Приложение 9. Распределение ассигнований на целевую государственную поддержку ведущих высших учебных заведений страны (министерствам и ведомствам) и перечень ведущих высших учебных заведений страны

Недавно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появились предварительные тексты документов, необходимых для реализации этой программы.

Помимо проекта постановления там опубликованы проекты порядка отбора вузов и порядка предоставления грантов из государственного бюджета. До 5 апреля проходила их экспертиза, в результате которой всё одобрили.

Правда, утверждённые варианты документов пока не опубликовали.

Как отметили в пресс-службе Минобрнауки, это самый масштабный проект по господдержке университетов за всю историю. Участие в нём сможет принять не менее 100 вузов из всех регионов.

Предполагается, что программа обеспечит равномерное развитие высшего образования и науки во всей стране. Она также должна способствовать увеличению вклада вузов в достижение национальных целей и доступности качественного высшего образования в регионах.

Её участники будут ежегодно получать базовый грант размером в 100 млн рублей на развитие социально-экономических проектов. Но и это не всё.

Государство также готово поддерживать образовательные учреждения дополнительными суммами, которые можно будет вложить в развитие отраслевого, территориального и исследовательского лидерства.

Так, участниками смогут стать педагогические, медицинские и аграрные вузы — то есть учебные заведения узкой направленности.

Программа разработана в Минобрнауки в рамках федеральных проектов «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» и «Кадры для цифровой экономики», а также национального проекта «Наука и университеты». Все они являются частью национальной программы «Цифровая экономика РФ». Доклад о её реализации будет составляться и публиковаться ежегодно, начиная с 2022 года.

Согласно опубликованному регламенту, оценкой и отбором вузов для участия в «Приоритете-2030» займутся независимые эксперты из конкретных областей науки и экономики. Причём особое значение будет иметь вклад университетов в развитие регионов и увеличение производства наукоёмкой продукции, а также уникальность и прорывной характер исследований и разработок.

Ещё в прошлом году глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что основой программы станут консорциумы. Их участниками могут быть вузы, другие научные организации и предприятия.

Предполагается, что консорциумы должны стать связующим звеном между академической средой, прикладной наукой и промышленностью.

Чуть позднее глава РАН Александр Сергеев заявил, что такого рода объединения помогут в борьбе с дефицитом финансирования научных исследований.

В рамках отбора определены четыре категории вузов, которые могут попасть в программу. Для каждой из них отдельно утверждают дополнительные критерии.

Однако есть и общее требование для всех: количество очно обучающихся студентов должно быть не менее 4 тысяч — и далее этот минимальный показатель сдвигается выше до 2030 года. К этому времени он уже должен составлять не менее 16 тысяч человек.

Правда, непонятно, откуда в небольших региональных вузах может взяться столько учащихся. По всей видимости, консорциумы призваны решить и эту проблему. Далее прописаны правила, касающиеся финансирования вузов, а также обозначающие необходимое количество первокурсников.

Как пояснили Skillbox Media в пресс-службе Минобрнауки, для участия вузы должны будут предоставить программы развития (или их проекты), разработанные на десятилетний период. При этом обязательно нужно учесть положения, обозначенные в следующих документах:

  • Стратегия научно-технологического развития РФ, утверждённая указом президента от 01.12.2016 №642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
  • Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства от 13.02.2019 №207-р;
  • стратегии социально-экономического развития регионов;
  • отраслевые документы стратегического планирования РФ.

Именно на их основе будет оцениваться вклад университетов в развитие своего региона. В Министерстве также уточнили, что после утверждения постановления правительства «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства ִִ„Приоритет-2030»» ведомство сформирует и утвердит перечень показателей результативности вузов.

Кроме того, в проекте порядка отбора университетов содержатся критерии, которые касаются программ развития учебных заведений. Они должны включать:

  • подготовку кадров для приоритетных направлений научно-технологического развития;
  • стратегию развития материально-технических условий деятельности университетов;
  • способы привлечения иностранных студентов;
  • планы цифровой трансформации;
  • амбициозные цели и успешные результаты программы развития вуза.

Помимо этого, вузы должны тиражировать свои практики в других университетах, которые не участвуют в программе.

Итак, начало положено. Теперь ждём утверждения постановления правительства и перечень от Минобрнауки, чтобы узнать детали реализации программы.

Дополнено 20.04.21

Согласно заявлению заместителя главы Минобрнауки Дмитрия Афанасьева, ведомство ожидает, что кабинет министров примет ключевые решения по программе к маю.

Обложка: Megan_Rexazin / Pixabay

Александра Лапина

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

16 марта 2013 14:40

Постановление от 16 марта 2013 года №211. Будет способствовать увеличению количества российских университетов, занимающих лидирующие позиции в мировых рейтингах университетов, а также усилению конкурентоспособности российской экономики через повышение качества российского образования.

Справка

  • Постановление от 16 марта 2013 года №211 в действующей редакции

Документ разработан Минобрнауки России в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающим повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 года №2006-р, и внесён Минобрнауки России. Указанный план мероприятий разработан во исполнение абзаца десятого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Согласно документу, в 2013 году бюджетные ассигнования федерального бюджета в размере 9 млрд рублей, предусмотренные Министерству образования и науки, будут направлены на осуществление государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, включая организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурса на предоставление государственной поддержки на данные цели, а также методическое и аналитическое сопровождение государственной поддержки в размере не более 6% указанных бюджетных ассигнований.

Во исполнение постановления также будет образован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Минобрнауки поручено внести предложения по составу Совета.

Кроме того, документом утверждены Положение о Совете по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, а также Правила распределения и предоставления субсидий на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Программы повышения конкурентоспособности включают в том числе следующие мероприятия:

  • формирование кадрового резерва руководящего состава вузов и привлечение на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях;
  • привлечение в вузы молодых научно-педагогических работников, имеющих успешный опыт работы в научно-исследовательской и образовательной сферах в ведущих зарубежных и российских университетах и научных организациях;
  • реализация вузами программ международной и внутрироссийской академической мобильности;
  • совершенствование деятельности аспирантуры и докторантуры;
  • внедрение в вузах новых образовательных программ в партнёрстве с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями;
  • привлечение студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах;
  • реализация научно-исследовательских проектов и опытно‑конструкторских проектов с привлечением к руководству ведущих иностранных и российских учёных и (или) совместно с перспективными научными организациями, российскими и международными высокотехнологичными организациями.

Реализация постановления будет способствовать увеличению количества российских университетов, занимающих лидирующие позиции в мировых рейтингах университетов, а также усилению конкурентоспособности российской экономики через повышение качества российского образования.

Результативность достижения вузами – участниками проекта поставленных в программах повышения конкурентоспособности целей будет определяться на основе критериев международных глобальных рейтингов: академического рейтинга университетов мира, рейтинга университетов мира «Таймс», всемирного рейтинга университетов .

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Правительство России подготовило для обсуждения Проект Постановления Правительства России «О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций высшего образования в целях научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и регионального развития»

Ссылка на файл

http://fgosvo.ru/uploadfiles/PostPrav/PrGOV2020.pdf

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • к проекту постановления Правительства Российской Федерации

«О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций высшего образования в целях научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы

Читайте также:  Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

высшего образования и регионального развития

»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки российских образовательных организаций высшего образования в целях научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и регионального развития» (далее – проект постановления) разработан в рамках исполнения пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 г. № ДМ-П8-9372, а также в целях достижения национальной цели развития Российской Федерации, определенной подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и решения задач пространственного развития страны (далее соответственно – проект постановления, национальная цель).

  1. Разработка проекта постановления осуществлена в рамках достижения результатов федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» (далее – федеральный проект):
  2. «Проведена ротация и конкурсный отбор университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, не менее 30 университетов получают государственную поддержку (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации); сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 года»;
  3. «

К 2024 году каждая образовательная организация высшего образования, обеспечивающая подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, достигает следующих показателей: совместно с партнерами реального сектора экономики разрабатывает адаптивные, практико-ориентированные и гибкие образовательные программы высшего образования, которые обеспечивают получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требования рынка труда, в том числе в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы, здоровьесбережения применительно к их будущим областям профессиональной деятельности; не менее 70% научно-педагогических работников постоянно обновляют свои профессиональные знания и компетенции на основе актуальных достижений науки и технологий, современных профессиональных требований, перспективных задач отрасли; не менее 70% работников из числа профессорско-преподавательского состава участвуют в исследованиях и разработках по вопросам, относящимся к предмету преподавания, привлекают к этим исследованиям обучающихся; наличие программ развития, разработанных совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих в том числе трудоустройство выпускников в данных субъектах Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга); не менее 10% выпускников трудоустраиваются на основе договора о целевом обучении (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга); сформирован фонд целевого капитала; вовлечение общественно-деловых объединений и представителей работодателей в управление развитием образовательной организацией, в том числе через представительство

в коллегиальных органах управления»;

«Разработан и внедрен механизм присвоения категории «национальный исследовательский университет» образовательным организациям высшего образования и регулярного подтверждения присвоенной категории».

Проектом постановления предполагается реализация с 2021 года единой программы государственной поддержки не менее 100 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации – Программы стратегического академического лидерства (далее соответственно – университеты, единая программа). Конкурсный отбор участников единый программы впервые будет проведен в 2020 году.

Единая программа позволит сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада вузов в достижение национальной цели и выполнить поручения Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 6 февраля 2020 г., от 28 марта 2020 г. № Пр-589 в части организации повышения научно-образовательного потенциала университетов и научных организаций, а также обеспечения участия образовательных организаций высшего образования

в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.

  • Проектом постановления утверждаются:
  • Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки российским образовательным организациям высшего образования, реализующим программы развития, направленные на кадровое обеспечение мероприятий по вхождению Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира и обеспечению темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности (далее соответственно – Правила, государственная поддержка, гранты);
  • Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»;

Положение о Совете по государственной поддержке по созданию и развитию национальных исследовательских университетов (далее – Совет

по развитию НИУ);

  1. Положение о Совете по государственной поддержке по созданию и развитию национальных опорных университетов (далее – Совет по развитию НОУ).
  2. Правила устанавливают порядок и условия предоставления вузам начиная с 2021 года грантов в форме субсидий из федерального бюджета в целях реализации их программ развития.
  3. Грант на реализацию программ развития вуза состоит из:

1. Базовой части гранта, предельный размер которой составляет не более 100 млн рублей на один вуз ежегодно (далее – базовый грант). Базовые гранты предоставляются вузам, отобранным конкурсной комиссией, возглавляемой Министром науки и высшего образования Российской Федерации.

Базовая часть гранта предоставляется не более 100 вузам.

2.

Специальной части гранта на развитие национальных исследовательских университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий (далее соответственно – НИУ, грант на развитие НИУ), или специальной части гранта на развитие национальных опорных университетов, ориентированных на социально-экономическое развитие территорий присутствия и (или) научно-технологическое развитие отраслей экономики и социальной сферы в субъектах Российской Федерации (далее соответственно – НОУ, грант на развитие НОУ).

  • Вуз в своей заявке указывает, на какие части гранта он претендует (только на базовый грант или на базовый грант и одну из специальных частей гранта – грант на развитие НИУ или грант на развитие НОУ).
  • Гранты на развитие НИУ предоставляются вузам из числа отобранных конкурсной комиссией для предоставления базового гранта, с учетом рассмотрения проектов программ развития этих вузов на заседании Совета по развитию НИУ.
  • Гранты на развитие НОУ предоставляются вузам из числа отобранных конкурсной комиссией для предоставления базового гранта, с учетом рассмотрения программ развития этих вузов на заседании Совета по развитию НОУ.

Размеры грантов на развитие НИУ и грантов на развитие НОУ устанавливаются вузам с учетом коэффициентов, определяемых Советом по развитию НИУ или Советом по развитию НОУ соответственно (далее – Советы) по результатам рейтингования с учетом фактических значений показателей результативности

и оценки Советами программ развития вузов.

Вузы, которые получают гранты, являются участниками единой программы.

В целях обеспечения участия в конкурсном отборе большого числа вузов Правилами предусмотрены пять групп входных критериев.

При этом, предусматривается возможность участия в единой программе вузов, не отвечающих входным критериям по вхождению в рейтинги или по количественным параметрам, оценивающим численность студентов, совокупный объем доходов вуза и доходы от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Дополнительным условием для этих вузов является наличие обязательства вуза по соответствию рейтинговым или количественным критериям в срок не более 2 лет после проведения конкурса, а также:

  1. обязательства от органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен вуз, и (или) федерального органа государственной власти, в ведомственном подчинении которого находится вуз, и (или) государственной компании осуществлять софинансирование реализации вузом программы развития в объеме не менее размера базового гранта;
  2. или
  3.  обязательства вуза по объединению с другими вузами и (или) научными организациями не позднее чем через 2 года после года после проведения конкурса.
  4. Эта группа вузов, является кандидатами на участие в единой программе и начинает получать базовый грант только после выполнения заявленных обязательств.
  5. Кроме того, Правила учитывают особенности вузов творческой направленности в части установления входных критериев для участия в конкурсе и методик расчета отдельных показателей результативности и индикаторов программы развития этой категории вузов.
  6. В Правила включен перечень мероприятий, на реализацию которых в рамках программ развития вузов предоставляются гранты
  7. Правилами предусмотрено установление на плановый десятилетний период набора показателей результативности, различающегося для каждой части гранта, достижение которых должно обеспечить в вузах, в отношении которых осуществляются меры государственной поддержки:
  8. увеличение вклада в отраслевую и (или) региональную экономику;
  9. привлечение абитуриентов, студентов и аспирантов, проявивших выдающиеся способности;
  10. реализацию адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ образовательных программ и сетевое взаимодействие с ведущими российскими и иностранными организациями;
  11. наращивание научно-исследовательского потенциала;
  12. улучшение ресурсной обеспеченности и диверсификацию структуры доходов вуза;
  13. наращивание кадрового потенциала;
  14. поддержку молодых ученых;
  15. повышение эффективности системы управления вузом;
  16. продвижение в институциональных и (или) предметных (отраслевых) мировых рейтингах.
  17. Значения показателей результативности используются при расчете размеров штрафных санкций для всех частей гранта и для определения размеров грантов на развитие НИУ и грантов на развитие НОУ.
Читайте также:  Статья 1. рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

Правилами также предусмотрено установление на плановый десятилетний период набора индикаторов реализации программы развития вуза, различающегося для каждой части гранта, информация о фактических значениях которых используется конкурсной комиссией, Советом по развитию НИУ и Советом по развитию НОУ в качестве дополнительных информационных материалов

при оценке программ развития вуза (в том числе скорректированных (актуализированных) и (или) отчетов об их реализации.

  • Утверждаемый проектом постановления Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» определяет новый механизм присвоения и регулярного подтверждения категории «национальный исследовательский университет» в рамках конкурса на предоставление грантов, проводимого в соответствии с Правилами.
  • Проектом постановления предусмотрено направление бюджетных ассигнований федерального бюджета на организационно-техническое, информационное, методическое, экспертно-аналитическое сопровождение мер государственной поддержки, что позволит реализовать мероприятия, предусмотренные Планом мероприятий по реализации федерального проекта, а именно проведение мониторинга реализации программ вузов, проведение заседаний Советов с целью оценки результативности реализации программ вузов, оценка динамики повышения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования, оказание информационной поддержки деятельности университетов в российских и международных СМИ, а также на информационных Интернет-ресурсах.

Проект постановления включает предложения об увеличенных объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Минобрнауки России на предоставление грантов, соответствующих уровню финансирования аналогичных государственных инициатив в зарубежных странах. Общая потребность в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета на 2021-2024 годы составляет 198,22 млрд рублей, из них гранты на поддержку университетов составляют 196,06 млрд рублей.

В рамках федерального проекта на реализацию единой программы предусмотрено 52,37 млрд рублей.

Кроме того за счет предлагаемого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации перераспределения  части бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Минобрнауки России на реализацию других результатов федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Новые возможности для каждого», «Экспорт образования» национального проекта «Образование», на реализацию единой программы дополнительно будет направлено 68,42 млрд рублей. При этом, объем дополнительных средств федерального бюджета составляет 77,44 млрд рублей.

  1. В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
  2. Утверждение проекта постановления повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
  3. Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
  4. Проект постановления оказывает влияние на расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  5. Реализация указанного постановления потребует выделение дополнительных средств из федерального бюджета.

Перечень поручений по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию

Документы

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета и Совета при Президенте по науке и образованию, состоявшегося 6 февраля 2020 года.

Добавить в Календарь

  • 1.
    Правительству Российской Федерации:
  • а) в целях создания
    объектов жилищного строительства, социальной и транспортной инфраструктуры
    для привлечения и комфортного проживания обучающихся и работников
    образовательных и научных организаций обеспечить координацию мероприятий,
    предусмотренных национальным проектом «Наука», по созданию
    научно-образовательных и научных центров мирового уровня, сети уникальных
    установок класса «мегасайенс» и мероприятий, предусмотренных национальными
    проектами «Образование», «Жильё и городская среда» и «Безопасные и качественные
    автомобильные дороги».
  • Срок – 1 июля
    2020 г.;

Добавить в Календарь

б) актуализировать порядок
установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования, контрольных цифр приёма
на обучение по таким программам за счёт бюджетных ассигнований
федерального бюджета и порядок установления квоты приёма на целевое
обучение, предусмотрев при этом:

Добавить в Календарь

согласование органами
государственной власти субъектов Российской Федерации общих объёмов контрольных
цифр приёма на обучение по образовательным программам высшего
образования всех уровней за счёт бюджетных ассигнований федерального
бюджета и их распределение между организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по соответствующим образовательным
программам, расположенными на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации, а также квоты приёма на целевое обучение
по специальностям и направлениям подготовки высшего образования;

Добавить в Календарь

создание при Правительстве
Российской Федерации координационного органа с участием представителей
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и крупнейших работодателей для решения
вопросов, касающихся планирования и распределения контрольных цифр приёма
на обучение по образовательным программам высшего образования,
установления квоты приёма на целевое обучение.

Срок – 1 сентября
2020 г.;

Добавить в Календарь

в) с учётом ранее
данного поручения об увеличении общего объёма контрольных цифр приёма
на обучение по образовательным программам высшего образования предусмотреть
поэтапное выделение на эти цели из федерального бюджета
дополнительных бюджетных ассигнований в размере не менее
70 млрд. рублей к 2024 году.

Доклад –
до 1 сентября 2020 г., далее – ежегодно;

Добавить в Календарь

г) обеспечить внесение
в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

участие представителей
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
в наблюдательных (попечительских, управляющих) советах федеральных
государственных образовательных организаций высшего образования
и наделение этих советов функциями по согласованию и мониторингу
реализации программ развития этих организаций;

Добавить в Календарь

возможность финансового
обеспечения реализации образовательных программ высшего образования, проведения
научных исследований в федеральных образовательных организациях высшего
образования и научных организациях и реализации программ развития
этих организаций за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов
Российской Федерации, а также участие субъектов Российской Федерации
в формировании инфраструктуры федеральных государственных образовательных
организаций высшего образования и научных организаций при условии
выполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации в полном
объёме;

Добавить в Календарь

возможность выделения
из бюджетов субъектов Российской Федерации без проведения дополнительных
конкурсных процедур бюджетных ассигнований образовательным и научным
организациям, реализующим по итогам проведённого на федеральном
уровне конкурсного отбора проекты и мероприятия, условиями которых предусматривается
обязательное финансовое участие субъектов Российской Федерации.

Срок – 31 марта
2021 г.;

Добавить в Календарь

д) организовать в целях
повышения научного и образовательного потенциала образовательных
организаций высшего образования и научных организаций работу:

по объединению наиболее
близких по характеру решаемых задач федеральных государственных
образовательных организаций высшего образования и научных организаций
независимо от их ведомственной принадлежности с учётом особенностей
развития отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской
Федерации. Предусмотреть финансовую поддержку этих мероприятий;

Добавить в Календарь

по реорганизации
федеральных государственных образовательных организаций высшего образования (их
филиалов), признанных неэффективными по результатам мониторинга
образовательной деятельности, обеспечив право обучающихся на завершение
обучения в других федеральных государственных образовательных
организациях.

Доклад –
до 30 ноября 2020 г., далее – ежегодно;

Читайте также:  Федеральный закон от 15.06.1996 N 73-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

Добавить в Календарь

  1. е) обеспечить:
  2. включение в программы
    развития федеральных государственных образовательных организаций высшего
    образования разделов, отражающих участие этих организаций
    в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
  3. Срок – 1 марта
    2021 г.;

Добавить в Календарь

проведение анализа
распределения бюджетных ассигнований федерального бюджета на обеспечение
подготовки по образовательным программам высшего образования
по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки
и увеличение объёмов таких бюджетных ассигнований, выделяемых
образовательным организациям высшего образования, расположенным
в различных субъектах Российской Федерации (за исключением
г. Москвы и г.Санкт‑Петербурга), независимо от ведомственной
принадлежности этих организаций, в том числе путём увеличения нормативных
затрат на финансовое обеспечение реализации соответствующих
образовательных программ.

Доклад –
до 31 июля 2020 г. и до 30 ноября 2020 г.;

Добавить в Календарь

регулярное обновление списка
наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных
профессий, которые требуют наличия среднего профессионального образования.

При
необходимости предоставить образовательным организациям право самостоятельно
сокращать сроки обучения по этим профессиям при условии выполнения
обучающимися требований к результатам освоения соответствующих образовательных
программ.

Доклад –
до 1 сентября 2020 г., далее – ежегодно;

Добавить в Календарь

реализацию пилотного проекта
по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества
подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего
образования (в том числе путём проведения независимых профессиональных
экзаменов), в целях определения соответствия уровня их подготовки
требованиям работодателей и (или) их объединений и актуализации
федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям
подготовки, специальностям высшего образования. По итогам реализации
пилотного проекта представить предложения о дальнейшем проведении внешней
оценки качества подготовки обучающихся.

Доклад –
до 1 декабря 2020 г., далее – ежегодно;

Добавить в Календарь

реализацию в отдельных
субъектах Российской Федерации пилотного проекта по разработке
и внедрению цифровой платформы прогнозирования потребности субъектов
Российской Федерации и крупнейших работодателей в профессиональных
кадрах.

Предусмотреть участие в реализации этого проекта работодателей и их
объединений.

По итогам реализации пилотного проекта представить
предложения о внесении изменений в методику определения потребности
субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших
работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную
и долгосрочную перспективу.

Доклад –
до 31 мая 2021 г., далее – ежегодно;

Добавить в Календарь

ж) принять меры
по расширению автономии образовательных организаций высшего образования
и сокращению избыточного государственного регулирования образовательной
деятельности. В этих целях:

Добавить в Календарь

обеспечить пересмотр перечня
специальностей и направлений подготовки высшего образования, номенклатуры
научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени.

Принять
меры по их укрупнению, созданию условий для подготовки кадров с высшим
образованием и проведению научных исследований на междисциплинарной
основе.

Учитывать необходимость сохранения особенностей подготовки кадров
по программам специалитета для отдельных отраслей экономики;

Добавить в Календарь

обеспечить предоставление
организациям, осуществляющим образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования, права самостоятельно
формировать профили образования внутри специальностей и направлений
подготовки высшего образования в целях обеспечения подготовки кадров для
новых и перспективных областей профессиональной деятельности;

Добавить в Календарь

обеспечить привлечение
специалистов-практиков к преподавательской работе в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего
образования, в том числе по совместительству, без предъявления
к ним требований о наличии учёной степени, учёного звания, иных
требований, касающихся наукометрических показателей.

Доклад – до 30
октября 2020 г.;

Добавить в Календарь

з) разработать
и внедрить механизмы финансового обеспечения:

реализации образовательных
программ в сетевой форме, в том числе образовательных программ,
предусматривающих выдачу документов об образовании
и о квалификации несколькими организациями, осуществляющими
образовательную деятельность (программы «двойных» дипломов);

Добавить в Календарь

и) принять меры, направленные
на стимулирование участия работодателей в модернизации инфраструктуры
профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций
высшего образования, закупках современного производственного оборудования
и расходных материалов, необходимых для осуществления образовательной
деятельности, а также меры, направленные на осуществление
практической подготовки обучающихся на базе организаций работодателей.
Предусмотреть право работодателя включать соответствующие расходы в состав
расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций,
а также право осуществлять мониторинг использования названной
инфраструктуры.

Срок – 15 декабря
2020 г.;

Добавить в Календарь

к) рассмотреть вопросы:

о введении
образовательных программ «прикладного бакалавриата» по отдельным специальностям
и направлениям подготовки и о возможности реализации таких
программ отдельными профессиональными образовательными организациями;

Добавить в Календарь

о расширении перечня
юридических лиц, заключение договоров о целевом обучении с которыми
даёт гражданину право на приём на целевое обучение
по образовательным программам высшего образования за счёт бюджетных
ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации
и местных бюджетов в пределах установленной квоты, в том числе
о включении в этот перечень организаций, признанных
сельскохозяйственными товаропроизводителями;

Добавить в Календарь

об установлении единых
требований к приёму на обучение по образовательным программам
высшего образования независимо от формы и условий получения
поступающими среднего общего образования (в том числе при получении такого
образования в рамках освоения образовательных программ среднего
профессионального образования).

Доклад –
до 30 июня 2020 г.;

Добавить в Календарь

л) в целях обеспечения
российских образовательных организаций высшего образования, научных
организаций, научно‑образовательных и научных центров мирового уровня
высококвалифицированными научными и научно‑педагогическими кадрами:

Добавить в Календарь

предусмотреть при проведении
конкурса по распределению контрольных цифр приёма на обучение
по образовательным программам подготовки научно‑педагогических кадров
в аспирантуре (адъюнктуре) учёт наличия у организации, осуществляющей
образовательную деятельность по соответствующим образовательным
программам, государственного задания, грантов и других источников
финансирования научных исследований и разработок, которые могут быть
использованы для организации научной деятельности аспирантов (адъюнктов).

Срок – 1 июля
2020 г.;

Добавить в Календарь

обеспечить поэтапное
увеличение квоты приёма на целевое обучение по образовательным
программам подготовки научно‑педагогических кадров в аспирантуре
(адъюнктуре), предусмотрев для аспирантов обязательство по проведению
научного исследования и представлению диссертации к защите
в установленные сроки получения образования, а для заказчиков
целевого обучения – обязательство по трудоустройству аспиранта
в научной организации или образовательной организации высшего образования
(в том числе в период обучения) и оказанию ему мер поддержки.

Доклад –
до 1 февраля 2021 г. и до 15 декабря
2023 г.;

Добавить в Календарь

м) в целях повышения
эффективности государственной поддержки студентов, аспирантов и молодых
исследователей обеспечить:

разработку механизмов доступа
студентов, аспирантов и молодых исследователей, являющихся получателями
установленных на федеральном уровне специальных денежных поощрений
и иных мер стимулирования, в том числе стипендий, грантов
и премий Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, к научному оборудованию образовательных организаций высшего
образования и научных организаций, необходимому для решения задач,
предусмотренных условиями получения соответствующих поощрений и мер
стимулирования;

Добавить в Календарь

систематизацию олимпиад, иных
интеллектуальных (творческих) конкурсов, физкультурных и спортивных
мероприятий, а также иных видов деятельности обучающихся, результаты
которых учитываются при предоставлении им специальных денежных поощрений
и иных мер стимулирования на федеральном уровне;

Добавить в Календарь

анализ условий и порядка
предоставления на федеральном уровне специальных денежных поощрений
студентам, аспирантам и молодым исследователям, оказания иных мер
стимулирования, в том числе условий и порядка предоставления
стипендий, грантов и присуждения премий Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации. По результатам проведённого
анализа представить предложения об упразднении неэффективных
и дублирующих мер стимулирования, а также об увеличении размеров
специальных денежных поощрений, признанных эффективными.

Срок – 1 августа
2020 г.;

Добавить в Календарь

н) рассмотреть вопрос
о проектировании и создании в Российской Федерации принципиально
нового перспективного источника синхротронного излучения, превосходящего
по техническим характеристикам имеющиеся и проектируемые иностранные
аналоги, а также новейшего отечественного научно‑образовательного
медицинского центра ядерной медицины. Определить источники финансового
обеспечения этих мероприятий и при необходимости обеспечить внесение
соответствующих изменений в нормативные правовые акты Президента
Российской Федерации, в паспорт национального проекта «Наука»,
а также внести необходимые изменения в свои нормативные правовые
акты.

Срок – 1 июня
2020 г.

Ответственный: Мишустин М.В.

2. Администрации Президента
Российской Федерации направить в Правительство Российской Федерации
предложения, касающиеся повышения роли субъектов Российской Федерации
в подготовке кадров для отраслей экономики и социальной сферы,
подготовленные высшими должностными лицами (руководителями высших
исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Срок – 31 марта
2020 г.

Ответственный: Левитин И.Е.

Добавить в Календарь

3. Рекомендовать органам
государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) создать при высших
должностных лицах (руководителях высших исполнительных органов государственной
власти) субъектов Российской Федерации координационные и (или)
совещательные органы по вопросам высшего образования и науки;

Добавить в Календарь

  • б) расширять практику
    заключения договоров о целевом обучении со студентами образовательных
    организаций высшего образования в целях обеспечения кадровых потребностей
    отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.
  • Доклад – до 1
    октября 2020 г.
  • Ответственные: высшие
    должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной
    власти) субъектов Российской Федерации.

Последнее обновление материала 31 марта 2020 года, 11:23

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]