Статья 23. Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров

Статья 23. Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров Бесплатная консультация юриста по телефону:

Каждый официально устроенный сотрудник, с которым заключен трудовой договор, имеет возможность отстаивать свои права в случае их нарушений или других неправомерных действий со стороны администрации. Права работника регулируются действующим ТК России, где и указано в какие инстанции следует обращаться в виду нарушения условий труда. Если трудящийся не оплачивает профсоюзные взносы, он может самостоятельно восстановить справедливость.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами

При нарушении прав и свобод трудящегося, который является членом профсоюзной организации, последние встают на его сторону. Деятельность профсоюзов описана в ТК и Законе о профсоюзах. Они следят за соблюдением установленных норм трудового кодекса на конкретном предприятии.

Работа союза трудящихся сводится к следующему:

  • контроль за правомерными действиями начальства по отношению к сотрудникам;
  • организация комиссий, которая расследует несчастные случаи;
  • члены профсоюза следят за приемом средств производства;
  • имеют возможность контролировать условия труда в целях предотвращения нарушений;
  • организация досуга;
  • охрана социально незащищенных.

Любые вопросы, касающиеся кадров, работодатель обязан обсуждать с действующим на предприятии профсоюзом.

В случае реорганизации с сокращением количества сотрудников, являющихся действующими членами профсоюзной организации, согласно законодательству, отдел кадров ранее чем за два месяца обязан письменно уведомить профсоюзную службу о своем намерении. Если грядет массовое увольнение, то этот срок составляет три месяца.

Понятие защиты прав работников — статьи 352 и 379 ТК РФ

Тема защиты прав работника описана в ТК РФ и рассматривается как устранение любых препятствий для нормального выполнения своих обязанностей, либо восстановления свобод трудящегося и возмещения ущерба, нанесенного в результате такого нарушения. Обязанности за соблюдением правовых актов, регулирующих отношения начальства и трудоустроенного, за условиями труда, и восстановления полномочий работника возлагаются на профсоюз предприятия или региональную профсоюзную службу.

Скачать ТК РФ

Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

  • Самоличное отстаивание своих свобод. Сотрудник может самостоятельно организовать отстаивание своего трудового права, обратившись в суд. Трудящийся должен предоставить доказательную базу, свидетелей, подтверждающих неправомерные действия начальства, повлекшие ухудшение условий труда.
  • Обращение в общественную организацию – профессиональный союз трудящихся, который и организовывает защиту трудящихся.

Второй вариант является более действенным, поскольку профсоюзы имеют «рычаги управления» и давления, они имеют официальный статус и хорошо ориентируются в действующих нормативных актах.

Самозащита имеет место если работодатель просрочил выплату вознаграждения более чем на 15 дней.

В виду такого нарушения сотрудник имеет разрешение не выходить на рабочее место, до уплаты положенного вознаграждения.

Об основных причинах производственного травматизма читайте по ссылке:

Защита прав медицинских работников в РФ

Доктора имеют особые условия труда, часто возникают спорные моменты с пациентами. При защите докторов имеет место возмещение морального вреда, возникшего в результате клеветы, оскорбления, унижения, разглашения персональный данных. Полномочия медработников описаны в ст. 63 Закона о охране труда. Доктора могут защищать свои права тремя способами:

  • Административный порядок. Применим в случае нарушения по отношению к доктору со стороны должностных лиц.
  • Судебный порядок. В зависимости от типа нарушения, доктор может обратится в судебную инстанцию.
  • Исковой порядок. Применим, если сотруднику был нанесен ущерб здоровью и жизни по вине администрации медицинского учреждения.

Читайте далее: Вредность на производстве.

Защита прав работников при увольнении куда обратиться?

Увольнение может быть по вине сотрудника (по статье), по инициативе начальства, в связи с реорганизацией. Если был нарушен порядок увольнения, сотрудник может обжаловать решение отдела кадров, обратившись в государственный орган, осуществляющий надзор за полномочиями трудящихся – профсоюз. Также уволенный может самостоятельно доказывать правоту в судебном зале.

Бесплатная консультация юриста по телефону: (4

Индивидуальные трудовые споры. Порядок рассмотрения и решения

У любой организации – работодателя, в процессе поддержания трудовых отношений со своими сотрудниками, появляется риск возникновения трудовых споров. Такие трудовые споры могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

В соответствии с положениями ст.381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения:

  • трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
  • коллективного договора, соглашения,
  • локального нормативного акта,
  • трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда),
    • о которых заявлено в орган по рассмотрению таких споров.
    • Индивидуальный трудовой спор может возникнуть между работодателем и его сотрудником, бывшим (уволенным) сотрудником, а также лицом, претендующим на заключение трудового договора, в случае отказа работодателя его заключить.
    • Причинами индивидуальных споров между сотрудниками и организацией-работодателем могут служить:
    • изменение условий трудового договора,
  • перевод сотрудника на другую работу,
  • непредоставление сотруднику полагающихся ему выходных и отпускных дней,
  • дисциплинарные взыскания, примененные к сотруднику,
  • неполная и несвоевременная выплата заработной платы,
  • увольнение сотрудника,
  • возмещение вреда, причиненного работнику или работодателю,
  • отказ от заключения трудового договора с претендентом (отказ в приеме на работу).
  • и т.п.
  • Трудовая инспекция рассмотрением и решением трудовых споров не занимается. Как указал в своем Определении от 20.07.2012г.

    №19-КГ12-5 Верховный Суд РФ, трудовая инспекция проводит проверки (в том числе, внеплановые, по обращению сотрудника) и выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Рассмотрением и решением трудовых споров занимаются комиссии по трудовым спорам или суды в рамках ст.381 – ст.397 ТК РФ.

    1. Положениями ТК РФ «обиженным» сотрудникам предоставляется довольно широкий спектр возможностей защитить свои права, если они были нарушены работодателем.
    2. Однако, при этом следует помнить об ограничениях сроков обращения в суд работником, установленных положениями ст.392 ТК РФ:
    • За разрешением индивидуального трудового спора работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
    • По спорам об увольнении в суд можно обратиться в течение одного месяца со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

    В то же время работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении причиненного работником ущерба, в течение одного года со дня обнаружения такого ущерба. 

    Сроки, установленные ст.392 ТК РФ, могут быть восстановлены судом, если они пропущены по уважительным причинам. При этом юридическая безграмотность работника такой причиной, обычно, судами не признается.

    • Суд или комиссия по трудовым спорам?
    • В соответствии с положениями ст.383 ТК РФ, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется положениями:
  • иных федеральных законов (например — Федеральным законом от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
    1. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ.
    2. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

    На основании ст.384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам могут создаваться как по инициативе работников (или их представительного органа) так и по инициативе работодателя.

    Они должны состоять из равного числа представителей работников и работодателя.

    Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

    Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации (работодателем ИП). Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием работников или выдвигаются профсоюзом с последующим утверждением на общем собрании работников.

    Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

    • Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
    • Следует помнить, что в компетенцию комиссии по рассмотрению трудовых споров попадают не все виды индивидуальных трудовых споров. К индивидуальным трудовым спорам, которые может рассматривать комиссия, относятся:
    • изменение условий трудового договора.
  • непредоставление сотруднику полагающихся ему выходных и отпускных дней.
  • дисциплинарные взыскания, примененные к сотруднику.
  • неполная и несвоевременная выплата заработной платы.
    1. К индивидуальным трудовым спорам, которые не попадают под компетенцию комиссии, относятся:
  • восстановление сотрудника на работе в связи с незаконным увольнением.
  • изменение даты и формулировки приказа об увольнении.
  • оплата вынужденного прогула.
  • возмещение вреда, причиненного работнику или работодателю.
  • спор из-за отказа от заключения трудового договора с претендентом (отказ в приеме на работу).
  • спор из-за дискриминации.
  • спор сотрудника и работодателя-физического лица, не являющегося ИП*.
  • Читайте также:  Статья 14. Заключение международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей

    *В соответствии с положениями ст.308 ТК РФ, индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем-физическим лицом, не являющимся ИП самостоятельно, рассматриваются в суде.

    Обратиться в комиссию при нарушении своих трудовых прав сотрудник может только в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о таком нарушении (ст.386 ТК РФ). На основании ст.390 ТК РФ в случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

    Решение комиссии по трудовым спорам и работник, и работодатель могут обжаловать в суде, но сделать это нужно быстро — в десятидневный срок со дня получения копии решения комиссии. Кроме того, работник может обратиться в суд сразу же, минуя комиссию по трудовым спорам. Эта возможность предусмотрена ст.391 ТК РФ.

    Порядок рассмотрения трудовых споров комиссией

    Согласно положениям ст.387 ТК РФ, комиссия по трудовым спором должна:

    • в обязательном порядке зарегистрировать поступившее к ней заявление сотрудника.
    • рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

    Спор рассматривается в присутствии сотрудника, подавшего заявление, или его уполномоченного представителя. Впрочем, по письменному заявлению работника допускается рассмотрение трудового спора в отсутствие работника или его представителя.

    В случае неявки работника (его представителя) на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора необходимо отложить.

    Если работник (его представитель) вторично не явятся без уважительных причин, то комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах трехмесячного срока, установленного ст.386 ТК РФ.

    Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

    Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников и работодателя. На заседании комиссии должен вестись протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

    Порядок принятия решения комиссией

    Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

    Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

    Предметы индивидуального трудового спора

    Никогда нельзя с точностью предсказать, относительно какой ситуации работодатель и наемный персонал не смогут найти консенсуса. Чаще всего встречаются ИТС, связанные с:

    • трудовым вознаграждением (оклад, премия, сверхурочные, работа в выходные и праздники и т.п.);
    • временем, проведенным на рабочем месте (ненормированный рабочий день, переработка, неправомерное отстранение от работы и др.);
    • условиями работы (изначально не устраивающими сотрудника или изменившимися в процессе сотрудничества);
    • ущербом, вольно или невольно причиненным работником;
    • мерами дисциплинарного или административного воздействия, примененными к сотруднику;
    • проблемным трудоустройством (отказ принять на работу, увольнение не по закону);
    • вопросами квалификации (несогласие работника с результатами и/или процедурой прохождения аттестации, требование самостоятельно оплатить курсы повышения квалификации, неправомерный испытательный срок и т.п.);
    • любыми другими действиями представителя персонала и работодателя, которые противоположная сторона считает неправомерными.

    Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

    Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    (в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

    Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам

    Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

    (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

    (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации.

    Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации.

    В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

    Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Классификация трудовых споров

    Принципиально различный порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров определяет особое значение их классификации по указанному признаку. В мировой практике существует несколько способов разграничения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

    В соответствии с первым, наиболее широким пониманием этого разграничения коллективный трудовой спор трактуется таким образом, что любое нарушение прав одного работника является нарушением прав и других работников и, соответственно, спор в любом случае является коллективным.

    Иными словами, никакого разграничения трудовых споров на индивидуальные и коллективные в данном случае нет, и значение классификации теряется.

    Вторым способом разграничения является определение коллективного трудового спора, как любого спора о нарушении положений коллективного договора, независимо от того, один работник пострадал от такого нарушения или несколько.

    Третьим, одним из наиболее часто встречающихся подходом является разграничение индивидуальных и коллективных трудовых споров в зависимости от количества работников, участвующих в споре.

    Наконец, при четвертом подходе коллективные трудовые споры понимаются наиболее узко, из их числа исключаются даже массовые нарушения индивидуальных трудовых прав работников, осуществляемые одновременно. Такие споры трактуются как набор индивидуальных трудовых споров. Как отмечается в юридической литературе, такой подход принят, в частности, в России.

    Исходя из определения коллективного трудового спора, данного в ст. 398 ТК и порядка выдвижения требований работников и их представителей, указанного в ст. 399 ТК, для того, чтобы трудовой спор был признан коллективным, он, во-первых, не может быть связан с нарушением законодательства, и, во-вторых, требования должны предъявляться коллективом работников.

    Таким образом, трудовые споры отличаются количеством их участников со стороны работников. Что касается противоположной стороны коллективного спора, то теоретически количество участников со стороны работодателя не столь принципиально. Однако на практике это может иметь значение.

    В связи с этим следует отметить, что определение участников в индивидуальных и коллективных трудовых спорах со стороны работодателя в ТК достаточно неоднозначно. Например, по определению коллективного спора его участниками являются коллектив работников и работодатели (т.е. формально группа).

    Однако, большинство коллективных трудовых споров возникает в рамках одной организации (например, по заключению, изменению и выполнению коллективных договоров, в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников, при принятии актов, содержащих нормы трудового права).

      Условия и режим Ст. 152 ТК РФ: оплата сверхурочных

    По убеждению А.В.

    Якушева, необходимо отметить, что трудовые споры между коллективом работников и одним работодателем, одним работником и группой работодателей не попадают под определения, предложенные ТК.

    Правовая наука требует формальной определенности правовых норм, в связи с чем, указанные определения нуждаются в редакции, поскольку не обеспечивают однозначного применения их в отечественной практике.

    Общепринятой в мировой практике, по утверждению И.Я. Киселева, является классификация трудовых споров не только в зависимости от того, являются ли они индивидуальными или коллективными, но и по предмету – на споры о праве (юридические или исковые) и споры об интересах (экономические или неисковые).

    Читайте также:  Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации

    Первые возникают по поводу применения юридически обязательных норм (закона, коллективного договора, трудового договора и др.

    ), вторые связаны с требованиями, не основывающимися на каких-либо юридически зафиксированных обязательствах, например, об увеличении заработной платы.

    Поскольку в первом случае речь идет о правонарушении, наиболее распространенным способом рассмотрения таких споров является применение к ним судебных процедур. Споры же об интересах чаще всего разрешаются с помощью примирительно-третейских процедур.

    Как видно из определения коллективного трудового спора, содержащегося в ст. 398 ТК, к коллективным трудовым спорам относятся и споры о праве (по поводу выполнения коллективных договоров и соглашений), и споры об интересах. Необходимо отметить, что ТК нигде не упоминает о конфликтах интересов, стороной которых является один работник (т.е. об индивидуальных конфликтах интересов).

    Ранее Кодекс законов о труде РСФСР (далее – КЗоТ) в ст.ст.

    201 и 219 предполагал наличие индивидуальных трудовых споров такого рода – споров об установлении работнику новых или об изменении существующих условий труда, не урегулированных законами и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

    Разрешением таких споров, имеющих экономический характер, могли заниматься администрация (представители работодателя) и соответствующий профсоюзный орган в пределах предоставленных им прав.

    В настоящее время ТК не рассматривает конфликт интересов, возникающий между работодателем и отдельным работником, в качестве трудовых споров.

    Такие конфликты могут разрешаться путем непосредственных переговоров работника и работодателя (его представителя) с целью достижения соглашения в рамках договорного регулирования трудовых отношений (ст. 9 ТК).

    Представляется все же, что следует выделить в ТК в числе индивидуальных трудовых споров не только конфликты прав, но и конфликты интересов и предусмотреть для них определенные механизмы регулирования (т.е. положения по ведению вышеупомянутых переговоров, роль представительных органов в урегулировании данных споров и т.д.).

    Ориентируясь на тему работы, имеет смысл рассмотреть деление индивидуальных трудовых споров по способу их разрешения. По мнению Н.Г.

    Бая, индивидуальные трудовые споры делятся на споры, разрешаемые в общем порядке — когда спор разрешается в комиссии по трудовым спорам, а затем в суде; споры, разрешаемые в судебном порядке — когда в комиссию по трудовым спорам обращаться не нужно.

    Классификация по данному признаку имеет особенное значение в связи с тем, что порядок рассмотрения трудового спора — это установленная для данного юрисдикционного органа определенная форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и заканчивая вынесением решения по данному делу.

    Таким образом, деление трудовых споров на виды, имеющие значения для рассматриваемой темы, можно представить в виде обобщающих таблиц 2, 3 и 4, приведенных в приложении к настоящей работе. Исходя из вышеизложенного, по поводу подхода к классификации трудовых споров можно резюмировать следующее.

    Трудовые споры, стороной которых является один работник, всегда относятся к индивидуальным трудовым спорам. Вместе с тем, исходя из определения индивидуального трудового спора, данного в ст. 381 ТК, индивидуальные трудовые споры всегда относятся к категории юридических споров (споров о праве, или конфликтов прав).

    Такие споры возникают в связи с разногласиями по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора. Их также называют исковыми, поскольку, будучи переданными в суд, рассматриваются в порядке искового производства.

    Статья 385. Компетенция комиссии по трудовым спорам

    Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

    Статья 387. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам

    Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

    Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

    Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника.

    В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается.

    В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Кодексом.

      Присвоение кодов структурным подразделениям: опыт практика

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

    На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

    Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

    Ранее порядок их разрешения регулировался законом от 23.11.95 № 175-ФЗ, но он утратил силу в 2006 году в связи с введением в действие соответствующих положений ТК РФ.

    В настоящее время порядок решения КТС регулируется главой 61 ТК РФ. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров возлагается на примирительные комиссии, посредников или же Трудовой арбитраж.

    Группа работников письменно оформляет свои коллективные претензии (об условиях труда и его оплате, о заключении, изменении колдоговоров, других локальных актов и т.п.) и направляет их работодателю.

    В двухдневный срок должна быть сформирована примирительная комиссия, которая и будет рассматривать локальный трудовой спор. Комиссия, как и в случае с ИТС, должна состоять из равного количества представителей обеих сторон. Примирительная комиссия создается с целью тщательного рассмотрения спора и его скорейшего разрешения. Срок рассмотрения – до 3-х рабочих дней.

    Если какая-то из сторон уклоняется от участия в примирительной процедуре или мешает ей, то рассмотрение передается трудовому арбитражу, который формируется из представителей организации и компетентных госорганов по урегулированию КТС. Такой арбитраж является временным и подлежит расформированию после разрешения трудового спора, для которого он создан.

    Достигнутое в ходе рассмотрения спора соглашения оформляется письменно и является обязательным для каждой стороны.

    Если примирительные процедуры не помогли, или работодатель не исполняет принятые комиссией или арбитражем решения, крайней мерой разрешения КТС для работников является забастовка, которая регламентируется той же 61-й главой ТК РФ (ст. 409-417 ТК РФ). Эти статьи определяют право работников на забастовку, порядок ее проведения и ответственность обоих сторон спора за незаконные действия, связанные с ней.

    Статья 388. Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание

    Обращение профсоюза в суд в защиту прав, свобод и законных интересов работников

    Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, организации вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Правом обращаться в органы по рассмотрению трудовых споров по просьбе членов профсоюза и других работников в случаях нарушения трудового законодательства наделяет профсоюзы ст.

    23 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Следует учитывать, что подача профсоюзом искового заявления в защиту прав и законных интересов работника, согласно ст. 46 ГПК РФ, допускается при наличии просьбы этого лица. Поэтому к исковому заявлению профсоюза в порядке ст.

    46 ГПК РФ следует прикладывать заявление работника в произвольной форме с просьбой обратиться в суд в защиту его прав и интересов.

    Важно иметь в виду, что профсоюз вправе обращаться в суд в защиту прав и законных интересов других лиц вне зависимости от наличия или отсутствия у него прав юридического лица.

    Участвуя в разбирательстве дела в порядке ст. 46 ГПК РФ профсоюз является так называемым процессуальным истцом.

    Это означает, что профсоюз стороной по делу не является, истцом остается работник, в защиту прав и интересов которого подан иск, однако профсоюз обладает всеми процессуальными правами истца и несет все его процессуальные обязанности, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

    Читайте также:  Статья 18. органы управления здравоохранением и медицинские организации

    В случае, если профсоюз при рассмотрении дела отказывается поддерживать требование, заявленное в интересах работника, рассмотрение дела по существу продолжается, если только работник или его представитель не заявит об отказе от иска.

    Если же истец – работник – отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц (ст.45, 46 ГПК РФ). Тот факт, что в этой ситуации профсоюз может продолжать поддерживать заявленное требование, не имеет значения для прекращения дела.

    Участвуя в деле в порядке ст.

    46 ГПК РФ, профсоюз пользуется правами лиц, участвующих в деле, и имеет право: знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Как и всякое иное лицо, участвующее в деле, профсоюз обязан добросовестно пользоваться принадлежащими ему процессуальными правами. Кроме того, профсоюз пользуется в данном процессуальном статусе правами истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований и отказаться от иска (ст.39 ГПК РФ).

    Профсоюз может обращаться в порядке ст.46 ГПК РФ как в защиту одного работника, так и в защиту группы работников, которые могут выступать соистцами по конкретному делу.

    Также следует иметь в виду, что ст.

    23 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предоставляет профсоюзу право на обращение в суд в защиту не только тех работников, которые являются членами этого профсоюза, но и других работников, независимо от того, являются ли они членами какого-либо иного профсоюза или не состоят в профсоюзе вообще. Однако в любом случае от любого работника в профсоюз должно быть подано заявление с просьбой обратиться в суд в его защиту.

    От имени профсоюза в суде может участвовать его руководитель, иные органы, уполномоченные уставом действовать от имени профсоюза, либо член профсоюза или любой гражданин, выступающий в качестве представителя профсоюза.

    Органы профсоюза (в том числе его руководитель) представляет суду документы, подтверждающие избрание на должность и выписку из устава (положения), в которой содержится указание на право действовать от имени профсоюза.

    Представитель профсоюза действует на основании доверенности, которая от имени профсоюза выдается за подписью его руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.

    Ст. 46 ГПК РФ предусматривает возможность организаций обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом. Формулировка ст.

    23 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не позволяет сделать однозначного вывода о наделении профсоюзов правом обращаться в суд в защиту неопределенного круга лиц (например, правом обращения в суд с заявлением о признании нормативного акта не соответствующим закону в защиту неопределенного круга лиц).

    Практика Верховного Суда позволяет сделать вывод о том, что обращаться в защиту неопределенного круга лиц могут только те организации, государственные органы, которым такое полномочие прямо предоставлено законом, то есть в законе конкретно сформулировано: «имеет право обратиться в суд с иском о том-то в защиту неопределенного круга лиц».

    Что касается профсоюзов, то, как правило, вопрос об иске в защиту неопределенного круга работников возникает в связи с обжалованием нормативных правовых актов в сфере трудового права. Какова практика Верховного Суда по этому вопросу?

    В ряде постановлений, принятых в 2002 – 2003 годах, Верховный Суд исходил из того, что профсоюзы могут обращаться в суд с иском об оспаривании нормативного правового акта, при условии, что оспариваемый акт носит трудо-правовой характер или нарушаются права работников (см. решение ВС РФ от 24 мая 2002 года № ГКПИ2002-375

    Полномочия профсоюзов по защите трудовых прав работников

    • Создание профсоюзов как организации работников для кол­лективной защиты их прав в сфере труда обязывает эту общест­венную организацию действовать во взаимоотношениях с работо­дателями в интересах работников.
    • Государство, признавая за профсоюзами роль представителей и защитников трудовых прав работников, закрепляет круг полно­мочий, позволяющий им охранять и защищать эти права1.
    • Основными вопросами, решаемыми с участием профсоюзов, действующих в интересах работников, являются:
    • 1) регулирование трудовых отношений (правотворчество и правоприменение);
    • 2) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
    • Кроме того, профсоюзы представляют работников, охраняют и защищают их трудовые права, участвуя в соответствии с зако­нодательством в коллегиальных органах управления организацией, в осуществлении приватизации государственного и муниципаль­ного имущества, в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, оказывая содействие занятости.
    • Профсоюзы защищают права своих членов свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельно­сти и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральными законом минимального размера оплаты труда.
    • Полномочия профсоюзов в регулировании трудовых
    • Отношений
    • В области правового регулирования условий труда профсоюзам предоставлены полномочия по участию в установлении общих (кол­лективных) условий труда (правотворчестве) и применении норм трудо­вого права (в том числе установлении индивидуальных условий труда).
    • На федеральном уровне полномочия профсоюзов в установле­нии общих условий труда выражаются в возможности их участия в правотворческой работе федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Прежде всего это выражается в дея­тельности профсоюзов в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в рамках

    1 Общая характеристика правового положения профсоюзов в сфере труда, их прав и обязанностей приведена в главе 5 данного учебника.

    которой происходит подготовка проектов многих федеральных за­конов и постановлений Правительства РФ, а также обсуждение проектов, подготовленных сторонами РТК.

    На уровне субъектов РФ возможность участия профсоюзов в установлении условий труда нередко шире, чем на федеральном уровне. Помимо участия в региональных трехсторонних комисси­ях по регулированию трудовых отношений, других прав, предос­тавленных федеральным законодательством субъектов РФ, во многих регионах профсоюзы обладают правом законодательной инициативы и активно им пользуются.

    На территориальном уровне профсоюзы также участвуют в раз­работке и обсуждении проектов нормативных актов по вопросам труда, принимаемых органами местного самоуправления.

    На локальном уровне работодатель принимает решения с уче­том мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 371).

    Федеральный закон «О профсоюзах…» предусматривает, что:

    1. а) проекты законодательных актов, затрагивающие социаль­но-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общерос­сийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций);
    2. б) проекты нормативных правовых актов, затрагивающие со­циально-трудовые права работников, рассматриваются и прини­маются органами исполнительной власти, органами местного са­моуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов;
    3. в) профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-тру­довой сферы;

    г) участвовать в рассмотрении органами государственной вла­сти, органами местного самоуправления, работодателями, их объ­единениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений (см. пп. 1, 3, 4 ст. 11).

    Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представ­ляющего интересы работников организации при принятии локаль­ных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, пре­дусматривает ст. 372 ТК РФ, а при расторжении трудового догово­ра с работником по инициативе работодателя — ст. 373 ТК РФ.

    Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, пред­ставляющего интересы работников организации, при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, состоит из следующих этапов:

    1. В случаях, предусмотренных ТК РФ, работодатель перед при­нятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в вы­борный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или

    г

    448 Раздел IV. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

    большинства работников данной организации. По смыслу ст. 372 ТК РФ это обязанность работодателя, невыполнение которой долж­но влечь признание неправомерности действий работодателя и от­сутствие юридической силы локального нормативного акта, приня­того без соблюдения указанного выше требования закона.

    Ссылка на основную публикацию