделывания сельскохозяйственных культур в различных погодных условиях;
  • — владения методами программирования урожаев полевых культур для различных уровней агротехнологий;
  • — использования современных достижений мировой науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах; обеспечения экологической безопасности агроландшафтов при возделывании сельскохозяйственных культур и экономической эффективности производства продукции;

— корректировки программы формирования урожая путём управления ростом и развитием с.-х. культур в определённые периоды вегетации;

— профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов; разработки адаптивно-ландшафтные системы земледелия для сельскохозяйственных организаций;

— самостоятельного обучения новым методам исследования, изменения научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

Дисциплина «Научное сопровождение технологий выращивания и программирование урожаев» включена в вариативную часть дисциплин по выбору, включённых в учебный план согласно ФГОС ВО направления 35.04.04 Агрономия [1].

  1. Общая трудоёмкость дисциплины «Научное сопровождение технологий выращивания и программирование урожаев» составляет 180 часов (5 ЗЭТ), из которых на практические занятия отводится 27% по очной форме обучения и 13 % по заочной форме обучения.
  2. Структура дисциплины состоит из 6 модулей (разделов):
  3. Модуль 1. Теоретические основы научного сопровождения технологий выращивания и программирования урожаев сельскохозяйственных культур 

Модуль 2. Потенциальная продуктивность с.-х. культур, уровни урожайности, их определение и обоснование 

  • Модуль 3. Структурные показатели посевов заданной продуктивности
  • Модуль 4. Управление ходом формирования урожая и качеством основной продукции в конкретных условиях возделывания
  • Модуль. Обоснование мероприятий по защите растений от вредителей, болезней, сорняков и охраны окружающей среды
  • Модуль. Разработка и применение прогрессивных (интенсивных) технологий возделывания культур
  • Содержание практических занятий по дисциплине «Научное сопровождение технологий выращивания и программирование урожаев» структурированно по разделам с указанием занятий:
Модуль дисциплины Название практических занятий
Модуль 1.Теоретические основы научного сопровождения технологий выращивания и программирования урожаев сельскохозяйственных культур  Занятие 1. Теоретические основы научного сопровождения технологий выращивания и программирования урожаев сельскохозяйственных культур как наука и основа современных технологий. Анализ и обоснование принципов программирования урожаев основных полевых культур Ростовской области
Занятие 2. Факторы, определяющие рост, развитие растений, урожай и его качество. Анализ нерегулируемых, частично регулируемых и регулируемых факторов для основных полевых культур.
Занятие 3. Комплекс метеорологических факторов, определяющих состояние и продуктивность сельскохозяйственных культур (Анализ конкретных ситуаций (case study))
Занятие 4. Вероятность неблагоприятных явлений в районах интенсивного земледелия и учет их при программировании урожая (Анализ конкретных ситуаций (case study))
Занятие 5. Солнечная радиация и фотосинтетическая деятельность растений в посевах при программировании урожаев. Расчет прихода фотосинтетически активной радиации (ФАР) за период вегетации с.-х. культур, различных по биологии, назначению и зоне возделывания
Занятие 6. Физические и агрохимические свойства пахотного слоя почвы, их влияние на продуктивность полевых культур
Модуль 2.Потенциальная продуктивность с.-х. культур, уровни урожайности, их определение и обоснование  Занятие 7. Агроклиматические ресурсы территории возделывания и их связь с продуктивность растений. Расчет биоклиматического потенциала (БКП) в различных природно-климатических зонах Ростовской области.
Занятие 8. Биологические особенности возделываемых культур, их учет при подборе сортов и обоснование. Подбор и обоснование сортов различных с.-х. культур к конкретным экологическим условиям возделывания. (Анализ конкретных ситуаций (case study))
Занятие 9. Возможный (потенциальный) урожай с.-х. культур и его определение. Расчет возможных (ВУ) урожаев основных полевых культур по приходу фотосинтетически активной радиации (ФАР).
Занятие 10. Действительно-возможный урожай с.-х. культур и его определение. Расчёт действительно-возможных урожаев основных полевых культур по влагообеспеченности посевов
Модуль 3.Структурные показатели посевов заданной продуктивности Занятие 11. Фитометрические показатели посевов заданной продуктивности. Расчет фитометрических показателей посевов заданной продуктивности (на ДВУ).
Занятие 12. Структура биологической продуктивности с.-х. культур и ее связь с урожайностью. Расчёт структурных параметров посевов на программируемый урожай. (Анализ конкретных ситуаций (case study))
Занятие 13. Оптимизация структурных показателей посевов в высокопродуктивных агроценозах. Расчет и обоснование норм высева семян (норм посадки) под программируемый урожай. (Работа в малых группах (команде))
Модуль 4.Управление ходом формирования урожая и качеством основной продукции в конкретных условиях возделывания Занятие 14. Точное земледелие – как основа программирования урожаев полевых культур. Программно-информационное обеспечение точного земледелия, знакомство, освоение, анализ
Занятие 15. Регулирование водного режима растений при программировании урожаев. Разработка и обоснование комплекса технологических приёмов по рациональному использованию влаги. (Анализ конкретных ситуаций (case study))
Занятие 16. Управление условиями минерального питания растений при программировании урожаев. Расчёт норм удобрений на программируемый урожай. Разработка системы удобрений. (Работа в малых группах (команде))
Занятие 17. Модель высокопродуктивного посева. Разработка и построение модели высокопродуктивного посева программируемой культуры в конкретной зоне возделывания. (Работа в малых группах (команде))
Модуль 5.Обоснование мероприятий по защите растений от вредителей, болезней, сорняков и охраны окружающей среды Занятие 18. Размеры потерь урожая от вредителей, болезней, сорняков. (Анализ конкретных ситуаций (case study))
Занятие 19. Химические средства защиты растений и влияние их на окружающую среду. Интегрированные методы защиты растений
Занятие 20. Агротехнические меры борьбы с вредителями, болезнями, сорняками в посевах культур. (Анализ конкретных ситуаций (case study))
Модуль 6.Разработка и применение прогрессивных (интенсивных) технологий возделывания культур Занятие 21. Технологические требования к новым техническим средствам в растениеводстве.  Качественные характеристики технологий производства растениеводческой продукции. Технологические требования к техническим средствам для обработки почвы, для внесения удобрений.
Занятие 22. Технологические требования к техническим средствам для посева зерновых культур, для уборки зерновых, зернобобовых и крупяных культур, для послеуборочной обработки, сушки и хранения зерна (семян)
Занятие 23. Основные принципы разработки технологий возделывания полевых культур. (Работа в малых группах (команде))
Занятие 24. Составление современных операционных технологий возделывания ведущих сельскохозяйственных культур в различных агроландшафтах (Работа в малых группах (команде))
Читайте также:  Статья 25. Место государственной регистрации заключения брака

Пример урока: Модуль 6. Разработка и применение прогрессивных (интенсивных) технологий возделывания культур. занятие 21. подраздел: Качественные характеристики технологий производства растениеводческой продукции

  1. Дидактическая цель: дать знания по методике оценки и организации проверки качества обработки почвы и других полевых работ.
  2. Воспитательная цель: привить обучающимся чувство ответственности за порученное дело, критическую оценку результатов своей работы.
  3. Система наглядных пособий:
  4. 1) таблицы с параметрами качества выполнения основных полевых работ, с результатами агротехнической и экономической оценки отклонений от этих параметров при возделывании сельскохозяйственных культур;
  5. 2) плакаты с рисунками контролирующих приборов и методов их использования при оценке качества обработки почвы и других полевых работ, с изображением результатов нарушения агротехнических требований;
  6. 3) кинофильмы по приёмам обработки почвы, по интенсивным технологиям возделывания основных сельскохозяйственных культур;
  7. 4) приборы: трость агронома, бороздомер, палетка, профилемер.

Рассматривая вопрос о значении качества обработки почвы, посева и других элементов современной технологии возделывания сельскохозяйственных культур, необходимо подчеркнуть его возросшее значение при широком использовании таких средств интенсификации земледелия, как химизация, мелиорация, комплексная механизация и автоматизация производства.

На примерах местных хозяйств следует показать, что отклонение от установленных, научно обоснованных качественных параметров обработки почвы, посева, ухода за сельскохозяйственными культурами снижает эффективность орошения или осушения, минеральных удобрений, пестицидов, снижает плодородие почвы, вызывает ее эрозию и в конечном итоге приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур.

Поэтому контроль качества выполнения полевых работ осуществляется постоянно, это одна из основных задач повседневной деятельности агронома. Для этого он должен хорошо знать основные параметры и требования к выполнению всех технологических операций в поле, факторы, влияющие на качество полевых работ.

Здесь уместно создание проблемной ситуации серией вопросов по технологическим операциям и приёмам обработки почвы типа: «Какие задачи решают операции оборачивания, рыхления, крошения, уплотнения почвы? Каким приёмом обработки почвы они выполняются? Какие требования предъявляются к этим приёмам? От чего зависит соблюдение этих требований?».

Отвечая на такие и им подобные вопросы, обучающиеся самостоятельно подходят к выводу о том, что контроль качества обусловлен такими факторами, как технологические требования к выполнению полевых работ (сроки, глубина и равномерность обработки почвы, посева, ухода, ширина междурядий, нормы и способ посева, отсутствие огрехов и т.д.), а также неоднородность почвенного покрова по макро- и микрорельефу, по физико-химическому составу почвы, степени ее увлажнения, по степени эродированности и т.д.

На примерах следует показать, как несвоевременность и несоблюдение глубины вспашки, посева и других операций приводит к изреживанию всходов, ослаблению растений, к массовому засорению полей и к резкому снижению урожая.

По схемам следует ознакомить обучающихся с основными показателями качества выполнения полевых работ, с помощью плакатов и фрагментов кинофильма показать устройство основных инструментов для контроля качества работ и приёмы правильного пользования ими.

По схеме необходимо показать приёмы правильной разбивки поля на загоны и организации движения пахотных, посевных и других агрегатов, позволяющие избежать огрехов и других грубых нарушений технологии полевых работ.

Далее, вспоминая с помощью обучающихся приёмы основной обработки почвы и агротехнические требования к ним, следует дать методику контроля их соблюдения, а также особенности организации и технологии их выполнения, позволяющие предотвратить отклонения от заданных параметров.

Точно, так же рассматриваются и вопросы контроля качества предпосевной подготовки почвы, посева и приёмов ухода.

Основные положения излагаемого учебного материала должны иллюстрироваться соответствующими фрагментами кинофильмов по обработке почвы в условиях интенсивной технологии возделывания сельскохозяйственных культур с активизацией обучающихся по каждому из них.

При изложении вопроса о системе контроля и стимулирования качества выполнения полевых работ необходимо рассказать о роли агронома, подчеркнуть значение новых прогрессивных форм организации труда, бригадного подряда и других приёмов, повышающих заинтересованность в конечных результатах труда, а, следовательно, и в стимулировании соблюдения качества полевых работ их исполнителями.

Используя опыт передовых хозяйств, необходимо показать, какие результаты даёт такая организация труда, когда каждый сам себе контролёр, когда решающим фактором в повышении качества полевых работ и всей культуры земледелия является человеческий фактор [2].

Для закрепления учебного материала обучающимся задают несколько вопросов по теме урока, ответы на них подкрепляют демонстрацией соответствующих фрагментов кинофильма или плакатов по методике контроля качества выполнения основных полевых работ. Помимо основного материала учебника по теме урока, следует поставить перед обучающимися задачу повторить материал по системам обработки почвы в севообороте в связи с тем, что по этой теме следующий урок будет проведён в одном из ближайших хозяйств.

Ссылки на источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (уровень магистратуры), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 г. № 834.
  2. Методика обучения предмету «Земледелие с почвоведением»/ В.Г. Лошаков, М.В. Стратонович, И.Н. Осокина; под ред. В.Г. Лошакова. – М.: Агропромиздат, -1989. -206 с.
Ссылка на основную публикацию