Статья 16.1. Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности

Дзуцева, Г. Н. Государственная поддержка инновационной деятельности в России / Г. Н. Дзуцева, Д. В. Ахполова.

— Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 17-20.

— URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13340/ (дата обращения: 12.06.2021).

Статья 16.1. Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности 

Переход России к рыночной экономике требует развития инновационной деятельности, а также иного подхода к нововведениям, объединяющим научные знания и технологии с рынком.

Разнообразие видов собственности, и организационно-правовых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям формируют плодотворную основу для стимуляции инновационной деятельности, способствуют внедрению новых технологий, увеличению уровня эффективности и конкурентоспособности.

В статье рассматривается законодательная база, формы и принципы поддержки государством инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная поддержка инновационной деятельности, развитие инновационной деятельности

Одним из главных курсов государственной инновационной политики, которое служит немаловажным условием на пути инновационного развития общества, является поддержка инновационной деятельности.

Страны с высокоразвитой экономической системой своим опытом показывают, что главные успехи были достигнуты за счет непрерывного поиска инноваций и их внедрения. Ограниченность природных ресурсов, равно как и рост населения в некоторой степени ограничивают возможности дальнейшего развития производства путем расширения.

Для многих стран мира единственным является путь развития инноваций, который направлен на переход на коммерческую основу и на использование результатов различных научных разработок и исследований для обновления и расширения ассортимента и усовершенствования качества выпускаемой продукции (будь то товары или услуги), улучшения технологий их изготовления с дальнейшим внедрением и эффективным сбытом на внутреннем рынке, либо за рубежом.

Вплоть до недавнего времени правовой фундамент поддержки государством инновационной деятельности в России составляли программные и стратегические документы, которые в правовой форме определяли перспективы и курс развития инноваций в Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”» [1], на пути совершенствования законодательства в сфере инноваций был сделан важный шаг.

Значительное внимание в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”» отводится вопросу поддержки государством инновационной деятельности как одному из стратегически важных направлений государственной политики введения и поддержания инноваций.

Необходимо выделить тот факт, что законодатель определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности и субъектный состав, полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в сфере поддержки инновационной деятельности. Также, что немаловажно, закрепляет основы данного направления инновационной политики государства, выражающиеся в задачах и основах государственной поддержки.

  • Государственная поддержка инновационной деятельности в ФЗ № 254 определена как комплекс мер, принимаемых органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ с целью создания необходимых экономических, организационных и правовых условий, и кроме того стимулов для юридических и физических лиц, которые осуществляют инновационную деятельность.
  • В Федеральном законе представлена единая система форм поддержки государством инновационной деятельности, которая включает в себя:
  • 1) льготы по уплате налогов, сборов и таможенных платежей;
  • 2) образовательные услуги;
  • 3) информационная поддержка;
  • 4) консультационная поддержка и помощь в формировании проектной документации;
  • 5) развитие спроса на инновационную продукцию;
  • 6) финансовая гарантия (в том числе субсидии, кредиты, гарантии, гранты, займы, взносы в уставный капитал);
  • 7) осуществление целевых программ и подпрограмм, а также проведение мероприятий в рамках государственных программ РФ.
  • Особое значение государства в поддержке и финансировании инновационной деятельности объясняется тем, что массивные и увеличивающиеся масштабы финансовых ресурсов, которые необходимы для учреждения исследований, ограничивают возможности инвестиций для частного капитала в различные сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
  • Также, особая роль государства в субсидировании инновационной деятельности объясняется тем, что уровень формирования НИОКР и глубина проникновения научных разработок и идей в производственный процесс становится ключевым условием конкурентоспособности государства на мировом рынке, что со стороны государства требует активного участия путем финансирование этих процессов.

Финансирование государством инновационной деятельности позволяет реализовывать порой непосильные даже для крупного бизнеса научные исследования (фактическая значимость которых может обнаружить себя только в несколько отдаленной перспективе), разрабатывать принципиально новые направления технологий и науки в целом. Вследствие государственного финансирования появились как новые изделия и технологии, так и целые области экономики — биотехнологии, телекоммуникации и Интернет.

Говоря об инновационной деятельности, нельзя не упомянуть некоторые ее принципы, на которые она опирается и которые необходимы для освоения инновационного потенциала:

  1. Приоритет инноваций над традиционным производством. Этот принцип предусматривает признание за наукой главной роли в системе производительных сил. Можно обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции, а также хозяйствующих субъектов, только практически используя результаты научных исследований и приобретенные знания.
  2. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. Одной из самых важных функций государственного регулирования в среде рынка является ресурсное снабжение научных разработок и обозначение приоритетных направлений инновационной деятельности. На уровне государства данные направления определяются с учетом главных потребностей страны и ее инновационного потенциала.
  3. Масштабность. Масштабный охват инновационного потенциала означает, что чем больше важность итогов инновационной деятельности, тем больше побудительных рычагов необходимо использовать, чтобы результат от внедрения инновации удержался на той территории, где она была реализована.
  4. Обеспечение правовой охраны интеллектуальной собственности, а также свободы научного и научно-технического творчества. В контексте инновационной деятельности предполагается постановка некоторой прикладной проблемы, после решения которой, можно получить коммерчески результаты. Приобретенные путем использования научных методов, результаты должны быть защищены законодательством. Однако государство не должно интересовать то, какие именно научные методы были использованы в ходе исследований.
  5. Поддержка в развитии конкуренции в областях науки и техники. Это рациональное смешение государственного управления инновационной деятельности и функционирования инновационных структур в условиях конкуренции. Государство стимулирует деятельность новых и малых инновационных структур, сдерживает с помощью антимонопольного законодательства работу предприятий-монополистов, тем самым создавая условия для активизации инновационной деятельности в регионе или стране. Возрастает количество инновационных фирм, которые конкурируют между собой, что в свою очередь стимулирует научно-технический прогресс.
  6. Экономичность инновационных процессов. Данный принцип означает, что средства, выделенные на нововведения, оправданы только в том случае, если они приводят к коммерческому успеху.

В современных условиях рыночной экономики, где существенно возросла значимость инноваций, они являются эффективным средством конкурентной борьбы потому, что они ведут к наплыву инвестиций, созданию новых потребностей, открытию и захвату новых рынков (как внутренних, так и внешних), уменьшению себестоимости продукции, улучшению имиджа (повышению рейтинга) разработчика новых продуктов. Поэтому, на процесс инноваций могут воздействовать факторы, которые как способствуют развитию, так и препятствуют инновационной деятельности предприятия. Эти факторы подразделяются в свою очередь на препятствующие и способствующие [2].

Политико-правовые факторы. Препятствующие включают в себя ограничения со стороны патентно-лицензионного, антимонопольного и налогового законодательства; способствующие — законодательные меры, которые поощряют инновационную деятельность, а также государственную поддержку инноваций.

Экономические и технологические факторы. Препятствующие — нехватка денежных средств для финансирования проектов инновационной деятельности, отсутствие запасных мощностей, слабость научно-технической базы. Способствующие — наличие резерва материально-технических и финансовых средств, научно-технической и хозяйственной инфраструктуры, а также прогрессивных технологий.

Социально-психологические и культурные факторы.

Препятствующие — сопротивление переменам, вызванным такими последствиями, как необходимость поиска новой работы, реорганизация устоявшихся методов деятельности, изменение статуса работников, нарушение стандартов поведения и сформировавшихся традиций.

Способствующие — моральное ободрение участников инновационного процесса, предоставление перспектив самореализации, общественное признание, освобождение креативного труда. Нормальная психологическая среда в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие факторы.

Препятствующие — чрезмерная централизация, традиционная организационная структура компании, ведомственная обособленность, сложность межорганизационных и межотраслевых взаимодействий, направленность на сформировавшиеся рынки, жесткость в планировании, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков данных, жесткость в планировании. Способствующие — преобладание горизонтальных потоков информации, гибкость организационной структуры, самопланирование, децентрализация, допущение корректировок, демократичный стиль управления.

Читайте также:  Статья 17. Освобождение от уплаты государственной пошлины

Регулирование инновационной деятельности и исключение факторов, которые мешают инновационной деятельности, а также разработка и дальнейшее развитие факторов, способствующих развитию инновационной деятельности на предприятии, приобретают особую роль в современной жизни компании, оказывая существенное воздействие на цели, методы и стратегию управления предприятием. Инновационная деятельность порождает как будущий образ предприятия, выражая ее технологии, выпускаемые продукты, окружение, потенциальных потребителей, так и базу ее конкурентной и стратегической позиции на рынке. Эффективное руководство инновационной деятельностью требует использования современных эмпирических адаптивных методов, подходов и алгоритмов; изучения и обобщения опыта, благополучно действующих на глобальном рынке предприятий.

Продуктивная инновационная политика представляет собой мощный инструмент, благодаря которому государство может преодолеть стагнацию в экономике, сформировать работу внутреннего рынка и выйти на мировой рынок высокотехнологичных продуктов.

На уровне законодательства государственная инновационная политика, а также ее приоритетная направленность (например, поддержка государством инновационной деятельности) не смогли найти своего полноценного и соответствующего требованиям общественного развития правового обеспечения.

Имеющаяся проблема в значительной степени объясняется несовершенством теоретической базы государственного регулирования инновационной деятельности, что затрудняет достижение стратегических целей и целенаправленное совершенствование инновационной экономики в Российской Федерации.

Развитие и улучшение законодательства в области развития инноваций должно осуществляться лишь на основе научно обоснованных концепций и предложений.

Данный подход даст возможность достичь существенных результатов на пути формирования государственной политики в сфере инноваций и системы ее нормативно-правового обеспечения.

Литература:

  1. Собрание законодательства РФ, 2011, № 30, Ст. 4602.
  2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. — СПб.: Питер, 2009. — 288 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационный потенциал, внутренний рынок, государственная инновационная политика, государственная научно-техническая политика, государственное регулирование, мировой рынок, Российская Федерация, рыночная экономика.

Россия, инновационная деятельность, инновационная активность, российская экономика, государственная инновационная политика, инновационное развитие, Российская Федерация, область развития науки…

инновационный процесс, государственное регулирование, инновационная политика, создание условий, государственная инновационная политика, инновационный механизм, контрактное финансирование…

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационный потенциал, Российская Федерация, мировой рынок, внутренний рынок, государственное регулирование, государственная

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационный потенциал, Российская Федерация, мировой рынок, внутренний рынок, государственное регулирование, государственная

инновационная политика, инновационная стратегия, внутренний рынок, государственная инновационная политика, инновационная деятельность, моральный износ, инновационная политика Узбекистана, создание условий, хозяйствующий субъект.

инновационная деятельность, государственная инновационная политика, финансовое обеспечение, инновационная политика, научнотехническое лидерство, государственная поддержка инноваций…

Государственная поддержка инновационной деятельности.

Россия, инновационная активность, инновация, инновационный процесс, инновационное предпринимательство, инновационная деятельность, научнотехническая деятельность, общее число, патентная…

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационный потенциал, Российская Федерация, мировой рынок, внутренний рынок, государственное регулирование, государственная

Региональная инновационная политика: проблемы государственного регулирования и зарубежный опыт.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, инновации. В последнее десятилетие инновационная деятельность из уровня…

Госдума поддержала законопроект о поддержке высокорисковых инновационных и технологических проектов | Министерство экономического развития Российской Федерации

Госдума приняла первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Инициатива разработана Минэкономразвития во исполнение послания Президента России Федеральному Собранию и направлена на установление допустимого уровня финансовых рисков при венчурном финансировании с использованием средств бюджета.

Цель законопроекта — формирование единой системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности.

«Законопроектом закрепляется принцип «аудита процесса» предоставления государственного венчурного финансирования и общие требования к методике оценки риска.

Они будут определять допустимый уровень рисков, в том числе финансовых исходя из перспектив коммерциализации инновации, объема предполагаемого финансирования в инновационный проект, принятия решений по воздействию на риск.

И предусматривать разработку мероприятий по предупреждению рисков и процедур внутреннего контроля», — сообщила заместитель министра экономического развития России Оксана Тарасенко.

Особенности принципа «аудита процесса» будут установлены Правительством в отраслевом подзаконном акте и актах, устанавливающих общие требования к правилам предоставления бюджетных средств. Общие требования будут утверждаться Правительством, в соответствии с которыми институты развития будут утверждать собственную методику.

По аналогии с мировыми практиками устанавливается принцип проведения оценки эффективности использования бюджетных средств при реализации инновационных и технологических проектов «по портфелю». В соответствии с ним оценка венчурного фонда учитывает всю совокупность вложений во все проекты, а не каждый в отдельности. То есть венчурный фонд признается успешным, когда растет стоимость портфеля.

Ко второму чтению законопроекта предлагается закрепить требование о положительности «портфеля» института инновационного развития в случае предоставления средств бюджета через взнос в их уставный капитал. И отказаться от термина «технологический проект» и расширить определение «инновационного проекта» в части возможности недостижения им экономического эффекта.

Вместо понятия «венчурного финансирования» ввести определение «финансирование венчурных (высокорисковых) проектов», что позволит рассмотреть в целом инвестирование в венчурные проекты в научно-технологической сфере, не ограничиваясь только вложением денежных средств. Такой подход позволит обеспечить взаимосвязь законодательства в сфере науки и научно-технической политики, в сфере инвестиций и бюджетного законодательства.

Государственная поддержка субъектов инновационной деятельности

Сайты органов власти

Главная Экономика Инновации Государственная поддержка

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить государственную поддержку в виде субсидии на возмещение части затрат на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества (далее — ЦМИТ).

Порядок предоставления субсидий утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 29.06.

2017 № 475 «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества».

Субсидия предоставляется на возмещение следующих видов затрат, произведенных не ранее 1 января года, предшествующего году подачи заявки, понесенных на приобретение:

  • высокотехнологичного оборудования (с комплектом запасных частей и расходных материалов);
  • электронно-вычислительной техники (оборудования для обработки информации);
  • программного обеспечения;
  • оборудования для проведения видеоконференций;
  • периферийных устройств;
  • копировально-множительного оборудования;
  • услуг обеспечения связи.

Субсидия предоставляется на возмещение затрат претендента на создание и (или) обеспечение деятельности ЦМИТ в размере 95 процентов от суммы документально подтвержденных затрат, но не более 7,0 млн рублей.

Для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии претендент представляет в министерство экономического развития Ростовской области заявку (на бумажном и электронном носителе), предусмотренную постановлением Правительства Ростовской области от 29.06.2017 № 475.

Контактное лицо: Рыбакьян Артур Сергеевич – ведущий специалист отдела инновационного развития управления инвестиционной политики министерства экономического развития Ростовской области, тел. (863) 240-15-72, 240-11-12.

  • Поиск по разделу производится только по той форме слова, которая задана, без учета изменения окончания.
  • Например, если задан поиск по словам Ростовская область, то поиск будет производиться именно по этой фразе, и страницы, где встречается фраза Ростовской области, в результаты поиска не попадут.
  • Если ввести в поиск запрос Ростов, то в результаты поиска будут попадать тексты, в которых будут слова, начинающиеся с Ростов, например: Ростовская, Ростовской, Ростов.
  • Лучше задавать ОДНО ключевое слово для поиска и БЕЗ окончания
  • Для более точного поиска воспользуйтесь поисковой системой сайта

Дума приняла в I чтении законопроект о принципах господдержки инновационной деятельности

МОСКВА, 22 мая. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в первом чтении правительственный законопроект, направленный на формирование единой системы принципов государственной поддержки инновационной деятельности.

Поправки предлагается внести в закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Как отмечают авторы инициативы, инновационная деятельность сопряжена с заведомо высокой вероятностью не достичь запланированного результата даже при соблюдении участниками всех необходимых условий и процедур.

В связи с этим законопроект устанавливает, что при осуществлении венчурного финансирования инновационных проектов должна учитываться неопределенность рыночных, технологических перспектив их реализации, которые могут повлечь в том числе потерю финансовых и иных ресурсов.

В законопроекте закрепляются понятия «технологический проект», «венчурное и прямое финансирование инновационных и технологических проектов» и «институт инновационного развития».

Читайте также:  Глава II. Формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Авторы инициативы устанавливают, что господдержка инновационной деятельности может осуществляться в том числе через институты инновационного развития путем осуществления ими венчурного или прямого финансирования инновационных и технологических проектов.

При этом источником средств для такого финансирования могут быть в том числе бюджетные средства.

Институты инновационного развития при предоставлении венчурного или прямого финансирования инновационных проектов, а также при предоставлении других мер господдержки, должны проводить необходимые экспертизы этих проектов как до начала их финансирования, так и в процессе их реализации и после завершения. При этом правительство РФ установит условия и допустимые формы господдержки инновационной деятельности, а также особенности определения целевого характера использования направленных бюджетных средств.

Кроме того, авторы инициативы отмечают, что оценка эффективности институтов инновационного развития и результатов инвестирования будет проводиться «по принципу интегральности и ретроспективности, который означает, что оценке подлежит достижение целевых и промежуточных, а также плановых (прогнозных) результатов инновационной деятельности с момента первоначального получения субъектом государственной поддержки средств государственной поддержки».

Принцип аудита

Как отметили в пресс-службе Минэкономразвития в пятницу, законопроект закрепляет принцип «аудита процесса» предоставления государственного венчурного финансирования и общие требования к методике оценки риска.

Особенности принципа аудита правительство установит в отраслевом подзаконном акте, а также в актах, устанавливающих общие требования к правилам предоставления бюджетных средств.

Так, правительство утвердит общие требования, в соответствии с которыми институты развития будут утверждать собственную методику.

Кроме того, авторы инициативы вводят аналогичный мировой практике принцип проведения оценки эффективности использования бюджетных средств при реализации инновационных и технологических проектов «по портфелю».

«В соответствии с ним оценка венчурного фонда учитывает всю совокупность вложений во все проекты, а не каждый в отдельности.

То есть венчурный фонд признается успешным, когда растет стоимость портфеля», — говорится в сообщении пресс-службы.

Авторы инициативы уже разработали часть поправок, которые будут предложены к законопроекту во втором чтении, отметили в пресс-службе Минэкономразвития.

В частности, в проекте предлагается закрепить «требование о положительности портфеля института инновационного развития в случае предоставления средств бюджета через взнос в их уставный капитал».

Кроме того, предлагается также отказаться от термина «технологический проект» и расширить определение «инновационного проекта» в части возможности недостижения им экономического эффекта.

Нормативно-правовая база по регулированию инновационной экономики в России и за рубежом (Реферат)

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 21.08.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

  • По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:
  • Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
  • Введение:
  • Инновационная деятельность является важной частью инновационной политики, направленной на внедрение инноваций в различные сферы жизни общества (экономическую, политическую, духовную и социальную) с целью повышения эффективности существующих технологий.

Государство регулирует и контролирует развитие инновационной деятельности. Государство играет важную роль в осуществлении инновационной деятельности, поддерживая все стороны, вовлеченные в инновационную деятельность, включая организационные, экономические, финансовые и регулирующие органы.

Актуальность этой работы заключается в том, что инновации являются неотъемлемой частью государства и именно через них в нашу жизнь внедряются все инновации и нововведения. Инновационная деятельность предоставляет огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа, поэтому она контролируется и регулируется государством.

Степень научного развития проблемы: вопросы оценки инновационного потенциала различных экономических систем являются предметом активных исследований на протяжении многих лет, что подтверждает важность этой проблемы для экономического развития предприятий, отраслей и национальной экономики в целом.

Развитие идей об инновационных процессах связано с именами таких зарубежных ученых, как J. Schumpeter, L. Duncan и C. Davis. Российских ученых: А.И. Анчишкин, В.М. Аншин, И.Ю. Дэвис. Карелин, А.М.

Мухамедьяров исследовали широкий круг теоретических и практических проблем повышения эффективности различных экономических систем в результате инновационной деятельности.

Цель: определить роль государственного регулирования инновационной деятельности и определить ее значение для экономики страны.

Реализация этих задач потребовала решения следующих основных исследовательских задач:

  1. Ознакомиться с инновационной деятельностью и узнать о ее направлении, целях и значении для страны.
  2. Пересмотреть государственную инновационную политику, особенно в России, и узнать о ее основных особенностях и характеристиках.
  3. Изучить государственное регулирование инновационной деятельности и определить ее текущие и перспективные направления, а также ее значение для страны.

Цель — развитие инновационной деятельности.

Тематика: Государственное регулирование инновационной деятельности.

Характер, виды и влияние инноваций на экономику беларуси

Инновации и их сущность

Общество не стоит на месте, оно постоянно совершенствуется, движется к прогрессу. Развитие общества происходит через внедрение изменений, связанных с повышением эффективности жизни в стране, то есть через внедрение инноваций и улучшение существующих знаний.

Инновации — это уникальные знания, направленные на совершенствование ранее существовавших систем и внедряемые в повседневную жизнь с целью повышения эффективности существующей системы.

Инновации являются отличительной чертой системы:

  1. не использовать их ранее;
  2. применимость в производстве;
  3. финансовая целесообразность;

Основные особенности инноваций следующие:

  1. значимость как для экономики страны, так и для общества;
  2. лучшее удовлетворение существующего рыночного спроса;
  3. высокий процент риска;
  4. рентабельность или общее повышение эффективности хозяйствующего субъекта по сравнению с традиционным способом;
  5. совместимость с установленным на практике порядком и технологической структурой.

Можно выделить несколько важных характеристик инноваций: абсолютная неприменимость (научно-технический аспект) и коммерческая целесообразность (экономический аспект). Новизна означает инновацию, т.е. те технологии, которые ранее не применялись.

Коммерческий успех заключается в реализации предлагаемых инноваций. Эти две характеристики зависят друг от друга, неделимы и не могут существовать раздельно.

Научно-техническая сторона превращается в экономический фактор после внедрения инноваций в продукт со спросом.

Существуют различные подходы к определению инноваций, например, следующие:

  • Инновация как процесс; Санто В.: «Инновация — это социальный, технический, экономический процесс, который посредством практического использования идей и изобретений приводит к созданию более совершенных продуктов и технологий».
  • Инновация как продукт; Кулагин А.С.: «Инновация — это новый или усовершенствованный продукт (товар, работа, услуга), способ (технология) его производства или применения, инновация или усовершенствование в области организации и (или) экономики производства и (или) продажи продукции, обеспечивающей экономическую выгоду, создающей условия для такой выгоды или улучшающей потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги)».
  • инновация как результат; Авянников Н.М.: «Инновация (инновация) — результат практического или научно-технического развития инновации».

Р.Н. Минниханов, В.В. Алексеев, Д.И. Файзрахманов, М.А.

Сагдиев: «Под инновацией понимается конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличающийся от предыдущего аналога и вводимый в производство.

Понятие «инновация» применяется ко всем инновациям в организационной, производственной и других сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат».

Виды инноваций

Инновации затрагивают абсолютно все сферы нашей жизни. Инновации могут происходить как на внутреннем уровне, так и в четырех сферах нашего общества: политической, экономической, духовной и социальной. Из этого можно сделать вывод, что конкретного количества видов инноваций не существует.

Читайте также:  Статья 50. Государственная регистрация установления отцовства на основании совместного заявления отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка

Несмотря на это разнообразие видов, мы все же можем определить основные критерии, по которым инновации делятся.

Виды инноваций:

  • По распространенности: одиночные и диффузные (равномерно распределенные);
  • По месту в производственном цикле: сырье (в области минералов), обеспечение (связывание), продовольствие;
  • С точки зрения новизны и инновационного потенциала:
  1. Радикальные (обязательно новые продукты и технологии; в малой форме они ориентированы на нового потребителя и новый рынок),
  2. Комбинаторные (известные элементы в новой комбинации, которые направлены на привлечение новых потребителей и открытие новых рынков),
  3. совершенствование (данный вид инноваций направлен на повышение качества уже используемой продукции. Их основная функция — сохранение и укрепление рыночных позиций предприятия).
  • по уровню воздействия на экономику: базовые (крупнейшие, мировые изобретения), усовершенствования (направленные на снижение себестоимости определенного вида продукции, на улучшение ее качества, в том числе внешнего вида), псевдо-инновации (частичное усовершенствование, незначительные изменения).

Инновации также классифицируются по другим критериям, таким как преемственность, ожидаемый охват рынка, характер потребностей и т.д.

Инновационные функции

Несмотря на это разнообразие видов инноваций, все они имеют общие черты, из которых вытекает их общая цель.

Целью инноваций является повышение эффективности предыдущих систем или создание инноваций в определенной области деятельности.

Все это делается для создания и поддержания бюджета страны, для улучшения экономики, и как результат, правительство стремится к повышению качества жизни.

Инновации имеют три функции:

  1. Репродуктивная: Эта функция означает, что инновации являются важным источником финансирования расширенного воспроизводства. Идея репродуктивной функции заключается в том, чтобы извлекать выгоду из инноваций и использовать их в качестве источника финансовых ресурсов.
  2. Инвестиционная функция: Прибыль, полученная от инноваций, может быть использована различными способами, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может быть использован для финансирования новых видов инноваций.
  3. Стимул: Прибыль, полученная от инноваций, служит стимулом для предпринимателей к внедрению новых инноваций и стимулирует их к постоянному изучению спроса, улучшению организации маркетинговой деятельности и применению современных методов управления финансами.

Исходя из функциональной природы инноваций, можно сделать вывод, что инновации играют важную роль в развитии всех сфер общества и государства через их воздействие на экономику. Они способствуют развитию технологий, использованию новых изобретений, повышению качества жизни и благосостояния людей.

Отличительной особенностью инноваций является то, что они носят непрерывный характер.

С внедрением одного вида инноваций в любой области общество не останавливается в своем развитии, а старается получить новые знания для улучшения других аспектов жизни, поэтому мы постоянно движемся к прогрессу, который способствует экономическому развитию нашей страны.

Государственная инновационная политика: сущность, цели, инструменты, нормативная база

Основные черты государственной инновационной политики

Государственная инновационная политика является одной из составляющих социально-экономической политики, посредством которой государство выражает свое отношение к инновациям.

Государственная инновационная политика направлена на определение цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в таких областях, как наука и техника, а также на внедрение достижений в этих же областях.

Государственная инновационная политика направлена на повышение производительности инновационной деятельности и улучшение общих показателей инновационной деятельности с целью ускорения социально-экономического развития страны и удовлетворения социальных потребностей в максимально возможной степени.

Можно также сказать, что государственная инновационная политика представляет собой комплекс мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование ее результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения социальных потребностей.

Государственная инновационная политика структурирована в три этапа:

  • Разработка научно обоснованных концепций развития инновационной деятельности, основанных на анализе состояния инновационного потенциала.
  • Определение основных направлений государственной поддержки инноваций.
  • Практическая деятельность по достижению этих целей и повышению инновационной активности.

Определение двух сторон государственной инновационной политики. Первая сторона является стратегической. Формирование стратегической стороны государственной инновационной политики основывается на долгосрочных концепциях социально-экономического и общественно-политического развития страны.

Выбор стратегии инновационной политики осуществляется путем определения основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и разработки методов развития и использования научного потенциала, постановки основных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими задачами.

Вторая сторона — тактическая. Она состоит в определении целей и планов на текущий момент и конкретных мер по достижению этих направлений с наибольшей эффективностью.

Тактические инструменты включают в себя финансирование научных исследований и разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров и создание правовых и организационных условий для осуществления инновационной деятельности в области развития.

Основными особенностями государственной инновационной политики являются следующие:

  • Опора на национальную научную базу;
  • Основными особенностями государственной инновационной политики являются: опора на национальную научную базу;
  • экономия и поддержка развития выдающихся национальных научных школ;
  • неограниченная доступность научных исследований; открытость и прозрачность формирования научной политики;
  • Поддержка и поощрение развития основных направлений научных исследований и обеспечение достойных условий жизни и труда для ученых и специалистов;
  • обеспечение условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в области науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
  • объединить науку и образование и создать единую систему подготовки квалифицированных научных кадров на всех уровнях;
  • открытость и распространение современных научных достижений, их значение и значимость для будущего страны.

Цели и инструменты государственной инновационной политики

Основные цели государственной инновационной политики:

  1. Создание условий (экономических, правовых и организационных) для осуществления инновационной деятельности;
  2. Подготовка и использование инноваций в отечественной продукции, что позволит повысить эффективность производства и, в то же время, конкурентоспособность продукции;
  3. Развивать государственную поддержку инновационной деятельности и повышать эффективность использования государственных ресурсов, которые, в свою очередь, будут использоваться для поддержки инновационной деятельности;
  4. Признание инновационной деятельности как одного из важных направлений, связанных с экономикой, в целях повышения уровня развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения, а также экологической безопасности;
  5. благоприятное распределение государственных ресурсов для развития и распространения базовых инноваций, которые обеспечат прогрессивные структурные сдвиги в экономике в будущем;
  6. защита прав, интересов и интеллектуальной собственности участников инновационной деятельности на государственном уровне.

Основной целью государственной инновационной политики является повышение эффективности использования существующих технологий, что ведет к развитию национальной экономики с последующим повышением качества жизни.

В России, например, такими организациями, как Банк развития, Фонд «Сколково», РОСНАНО и РВК, можно считать субъектами государственной инновационной политики.

Эти организации работают в разных направлениях и следуют разным идеям. Однако все они преследуют одну цель: использовать их для внедрения инноваций во все сферы жизни и содействия развитию нашей экономики.

Нормативная база государственной инновационной политики

Государство контролирует все виды регулирования инноваций: организационное, экономическое, финансовое и регулятивное. Государственный контроль за инновационной деятельностью осуществляется различными правовыми формами и методами.

Существует множество федеральных законов (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года; Концепция развития научной и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года; Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу), региональных законов (Закон Новосибирской области «О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области»). а также концептуальные документы в области науки и инновационного развития (Стратегия развития транспортного машиностроения на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.; Устав РАН; Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 г.), на основе которых может осуществляться инновационная деятельность.

Основной правовой формой государственного регулирования являются нормативные правовые акты.

Ссылка на основную публикацию