Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О науке и государственной научно-технической политике»

21 сентября 2017 08:30

Распоряжение от 19 сентября 2017 года №2000-р.

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» новой статьёй, которая позволит привести нормативную базу, регулирующую деятельность государственных научных центров, в соответствие с современными условиями и потребностями развития научно-технологического комплекса. Предлагается, в частности, определить, что статус государственного научного центра может присваиваться научной организации, которая по итогам оценки и мониторинга результативности её деятельности отнесена к категории лидеров отрасли в России. Статус и порядок присвоения определяется Правительством России по представлению федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации, согласованному с учредителем научной организации.

  • Проект
    федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной
    научно-технической политике” в части совершенствования деятельности
    государственных научных центров Российской Федерации» (далее соответственно –
    законопроект, ГНЦ) внесён Минобрнауки России.
  • Порядок
    присвоения статуса ГНЦ установлен Указом
    Президента России от 22 июня 1993 года №939 «О государственных научных
    центрах Российской Федерации».
  • Действующей редакцией Федерального закона
    от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной
    научно-технической политике» (далее – Федеральный закон №127-ФЗ) предусмотрено,
    что научной организации, которая имеет уникальную научную установку, уникальное
    опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и
    специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая
    деятельность которой получила международное признание, Правительством России может
    присваиваться статус ГНЦ.
  • В
    соответствии с распоряжением
    Правительства от 24 декабря 2015 года №2660-р статус ГНЦ имеют 43
    научные организации.

Несмотря
на то что ГНЦ выполняют роль важнейших, а в ряде случаев системообразующих
элементов инфраструктуры для развития новых технологий, регулирование порядка
отбора научных организаций, претендующих на присвоение статуса ГНЦ, в полной
мере не определено. Не получили нормативного закрепления и основные функции
ГНЦ.

Законопроектом
предлагается привести нормативную базу, регулирующую деятельность ГНЦ, в
соответствие с современными условиями и потребностями развития
научно-технологического комплекса.

Законопроектом
предлагается дополнить Федеральный закон №127-ФЗ статьёй 5.1 «Государственные
научные центры Российской Федерации» и признать утратившим силу пункт 2 статьи
5 этого Федерального закона.

  1. В
    соответствии с законопроектом статус ГНЦ может присваиваться научной
    организации, которая по итогам оценки и мониторинга результативности её
    деятельности отнесена к категории лидеров отрасли (научного направления) в
    России.
  2. Статус
    ГНЦ и порядок его присвоения определяются Правительством России по
    представлению федерального органа исполнительной власти или государственной
    корпорации, согласованному с учредителем научной организации.
  3. Кроме
    того, определены основные функции ГНЦ, к которым отнесены: проведение
    исследований и разработок, направленных на реализацию приоритетов
    научно-технологического развития России; создание и практическое применение
    новых технологий на основе использования результатов интеллектуальной
    деятельности; осуществление экспертной деятельности; участие в создании и (или)
    обеспечение функционирования инфраструктуры научной, научно-технической,
    инновационной деятельности.
  4. Для
    каждого ГНЦ федеральным органом исполнительной власти или государственной
    корпорацией, внёсшими представление о присвоении научной организации статуса
    ГНЦ, по согласованию с её учредителем и Минобрнауки утверждается программа
    реализации функций государственного научного центра Российской Федерации на
    среднесрочный и (или) долгосрочный период (далее – программа).
  5. Законопроектом
    предусмотрено, что в целях обеспечения эффективного выполнения функций по
    обеспечению научно-технологического развития для ГНЦ устанавливаются меры
    государственной поддержки в соответствии с законодательством, а также
    предоставляется ряд прав.

В
частности, предлагается установить, что статус ГНЦ будет присваиваться на
неопределённый срок. При этом в целях обеспечения объективной оценки
деятельности организаций, которым присвоен такой статус, будет проводиться
мониторинг результативности их деятельности. Порядок проведения мониторинга
устанавливается Правительством России.

  • В
    случае утраты научной организацией по результатам мониторинга оснований для
    присвоения статуса ГНЦ или недостижения результатов, предусмотренных
    программой, организация утрачивает статус ГНЦ в порядке, устанавливаемом
    Правительством России, но не ранее чем по истечении трёх лет с даты присвоения
    этого статуса.
  • Принятие
    законопроекта будет способствовать расширению функций и возможностей научных
    организаций, относящихся к числу лидеров отраслей (научных направлений),
    совершенствованию механизмов их работы, в том числе в использовании их
    научного, научно-технического потенциала, реализации приоритетов
    научно-технологического развития России, создания и практического применения новых
    технологий.
  • Законопроект
    рассмотрен и одобрен на заседании Правительства
    Российской Федерации 13 сентября 2017 года.

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ

1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

  • Должности научных работников предусматриваются в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.
  • (Абзац дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 443-ФЗ.)
  • Абзацы второй и третий пункта 1 предыдущей редакции с 1 января 2015 года считаются соответственно абзацами третьим и четвертым пункта 1 настоящей редакции – Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 443-ФЗ.
  • Оценка научной квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность, обеспечивается государственной системой научной аттестации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Абзац утратил силу с 10 августа 2010 года – Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 198-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

2. Государственная система научной аттестации предусматривает присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора, установленных настоящей статьей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 июня 2016 года Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 148-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Указанная номенклатура является обязательной для всех ученых степеней, присуждаемых в рамках государственной системы научной аттестации.

  1. (Абзац дополнительно включен с 3 июня 2016 года Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 148-ФЗ.)
  2. Ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются советом по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по результатам публичной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
  3. (Абзац дополнительно включен с 3 июня 2016 года Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 148-ФЗ.)

(Пункт дополнительно включен с 4 января 2001 года Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 168-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

2.1.

Порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (далее – Высшая аттестационная комиссия), диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и аттестационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.

Читайте также:  Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2016 года Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 148-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

2.2. Порядок присвоения ученых званий доцента и профессора, в том числе критерии присвоения ученых званий, требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий, порядок рассмотрения аттестационных дел на присвоение ученых званий, основания и порядок лишения, восстановления ученых званий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Присвоение ученых званий доцента и профессора и утверждение форм документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ.)

3. Присуждение ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук, присвоение ученого звания подтверждаются соответственно дипломом кандидата наук, дипломом доктора наук, аттестатом о присвоении соответствующего ученого звания.

Формы дипломов об ученых степенях, аттестата о присвоении ученого звания, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2016 года Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 148-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, если иное не установлено настоящей статьей, в установленном порядке по ходатайствам образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций выдает разрешения на создание на их базе советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определяет и изменяет составы этих советов, устанавливает полномочия этих советов, определяет перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, а также осуществляет контроль за деятельностью этих советов, приостанавливает, возобновляет и прекращает деятельность этих советов.

(Абзац дополнительно включен с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 198-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2016 года Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 148-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, если иное не установлено настоящей статьей.

(Абзац дополнительно включен с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 198-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2016 года Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 148-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Абзац второй предыдущей редакции с 10 августа 2010 года считается абзацем четвертым настоящей редакции – Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 198-ФЗ.

Абзац дополнительно включен с 19 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 202-ФЗ, утратил силу с 1 сентября 2013 года – Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

(Пункт дополнительно включен с 4 января 2001 года Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 168-ФЗ.)

3.1. Московский государственный университет имени М.В.

Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, а также научные организации и образовательные организации высшего образования, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в том числе которые реализуют разработанные и утвержденные самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, либо являются национальными исследовательскими центрами, либо имеют статус государственного научного центра, либо в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», в соответствии с требованиями настоящего пункта вправе самостоятельно:

  • создавать на своей базе советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, определять и изменять составы этих советов, устанавливать полномочия этих советов, определять перечни научных специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты, осуществлять контроль за деятельностью этих советов, приостанавливать, возобновлять и прекращать деятельность этих советов;
  • устанавливать порядок присуждения ученых степеней, включая критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций;
  • утверждать положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи.

Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней, присуждаемых в соответствии с настоящим пунктом, а также требования к научной квалификации членов советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, создаваемых в соответствии с настоящим пунктом, не могут быть ниже аналогичных критериев и требований, установленных в соответствии с пунктом 2.1 и абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи.

Перечень научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права, предусмотренные абзацами вторым – четвертым настоящего пункта, порядок формирования этого перечня, в том числе дополнительные критерии включения в него указанных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, утверждает перечень отраслей науки, в рамках которых организациям, включенным в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с абзацем шестым настоящего пункта перечень, предоставляются права, предусмотренные абзацами вторым – четвертым настоящего пункта.

Указанные в настоящем пункте организации представляют в федеральную информационную систему государственной научной аттестации, предусмотренную статьей 6.

4 настоящего Федерального закона, информацию о локальных нормативных актах организаций, касающихся присуждения ученых степеней, о советах по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, о присуждении, лишении, восстановлении ученых степеней.

Читайте также:  Статья 50. ограничения в гражданском обороте объектов культурного наследия, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, устанавливает состав информации, которая в обязательном порядке должна содержаться в документах об ученых степенях, присуждаемых в соответствии с требованиями настоящего пункта.

(Пункт дополнительно включен с 3 июня 2016 года Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 148-ФЗ.)

Документы об ученых степенях, выданные в соответствии с пунктом 3.

1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 23 мая 2016 года № 148-ФЗ), предоставляют их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов об ученых степенях, выданных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 23 мая 2016 года № 148-ФЗ) – см. часть 3 статьи 2 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 148-ФЗ.

Пункты 2 – 7 предыдущей редакции с 4 января 2001 года считаются соответственно пунктами 4 – 9 настоящей редакции – Федеральный закон от 29 декабря 2000 года № 168-ФЗ.

4. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

Абзац дополнительно включен с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 198-ФЗ, утратил силу с 1 сентября 2013 года – Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

5. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

  1. 6. Научный работник имеет право на:
  2. признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;
  4. объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;
  5. осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
  6. подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
  7. участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 270-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

  • подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации);
  • доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
  • публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
  • мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
  • дополнительное профессиональное образование.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

  1. 7. Научный работник обязан:
  2. осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
  3. объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.

8. Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Общественные академии наук участвуют в координации научной и (или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Закон о науке и государственной научно-технической политике

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Научная деятельность в Российской Федерации регулируется сразу несколькими документами. Один из основных – ФЗ № 127 «О науке и государственной научно-технической политике», успешно действующий на протяжении более двадцати лет.

Общие сведения

ФЗ о научной деятельности поступил на рассмотрение членам Государственной Думы в 1996 году. 12 июля народные избранники приняли проект. 7 августа его одобрили члены Совфеда.

«Свежая» редакция закона появилась в 2016-м (23 мая). Она получила законодательную силу 1 июля 2017 года. Федеральный закон от 23.08.

1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» состоит из пяти глав и восемнадцати статей.

  • Структура документа включает описание взаимосвязей между работниками научной сферы, представителями властей и лицами, которые являются пользователями результатов научных исследований и полученных в их результате продуктов и услуг.
  • Также читайте о последних изменениях в Федеральном законе №102 здесь:
  • Юридический акт номер 127 предполагает полномочия сотрудников сферы науки в поиске и определении тем для осуществления научных изысканий, включая:
  1. Свободу выбора в вопросах предмета и методов опытных работ и исследований;
  2. Право на защиту от недобросовестной конкуренции;
  3. Осознание возможных рисков в процессе проведения работ;
  4. Право на получение необходимых данных, кроме тех, которые не подлежат разглашению в соответствии с законодательством РФ.

Закон № 127 определяет, что научным деятелем следует называть лицо, имеющее научную степень уровня кандидата, доктора, доцента или профессора. Присуждение данного звания проходит в соответствии с итогами соответствующей аттестации. В перечень законных привилегий научных работников входят следующие аспекты:

  • Закрепление авторских прав на созданные труды и исследования;
  • Прерогатива на компенсацию за результаты своей деятельности;
  • Право на процент от выработки по итогу реализованного конечного продукта научного исследования;
  • Возможность осуществлять совмещенную научно-предпринимательскую деятельность;
  • Привилегия по получению государственных дотаций на научную работу;
  • Право становиться участником научных симпозиумов, семинаров, тендеров, конкурсов и пр.;
  • Возможность получения дополнительного образования.
Читайте также:  Крепостные крестьяне (таблица) - история России

Поводом для присуждения научной степени является наличие высшего образования и диссертации за авторством соискателя. Получить данное звание могут лица, имеющие степень магистра или аспиранта. Вердикт о ее присвоении выносит комиссия по аттестации, которая также оценивает представленную работу.

Свидетельство о наличии научной степени должно быть юридически заверено, если соискатель планирует работать за рубежом. Данное правило также распространяется на иностранных поданных. В ст.

6 актуального закона упоминается, что процесс подтверждения документа проводится после того, как соискатель оформит заявление в письменном виде.

Для получения грантов, финансовых дотаций, а также заслуженного внимания со стороны государства и содействия от иностранных коллег, научные организации представляют заявления для признания области или проекта, над которым они трудятся, социально значимыми.

Государство поощряет развитие научной отрасли и рост числа разработок и проектов. Для этой цели идет регулярное формирование фондов поддержки. Их руководство поручается как физическим, так и юридическим лицам, если те выказывают обоснованный интерес в развитии науки. Порядок функционирования фондов включает:

  • Определение векторов в плане исследований в научно-технической сфере;
  • Детерминация программ и академических проектов;
  • Проведение анализа;
  • Выделение финансовых средств;
  • Надзор;
  • Совместная работа с зарубежными фондами поддержки.

Последние изменения, внесенные в 127 ФЗ

Изменения в ФЗ о научной деятельности произошли в мае 2016 года (23.05). Поправки, появившиеся в тексте, носят умеренный характер. Корректировке подверглась статья четвертая закона, содержание которой указывает регламент по частичному делегированию полномочий университетским организациям. Суть данных полномочий состоит в регулировании процесса защиты академических работ.

Другие поправки в законе:

  • П. 2 ст. 7 – описывается спектр полномочий органов власти и государственных научных академий в процессе определения вектора развития, а также координации научной деятельности;
  • Абзац 3 п. 2 ст. 11 – утверждается прерогатива общей гласности на этапе выбора проектов и программ научного развития и исследований, реализуемых в рамках конкурсов;
  • Абзац 7 п. 2 ст. 11 – фраза о «концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки» дополнена словом «технологий»;
  • Абзац 3 п. 1 ст. 12 – оформляет понятие о выборе основного курса по эволюции научного процесса и технологий в России;
  • Абзац 15 п. 1 ст. 12 – приводится информация о полномочиях правительства РФ по надзору в сфере науки и техники;
  • Абзац 1 п. 1 ст. 13 – указываются данные о процессе определения политики государства в научно-технической отрасли, включая прогноз, выбор вектора развития, рекомендаций по воплощению научных проектов в жизнь при содействии общественного обсуждения, а также на конкурсной и аналитической основе;
  • Абзац 2 п. 2 ст. 14 – дополнен словом «технологий».

Скачать закон о науке и научно-технической политике РФ

Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» будет полезен для ознакомления не только гражданам, которые уже состоялись профессионально в сфере научной деятельности, но и тем, кто только начинает свою карьеру на этом пути. Советуем изучить полную версию ФЗ номер 127 здесь.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Закон о науке

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Новые знания необходимы человечеству для развития, понимания и усовершенствования мира. Исследования в медицине, образовании и других сферах жизнедеятельности человека регламентируются Федеральным Законом Российской Федерации.

Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» N 127-ФЗ был принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации 7.08.1996 года. Регламент подразумевает отношения между научными деятелями, государственными органами и потребителями научно-технических работ, исследований, услуг.

Закон гласит, что у сотрудников научной деятельности есть право выбора на проведение интересующих исследований, а также:

  • свода выбора в тематике и способе экспериментальных работ;
  • защита от недобросовестной конкуренции;
  • понимание риска;
  • доступ к любой информации, за исключением секретной (подробнее этот пункт описан в статье №3 ФЗ О науке).

Научный деятель, это гражданин Российской Федерации (кстати, узнайте о законе РФ о гражданстве), который имеет определенную научную степень (кандидат, доктор, доцент или профессор). Квалификация присуждается по результатам аттестации. По закону, ученый имеет право на:

  • признание авторства;
  • получение вознаграждения за свою деятельность, например за собственное изобретение;
  • выплату процента за реализацию своего конечного продукта;
  • занятие собственной предпринимательской научной деятельностью;
  • принимать участие в научных исследованиях, конференциях и коллоквиумах;
  • финансирование своих исследований за счет государства;
  • участие в конкурсах и проектах;
  • дополнительное образование.

Для присвоения научной степени кандидатам необходимо написать диссертацию и иметь высшее образование. Допускаются магистры и аспиранты.

Доктор наук — это следующая ступень в квалификации научно-технических работников (статья 4 ФЗ о науке).

Для защиты научной работы создается аттестационная комиссия, которая дает оценку, а также принимает решение о присвоении или лишении ученой степени кандидата.

Для подтверждения документа о научной степени необходимо его заверить юридически. Это обязательно для иностранных сотрудников или признание документов действительными в другом иностранном государстве. По закону подтверждение документов осуществляется на основе письменного заявления соискателя (Статья №6 ФЗ-127).

Ознакомьтесь  Помощь погорельцам по закону

Государством ежедневно рассматриваются заявления на признание наук общественно значимыми. По закону, организации имеют право на льготы, финансирование своих проектов, последующее признание и привлечение иностранных специалистов.

 Для развития проектов создаются научно-технические фонды поддержки. Основателями могут быть как физические так и юридические лица, заинтересованные в развитии науки.

Работа фонда поддержки регламентируется Федеральным Законом о науке, и подразумевает:

  • формирование направлений научно-технических исследований;
  • выбор программы и академических проектов;
  • проведение экспертиз;
  • финансирование;
  • контроль процессов научно-технической деятельности;
  • сотрудничество с иностранными фондами поддержки естествознания (Статья 15.1 от 27.12.2000 года, ФЗ о науке).

Изменения в закон вносились в 2011 году. Они определяют аспекты бюджетной организации научно-технической деятельности — грантов. Финансирование проектов допускается иностранными фондами поддержки, и регламентируется законодательством Российской Федерации (Статья №2, ФЗ о науке).

Важно! Под номером 127 в РФ так же существует важный закон о несостоятельности граждан и банкротстве. Ознакомиться с основными положениями можно тут: 

Последние изменения в законе о науке

ФЗ о научной деятельности был дополнен 18 мая 2016 года. Последняя редакция затронула статью №4, в которой говорится о передаче университетам полномочий самостоятельно регулировать часть процессов по защите академических работ.

Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а так же другие высшие учебные заведения, которые достигли результатов в подготовке и реализации научно-технической деятельности, вправе самостоятельно утверждать положения о советах по защите ученых диссертаций. Так же, университеты имеют право:

  • регламентировать правила присуждения академической степени;
  • устанавливать критерии которым должны соответствовать диссертации;
  • Данные университеты принимают решения о предоставлении и лишении ученых степеней.

Закон о науке и научной деятельности 127

Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» регламентирует проведение академических исследований и деятельность организаций на основе требований.

Скачать ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» 127 по ссылке

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Ссылка на основную публикацию