Раздел I. Основы и организация обороны

  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • 11 класс
  • Урок № 13
  • Вооружённые Силы Российской Федерации – основа обороны государства
  • Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
  1. Основные задачи современных Вооружённых сил России.
  2. Основные задачи ВС РФ в мирное время.

  3. Основные задачи ВС РФ в военное время.
  4. Основные задачи ВС РФ в период непосредственной агрессии.
  5. Международная миротворческая деятельность ВС РФ.
  1. Глоссарий по теме:
  2. Военная доктрина РФ – система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

  3. Стратегия национальной безопасности РФ – базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.
  4. Вооружённые силы РФ – государственная военная организация, предназначенная для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности российской территории, выполнения задач в соответствии с российскими законами и международными договорами РФ.
  5. Миротворческие силы – специальный воинский контингент в составе ВС РФ, созданный для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Вид ВС РФ — составная часть вооружённых сил государства, предназначенная для ведения военных действий преимущественно в той или иной географической среде: на суше, на море, в воздушном или космическом пространстве. Каждый вид вооружённых сил состоит из родов войск, специальных войск и тыла.

  • Род войск ВС РФ — составная часть вида вооружённых сил, включающая воинские формирования, которые имеют свойственные только им основное вооружение и военную технику, а также способы их боевого применения.
  • Основная и дополнительная литература по теме урока
  • Основная литература:
  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2018. 336 с. (страницы 122-131)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации — https://мвд.рф
  2. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — http://www.mchs.gov.ru/
  3. Официальный сайт Министерства обороны РФ — http://mil.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Воинский контингент российских миротворцев в зону конфликта в Южной Осетии был введён 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Российской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более 500 человек.

В августе 2008 г. российские миротворцы участвовали в отражении незаконного вторжения на территорию Южной Осетии вооружённых сил

Вторжение на территорию Южной Осетии началось утром 9 августа. По местам дислокации наших миротворцев были нанесены прицельные бомбовые авиаудары. На улицы административного центра Южной Осетии — города Цхинвал — ворвались грузинские танки и мотопехота. Силами российских миротворцев и югоосетинских частей было отражено несколько атак агрессора.

В этот же день было принято решение об оказании помощи миротворцам и гражданам России, проживающим в Южной Осетии, которые подвергались фактическому уничтожению.

Силы и средства российских миротворцев были усилены. Миротворческая группировка российских войск провела операцию по пресечению агрессии Грузии против Южной Осетии.

Поставленная задача — обеспечить мир в этом регионе — была успешно выполнена.

Российская Федерация несёт особую ответственность за сохранение безопасности на пространстве СНГ. В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г.

находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооружённых Сил Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более б тыс. человек.

Российские миротворцы также принимали участие на основании соответствующего соглашения в мирном урегулировании вооружённого конфликта на территории Приднестровской Молдавской республики.

С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьёзное вооружённое противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек.

Российские миротворцы находились в Косово до 1 августа 2003 г.

Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия).

В африканской республике Сьерра-Леоне в 2000-2005 гг. находился российский миротворческий контингент для авиационного обеспечения миссии ООН. Численность контингента составляла 115 человек.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1

Выберите тип интерактивного теста:
  1. Выберите элемент:
  2. I группа – не более 20%:
  3. 1. Единичный / множественный выбор;
  4. II группа – не более 30%:
  5. 2. Выбор элемента из выпадающего списка;
  6. 3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
  7. 5. Добавление подписей к изображениям;
  8. 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  9. 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
  10. 9. Сортировка элементов по категориям;
  11. 10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
  12. 12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
  13. 13. Выделение цветом;
  14. 15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
  15. 18. Лента времени
  16. 21. Кастомный интерактив
  17. III группа – не менее 50%
  18. 4. Ребус – соответствие;
  19. 8. Кроссворд;
  20. 11. Мозаика;
  21. 14. Филворд — английский кроссворд;
  22. 16. Автоматически заполняемый кроссворд;
  23. 17. Смежный граф (автоматически заполняемый);
  24. 19. Рисование
  25. 20.Географические карты
Информация о тестовом вопросе:
  • Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  • Военная ______________ РФ – система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к __________ защите и вооруженную ________ Российской Федерации
  • Выберите правильный элемент.
  • 1. Концепция
  • 2. Доктрина
  • 3. Законодательная база
  • 4. Задача
  • 5.Ппостоянной
  • 6. Регулярной
  • 7. Вооруженной
  • 8. Защиту
  • 9. Оборону
Информация об ответах
  1. Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____
  2. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
  3. Военная доктрина РФ – система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации
  4. Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
  5. Все остальные варианты

Задание 2

Выберите тип интерактивного теста:
  • Выберите элемент:
  • I группа – не более 20%:
  • 1. Единичный / множественный выбор;
  • II группа – не более 30%:
  • 2. Выбор элемента из выпадающего списка;
  • 3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
  • 5. Добавление подписей к изображениям;
  • 6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  • 7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
  • 9. Сортировка элементов по категориям;
  • 10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
  • 12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
  • 13. Выделение цветом;
  • 15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
  • 18. Лента времени
  • 21. Кастомный интерактив
  • III группа – не менее 50%
  • 4. Ребус – соответствие;
  • 8. Кроссворд;
  • 11. Мозаика;
  • 14. Филворд — английский кроссворд;
  • 16. Автоматически заполняемый кроссворд;
  • 17. Смежный граф (автоматически заполняемый);
  • 19. Рисование
  • 20.Географические карты
Информация о тестовом вопросе:
  1. Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать ________ стабильность, относится к основной _______________ военной опасности:
  2. Выберите правильный элемент.
  3. 1. внутренней
  4. 2. трансграничной
  5. 3. внешней
  6. 4. межгосударственной
  7. 5. стратегическую
  8. 6. комплексную
  9. 7. военную
Информация об ответах
  • Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____
  • Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
  • Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность, относится к основной внешней военной опасности
  • Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
  • Все остальные варианты

newinspire

Понятие обороны и система военной организации государства

Понятие обороны

На основании ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. «Об обороне» (ред. от 03.02.2014) под обороной понимается «система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории».

В целях организации обороны устанавливаются воинская обязанность граждан России и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

К обороне привлекаются войска гражданской обороны, пограничные, железнодорожные и другие, а для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности и другие спецслужбы.

В соответствии с Военной доктриной РФ, представляющей собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства, т.е. одной из основных функций государства (всего государства, а не какого-то одного его органа).

Главные цели обеспечения военной безопасности — предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз России. В пп. 5 и 6 Военной доктрины Российской Федерации дается примерный перечень внешних и внутренних военных угроз.

  • Система военной организации государства
  • Система военной организации государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.
  • В систему военной организации государства входит также часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.
  • Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
Читайте также:  Глава II. Организация деятельности органов внешней разведки российской федерации

Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

  1. Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.
  2. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил, а также войска, не входящие в виды и рода войск Российской Федерации.
  3. Организация обороны включает в себя:
  4. — прогнозирование, оценку военной опасности и военной угрозы;
  5. — разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины;
  6. — правовое регулирование в области обороны;
  7. — строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
  8. — разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами;
  9. — планирование перевода федеральных и субъектов Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
  10. — мобилизационную подготовку органов государственной власти, местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности;
  11. — планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне, оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны и ряд других мероприятий, перечисленных в ФЗ «Об обороне».

Читать Основы военной службы: учебное пособие онлайн (полностью и бесплатно)

  • Пособие разработано в полном соответствии с действующими учебными программами по основам военной службы общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также учебных пунктов организаций.
  • В пособии последовательно и в логической взаимосвязи изложен учебный материал по следующим темам:
  • • оборона государства как система мер по защите его целостности и неприкосновенности;
  • • Вооруженные Силы Российской Федерации как государственная структура, составляющая основу обороны страны;
  • • воинская обязанность – установленный законом почетный долг гражданина проходить службу в рядах Вооруженных Сил;
  • • военная служба – особый вид федеральной государственной службы;
  • • прохождение военной службы по призыву и по контракту;
  • • требования, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих;
  • • военно-патриотическое воспитание;
  • • гражданская оборона – важная часть системы обороноспособности государства.
  • Приложение содержит основные нормативные правовые акты по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, прохождению альтернативной гражданской службы, перечень военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ и другие справочные материалы.
  • При разработке пособия учтены требования современных педагогических концепций, использованы материалы военно-дидактических и военно-психологических исследований. Применение его в учебном процессе позволяет реализовать три основные функции обучения:
  • • образовательную (вооружение учащихся определенной системой знаний);
  • • воспитательную (формирование у учащихся качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга);
  • • развивающую (развитие интеллектуальных способностей учащихся).

Диапазон применения пособия в процессе обучения исключительно широк. Его могут успешно использовать при изучении «Основ военной службы» не только школьники старших классов и учащиеся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, но и студенты педагогических вузов, обучающиеся по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности».

Авторы с благодарностью примут все предложения и замечания, направленные на совершенствование книги.

Раздел I. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА

Глава 1. Оборона государства – система мер по защите его целостности и неприкосновенности

1.1. Конституция Российской Федерации об организации обороны государства

Оборона государства – это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом РФ «Об обороне», законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

  1. В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
  2. В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными Силами.
  3. В статье 59 Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
  4. В ней определены полномочия высших органов государства в области обороны.
  5. Согласно Конституции РФ глава нашего государства – Президент Российской Федерации – принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной неприкосновенности.

Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии, направленной против Российской Федерации, он вводит на территории России военное положение, формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания.

  • Определенные полномочия в области обороны закреплены за Советом Федерации и Государственной Думой.
  • Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные бюджетом, и федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения на территории страны; решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.
  • Государственная Дума рассматривает расходы на оборону и принимает законы в области обороны.

Таким образом, Конституция РФ достаточно ясно и четко регламентирует организацию обороны Российской Федерации. На основе Конституции принимаются законодательные акты, обеспечивающие детальное и подробное регулирование отношений в области организации обороны нашего государства.

1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы практически все важнейшие направления государственной политики России.

Под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, т. е. защищенность народа от различных угроз.

Первый раздел Концепции посвящен положению России в мировом сообществе. После окончания эры биполярной конфронтации США и СССР возобладали две тенденции формирования международных связей.

Первая проявляется в равном развитии значительного числа государств, их объединений, в признании многостороннего управления международными процессами и в формировании идеологии многополярного мира.

Вторая тенденция основана на доминировании западных стран при лидерстве США с преобладанием военно-силовых решений в обход международного права.

https://www.youtube.com/watch?v=Oi9yaeWIf6g\u0026t=1432s

Россия одна из крупнейших стран мира с богатыми историческими и культурными традициями. Несмотря на кризисы, она в силу своего экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального положения на Евразийском континенте продолжает играть важную роль в мире.

Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем, обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление России.

Попытки игнорировать ее интересы при решении крупных проблем способны подорвать международную безопасность и стабильность.

Второй раздел Концепции подробно раскрывает национальные интересы России.

Под ними понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики России.

  1. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии каждого человека.
  2. Интересы общества выражаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
  3. Интересы государства заключаются в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного международного сотрудничества.

Реализация интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому экономические национальные интересы являются ключевыми для обеспечения всех иных интересов.

Во внутриполитической сфере национальные интересы состоят в сохранении стабильности институтов государственной власти, обеспечении гражданского мира и согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, в нейтрализации причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма и их последствий – межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Читайте также:  Приложение 13. Поквартальное распределение федерального бюджета на 1995 год (основные характеристики)

Тема 2. Основы современного общевойскового боя

Тема 2. Основы современного общевойскового боя.

Основные тактические понятия, определения и термины

Бой — основная форма тактических действий войск, представляет собой организованные и согласованные по цели, месту и времени, удары, огонь и маневр соединений, частей и подразделений в целях уничтожения (разгрома) противника, отражения его ударов и выполнения других задач в ограниченном районе в течение короткого времени. Бой может быть общевойсковым, дальним (бесконтактным) огневым, противовоздушным, воздушным.

  • Сущность общевойскового боя состоит в нанесении огневого поражения противнику и уничтожению его в очагах обороны с последующим развитием успеха, главным образом, за счет ввода резервов в наступлении или в нанесении огневого поражения наступающему противнику в сочетании с прочным удержанием занимаемых позиций в обороне.
  • Силы и средства современного боя — личный состав и вооружение подразделений, частей и соединений, предназначенных для ведения и обеспечения боя.
  • Под чертами современного общевойскового боя понимают важные его свойства и особенности, которые раскрывают характер боя в той или иной войне.
  • Современный общевойсковой бой характеризуется следующими чертами:
  • — решительностью;
  • — высокой маневренностью;
  • — напряженностью и скоротечностью;
  • — быстрыми и резкими изменениями обстановки и разнообразием применяемых способов его ведения;
  • — развертыванием боевых действий в быстром темпе на земле и в воздухе, на широком фронте, на большой глубине.
  • Решительность выражается в целях боя и способах их достижения, в способности командиров принимать решения и настойчиво их реализовать; в энергичных, активных самоотверженных действиях подразделений и воинских частей, их стремлении добиться победы путем полного разгрома врага.

Высокая маневренность современного боя является результатом применения мощных средств поражения, резкого роста подвижности общевойсковых подразделений, частей и соединений благодаря их оснащению высокоподвижной боевой техникой. Применение новых средств борьбы и отсутствие сплошного фронта придают современному общевойсковому бою высокоманевренный характер.

Напряженность боевых действий является следствием стремления и возможности вероятных противников вести активные боевые действия с решительными целями. В этих условиях достижение победы в бою требует от наших войск высокой боевой выучки и морально-психологической подготовки, искусных действий и максимального приложения физических и духовных сил.

  1. Скоротечность боя обуславливается мощью современных средств поражения, их быстрым действием, способностью в короткие сроки наносить поражение противнику и завершать разгром вслед за воздушными и огневыми ударами.
  2. Быстрота изменения обстановки определяется временем, в течение которого происходят существенные изменения в положении, состоянии и характере действий войск.
  3. Разнообразие способов ведения боя — черта, обусловленная высокой динамичностью и скоротечностью, ее быстрыми и резкими изменениями, возможностью перехода от одних средств поражения к другим, быстрой сменой видов боевых действий, а также резким возрастанием боевых возможностей войск, большим разнообразием имеющихся в их составе средств борьбы и задач, решаемых в ходе боя.
  4. Основные принципы современного общевойскового боя — это основные руководящие положения, важнейшие рекомендации по организации и ведению боя в целом.
  5. Основными принципами ведения современного общевойскового боя являются:
  6. 1. Постоянная высокая боевая готовность подразделений;
  7. 2. Высокая активность, решительность и непрерывность ведения боя;
  8. 3. Внезапность действий;
  9. 4. Постоянное и четкое взаимодействие, согласованное применение родов войск в бою;
  10. 5. Решительное сосредоточение основных усилий подразделений на главном направлении и в нужное время;
  11. 6. Сочетание огня с движением, широкое применение маневра подразделениями и огнем;
  12. 7. Учет и использование морального и психологического факторов в интересах выполнения поставленной задачи;
  13. 8. Всестороннее обеспечение боя;
  14. 9. Поддержание и своевременное восстановление боеспособности подразделений;

10. Твердое и непрерывное управление подразделениями; непреклонность в достижении намеченных целей, выполнении принятых решений и поставленных задач.

  • Видами боя являются оборона и наступление.
  • Оборона — основной вид боя, имеющий целью отразить наступление превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать важные районы (объекты) местности и создать благоприятные условия для перехода в наступление.
  • В зависимости от задачи, наличия сил и средств, а также от характера местности оборона может быть позиционной и маневренной.

Позиционная оборона — основной вид обороны. Она ведется путем нанесения максимальных потерь противнику в ходе упорного удержания подготовленных к обороне районов местности. Позиционная оборона применяется на большинстве направлений, особенно там, где потеря территории недопустима.

Маневренная оборона применяется в целях нанесения противнику потерь, выигрыша времени и сохранения своих сил путем последовательных оборонительных боев на заранее намеченных и эшелонированных в глубину рубежах в сочетании с короткими контратаками. Она допускает оставление некоторой части территории.

В ходе маневренной обороны противник вынужден наступать в направлении, на котором подготовлена устойчивая позиционная оборона или противник вовлекается в район, обеспечивающий выгодные условия для его разгрома контратаками.

Оборона может применяться преднамеренно, когда более активные и решительные действия не целесообразны, или вынужденно, вследствие неблагоприятно сложившейся обстановки.

Наступление — вид боя, проводимый в целях разгрома противника и овладения важными районами (рубежами, объектами) местности.

Оно заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, решительной атаке, стремительном продвижении в глубину его расположения и уничтожении и пленении живой силы, захвате оружия, военной техники и намеченных районов (рубежей) местности.

Это достигается умелым применением всех средств поражения, быстрым использованием результатов ударов авиации, огня артиллерии, решительными действиями подразделений, стремительным развитием наступления в глубину обороны противника.

В зависимости от обстановки и поставленных задач наступление может вестись на обороняющегося, наступающего или отходящего противника. Наступление на обороняющегося противника осуществляется с ходу или из положения непосредственного соприкосновения с ним.

Наступление на наступающего противника ведется путем встречного боя. Встречный бой есть разновидность наступательного боя. Он возникает тогда, когда обе стороны стремятся решить поставленные задачи наступлением. Наступление на отходящего противника осуществляется путем его преследования.

Содержание основных тактических понятий, определений и терминов.

Атака — стремительное движение в боевом порядке подразделений, частей и соединений, а также самолетов, вертолетов, кораблей и их групп в сочетании с огнем наивысшего напряжения в целях уничтожения противника. Атака — это наиболее решительный момент наступающих действий. По времени действий атака бывает дневной и ночной, по направлению поведения — фронтальной, фланговой, а также с тыла

Артиллерийская подготовка атаки — боевые действия артиллерии,

непосредственно предшествующие атаке пехоты и танков и заключающиеся в подавлении и разрушении объектов обороны противника заранее организованным огнем в целях лишения обороняющегося возможности оказать организованное сопротивление атакующим войскам.

В ходе артиллерийской подготовки атаки артиллерия наносит поражение живой силе, огневым средствам, пунктам и средствам управления противника, разрушает его оборонительные сооружения.

Артиллерийская подготовка атаки — это составная часть огневой подготовки атаки.

Артиллерийская поддержка атаки — боевые действия артиллерии в начале и в ходе атаки своих войск, заключающиеся в непрерывном последовательном огневом поражении объектов обороны противника непосредственно перед фронтом и на флангах атакующих частей и подразделений в целях создания условий для их безостановочного продвижения. Артиллерийская поддержка атаки — это составная часть огневой поддержки атаки.

Время «Ч» — условное обозначение времени начала атаки переднего края обороны противника, форсирования водной преграды.

Боевая задача — задача, поставленная вышестоящим командиром (начальником) подразделения для достижения определенных целей в бою к установленному сроку.

Боевой порядок — построение (расположение) подразделений с их средствами усиления для ведения боя. Боевой порядок должен отвечать замыслу предстоящего боя, обеспечивать выполнение поставленной задачи, сосредоточение усилий на избранном направлении и наращивание усилий в ходе боя, непрерывное взаимодействие и управление.

Марш — организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж. Он является основным способом передвижения подразделений. Марш может совершаться в предвидении вступления в бой и вне угрозы столкновения с противником (к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл).

Непосредственное соприкосновение с противником — положение войск, при котором передовые части подразделения или первый эшелон главных сил ведут бой с противником основными штатными средствами и осуществляют визуальное наблюдение.

Неприкосновенный запас (НЗ) — часть войсковых запасов материальных средств, которая расходуется в особых случаях по разрешению соответствующего командира.

Норма расхода материальных средств — количество материальных средств (в расчетно-снабженческих единицах, штуках и т.п.), установленное для расхода на одного потребителя в единицу времени или на выполнение определенной задачи.

Нормы снабжения — количество материальных средств, установленное к выдаче военнослужащим, подразделениям и предназначенное для использования в определенный период времени.

Поддерживающие подразделения — подразделения, назначенные старшим командиром (начальником) для выполнения боевых задач в интересах тех подразделений, которые решают основные задачи в бою. В отличие от приданных подразделений они остаются в подчинении своих прямых начальников.

Читайте также:  Статья 55. Содержание записи акта об установлении отцовства

Подразделение — воинское формирование, имеющее, как правило, постоянную организацию и однородный состав. К подразделениям относятся батальон, рота, взвод, отделение, экипаж и др.

Походный порядок — построение подразделений, частей с их средствами усиления для совершения марша.

Предбоевой порядок — расчлененное по фронту и в глубину построение подразделений, частей и соединений, применяемое при подходе к полю боя и в наступлении в глубине обороны противника в целях обеспечения наименьшей уязвимости войск от ОМП,  огня артиллерии и ударов авиации, быстрого маневра и развертывания в боевой порядок, преодоления в высоком темпе зон заграждения, разрушений, завалов и пожаров.

Оружие массового поражения (ОМП) — оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений. К существующим видам оружия массового поражения относятся: ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) оружие.

Фланговый огонь — ведущийся с двух и более направлений по одной цели. Кинжальный огонь — огонь из пулеметов и автоматов, открываемый внезапно с близких расстояний в одном направлении.

Охват — маневр, осуществляемый в целях выхода для удара во фланг противника.

Обход — более глубокий маневр, совершаемый в целях выхода для удара по противнику с тыла.

Отход — маневр, применяемый в тех случаях, когда только путем временной потери части территории возможно изменить неблагоприятно сложившуюся обстановку, вывести свои войска из-под ударов противника, выиграть время и занять более выгодные рубежи. Отход может проводиться только с разрешения старшего командира (начальника).

Фронт — линия, на которой развернуты передовые подразделения (линия их соприкосновения с противником), район (полоса, зона), территория, на которой ведутся боевые действия.

Фланг — правая и левая сторона боевого порядка войск. Фланг, как правило, является наиболее уязвимой частью боевого порядка, поэтому обеспечение флангов при ведении боя важнейшая обязанность командиров всех степеней.

Стык — место соприкосновения флангов, промежуток (интервал) между флангами соседних подразделений в их боевом порядке. Стыки, как и фланги, наиболее уязвимые места для удара противника. Поэтому при организации боя предусматриваются мероприятия по обеспечению флангов и стыков.

Промежуток — расстояние между действующими подразделениями по фронту.

Позиция — полоса (участок, район) местности, занятая или намеченная к занятию войсками для ведения боя. В сухопутных войсках различают позиции: боевого охранения, выжидательные, запасные, ложные, оборонительные, огневые, отсечные, передовые, промежуточные.

Заграждения — искусственные препятствия и преграды, сооружения и разрушения, которые создаются с целью нанести противнику урон или воспрепятствовать продвижению и маневру его войск. Бывают взрывные, невзрывные и комбинированные заграждения.

Зона заражения — район местности, зараженный радиоактивными, химическими веществами или биологическими возбудителями заболеваний в опасных для войск и населения пределах.

Зону заражения характеризуют: типы веществ, использованных для заражения, размеры, расположение по отношению к боевому порядку войск и объектам тыла, время создания, степень опасности и ее изменение со временем.

Читать

Анатолий Тихонович Смирнов, Виктор Алексеевич Васнев

Основы военной службы: Учебное пособие

Введение

  • Пособие разработано в полном соответствии с действующими учебными программами по основам военной службы общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также учебных пунктов организаций.
  • В пособии последовательно и в логической взаимосвязи изложен учебный материал по следующим темам:
  • • оборона государства как система мер по защите его целостности и неприкосновенности;
  • • Вооруженные Силы Российской Федерации как государственная структура, составляющая основу обороны страны;
  • • воинская обязанность – установленный законом почетный долг гражданина проходить службу в рядах Вооруженных Сил;
  • • военная служба – особый вид федеральной государственной службы;
  • • прохождение военной службы по призыву и по контракту;
  • • требования, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих;
  • • военно-патриотическое воспитание;
  • • гражданская оборона – важная часть системы обороноспособности государства.
  • Приложение содержит основные нормативные правовые акты по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, прохождению альтернативной гражданской службы, перечень военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ и другие справочные материалы.
  • При разработке пособия учтены требования современных педагогических концепций, использованы материалы военно-дидактических и военно-психологических исследований. Применение его в учебном процессе позволяет реализовать три основные функции обучения:
  • • образовательную (вооружение учащихся определенной системой знаний);
  • • воспитательную (формирование у учащихся качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга);
  • • развивающую (развитие интеллектуальных способностей учащихся).

Диапазон применения пособия в процессе обучения исключительно широк. Его могут успешно использовать при изучении «Основ военной службы» не только школьники старших классов и учащиеся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, но и студенты педагогических вузов, обучающиеся по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности».

Авторы с благодарностью примут все предложения и замечания, направленные на совершенствование книги.

Раздел I. ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА

Глава 1. Оборона государства – система мер по защите его целостности и неприкосновенности

1.1. Конституция Российской Федерации об организации обороны государства

Оборона государства – это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом РФ «Об обороне», законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

  1. В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
  2. В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными Силами.
  3. В статье 59 Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
  4. В ней определены полномочия высших органов государства в области обороны.
  5. Согласно Конституции РФ глава нашего государства – Президент Российской Федерации – принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной неприкосновенности.

Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии, направленной против Российской Федерации, он вводит на территории России военное положение, формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания.

  • Определенные полномочия в области обороны закреплены за Советом Федерации и Государственной Думой.
  • Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные бюджетом, и федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения на территории страны; решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.
  • Государственная Дума рассматривает расходы на оборону и принимает законы в области обороны.

Таким образом, Конституция РФ достаточно ясно и четко регламентирует организацию обороны Российской Федерации. На основе Конституции принимаются законодательные акты, обеспечивающие детальное и подробное регулирование отношений в области организации обороны нашего государства.

1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы практически все важнейшие направления государственной политики России.

Под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, т. е. защищенность народа от различных угроз.

Первый раздел Концепции посвящен положению России в мировом сообществе. После окончания эры биполярной конфронтации США и СССР возобладали две тенденции формирования международных связей.

Первая проявляется в равном развитии значительного числа государств, их объединений, в признании многостороннего управления международными процессами и в формировании идеологии многополярного мира.

Вторая тенденция основана на доминировании западных стран при лидерстве США с преобладанием военно-силовых решений в обход международного права.

https://www.youtube.com/watch?v=Oi9yaeWIf6g\u0026t=1432s

Россия одна из крупнейших стран мира с богатыми историческими и культурными традициями. Несмотря на кризисы, она в силу своего экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального положения на Евразийском континенте продолжает играть важную роль в мире.

Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем, обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление России.

Попытки игнорировать ее интересы при решении крупных проблем способны подорвать международную безопасность и стабильность.

Второй раздел Концепции подробно раскрывает национальные интересы России.

Под ними понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики России.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии каждого человека.

Интересы общества выражаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Ссылка на основную публикацию