Статья 28. перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

Статьей 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) предусматривается временное замещение иной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба).

В соответствии с частью 1 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

  • Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.
  • Вместе с тем, указанные положения статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ на практике не применяются по следующей причине.
  • В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.
  • Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 79-ФЗ на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы с гражданским служащим заключается служебный контракт.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином Российской Федерации, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

  1. С учетом указанных положений статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя не вправе назначить гражданского служащего на должность гражданской службы и заключить служебный контракт без согласия гражданского служащего.
  2. В этой связи на практике применяются только положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ.
  3. В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
  4. Гражданский служащий может быть назначен на необусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, если уровень его профессионального образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности или направлению подготовки соответствуют квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
  5. При согласии гражданского служащего на временное назначение на другую должность гражданской службы с ним прекращается служебный контракт по ранее замещаемой должности гражданской службы, и он освобождается от этой должности.
  6. На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы на период временного отсутствия другого гражданского служащего с согласившимся на ее замещение гражданским служащим в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ заключается срочный служебный контракт.
  7. Срок срочного служебного контракта зависит от продолжительности отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.
  8. Ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится вакантной и назначение гражданского служащего вновь на эту должность, если по истечении срока срочного служебного она будет вакантной, возможно в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ по результатам конкурса или в случаях, указанных в части 2 данной статьи – без конкурса.
  9. Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с данным Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, согласно части 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, и гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
  10. Учитывая изложенное, на период временного отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, на указанную должность в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ возможно назначение гражданина Российской Федерации или гражданского служащего, у которого истекает срок действия срочного служебного контракта.
  11. Положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ применяются, как правило, в случае нахождения гражданского служащего в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание.
  12. В случае нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, командировке, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, нормы части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ не применяются.
  13. При непродолжительном отсутствии гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, обязанности по этой должности исполняются другим гражданским служащим, в должностном регламенте которого предусмотрено замещение должности временно отсутствующего гражданского служащего.

Если на должность временно отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание, не назначен гражданин Российской Федерации или другой гражданский служащий, то с согласия другого гражданского служащего представителем нанимателя на него может быть возложено исполнение обязанностей по должности гражданской службы временно отсутствующего гражданского служащего без освобождения от исполнения обязанностей по замещаемой данным гражданским служащим должности гражданской службы. В данном случае издается соответствующий приказ государственного органа, в котором представителем нанимателя может устанавливаться выплата за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего гражданского служащего.

Читайте также:  Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование

Испытание, перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

В соответствии с законом о государственной гражданской службе в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. В отличие от Трудового кодекса, который предусматривает испытание, срок которого не должен превышать трех месяцев, Закон устанавливает срок испытания для гражданских служащих от трех месяцев до одного года.

Отсутствие в акте государственного органа и назначении гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

  • При поступлении на гражданскую службу испытание не устанавливается:
  • • для беременных женщин — гражданских служащих;
  • • для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступивших на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  • • для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категории «руководители » и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;
  • • для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа, либо сокращением должностей гражданской службы.
  • Гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев.
  • В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.
  1. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии с законом о государственной гражданской службе.
  2. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право: предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы; до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего невыдержавшим испытание.
  3. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.
  4. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.
  5. Закон о государственной гражданской службе предусматривает перевод гражданского служащего с его письменного согласия: на иную должность гражданской службы в том же государственном органе, на иную должность в другом государственном органе, в другую местность вместе с государственным органом.

С письменного согласия гражданского служащего допускается его перевод на иную должность гражданской службы в том же органе, в этом случае в служебный контракт вносятся соответствующие изменения. Письменного согласия требует и перевод гражданского служащего в другой государственный орган как по той же должности, которую он замещал, так и на иную должность.

При переводе на иную или аналогичную должность государственный орган с гражданским служащим заключает новый служебный контракт.

При переводе гражданских служащих в другую местность вместе с государственным органом им и членам их семей возмещаются расходы, связанные с переездом. Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе возможен по различным обстоятельствам.

При этом инициатива в переводе может исходить как от представителя нанимателя, так и от самого гражданского служащего, а также от медицинских органов (например, в связи с состоянием здоровья гражданского служащего).

В ряде случаев у представителя нанимателя возникает обязанность перевести гражданского служащего с его согласил на иную должность.

Так, гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, представляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

Согласно закону не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Государственная гражданская служба

Переводом на другую постоянную работу в той же организации являются изменение трудовой функции или изменение иных существенных условий трудового договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией. Другими словами, переводом законодатель признает изменение не только трудовой функции работника, но и иных существенных условий трудового договора (например, режима рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда и т.п.).

  • Вместе с тем, перевод гражданского служащего возможен:
  • 1) на иную должность в том же государственном органе;
  • 2) на другую должность в ином государственном органе;
  • 3) либо перевод в другую местность вместе с государственным органом.

Под другой местностью в данном случае следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта. Представляется, что с точки зрения юриспруденции такая формулировка указанной нормы не совсем удачна.

Читайте также:  Статья 25. Получение посылок, передач и денежных переводов

В частности, исходя из буквального толкования комментируемой статьи, не является переводом и, соответственно, не требует согласия гражданского служащего предоставление ему той же должности гражданской службы, но в ином государственном органе.

По смыслу комментируемой статьи законодатель признает переводом лишь изменение трудовой функции, т.е. изменение должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Иначе говоря, данная норма не рассматривает в качестве перевода изменение иных существенных условий служебного контракта, если при этом не изменяются замещаемая должность и должностные обязанности (например, режим служебного времени, условия оплаты труда и т.п.).

Необходимо отметить, что перевод осуществляется только с согласия работника (исключения могут быть установлены законодательством). Причем такое согласие обязательно должно быть выражено в письменной форме.

Ранее перевод без получения письменного согласия работника мог считаться законным, если он добровольно приступил к выполнению другой работы (согласие конклюдентными действиями). В настоящее время в соответствии с действующим законодательством такое правило применяться не может.

Это означает, что если работник (гражданский служащий) добровольно приступил к выполнению другой работы, он, тем не менее, не лишается права обжаловать перевод, совершенный при отсутствии его согласия в письменной форме, как незаконный.

Переводы на другую работу классифицируют по различным основаниям. Наиболее существенной является классификация переводов по источнику инициативы (по инициативе работника или работодателя) и в зависимости от срока (временные или постоянные).

Законодатель закрепляет правила перевода по инициативе гражданского служащего, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности.

Впрочем, инициатива в данном случае может исходить не только от гражданского служащего. Так, на основании соответствующего медицинского заключения представитель нанимателя обязан перевести гражданского служащего на другую должность, в том числе и по собственной инициативе.

Такое заключение выдается медико-социальной экспертной комиссией (далее — МСЭК).

Не устанавливает специальных гарантий гражданскому служащему в случае перевода по состоянию здоровья. Представляется, что в данном случае подлежат применению общие для всех работников правила трудового законодательства.

В случае, когда работник (гражданский служащий) переводится на нижеоплачиваемую работу, за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой (выполнением служебных обязанностей), — до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления. Трудовым увечьем является повреждение здоровья работника при выполнении трудовых обязанностей или на территории организации в течение рабочего времени (включая и установленные перерывы), в пути на работу или с работы, а также вблизи места работы в течение рабочего времени, если нахождение там не противоречило правилам внутреннего трудового распорядка.

Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой «трудовое увечье» является акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Н-1ПС), оформленный в установленном порядке.

Профессиональное заболевание — это хроническое или острое заболевание, которое является результатом воздействия на него вредных производственных факторов, и повлекло временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если снижение трудоспособности наступило в результате трудового увечья или профессионального заболевания, гражданский служащий временно (до излечения) переводится на другую должность с сохранением оплаты труда по ранее замещаемой должности.

Если же расстройство здоровья имеет стойкий характер, т.е. полного восстановления трудоспособности не происходит, то должен производиться постоянный перевод на иную не противопоказанную по здоровью должность. Стойкое расстройство здоровья устанавливается заключением медико-социальной экспертизы.

До установления стойкой утраты трудоспособности за гражданским служащим должен сохраняться заработок по прежней должности.

Отдельно ТК РФ выделяет перевод на другую работу беременных женщин и женщин имеющих детей в возрасте до полутора лет. Этим категориям работников законодательством установлены повышенные гарантии при переводах в связи с состоянием здоровья.

В соответствии с медицинским заключением и по их заявлению им снижаются нормы труда либо они переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет. Указанные нормы, очевидно, должны применяться и к регулированию труда гражданских служащих.

Если гражданский служащий не согласен с переводом, а также при невозможности предоставить ему другую должность, не противопоказанную по состоянию здоровья, служебный контракт с ним прекращается по соответствующему основанию.

В качестве одного из оснований расторжения служебного контракта называет отказ гражданского служащего от перевода на иную должность по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе.

Необходимо, однако, отметить, что аналогичное основание расторжения служебного контракта по инициативе нанимателя содержится и в других статьях.

Согласно указанной норме служебный контракт, может быть, расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий уволен с гражданской службы в случае несоответствия его замещаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Таким образом, при невозможности перевода гражданского служащего на иную, не противопоказанную ему по состоянию здоровья должность в связи с отсутствием такой должности в государственном органе служебный контракт с ним расторгается.

Перевод следует отличать от перемещения, которое не требует согласия гражданского служащего. Согласно трудовому законодательству последнее предполагает перемещение работника в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности (например, в другой цех, лабораторию и т.п.

), поручение работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения других существенных условий трудового договора.

Читайте также:  Статья 12. Права архитектора и юридического лица

Например, если при заключении трудового договора было определено место работы с указанием структурного подразделения, определенного агрегата, механизма (автомобиль, локомотив), то перемещение в другое структурное подразделение или на другой агрегат, механизм будет считаться переводом, требующим согласия работника, поскольку меняются обусловленные трудовым договором условия труда. Если же при заключении трудового договора такой оговорки не было, то работодатель вправе переместить работника без его согласия.

Изменение служебного контракта

По
общему правилу любое изменение условий
служебного контракта должно осуществляться
по обоюдному согласию сторон. Так, в
соответствии с ч.
1 ст. 28 Федерального закона от 27 июля
2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» перевод
гражданского служащего на иную должность
требует
его письменного согласия

Перевод
и перемещение гражданского служащего

Перевод следует
отличать от перемещения. Последнее
осуществляется по инициативе представителя
нанимателя и не требует согласия
государственного служащего.

Так, не
является переводом на иную должность
гражданской службы и не требует согласия
гражданского служащего перемещение
его на иную должность гражданс­кой
службы без изменения должностных
обязанностей, установ­ленных служебным
контрактом и должностным регламентом. 

  • Перевод
    государствен­ного служащего на иную
    должность без его согласия
  • Законодательством
    о государственной службе (как и Трудовым
    кодексом РФ) предусмотрены случаи
    перевода государствен­ного служащего
    на иную должность без его согласия.
    Такой перевод может быть осуществлен:
  • ·         если
    гражданский служа­щий по состоянию
    здоровья в соответствии с меди­цинским
    заключением не может исполнять должностные
    обязанности по замещаемой должности;
  • ·         если
    произошло изменение условий служебного
    контракта без изменения должностных
    обязанностей в связи с изменением
    существенных условий профессиональной
    служебной деятельности.
  • ·         в
    случае служебной необходимости. 

Отстранение от замещаемой должности гражданской службы

Отстранение
от замещаемой должности гражданской
службы
 представляет
собой недопущение представителем
нанимателя гражданского служащего к
исполнению своих должностных обязанно­стей.

Возможность
отстранения государственного служащего
от исполнения должностных обязанностей
была предусмотрена ч.
2 ст. 14 Федерального закона от 31 июля
1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной
службы Российской Федерации».

 В
соответствии с названной статьей
государственный служащий, допустивший
долж­ностной проступок, мог быть
отстранен от исполнения должностных
обязанностей распоряжением руководителя,
имеющего право назначать государственного
служащего на должность.

Такое отстранение
допускалось до решения вопроса о
дисциплинарной ответственности
государственного служащего, но не более
чем на один месяц. При этом, на весь
период отстранения за соответствующим
го­сударственным служащим сохранялось
денежное содержание. 

Обязательные
случаи отстранения представителем
нанимателя гражданского служащего от
исполнения должностных обязанностей

Федеральный
закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
(ч. 1 ст. 32) возлагает
на представителя нанимателя обязанность
отстранить граждан­ского служащего
от исполнения должностных обязанностей
в случаях:

  1. ·         появления
    гражданского служащего на службе в
    состояния алкогольного, наркотичес­кого
    или иного токсического опьянения;
  2. ·         не
    прохождения гражданским служащим в
    установленном порядке обучения и
    проверки знаний и навыков в области
    охраны профессиональной служебной
    деятельности (охраны труда);
  3. ·         привлечения
    гражданского служащего в качестве
    обвиняемого, в отношении которого судом
    вынесено постановление о временном
    отстранении от должности в соответствии
    с положениями уголовно-процессуального
    законодательства РФ. 
  4. Необязательные
    случаи отстранения представителем
    нанимателя гражданского служащего от
    исполнения должностных обязанностей

Помимо
рассмотренных выше обстоятельств, при
наличии которых представитель нанимателя
обязан отстранить от долж­ности
гражданского служащего, Федеральный
закон от 27 июля 2004
г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» пре­дусматривает
случаи, когда руководитель органа
государственной власти вправе
принять такое решение по своему
усмотрению.

Представитель нанимателя
вправе отстранить от замеща­емой
должности гражданского служащего:

·         на
время урегулирования конфликта
интересов;  

·         в
случае совершения гражданским служащим
должностного проступка — на время
проведения служебной проверки.

Указанный
перечень обстоятельств, которые могут
быть основанием для временного отстранения
гражданского служащего от должности,
не является исчерпывающим. Он может
быть расширен федеральными законами
или иными нормативно-правовыми актами.

Например:

·         Согласно п.
12 Указа Президента РФ от 15 мая 1997 г.


484 «О представлении лицами, замещающими
государственные должности Российской
Федерации, и лицами, замещающими
госу­дарственные должности
государственной службы и должности в
органах местного самоуправления,
сведений о доходах и имуще­стве»государственный
служащий может быть отстранен от
ис­полнения должностных обязанностей
в случаях непредставления в срок сведений
о доходах или имуществе либо представления
недостоверных или неполных сведений.
При обнаружении не­достоверности или
неполноты соответствующих сведений
кадро­вая служба государственного
органа организует их проверку. При этом
гражданский служащий должен быть
отстранен от замеща­емой должности
на все время такой проверки. Проверка
должна быть завершена в 2-недельный
срок, однако, по решению должностного
лица или органа, имеющего право назначать
на соответствующую должность лицо, в
отношении которого проводится проверка,
этот срок может быть продлен на месяц.

  • Оформление
    отстранения гражданского служащего от
    должности
  • Нужно
    отметить, что во всех случаях основанием
    для отстранения гражданского служащего
    от исполнения служебных обязанностей
    является соответствующий акт (решение)
    представителя нанимателя. В этом решении
    должны быть обязательно указаны:
  • ·         основание
    для отстранения;
  • ·         дата,
    с которой осуществляется отстранение
    гражданского служащего;
  • ·         дата,
    с которой гражданский служащий должен
    приступить исполнению должностных
    обязанностей.
  • Порядок
    выплаты гражданскому служащему денежного
    содержания в период его отстранения от
    должности
  • По
    общему правилу денежное содержание в
    период отстранения от замещаемой
    должности гражданскому служащему не
    на­числяется.
  • Исключения
    из этого правила могут быть предусмот­рены
    федеральными законами. Например:

·         Согласно
ч. 2 ст. 32 Федерального
закона от 27 июля 2004
г. № 79-ФЗ устанавливается
такое исключение при временном отстранении
для урегулирования конфликта интересов.
В этом случае за гражданским служащим
сохраняется денежное содержание на все
время отстранения от замещаемой должности
гражданской службы (до урегулирования
конфликта интересов).

·         Согласно
ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004
г. № 79-ФЗ за гражданским служащим
сохраняется денежное содержание по
замещаемой дол­жности гражданской
службы на весь период временного
отстранения в связи с проведением
служебной проверки.

СЛУЖЕБНАЯ
ДИСЦИПЛИНА 

Ссылка на основную публикацию