Статья 21. государственный мониторинг радиационной обстановки на территории российской федерации

Главная Мониторинг Радиоэкологическая обстановка

Программа нацелена на снижение потенциальной опасности для населения и окружающей среды в регионах расположения объектов ядерного наследия.

Проводимые в рамках Программы работы не должны оказывать негативное влияние на местное население и окружающую среду.

Фактическое влияние оценивают по нескольким показателям, включая содержание техногенных радионуклидов в разных средах, продуктах питания и предметах потребления, мощность дозы внешнего облучения и накопленные (обычно) за год дозы облучения человека и биоты.

Радиоэкологическая обстановка в регионах реализации Программы

Для получения данных выберите регион и кликните мышкой

Наблюдение за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасными объектами на территории РФ ведется сетью лабораторного контроля, входящей в состав российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В состав сети входят организации различных министерств, ведомств и территорий. Подробнее.

Статья 21. Государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации

Службы Росгидромета ведут наблюдения за содержанием радионуклидов в объектах природной среды (воздух, поверхностные и морские воды, почва) и мощностью амбиентного эквивалента дозы (МЭД) на территории РФ.

Статья 21. Государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации

Роспотребнадзор контролирует содержание радионуклидов в продуктах питания и предметах потребления. Результаты этой работы отражаются ежегодных государственных докладах о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Ветеринарные и агрохимические лаборатории осуществляют контроль содержания радионуклидов в сельскохозяйственной продукции.

В зонах наблюдений экологически значимых предприятий Росатома ведется периодический контроль за радиоактивным загрязнением объектов окружающей среды на основе мобильных средств радиационного контроля, а также лабораторного анализа на основе стационарной лабораторной аппаратуры, средств отбора проб и подготовки проб для анализа. Обобщенные оценки воздействия производственной деятельности на окружающую среду можно найти в экологических отчетах предприятий на сайте Общественного совета Росатома www.osatom.ru.

Вокруг всех атомных станций и других ядерно и радиационно опасных предприятий Росатома имеются автоматизированные системы мониторинга радиационной обстановки (АСМРО).

Десятки датчиков расположены на территории санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения радиусом до 30 и более километров вокруг станции.

Оперативная информация о радиационной обстановке вблизи российских АЭС и других ЯРОО атомной отрасли представлена на сайте www.russianatom.ru.

ЕГАСМРО

На территориях 25 субъектов Российской Федерации действуют территориальные АСМРО.

Единая государственная системы ЕГАСМРО со временем должна объединить ведомственные службы и сети радиационного контроля и мониторинга в единую систему на основе автоматизации процессов сбора, передачи и анализа информации о состоянии радиационной обстановки на территории Российской Федерации; эти работы выполняются в рамках ФЦП ЯРБ-2. Руководство функционированием ЕГАСМРО осуществляет МПР России. Годовые обзоры и текущие данные о радиационной обстановке на территории РФ представлены на сайте egasmro.ru.

Радиоэкологическая обстановка в Российской Федерации в 1991-2015 гг

По данным Росгидромета радиационная обстановка на территории РФ за последние 25 лет была спокойной. В 2011 г.

техногенные радионуклиды, поступившие с воздушными массами на территорию России в последней декаде марта и в апреле в результате аварии на японской АЭС «Фукусима-1», кратковременно увеличили радиоактивное загрязнение приземного слоя атмосферы практически на всей территории России.

Однако и в этот период все регистрируемые величины объемных активностей радионуклидов были в тысячи, сотни тысяч и миллионы раз ниже допустимых среднегодовых уровней для населения. Подробнее.

Согласно данным радиационно-гигиенической паспортизации ведущим фактором облучения населения России в 1991-2015 гг. были природные источники.

В последние пять лет их вклад в среднем по стране колебался на уровне 85%-87%, а в целом ряде регионов превышал 90%. На втором месте стоит медицинское облучение населения (пациентов).

В среднем по стране их вклад составляет 12-15%, а в ряде регионов превышает 20%. Облучение за счет эксплуатации источников ионизирующего излучения не превышает 0,05%. Подробнее.

В регионах реализации программных мероприятий РЭО может иметь свою специфику, связанную с прошлыми радиационными авариями и/или начальными этапами работы предприятий атомной отрасли (проблемы ядерного наследия). В то же время вывод о пренебрежимо малых радиационных рисках, связанных с текущей деятельностью предприятий атомной отрасли, справедлив для всех «атомных» регионов. Подробнее

Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО)

Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО) – это система, объединяющая ведомственные службы и сети радиационного контроля и мониторинга в единую систему на основе автоматизации процессов сбора, передачи и анализа информации о состоянии радиационной обстановки на территории РФ, а также прогноза в этой области (находится в стадии создания, функционирует частично). Целями создания ЕГАСКРО являются:

  • совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории РФ для приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства в области обеспечения радиационной безопасности;
  • оперативное обеспечение органов государственной власти РФ, субъектов РФ, федерального управления и надзора в области радиационной безопасности и населения достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии радиационной обстановки, фактах, характере, масштабах и прогнозах последствий ее ухудшения;
  • информационное обеспечение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в части контроля радиационной обстановки и обеспечения радиационной безопасности населения;
  • информационная поддержка и выработка рекомендаций для принятия решений органами федерального и территориального управления и надзора по обеспечению радиационной безопасности населения страны и защите окружающей среды.

Задачами ЕГАСКРО являются:

  • контроль техногенных источников поступления радионуклидов в окружающую среду и параметров радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах;
  • измерение параметров радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и среды обитания человека;
  • идентификация источников ухудшения радиационной обстановки с установлением его характера и масштабов;
  • сбор, первичная обработка и передача данных измерений параметров радиационной обстановки, необходимых для определения краткосрочной и долгосрочной динамики, оперативного выявления фактов ее ухудшения;
  • оперативное представление данных объективного анализа и прогноза радиационной обстановки на территории страны и в отдельных ее регионах с использованием современных методов и средств отображения данных;
  • обобщение и анализ данных о накопленных и прогнозируемых дозах;
  • ведение проблемно ориентированной распределенной сети баз данных, включая документирование, архивацию получаемой входной информации и результатов ее комплексной обработки;
  • выработка рекомендаций органам государственной власти и местного самоуправления для принятия решений по соблюдению норм и правил радиационной безопасности и защите населения и окружающей среды в аварийных ситуациях;
  • обеспечение беспрепятственного информационного обмена внутри ЕГАСКРО, а также с взаимодействующими государственными и международными организациями.

Система обеспечивает:

  • контроль за количеством и составом радиоактивных веществ, поступающих в окружающую среду от радиационно-опасных объектов;
  • измерение уровней радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и определение радионуклидного состава загрязнения;
  • определение с достоверностью не ниже 0,8 источников радиоактивного загрязнения при установлении фактов ухудшения радиационной обстановки;
  • непрерывный контроль параметров радиационной обстановки в стационарных пунктах наблюдения;
  • контроль параметров радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах с целью определения состояния нормального или аварийного в радиационном отношении функционирования объекта;
  • оперативный анализ и предварительный прогноз радиационной обстановки в зоне аварии, оценку дозовых нагрузок на население за время, не превышающее одного часа после получения информации об аварии, последующую выдачу уточненных анализов радиационной обстановки и прогнозов ее развития через каждые три часа;
  • оценку возможности трансграничного переноса загрязненных воздушных масс;
  • выработку рекомендаций по снижению опасных воздействий и преодолению последствий аварии за время, не превышающее двенадцати часов;
  • получение данных о природных факторах, оказывающих влияние на формирование радиационной обстановки.
Читайте также:  Статья 1. Занятость граждан

ЕГАСКРО является информационно-измерительной системой контроля, способной обеспечить выявление всех гигиенически и экологически значимых ухудшений радиационной обстановки, осуществлять оценку и прогнозирование ее изменения на территории РФ, вырабатывать рекомендации для соответствующих органов управления в области обеспечения радиационной безопасности.

Она функционирует в непрерывном режиме как в условиях нормальной работы радиационно-опасных предприятий и нормальной радиационно-экономической ситуации, так и в условиях радиационных аварий. Система создается по иерархическому принципу и имеет три основных уровня и обобщения информации – объектовый, региональный и федеральный.

При необходимости могут вводиться дополнительные структурные уровни (подуровни) – муниципальный и межрегиональный.

К объектовому уровню относятся измерительные средства и сети ведомственной принадлежности, осуществляющие измерения параметров радиационной обстановки на радиационно-опасных объектах, в санитарно-защитных зонах, зонах наблюдения, на загрязненных территориях и фоновые измерения объектов окружающей среды, с их информационно-аналитическими центрами (ИАЦ).

На этом уровне обрабатывается и анализируется информация, относящаяся к конкретным радиационно-опасным объектам, природным объектам и селитебным зонам, и вырабатываются рекомендации для принятия решения на уровне администраций радиационно-опасных объектов и руководителей низовых подразделений контролирующих органов.

К региональному уровню относятся средства сбора и передачи данных от локальных ИАЦ и ИАЦ подсистемы ЕГАСКРО субъекта РФ. На территориальном уровне обрабатывается и анализируется информация, поступающая от всех локальных ИАЦ субъекта РФ и вырабатываются прогнозы и рекомендации по принятию решений для органов управления радиационной безопасности субъекта РФ.

К федеральному уровню относятся ИАЦ ведомственных подсистем и служб и Федеральный информационно-аналитический центр ЕГАСКРО со средствами коммуникации, с помощью которых осуществляется информационный обмен с ИАЦ территориальных и ведомственных подсистем и служб, а также с взаимодействующими российскими и зарубежными информационными системами. ЕГАСКРО имеет территориальные и ведомственные подсистемы.

В режиме повседневной деятельности ЕГАСКРО должно обеспечить: наблюдение и контроль за радиационной обстановкой на потенциально радиационно-опасных объектах и прилегающих к ним территориях; контроль за уровнем радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды, сбор информации о радиационной обстановке с заданной периодичностью по установленному регламенту. При этом в рамках ЕГАСКРО, ее ведомственных и территориальных подсистем должно осуществляться:

  • информационное обеспечение планирования и реализации целевых и научно-технических программ и проведение мероприятий по предупреждению аварий на радиационно-опасных объектах, обеспечению радиационной безопасности и защиты населения и сокращению возможных потерь и ущерба;
  • совершенствование подготовки органов управления ЕГАСКРО всех уровней, а также структур управления на федеральном и региональном уровнях к эффективному использованию информации ЕГАСКРО в условиях чрезвычайной ситуации.

В режиме повышенной готовности система должна обеспечить:

  • усиленный режим наблюдения и контроля за состоянием радиационно-опасных объектов, радиационной обстановкой на прилегающих к ним территориях и возможным ее изменениям;
  • оперативное оповещение руководителей исполнительной власти и РСЧС о переходе системы в режим повышенной готовности;
  • прогнозирование возможности радиационной аварии, моделирование возможных сценариев и масштабов аварии;
  • подготовку средств системы и должностных лиц исполнительной власти к реагированию на чрезвычайную ситуацию;
  • выявление причин ухудшения радиационной обстановки и выработку рекомендаций по ее нормализации.

В аварийном режиме ЕГАСКРО должна обеспечить:

  • устойчивое функционирование средств ЕГАСКРО и взаимодействие ее подсистем, задействованных в районе аварии;
  • осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации, за радиационной обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях;
  • сбор в реальном масштабе времени или по аварийному регламенту информации о состоянии и динамике радиационной обстановки в аварийной зоне;
  • прогнозирование изменения радиационной обстановки по мере развития чрезвычайной ситуации;
  • прогнозирование изменения радиационной обстановки по мере развития чрезвычайной ситуации в реальном масштабе времени;
  • оперативную оценку последствий радиационной безопасности для здоровья населения и состояния природной среды;
  • оперативное представление результатов анализа и прогноза изменения радиационной обстановки в РСЧС и руководителям исполнительных органов власти соответствующих уровней с использованием современных методов и средств отображения данных;
  • выдачу рекомендаций с оценкой вариантов решений для РСЧС и органов исполнительной власти федерального и регионального уровней по преодолению последствий радиационной аварии и минимизации отрицательного воздействия на население и природную среду.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.

Радиационный мониторинг

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г.

№ 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» государственный мониторинг радиационной обстановки на территории РФ осуществляется в целях своевременного выявления изменений радиационной обстановки, оценки, прогнозирования и предупреждения возможных негативных последствий радиационного воздействия для населения и окружающей среды, а также в целях систематического представления соответствующей оперативной информации в органы государственной власти, управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, организации для принятия необходимых мер но предотвращению или снижению радиационного воздействия.

Государственный мониторинг радиационной обстановки на территории РФ — составная часть государственного экологического мониторинга.

Он осуществляется в рамках единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории России и ее функциональных подсистем.

Ведение единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти, а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Порядок организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки, полномочия органов и организаций, порядок и периодичность представления данных мониторинга радиационной обстановки в единую государственную автоматизированную систему мониторинга радиационной обстановки на территории РФ и ее функциональные подсистемы устанавливаются Правительством РФ.

Задачи системы радиационного мониторинга включают:

  • — наблюдение за радиационными параметрами контролируемых природных сред;
  • — предоставление оперативной информации.
Читайте также:  Статья 7. порядок создания потребительского общества

Источники поступления радионуклидов в компоненты природной среды могут быть как естественного происхождения, так и антропогенного.

Так, по данным Росгидромета в 2011 г., основными источниками поступления в атмосферу радионуклидов антропогенного происхождения в 2011 г.

являлись: ветровой подъем радиоактивных веществ с поверхности почв, загрязненных ранее в результате испытаний ядерного оружия в атмосфере, а в отдельных регионах европейской территории России (ЕТР) и Западной Сибири — в результате аварий на Чернобыльской АЭС и ПО «Маяк», а также аварии на АЭС «Фукусима-1» (Япония).

Наблюдения за содержанием радионуклидов в объектах природной среды на территории РФ проводятся сетью радиационного мониторинга (СРМ) Росгидромета.

Руководство работой СРМ на федеральном уровне осуществляется Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) Росгидромета через территориальные филиалы У ГСМ — Центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС) и региональные радиометрические лаборатории (РРМЛ).

В состав службы радиационного мониторинга входят 24 УГМС. В состав сети государственного радиационного мониторинга Росгидромета (рис. 6.

1) входят пункты наблюдений за содержанием радиоактивных веществ в приземной атмосфере (53 пункта), атмосферных выпадениях (415), атмосферных осадках (33), поверхностных пресных водоемах и морских водах (73), а также 1307 станций и постов наблюдения для измерения мощности экспозиционной дозы (МЭД) у-излучения[1]. Научно-методическое руководство сетью осуществляется НПО «Тайфун».

Сеть радиационного мониторинга реализует следующие виды наблюдений:

  • • за мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения;
  • • атмосферными выпадениями (суммарной бета-активностью) радионуклидов с помощью горизонтальных марлевых планшетов с суточной экспозицией;
  • • объемной активностью радионуклидов в приземном слое атмосферы ежесуточно с помощью воздухофильтрующей установки;
  • • загрязнением месячных атмосферных осадков тритием;
  • • радиоактивным загрязнением воды рек тритием;
  • • радиоактивным загрязнением воды пресных водоемов 90Sr;
  • • радиоактивным загрязнением морской воды 90Sr (10 пунктов).

Рис. 6.1. Схема расположения ядерно и радиационно опасных объектов и пунктов радиационного контроля приземного слоя атмосферы Росгидромета (источник — сайт Росгидромета)

В соответствии с современными требованиями обеспечения безопасности населения и окружающей среды функционирование и развитие мониторинга производится на основе следующих принципов'.

  • абсолютный приоритет защиты населения и окружающей среды как важнейших составляющих национальной безопасности РФ;
  • принцип предупреждения воздействия — система приоритетных действий, направленных на недопущение опасного экологического воздействия на человека и окружающую среду;
  • принцип готовности — постоянная готовность к предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • принцип надежности — надежное функционирование как при нормальной радиационной обстановке, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • принцип системности — системное и комплексное решение проблем обеспечения радиационно-экологической безопасности на локальном, региональном и глобальном уровнях на основе современных концепций анализа риска;
  • соблюдение международных обязательств РФ, гармонизация с принципами и нормами международного атомного права.

Оценка интегрального воздействия на компоненты природной среды основана на методологии анализа радиационного риска[2].

Так, в качестве показателя интегрального воздействия ядерно и радиационно опасных объектов на атмосферный воздух Ia (R) предложено использовать сумму отношений среднегодовой объемной активности техногенных радионуклидов Aj к допустимой (контрольному уровню) RAj при заданном риске R. При наличии в атмосферном воздухе нескольких радионуклидов должно выполняться условие Ia (R)

Организация и ведение мониторинга радиационной обстановки на территории РФ

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» Правительство Российской Федерации постановляет: 1.

Утвердить прилагаемые: Правила организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем; изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. 2.

Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется: соответствующими федеральными органами исполнительной власти — в пределах установленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации предельной численности работников указанных органов, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных этим органам на руководство и управление в сфере установленных функций; Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» — за счет собственных средств и (или) средств эксплуатирующих организаций, признанных соответствующими органами управления использованием атомной энергии пригодными эксплуатировать ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов, на которых созданы объекты системы мониторинга радиационной обстановки, а также за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Корпорации на выполнение возложенных на нее государственных полномочий в установленной сфере деятельности. 3. Организация и ведение единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем осуществляются с учетом выполненных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 г. N 600 «О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» работ по созданию Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации. 4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 г. N 600 «О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 546).

  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Д. Медведев

 Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2014.

Правила организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации (далее — система мониторинга) и ее функциональных подсистем. 2.

В рамках системы мониторинга и ее функциональных подсистем Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии (далее — органы управления), осуществляют государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, и в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды». 3. Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации (далее — информация о радиационной обстановке), незамедлительно представляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и органами управления в систему мониторинга и ее функциональные подсистемы. 4. Организация и ведение системы мониторинга и ее функциональных подсистем осуществляются на основе информации о радиационной обстановке: Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — с учетом данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, полученных государственной системой наблюдений; органами управления — с учетом данных, полученных локальными системами наблюдений в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктах хранения, хранилищах радиоактивных отходов на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), эксплуатируемых организациями, в отношении которых органы управления осуществляют государственное управление использованием атомной энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии. 5. Координация деятельности по ведению системы мониторинга и ее функциональных подсистем осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и органы управления при организации и ведении системы мониторинга и ее функциональных подсистем: а) обеспечивают формирование и функционирование систем наблюдений за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации; б) обеспечивают проведение регулярных наблюдений за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации; в) осуществляют сбор, хранение, обработку и предоставление в систему мониторинга и ее функциональные подсистемы информации о радиационной обстановке; г) проводят анализ информации о радиационной обстановке в целях выявления ее изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов; д) дают оценку и прогноз изменений радиационной обстановки на территории Российской Федерации; е) обеспечивают предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке и происходящих и прогнозируемых ее изменениях; ж) обеспечивают незамедлительное представление в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативной фактической и прогностической информации о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе возникновения (при возникновении) чрезвычайной ситуации, а также о радиационной обстановке в границах зон чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; з) обеспечивают незамедлительное представление органу, уполномоченному осуществлять федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, информации о радиационной обстановке, свидетельствующей о ее изменении в связи с эксплуатацией объектов использования атомной энергии; и) обеспечивают предоставление органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации; к) осуществляют выполнение обязательств по международным договорам Российской Федерации, предусматривающим предоставление информации о радиационной обстановке и (или) обмен информацией о радиационной обстановке. 7. Требования к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в системе мониторинга и ее функциональных подсистемах, а также к обмену информацией о радиационной обстановке устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, органами управления и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. 8. Доступ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к информации о радиационной обстановке, содержащейся в системе мониторинга и ее функциональных подсистемах, осуществляется на безвозмездной основе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Читайте также:  Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод

 9.

Доступ юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к информации о радиационной обстановке, содержащейся в системе мониторинга и ее функциональных подсистемах, обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или органами управления, осуществляющими организацию и ведение системы мониторинга и ее функциональных подсистем в соответствии с настоящими Правилами путем ее размещения на официальном сайте системы мониторинга и ее функциональных подсистем в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. В пункте 7 Порядка разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 93 «О Порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст.

688), слова «Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» заменить словами «единая государственная автоматизированная система мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональные подсистемы». 2.

В Положении о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст.

3000): а) в пункте 3 и абзаце первом пункта 5 слова «и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» заменить словами «, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; б) в пункте 7: абзац первый дополнить словами «и организациями»; после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания: «с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» — с учетом данных, полученных локальными системами наблюдений в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктах хранения, хранилищах радиоактивных отходов на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), эксплуатируемых организациями, в отношении которых соответствующие органы управления осуществляют государственное управление использованием атомной энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;». 3. В Положении о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4383): а) в пункте 2 слова «и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» заменить словами «, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

б) в подпункте «а» пункта 3 слова «и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» заменить словами «органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». 

Ссылка на основную публикацию