Статья 14.1. федеральный оператор по обращению с отходами i и ii классов опасности

Статья 14.1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности sibekcompany.ru

Статья подготовлена специально для 72 номера издаваемого «БЕЛЛОНОЙ» журнала «Экология и право».

Минприроды подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Законопроект пока не внесен в Государственную думу.

Первая версия закона прошла обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. На базе ФГУП «РосРАО», входящего в Госкорпорацию «Росатом», создан Проектный офис Единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности (ЕГС ОПВК).

Как возможные изменения отразятся на системе обращения с отходами в целом, на рынке отходов и в итоге на жизни россиян и их безопасности – вопрос будущего.

Но проблемы, с которыми столкнется единый федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности, ясны уже сейчас. В Минприроды указали на две из них. Первая – нехватка мощностей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I и II классов опасности.

Вторая – отсутствие объективных данных об объеме образующихся и захороненных отходов I и II классов опасности.

Перечень обозначенных Минприроды проблем можно продолжить.

1. Отсутствие единого подхода к классификации отходов

Традиционно считается, что к отходам I класса опасности относятся полоний, бензапирен, фтороводород, соли свинца, таллий, диэтилртуть, плутоний, теллур, циановодород и др. Эти вещества могут содержаться в трансформаторах, конденсаторах, ртутных термометрах и ртутных и люминесцентных лампах.

Ко II классу опасности относят литий, фенол, хлороформ, серную кислоту, селен, сероводород, барий, формальдегид, сурьму, стирол, все нитриты, мышьяк, молибден и др. Эти вещества содержат аккумуляторы, масла, щелочи, кислоты, гальванические элементы, остатки рафинирования нефтесодержащих отходов.

На практике отнесение отхода к определенному классу опасности регулируется двумя федеральными органами – Росприроднадзором и Роспотребнадзором.

По сути, для одних и тех же отходов существуют два разных классификатора и две разных процедуры согласования в территориальных органах. Различие подхода прослеживается уже на уровне терминологии: «опасные отходы» (Росприроднадзор, п.

3.26 ГОСТ 30772–2001) и «токсичные отходы» (Роспотребнадзор, п. 3.28 ГОСТ 30772–2001).

  • Росприроднадзор согласно Федеральному закону № 89-ФЗ разделяет отходы на 5 классов опасности и обозначает их римскими цифрами:
  • I класс – чрезвычайно опасные отходы;
  • II класс – высокоопасные отходы;
  • III класс – умеренно опасные отходы;
  • IV класс – малоопасные отходы;
  • V класс – практически неопасные отходы.

Роспотребнадзор согласно СП 2.1.7.1386–03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» разделяет их на 4 класса опасности и обозначает арабскими цифрами.

Необходимость в паспорте опасного отхода с указанием класса опасности основывается на требованиях природоохранного законодательства (ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ). Необходимость в определении класса опасности токсичного отхода основывается на требованиях санитарного законодательства (ст. 2, 22 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

При проведении проверок органами Росприроднадзора могут быть затребованы паспорта опасных отходов с указанием класса опасности, а органами Роспотребнадзора – обоснования классов опасности токсичных отходов (так называемых санитарных классов опасности).

Фактически существуют и две классификации отходов: по одной штрафует Росприроднадзор, по другой – Роспотребнадзор.

Формально Роспотребнадзор объясняет свою классификацию тем, что «росприроднадзоровская» классификация разработана в отношении окружающей среды, а их – «роспотребнадзоровская» – в отношении человека.

Такая рассогласованность затрудняет формирование единой государственной системы обращения с отходами.

Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года, содержит указание «внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие гармонизацию законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов». Работа над этим ведется, но еще не завершена.

2. Раскоординированность управления в системе обращения с отходами между разными органами власти

По мнению Елены Есиной, эксперта по экологическим правам Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, серьезной проблемой является отсутствие единого центра управления отходами.

«С точки зрения технологий передача отходов I и II классов опасности в ведение ФГУП «РосРАО» – это обоснованное решение, но с точки зрения организации процесса обращения с отходами я категорически против создания еще одной структуры, которая будет заниматься отходами. Первоначально одним регулятором обращения с отходами было Министерство природных ресурсов и экологии.

В 2013 году заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А. Чибис настоял на принятии Положения о передаче коммунальных отходов Минстрою. В Минпромторге занимаются промышленными отходами – их департамент разрабатывает стратегию обращения до 2030 года. Теперь отходы I и II классов опасности будут у РосРАО.

Целесообразно было бы, например, оставить одним регулятором Минприроды, и в его структуре создать Агентство по обращению с отходами производства и потребления по аналогии с Федеральным агентством водных ресурсов», – поделилась своими сомнениями Есина.

С позицией эксперта трудно не согласиться: в регулировании системы обращения с отходами участвуют практически все ветви власти – Минприроды, Минстрой, Минпромторг, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Минтранс (сфера опасных перевозок отходов). Противоречия возникают уже на уровне законодательных актов.

3. Возможный уход из зоны ответственности единого федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности через понижение класса опасности отхода

На сегодняшний день институт регионального оператора введен только для твердых коммунальных отходов, а введение единого федерального оператора предполагается только для отходов I и II классов опасности. Система обращения с промышленными отходами III-V классов, как и тарифы на их утилизацию, до сих пор остается рыночной.

Все работающие в сфере обращения с промышленными отходами собеседники, с которыми довелось обсуждать проблему, сходились во мнении, что если отходы I и II классов опасности передадут единому федеральному оператору, а отходы  III-V классов оставят в системе рыночных отношений, уход от единого федерального оператора в серую схему либо в рыночную систему обращения с отходами III-V классов опасности неизбежен. «При переходе на новую систему для отходов I и II классов произойдет переход на монопольные тарифы, которые будут выше. К тому же федеральный оператор вряд ли сможет предложить гибкие системы оплаты, отсрочку платежа, которую предлагаем мы. В такой ситуации компании будут стремиться уходить от федерального оператора в более гибкий рынок обращения с отходами III-V классов. Как следствие, может усилиться тенденция на снижение класса опасности отхода через оформление новых паспортов отходов и повторное включение в ФККО», – делится своими опасениями Андрей Кузнецов, технический директор компании «Балт­ЭкоХим».

Действительно, уже сейчас компании – образователи отходов, стремясь снизить класс опасности отхода и расходы на его утилизацию, нередко переоформляют паспорт отхода и повторно включают его в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Согласно Порядку отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному приказом Минприроды, класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах.

При отсутствии вида отходов в ФККО – определяется на основании одного из двух критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных Минприроды.

Критерий 1 – степень опасности отхода для окружающей среды (расчетный путь); критерий 2 – кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (эмпирический путь).

Часто при оформлении паспорта выбирается тот критерий, который более выгоден.

Если компания хочет оформить паспорт заново, включившись в ФККО с новым видом отхода, для которого рассчитан меньший класс опасности, возможен и более творческий подход: при смешении двух отходов получается третий отход, который заново включается в ФККО.

Иногда отходы разбавляют, чтобы получить меньший класс опасности с применением критерия 2, а иногда, напротив, обезвоживают на декантере (например, такой способ применила одна из крупных компаний для шлама гидрофильтров III класса опасности, получив в результате отход IV класса опасности).

Способов – множество. Как и специализированных организаций, предоставляющих услуги разработки паспортов отходов и согласования их в Росприроднадзоре и ФЦАО.

Если же большой объем отходов II класса опасности будет переоформлен хозяйствующими субъектами в III класс через повторную паспортизацию и включение в ФККО, федеральный оператор не сможет получить гарантированный объем отходов, без которого бизнес не будет заинтересован в инвестициях для создания комплексов по переработке.

Читайте также:  Глава II. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

Но еще важнее экологическая составляющая проблемы: есть риск, что отходы II класса опасности, период восстановления последствий влияния которых оценивается в 30 лет, будут перевозиться и храниться как отходы менее опасные.

4. Отсутствие объективных данных об отходах I и II классов опасности в региональных территориальных схемах обращения с отходами

С января 2022 года меняется порядок обращения с отходами i и ii классов опасности

Статья 14.1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности

В соответствии с законом № 225-ФЗ Федеральный экологический оператор (ФЭО) будет учитывать, собирать, обезвреживать, перемещать, обрабатывать и утилизировать эти отходы по всей России, выстраивая полную и работоспособную цепочку управления. Пока в стране перерабатывается только 1,5 % из образующихся ежегодно 350 тыс. т таких отходов.

Федеральный классификатор причисляет к I и II классам опасности 444 вида отходов.

Среди них — ​свинецсодержащие (аккумуляторы, электрокабели), ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы, шламы, шлаки, приборы и катализаторы), отработавшие химические источники тока (батарейки и аккумуляторы), органические горючие отходы химических и нефтехимических производств, водные неорганические отходы (растворы кислот и щелочей, гальваношламы).

Новые принципы обращения

В новой схеме три типа участников. Первый — ​федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (ФЭО, входит в «Росатом»). В старой схеме федерального оператора не было.

Второй тип — ​операторы по переработке отходов I и II классов опасности. Третий — ​предприятия (ИП и юрлица), деятельность которых приводит к возникновению отходов.

Назовем их для простоты создателями отходов.

Создатели отходов могут утилизировать их самостоятельно. Для этого они оформляют в Росприроднадзоре лицензии — ​всего пять видов, но можно оформить и одну общую. Лицензии означают, что у создателя отходов обустроена площадка для переработки, есть соответствующие мощности, персонал, система мониторинга.

Если нет желания или возможности управлять отходами, предприятие заключает договор с ФЭО. Услуги платные, тарифы утвердит уполномоченный орган — ​ФАС. Накапливать отходы можно в течение 11 месяцев — ​дальше это уже считается размещением.

«По закону размещение определяется как хранение для последующей утилизации.

Поэтому должна быть программа действий, а в ней — ​конечная цель и способы переработки», — ​объясняет первый заместитель гендиректора ФЭО по реализации экологических проектов Максим Корольков.

Операторы — ​компании, которые в обязательном порядке заключают договор с ФЭО и оказывают услуги по транспортировке и переработке некоторых видов отходов.

«Свинцово-кислотные аккумуляторы и батарейки мы не будем у себя перерабатывать, потому что эти мощности уже в России существуют, — ​уточняет Максим Корольков.

 — ​Мы будем заниматься отходами, которыми сейчас практически не занимаются: ртутьсодержащими, органическими горючими и неорганическими».

Отсутствие инфраструктуры для их утилизации приводит к тому, что отходы сваливают где попало, даже в жилых зонах. Так, в Костроме в январе 2020 года завели уголовное дело на компанию, которая собиралась построить дома и детский сад на территории бывшего химзавода.

Грунт на площадке не соответствовал санитарно-эпидемиологическим нормам. Но, вместо того чтобы утилизировать, его развезли по нескольким улицам и разровняли, сымитировав благоустройство. Во Владимирской области в первом полугодии прошлого года выявили 125 нарушений при обращении с опасными отходами.

В декабре 2020 года обнаружили, что одна из брянских школ не заключила договор об утилизации ртутьсодержащих ламп, не определила место для их размещения. Это лишь несколько примеров нарушений.

«До сих пор основная масса отходов I и II классов опасности попадает в природную среду, в результате чего экологический ущерб постоянно увеличивается», — ​говорит ректор РХТУ им. Менделеева Александр Мажуга.

Закон ужесточает контроль за обращением с отходами, компаниям-операторам запрещено передавать переработку субподрядчикам.

Семь заводов

Перерабатывать отходы I и II классов опасности ФЭО планирует на семи заводах. Четыре комплекса для уничтожения химоружия — ​в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртии — ​перепрофилируются. Это «Михайловский», «Мирный», «Щучье» и «Камбарка» соответственно.

Одна из трех новых площадок — ​экотехнопарк на территории «Усольехимпрома» в Усолье-Сибирском Иркутской области. Там будут перерабатывать ртутьсодержащие отходы. Еще две площадки проходят процедуры согласования.

Совокупная производственная мощность семи заводов будет составлять около 350 тыс. т в год.

На предприятиях ФЭО планируют использовать физико-химическую обработку и высокотемпературное обезвреживание. Например, гальванические растворы обработают химреагентами, потом выпарят воду. Итог — ​чистая вода и безопасные твердые соли.

Поскольку заводы будут специализироваться на определенном виде загрязнителей, перед создателями отходов встанет вопрос, что дешевле: оплата услуг ФЭО по транспортировке и переработке отходов или расходы на самостоятельную утилизацию.

«Когда вы строите завод условно в Калининграде и понимаете, что отходы оттуда поедут в Иркутскую область, где у ФЭО расположены мощности для переработки вашего вида отходов, вы должны оценивать свои инвестиционные риски. У вас есть предусмотренное законом право самостоятельно утилизировать эти отходы.

Если вы видите, что выгоднее построить цех по их переработке у себя на площадке, — ​отлично. Если выгоднее передать на переработку, значит, пользуемся той инфраструктурой, которая существует», — ​объясняет Максим Корольков.

Портал в помощь

В соответствии с законом № 225-ФЗ ФЭО также стал оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ГИС ОПВК). Это платформа сбора актуальной информации о создателях отходов и операторах, видах, количестве образованных и переработанных отходов, местах накопления, лимитах на размещение и проч.

Система позволяет заключать договоры по самому бюджетному варианту, делать аналитику, контролировать движение отходов. Автоматическая оптимизация маршрута от места создания отходов до места переработки снижает затраты на транспортировку.

В 2020 году большая часть функционала ГИС ОПВК проработана, началось тестирование модулей системы, чтобы переход к новым правилам был для пользователей максимально комфортным. С сентября к тестированию подключились предприятия из 42 регионов. Внесение данных в ГИС ОПВК и заключение договоров в системе станет обязательным с четвертого квартала 2021 года.

Задача ФЭО — ​обеспечить до конца 2024 года переработку 65 % переданных ему отходов, самостоятельно и с помощью операторов, и вернуть бывшие отходы в новый цикл использования. Эти показатели заложены в нацпроекте «Экология», рассчитанном на 2019–2024 годы.

Есть интересная история?

Изменения в обращении с отходами 1-го и 2-го классов опасности

Статья 14.1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности

Дату начала ближайшего курса вы можете узнать по телефону +7 (495) 780-14-12 . А дистанционное обучение доступно уже сегодня!

В центре дополнительного профессионального образования «Юнитал-М» вы можете пройти обучение по экологической безопасности, которое включает в себя курс повышения квалификации: «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV классов опасности». Подготовка лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности установлена Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В рамках курса предусмотрены практические занятия по оформлению отчетности в области обращения с отходами.

Кому необходимо обучение

  • Руководителям и специалистам организаций, ответственные за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.
  • Лицам, которые допущены к обращению с отходами I — IV классов опасности.

Требования к квалификации

Наличие средне-профессионального и (или) высшего образования.

Что вы получите

Программа обучения

  • Правовое регулирование обращения с опасными отходами. Основные требования, предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами.
  • Опасные свойства отходов (экотоксичность).
  • Этапы обращения с отходами.
  • Использование и обезвреживание отходов.
  • Нормирование воздействия отходов на окружающую среду.
  • Экологический контроль: правовые основы, виды, структура природоохранных органов в РФ, требования к экологическим службам организаций.
  • Оформление учетно-отчетной документации в области обращения с отходами I — IV классов опасности.
  • Лицензирование деятельности по обращению с отходами I — IV классов опасности.
Читайте также:  Статья 25. меры социальной поддержки детей и подростков

Важно знать!

Согласно ст. 8.2. КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.

Документ выдается с печатью организации и подписью генерального директора.

[3]

Документ имеет законную силу и принимается всеми соответствующими надзорными органами.

Паспорт отходов: порядок оформления паспорта

Паспорт отходов чрезвычайно важен. Без него никакие операции с отходами производить нельзя и даже опасно.

Дело в том, что на основе изложенных в паспорте сведений выбирается наиболее безопасный для человека и окружающей среды способ обращения с отходами. Поэтому их паспортизация необходима. Более того, это — обязанность, которая закреплена в законе.

Но кто должен делать паспорт отходов? Каков его порядок оформления? И где можно взять форму этого документа? Обо всем этом и пойдет речь в данной статье.

Посмотреть новую форму паспорта отходов в формате .doc (Microsoft Word), которая будет действительная в 2017 году (образец заполнения смотрите ниже).

В 2019 году паспортизация отходов также сохранится, значительных изменений не будет.

Что собой представляет паспорт отходов?

Сказать, что паспорт отходов — это серьезный документ, мало для понимания сути и важности процесса паспортизации.

Поэтому стоит заглянуть в закон №89-ФЗ, чтобы узнать его «мнение» по этому поводу: согласно его статье 1 и статье 14 на основе сведений о составе и об уровне опасности отходов должен быть составлен паспорт.

В нем отражается принадлежность отходов к соответствующему виду и к определенному классу опасности, и содержится информация об их составе. Причем, оформляется паспорт только на отходы 1-4 класса опасности. Для 5-го класса такой обязанности законом не предусмотрено.

См. также статьи:

[2]

Пример заполнения паспорта отходов — так выглядит готовый паспорт

  • проводится организация мест накопления или хранения отходов. Стоит напомнить, что накоплением называется процесс складирования на срок не больше одиннадцати месяцев. А хранением – складирование на период, превышающий одиннадцать месяцев. Причем, хранение является лицензируемой деятельностью, а вот накопление отходов – нет;
  • выполняется транспортировка отходов;
  • разрабатываются инструкции для работы с отходами, и т.д.

Кроме того, только при наличии паспорта отходы I-IV класса опасности могут быть переданы другим предприятиям, чтобы они имели представление о степени опасности и о составе получаемых ими отходов.

Это позволит им действовать без риска для себя и для окружающей среды. Поэтому при составлении паспорта очень важна его достоверность.

Например, если в нем будет неверно указана информация о составе или о классе, то в случае неправильной из-за этого организации перевозки отходов может произойти их возгорание или утечка, и т.п.

Штраф за неправильное обращение с отходами и отсутствие паспорта

Нормативная база для паспортизации отходов

При подготовке паспорта опасного отхода опираются на два главных нормативных акта:

  • на федеральный закон РФ от 24.06.98г. № 89-ФЗ. В его статье 14 содержатся базовые положения о паспортизации отходов: кто должен это делать, в каких случаях, по какой форме и т.д.;

Подписан Федеральный закон, направленный на качественные преобразования в области обращения с отходами I и II класса опасности — ГК ЭКО центр

31 июля 2019 15:24

Информируем об опубликовании Федерального закона от 26.07.2019 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Настоящим Федеральным законом определены понятия федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, российского экологического оператора и оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Предусмотрено создание государственной информационной системы (далее — ГИС) учета ТКО, а также ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

Устанавливается, что федеральная схема обращения с ТКО включает в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами и относящуюся к обращению с ТКО, и иную информацию, определенную Правительством РФ. Федеральная схема обращения с ТКО разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается Правительством РФ в установленном им порядке.

Электронная модель федеральной схемы обращения с ТКО является частью ГИС учета ТКО. Оператором ГИС учета ТКО определено Минприроды России.

Кроме того, законом предусмотрена федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности, утверждаемая Правительством РФ. Схема разрабатывается и корректируется с учетом сведений, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами и ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

  • ИП и организации, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, а также федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
  • Полномочия по созданию ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности закреплены за Госкорпорацией «Росатом».
  • Федеральный закон вступает в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубикования – с 25 сентября 2019 г.
  • Заключенные до дня вступления настоящего закона в силу договоры, предметом которых являются сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности, могут действовать до истечения одного календарного года со дня утверждения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности.

Законопроект о создании федеральной схемы обращения с опасными отходами принят в первом чтении

  • Законопроектом
    предусматривается, что соблюдение единой схемы будет обязательным условием
    осуществления деятельности по обращению с такими отходами.
  • Схема
    будет включать сведения об образовании отходов I и II классов опасности и обращении с ними, сведения об индивидуальных предпринимателях, юридических
    лицах, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными
    отходами, сведения об объектах, на которых осуществляется обработка,
    утилизация, обезвреживание и размещение отходов.
  • При этом плату
    за услуги в сфере обращения с отходами I и II классов опасности предлагается
    определять путем государственного тарифного регулирования.
  • Также документом предусмотрено создание единой информационной системы учета и контроля отходов I и II
    классов опасности, которая позволит контролировать потоки движения отходов от источника их образования до места обработки, обезвреживания, утилизации или
    размещения, производить объективный учет количества и вида образующихся
    отходов, что повысит прозрачность и легитимность рынка по обращению с опасными
    отходами.
  • По словам Председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, отходы I и II класса опасности — самые опасные отходы.

«Мы даже не смогли добиться официальных данных об объемах
образования этих отходов, нам никто не сказал точно, сколько их в год
образуется. По экспертным оценкам, это примерно 350 тыс. тонн ежегодно. Чтобы
вы понимали, из 350 тыс. тонн самых опасных отходов сегодня обезвреживается,
утилизируется и перерабатывается всего 2–3%. Куда девается все остальное?
Сваливается в леса, в овраги», — отметил он.

Депутат подчеркнул, что когда обычная пальчиковая
батарейка попадает в природную среду, она загрязняет 20 кв. м почвы или 40
литров воды. 

«Теперь представьте: чтобы восстановилась земля после попадания
этого отхода, требуется 30–40 лет. После попадания на землю отходов I класса
опасности, например, отработанного ртутного градусника или люминесцентной
лампы, экосистема не восстанавливается вообще никогда.

Их в лесах и оврагах подобных
отходов ежегодно образуется 350 тыс. тонн. Для того чтобы навести порядок в этой сфере, мы принимаем в первом чтении закон, который создает единого федерального оператора по обращению с самыми опасными отходами», – сообщил Владимир Бурматов.

Читайте также:  Статья 7.1. Фракции в Государственной Думе

 

По его словам, эти функции будет выполнять корпорация «Росатом», имеющая
соответствующие компетенции, мощности, квалификацию, людские и финансовые
ресурсы. От самой корпорации потребуется порядка 17 млрд рублей вложений, для
того чтобы создать эту систему.

«Федеральный оператор будет заниматься созданием единой системы учета опасных
отходов. Она должна быть прозрачной, показывать потоки отходов, начиная с их
образования и заканчивая объектами по их обезвреживанию и утилизации.

Единый
федеральный оператор создаст единую информационную систему, которая будет эти
потоки показывать и заниматься непосредственно обращением с данными отходами,
их транспортировкой, утилизацией, переработкой и обезвреживанием. Что
немаловажно: вместе с действующими участниками рынка.

То есть мы не создаем
монополию, не отдаем все в одни руки – в законе прямо прописано, что
действующие участники рынка входят в единую систему обращения с опасными
отходами и она гарантирует тем, кто сегодня имеет лицензию, кто сегодня уже
занимается обезвреживанием опасных отходов, что они продолжат работать на этом
рынке. Рассматриваемый законопроект – большой шаг вперед в наведении порядка в этой
очень чувствительной сфере», — заключил депутат.

Обращение с отходами I и II классов опасности — ФЭО

В рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов» в составе национального проекта «Экология» ФГУП «ФЭО» назначено федеральным оператором по обращению с отходами I-II классов на территории Российской Федерации.

Предприятие создаст безопасную систему управления всей цепочкой от образования отхода до переработки его во вторичную продукцию.

Назначение Федерального оператора принято Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. №2684-р в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г.

№ 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Федеральный оператор станет ключевым элементом создания системы обращения с отходами I-II классов, позволяющей решить существующую в стране экологическую проблему и навести порядок в этой сфере.

Федеральному оператору предстоит решить ряд ключевых задач:

  • создание государственной информационной системы по обращению с отходами I-II классов (ГИС)
  • ГИС – это программный продукт, который позволит контролировать потоки движения отходов от источника их образования до места обработки, обезвреживания, утилизации или размещения; производить учет; выявлять нарушения; выстраивать оптимальную логистику и моделировать наилучшее размещение инфраструктуры; отдельный модуль позволит централизованно вести договорную работу.
  • На основе этих данных планируется построить прогнозы, оптимизировать транспортировку и переработку отходов I-II классов.
  • Планирование и отслеживание маршрутов движения отходов с возможностью автоматического блокирования транспортного средства (ГЛОНАСС) позволит вести контроль в режиме реального времени.
  • формирование федеральной схемы для обращения с отходами I-II классов
  1. Данные ГИС позволят сформировать федеральную схему обращения с отходами I-II классов, которую утвердит Правительство РФ.
  2. Соблюдение федеральной схемы будет обязательным условием осуществления деятельности по обращению с отходами I и II классов для всех участников рынка.
  3. Федеральная схема будет учитывать данные о планах по строительству и реконструкции, объектов обработки и об оценке потребностей в финансировании.
  4. Участники рынка будут осуществлять деятельность по обращению с отходами I-II классов в соответствии с договорами оказания услуг с Федеральным оператором и на основании Федеральной схемы и по регулируемым ценам.
  • создание инфраструктуры для обращения с отходами I-II классов

Для решения данной задачи Федеральному оператору предстоит создать сеть экологических технопарков, обеспечив мощности по переработке и вовлечению полезных компонентов в хозяйственный оборот.

Якорными звеньями будут являться семь межрегиональных производственно-технических комплексов, отвечающих принципам наилучших доступных технологий и наилучших экологических практик. Четыре из которых должны быть созданы на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия в Саратовской, Кировской, Курганской областях и Удмуртской Республики.

Все действующие переработчики смогут пройти регистрацию в ГИС и войти в единую федеральную схему, получив более широкие возможности для развития своего бизнеса.

Этапы и сроки создания ЭКОТЕХНОПАРКОВ:

  • 2019 год – разработка исходных данных для проектирования ПТК, проведение инженерных и экологических изысканий;
  • 2020 год – разработка проектной и рабочей документации, проведение государственных экспертиз;
  • 2021 год – начало общестроительных работ, закупка и начало поставки оборудования;
  • 2022 год – монтаж вспомогательного и основного технологического оборудования, поставка оборудования;
  • Конец 2023 года – ввод объекта в эксплуатацию.
  • В рамках создания ПТК будет проведен весь спектр предусмотренных законодательством процедур и государственных экспертиз.
  • С ответами на самые популярные вопросы по созданию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов можно ознакомиться здесь.
  • Группы производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов в социальных сетях:

Как с 2020 года будет работать федеральный оператор по обращению с высокоопасными отходами

С 20 года на территории РФ будет введен федеральный оператор, по работе с 1 и 2 классом опасности, он будет как и региональный только с жил фондом работать или со всеми кто образует данные отходы и есть ли уже утвержденный перечень отходов, которые он будет принимать или как и сказано все отходы 1го и 2го классов?

Согласно ст. 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 26.07.2019) Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности разрабатывается Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и должна включать в себя в т. ч.

сведения о местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности, сведения об операторах по обращению с отходами I и II классов опасности, схему потоков отходов I и II классов опасности от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.

При этом нигде в Федеральном законе от 26.07.2019 N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» не делается уточнений об исключении отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

— Реклама —

При этом в п. 4 ст. 14.

2 ФЗ № 89 прямо говорится, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности… обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности, согласно п. 6 ст. 14.3 ФЗ № 89 данные хозяйствующие субъекты обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, и, наконец, согласно п.1 ст. 14 ФЗ № 89 данные хозяйствующие субъекты, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности.

В иных случаях хозяйствующие субъекты, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и согласно п.

3 данной статьи данные лица не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

При этом согласно п.8 с. 14.

4 федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав твердых коммунальных отходов, от регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключение которого для федерального оператора является обязательным. Таким образом, все вопросы приема опасных отходов от населения, входящих в ТКО, должны решаться региональным оператором с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности в рамках соответствующего договора.

Исчерпывающего перечня отходов I и II классов опасности нет, ориентироваться необходимо на ФККО. Я, полагаю, абсолютно понятно с какими отходами I и II классов опасности будет работать федеральный оператор станет, когда утвердят федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности.

Ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ», эксперт сайта ecovopros.ru Надежда Бирюкова

Ссылка на основную публикацию