Статья 13. обустройство дорог объектами сервиса

Мировые тенденции и прогресс технологий диктуют необходимость развития придорожной инфраструктуры. В скором времени и для беспилотников своя инфраструктура потребуется, а в России до сих пор даже не на всех федеральных трассах есть современные многофункциональные зоны.

Если сравнить придорожный сервис в центральной части страны и, например, в Сибирском округе, сразу обрисуется еще ряд проблем. Обсуждению наиболее актуальных проблем и возможных путей их решения на выставке «Дорога 2018» посвятили отдельный круглый стол.

Вопрос с примыканиями

Развитие объектов дорожного сервиса (ОДС) — одно из ключевых направлений Транспортной стратегии России на период до 2030 года, а также одна из наиболее перспективных задач Росавтодора.

Об этом в рамках «Дороги 2018» заявил начальник Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александр Лукашук.

Минтранс РФ утвердил разработанный Росавтодором план реализации Концепции развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог федерального значения.

Согласно Генеральной схеме ОДС на федеральных трассах планируется разместить более 744 объектов дорожного сервиса, в том числе 46 автозаправочных станций, 426 площадок отдыха, 50 пунктов питания, 166 станций технического обслуживания, 56 мотелей, 230 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), 271 многофункциональную зону (МФЗ).

Планы амбициозные, однако говорить о развитии придорожного сервиса без упоминания о примыканиях непосредственно к самим дорогам невозможно. 

Отдельно друг от друга объект придорожного сервиса и дорога существовать не могут.

Росавтодор совместно с Минтрансом РФ решили откорректировать нормативно-правовую базу и, наконец, разобраться, что же такое примыкание, примыкание дороги к дороге, примыкание объекта придорожного сервиса к автомобильной дороге.

Сейчас четких определений у этих понятий нет.

«Соответствующие предложения сформулированы, в дискуссионном порядке с Минтрансом эти вопросы проговариваем. Один вопрос остался пока не решенным.

Всё-таки, примыкание к объекту придорожного сервиса — это элемент дороги или элемент дорожного сервиса? Здесь много градостроительных, имущественных нюансов», — сообщил в рамках круглого стола заместитель начальника Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Владимир Яшков.

Чиновник уверен, что в одночасье нельзя принимать решение о том, что все примыкания должны войти в состав дорог. Например, на федеральных трассах страны сосредоточено 12 тыс. объектов дорожного сервиса, то есть, 12 тыс. примыканий. Это плюс 10 тыс. км дорог.

«Это дополнительные затраты для федерального бюджета. Вопрос не такой легкий, как кажется. Мы предлагаем дифференцированный подход», — заявил Яшков, не раскрывая подробностей дифференциации.

На грани вымирания

Пока в европейской части страны дорожников больше заботит юридический вопрос с примыканиями, в Сибири и на Дальнем Востоке бьют тревогу — объектов придорожного сервиса становится меньше, бизнес к ним не идет.

«Проводя анализ размещения объектов придорожного сервиса вдоль наших федеральных дорог, столкнулись с проблемой, что они у нас сейчас вымирают. Раньше же стремились к развитию. У нас есть СНиПы, ГОСТы, по требованиям к объектам придорожного сервиса должны быть обустроены примыкания.

Большинство объектов сервиса на территории Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока — это объекты, которые построили в начале 90-х годов.

За это время претензионной исковой работой и требованиями мы были вынуждены закрыть или снести до 50% этих объектов», — рассказал начальник отдела имущественных отношений «Сибуправтодора» Игорь Осипов.

Статья 13. Обустройство дорог объектами сервиса

По его словам, в Новосибирской области насчитывается 107 объектов дорожного сервиса, из них 89 обустроены всем необходимым: переходно-скоростными полосами, островками безопасности, освещением, дорожной разметкой.

Остальные 16 — еще нет, по ним ведется претензионно-исковая работа.

«Мы уверены, что, наверное, 50% этих объектов потом будут закрыты по решению суда, поскольку собственники просто не успевают зарабатывать деньги, чтобы обустраивать свои объекты», — отметил Осипов.

Интенсивность движения на федеральных трассах в Сибири составляет порядка 3-5 тыс. автомобилей в сутки, поэтому прибыль у владельцев придорожного сервиса низкая, при этом ее необходимо еще вкладывать в развитие объекта.

Так, собственник должен на свои деньги спроектировать и построить примыкание, которое для дороги II категории, например, обойдется в 12-13 млн рублей, плюс еще нужно заплатить за технические условия и инженерные коммуникации. «Получается, в пределах 30 млн рублей нужно вложить первоначально, еще не получая прибыли от своего объекта.

Через 7 лет у нас капитальный ремонт дороги, собственник опять должен обустраивать примыкание, это еще 7-10 млн рублей», — заявил представитель «Сибуправтодора».

По словам дорожника, в правительстве Новосибирской области год назад рассматривали крупные инвестиционные проекты, обещали, что большой бизнес придет на федеральные дороги и вложит почти 800 млн рублей. 

«С апреля месяца только одна компания пришла, получив от нас технические условия, сразу же испарилась. Никто не идет. 

Нам нужна поддержка, чтобы участники дорожного движения нормально передвигались по нашим федеральным трассам», — обратился к представителям бизнеса и федеральным чиновникам Игорь Осипов.

Несмотря на то, что каждый владелец объекта придорожного сервиса просчитывает бизнес-план, учитывает все риски и издержки, представитель «Сибуправтодора» считает, что нужно попробовать изменить законодательную базу по примыканиям.

Например, чтобы после строительства предприниматель передавал примыкание государству, ведь по этому участку дороги всё равно движутся автомобилисты, пользующиеся трассой.

Выйти с соответствующей инициативой и поддержать предпринимателей должно бизнес-сообщество, считает дорожник.

МФЗ, газомоторные коридоры, мотели и фастфуд

Путешествуя на автомобиле по европейской части России, с нехваткой объектов придорожного сервиса практически не сталкиваешься, разве что с их качеством. Этого опасаются и в Федеральном дорожном агентстве — чтобы под прикрытием многофункциональных зон вдоль трасс не «плодились» так называемые шашлычные. 

«Мы предварительно согласовали возможность строительства площадок отдыха, но с региональными коллегами нужно будет прорабатывать этот вопрос.

Запроектировать и построить площадку стоит 30-50 млн рублей, а по итогу на ней может появиться шашлычная, должны быть иные приоритеты.

Нужно вводить дополнительные требования, либо регион, либо инвестор должен будет гарантировать, что площадка отдыха будет развиваться как многофункциональная зона. Эти проекты мы сейчас обсуждаем», — отметил Владимир Яшков.

Статья 13. Обустройство дорог объектами сервиса

МФЗ в идеале должна включать в себя не только автозаправку, но и кафе, гостиницу, стоянки для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, место для зарядки электромобилей, детскую и спортивную площадки, зону отдыха, СТО и площадку для автокемперов. В стране площадок, где есть хотя бы большая часть из перечисленного, — единицы. Пока же все эти объекты разбросаны вдоль федеральных трасс, ручаться за качественный сервис крайне сложно, каждый сам за себя. 

Улучшить ситуацию специалисты предлагают с помощью франшизы международных или федеральных компаний.

 

Например, есть договоренность франчайзинга крупнейшего в мире гостиничного бренда мотелей — «Super 8», который узнаваем во всем мире и достаточно демократичен по стоимости услуг.

Еще один пример франчайзинга, но уже в сфере питания — кафе быстрого обслуживания Subway. У этой компании разработана удачная бизнес-модель для АЗС.

Своими силами развивать придорожный сервис Росавтодор намерен совместно с газозаправочной инфраструктурой, которая также требует распространения вдоль федеральных трасс.

Не просто же так Президент РФ Владимир Путин издал специальное поручение о переходе на газомоторное топливо.

Как выяснил представитель департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Анатолий Глухов, выполнить это поручение пользователю дорог крайне сложно.

«Проехал недавно по стране, 5-6 тысяч км намотал по европейской части России. И что поразительно, газомоторное топливо на заправках «Газпрома» в регионах есть менее чем на 30% из них, а то и менее чем на 15%. У остальных сетевых операторов схожая ситуация.

Нужно как-то расширять сеть, а люди сами пойдут.

Со своей стороны отмечу, что Минтранс работает по упрощению процедур системного перехода на газомоторное топливо, в том числе по оформлению специальной разрешительной документации», — отметил в рамках круглого стола Анатолий Глухов.

Компания «Газпром газомоторное топливо» со своей стороны хотела бы везде поставить блоки компримированного природного газа (КПГ), на каждой заправке, но, к сожалению, технических возможностей очень часто нет.

Читайте также:  Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Как рассказал замначальника управления развития бизнеса ООО «Газпром газомоторное топливо» Сергей Кондратенко, во-первых, это связано с ограниченной площадью, во-вторых, поблизости очень часто нет газопровода, блок КПГ не к чему подключить.

Статья 13. Обустройство дорог объектами сервиса

Предприниматель Роман Фатыхов в пример привел небольшую Италию, где насчитывается 2,5 тыс. метановых заправок, в то время как в России к концу 2018 года по плану будет всего 306 таких. «У них метановые станции встроены прямо в помещения, а у нас охранные зоны составляют 100 м.

Может, нужно совместно двигаться в сторону новых норм и СНиПов? Если международный опыт позволяет сократить это расстояние, значит, можно и у нас в России внедрить», — высказал Фатыхов чиновникам и услышал в ответ, что «без бизнес-сообщества этот вопрос точно не сдвинется».

Что касается отсутствия земли на заправках под газомоторное топливо, то представитель Минтранса предположил, что с муниципалитетами всегда можно отработать выделение дополнительных участков, было бы желание.

К слову, желаний и амбиций у «Газпром газомоторное топливо» не отнять.

Компания намерена сформировать газомоторные коридоры практически на всей европейской части России, развивая применение двух видов природного газа в качестве моторного топлива: компримированного (КПГ) и сжиженного (СПГ).

С Росавтодором развивать сеть КриоАЗС (на сжиженном природном газе) «Газпром» планирует от границы с Финляндией до Москвы по трассам А-181 «Скандинавия» и М-10 «Россия».

В качестве приоритетных трасс также М-7 «Волга» и М-5 «Урал». На трассе М-10 «Россия» появится 8 КриоАЗС, что позволит закрыть потребность в СПГ как в топливе на данном маршруте.

Причем данные АЗС будут с возможностью ректификации из СПГ в КПГ, можно будет реализовывать два вида топлива.

В рамках сотрудничества с ГК «Автодор» КриоАЗС в первую очередь появятся на платной трассе М-11, а также на трассах М-1 «Беларусь», М-3 «Украина» и М-4 «Дон». К реализации проекта на магистрали М-11 уже приступили. Первая криозаправка появится на 423-м км (зеркально) в Окуловском районе Новгородской области, всего на платной трассе будет шесть таких заправок.

«Таким образом, в рамках сотрудничества с Росавтодором и «Автодором» мы сформируем газомоторные коридоры практически на всей европейской части России», — отметил Сергей Кондратенко.

В общей же сложности работа по расширению применения компримированного природного газа в качестве моторного топлива на сегодняшний день сконцентрирована в 15 регионах — в Краснодарском крае, Волгоградской, Ленинградской, Московской, Самарской, Нижегородской, Омской, Томской, Новосибирской и Свердловской областях, Санкт-Петербурге и Москве, Республике Башкортостан, Алтайском и Пермском краях.

Многофункциональные зоны сервиса, предоставляющие услуги по заправке автомобилей природным газом, Росавтодор также намерен развивать в сотрудничестве с компанией «НОВАТЭК».

В числе направлений взаимодействия — подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и содействие внедрению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для развития такой инфраструктуры.

Вместе с компанией Electric Motors Club федеральное ведомство намерено развивать дорожную инфраструктуру для электротранспорта вдоль федеральных трасс. Предусмотрена установка специальных заправочных станций и оборудование парковочных мест электрозарядными комплексами.

До конца 2018 года Electric Motors Club разработает программу, определяющую приоритетные магистральные направления и карту таких объектов.

Соглашения с данными компаниями ФДА подписало в рамках выставки «Дорога 2018». По мнению заместителя руководителя Росавтодора Игоря Астахова, подписанные меморандумы показывают высокий интерес частных инвесторов к сфере придорожного сервиса и являются ярким примером совместных с бизнесом действий по созданию комфортной и современной транспортной инфраструктуры.

Автомобильные новости

Подробности Категория: Новости Опубликовано 03.11.2020

  • Статья 13. Обустройство дорог объектами сервиса
  • Правительство утвердило требования к размещению объектов дорожного сервиса на трассах с 1 января 2021 года: на трассах будут размещать кафе, АЗС, СТО, а также зарядки для электромобилей.
  • Речь идёт о Постановлении Правительства от 28 октября 2020 года № 1753 «О минимально необходимых для обслуживания участников дорожного движения требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог, а также требованиях к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса».

Постановление применяется в отношении объектов дорожного сервиса, проектирование строительства или реконструкции которых осуществляется в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения после дня вступления в силу настоящего постановления. А вступает в силу оно с 1 января 2021 года.

Документом утверждены требования по минимальному оснащению и перечню предоставляемых услуг объектами дорожного сервиса.

Кемпинг

Необходимость осуществления сезонного (в период летнего потока пассажиров) приема и обслуживания (с частичным самообслуживанием) владельцев и пользователей транспортных средств (проживание в палаточном городке и частично в легких неотапливаемых помещениях), включая обеспечение освещения всей территории объекта в темное время суток, а также предоставление возможности пользоваться следующими объектами:

  • площадка для стоянки транспортного средства у места проживания;
  • пункт общественного питания;
  • туалеты;
  • душевые кабины;
  • мусоросборники;
  • павильон бытового обслуживания, в том числе места для индивидуального приготовления и приема пищи.

Мотель

Необходимость осуществления круглогодичного приема и обслуживания владельцев и пользователей транспортных средств с кратковременным и длительным сроком пребывания, включая обеспечение освещения всей территории объекта в темное время суток, а также предоставление возможности пользоваться следующими объектами:

  • пункт общественного питания;
  • туалеты;
  • прачечная;
  • средства связи, позволяющие обеспечить возможность вызова экстренных служб;
  • душевые кабины;
  • мусоросборники;
  • охраняемая площадка для стоянки транспортных средств.

Пункт общественного питания

Обеспечение предоставления возможности покупки продуктов питания и (или) приема пищи на территории пункта общественного питания, освещения всей территории объекта в темное время суток, а также обеспечение предоставления возможности пользоваться следующими объектами:

  • площадка для стоянки транспортных средств;
  • средства связи, позволяющие обеспечить возможность вызова экстренных служб;
  • туалеты;
  • мусоросборники.

Обеспечение предоставления возможности осуществления заправки транспортных средств топливно-смазочными материалами и (или) газовым моторным топливом, освещения всей территории объекта в темное время суток, а также обеспечение предоставления возможности пользоваться следующими объектами:

  • торговый павильон для продажи технических жидкостей и автомобильных принадлежностей;
  • зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями;
  • площадка для остановки транспортных средств;
  • туалеты;
  • мусоросборники;
  • средства связи, позволяющие обеспечить возможность вызова экстренных служб.

Торговый объект

Обеспечение работы торгового павильона, осуществляющего продажу продуктов питания, технических жидкостей и автомобильных принадлежностей, включая предоставление возможности пользоваться следующими объектами:

  • площадка для стоянки легковых автомобилей;
  • мусоросборники.

Станция технического обслуживания

Обеспечение возможности осуществления круглогодичного производства мелкого аварийного ремонта и технического обслуживания легковых автомобилей, включая предоставление возможности пользоваться следующими объектами:

  • площадка для стоянки легковых автомобилей;
  • средства связи, позволяющие обеспечить возможность вызова экстренных служб;
  • туалеты;
  • мусоросборники.

Также в документе прописано, что оборудование объектов дорожного сервиса должно обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к указанным объектам, а также возможность пользования услугами, предусмотренными этими требованиями.

Кроме того, согласно документу, утверждены следующие минимальные расстояние между объектами дорожного сервиса:

Класс (категория) автомобильной дороги Вид объекта дорожного сервиса Количество объектов дорожного сервиса в зависимости от максимально возможного расстояния между объектами дорожного сервиса одного вида
Автомагистраль (IА), скоростная автомобильная дорога (IБ), нескоростная автомобильная дорога (IВ) мотель (кемпинг) 1 на 150 км
пункт общественного питания 1 на 100 км
автомобильная заправочная станция (включая торговый объект, зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями) 1 на 50 км
станция технического обслуживания 1 на 150 км
Нескоростная автомобильная дорога (II), нескоростная автомобильная дорога (III) пункт общественного питания 1 на 100 км
автомобильная заправочная станция (включая торговый объект, зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями) 1 на 100 км
станция технического обслуживания 1 на 150 км
Нескоростная автомобильная дорога (IV) пункт общественного питания 1 на 150 км
автомобильная заправочная станция (включая торговый объект, зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями) 1 на 150 км
станция технического обслуживания 1 на 150 км
Нескоростная автомобильная дорога (V) автомобильная заправочная станция (включая торговый объект, зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями) 1 на 300 км
пункт общественного питания 1 на 300 км
Читайте также:  Статья 38. Ответственность должностных лиц

perevozki-stolitsa.ru

Статья 13. Обустройство дорог объектами сервиса

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Обратно к списку статей

Содержание дорог: нормативные документы

Статья акутальна на: Июнь 2021 г.

Автомобильные дороги, как и другие инженерные сооружения, требуют постоянного ухода и своевременного устранения повреждений и неисправностей, появившихся в процессе эксплуатации. Повреждения дорог, а также износ покрытия происходят от воздействия нагрузок от автомобильного транспорта и влияния природно-климатических факторов.

Содержание автомобильной дороги – это выполняемый в течение всего года комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.

Задача содержания состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.

Работы по содержанию сводятся к уходу за дорогой и поддержанию ее в чистоте. Покрытия дороги систематически очищаются от пыли, грязи, снега, устраняются гололедицы на проезжей части дороги.

Для этих целей используются специальные машины: поливочно-моечные и под-метально-уборочные, дорожные щетки, кюветоочистители, снегоочистители, пескоразбрасыватели и др.

Помимо этого применяется оборудование, навешиваемое на некоторые дорожные машины, автомобили и тракторы (щетки, откосники, косилки и т. п.).

Ремонт и содержание играют большую роль в обеспечении нормального технического состояния дорог. Они приостанавливают развитие повреждений и устраняют причины разрушения.

Однако, несмотря на исключительную важность, эти работы не обеспечены в полной мере средствами механизации, и некоторые виды их выполняются вручную или малоэффективным оборудованием.

Это вынуждает многие дорожные организации проектировать и изготавливать нужное оборудование собственными силами.

Трудности в создании средств механизации для содержания и текущего ремонта обусловлены сравнительно малыми удельными объемами работ на 1 км дороги и наличием на дорогах разных препятствий (дорожных знаков, километровых столбов и т. п.

), ограничивающих работу машин. В настоящее время усилия конструкторов и дорожников направлены к тому, чтобы создать недостающие машины для полного комплекта механизации работ и повысить эффективность и маневренность имеющихся машин.

Состав работ по содержанию автомобильных дорог

1. По полосе отвода, земляному полотну и водоотводу:

– систематическое поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке, т.е. очистка от мусора и посторонних предметов, планировка; скашивание травы и вырубка кустарника с уборкой порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом.

– очистка обочин от пыли и грязи

– систематическое поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода, т.е. прочистка и профилирование кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений; прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации.

– исправление повреждений и планировка откосов насыпей и выемок (с добавлением при необходимости грунта).

– подсыпка, срезка, планирование и уплотнение неукрепленных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах.

– ликвидация съездов и въездов в неустановленных местах, устройство и профилирование летних тракторных путей;

– выполнение мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды

Основные нормативные документы в области содержания дорог

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93

«Автомобильные дороги и улицы

Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»

3.1.2Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

3.1.10Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.

Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.

С 1 января 2021 года объекты дорожного сервиса будут строить по новому стандарту

С 1-го января 2021-го года начнут действовать новые требования к строительству объектов придорожного сервиса, соответствующий документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Правила размещения площадок для отдыха из него убрали, а расстояние между заправками (но только на федеральных трассах) сократили.

О том, что стандарт, который регламентирует удаленность друг от друга объектов придорожного сервиса, будут пересматривать, мы рассказывали в августе этого года. В принципе, в том виде, в каком он тогда обсуждался, документ и принят окончательно.

Если говорить вкратце, то насыщенность заправками, магазинами, кафе и пр. скоростных дорог и дорог первой категории (а это главным образом федеральные трассы и трассы, которые проходят по европейской части России) должна увеличиться, однако для остальных дорог (региональных, муниципальных и тех, которых больше за Уралом) ничего толком не изменится.

Так, например, с 1-го января заправочные станции на дорогах первой категории должны будут строить не дальше чем на 50 км друг от друга (сейчас максимальное расстояние — 100 км), в то время как для дорог других категорий удаленность останется прежней: для второй и третьей — 100 км, четвертой — 150 км, а для пятой — вообще 300 км.

Уменьшится на федеральных трассах и расстояние между мотелями — с 250 до 150 км (притом что нормы к их размещению на других дорогах все так же никак не регламентируются), однако станции технического обслуживания будут отстоять дальше: одна не на 100 км, как сейчас, а на 150 км.

Вместе с тем, что примечательно, из стандарта полностью исключили требования к плотности площадок для отдыха вдоль дорог.

Если сейчас четко очерчивается, что на трассах первой, второй и третьей категории между ними должно быть не больше 50 км, а на дорогах четвертой категории — не больше 75 км, то в новом документе такой пункт, как площадки для отдыха, попросту отсутствует, а значит, по сути, собственники дорог могут их размещать (или не размещать) по собственному усмотрению.

Отчасти это можно объяснить тем, что сокращается расстояние между другими объектами придорожного сервиса (заправками, мотелями), где водители также могут отдохнуть, однако, как уже отмечалось, это предусмотрено преимущественно для федеральных трасс. Кроме того, какие-то новые обязательные к размещению зоны, которые могли бы увеличить плотность мест для отдыха, в стандарт тоже не внесли.

https://trans.ru/news/s-1-yanvarya-obekti-dorozhnogo-servisa-budut-stroit-po-novomu-standartu-plosch…

Сервис вдоль дорог: проблемы, пути развития, оценка

Важность придорожного сервиса в жизни водителя по достоинству можно оценить во время долгой поездки на автомобиле даже в качестве пассажира.

Все плюсы и минусы в данном вопросе сразу становятся видны невооруженным взглядом: тут и отсутствие или наличие мест, где можно заправить не только себя, но и железного коня, а также площадок для отдыха.

Читайте также:  Статья 44. Порядок подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявления и иных документов

Специалисты в данном вопросе в ходе круглого стола с говорящим названием «Развитие транспортной инфраструктуры придорожного сервиса в Российской Федерации вдоль автомобильных дорог федерального значения», который прошел в рамках выставки «Дорога 2019» в Екатеринбурге, обсудили пути развития сервиса вдоль трасс на территории страны.

МФЗ и площадки отдыха водителей

По словам начальника Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Евгения Варова, на мероприятии присутствовали представители сетевых компаний, общественной организации «ОПОРА РОССИИ» и другие заинтересованные стороны. В рамках круглого стола было отмечено, что генеральная схема размещения объектов дорожного сервиса включает более 14 тыс.

точек, еще 32, в том числе девять многофункциональных зон, заработают на федеральных трассах до конца текущего года. Также одной из целей остается задача ликвидировать территориальные и структурные диспропорции в развитии транспортной инфраструктуры.

Для решения этой и других задач в интересах автомобилистов разработана программа «Комфортные дороги», она предполагает совершенствование дорожного сервиса.

Работа в этом направлении должна быть обоюдной, и при нехватке объектов придорожного сервиса необходимо их создавать, при этом не забывая и об интересах бизнеса: на территориях, где строительство экономически невыгодно, предлагается привлекать предпринимателей с помощью предоставления площадки с готовой инфраструктурой.

Схема размещения ОДС должна стать основополагающим документом, позволяющим не только достичь необходимого баланса, но и защитить интересы бизнеса.

Такая схема может быть включена в работу по транспортному планированию, которую ведут регионы в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Предложения по внесению изменений в законодательство уже вынесены и направлены в Правительство РФ в первой редакции. Сейчас профильные структуры совместно готовят дополнения к рассмотрению во втором чтении.

Директор Департамента эксплуатации и безопасности дорожного движения Госкомпании «Автодор» Андрей Казанцев напомнил, что в доверительном управлении ГК находятся трассы М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», М-3 «Украина».

Кроме того, «Автодор» является ответственным исполнителем строительства скоростной дороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург» и Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области. От общей сети подведомственных дорог 73 % относятся к первой категории, а 1425 км трасс эксплуатируются в платном режиме.

«Основные цели — развитие дорог, а также повышение качества обслуживания», — отметил Казанцев.

На данный момент на дорогах Госкомпании находятся 1149 объектов дорожного сервиса, и все они разные. Также обустроено 890 площадок отдыха. Что качается многофункциональных зон (МФЗ), то сейчас реализованы 54 такие площадки, еще шесть появятся до конца года. Таким образом, общее число МЗФ до конца 2019 года достигнет 60.

Добавим, ранее сообщалось, что до 2024 года на трассах, находящихся в ведении ГК «Автодор», планируют обустроить 68 МФЗ. До 2030 года в «Автодоре» планируют разместить на своих магистралях 75 заправок с газомоторным топливом. 

Еще одна задача — анализ расположения объектов сервиса. «На выходе мы должны получить обновленную схему, и на основе этой генеральной схемы станет очевидно, где у нас есть «серые зоны».

Есть участки, где даже в избытке объекты сервиса, а есть — не закрытые, не перекрытые потребности пользователей», — рассказал директор Департамента эксплуатации и безопасности дорожного движения ГК «Автодор».

В данном направлении важно определять инвестиционную привлекательность с точки зрения технической оснащенности: есть ли на этих площадках возможность подключения электроснабжения и проч. В рамках круглого стола было отмечено, что встречаются такие участки, где есть «кусок асфальта», но поблизости отсутствует электричество, что в свою очередь «тормозит» развитие придорожного сервиса.

Оценка придорожного сервиса

С просьбой дать оценку уровню придорожного сервиса вдоль трасс портал «ДорИнфо» обратился к представителям отрасли грузоперевозок. «За последние несколько лет уровень придорожного сервиса существенно возрос.

Вместе с обновлением дорожного полотна увеличивается и количество многофункциональных зон придорожного сервиса: большинство новых заправочных комплексов позволяют не только заправить автомобиль, но и воспользоваться услугами пунктов общественного питания, автомобильного сервиса, магазина и прочее. Это даёт возможность за короткое время осуществить несколько необходимых водителю операций. Подобным образом ситуация обстоит и с охраняемыми стоянками. Но такие объекты встречаются нечасто, и качество предоставляемых услуг остаётся под вопросом», — прокомментировал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.

Еще один специалист также отмечает увеличение числа объектов придорожного сервиса на федеральных автодорогах. «По моему мнению, количество точек по предоставлению придорожного сервиса на трассах федерального значения существенно увеличилось за последние годы, собственно, как и качество их работы.

Есть определенная тенденция по монополизации этих сервисов, что особенно заметно по АЗС, а также по станциям технического обслуживания и точкам питания. Приход крупных сетей и уход с рынка частных АЗС — большое благо, так как они гарантируют безопасность водителям, высокое качество топлива и т.д.

А что касается других сервисов, то монополизация в данном случае вряд ли возможна, потому что на рынке, скорее всего, нет игроков, которые хотели бы диверсифицировать бизнес в эту сторону.

Полагаю, она может даже навредить, потому что исторически на этом рынке существовали только сильные частные компании, предоставляющие такие услуги, и именно они понимают реальные потребности. Вопрос только в повышении уровня этого сервиса», — рассказал операционный директор транспортно-логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев.

Кроме того, специалист обозначил необходимость создания специальных сервисов в связи с внедрением автоматической системы весогабаритного контроля на трассах (АСВГК).

«У наших партнеров нет понимания, как будет осуществлен процесс по устранению перегрузов. Любой пост, который снабжен системой контроля нагрузки на оси, должен иметь инфраструктуру, с помощью которой можно ликвидировать перевес.

На данный момент таких точек нет даже на трассах федерального значения», — поделился Максим Алексеев.

В целом же, по словам эксперта, качественный придорожный сервис положительно влияет на развитие отрасли перевозок.

«Качество, уровень сервиса, возможность получить оперативный ремонт ТС или переночевать на стоянке с полным комплексом услуг (душ, wi-fi, обмен валют, удобный номер) благотворно влияют на развитие отрасли в целом и сегмент грузоперевозок в частности», — считает операционный директор транспортно-логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев.

Медицинский контроль — новые опции на зонах сервиса

В общем представлении МФЗ — площадка, где можно заправиться, перекусить, отдохнуть, зарядить телефон, проверить и починить транспортное средство. Но внедряются и другие опции в рамках развития таких объектов.

Об опыте и перспективах размещения специальных служб на территории МФЗ, а также об организации предрейсового и пострейсового медицинского осмотра в рамках мероприятия на выставке «Дорога 2019» рассказала Юлия Манн, генеральный директор ООО «Линия Медконтроля».

Она отметила, что выбраны пилотные регионы: ими стали Москва, Новосибирск, Казань, Белгород и Калуга. Здесь будут размещаться такие пункты автоматизированного контроля для водителей.

На сегодняшний день система автоматизированного предрейсового осмотра работает на заправочных комплексах Москвы и Белгородской области. По словам Юлии Манн, в пилотных регионах аварийность снизилась на 22 %.

«Планируется установка данных комплексов на стоянках, где водитель приезжает, он отдыхает и после того, как он отдохнул ему будет дан путевой лист с отметкой. Если мы говорим о придорожных зонах, то это больше грузоперевозки. С грузоперевозками все гораздо проще, они приезжают на стоянку, отдыхают, проходят осмотр и дальше приступают к выполнению своих обязательств», — пояснила Манн.

Добавим, придорожный сервис был темой круглого стола в рамках выставки «Дорога», которая проходила в прошлом году в Казани.  Куда примкнуться? Проблемы с придорожным сервисом

Анастасия Ярославцева

архив «ДорИнфо»

Ссылка на основную публикацию