Статья 8. Введение предварительной специальной пошлины

К особым таможенным пошлинам относятся временные пошлины, направленные на защиту экономических интересов государства как субъекта глобальной торговой системы.

При этом такие виды пошлин вводятся как по объективным коммерческим, так и по субъективным политическим факторам.

Таким образом, таможенные органы защищают не только российский бизнес в целом, но и государственность в частности, ведь сегодня очень многое решает коммерческое сотрудничество с большим количеством партнеров.

Классификация особых таможенных пошлин

Выделяют такие типы особых пошлин:

  • специальные;
  • антидемпинговые;
  • компенсационные;
  • карательные.

При этом каждый из этих видов имеет предварительный, переходный подвид.

Такой подвид характеризуется кратковременным характером действия, его длительность не превышает 4 месяцев, во время которых изучаются полученные эффекты.

Любой бюрократический механизм не может молниеносно реагировать на текущую ситуацию, и предварительные меры являются самым оперативным способом регулировки таможенной политики.

Специальные пошлины применяют, когда необходимо предохранить производителя от чрезмерного предложения товаров заграничных конкурентов. Как правило, расчёт размера защитного барьера базируется на уровне недополучения прибыли российскими предприятиями из-за агрессивных рыночных действий других стран (компаний).

Антидемпинговые меры используются при постоянном ввозе товара по демпинговым ценам. То есть импортёр реализует продукт в РФ по низшей стоимости, чем на собственном рынке.

Соответственно государство следит за средним уровнем внутренних цен и цен на рынке страны импортера.

При постоянном обнаружении демпинговой стоимости ввозимых товаров вводится пошлина, которой достаточно для выравнивания цен в стране экспортере и импортере.

Компенсационный тип пошлин являет собой ответное действие на искусственное снижение расходов на производство в другой стране из-за государственного субсидирования.

Вследствие себестоимость ввозимого товара экономически необоснованна и полностью нивелируют принципы современной конкуренции.

Важно, что по размеру эти пошлины не превышают льготы в другом государстве на изготовление товаров.

Карательные пошлины представляют собой действия, направленные на защиту государственности из-за неадекватных торговых мер других стран, абсолютно противоречащих здравому смыслу. Такие платежи по размеру сильно превышают другие пошлины.

Нюансы использования

Особые пошлины не противоречат правилам ВТО, поскольку вводятся на ограниченное время только к одной стране или компании.

Большинство государств исповедуют принципы свободной торговли, ведь только так можно достичь наиболее эффективного использования производственных факторов в мировом масштабе.

Однако, протекционистские действия очень широко применяются всеми странами и особые таможенные пошлины сегодня стали необходимостью, а не средством “ручного” управления экономикой.

Таможенные тарифы и пошлины

  • Таможенный тариф
  • – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны.
  • Таможенная пошлина

– обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию России или вывозе товаров с ее территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. К таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  1. фискальную (пошлины – одна из статей доходной части государственного бюджета);
  2. протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам (государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции);
  3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам (для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых).

По способу взимания

таможенные пошлиныклассифицируются:

  • адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % от таможенной стоимости);
  • специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);
  • комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 11 тонн).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары.

По объекту обложения

пошлины классифицируются на:

  • импортные – накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные – накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются редко, в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары; цель – сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные – накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По происхождению

пошлины бывают:

  • автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
  • конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или иного стороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ);
  • преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

С 1971 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще. По типам ставок

пошлины:

  • постоянные – не изменяются в зависимости от обстоятельств;
  • переменные – могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых и внутренних цен, уровня государственных субсидий).

Особые виды пошлин:

специальные; антидемпинговые; компенсационные.

Экспортная таможенная пошлина

Экспортная таможенная пошлина — это разновидность сбора применяется к товарам, которые вывозятся из РФ. Стоит учитывать, что данный вид обязательного платежа применяется только к тому товару, который был произведён в России. Это означает, что сбор не применим к импортному товару даже в том случае, если он пересекает территорию РФ.

Ставка для экспортной таможенной пошлины определена Таможенным кодексом. Но, если информация по конкретному случаю будет отсутствовать вопрос будет урегулирован внутренними законами государства. Стоит знать о том, что не все товары, которые отправляются на экспорт, облагаются налогом.

К необлагаемым товарам относится:

  • Иностранная валюта;
  • Личные вещи сотрудников посольства РФ в других странах;
  • Пожарно-технические материалы;
  • Гуманитарная помощь.

Оплачивать начисленную экспортную таможенную пошлину необходимо в кассу таможенных организаций. Но, чаще всего, граждане проводят платёж через банкоматы и кассы Сбербанка. Конкретных сроков уплаты этой разновидности пошлины законом не определено. Но, если деньги не поступят вовремя, должник будет наказан в соответствии с действующим законодательством.

Особые таможенные пошлины, их назначение, порядок установления и применения

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 27Следующая ⇒

Порядок применения особых пошлин регулируется как законодательством ЕАЭС (приложение №8 к договору о ЕАЭС), так и национальным законодательством (ФЗ № 165 от 08.12.03).

  1. К особым пошлинам относятся:
  2. · специальные защитные;
  3. · антидемпинговые;
  4. · компенсационные.
  5. Особые пошлины относятся к мерам нетарифного регулирования, так как применяются в целях защиты интересов отечественных производителей.
  6. Ставки особых пошлин устанавливаются Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) – обязательны к применению на всей территории ЕАЭС, а также Правительством РФ – применяются только на территории России.

  ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

  • Основанием для применения особых пошлин является расследование, проводимое ЕЭК или Минпромторгом России, в результате которого устанавливается:
  • 1) наличие возросшего импорта на таможенной территории ЕАЭС или территории России и нанесение серьезного ущерба отрасли экономики или угрозы его применения;
  • 2) наличие демпингового или субсидированного импорта на таможенной территории ЕАЭС или территории РФ и нанесение материального ущерба отрасли экономики или угрозы его причинения или замедления создания отрасли экономики.

Поводом для проведения расследования является обращение заинтересованного лица, чьи интересы нарушаются (производители, профсоюзы, профильные министерства, субъекты РФ и т.д.). Расследование длится, как правило, в течение 1 года.

Если после начала расследования будет установлено, что задержка с применением особой пошлины может привести к такому ущербу, который будет трудно устранить впоследствии, то комиссия может принять решения о введении предварительной пошлины при условии, что расследование будет продолжено.

Суммы предварительной пошлины в бюджет не перечисляются, а накапливаются на счетах ФТС России. По окончании расследования может быть принято одно из следующих решений:

  1. 1. Установить особую пошлину в размере предварительной (в этом случае вся сумма предварительной пошлины перечисляется в бюджет);
  2. 2. Установить особую пошлину в размере ниже, чем была предварительная (в этом случае вся сумма предварительной пошлины в размере особой перечисляется в бюджет, а разница возвращается плательщику);
  3. 3. Установить особую пошлину в размере выше, чем была предварительная (в этом случае вся сумма предварительной пошлины перечисляется в бюджет, разница с плательщика не довзыскивается);

4. Не применять особые пошлины (в этом случае вся сумма предварительной пошлины возвращается плательщику).

  • Особые пошлины, применяемые на основании законодательства РФ, перечисляются в бюджет РФ, а особые пошлины, вводимые законодательством ЕАЭС, перечисляются на счет федерального казначейства всегда отдельным платежным поручением и впоследствии перераспределяются между бюджетами России, Казахстана, Белоруссии и Армении в таких же пропорциях, как и по ввозной пошлине: РФ — 86,97%, РК — 7,25%, РБ — 4,65%, РА — 1,13%.
  • Льгот по уплате особых пошлин не существует, за исключением безвозмездной помощи.
  • Специальная защитная пошлина
Читайте также:  Статья 21. Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира

Специальная защитная пошлина применяется в случае, если товар импортируется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это наносит существенный вред экономике. Применяется к товарам, произведенных во всех странах, кроме развивающихся и наименее развитых.

Единовременно пошлина может быть введена на срок не более 4 лет. Если этого срока недостаточно для устранения ущерба, то срок действия может быть продлен. Общий срок действия, включая срок предварительной пошлины и продления, не может превышать 8 лет.

  1. Гр. 47 (вид платежа):
  2. · 2040 — специальные защитные пошлины, установленные ЕЭК;
  3. · 2070 — специальные защитные пошлины, установленные Правительством РФ.
  4. На сегодняшний день специальная пошлина применяется в отношении следующих товаров:
  5. · трубы на основе коррозионностойкой стали;
  6. · графитированные электроды;
  7. · карамель;
  8. · ткани из химических волокон;
  9. · посуда столовая и кухонная из фарфора;
  10. · зерноуборочные комбайны.

В колонке гр. 47 «Вид платежа» указывается код 2040 или 2070.

Пример:

Вид Основа начисления Ставка Сумма СП
2040 100000,00 26 % 26000,00 ИУ

гр. B: 2040-26000,00-643-00352-16022015-БН (безналичный расчет) или -ПК (пластиковая карта).

Антидемпинговая пошлина

Антидемпинговая пошлина применяется в случае, если товар импортируется по ценам значительно ниже, нежели он стоит на внутреннем рынке того государства, с территории которого он экспортируется, и это наносит существенный ущерб отрасли экономики. Срок действия антидемпинговой пошлины не может превышать 5 лет.

  • Гр. 47 (вид платежа):
  • · 2050 — антидемпинговые пошлины, установленные ЕЭК;
  • · 2080 — антидемпинговые пошлины, установленные Правительством РФ.
  • На сегодняшний день антидемпинговыми пошлинами облагаются следующие виды товаров:
  • · металлопрокат, произведенный в Китае, Гонконге, Макао и Тайбэе;
  • · прокатные волки, произведенные в Украине;
  • · графитированные электроды, произведенные в Индии;
  • · трубы из нержавеющей стали, произведенные в Китае;
  • · ванны чугунные эмалированные, произведенные в Китае;
  • · легкие коммерческие автомобили, произведенные в Германии, Италии, Турции и Польше;
  • · некоторые виды стальных труб, произведенные в Украине;
  • · подшипники, произведенные в Китае.
  • Также проводится расследование по применению антидемпинговой пошлины в отношении следующих товаров:
  • · нержавеющие трубы, произведенные в Украине;
  • · стальные колеса, произведенные в Украине;
  • · грузовые шины, гусеничные бульдозеры, нефтегазопромысловые трубы, лимонная кислота, столовые приборы из коррозионностойкой стали, произведенные в Китае.

В колонке гр. 47 «Вид платежа» указывается код 2050 или 2080.

Пример:

Вид Основа начисления Ставка Сумма СП
2050 100000,00 26 % 26000,00 ИУ

гр. B: 2050-26000,00-643-00352-16022015-БН (безналичный расчет) или -ПК (пластиковая карта).

Компенсационная пошлина

Компенсационная пошлина применяется в случае, если при производстве, транспортировке или хранении товара использовались субсидии иностранного государства и это наносит существенный вред отрасли экономики, или существенно замедляет ее создание. Срок действия компенсационной пошлины не может превышать 5 лет.

· 2060 — компенсационная пошлина, устанавливаемая ЕЭК;

· 2090 — компенсационная пошлина, устанавливаемая Правительством РФ.

В колонке гр. 47 «Вид платежа» указывается код 2060 или 2090.

Пример:

Вид Основа начисления Ставка Сумма СП
2090 100000,00 26 % 26000,00 ИУ

гр. B: 2090-26000,00-643-00352-16022015-БН (безналичный расчет) или -ПК (пластиковая карта).

Акциз при импорте товаров и порядок его установления. Ставки акцизов при импорте. Основа исчисления акцизов при импорте.

⇐ Предыдущая9Следующая ⇒

Специальные пошлины вводятся в отношении. Особые внешнеторговые пошлины как инструменты протекционистской политики государства

31.03.2021

В
отдельную группу принято выделять так
называемые особые виды таможенных
пошлин, применяемых с целью защиты
внутреннего рынка от импорта определенного
вида товара или видов товаров. К ним
относятся специальные, антидемпинговые
и компенсационные пошлины . (Приложение Б).

В России вопросы
применения защит­ных мер регулируются
Федеральным законом от 08.12 2003 г.

№ 165-ФЗ
«О специальных защитных, антидемпин­говых
и компенсационных мерах при импорте
товаров», который разраба­тывался
исходя из требований ВТО и заменил
первый законодательный акт в этой
области — Федеральный закон от 14 апреля
1998 г. № 63-ФЗ «Об эко­номических интересах
Российской Фе­дерации при осуществлении
внешней торговли товарами».

Дополнительным
подзаконным актом в области расчета
размера субсидии является постановление
Правительс­тва Российской Федерации
от 13 ок­тября 2004 г.

№ 546 «Об утверждении
правил расчета размера специфичес­кой
субсидии иностранного государс­тва
(союза иностранных государств) и о
признании утратившими силу неко­торых
актов Правительства Российской Федерации,
регулирующих вопросы применения
специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мер при импорте
товаров» .

Специальная
пошлина —
это пошлина, которая приме­няется при
введении специальной защитной меры и
взима­ется таможенными органами
независимо от взимания ввоз­ной
таможенной пошлины.

При этом специальная
защитная мера
— это мера по ограничению возросшего
импорта на та­моженную территорию,
которая при­меняется посредством
введе­ния импортной квоты или
специальной пошлины, в том числе
предварительной специальной пошлины.

Специальные
пошлины используются либо в качестве
защитной меры от ввоза —
товаров
в количестве и на условиях, способных
нанести непоправимый ущерб россий­ским
производителям подобных товаров, либо
в качестве ответной меры на дискриминационные
действия в отноше­нии России со стороны
других государств или их союзов. В
качестве примера можно привести
Постановление Прави­тельства РФ от
5 декабря 2005 г.

732 «Об импорте говя­дины, свинины и
мяса домашней птицы в 2006 — 2009 го­дах»
(в редакции от 5 мая 2007 г.).

Антидемпинговая
пошлина —
это пошлина, которая применяется при
введении антидемпинговой меры и
взима­ется таможенными органами
неза­висимо
от
ввозной
таможенной пошлины. При этом анти­демпинговая
мера — это мера по
противодействию
демпин­говому импорту (т.е.

импорту
то­вара
по цене ниже нормальной стоимости такого
товара), которая применяется; посред­ством
введения антидемпинговой пошлины, в
том числе пред­варительной антидемпинговой
пошлины, или одобрения це­новых
обязательств, принятых экспортером.
Антидемпинговые пошлины предназначены
для защиты внутреннего рынка России от
импорта в нее товаров по дем­пинговым
ценам, т.е.

когда экспорт таких товаров
и их реа­лизация в нашей стране
осуществляются по более низким ценам,
чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационная
пошлина — это пошлина, которая применяется
при введении компенсационной меры и
взи­мается таможенными органами
независимо
от взимания ввозной таможенной пошлины.

При этом компенсационная мера — это
мера по нейтрализации воздействия
специфической субсидии иностранного
государ­ства (союза иностранных
государств) на отрасль российской
экономики, принимаемая по решению
Правительства РФ посредством введения
компенсационной пошлины, в том числе
предварительной компенсационной
пошлины, либо одобрения обязательств,
принятых уполномоченным органом
субсидирующего иностранного государства
(союза иностран­ных государств) или
экспортером. Компенсационные пошлины,
как уже отмечено, приме­няются к
ввозимым на таможенную территорию
России то­варам, при производстве или
вывозе которых прямо или косвенно
использовались государственные,
субсидии. Необ­ходимость таких пошлин
обусловлена тем, что применение субсидий
приводит к искусственному занижению
затрат на производство товаров и,
следовательно, — к снижению цен на них
при экспорте (в том числе и в нашу страну)
.

В
соответствии с Федеральным зако­ном
меры защиты внутреннего рынка могут
быть введены только в результа­те
расследования, в ходе которого ор­ган,
проводящий такие расследования, установит
наличие условий для приме­нения мер
защиты внутреннего рынка.

В России таким
органом расследования являлось
Министерство экономическо­го развития
и торговли.

Расследование, по итогам
которого могут быть введены меры защиты
внутреннего рынка, мо­жет быть начато
по заявлению россий­ских производителей,
производящих не менее половины от объема
производс­тва данного товара в России.

Федеральный закон
предусматривает возможность введения
в качестве спе­циальных защитных мер
специальных пошлин или квот на импорт
товаров. По итогам антидемпинговых и
компенсационных расследований могут
быть введены соответственно антидемпин­говые
или компенсационные пошлины или приняты
обязательства.

Пошлина, которая
применяется при введении мер защиты
внутреннего рын­ка, взимается
таможенными органами РФ независимо от
взимания ввозной таможенной пошлины и
сверх ее став­ки. Решение о введении
мер защиты внутреннего рынка принимается
Пра­вительством Российской Федерации.

На
практике меры защиты внутрен­него
рынка становятся заметным инс­трументом
регулирования внешней торговли в России.

Существует ряд причин, обуславливающих
«выгод­ность» мер защиты внутреннего
рын­ка для российских производителей
по сравнению с другими инструментами
регулирования внешней торговли.

Во-первых, процедура введения
мер защиты внутреннего рынка — это
до­статочно подробно прописанная
пра­вовая процедура, т.е.

при определен­ных
условиях у производителей есть
законодательно установленное право на
эту защиту Во-вторых, эти инстру­менты
активно используются в меж­дународной
практике и признаны в ВТО. В-третьих,
в отличие от обычных таможенных пошлин
специальные, ан­тидемпинговые и
компенсационные пошлины применяются
в отношении товаров, происходящих из
СНГ, в отно­шении которых действует
беспошлин­ный режим свободной торговли.

Меры
защиты внутреннего рынка все активнее
используются отечественны­ми
производителями для защиты от импорта.
С момента принятия в Рос­сии
законодательства о мерах защи­ты
внутреннего рынка в 1998 году их было
принято 15 (9 — специальных за­щитных,
4 — антидемпинговых и 2 ком­пенсационных).

Читайте также:  Статья 104.1. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации

При этом большинство мер было введено
в последние годы. Только в 2005 году и
первом полугодии 2006 года были введены
7 мер. Кроме того, в ходе расследований
было применено 7 предварительных, что
позволяет обеспечить более эффективную
и быструю защиту для производителей
.

В
качестве примера применения предварительных
защитных пошлин можно привести
Постановление Правительства Российской
Федерации от 1 марта 2003 года N 137 «О
временных мерах по защите свеклосахарного
комплекса», в соответствии с которым
устанавливалась временная специальная
пошлина на свеклосахарное сырье
сроком на 180 дней в размере 45%
от таможенной стоимости, но не менее
0, 2 евро за 1 кг сухого вещества
.

Большинство
из в веденных в России мер защиты
внутреннего рынка — это специальные
защитные меры.

Обусловлен такой факт в
первую очередь тем, что для российских
производителей проще собрать необходимую
для начала расследования информацию,
так как нет необходимости получать
данные о ценах на товар на иностранных
рынках или о субсидиях, которые получают
иностранные производители от своих
государств.

Кроме того, в случае введения
специальных защитных мер (в отличие от
антидемпинговых или компенсационных),
действие такой меры будет затрагивать
поставки товара из всех стран, а не
только из тех, в отношении которых будет
доказано наличие демпингового или
субсидируемого импорта.

Причинами перехода от специальных
защитных мер к ан­тидемпинговым и
компенсационным является то, что в части
специальных защитных мер, во-первых, их
срок ог­раничен, во-вторых, доказательства
ущерба — серьезнее, в-третьих,
ан­тидемпинговые и компенсационные
меры приводят, как правило, к вы­теснению
импорта, в-четвертых, в рамках специальных
защитных мер необходимо доказательство
непредви­денных обстоятельств, и с
российских производителей берется
своего рода обязательство выполнения
плана по адаптации. Кроме того, необходимо
отметить, что как в российской, так и в
международной практике проще бороться
с поставками из одной или нескольких
стран, чем с импортом в целом. В случае
с антидемпинговыми мерами еще одним
плюсом является достаточно высокий
средний уровень вводимых антидемпинговых
пошлин. В среднем их уровень составляет
15-20 процентов, однако в отношении
неко­торых товаров и производителей
вво­дятся пошлины и в 50 процентов.
Кро­ме того, степень ущерба российским
производителям, которую достаточно
доказать для целей введения анти­демпинговых
и компенсационных мер, существенно
ниже, чем для целей спе­циальных
защитных мер. Для таковых ущерб должен
быть серьезным, а для антидемпинговых
и компенсационных достаточно и
материального ущерба
.

На сегодняшний
день, в соответствии с ТК ТС п.2 ст.70
Специальные,
антидемпинговые и компенсационные
пошлины устанавливаются в соответствии
с международными договорами государств
– членов ТС и (или) законодательством
государств – членов ТС и взимаются в
порядке, предусмотренном ТК ТС для
взимания ввозной таможенной пошлины.

Одной из основных обязанностей декларанта при перемещении товаров через таможенную границу является уплата таможенных платежей. В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся:

  • ввозная и вывозная пошлина,
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров,
  • акциз, взимаемый при ввозе товаров,
  • таможенные сборы.

Правила применимы в случае, если страна происхождения товара или его видовая принадлежность не влечет применения льгот и преференций и, если товар не помещается под процедуру, предусматривающую освобождение от уплаты пошлин, налогов.

Особые виды пошлин в системе мер по защите экономических интересов Российской Федерации

(Трошкина Т. Н.) («Готика», 2005)

ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИН В СИСТЕМЕ МЕР ПО ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 22 ноября 2005 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Трошкина Т. Н., кандидат юридических наук.

К настоящему времени в Российской Федерации сформировалась система защитных пошлин, включающая: — специальные пошлины; — предварительные специальные пошлины; — антидемпинговые пошлины; — предварительные антидемпинговые пошлины; — компенсационные пошлины; — предварительные компенсационные пошлины.

Определяя систему обязательных платежей-пошлин, являющихся предметом исследования, отметим, что некоторые из них могут использоваться не только в целях защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, но и во внешнеполитических и даже дипломатических целях.

Такое применение особых видов пошлин санкционируется действующим российским законодательством.

Так, согласно статье 8 Закона РФ «О таможенном тарифе» специальные пошлины могут быть применены в двух основных случаях: 1) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; 2) в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств. Таким образом, особенностью этого вида внешнеторговых пошлин является то, что они могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на российскую таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров. Во втором случае специальная пошлина выступает в роли карательной пошлины, применяющейся в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов. Специальную пошлину, вводимую по политическим соображениям, иногда называют реторсионной. Целью применения реторсионных пошлин (как это следует из самого понятия «реторсия» ) выступает прекращение недружелюбных действий со стороны другого государства и предотвращение их в будущем. ——————————— Под реторсиями понимаются не связанные с использованием вооруженных сил правомерные принудительные меры, принимаемые государством в ответ на нанесший ему моральный или материальный ущерб недружественный, но не нарушающий норм международного права акт другого государства.

Следует также оговориться, что на протяжении своей недолгой истории система защитных пошлин в Российской Федерации успела претерпеть ряд изменений. Не ставя задачи провести подробный исторический анализ эволюции системы российских защитных пошлин, ограничимся приведением лишь одного примера. В 1998 — 2003 гг.

в Российской Федерации допускалось взимание так называемых дополнительных импортных пошлин, которые могли применяться, например, в случае серьезного расстройства российского платежного баланса. Дополнительная импортная пошлина вводилась в Российской Федерации, например, накануне дефолта 1998 года.

Тогда Правительство Российской Федерации приняло предложение Банка России о введении мер по поддержанию равновесия платежного баланса Российской Федерации и ввело дополнительную импортную пошлину в размере 3% на все товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации из всех стран, за исключением товаров, происходящих из государств — участников соглашений о Таможенном союзе (Постановление Правительства РФ от 17 июля 1998 года N 791 «О введении дополнительной импортной пошлины» ). Дополнительная импортная пошлина, зачисляемая в федеральный бюджет, взимается сверх действующих ставок таможенных пошлин. ——————————— СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3779.

Обязательный характер рассматриваемых защитных пошлин предполагает необходимость их закрепления на законодательном уровне.

Результатом широкомасштабных экономических и политических реформ, приведших к кардинальному изменению места Российской Федерации в современных международных экономических отношениях, курса на последовательную интеграцию российской экономики в систему мирохозяйственных связей и вступление Российской Федерации в ВТО стало формирование в Российской Федерации законодательства, регламентирующего порядок применения защитных мер во внешней торговле и соответствующего принятым в мировой практике стандартам и правилам внешнеторгового регулирования. Основы такого законодательства были заложены еще в 1993 году принятием Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», в котором была закреплена система так называемых защитных пошлин, включающая в себя сезонные пошлины и особые виды пошлин — антидемпинговые, компенсационные и специальные. Следующим шагом по гармонизации российского внешнеторгового законодательства с требованиями ВТО стало принятие Федерального закона от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» . Быстрыми темпами сближения российского законодательства с нормами ВТО объясняется высокая динамика развития российского законодательства по этому кругу вопросов. Ровно через пять лет принимается новый закон, посвященный регулированию защитных мер при импорте товаров, — Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» . ——————————— СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798. СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.

Направлением дальнейшего совершенствования российского законодательства в этой сфере является его унификация по образцу соответствующих норм ГАТТ — статьи VI «Антидемпинговая и компенсационная пошлины», в соответствии с которой «демпинг, состоящий в том, что товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной цены товаров, подлежит осуждению, если он причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности… или существенно задерживает создание отечественной промышленности» , а также принятых в развитие отдельных статей ГАТТ многосторонних соглашений. Так, например, с 1979 г. действует Соглашение о применении статьи VI ГАТТ, известное также как Антидемпинговый кодекс, за применением которого следит специально созданный в рамках ГАТТ Антидемпинговый комитет. В Антидемпинговом кодексе были уточнены признаки, с помощью которых определяется демпинговый характер импортных товарных поставок, подробно урегулированы вопросы проведения антидемпингового расследования и др. ——————————— Цитируется по тексту ГАТТ, содержащемуся в Справочной правовой системе КонсультантПлюс, раздел «Международное право».

Защитные пошлины быстро внедряются в практику государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Еще совсем недавно о специальных, антидемпинговых и компенсационных мерах во внешней торговле знал лишь узкий круг специалистов в области мировой торговли и международного права.

Читайте также:  Статья 36. Материальная помощь

По мере упрочения позиций российских экспортеров на рынках экономически развитых стран, усиления конкуренции во внешней торговле, либерализации условий внешнеторговой деятельности в РФ проблема применения защитных мер стала привлекать к себе повышенное внимание.

Российский экспорт сталелитейной, химической, трубопрокатной продукции облагался в США, Европейском союзе высокими антидемпинговыми пошлинами. О значении практики применения защитных мер во внешней торговле могла бы свидетельствовать соответствующая статистика.

Однако ее практически нет в открытом доступе, и в печати по данному вопросу встречается немного информации. Так, в 1998 г. Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации заявило, что ежегодный ущерб от применения к российским товарам антидемпинговых пошлин составляет более 500 млн. дол.

США . ——————————— Козырин А. Н., Шепенко Р. А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М.: Спарк, 1999. С. 5.

Повышенное внимание к использованию защитных мер в практике нетарифного регулирования обусловлено и усилением конкуренции на «новых» внешнеторговых рынках, сформировавшихся в пространстве СНГ.

Обострение российско-украинских торговых отношений в связи с поставками на российский рынок по заниженным ценам украинского сахара, металлов и др.

привело к появлению первой практики специальных расследований, завершившихся наложением российскими властями защитных пошлин на импорт украинских товаров: — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июля 2002 года N 509 «О мерах по защите российских производителей прутков для армирования железобетонных конструкций» с августа 2002 г. сроком на три года вводилась компенсационная пошлина в размере 21% от таможенной стоимости на прутки для армирования железобетонных конструкций, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации; ——————————— СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2866.

— во исполнение Постановления Правительства РФ от 10 марта 2000 года N 209 «О мерах по защите российских производителей крахмало-паточной продукции» с 17 апреля 2000 года по 17 октября 2002 года применялась специальная пошлина на крахмальную патоку, ввозимую на российскую таможенную территорию, в размере 16% таможенной стоимости, но не менее 0,07 евро за 1 кг (за исключением крахмальной патоки, происходящей из государств — участников Таможенного союза). ——————————— СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1288.

В зависимости от основания применения защитных мер они могут быть подразделены на три категории: 1) специальные защитные меры — меры, применяемые по решению Правительства Российской Федерации и нацеленные на ограничение возросшего импорта на таможенную территорию РФ; 2) антидемпинговые защитные меры — меры, применяемые по решению Правительства Российской Федерации и нацеленные на противодействие демпинговому импорту, т. е. импорту товаров по цене ниже нормальной стоимости такого товара; 3) компенсационные защитные меры — меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемые по решению Правительства Российской Федерации. Понятие «защитные пошлины» не совпадает с понятием «защитные меры». Последнее является более широким и включает в себя, наряду с защитными пошлинами, иные меры нетарифного регулирования, нацеленные на защиту экономических интересов РФ при осуществлении экспортно-импортных операций и предусмотренные действующим российским законодательством. Иными, отличными от пошлин защитными мерами являются: импортная квота (ограничение импорта товара в отношении его количества или стоимости) при применении специальных защитных мер; ценовые обязательства экспортера в случае использования антидемпинговой меры; обязательства, принятые уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером, — в случае с компенсационной мерой.

  • Схема 1
  • Защитные меры во внешней торговле Российской Федерации
  • Специальные защитные меры Предварительная специальная пошлина
  • Специальная пошлина
  • Импортная квота
  • Антидемпинговые защитные меры Предварительная антидемпинговая пошлина
  • Антидемпинговая пошлина
  • Ценовые обязательства, принятые экспортером
  • Компенсационные меры Предварительная компенсационная пошлина
  • Компенсационная пошлина
  • Обязательства, принятые уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером

Защитные пошлины взимаются таможенными органами. Это обстоятельство послужило поводом ошибочного признания защитных пошлин разновидностью таможенной пошлины . В действительности же особые виды пошлин, сезонные и иные виды защитных пошлин имеют отличную от таможенной пошлины природу.

Они представляют собой индивидуализированные, казуальные платежи, размеры и сроки взимания которых устанавливаются в каждом конкретном случае.

В отличие от таможенной пошлины защитная пошлина не имеет универсального характера, то есть не может применяться ко всем внешнеторговым операциям, а используется только применительно к конкретным торговым отношениям.

Она может быть установлена лишь на определенный период времени (то есть имеет временный характер), после проведения специального расследования, в ходе которого доказывается наличие оснований введения данной защитной меры. ——————————— См., например: Киреев А. П. Международная экономика. Ч. I.

Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Международные отношения, 2000. С. 205, 206; Кулумбекова Т. Е. Факторы формирования таможенных платежей и доходов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2005. С. 12 и др.

Проведение специального расследования является обязательным условием введения специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины.

Оно проводится в целях установления наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба (угрозы причинения серьезного ущерба) отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба (угрозы причинения материального ущерба) отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение таких расследований, определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 года N 443 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» таким органом является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Минэкономразвития России по результатам проведенного расследования представляет в Правительство РФ доклад, содержащий предложения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены защитных пошлин, с приложением проекта соответствующего решения Правительства РФ. В двухнедельный срок Правительство РФ на основе имеющейся у него доказательственной базы принимает решение о применении особых видов пошлин с целью защиты экономических интересов Российской Федерации при импорте товаров. Из правила введения защитных пошлин допускается только одно исключение — без проведения расследования Минэкономразвития России специальная пошлина может быть установлена в целях оперативного регулирования только в отношении сельскохозяйственных товаров, только на срок до конца календарного года, в котором введена пошлина, и только в размере, не превышающем 1/3 ставки таможенной пошлины, действующей на данный товар. Цель защитных мер состоит в восстановлении справедливой конкуренции, нарушенной демпингом или субсидированием импортной поставки. Защитные пошлины с известной долей условности могут быть представлены нами в виде восстановительной штрафной санкции. Это сравнение имеет под собой историческое основание. Прототипом антидемпинговой пошлины явилась штрафная пошлина. В Канаде, государстве, в котором в начале XX века был принят один из первых законов об антидемпинговой пошлине, таможенный тариф 1859 года предусматривал взимание штрафной пошлины при слишком низкой оценке товара. Такая пошлина равнялась 50% от обычно взимаемых таможенных пошлин и вводилась в том случае, если при оценке обнаруживалось, что реальная стоимость товара превышает на 20% стоимость, указанную в декларации. Эта штрафная пошлина была отменена в Канаде в 1904 году в связи с принятием первого Закона об антидемпинговой пошлине . ——————————— Козырин А. Н., Шепенко Р. А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М.: Спарк, 1999. С. 40.

Сделанное нами предположение подтверждает и существующий в мировой торговой практике принцип, запрещающий кумуляцию (сложение) защитных мер нетарифного регулирования .

Как правило, в торговые соглашения включается оговорка о том, что импортный товар «не должен подвергаться обложению антидемпинговой и компенсационной пошлинами для того, чтобы устранить один и тот же результат, который вызывается демпингом или субсидированием экспорта» (ст. VI ГАТТ) .

Данный принцип запрещает применять к одному и тому же случаю нарушения справедливой конкуренции одновременно две «экономические штрафные санкции»: антидемпинговую и компенсационную пошлины. ——————————— Подробнее об этом принципе см.: Шепенко Р. А.

Правовая природа и практическое применение антидемпинговых пошлин в Российской Федерации, Европейском союзе и Соединенных Штатах Америки (сравнительно-правовое исследование). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1998. С. 43 — 45. ГАТТ. Сборник документов и рабочих материалов. М.: ВНИКИ, 1995. С. 32.

Рассмотрим теперь каждый вид особых пошлин подробнее.

Специальные пошлины

Ссылка на основную публикацию