Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

Главная › Государство

Особо охраняемые территории существуют в разных государствах мира. Но в России, благодаря обширной площади, которая занимает несколько географических поясов, заповедники, заказники и прочие подобные образования представлены наиболее широко и разнообразно. О том, как ситуация выгляди в РФ, расскажем подробно в статье.

Что это

Для того, чтобы представлять себе всю совокупность территории России и ее разделение на определенные объекты, необходимо знать, какие агломерации существуют и какие особо охраняемые природные территории могут существовать в стране. Важно понимать назначение и их ценность по отношению к окружающей среде, населению и будущим поколениям.

Понятие особо охраняемых природных территорий включает в себя определенные участки земли или водных пространств, включая воздушную область над ними, где находятся объекты, имеющие важность с точки зрения надзора за состояние природы экологии и их сохранности.

А также предоставляющие собой значимость как культурный объект, научный или рекреационный. Причем, они на уровне государства изъяты из экономического применения и хозяйственного оборота. Сделано это полностью или только на определенную часть.

Таким образом за ними закреплен специальный статус на уровне ФЗ и управление ими передано в подведомственные государственные или федеральные органы, осуществляющие соответствующий надзор.

Когда становится понятно, что такое особо охраняемые территории и какова их характеристика с точки зрения природных образований, необходимо разобраться в формах и существующей классификации.

Перечень видов

На сегодняшний день, вот какие категории существуют на карте в РФ:

  • Государственные заповедники, включая понятие биосферных.
  • Парки, как природные, так и национальные.
  • Заказники государственного уровня.
  • Памятники.
  • Парки, представляющие собой ценность с точки зрения дендрологии и сады ботанические.

Этот список далеко не полный. Существуют и классифицируются еще и другие территории, как крупные, так и незначительные по своей площади. Причем, управление ими может находиться, как под юрисдикцией Правительства России, так и под органами исполнительной власти различных субъектов и органов местного самоуправления.

Эти виды включают в себя:

  • Участки земной поверхности на которых расположены объекты садово-паркового искусства, какие-либо памятники, ландшафтные уникальные места, микро заповедники или станции биологических исследований.
  • Также это могут быть участки береговой линии, как морской, так и речной системы.
  • Для того, чтобы сориентироваться, как обстоит ситуация с землями ООПТ в России на сегодняшний день, необходимо рассмотреть полный список таких образований.
  • По данным Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы ВНИИ природы ситуация в России на период 2006 года выглядит следующим образом:
  • Общее количество ООПТ в стране составляет 13.212 единиц.
  • Под особо охраняемыми природными объектами находится в разных регионах государства 203.939 тысяч гектар общей площади, независимо от того, суша это или водные пространства.
  • Из общей площади под сушу приходится 194.395,8 тыс.га. В процентном соотношении это занимает 11,4% от общей площади страны.
  • Подводные пространство приходится 9.534 тыс.га, включая речные и морские акватории. Это составляет 4,7% от общей площади всех ООПТ.

Структурно ситуацию рассмотрим следующих пунктах.

Парки

На сегодняшний день на территории страны действуют:

  • Национальные парки федерального значения. Их количество достигает 36 единиц. Общая площадь составляет 7.007,9 тыс.га. Это в совокупности составляет 0,41% от общей площади государства.
  • Что касается парков, находящихся в региональном или местном подчинении, их общее число составляет 50 единиц. Под ними находится 15.761,8 тыс.га. А это еще 0,9% от площади страны.

Заказники

Что касается заказников, то ситуация здесь следующая:

  • Их количество федерального значения насчитывает 72 единицы с общей площадью 13.170,5 тыс.га. На сушу приходится 10.363,2, а на морскую акваторию 2.808,3 тыс.га соответственно.
  • Если говорить о заказниках регионального и местного значения, то их общее количество достигает 2.439. Они занимают площадь 43.770,7 тысяч гектар. На территорию суши приходится 4.3601,95, а на морскую акваторию – 168,8 тыс.га.

Памятники природы

В стране ситуация по памятникам природы выглядит следующим образом:

  • На федеральном уровне находятся в подчинении 23 подобных памятника, которые занимают 25.400 гектаров.
  • В региональном и местном подчинении находятся 8.942 памятника природы. Их совокупная площадь занимает 3.586.800 га.

Естественно, что как парки, так и заповедники, и особо охраняемые территории затрагивают все зоны государства – степи, лесостепи, тайгу, леса, горные участки, морские акватории, тундру и прочее.

Находятся они на разных территориях и областях, практически равномерно или соизмеримо площади. Особенно много особо охраняемых природных памятников в:

  • Крыму.
  • Иркутской, Оренбургской, Вологодской, Ленинградской, Челябинской, Ростовской, Смоленской, Самарской, Курганской, Тверской, Сахалинской, Саратовской, Ростовской и прочих областях.
  • А также в Пермском крае, Поволжье, Башкортостане, Коми, Марий Эл, Краснодаре, Карелии, Камчатке, Амурском регионе.

Дирекция

На сегодняшний день для контроля за состоянием особо охраняемых территорий, действий с землями, ведением кадастра, анализом любых манипуляций, кем, когда и куда производятся определенные действия, созданы специальные дирекции ООПТ.

Как правило, они функционируют по областям и имеют установленную структуру, разработанный устав, выданное государственное задание и основные положения по учетной политике.

Все это делается для того, чтобы деятельность была структурирована и направлена на:

  • Научные изыскания.
  • Издание публикации.
  • Охрану территории.
  • Деятельность по просвещению.

Законодательные акты

В Государственный думу в 2015 году был подан документ об “ООПТ”. Там он прошел первое чтение, но, был принят только по истечении 3 лет. На сегодняшний день в стране функционирует ФЗ 33 “Об особо охраняемых природных территориях”. в течение года в него вносили определенные поправки, от 2019 года.

Здесь оговорены:

  • Какие категории должны присутствовать и какие особенности развития существуют у каждой.
  • Условия финансирования и софинансирования, развития и поддержания ООПТ.
  • Какие функции возлагаются на органы местного самоуправления по регулированию деятельности таких ООПТ.
  • Закон также регулирует деятельность, которая направлена на предотвращение неблагоприятного влияния со стороны антропогенных воздействий.
  • А также прописаны некоторые другие положения, которые позволяют существовать и полностью функционировать ООПТ на территории Российской Федерации.

Актуальная ситуация

Положение с природными заповедниками, заказниками, объектами природного наследия обстоит сегодня следующим образом:

  • Территория, находящаяся под ними достаточно существенная. И это обусловлено, в первую очередь, большой площадью самой страны.
  • Но, финансирование находится не на должном уровне для того, чтобы совершенствовать и развивать эти области.

Учитывая сегодняшнюю финансовую ситуацию, стоит отметить, что навряд ли в ближайшие несколько лет финансирование будут существенно увеличено. Поэтому о развитии этих территорий, усилении охранных мероприятий и улучшении ситуации пока не идет речь. Хотя, учитывая ухудшающуюся экологическую ситуацию, увеличенное финансирование помогло бы позитивно повлиять на ситуацию.

Особо охраняемые территории в России Ссылка на основную публикацию

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Виды земель особо охраняемых территорий и объектов

Земельный кодекс РФ проводит четкое разделение этих земель по назначению:

  1. Земли особо охраняемых природных территорий.
  2. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
  3. Земли природоохранного назначения.
  4. Земли рекреационного назначения.
  5. Земли историко-культурного назначения.
  6. Особо ценные земли.

Земли особо охраняемых природных территорий

К ним относятся национальные, дендрологические и природные парки, памятники природы, государственные природные заказники и заповедники, ботанические сады (ст.95 гл.17 ЗК РФ).

  1. Заповедники и заказники — территории, на которых природные условия сохранены в естественном и первозданном виде. Их целью является защита и сохранение существующих популяций животных и растений, содействие в просвещении в вопросах экологии и подготовке профессиональных кадров по защите окружающей среды.
  2. Памятники природы — ценные, невосполнимые и уникальные с точки зрения экологии, науки, культуры, эстетики природные объекты, возникшие как естественным, так и искусственным путем.
  3. Национальные парки — территория, разделенная на зоны с полным ограничением деятельности, в которых природные условия сохраняются в нетронутыми — в естественном виде, и зоны, в которых деятельность урегулирована законодательством. Такие участки национальных парков могут использоваться также в рекреационных целях.
  4. Дендрологические парки и ботанические сады — искусственно созданные природные территории, на которых специально выращиваются коллекции разного рода растений, деревьев, предназначенные для сохранения и развития многообразия растительного мира.

На территории этих объектов запрещено осуществлять какой-либо род деятельности, не направленный на изучение и сохранение данных природных комплексов, а также не регламентированную регулирующими законами.

Не разрешается использовать данные земли для нужд и деятельности, противоречащих их целевому назначению. Данные участки земли могут быть как в федеральной, муниципальной собственности, так и в собственности субъектов РФ. Законодательство предусматривает возможность включения земельных участков, которые находятся в частной собственности, в данную категорию охраняемых земель.

На территории запрещается:

  • строить автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередач, жилые, промышленные и хозяйственные объекты;
  • эксплуатировать механические транспортные средства;
  • прогон скота;
  • предоставлять дачные и садоводческие участки.
Читайте также:  Статья 23.1. учреждения уголовно-исполнительной системы

Для защиты ценных объектов от разрушающего влияния негативных антропогенных факторов, на территории данных земель создаются охранные зоны. Границы зон обозначаются специальными информационными знаками. Участки земли, принадлежащие собственникам, у них не изымаются, и эксплуатируются в соответствии с требованиями правового режима.

Земли государственных заповедников не подлежат приватизации, так как находятся в федеральной собственности. В национальных парках, в исключительных случаях, могут располагаться земельные участки собственников. Обязательным условием для этого является полное соответствие деятельности с правовым режимом и отсутствие ее негативного влияния (ст.

95 гл.17 ЗК РФ).

Органы государственной власти субъектов могут принять решение о резервировании земель, которые в дальнейшем предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная деятельность на этих землях будет ограничена.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Данные земли предназначены для пребывания там граждан с целью лечения и оздоровления.

К ним относят земли, обладающие благоприятным климатом, месторождениями лечебных грязей, минеральных вод, озер — всех тех природных ресурсов и факторов, оказывающих профилактическое и лечебное действие на организм человека.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные в таких землях, могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

Для того, чтобы сохранить благоприятные санитарные и экологические условия, на данных территориях организовывают округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Те участки земли, которые располагаются в санитарных зонах, изъятию и выкупу у их собственников не подлежат. Исключение составляют случаи, когда они находятся в первой санитарной зоне, и подлежат полному изъятию.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.

Земли природоохранного назначения

Земли, которые заняты защитными лесами, в случаях предусмотренных лесным законодательством и земли, выполняющие природоохранную функцию. Не входят в эту категорию защитные леса, расположенные на землях лесного фонда и особо охраняемых природных территорий(ст.97 гл.17 ЗК РФ).

Законодательством разрешено вести хозяйственную деятельность при условии, что будет соблюдаться установленный режим сохранения окружающей среды.

Если право пользоваться таким участком получило юридическое лицо, оно обязано обозначить границы владения соответствующими информационными знаками. Разрешается быть собственником, землевладельцем, землепользователем или арендатором территории.

Земля не выкупается, не изымается, однако деятельность на ней будет ограничена или запрещена в случае ее несоответствия основному назначению охраняемой территории (ст.97 гл.17 ЗК РФ).

Земли рекреационного назначения

К данному типу относят участки земли с расположенными на них спортивными и детскими лагерями, кемпингами, домами отдыха, пансионатами, туристическими парками и детскими станциями, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, учебно-туристическими тропами и трассами, а также другими, аналогичными объектами (ст.98 гл.17 ЗК РФ).

С собственниками земельных участков может быть заключено соглашение об образовании на территории учебно-туристических троп и трасс.

Их использование будет регулироваться на основе сервитутов, но участки земли остаются в собственности у владельцев.

Осуществлять какой-либо род деятельности на территории земель рекреационного назначения, не совпадающий с их основным назначением, запрещается (ст.98 гл.17 ЗК РФ).

Земли историко-культурного назначения

Земельные участки с расположенными на них объектами, которые имеют важное археологическое и культурное наследие РФ. К таким объектам относят культурные и исторические памятники.

Также это территории, на которых располагаются гражданские и военные захоронения, места, достопримечательные с позиции истории ремесла, промысла и производства.

Защита историко-культурного наследия осуществляется путем установки зон их охраны (ст.99 гл.17 ЗК РФ).

Особо ценные земли

Земельные территории с расположенными на них объектами (природными или культурного наследия), которые представляют собой особую ценность с точки зрения культуры, истории и науки.

К таким объектам относят наличие типичных, культурных ландшафтов, редких ландшафтов и геологических образований, сообществ животных и растительных организмов, земельных участков, на которых предполагается вести деятельность научно-исследовательским организациям (ст.100 гл.17 ЗК РФ).

Владельцы данных земель обязаны предпринимать меры по их защите и охране (ст.100 ЗК РФ).

Соотношение площади особо охраняемых природных территорий к общей площади РФ

В 2017 году исполняется ровно столетие с момента создания в России первой особо охраняемой природной территории (ООПТ). 1917 год ознаменовался открытием Баргузинского заповедника, созданного с целью сохранения популяции баргузинского соболя. На январь месяц 2014 года в РФ насчитывалось:

  • государственные природные заповедники — 102, занимающие площадь 33,8 млн.га (1,6% от общей территории РФ);
  • национальные природные парки — 46, занимающие площадь 12 млн.га (0,8%);
  • государственные природные заказники федерального значения — 71, занимающие площадь 13 млн.га (0,8%);
  • памятники природы федерального значения — 28, занимающие площадь 0,04 млн.га (0,002%).

Общее количество ООПТ, имеющих федеральное, региональное и местное значение, насчитывает больше 13000 объектов. Причем их общая площадь составляет более 200 млн.га. (с учетом акватории), что составляет 11.9% от общей территории РФ. Без учета акватории эта цифра снижается до 11,3%.

Смена категории земли (перевод)

Для перевода земель из одной категории в другую требуется подать ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Также необходимо подать следующие документы:

  1. копии документов, удостоверяющих личность заявителя
  2. выписка из ЕГРИП (для физических лиц) или из ЕГРЮЛ (для юридических лиц)
  3. выписка из Единого государственного реестра недвижимости
  4. заключение государственной экологической экспертизы
  5. согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка

По результатам рассмотрения ходатайства выносится акт о переводе земель или земельных участков или акт об отказе в переводе земель или земельных участков. Эти акты могут быть обжалованы в суд.

Studioclover/depositphotos.com

Государственная политика и управление особо охраняемыми природными территориями

Сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) начала формироваться в России в 1917 (по старому стилю — 1916) году, когда 11 января указом Правительствующего Сената Российской Империи был создан первый в России заповедник —«Баргузинский». С тех пор, несмотря на имевшие место кризисные периоды (например, ликвидация большого количества заповедников в 1951 и 1961 годах), система ООПТ России неуклонно развивалась. Одновременно развивалось и законодательство, регулирующее эту сферу.

Наибольшее развитие сеть ООПТ России получила в 90-х годах ХХ века. В этот же период впервые в России был принят специальный правовой акт высшей юридической силы — Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ФЗ «Об ООПТ»), который установил основы правового регулирования в этой сфере и, в целом обеспечил достаточною правовую защиту сети ООПТ России.

В последнее время, как в ФЗ «Об ООПТ», так и в смежное законодательство, внесен ряд изменений, который существенно ослабил правовую защиту ООПТ, а в некоторых вопросах их создания и управления образовался правовой вакуум, позволяющий осуществлять действия, приводящие к разрушению ООПТ и расположенных в них ценных природных объектов и природных комплексов. Еще большую тревогу вызывают планы реформирования законодательства об ООПТ, которые по нашему мнению, в случае их реализации, приведут к разрушению всей сложившейся к настоящему времени системы ООПТ России.

Далее, кратко проанализируем правовые проблемы действующего законодательства об ООПТ и планов его реформирования.

18 декабря 2011 года правительство РФ распоряжением №2322-р утвердило Концепцию развития ООПТ федерального значения до 2020 года, в рамках которой было предусмотрено создать в 2012 году два государственных природных заповедника, шесть национальных парков (включая «Берингию», запланированную еще в 2011 году) и один федеральный заказник. Кроме того, должны были быть расширены территории семи заповедников.

Из этого обширного списка пока созданы только национальные парки «Земля леопарда», «Берингия» и «Онежское Поморье», а также на 1700 га расширена территория Северо-Осетинского заповедника.

Специалисты говорят, что если не поторопиться с созданием новых охраняемых территорий, то некоторые из них могут быть потеряны, а территории их — освоены.

К примеру, территория предполагаемого заказника «Бикин» регулярно подвергается «покушениям» лесозаготовителей.

Из всех ООПТ, которые так и не были созданы в 2012 году, наиболее острая ситуация сложилась с национальным парком «Ладожские шхеры» (Карелия).

На его территории все еще действует аренда лесов для заготовки древесины, земельные участки активно «растаскиваются» местными властями и бизнесменами, застраиваются дачами и огораживаются заборами.

Правительство Карелии еще в конце прошлого года направило в Минприроды все необходимые для создания парка документы. Однако «природоохранное» ведомство никак не может отправить их на государственную экологическую экспертизу.

Концепция, принятая более года назад, бесполезна не только по части создания новых заповедных территорий.

До сих пор не разработаны и предусмотренные Концепцией законопроекты, в частности, не внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, из-за чего государственные инспектора по охране заповедников и национальных парков (за исключением директоров и их замов) до сих пор не имеют права составлять протоколы о правонарушениях в охранных зонах и в переданных им под охрану федеральных заказниках. Инспектора дирекций региональных ООПТ вообще практически бесправны. При этом Минприроды активно лоббирует передачу 30 федеральных заказников в ведение регионов.

Читайте также:  Статья 10. Диагностика и лечение лиц, страдающих психическими расстройствами

Основной упор в концепции делается на развитие туризма. При этом еще и путаются понятия: в одном месте это «познавательный туризм», а в другом — «экологический». Что совсем не одно и то же!

Необходимо добавить, что ни то, ни другое понятие в законодательстве не определены, и это может стать хорошим подспорьем в разворовывании земель под элитное и иное строительство.

Тем более, что в концепции (раздел 10) прямо предусмотрено развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, а в «плане мероприятий» (пункт 43) предусмотрена разработка пакета экскурсионных программ для каждого заповедника и парка.

При умелом подходе эти нюансы дадут самые радужные перспективы коммерческого освоения заповедников и национальных парков.

Концепция предусматривает изменение законодательства, в том числе для облегчения возможности изменения границ заповедников и перевода их в национальные парки, где режим охраны несравненно мягче. По факту, теперь можно ликвидировать и региональные и местные охраняемые территории — путем «уточнения» их «категорий».

Приходится еще раз констатировать, что принятая концепция может привести к разрушению всей заповедной системы России.

Отдельного слова заслуживает предусмотренное концепцией «усиление кадровой политики», которая по всей видимости будет «расширять практику выдвижения на руководящие должности лиц, уже имеющих опыт работы в системе особо охраняемых природных территорий».

Слова правильные, а дела совсем иные. Все последние годы Минприроды выбирало руководителей заповедников и нацпарков из тех, кто не имеет никакого отношения к системе.

Последние назначения 2011 года: замглавы Тарумовского района республики Дагестан, директор лесхоза в Карелии, бывший начальник отдела Минэкономразвития и др. Назначения «эффективных менеджеров» уже вызвали громкие скандалы, к примеру в Прибайкальском нацпарке и Приокско-Террасном заповеднике.

В обоих случаях сотрудники обращались к высшему руководству с требованием прекратить произвол директоров. Проверки выявили огромное количество нарушений в деятельности руководителей этих ООПТ, однако никаких мер со стороны Минприроды не последовало.

Сотрудники же, подписавшиеся под обращениями, подвергаются репрессиям, и большая часть уже уволена. При этом оба директора продолжают работать несмотря на то, что против них возбуждены уголовные дела.

Конфликт зреет и в Дарвинском заповеднике. Новый директор М. Макаров вновь принял на работу замом по охране С.

Соловьева, который был уволен при прежнем директоре в связи с организацией браконьерских охот и рыбалки.

В интернете опять появляется такая реклама: «Одной из VIP-услуг нашего рыбацкого клуба является получение разрешений на организацию рыбалки на территории Дарвинского государственного заповедника».

Теперь о финансировании нововведений, которое предусмотрено за счет федерального бюджета «и иных незапрещенных законом источников».

Кстати, к материалу, опубликованному в «Российской газете», приложен график, который показывает, что в 2012 году объем финансирования ООПТ составит в среднем… 4 триллиона рублей! На самом деле в бюджете речь идет о миллиардах.

Этот маленький факт характеризует общее безалаберное отношение к происходящему в заповедной системе.

Теперь кратко проанализируем, что же предусмотрел для федеральных ООПТ федеральный бюджет на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов.

Всего на ООПТ федерального значения выделено 6 294 399 000 рублей. Очевидно, что дойдет до них не вся эта сумма, но это отдельный разговор. Попробуем понять, много это или мало.

Сейчас в России 102 заповедника и 45 национальных парков. По нашим расчетам, для нормальной работы всех федеральных ООПТ необходимо около 18,4 млрд рублей1. Эта сумма только кажется большой, особенно если сравнить ее, к примеру, с некоторыми инвестиционными проектами последнего времени.

На подготовку саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке выделено почти 240 млрд рублей. Сотрудничество со странами АТР безусловно важно, но трудно поверить, что оно требует таких затрат на одну из встреч с их представителями.

Общая стоимость строительных работ для зимней Олимпиады в субтропиках Сочи взлетела на новый уровень до отметки в 1,4 триллиона рублей.

Только на строительство совмещенной железной и автомобильной дороги Адлер — Красная Поляна еще в 2009 году предполагалось выделить 242 млрд рублей!

Одна лишь разработка проектной документации безумного проекта Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области (ЦКАД) стоит более 8 миллиардов! Примерная же стоимость строительства дороги — 469 млрд рублей!

При этом большинство экспертов считает ее экономически бессмысленной, а с учетом того, что строительство уничтожит до 7% лесов Подмосковья, еще и экологически опасной.

Наконец, нельзя обойти стороной подписанное 31 августа 2011 г. В. Путиным распоряжение о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Ее стоимость — 1,2 триллиона рублей!

Кстати, правительство достаточно легко находит огромные средства и на проекты, разрушающие ООПТ. К примеру, стоимость строительства горнолыжного курорта «Лагонаки» на территории объекта всемирного наследия «Западный Кавказ» составляет 7,6 млрд рублей! Примерно в 250 млн рублей обойдется российскому бюджету только проект дороги к несуществующей метеостанции в Кавказском заповеднике!

Эта дорога должна пройти к очередной правительственной резиденции «Лунная поляна» через уникальные леса краснокнижного самшита колхидского.

Итак, мы видим, что сомнительные обоснования и обилие нулей не препятствуют выделению бюджетных денег на подобные проекты. На заботу же о национальном и даже общемировом достоянии правительство России денег не находит.

В результате государство обрекает ООПТ на нищенское существование, заставляя зарабатывать на жизнь самостоятельно.

Похоже, что именно для этого создавалась и принималась, вопреки мнению специалистов, «Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года».

Правовые проблемы управления ООПТ

A. Совмещение функций в сфере государственного управления ООПТ и использования природных ресурсов.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 3) государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Особо охраняемые природные территории России — понятие, виды объектов и назначение

Принятая классификация

Все особо охраняемые территории России находятся под защитой государства. Процессы создания, сбережения и использования уникальных комплексов регламентируются соответствующими законодательными актами государства — в первую очередь, Конституцией РФ.

На карте России ООПТ (особо охраняемые природные территории) выделяются как:

  • государственные природные заповедники, среди них и биосферные;
  • природные парки;
  • национальные парки;
  • государственные природные заказники;
  • дендрологические парки и ботанические сады;
  • памятники природы;
  • лечебно-оздоровительные объекты и курорты.

Площади охраняемых территорий федерального уровня достигают 580 тысяч кв. км. На землях Российской Федерации располагается 11 объектов, входящих в список Всемирного природного наследия: 13 заповедников, 7 национальных парков, 3 заказника.

Заповедники государства

Это районы с дикой и естественной природой, выполняющие природоохранную функцию природных комплексов, главной целью которых является сбережение и изучение особенных ландшафтов, реликтовых растений и вымирающих представителей фауны.

На базе таких районов ведется научная и образовательная работа. Сейчас в России существует 102 заповедника федерального подчинения.

В природных заповедниках исключено любое вмешательство человека в жизнь животных и влияние на развитие растительного мира. Под запретом всякая деятельность человека, связанная с осуществлением добычи и разработки полезных ископаемых.

Воспрещается любое перемещение представителей флоры и фауны в места, где их обитание ранее не было зарегистрировано (кратко — интродукция).

На основе заповедников проводятся научные исследования и работы экологов, с целью сохранения наиболее оптимальных условий естественной среды.

Отдельно выделяются среди заповедников биосферные природоохранные зоны. Это экосистемы, содержащие под охраной всю совокупность природных условий: рельефные, водные и земельные ресурсы, флору и фауну, сообщество микроорганизмов и бактерий. Биосферными заповедниками называются районы, вошедшие в список биосферных резерватов, организованных ЮНЕСКО.

Природные и национальные парки

Осуществляют охранную деятельность, целью которой становится научная и образовательная работа, сбережение и воссоздание диких природных ландшафтов, а также создание зон, назначенных для культурного отдыха людей в природных условиях. Для этого разрабатываются специальные туристические маршруты.

Задачей природных парков является разработка новых способов поддержания экологического баланса парков, используемых для отдыха людей.

Национальные парки — зоны, включающие объекты, представляющие биологическое и экологическое значение, историческую и культурную ценность, имеющие своей целью сохранение природных естественных ландшафтов, научную и исследовательскую, образовательную работу. А также создание условий для осмотра объектов, туристических маршрутов, баз отдыха с введением ограничения количества туристов.

Создание первого национального парка бывшего Советского Союза произошло в 1971 году, в Эстонии. В РСФСР первыми были Сочинский и Лосиноостровский, организованные в 1983 году. Сейчас их насчитывается уже 39.

В зависимости от количества охраняемых зон, а также особенностей ведения научной деятельности и количества туристов, посещающих эти регионы, различают парки:

  • имеющие только охраняемые территории, исключающие любую хозяйственную деятельность человека и рекреационные зоны;
  • включающие особо охраняемые объекты (занимаются созданием необходимых условий для существования объекта и ограничением количества туристов);
  • предназначенные для проведения образовательной работы (так называемый познавательный туризм);
  • с охранными зонами, предоставляющими возможности для отдыха, туризма и организации спортивных занятий;
  • занимающиеся охраной культурно-исторических комплексов, цель которых — создание условий для их сбережения;
  • оборудованные стоянками и всеми необходимыми бытовыми условиями для туристических групп, а также имеющие достаточно серьезную информационную базу;
  • ведущие хозяйственные работы, которые необходимы для существования самого парка.
Читайте также:  Статья 30. Права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины

К перечню самых крупных национальных парков России относится Забайкальский национальный. Общая площадь составляет 269 тыс. кв. км. Находится парк в горно-таежном массиве, включает территории озера Байкал.

Здесь находятся кедровые и пихтовые леса, их возраст превышает 200 лет. Среди обитателей более 40 исчезающих разновидностей птиц и животных, занесенных в Красную книгу.

На парковых землях охраняется множество археологических памятников, стоянок древних людей.

Государственные заказники

Это территории, которые имеют исключительно важную роль для сбережения или воспроизведения природных биоценозов, а также поддержания необходимого экологического баланса. География расположения природоохранных территорий России занимает практически все регионы страны.

Заказники различают по направлению главных работ и могут быть:

  • ландшафтными, ведущими природоохранную деятельность для сбережения всех природных сообществ;
  • биологическими, среди них выделяются зоологические и ботанические;
  • палеонтологическими, сохраняющими обнаруженные доисторические объекты;
  • гидрологическими, занимающимися сбережением и воссозданием водной экосистемы рек, озер, болот, морей;
  • геологические, охраняющие неживые объекты.

Для обычных посетителей более познавательными являются ландшафтные заказники, дающие возможность для обозрения вымирающих разновидностей включая растения и животных, а также ознакомления с памятниками природы и археологическими находками. Обустройство стоянок для ночлега и палаток на охранной территории воспрещено. На этих землях прокладываются туристические тропы и однодневные маршруты.

Сейчас на землях Российской Федерации существует 59 федеральных заказников. Самый крупный организован в 1988 году, в районе полуострова Таймыр и муниципального округа.

Носит название «Пуринский», общей площадью 787 500 гектаров. Главная цель создания заказника — охрана мест отела Таймырской популяции дикого северного оленя, гнездовья краснозобой казарки и сапсана.

Дендрологические и ботанические сады

Сами являются научно-исследовательскими учреждениями, занимаются созданием коллекций представителей растительного мира.

Главной целью таких собраний является возобновление некоторых исчезающих видов, а также акклиматизация и распространение нетипичных для климатического пояса разновидностей растений.

Дендрологические парки и ботанические сады занимаются только научными исследования и ведут образовательную работу. Иногда, для финансовой поддержки учреждений, проводятся ознакомительные экскурсии для населения.

Памятники природы

Это особенные по своему происхождению места, которые невозможно воссоздать. Они имеют особое культурное, эстетическое, экологическое значение, как объекты созданные природой.

В качестве памятника природы могут выступать:

  • участки дикой нетронутой местности;
  • красивые горы, каньоны;
  • отдельные места с сохранившимися окультуренными ландшафтами (старые парки, скверы, водные каналы);
  • районы проживания вымирающих и исчезающих представителей флоры и фауны;
  • дендрологические парки, водяные объекты — реки, водопады, перекаты, ручьи;
  • места, имеющие особенную схему и форму рельефа горы, скалы, ущелья, дюны, барханы и пещеры;
  • обнаруженные выходы на поверхность геологической породы, полезных ископаемых, имеющих научное значение;
  • места с явными признаками сейсмической активности, где четко видны нарушения в залегании пород, а также имеющие ценность для палеонтологов;
  • источники минеральных и термальных вод, лечебных грязей и береговые объекты (скалы, бухты, заливы, косы, гроты, пещеры, лагуны).

Природоохраняемых территорий в России много. И государство делает все для того, чтобы защитить подобные области, их флору и фауну. Во многих местах установлены даже видеокамеры, чтобы была возможность наблюдать за природой в виртуальном мире — с монитора компьютера, не нарушая покоя территорий.

Особо охраняемая природная территория — это… Что такое Особо охраняемая природная территория?

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.

1995 : «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния».

Основу системы ООПТ России составляют государственные природные заповедники, национальные парки и государственные природные заказники. В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.

2008 № 404 » О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управления особо охраняемыми природными территориями осуществляет указанное министерство. Всего в России по состоянию на 2009 год создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения.

Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник, 41 национальный парк и 69 государственных природных заказников федерального значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ.

Общая площадь ООПТ федерального значения около 580 тысяч квадратных километров в 84 из 87 субъектов Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в городе Санкт-Петербург, Волгоградской и Тульской областях), что составляет приблизительно 3 % территории РФ.

Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

Виды ООПТ и их назначение

  • Выделяют семь категорий ООПТ:
  • Правительство РФ, а так же местные органы самоуправления могут устанавливать иные категории ООПТ, например: охраняемые береговые линии, биологические станции, микрозаповедники и другие.
  • Классификация ВСОП выделяет шесть категорий:
    1. строгий природный резерват (участок с нетронутой природой)- полная охрана
    2. территория с сохраненной дикой природой — охраняемая территория, управляемая главным образом для сохранения дикой природы.

  1. национальный парк — охрана экосистем, сочетающаяся с туризмом.
  2. природный памятник — охрана природных достопримечательностей.
  3. заказник — сохранение местообитаний и видов через активное управление.

  4. охраняемые наземные и морские ландшафты — охрана наземных и морских ландшафтов и отдых.
  5. охраняемые территории с управляемыми ресурсами — щадящее использование экосистем

Заказники

  1. Ботанические заказники, созданные для охраны определенных видов растительного покрова, обычно используются для регламентированной зимней охоты или рыболовства.

  2. В зоологических заказниках, в которых охраняются представители фауны, разрешается регламентированный сбор грибов, ягод и лекарственных растений.

  3. Геологические и гидрологические заказники представляют интерес для прогулочного познавательного туризма, школьных экскурсий и учебных занятий для студентов географических и геологических факультетов вузов.

Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь проложение туристских троп.

Памятники природы

Памятники природы — это уникальные природные объекты (водопады, пещеры, живописные скалы и т. д.) или мемориальные природные объекты (например, лиственница в усадьбе Ярополец, под которой отдыхал А. С. Пушкин).

Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологического туризма.

Национальные парки и заповедники

Национальные парки и заповедники — особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной, так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно — познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

Национальные парки — это природоохранительные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.

Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

Смотрите также

Ссылки

Сноски

  1. Второй конкурс имени Ф. Р. Штильмарка
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]