Статья 21. Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира

Животный мир (как целостный объект) законодатель относит к природным ресурсам РФ и закрепляет, что в пределах территории России он является государственной собственностью (ст. 4 Федерального закона «О животном мире»). Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию, распоряжению такими животными регулируются гражданским и фаунистическим законодательством. Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Категория совместного ведения реализуется путем разграничения полномочий в области охраны и использования животного мира между органами государственной власти РФ (ст. 5), органами государственной власти субъектов РФ (ст. 6.1) и органами местного самоуправления (ст. 7). В соответствии со ст.

6 Российская Федерация передает ряд полномо­чий для осуществления органам государственной власти субъекта РФ.

На региональный уровень делегируются такие важнейшие полномочия, как охрана и воспроизводство объектов животного мира; установление объемов (лимитов) их изъятия; регулирование численности; введение на территориях субъектов РФ ограничений и запретов на использование объектов животного мира; осуществление таких управленческих полномочий как мониторинг, учет, выдача разрешений на пользование объектами животного мира и т. д. Делегированные полномочия не рас­пространяются, как правило, на объекты животного мира, находящиеся на особо охраняемых территориях федерального значения и занесенные в Красную книгу РФ. Средства на осуществление переданных полно­мочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

При специальном природопользовании объектами права являются животные, которые предоставлены в пользование соответствующим организациям и гражданам в установленном законом порядке на основании разрешения или договора.

Приобщедоступном природопользовании объектами выступают отдельные свойства и качества животных, а право на такое использование обусловлено некоторыми естественными связями лю­дей и природной среды, своеобразием потребления природных благ.

Таким образом, пользование животным миром можно определить как «юридически обусловленную деятельность физических и юридических лиц, возникающую по основаниям, предусмотренным законодательством об охране и использовании животного мира, по изучению, добыче объектов животного мира или получению иными способами пользы от указанных объектов в целях удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового».

В ст. 34 Федерального закона «О животном мире» закреплены виды права пользования животным миром. Юридические лица и граждане могут осуществлять следующие виды пользования животным миром:

  • – охота;
  • – рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
  • – добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам;
  • – использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
  • – изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
  • – извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
  • – получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Этот перечень не исчерпывающий. Законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

  1. Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без разрешения запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
  2. Предоставление объектов животного мира в пользование осуществляется в порядке и на основаниях, предусмотренных федеральным законом о животном мире, федеральным законом об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, федеральным законом о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством РФ.
  3. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование принадлежит российским юридическим лицам и гражданам РФ, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории; собственникам земель, землевладельцам, располагающим соответствующими средствами и специалистами.

18.4. Меры охраны объектов животного мира и среды их обитания

  • Подправовой охраной животного мира и среды его обитания следует понимать установленные нормами права меры, направленные на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.
  • Охрана объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с действующим фаунистическим законодательством осуществляется посредством:
  • 1. Установления ограничений и запретов пользования объектами животного мира:
  • – на определенных территориях и акваториях;
  • – на определенный срок;
  • – ограничения или запрета использования различных орудий добычи.

2. Регулирования численности объектов животного мира.

3. Изменения вида пользования объектами животного мира — без изъятия из естественной среды обитания.

4. Сохранения мест обитания объектов животного мира.

5. Переселения, гибридизации и акклиматизации объектов животного мира.

6. Ведения Красной книги РФ и (или) Красных книг субъектов РФ и др.

Ограничения и запреты на использование животного мира. Охрана животного мира осуществляется путем установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира (ст. 21 Федерального закона «О животном мире»).

В целях сохранения и воспроизводства объектов жи­вотного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки.

Такого рода ограничения и запреты возможны на основании решения федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, установленным федеральным законом о животном мире.

Сохранение объектов животного мира возможно путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Например, ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об охране озера Байкал» предусматривает, что особенности охраны, вылова (добычи байкальских омуля, нерпы и других эндемичных видов водных животных, т. е. распространенных только в озере Байкал), а также сбора эндемичных видов водных растений устанавливаются Правительством РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 67 (ред. от 22.10.2012 г.

) «Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал», запрещены вылов байкальского омуля на путях нерестовых миграций, за исключением его вылова в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, а также добыча байкальской нерпы в период щенки.

Правовая охрана среды обитания животного мира.

Статья 22 Федерального закона «О животном мире» предусматривает, что любая деятельность, результатом которой является изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы раз­решенные для использования объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водно­му и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологораз­ведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке тури­стических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагу­ла, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновен­ности защитных участков и акваторий.

В случае размещения, проектирования и строительства аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Независимо от видов особо охраняемых природных территорий, для того, чтобы сохранить места обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отноше­нии объектов животного мира, выделяются защитные участки терри­торий и акваторий, имеющие местное значение и предназначенные для размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и др.). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.

Читайте также:  Статья 25. период, на который назначается пенсия по инвалидности

Регулирование численности животного мира. В соответствии со ст.

27 Федерального закона «О животном мире» в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.

Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания.

В этих случаях должны учитываться заключения научных организаций, решающих проблемы в данной области, а также этот вопрос должен согласовываться со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.

Предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, эксплуатации транс­портных средств и линий связи и электропередачи. Охрана животно­го мира при осуществлении производственных процессов. Согласно ст.

28 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельско­хозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.

В случае возникновения заболеваний объектов животного мира, опасных для здоровья человека и домашних животных, государственный орган ветеринарного надзора и государственный орган санитарно-эпидемиологи­ческого надзора осуществляют регистрацию всех выявленных случаев заболеваний, они обязаны оповещать об этом органы государственной власти субъектов РФ, органы мест­ного самоуправления, а также население через средства массовой информации.

Запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболева­ний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания. Для того чтобы снизить вредное воздействие на животный мир, применение химических препаратов защиты растений и других препаратов должно сочетаться с осуществлением агротехнических, биологических и других мероприятий.

Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ. Эти объекты животного мира подлежат особой охране (ст. 24 Федерального закона «О животном мире»).

Согласно ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ.

Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.

Запрещается дея­тельность, ведущая к сокращению численности этих растений, живот­ных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Не допускаются действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в красные книги.

Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на терри­ториях и акваториях, где обитают животные, занесенные в красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях на основании разрешения (распорядительная лицензия).

Красная книга РФ ведется Федеральной службой по надзору в сфере природополь­зования.

В основе ее ведения лежат систематически обновляемые данные о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Красная книга РФ — это официальный до­кумент, содержащий свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством РФ.

Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г.

№ 13, согласно которому добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд корен­ных малочисленных народов и в иных целях.

Добывание объектов животного мира производится только на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Статья 21. Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира

Установление запретов в сфере охоты хотят уточнить

Статья 21. Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира

ФОТО: ИГОРЬ САМОХВАЛОВ / ПГ

В законодательстве предлагают устранить дублирующие нормы и противоречия в области охраны и использования объектов животного мира и в сфере охоты. Соответствующий законопроект принят Госдумой во втором чтении 8 декабря.

Документ в том числе устанавливает, что в исключительных случаях добыча редких и находящихся под угрозой исчезновения охотничьих ресурсов, занесённых в Красную книгу России или региональные красные книги, допускается в порядке, предусмотренном Законом «О животном мире».

Поправки уточняют отдельные полномочия органов государственной власти в области охраны и использования животного мира, а также устанавливает, что государственный мониторинг и государственный кадастр животного мира ведутся в отношении объектов животного мира, не отнесённых к охотничьим ресурсам или водным биологическим ресурсам.

Детализируются ограничения и запреты на пользование животным миром, которые могут быть установлены в целях сохранения объектов животного мира и среды их обитания, а также порядок их установления.

Закрепляется детальный порядок занесения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира в Красную книгу РФ и красные книги субъектов Федерации. Такое занесение осуществляется на основании данных государственного мониторинга и опубликованных научных данных (научных оценок численности).

В исключительных случаях добыча редких и находящихся под угрозой исчезновения охотничьих ресурсов, занесённых в федеральную и региональные красные книги, допускается в порядке, предусмотренном ФЗ «О животном мире».

Запрет охоты осуществляется на основе данных государственного мониторинга, подтверждающих фактическое непрерывное снижение численности вида охотничьих ресурсов, в отношении которого устанавливаются лимит и квота добычи, в течение не менее трёх лет, приведшее к общему сокращению численности вида более чем на 50 процентов. Орудия и способы охоты, согласно инициативе, должны соответствовать международным стандартам на гуманную добычу диких животных.

Губернаторов предложено наделить полномочием по определению сроков охоты, допустимых для использования ружей и иных ограничений в случаях, предусмотренных правилами охоты. Запреты устанавливаются после их согласования с Минприроды России.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июне.

Статья 21. Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира

В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.

(часть первая в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Комментарий к статье 21

1. Комментируемая статья посвящена вопросам приостановления, ограничения и запрещения пользования объектами животного мира.

Следует сказать, что комментируемая статья носит рамочный характер. Применительно к отдельным видам пользования животным миром законодательство более подробно прописывает указанный порядок.

Так, ФЗ «О рыболовстве» содержит ст. 12 Ограничения права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства

Читайте также:  Статья 7. функции федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, функции уполномоченного федерального органа

Ряд ограничений является принципами. Так, закреплен приоритет сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами

  • К ограничению права пользования на водные биоресурсы можно также отнести:
  • установление правил рыболовства;
  • получение разрешений на право вылова водных биоресурсов;
  • установление ежегодных общедопустимых уловов;
  • установление квот добычи (вылова) водных биоресурсов и др.

Согласно ст.

22 Закона о животном мире при размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Согласно ст.

27 ФЗ «О рыболовстве» в целях сохранения занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу субъекта Российской Федерации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов добыча (вылов) таких видов водных биоресурсов запрещена.

В исключительных случаях добыча (вылов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов допускается в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Ограничения могут устанавливаться не только национальным законодательством, но и международными договорами. Так, Российская Федерация является стороной, подписавшей Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.

Положения данной Конвенции распространяются на следующие виды фауны (среди которых названы осетровые виды рыб) и флоры: находящиеся под угрозой вымирания и торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование; которые хотя в данное время не находятся обязательно под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля образцами таких видов не будет строго урегулирована в целях предотвращения их использования, несовместимого с их выживанием; другие виды, которые должны быть предметом контроля, с тем чтобы торговля образцами тех видов, которые указаны в предыдущем абзаце, действительно контролировалась, а также все виды, которые по определению любой стороны должны подвергнуться регулированию в пределах ее собственной юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и которые нуждаются в сотрудничестве других сторон в регулировании торговли. Кроме того, Конвенцией устанавливаются предписания о получении разрешительных документов (разрешение, сертификат) при экспорте (импорте, реимпорте) всякого образца вышеуказанных видов.

Прекращение права на добычу, например, водных биолгических ресурсов напрямую связано с изменением действия соответствующих разрешений на вылов. Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2008 г.

N 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений.

Согласно этим Правилам приостановление действия или аннулирование разрешения до истечения установленного срока его действия относится к компетенции Росрыболовства либо его территориальных органов.

  1. Что касается ограничения (приостановления) рыболовства, то в ст. 26 Закона о рыболовстве в целях обеспечения сохранения водных биологических ресурсов и их рационального использования уточнены такие ограничения, как:
  2. — время выхода судов в море для промышленного и прибрежного рыболовства;
  3. — запрет ввоза на территорию РФ рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.

А новой редакцией ч. 2 ст. 26.1 Закона о рыболовстве установлено, что в случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, рыболовство приостанавливается в судебном порядке. В иных ситуациях приостановление рыболовства осуществляет Росрыболовство.

В соответствии с комментируемой статьей ограничение, приостановление или запрещение возможны как на определенных территориях и акваториях, так и на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Определение данных органов осуществляется в соответствии с разграничением их полномочий.

Следует сказать, что в судебной практике не раз возникали вопросы, связанные с правомерностью введения рассматриваемых ограничений.

Так, Общественная организация «Новосибирское областное общество охотников и рыболовов» обратилась в Новосибирский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления администрации Новосибирской области от 21 августа 2009 года N 316-па «О запрете на пользование объектами животного мира на территории участка Индерский Доволенского района Новосибирской области», ссылаясь на нарушение порядка его принятия: без согласования с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором), необходимость получения которого предусмотрена статьей 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире». В нарушение статьи 1 названного Закона в постановлении не указаны конкретные объекты животного мира (дикое животное), на пользование которыми введен запрет.

Однако суд не согласился с доводами заявителя о противоречии оспариваемого постановления статьям 1, 21 Федерального закона «О животном мире» в связи с отсутствием указания в постановлении конкретных объектов животного мира (диких животных), суд проанализировал названные нормы Федерального закона и пришел выводу о том, что указание в качестве объектов животного мира, на пользование которыми установлен запрет, боровой, водоплавающей, степной, полевой и болотно-луговой дичи не противоречит федеральному законодательству и не свидетельствует о неопределенности нормы.(см.подробнее Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2010 г. №67-Г10-4).

  • Другой пример.
  • Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании приказа департамента охоты и рыболовства Самарской области от 14 августа 2009 года N 47-п «О запрете добывания рыси и норки европейской в сезон 2009 — 2010 годов на территории Самарской области» противоречащим федеральному законодательству и недействующим, указав в обоснование своих требований на то, что при издании оспариваемого акта департамент вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку в силу статей 6, 21 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» решение об ограничении или запрете пользования определенными объектами животного мира на территории субъекта Российской Федерации может быть принято только высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которым в соответствии со статьей 82 Устава Самарской области является Правительство области.
  • Суд посчитал, что, принимая во внимание изложенные положения действующего федерального законодательства, решение об ограничении (запрете) на пользование определенными видами объектов животного мира на территории Самарской области могло принять только правительство Самарской области, которое не вправе было делегировать такие полномочия иному государственному органу или должностному лицу.

При таких обстоятельствах, решение вопроса о запрете охоты на определенные виды объектов животного мира на территории Самарской области к компетенции департамента охоты и рыболовства области не отнесено и оформлено его приказом быть не могло.(см.подробнее Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2010 г. №46-Г10-7).

Следует сказать, что такая правовая позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 5 июля 2005 года N 289-О, постановление от 14 мая 2009 года N 8-П), заключающейся в том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, находясь в рамках, определенных федеральным законом, не вправе расширять предоставленные им федеральным законом полномочия, а также в отсутствие прямого указания на то федерального закона самостоятельно на основе собственного решения делегировать реализацию этих полномочий или их части другим органам власти. Прямое указание федерального закона на конкретный орган или уровень власти, на который возлагается реализация полномочий, предусмотренных данным федеральным законом, обязывает именно этот орган или уровень власти реализовать предоставленные полномочия.

2.

Еще одним вариантом сохранения объектов животного мира является изменение вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма. Таким образом, в данном случае осущестляется не экономическая, а экологическая функция природопользования.

Характерно, что комментируемый закон в данном случае использует относительно новое для россииской действительности слово как экологический туризм.

Это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экологических систем. Отличительные особенности экотуризма состоят в том, что он предотвращает негативное воздействие на природу и побуждает туроператоров и туристов содействовать охране природы. К основным принципа экотуризма относятся:

-Путешествия в природу, причем главное содержание таких путешествий знакомство с живой природой, с местными обычаями и культурой. -Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды.

Читайте также:  Статья 1. определение и границы континентального шельфа российской федерации

-Содействие охране природы и местной социокультурной среды. -Экологическое образование и просвещение. -Участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы.

-Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.

К сожалению, многие путешествия по заповедникам и национальным паркам России, изначально планируемые как экотуристические, имеют ряд серьезных промахов и недостатков. Например, нередко туристов доставляют к месту проведения тура вертолетами или лодками с бензиновыми моторами, пугающими животных и загрязняющими водоемы.

Лишь немногие программы предусматривают активное вовлечение посетителей в природоохранную деятельность. Образовательный аспект в российском экотуризме развит пока еще слабо. Одним из перспективных направлений российского экологического туризма является республика Карелия.

В Ладоге водится уникальная ладожская нерпа (вид тюленя)[70].

8. Правовое регулирование охраны и рационального использования животного мира

Комплексным
нормативно-правовым актом, регулирующим
отношения по использованию и охране
объектов животного мира, является
Федеральный закон № 52-ФЗ от 24 апреля
1995 г. «О животном мире».

Предметом
регулирования законодательства в
области использования и охраны животного
мира являются только совокупность живых
организмов всех видов диких животных,
постоянно или временно населяющих
территорию РФ и находящихся в состоянии
естественной свободы, а также относящихся
к природным ресурсам континентального
шельфа и исключительной экономической
зоны Российской федерации.

Охрана животного
мира представляет собой деятельность,
направленную на сохранение биологического
разнообразия и обеспечение устойчивого
существования животного мира, а также
на создание условий для устойчивого
использования и воспроизводства объектов
животного мира.

Животный
мир в пределах РФ является государственной
собственностью.

Животный мир может быть представлен в
пользование юридическим и физическим
лицам для следующих видов пользования:
охота; рыболовство, включая добычу
водных беспозвоночных и морских
млекопитающих; добыча объектов животного
мира, не отнесенных к объектам охоты и
рыболовства; использование полезных
свойств жизнедеятельности объектов
животного мира – почвообразователей,
естественных санитаров окружающей
среды, опылителей растений, биофильтратов
и других; изучение, исследование и иное
использование животного мира в научных,
культурно-просветительных, воспитательных,
рекреационных эстетических целях без
изъятия их из среды обитания; получение
продуктов жизнедеятельности объектов
животного мира.

  • Пользование
    животным миром осуществляется посредством
    изъятия объектов животного мира из
    среды их обитания либо без такового.
    Объекты
    животного мира, изъятые из среды обитания
    в установленном порядке, могут находиться
    в собственности:
  • — частной;
  • — государственной;
  • — муниципальной.
  • Видами
    прав на пользование животным миром
    является:
  • — долгосрочное
    пользование (для юридических лиц);
  • — краткосрочное
    пользование (для граждан).
  • Правоудостоверяющими
    документами соответственно являются:
    долгосрочная и краткосрочная лицензии,
    а также договор о предоставлении
    территорий, акваторий, необходимых для
    осуществления пользования животным
    миром в соответствии с гражданским,
    земельным, водным и лесным законодательством.

В соответствии
со ст.

35 Федерального закона «О животном
мире» пользование животным миром
осуществляется юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями на
основании лицензии в течение срока,
указанного в лицензии по соглашению
сторон и зависящего от вида пользования
животным миром в границах определенной
территории и акватории. Пользование
животным миром осуществляется гражданами
на основании именных разовых лицензий
на добычу определенного количества
объектов животного мира в определенном
месте или на конкретный срок.

  1. Основными
    государственными мерами, обеспечивающими
    рациональное использование и охрану
    животного мира, являются:
  2. — ведение
    государственного учета и государственного
    кадастра объектов животного мира;
  3. — ведение
    государственного мониторинга объектов
    животного мира;
  4. — осуществление
    государственного контроля в области
    охраны, воспроизводства и использования
    объектов животного мира и среды их
    обитания;
  5. — установление
    лимитов использования объектов животного
    мира;
  6. — установление
    стандартов, нормативов и правил в области
    использования и охраны животного мира
    и среды его обитания;
  7. — разработка и
    реализация специальных государственных
    программ;
  8. — проведение
    обязательной государственной экологической
    экспертизы, в том числе материалов,
    обосновывающих объемы изъятия объектов
    животного мира и др.;
  9. — установление
    ограничений и запретов на использование
    объектов животного мира;
  10. — осуществление
    мероприятий по регулированию численности
    объектов животного мира;
  11. — государственный
    учет зоологических коллекций и др.

Об утверждении Правил установления ограничений и запретов на пользование объектами животного мира, их частей и дериватов

      В соответствии с подпунктом 49) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила установления ограничений и запретов на пользование объектами животного мира, их частей и дериватов.

  •       2. Комитету лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
  •       1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
  •       2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;
  •       3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан С. Омаров
  1.       «СОГЛАСОВАН»
  2.       Министр энергетики
  3.       Республики Казахстан
  4.       _____________ В. Школьник
  5.       от 27 марта 2015 года
  6. Утвержденыприказом исполняющего обязанностиМинистра сельского хозяйстваРеспублики Казахстанот 27 февраля 2015 года № 18-03/159

Правилаустановления ограничений и запретов на пользованиеобъектами животного мира, их частей и дериватов

1. Общие положения

      1.

Настоящие Правила установления ограничений и запретов на пользование объектами животного мира, их частей и дериватов разработаны в соответствии с подпунктом 49) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» и определяют порядок введения ограничений и запретов на пользование объектами животного мира, их частей и дериватов (далее – ограничения и запреты).

      2. Ограничения и запреты устанавливаются в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира.

      3. В целях сохранения объектов животного мира ограничения и запреты устанавливаются с учетом географических, климатических особенностей ареалов (областей распространения) обитания животных.

  •       4. Ограничения и запреты устанавливаются:
  •       1) по территориальности: на всей территории Республики Казахстан, на межрегиональном, бассейновом уровне, в административных границах отдельных территориальных единиц или их части, а также на отдельных охотничьих угодьях, водоемах и (или) участках;
  •       2) по срокам: постоянно (без указания сроков действия), в определенные сроки, перенос установленных сроков;
  •       3) по применению методов, способов и орудий добывания объектов животного мира, их частей и дериватов;
  •       4) по видам животных, когда возникает необходимость ограничения и изменения норм изъятия отдельных видов или групп животных, их определенных популяций либо по полу или возрасту;
  •       5) по ограничению количества пользователей объектами животного мира, их частей и дериватов.

      Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными приказом и.о. Министра сельского хозяйства РК от 15.08.2017 № 338 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Порядок установления ограничений и запретов

      5. Ведомство уполномоченного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира (далее – ведомство) рассматривает целесообразность установления ограничений и запретов, а также их корректировки по мере поступления рекомендаций, выданных научными организациями в виде биологических обоснований.

      Сноска. Пункт 5 в редакции приказа и.о. Министра сельского хозяйства РК от 15.08.2017 № 338 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6. Ведомство учитывает рекомендации по ограничениям и запретам, которые направлены на сохранение объектов животного мира, а также улучшение условий их обитания и размножения.

      7. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды проводит государственную экологическую экспертизу биологического обоснования.

      8.

В случае целесообразности установления ограничений и запретов, а также их корректировки, ведомство согласно биологическому обоснованию, прошедшему государственную экологическую экспертизу, принимает решение о введении ограничений и запретов на пользование объектами животного мира, их частей и дериватов, переносе установленных сроков пользования и (или) запрета на пользование объектами животного мира, устанавливает места и сроки их пользования.

      Сноска. Пункт 8 в редакции приказа и.о. Министра сельского хозяйства РК от 15.08.2017 № 338 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Контроль за выполнением установленных ограничений и запретов осуществляется ведомством и его территориальными подразделениями.

Ссылка на основную публикацию