Статья 50. Муниципальное имущество

В соответствии с Конституцией каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления такого права для тех категорий граждан, которые в нем нуждаются. Муниципальное жилье передается во временное пользование на основании договора социального найма.

Муниципальными признаются жилые помещения, собственником которых является орган местного самоуправления (ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса). Гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации и остро нуждающихся в жилье, оно может быть предоставлено из муниципального жилищного фонда с оформлением договора социального найма.

Кто может претендовать?

Согласно п. 2 ст. 49 ЖК на муниципальное жилье могут рассчитывать граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в получении жилплощади. Порядок признания таковыми определяется в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ, исходя из доходов семьи и стоимости принадлежащего им имущества. При этом семья должна состоять на учете в муниципалитете, как нуждающаяся в жилье.

Также получить временное место проживания по договору соцнайма могут следующие льготные категории населения:

  • дети-сироты без официального опекунства;
  • граждане, расселенные из помещений, признанных аварийными;
  • граждане, лишившиеся жилья в результате стихийных бедствий;
  • военнослужащие;
  • вынужденные переселенцы, признанные таковыми в соответствии с законом от 19.02.1993 № 4530-1;
  • ветераны войн и участники ликвидации техногенных катастроф;
  • граждане, переехавшие из районов Крайнего Севера;
  • лица, имеющие заболевания хронического характера, представляющие опасность для окружающих.

Подтвердить свой статус и нуждаемость необходимо самостоятельно, обратившись в орган местного самоуправления с соответствующими документами. Каждая заявка подвергается проверке на соответствие требований жилищного законодательства.

Нуждающимися признаются:

  • семьи и граждане, у которых нет никакого пригодного для проживания помещения в собственности;
  • если граждане на дату обращения проживают в помещениях аварийного фонда;
  • семьи, проживающие в квартирах, комнатах, домах, площадь которых менее установленной нормы, которая должна приходиться на каждого члена семьи (менее 10 кв.метров на человека);
  • лица, которым установлено хроническое заболевание, опасное для других граждан.

Для лиц, признанных малоимущими, необходимо подтвердить, что ежемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, не превышает установленного норматива по региону. Учитываются доходы, получаемые из всех источников лицами, проживающими на одной жилплощади.

Военнослужащие вправе обратиться за получением муниципального жилья, отслужив не менее 20 лет.

Дети-сироты получают квартиру или комнату из муниципального фонда при достижении совершеннолетнего возраста, а, прожив в ней 5 лет и более, могут обратиться за приватизацией.

Статья 50. Муниципальное имущество

Плюсы и минусы

Такой вид жилья имеет свои преимущества и недостатки. Перечислим сначала положительные стороны:

  • имущественные налоги обязан платить муниципалитет;
  • существует ряд льгот при начислении жилищно-коммунальных услуг;
  • капитальный ремонт проводится за счет муниципалитета;
  • семья вправе обратиться за предоставлением жилья большей площади при появлении детей;
  • в случае полной утраты жилплощади или признании ее негодной для проживания в результате, например, пожара, граждане, проживающие на условиях договора социального найма, гарантированно получат взамен другое жилье;
  • муниципальная квартира или комната защищена от действий мошеннического характера;
  • существуют условия, при которых муниципальное жилье может быть приватизировано.

Среди недостатков выделим:

  • все-таки это не собственное жилье и распоряжаться им на свое усмотрение не получится, его невозможно ни обменять, ни продать;
  • муниципальный фонд находится под особым контролем управляющей организации (или ТСЖ) и без его разрешения сдать его в аренду нельзя;
  • если с нанимателем по договору проживают другие граждане, не прописанные в договоре, то после его смерти квартира (комната, дом) возвращается муниципалитету, а жильцы выселяются;
  • жильцов могут в любой момент выселить, если они нарушают условия договора или поступают многочисленные жалобы от соседей.

Права и обязанности нанимателя

Все права и обязанности гражданина, являющегося стороной договора социального найма, закреплены в ст. 67 ЖК.

Наниматель вправе:

  • заселить в муниципальную жилплощадь иных лиц, которые будут проживать совместно с нанимателем, в том числе временно;
  • с разрешения управляющей компании сдавать жилье в поднаем;
  • просить обменять или заменить квартиру, комнату или дом при соблюдении определенных условий;
  • требовать от собственника помещения (муниципалитета) производить капитальный ремонт, предоставлять коммунальные услуги и участвовать в содержании общего имущества в многоквартирном доме;
  • быть наделенным иными правами в рамках договора соцнайма.

Обязанности сводятся к следующим пунктам, которые следует строго соблюдать:

  • жилье должно использоваться только по назначению (для проживания граждан);
  • помещение должно поддерживаться в надлежащем состоянии, проводиться своевременно текущий ремонт (перепланировку без согласования с собственником делать запрещено);
  • соблюдать меры к сохранению муниципального имущества;
  • производить оплату за услуги коммунального характера своевременно и в полном объеме, установленном договором;
  • при изменении оснований и условий, согласно которых жилье получено по договору, своевременно извещать наймодателя.

Кто может проживать вместе с нанимателем?

Жилищное законодательство (ч. 1 ст. 70 ЖК) позволяет родителям вселять своих несовершеннолетних детей в жилое помещение без каких-либо согласований.

Этот принцип действует и в случае пользования квартирой в рамках социального найма. Наниматель не должен спрашивать на вселение детей разрешение муниципалитета.

Следует учитывать также, что при лишении родителей (или одного из них) родительских прав, за ребенком остается право пользования жильем.

Помимо детей наниматель может вселить в муниципальную квартиру супругу и родителей, а также иных родственников и нетрудоспособных иждивенцев на правах членов семьи. Все они обязаны соблюдать условия договора и обеспечивать сохранность, надлежащее использование жилья.

В случае прекращения семейных отношений с нанимателем, он вправе требовать их выселения.

Как выписать человека из муниципальной квартиры без его согласия?

Оплата коммунальных услуг

Получение муниципального помещения для проживания налагает на нанимателя и его семью обязанность по уплату коммунальных услуг, которыми они пользуются. Это все услуги, которыми оснащен дом:

  • электричество, газ;
  • водоснабжение, канализация;
  • отопление;
  • антенна;
  • уборка мест общего пользования, придомовой территории;
  • вывоз твердых бытовых отходов.

Размер платы исчисляется по действующим тарифам. Однако, они несколько ниже, чем тарифы, предусмотренные для приватизированных помещений.

Приватизация

Наниматели муниципальной собственности вправе бесплатно получить ее в личную собственность в порядке приватизации (согласно норм статей 1, 2 Закона от 04.07.1991 № 1541-1). Такой порядок должен устанавливаться нормативными документами органов местного самоуправления.

Для начала следует определить наличие оснований для проведения процедуры приватизации:

  • быть гражданином РФ;
  • пользоваться муниципальным жильем по договору социального найма;
  • ранее не участвовать в приватизации (за исключением участия в несовершеннолетнем возрасте, когда уже при достижении возраста совершеннолетия гражданину разрешено снова приватизировать имущество).

Затем устанавливается круг лиц, кто будет участвовать в приватизации. Она может быть проведена:

  1. В общую собственность всех проживающих в помещении граждан.
  2. На одного из них. В этом случае необходимо получить от всех остальных согласие.
Читайте также:  Статья 23. Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров

После необходимый пакет документов передается в муниципалитет и после его рассмотрения участник (участники) приватизации приглашаются на подписание договора о передаче жилья в собственность. Орган местной власти передают документы в Росреестр для государственной регистрации права, после чего уже новый собственник получает выписку из ЕГРН со своей копией договора.

Наследуется или нет?

Наследованию подлежит имущество, которое принадлежало гражданину при жизни на правах собственности. Если же наниматель помещения по договору социального найма умирает, то оно автоматически возвращается муниципалитету.

Единственным вариантом унаследовать муниципальное жилье является подача заявления о приватизации нанимателем еще при жизни.

По закону, если наниматель умер до момента подписания договора о передаче жилья в собственность и не успел приватизировать жильё, то его право переходит к наследникам. Тогда члены семьи вправе в судебном порядке признать такую муниципальную квартиру (комнату, дом) частью наследственной массы, далее переоформить договор социального найма на себя и завершить приватизацию.

Понятие муниципальной собственности

Нестерова Алеся АлександровнаУральский государственный экономический университет

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.А. Понятие муниципальной собственности // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/11/25310 (дата обращения: 27.07.2021).

Право собственности это одна из основ любого вида экономики. Развитие государства зависит от развития в сфере осуществления собственности и его правового регулирования.

Соотношение форм собственности, отношений между государством и субъектами экономики определяют экономическую систему. Собственником имущества могут выступать несколько субъектов, по виду субъектов проводиться классификация собственности.

Конституция Российской федерация, в части 2 статьи 8 определяет: В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»
Такую же позицию занимает гражданское законодательство. В статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации прописаны формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные виды. Больше всего в нашей стране объектов частной собственности.

Частная собственность в основном относится к частным и юридическим лицам.
Частная собственность выступает основой экономической системы, и находиться в частной собственности может любое имущество, за исключением некоторых категорий, которые согласно законодательству не могут находиться в частной собственности.

Для, лучшего понимания значимости частной собственности, подчеркнем, что из всех видов собственности на объекты, именно частная собственность составляет 90%. Оставшиеся 10% принадлежат публичным органам власти. В нашей стране это Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.

Гражданским кодексом указана возможность участия органов публичной власти в гражданско-правовых отношениях наравне с другими участниками. К муниципалитетам и субъектам применяются те же нормы права, что и к юридическим лицам, если иное не предусмотрено в законодательстве.

Муниципальные образования, как юридические лица приобретают, отчуждают права в отношении собственности.
На государственном уровне правами собственника на имущество обладает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Согласно законодательству органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления, и следовательно, государственная собственность и муниципальная собственность, это два разных понятия. Но не стоит забывать, что под государством понимается не только Российская федерация, но и субъекты, входящие в ее состав, таким образом, государственная собственность бывает двух видов:

  • Собственность Российской Федерации;
  • Собственность субъектов Федерации.

Еще одним видом собственности, является муниципальная собственность.
Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее муниципальному образованию на праве собственности.

Один из исследователей представляет муниципальную собственность как «как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической системы» [3, 268]

Ценность муниципальной собственности можно определить уровнем дохода от использования собственности, поступающего в бюджет муниципалитета. В современном финансово-кредитном словаре дается такое понятие: «Муниципальная собственность — имущество, находящееся в распоряжении, ведении муниципальных органов власти, местных органов управления» [6, 257].

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданское законодательство и другие нормативные акты определяют порядок владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность состоит из сложных объектов, которые предназначены для осуществления деятельности направленной на решения местных вопросов, и круг этих вопросов может быть очень широким. В основном эти вопросы связаны с экономическим развитием, повышением качества городской инфраструктуры, повышение уровня социального обслуживания, развитие бизнеса.

В российском законодательстве закреплены особенности муниципальной собственности.
Так согласно законодательству, муниципальные образования независимы друг от друга в области управления собственностью, и в гражданских правоотношениях выступают как индивидуальные субъекты. Согласно законодательству, государство не имеет права распоряжаться муниципальным имуществом.

Гражданский кодекс устанавливает порядок приватизации собственности, но не определяет объекты приватизации.

Следовательно, Российская федерация и субъекты федерации не будут отвечать по обязательствам муниципальных образований, а муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской федерации и субъектов, исключением является, только если одна из сторон выступает гарантом для другого субъекта отношений.

  • Именно муниципальная собственность выступает источником неналоговых доходов в бюджет муниципалитета, а так же является инструментом социальной защиты населения на территории муниципалитета.
  • Большая часть муниципального имущества направлена на осуществлений муниципальных услуг, оплата которых происходит не населением а бюджетом муниципального образования, таким образом подобная собственность не может выступать как основная база доходов бюджета местного самоуправления.
  • Но в нашей стране подавляющие число муниципалитетов имеет большую долю муниципального имущества, и доход от использования муниципального имущества очень высок, таким образом, необходимо не ликвидировать имущество, а повышать уровень эффективности его использования.
  • Использование имущества муниципального образования, в основном направлено на решение важных вопросов местного значения.
  • Рассмотрим задачи местного самоуправления:
  • Проведение инвентаризации имущества муниципального образования;
  • Создание муниципальной казны;
  • Создание доступного информационного пространства.

В гражданском кодексе прописано, что объекты муниципальной собственности делятся на следующие виды:
Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении у муниципальных предприятий. Муниципальные предприятия, создаются для предоставления населению необходимых материальных и не материальных благ.

Имущество, входящее в муниципальную казну. В казну входит муниципальный бюджет, объекты движимого и недвижимого имущества которые находятся в ведении муниципалитета.

«Управление муниципальной собственностью представляет собой вид деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения услугами населения муниципального образования» [8, 67].

Основные функции муниципальной собственности в области экономического и социального развития города является:

  • Обеспечение деятельности муниципалитета и хозяйственного комплекса;
  • Получение дохода от использования муниципальной собственности;
  • Развитие социальной сферы;
  • Обеспечение деятельности основных учреждений: культуры, спорта, здравоохранения, образования;
  • Развитие и содержание инженерной инфраструктуры;
  • Развитие предпринимательства.
Читайте также:  Статья 37.2. Рассмотрение дисциплинарного дела в Федеральной палате адвокатов

Говоря о эффективном использовании имущества муниципалитета, можно понимать соответствие направления использования объектов муниципальной собственности как сложной системы. Эффективность можно оценить с точки зрения рациональности размещения объектов с учетом специфики местности и уровня развития района, где он размещен. Так же необходимо учитывать требования к безопасности и эконоличности.

Повышение эффективности можно обеспечить, проводя следующие мероприятия:

  • Повысить уровень дохода от объектов приносящих неналоговые отчисления в бюджет, например за счет аренды;
  • Снижение расходов на содержание объектов муниципальной собственности.

Обе указанные области решаются как комплексно, так и независимо друг от друга. В случае если увеличивают доходность одной группы объектов и снижают расход на другие, необходимо увеличить количество объектов приносящих доходы в муниципальный бюджет, и наилучший выход это сократить количество объектов, на которые идут наибольшие расходы.

Исходя из всей рассмотренной выше информации, можно сделать определенные выводы:

  • За счет муниципальной собственности обеспечивается высокий уровень жизни на территории муниципалитета;
  • Муниципальная собственность выступает в двух связанных друг с другом проявлениях: как имущественный комплекс и как экономический комплекс;
  • Муниципальная собственность используется для реализации интересов муниципалитета;
  • Муниципальная собственность позволяет населению участвовать в процессе управления имуществом муниципалитета;
  • Некоторые объекты муниципальной инфраструктуры работают на коммерческой основе, укрепляя доходную часть городского бюджета.

Таким образом, муниципальная собственность включает в себя объекты хозяйственного, социального и экономического назначения, находящихся на территории муниципалитета. От уровня развития муниципальной собственности и ее эффективного использования зависит качество жизни селения муниципалитета.

Библиографический список

Право муниципальной собственности

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Собственность » Право муниципальной собственности

Субъекты права муниципальной собственности, виды объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Содержание

Государство является особым субъектом права собственности. Это означает, что некоторые материальные и нематериальные ресурсы находятся под юрисдикцией государственных структур, осуществляющих управление страной.

Государственная собственность разделяется на несколько типов. Это собственность, находящаяся под управлением федеральных властных структур, имущество регионального значения, управляемое властными органами субъектов федерации и муниципальные материальные ресурсы, которые контролируются органами самоуправления на местах.

Субъекты права муниципальной собственности

Исходя из основных положений ст.214 ГК РФ можно утверждать, что земля и прочие природные ресурсы, которые не находятся под управлением частных лиц, принадлежат к государственной собственности. А управление этими ресурсами осуществляется органами государственной власти, которые совершают все необходимые действия от имени Российской Федерации.

Таким образом, все ресурсы, которые имеют материальную или нематериальную ценность, распределены между несколькими субъектами права собственности. И одним из таких субъектов является государство. Стоит отметить, что полный объем имущества, которое прошло регистрацию, принадлежит и управляется государством, в свою очередь разделено на несколько типов.

Во-первых, это ресурсы федерального значения, которые находятся под управлением федеральных структур власти. Все ресурсы, которые принадлежат городским и сельским образованиям контролируются муниципальными органами власти.

Право государственной и муниципальной собственности регулируется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Все вопросы, которые затрагивают муниципальную собственность, принадлежащую конкретным административным образованиям, рассматриваются в ст.215 ГК РФ.

Исходя из ее ключевых положений, в качестве субъектов муниципальной собственности будут выступать непосредственно сами муниципальные образования.

Таким образом, контроль над ресурсами будет распределен между уполномоченными органами муниципальной власти, представительными органами власти на местах и муниципальными предприятиями и прочими образованиями, в собственности которых находятся определенные материальные ценности, и которые ведут их учет и занимаются рационализацией использования этого имущества.

Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к категории публичного права. Это самостоятельная форма права собственности, которая предусматривает, что в процессе управления определенными ресурсами учитываются интересы представительных органов власти на местах и населения муниципального образования.

Осуществление права муниципальной собственности происходит при активном участии властных структур конкретных административных образований, и с учетом интересов и требований местных жителей.

В качестве объекта муниципальной собственности могут выступать:

  • ценные бумаги и денежные средства, которые принадлежат публичным образованиям;
  • памятники исторического и культурного значения (за исключением тех объектов, которые признаны национальным достоянием);
  • предметы бытового назначения, которые используются в органах власти;
  • транспортные средства, а также промышленное и производственное оборудование, которое используется предприятиями, находящимися под контролем органов самоуправления;
  • разные формы недвижимого имущества, а именно жилые помещения, земля, зданий промышленного назначения и многое другое.

Право муниципальной собственности на землю также имеет некоторые особенности. В частности, муниципалитет не может контролировать те ресурсы, которые отнесены к имуществу регионального или федерального значения.

Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования

В соответствии с действительными нормами гражданского законодательства муниципальная собственность делится на две основные категории:

  • ресурсы, которые закреплены за определенными предприятиями и ведомствами муниципального значения, и которые используют имущество для ведения определенной хозяйственной деятельности. При этом доход от пользования имуществом будет принадлежать предприятию за вычетом налоговых и прочих сборов;
  • ресурсы и ценности, составляющие казну административного образования. В данном случае казна будет состоять из тех средств, которые есть в наличии у местного бюджета, и того имущества, которое не находится под управлением муниципальных производственных структур.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.

Объектами собственности муниципального управления могут выступать только те имущественные ценности, которые необходимы для решения вопросов местного характера.

Органы, осуществляющие права собственника от имени муниципальных образований

  • В соответствии с гражданским законодательством муниципальное имущество находится под управлением структур, которые тем или иным образом связаны с представительством интересов государственного значения на местах.
  • Исходя из основных положений ГК РФ, управление имуществом местного значения осуществляется теми структурами, которые имеют регистрацию в органах власти и уполномочены законодательством исполнять обязанности данного характера.
  • Таким образом, муниципальные ресурсы, имеющие материальные ценности, управляются посредством:
  • предприятий и учреждений, за которыми закреплены определенные ресурсы, и регистрация которых подтверждена в муниципальных структурах;
  • органов местного самоуправления, которые имеют право управлять определенными ценностями, руководствуясь интересами административного образования и местных жителей;
  • выборные органы власти, то есть государственные структуры, которые представляют интересы государства на местах и выбираются в условиях выборов при участии населения административной единицы.
Читайте также:  Статья 21. государственный мониторинг радиационной обстановки на территории российской федерации

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Проблемы организации надлежащего учета государственного (муниципального) имущества и ведения соответствующих реестров

В соответствии с требованиями законодательства РФ одними из полномочий органов власти субъектов РФ и муниципальных образований является учет, управление и эффективное распоряжение принадлежащим им имуществом.

Такое имущество может:

  • состоять в составе казны публично-правового образования;
  • закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;
  • закрепляться за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

ИМУЩЕСТВО КАЗНЫ

Как следует из норм ст.ст.

214-225 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не переданное и не закрепленное за предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет казну соответствующего публично-правового образования.

Необходимо обратить внимание на то, что действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня имущества, которое может составлять имущество казны. Состав такого имущества субъект РФ или муниципальное образование определяет самостоятельно, закрепив его перечень в своих нормативно-правовых актах.

В соответствии с законодательством в состав казны могут входить:

  • земельные участки, природные ресурсы, участки недр и лесного фонда;
  • доли в составе общей долевой собственности в уставных капиталах акционерных обществ;
  • имущественные права;
  • имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
  • денежные средства;
  • ценные бумаги;
  • долговые обязательства;
  • другие виды объектов соответствующего уровня собственности.

Правовой режим имущества казны имеет свои особенности. Во-первых, такое имущество не должно принадлежать на вещных правах никакой организации. Во-вторых, оно может использоваться иными организациями-юридическими лицами только по решению уполномоченного государством (муниципальным образованием) органа. Стоит также отметить, что при закреплении отдельных объектов имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения необходимо обязательно определить целевое назначение каждого такого объекта. Дальнейшее изменение их целевого назначения (в первую очередь недвижимого имущества) возможно только на основании решения уполномоченного органа.

ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРОВ СОБСТВЕННОСТИ

Еще одним важным моментом при учете и управлении имуществом, принадлежащего публично-правовым образованиям на праве собственности, является ведение реестров имущества. В соответствии с законодательными актами собственность субъектов РФ и муниципальных образований подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих реестрах на основании информации, которую должны предоставлять правообладатели (балансодержатели) данного имущества, в том числе и государственные (муниципальные) учреждения. При этом порядок ведения реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно.

Почему ведение реестров так важно? Все просто: одним из документов, необходимых для подтверждения права собственности публично-правового образования на имущество казны, является выписка из соответствующего реестра федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Данные реестры представляют собой информационную систему, содержащую перечень объектов имущества казны и сведения, характеризующие эти объекты. Требования к составу информации, содержатся в различных нормативно-правовых актах.

К примеру, информация, которая должна содержаться в реестре имущества казны, находящегося в федеральной собственности, определены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Для органов местного самоуправления такие требования закреплены в Приказе Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Что же касается субъектов РФ, то они самостоятельно устанавливают для себя состав и требования к информации, предназначенной для включения в реестр казны. Однако некоторые органы власти пренебрегают своей обязанностью по нормативно-правовому закреплению порядка ведения и учета казны, в результате чего возникают конфликты с контрольными органами, проверяющими порядок учета и ведения таких реестров.

Проведя анализ нормативно-правовых актов, можно выделить следующий перечень информации, которая должна содержаться в реестре имущества казны:

  • реестровый номер объекта;
  • кадастровый номер объекта;
  • балансодержатель объекта (если имущество закреплено за учреждением или предприятием);
  • основания для включения в реестр (правовые акты — постановления, распоряжения, решения органов государственной власти и местного самоуправления; свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект; договоры купли-продажи, мены, дарения и др.; товарные накладные, акты выполненных работ; акты о приеме-передаче имущества, извещения; акты об оценке стоимости имущества; решения судов, вступившие в законную силу; иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами собственника имущества);
  • наименование объекта;
  • местонахождение объекта (кадастровый номер);
  • площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства объекта;
  • способ поступления;
  • балансовую стоимость объекта;
  • информация об износе (амортизации);
  • принятые решения по передаче имущества в пользование, исключению из состава казны, возврату в казну;
  • другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства.

ТРУДНОСТИ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРОВ ИМУЩЕСТВА Ознакомившись с перечисленным перечнем, специалисты, отвечающие за ведение реестра имущества казны, сразу же отметят массу сложностей, с которыми им приходится каждодневно сталкиваться в своей работе. К примеру, имущество, право на которое возникло еще до 90-х годов, не всегда имеет сведения о кадастровом номере или вовсе не проходило технический учет. В свою очередь, организация мероприятий по постановке на кадастровый учет является весьма затратной процедурой и органы власти не всегда располагают соответствующими средствами для ее организации. Еще одной из часто встречающихся проблем является отсутствие правоустанавливающих документов на имущество. Это также обусловлено тем, что такие объекты были приобретены или построены достаточно давно и документы на них либо не сохранились (были утеряны), либо их попросту не было (например, строение было возведено так называемым «хозспособом»). В результате чего возникает искажение информации, а ведение реестров затрудняется. Немаловажной проблемой также является регистрация права собственности на недвижимое имущество. В соответствии с положениями части 2 ст. 131 ГК РФ ведение реестра собственности не является тождественным государственной регистрации прав на такое имущество.

! Согласно судебной практике и в силу пункта 36 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.

Таким образом, для признания права собственности на тот или иной объект имущества казны, помимо полноценной записи в соответствующих реестрах, необходима регистрация прав в Росреестре.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ИМУЩЕСТВЕ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ссылка на основную публикацию