Статья 104.1. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации

1 апреля 2021 года было опубликовано Постановление Конституционного суда РФ № 9- П от 30.03.2021 г., в котором КС РФ напомнил, что чиновники при отказе гражданам или юрлицам в возбуждении административного дела должны выносить мотивированное определение, а не формально отписываться в ответ на жалобы.

Данным постановлением КС РФ признал конституционными ряд положений КоАП и Арбитражного процессуального кодекса, а именно ч.5 ст. 28.1 КоАП (возбуждение дела об административном правонарушении) и ч. 3 ст.

201 АПК (решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц).

Поводом для рассмотрения стала жалоба жительницы Воронежской области, которая в 2018 года обратилась в территориальное управление Росреестра с заявлением о возбуждении административного дела. В ответ она получила письмо, в котором сообщалось об отсутствии оснований для проведения внеплановой выездной проверки. 

Тогда заявительница обратилась в суд с целью признать бездействие органов Росреестра, выразившееся в уклонении от принятия процессуального решения незаконным.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что должностное лицо Росреестра, сообщив заявительнице об отсутствии оснований для проверки, тем самым фактически отказал в возбуждении дела. Но при этом не вынес надлежащее определение об отказе.

Суды указали, что уклонение от принятия процессуального решения не привело к нарушению прав заявительницы.

Конституционный суд посчитал, что дело заявительницы подлежит пересмотру и указал, что  решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом не принимается по одному только факту поступления обращения, необходима проверка изложенных в жалобе обстоятельств.

Если уполномоченное должностное лицо устанавливает, что материала для инициирования дела недостаточно, то выносится мотивированное определение об отказе. КоАП РФ не предусматривает иной формы отказа, в том числе письменного ответа.

(Это не распространяется на случаи, когда в ходе рассмотрения обращения будет установлено, что в нем полностью отсутствуют данные о событии административного правонарушения или обращение направлено не по адресу.) Такой подход отвечает принципам справедливости, законности, равенства, правовой определенности, поддержания доверия граждан к закону и государству.

 Если же уполномоченное лицо не вынесло такого определения, то АПК РФ не исключает права это обжаловать, а также оспорить несоответствие формы отказа и признать его незаконным. Иное означало бы игнорирование гарантий защиты прав граждан.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" стр. 11

Статья 102. Допустимость запроса

Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.

Статья 103. Последствия внесения запроса

В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

Статья 104. Пределы проверки и виды итоговых решений

Пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются статьями 86 и 100 настоящего Федерального конституционного закона.

Глава XIII.1. Рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека

Статья 104.1. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации

Федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, на основании заключения федеральных государственных органов, на которые возложена обязанность в пределах своей компетенции принимать меры по исполнению решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, либо, если указанный федеральный орган исполнительной власти сам является органом, на который возложена такая обязанность, на основании собственного вывода о невозможности исполнения вынесенного по жалобе, поданной против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека вследствие того, что в части, обязывающей Российскую Федерацию к принятию мер по его исполнению, данное решение основано на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о разрешении вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.

К запросу прилагается текст соответствующего решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.

Статья 104.2. Допустимость запроса

Запрос федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, допустим, если заявитель считает, что исполнение решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека невозможно, поскольку оно основано на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации.

Статья 104.3. Пределы проверки

Конституционный Суд Российской Федерации при разрешении вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека проверяет возможность исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, с точки зрения основ конституционного строя Российской Федерации и установленного Конституцией Российской Федерации правового регулирования прав и свобод человека и гражданина.

Статья 104.4. Итоговое решение по делу

  • По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений:
  • 1) о возможности исполнения в целом или в части в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, в связи с которым был подан запрос в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • 2) о невозможности исполнения в целом или в части в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, в связи с которым был подан запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.
  • В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление, предусмотренное пунктом 2 части первой настоящей статьи, какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, в Российской Федерации не могут осуществляться (приниматься).

Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Федерации

Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании положений Конституции Российской Федерации в целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа обладают Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 2. нормативно-правовое регулирование в ветеринарии

Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации

Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Толкование положений Конституции Российской Федерации, устраняющее неопределенность в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации в смысле невозможности исполнения соответствующего решения межгосударственного органа без нарушения этих положений Конституции Российской Федерации, означает, что какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа, в Российской Федерации не могут осуществляться (приниматься).

Глава XV. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Статья 107. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации Советом Федерации.

Статья 108. Допустимость запроса

Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков соответствующего преступления.

Статья 109. Порядок направления запроса и дачи заключения

Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда Российской Федерации.

Заключение должно быть дано Конституционным Судом Российской Федерации не позднее десяти дней после регистрации запроса.

Статья 110. Заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

  1. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федерации дает одно из следующих заключений:
  2. 1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
  3. 2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

  4. В случае принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией Российской Федерации рассмотрение обвинения прекращается.

Раздел четвертый. Заключительные положения

Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и иных подразделений.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в пределах своей сметы расходов устанавливает структуру аппарата; утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации.

Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе, нормативными актами о правовом положении работников судов, а также законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 112. Официальное издание Конституционного Суда Российской Федерации

Официальным изданием Конституционного Суда Российской Федерации является «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации».

Статья 113. Печать Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

Статья 114. Символы судебной власти Конституционного Суда Российской Федерации

…шаблон судебного запроса в КС РФ | ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Ходатайство » О судебном запросе в Конституционный Суд РФ- о соответствии Конституции РФ отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

В Вашем производстве находится Исковое заявление  юридического лица выступающего от имении организации управляющей общим имуществом многоквартирного жилого дома. Требования ГБУ «Жилищник», по праву и размеру платежа, считаю неконституционными и лишенными оснований имеющих юридическое значение.

 В связи с выявившейся неопределенностью, соответствует ли Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, положения части 8 ст.5, части 16 ст.12, части 3 ст.30, части 1 ст.44, части 1 ст.46, части 5 ст.153, части 2 ст.155, части 4 ст.158, части 1 ст.162, ст.

171 Федерального закона Российской Федерации «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ, а также Федерального закона от 24 декабря 2012 г.

N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а также в целях восстановления статуса участник долевой собственности единого объекта недвижимости, участник гражданско- правовых отношений, установления организационно- правого статуса организации собственников единого объекта недвижимости в общей собственности, подлежащие применению в рассматриваемом деле,

ПРОШУ:

1. обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации- о проверке конституционности части 8 ст.5, части 16 ст.12, части 3 ст.30, части 1 ст.44, части 1 ст.46, части 5 ст.153, части 2 ст.155, части 4 ст.158, части 1 ст.

162 Федерального закона Российской Федерации «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ, а также Федерального закона от 24 декабря 2012 г.

N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а также в целях восстановления статуса участник долевой собственности единого объекта недвижимости, участник гражданско- правовых отношений, восстановлении организационно- правого статуса организации собственников объекта недвижимости в общей собственности.

Приложения:

1. проект запроса в Конституционный Суд РФ.

В Конституционный Суд Российской Федерацииадрес: 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.

Орган государственной власти, издавший нормативный правовой акт, подлежащий проверки: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, адрес: 103265, Москва, улица Охотный ряд, дом 1.

Орган государственной власти, одобривший нормативный правовой акт, подлежащий проверки: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, адрес: 103426, Москва, ул. Б. Дмитровка, дом 26.

Орган государственной власти, подписавший и обнародовавший нормативный правовой акт, подлежащий проверки: Президент Российской Федерации, адрес: 103132, Москва, ул. Ильинка, дом 23

Нормативный правовой акт, подлежащий проверки: Название документа1.»Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗПервоначальный текст документа опубликован в «Российской газете», Федеральный выпуск N 1, 12.01.2005

Читайте также:  Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

2.Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», текст закона опубликован 28 декабря 2012 г. в «Российской газете» — Федеральный выпуск № 5974.

В порядке статьи 125 Конституции Российской Федерации – ПРОЕКТ:ЗапросО проверке конституционности положений в части 8 ст.5, части 16 ст.12, части 3 ст.30, части 1 ст.46, части 1 ст.46, части 5 ст.153, части 2 ст.155, части 4 ст.158, части 1 ст.162, ст.

171 Федерального закона Российской Федерации «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ, а также Федерального закона от 24 декабря 2012 г.

N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а также в целях восстановления статуса участник долевой собственности единого объекта недвижимости, участник гражданско- правовых отношений, установления организационно- правого статуса организации собственников единого объекта недвижимости в общей собственности по следующим основаниям:

1. Часть 1 статья 44 Жилищного кодекса 

Вопрос 424. Компетенция Конституционного Суда РФ. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ. Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод

Вопрос 424. Компетенция Конституционного Суда РФ. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ. Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод.

Компетенция Конституционного Суда РФ.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации КС (ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде в Российской Федерации»):

  • 1) разрешает дела о соответствииКонституции Российской Федерации:
  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • 2) разрешает споры о компетенции:
  • а) между федеральными органами государственной власти;
  • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  • 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
  • 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
  • 4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
  • 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст.

11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=3e1F5QuZrUs\u0026t=376s

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная ст. 3, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий ФКЗ.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
  2. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
  3. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ).

Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ.

Поводом к рассмотрению дела в КС является обращение в КС в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ о Конституционном Суде (ст. 36 ФКЗ о Конституционном Суде).

  • Основанием рассмотрения дела является:
  • — обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор;
  • — обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;
  • — обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ;
  • — выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  • КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, ВС РФ и ВАС РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ (ст. 125 Конституции РФ):
  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
  • КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждани по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
  • КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.
  • КС РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено. О разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение (ст. 83 ФКЗ о Конституционном Суде).

Правом на обращение в КС с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ (ст. 92 ФКЗ о Конституционном Суде)12.

Читайте также:  Таможенное законодательство - советы юриста

Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ.

Обращение направляется в КС в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами) (ст. 37 ФКЗ о Конституционном Суде).

  1. В обращении должны быть указаны (ст. 37 ФКЗ о Конституционном Суде):
  2. 1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
  3. 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
  4. 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  5. 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  6. 5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
  7. 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
  8. 7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
  9. 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
  10. 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
  11. 10) перечень прилагаемых к обращению документов.
  12. К направляемому в КС обращению прилагаются (ст. 38 ФКЗ о Конституционном Суде):
  13. К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:
  14. 1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;
  15. 2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;
  16. 3) документ об уплате государственной пошлины;
  17. 4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
  18. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве 30 экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве 3-х экземпляров.

По делам, рассматриваемым КС, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах (ст. 333.23 НК):

  • 1) при направлении запроса или ходатайства – 4 500 рублей;
  • 2) при направлении жалобы организацией – 4 500 рублей;
  • 3) при направлении жалобы физическим лицом – 300 рублей.
  • КС РФ, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.
  • Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод
  • Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если (ст. 97 ФКЗ):
  • 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
  • 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.
  • В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным в деле заявителя, непосредственно затрагиваются его конституционные права и свободы

Электронное обращение в Конституционный суд и трансляция заседаний суда

Совершенствование системы государственного управления затрагивает все ветви власти, в том числе и судебную.

Очередным примером тому стал федеральный конституционный закон от 8 июня 2015 года № 5-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который был разработан во исполнение подпункта «ф» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Изменения, которые вступят в силу 1 августа 2015 года, коснулись двух ключевых моментов:

  • Предоставление гражданам возможности подавать обращения в Конституционный суд в электронной форме;
  • Организация трансляций в Интернете заседаний Конституционного суда.

Часть первая статьи 37 «Общие требования к обращению» изложена в следующей редакции:

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Статья 37. Общие требования к обращению 

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

Обращение может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В статье 38 «Документы, прилагаемые к обращению» уточнено, что «в случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется».

Для справки: Внесенный в Государственную Думу законопроект Правительства таких новшеств не предусматривал, и предложение о расширении возможностей подачи электронных обращений в Конституционный суд выдвинули депутаты. Депутат В.Н.Плигин, который был содокладчиком по проекту при его рассмотрении в первом чтении 10 апреля 2015 года, отметил, что «с учётом того, что в Конституционный Суд поступает от семнадцати до девятнадцати тысяч обращений в год, мы предлагаем при подготовке ко второму чтению рассмотреть возможность направления обращений в Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде посредством заполнения специальных форм на официальном сайте Конституционного Суда …» (см.: http://transcript.duma.gov.ru/node/4266/ ).
Информация о дате и времени заседаний Конституционного Суда РФ будет размещаться на его официальном сайте (ст.51). Одновременно законодательно закреплена возможность трансляций в Интернете заседаний суда в двух случаях (статья 54):

  • По инициативе Конституционного Суда РФ;
  • С разрешения Конституционного Суда РФ по ходатайству лиц, участвующих в деле и присутствующих на заседании.

Порядок проведения трансляции будет установлен Регламентом Конституционного Суда РФ. При проведении закрытого заседания не допускаются кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания, а также трансляция заседания в Интернете (статья 55).

Мой комментарий: Новые законодательные положения потребуют внесения изменений в Регламент Конституционного Суда РФ и, в отношении порядка работы с электронными обращениями граждан, в инструкцию по делопроизводству.

Отмечу, что в действующем Регламенте суда вопросам, касающимся предварительного рассмотрения поступивших в Конституционный Суд обращений,  посвящена отдельная глава 3.

Согласно положениям этой главы, регистрация поступивших обращений производится в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству Конституционного Суда.

Отмечу, что текста самой инструкции не удалось обнаружить ни в справочно-правовой системе Консультант Плюс, ни на сайте Конституционного Суда (там дана лишь выдержка из документа, см. http://www.ksrf.ru/ru/Info/LegalBases/Pages/Instruction.aspx ).

Источник: Консультант Плюс / Сайт Государственной Думы РФ

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=180723

http://transcript.duma.gov.ru/node/4266/

Ссылка на основную публикацию