СТ 34 АПК РФ
1. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов.
2. Утратила силу.
3. Арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
- 4. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:
- 1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;
- 1.1) дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
- 2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:
- об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;
- об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;
- об установлении патентообладателя;
- о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;
- о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.
Комментарий к Ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ
1. Подсудность как институт процессуального права позволяет разграничить подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями системы арбитражных судов, установленной в ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах…».
В арбитражном процессе выделяются два вида подсудности — родовая и территориальная. Родовая подсудность дает возможность определить уровень арбитражного суда, правомочного рассматривать дела определенного рода. Таким образом, критерием родовой подсудности является род дела (или предмет спора).
По общему правилу все споры, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами субъектов Российской Федерации, за исключением тех дел, которые отнесены к подсудности ВАС РФ, выступающего в данном случае в качестве суда первой инстанции. При этом судами субъектов Российской Федерации являются арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые имеют одинаковый статус судов федерального значения и обладают равной компетенцией.
2. В ч. 2 ст. 34 Кодекса предусматривается подсудность ВАС РФ.
В качестве суда первой инстанции ВАС РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и экономические споры между субъектами Российской Федерации.
Тем самым Кодекс относит к подсудности ВАС РФ дела узкого, ограниченного круга. При этом по сравнению со ст. 24 АПК РФ 1995 г. перечень подсудных ВАС РФ дел расширен за счет отнесения к его рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов федерального уровня.
В связи с этим важно иметь в виду, что в ст. 34 АПК РФ определяется подсудность дел, т.е. между арбитражными судами различного уровня распределяются дела, отнесенные к подведомственности арбитражных судов по правилам § 1 гл. 4 АПК РФ, его ст. 27 — 33.
Таким образом, в ч. 2 ст. 34 АПК РФ речь идет не об отнесении и компетенции ВАС РФ иных дел в дополнение к тем, подведомственность которых определена в ст. 27 — 33 АПК РФ, а о наделении ВАС РФ исключительным правом рассматривать указанные ст. 34 Кодекса дела при условии их отнесения к подведомственности арбитражных судов в соответствии с правилами § 1 гл. 4 АПК РФ.
С учетом этого указанные в п. 1 ч. 2 ст. 34 Кодекса дела об оспаривании нормативных правовых актов, отнесенные к подсудности ВАС РФ, реально могут им рассматриваться лишь при условии, если их рассмотрение отнесено к подведомственности арбитражных судов в соответствии с п. 1 ст. 29 АПК РФ.
Согласно п. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды могут рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов только в тех случаях, когда федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.
Данное правило подведомственности в полной мере относится к ВАС РФ. Из этого правила следует, что нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ не могут быть оспорены в ВАС РФ до тех пор, пока федеральный закон не отнесет к компетенции арбитражных судов оспаривание указанных актов.
Что касается оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, о подсудности которых ВАС РФ говорится в п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ, то в тех случаях, когда федеральным законом оспаривание таких актов отнесено к подведомственности арбитражных судов (п. 1 ст. 29 АПК РФ), они должны быть оспорены именно в ВАС РФ.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ нормативные правовые акты налоговых органов могут быть оспорены организациями и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
Тем самым федеральный закон отнес к компетенции арбитражных судов рассмотрение дел об оспаривании указанных нормативных правовых актов. А с учетом правил подсудности, предусмотренных в ст.
34 АПК РФ, рассмотрение таких дел находится в компетенции ВАС РФ, а не судов субъектов Российской Федерации (п. 1 ч. 2 ст. 34 Кодекса).
Таким образом, правила подсудности, предусмотренные в ст. 34 АПК РФ, должны применяться во взаимосвязи с правилами подведомственности, установленными в ст. 27 — 33 АПК РФ.
Исходя из этого можно сделать вывод, что арбитражными судами не могут рассматриваться дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, если федеральный закон не относит их проверку к компетенции арбитражных судов.
И, напротив, указание в таких Федеральных законах, как Налоговый кодекс РФ (ст. 138), «О рынке ценных бумаг» (ст.
43), «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (ст.
13), на компетенцию арбитражных судов в части оспаривания нормативных правовых актов будет означать, что соответствующие акты федерального уровня могут быть оспорены в ВАС РФ.
Для отнесения к подсудности ВАС РФ иных категорий дел, названных в ст. 34 Кодекса, специального указания в федеральном законе не требуется. При этом следует исходить из общего правила подведомственности, сформулированного в ст. 27 АПК РФ, а также в п. 2 ст. 29 АПК РФ.
Если дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, когда в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов, рассматриваются ВАС РФ (п. 1 ст. 29, п. 1 ч. 2 ст.
34 Кодекса), то дела об оспаривании ненормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти, по общему правилу родовой подсудности будут рассматриваться арбитражными судами субъектов Российской Федерации, а в ВАС РФ — только ненормативные правовые акты высших органов государственной власти (п. 2 ч. 2 ст. 34 Кодекса).
34. Арбитражные суды субъектов рф
Арбитражные
суды субъектов (АСС) РФ
осуществляют судебную власть в границах
соответствующего региона. На территории
нескольких субъектов Федерации может
быть создан один арбитражный суд.
Судебную власть на территории одного
субъекта Федерации могут осуществлять
несколько арбитражных судов.
В
АСС РФ действует президиум, и могут быть
образованы судебные коллегии по
рассмотрению споров, возникающих из
гражданских и иных правоотношений, и
споров, возникающих из административных
правоотношений.
Президиум
АСС РФ
рассматривает только вопросы
организационной деятельности суда:
утверждает по представлению председателя
суда членов судебных коллегий и
председателей судебных составов,
рассматривает вопросы судебной практики,
решает другие вопросы организационной
деятельности суда.
Основную
работу по осуществлению правосудия в
первом звене системы арбитражных судов
выполняют судебные
коллегии и судебные составы
из числа судей, входящих в состав
соответствующей коллегии, а при отсутствии
судебных коллегий – из числа судей
этого суда. Судебные коллегии возглавляются
заместителями председателя суда.
Судебные составы формируются председателем
суда, председатели судебных составов
утверждаются президиумом суда.
-
Полномочия
в сфере правосудия включают: -
– рассмотрение
в первой инстанции всех дел, подведомственных
арбитражным судам, за исключением дел,
отнесенных к компетенции ВАС; -
– повторное
рассмотрение в апелляционной инстанции
дел, рассмотренных в этом суде первой
инстанцией; -
– пересмотр
по вновь открывшимся обстоятельствам
принятых данным судом и вступивших в
законную силу судебных актов.
Председатель
АСС РФ является судьей и осуществляет
все установленные законом процессуальные
полномочия. Как организатор деятельности
арбитражного суда председатель
распределяет обязанности между своими
заместителями, формирует судебные
составы, созывает президиум и
председательствует на его заседаниях,
осуществляет общее руководство аппаратом
арбитражного суда.
Организационное
обеспечение деятельности всех арбитражных
судов осуществляется ВАС РФ, который
производит подбор и подготовку кандидатов
в судьи, организует работу по повышению
квалификации судей и работников
аппаратов, осуществляет финансирование
арбитражных судов.
Материально-техническое
снабжение и обеспечение служебными
помещениями арбитражных судов, а также
медицинское, жилищное и социально-бытовое
обслуживание судей и работников аппаратов
судов осуществляются соответствующим
органом исполнительной власти по
местонахождению арбитражного суда за
счет средств федерального бюджета.
Работники
аппарата арбитражного суда находятся
на федеральной государственной службе.
Права, обязанности, ответственность
работников аппарата и условия прохождения
ими государственной службы устанавливаются
в соответствии с законами и нормативными
правовыми актами о федеральной
государственной службе.
-
Финансирование
арбитражных судов производится за счет
средств федерального бюджета и должно
обеспечивать возможность полного и
независимого осуществления правосудия
в соответствии с федеральными законами. -
Размер
расходов на содержание федеральных
арбитражных судов округов и арбитражных
судов субъектов РФ устанавливается ВАС
РФ. - ,
Арбитражные суды субъектов РФ
Арбитражные суды субъектов (АСС) РФ осуществляют судебную власть в границах соответствующего региона. На территории нескольких субъектов Федерации может быть создан один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.
В АСС РФ действует президиум, и могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и споров, возникающих из административных правоотношений.
Президиум АСС РФ рассматривает только вопросы организационной деятельности суда: утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов, рассматривает вопросы судебной практики, решает другие вопросы организационной деятельности суда.
Основную работу по осуществлению правосудия в первом звене системы арбитражных судов выполняют судебные коллегии и судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей коллегии, а при отсутствии судебных коллегий – из числа судей этого суда. Судебные коллегии возглавляются заместителями председателя суда. Судебные составы формируются председателем суда, председатели судебных составов утверждаются президиумом суда.
- Полномочия в сфере правосудия включают:
- – рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции ВАС;
- – повторное рассмотрение в апелляционной инстанции дел, рассмотренных в этом суде первой инстанцией;
- – пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых данным судом и вступивших в законную силу судебных актов.
Председатель АСС РФ является судьей и осуществляет все установленные законом процессуальные полномочия. Как организатор деятельности арбитражного суда председатель распределяет обязанности между своими заместителями, формирует судебные составы, созывает президиум и председательствует на его заседаниях, осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда.
Организационное обеспечение деятельности всех арбитражных судов осуществляется ВАС РФ, который производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов, осуществляет финансирование арбитражных судов.
Материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов судов осуществляются соответствующим органом исполнительной власти по местонахождению арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.
Работники аппарата арбитражного суда находятся на федеральной государственной службе. Права, обязанности, ответственность работников аппарата и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются в соответствии с законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.
Финансирование арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральными законами.
Размер расходов на содержание федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ устанавливается ВАС РФ.
43. Арбитражные суды субъектов РФ
43. Арбитражные суды субъектов РФ
Основным звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды, действующие на территории субъектов Российской Федерации – в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах и в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге).
В компетенцию арбитражных судов субъектов Российской Федерации входит рассмотрение по первой инстанции практически всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. Они же повторно, в апелляционном порядке, рассматривают дела, которые слушались в этом суде по первой инстанции.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации состоит из арбитражных судей, которые назначаются на свою должность Президентом РФ без ограничения срока полномочий. На судей арбитражного суда субъекта РФ полностью распространяется действие положений закона «О статусе судей в РФ». Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны.
Законом «О судебной системе РФ» предусмотрено участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия. Но пока их участие находится в стадии эксперимента.
Арбитражными заседателями являются лица, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности, достигшие 25 лет.
Список арбитражных заседателей утверждает ныне Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Дела по первой инстанции рассматриваются в арбитражных судах субъектов Российской Федерации судьей единолично. Лишь при необходимости привлекаются арбитражные заседатели.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации действует в составе президиума и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Организация работы в арбитражном суде субъекта РФ возлагается на председателя суда и его заместителей. Председатель арбитражного суда субъекта РФ является судьей и рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Вопрос 230. Арбитражные суды в Российской Федерации. Система, полномочия
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ (ст. 1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах»).В соответствии с Конституцией
3.2. Арбитражные суды
3.2. Арбитражные суды 3.2.1. Дела арбитражных судов
Арбитражное процессуальное законодательство указывает, что заинтересованные лица обращаются в арбитражный суд следующим образом:в виде искового заявления – по экономическим спорам и иным делам, возникающим из
Статья 59. Полномочия субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
Статья 59. Полномочия субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
1. Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и
Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам
Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам
1. Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти
Статья 20. Арбитражные управляющие
Статья 20. Арбитражные управляющие
1. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и
38. Военные суды
38. Военные суды
Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, формированиях, в которых
44. Федеральные арбитражные суды округов
44. Федеральные арбитражные суды округов
Федеральные арбитражные суды округов являются вторым звеном системы арбитражных судов. Они осуществляют деятельность по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации,
Арбитражные суды
Арбитражные суды
Арбитражные суды — это суды специальной компетенции, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и рассмотрения споров к области управления.Истцы и ответчики в арбитражных судах — предприятия, учреждения,
Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды
Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды
1. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:1) при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно
Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды
Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды
1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных
Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам
Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам
Комментируемая статья регулирует вопросы подсудности дел по пересмотру судебных актов, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Решение
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
Рассмотрим основные особенности Российской Федерации с точки зрения организации государственного управления.Прежде
Статья 310. Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам
Статья 310.
Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам
1. Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти
51. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СУДЫ
51. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СУДЫ
Одним из видов разрешения международных споров является судебное разбирательство. Соответствующие судебные органы учреждаются при международных организациях как универсального, так и регионального характера. Универсальным судебным органом
1.9.2 Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом. Закон не предусматривает возможности создания арбитражных судов на уровне районов, поэтому арбитражные суды, создаваемые в субъектах РФ, являются основным звеном арбитражных судов.
На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.
- Арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
- Арбитражный суд субъекта РФ:
- 1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего арбитражного суда РФ;
- 2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
- 3) обращается в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
- 4) изучает и обобщает судебную практику;
- 5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
- 6) анализирует судебную статистику.
- В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично либо с участием присяжных заседателей
- Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.
- По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.
В отдельных случаях к рассмотрению дела в первой инстанции в арбитражных судах субъектов РФ привлекаются арбитражные заседатели. Они участвуют в деле по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ).
Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.
Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.
- При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.
- В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум.
- Президиум арбитражного суда субъекта РФ образуется в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.
- Судьи арбитражного суда субъекта РФ, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего арбитражного суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ.
- Президиум арбитражного суда субъекта РФ:
- 1) утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
- 2) рассматривает другие вопросы организации работы суда;
- 3) рассматривает вопросы судебной практики.
Президиум арбитражного суда субъекта РФ созывается председателем этого суда по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума.