Карта: золотая орда во второй половине 13 веке — история России

Государство чингисидов Золотая Орда

Карта: Золотая Орда во второй половине 13 веке - история России

Как уже было сказано, воздействие на сферу экономики выражалось, во-первых, в непосредственном разорении территорий во время ордынских походов и набегов, которые были особенно частыми во второй половине XIII в.

Наиболее тяжелый удар был нанесен по городам. Во-вторых, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского ”выхода” и других поборов, что обескровливало страну.

Последствием нашествия XIII в. стало усиление обособленности русских земель, ослабление южных и западных княжеств. В результате они были включены в состав возникшего в XIII в.

раннефеодального государства – Великого княжества Литовского: Полоцкое и Турово-Пинское княжества – к началу XIV в., Волынское – в середине XIV в., Киевское и Черниговское – в 60-е годы 14в.

, Смоленское – в начале XV в.

Русская государственность (под сюзеренитетом Орды) сохранилась в результате только в Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальская земля), в Новгородской, Муромской и Рязанской землях. Именно Северо-Восточная Русь примерно со второй половины 14в. стала ядром формирования Русского государства.

В это же время окончательно определилась судьба западных и южных земель. Таким образом, в XIV в. перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества-земли, управляемые разными ветвями княжеского рода Рюриковичей, внутри которых существовали более мелкие вассальные княжества.

Исчезновение этой политической структуры знаменовало собой и исчезновение сложившейся с образованием Киевского государства в IX-Х вв. древнерусской народности – предка трех ныне существующих восточнославянских народов.

На территориях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси начинает складываться русская (великорусская) народность, на землях же, вошедших в состав Литвы и Польши, – украинская и белорусская народности.

Помимо этих ”зримых” последствий завоевания в социально-экономической и политической сферах древнерусского общества можно проследить и значительные структурные изменения.

В домонгольский период феодальные отношения на Руси развивались в общем по схеме, свойственной всем европейским странам: от преобладания государственных форм феодализма на раннем этапе к постепенному усилению вотчинных форм, правда, более медленному, чем в Западной Европе.

После нашествия этот процесс замедляется, происходит консервация государственных форм эксплуатации. Во многом это было связано с необходимостью изыскания средств для выплаты ”выхода” . А. И. Герцен писал: ”Именно в это злосчастное время Россия и дала обогнать себя Европе”.

Монголо-татарское завоевание привело к усилению феодального гнета. Народные массы попали под двойной гнет – своих и монголо-татарских феодалов. Очень тяжелыми были политические последствия нашествия. Политика ханов сводилась к разжиганию феодальных усобиц, чтобы не дать стране объединиться.
 

Осада Киева монголо-татарами

Единство Джучиева улуса, державшееся не столько на экономических связях, сколько на деспотической власти ханов Золотой Орды, было нарушено во время двадцатилетней феодальной междоусобицы, начавшейся во второй половине XIV в.

Восстановление единства государства в правление хана Тохтамыша было временным явлением, связанным с осуществлением политических замыслов Тимура, оно было нарушено им же самим. Те слабые экономические связи, которые покоились на караванной торговле, до поры до времени могли служить связующим звеном между отдельными улусами.

Как только изменились пути караванной торговли, слабые экономические связи оказались недостаточными для сохранения единства улусов. Государство начало распадаться на отдельные части, со своими отдельными, местными центрами.

Западные улусы стали тяготеть к России, Литве, сохраняя в то же время связи, хотя слабые, со средиземноморской торговлей через Крым, другие, как Астрахань, – тяготели к Кавказскому миру и к Востоку.

На Средней Волге шел процесс обособления бывших камских булгар; Сибирский же юрт ханов Золотой Орды, как и другие районы золотоордынского востока, все больше укреплял экономические связи со среднеазиатским миром.

Между отдельными районами, тяготевшими к отдельным местным центрам, с ослаблением и прекращением караванной торговли, утратились общеэкономические связи, это в свою очередь привело к росту сепаратистских движений среди местных феодалов.

Местная феодальная аристократия, более не надеясь на ханов, власть которых на местах потеряла всякий авторитет, начинает искать себе опоры на местах, поддерживая того или иного представителя рода Джучидов.

Татарская феодальная аристократия западных улусов объединилась вокруг Улук-Мухаммеда, провозгласив его своим ханом. Ту же картину мы видим в восточных улусах, еще со времен возвышения Едигея, порвавших связи с западными улусами.

Большинство ханов, выдвинутых Едигеем, которых он противопоставлял сыновьям Тохтамыша, фактически являлись ханами восточных улусов, а не всей Золотой Орды. Правда, власть этих ханов была номинальна. Вершил делами сам временщик, бесконтрольно управляя всеми делами восточных улусов и сохраняя единство этих улусов.

После смерти Едигея в восточных улусах начинаются те же явления, какие переживали и западные улусы. Здесь, как и на западе, одновременно появляется несколько ханов, претендовавших на восточные улусы Золотой Орды.

Казахское ханство, сложившееся в 60 годах XV в. на территории бывшим улуса Орда-Ичена и частично улуса Чеготая, в отличие от государства узбеков осталось кочевым государством.

Казахи, в отличие от родственных им узбекских племен, осевших вскоре после вторжения в Среднюю Азию, остались кочевниками. Историк начала XV в.

Рузбахани, оставивший нам подробное описание кочевого образа жизни казахов, вскоре после образования казахского улуса писал: «В летнее время казахский улус кочует по всем местам этих степей, которые необходимы для сохранения их чрезвычайно многочисленного скота.

Этой дорогой в продолжение лета они обходят всю степь и возвращаются. Каждый султан стоит в какой-нибудь части степи на принадлежавшем езду месте, живут они в юртах, разводят животных: лошадей, овец и крупный рогатый скот, зимовать возвращаются на зимние стоянки к берегам реки Сыр-Дарьи.

С образованием узбекского казахского ханства большая часть кочевников Золотой Орды, обитавшая в восточной половине государства, отпала от Джучиева улуса. В оставшейся части улуса также шел процесс образовании новых государственных объединений Сибирского ханства и Ногайской орды.

История Узбекского и Казахского ханств более или менее изучена в нашей литературе и еще изучается историками Узбекистана и Казахстана, чего нельзя сказать об Ногайской Орде и особенно истории Сибирского ханства.

Одна из основных причин малой изученности ранней истории Сибирского ханства, безусловно, кроется в скудности исторических источников.

Ни арабские писатели, которых в первую очередь интересовали события, происходившие в западных улусах Золотой Орды, ни персидские авторы, обнаруживавшие интерес главным образом к событиям, происходившим в среднеазиатских владениях Золотой Орды, не оставили сведений о ранней истории Сибири, если не считать упоминания в этих источниках названия «Ибирь-Сибирь», не то в значении страны, не то города, впоследствии давшего название всему краю. Баварец Шильтбергер, посетивший Сибирь в 1405-1406 гг., дает очень мало данных о месте Сибирского юрта в системе Золотой Орды. Районы, входившие в состав Сибирского ханства, также мало подвергались археологическому изучению. Сибирские летописи, единственный источник для изучения истории Сибирского ханства вследствие сравнительно позднего их написания, имеют большие недостатки, особенно в вопросе об образовании Сибирского ханства.

Из анализа «Сборника летописи» и Сибирской летописи вытекает, что основателем Сибирского ханства был потомок Шайбана Хаджи-Myxaммед, провозглашенный ханом Сибири в 1420 или 1421 году при поддержке сына Едигея Мансура. Татарский историк XIX в.

Шихабутдин Марджани, располагавший не дошедшими до нашего времени другими материалами, немного отличавшимися от тех материалов, которыми располагал составитель ”Сборник летописи” , пишет: «Сибирское государство есть государство Хаджи-Мухаммеда, сына Али.

Резиденция его государства находилась от крепости Тобол 12 верст выше, в городе Искер, иначе называемая Сибирью».

Махмутек, провозглашенный ханом после убийства отца, закрепил эту крепость и прилегавшие к ней территории за своим преемником и превратил в Сибирское ханство, ставшее значительным татарским государством при хане Ибаке.

Каковы были границы Сибирского ханства при Хаджи-Мухаммеде и его ближайших преемниках, мы не знаем. Ко времени похода Ермака Сибирское ханство занимало довольно обширную территорию в Западной Сибири.

Границы ханства простирались от восточных склонов Уральского хребта, захватывая бассейны Оби и Иртыша, включали в себя почти весь улус Шайбана и значительную часть улуса Орда-Ичена. На западе оно граничило с Ногайской ордою в районе реки Уфы, на Урале – с Казанским ханством, на северо-западе по рекам Чусовой и Утке оно граничило с Пермью.

К Северу его граница тянулась до самого Обского залива; на севере от Обского залива восточная граница Сибирского ханства шла по рекам Надим и Пим к городу Сургут, а затем поворачивала к югу по реке Иртышу; в районе реки Обь несколько уходила к Востоку от Иртыша, охватывая Барабинскую степь.

В XVI веке в период падения Сибирского ханства, в городе Тантур на реке Оми находился наместник Кучума Барабе-Буян бек, в городище Чиняевском на озере Чани тоже сидел ставленник Кучума. На юге Сибирское ханство, в верховьях рек Ишима и Тобола, граничило с Ногайской Ордой.

Эти суммарные границы Сибирского ханства в XVI в. должно быть остались в таком же виде на протяжении всей его истории. Огромная территория сибирского ханства отличалась от других татарских государств, образовавшихся после распада Золотой Орды. Она была слабо населена, даже в XVI в. при правлении Едигера Сибирское ханство насчитывало 30 700 человек улусных «черных людей».

Само татарское население, составлявшее господствующую прослойку, выделялось в виде отдельных островков среди массы местного населения – манси и вогулов, враждебно настроенных против татарской аристократии и их ханов. Сибирское ханство, как отмечал С. В.

Бахрушин, было типичным полукочевым царством, разделенным на ряд плохо спаянных между собою племенных улусов, объединенных татарами чисто внешним образом. Сибирские татары, будучи кочевниками-скотоводами, охотниками и звероловами, всегда нуждались в продуктах земледелия, в предметах городского ремесла.

Обычно, получая их из Средней Азии, сибирские татары экономически зависели от соседних узбекских ханств; внутренняя слабость Сибирского ханства сделала его зависимым от соседних ногайских князей и мурз, оказывающих на них политическое влияние.

В более благоприятных условиях, в смысле изучения его истории, оказалось другое татарское государство – Ногайская Орда, образовавшаяся также в результате распада Золотой Орды.

Если источники по истории Сибирского ханства до нас дошли весьма в ограниченном виде и представляют собой отдельные, не связанные между собой, отрывочные сведения, то по истории Ногайской Орды сохранилось довольно значительное количество данных.

Ногайская орда, окончательно оформившаяся в самостоятельное государство в 40-х гг. XVI в., особенно стала усиливаться в связи с ослаблением и разгромом узбекского союза. Тогда многие из племени, ранее входившие в состав узбекского союза, присоединились к ногайцам.

При развале орды Абулхаира Аббас вместе с сыновьями Хаджи-Мухаммеда играли активную роль в захвате восточных владений Абулхаира в устьях р. Сыр-Дарьи, Аму-Дарьи и верховьях Иртыша. В XVI в. Владения, мангытских князей граничили на северо-западе с Казанским ханством по рекам Самарке, Кинели и Кинельчеку. Здесь находились их летние пастбища («летовище») . Башкиры и остяки, жившие у р.

Уфы, платили ногайцам дань. На северо-востоке Ногайская Орда граничила с Сибирским ханством. По словам Г. Ф. Миллера, район, лежавший юго-восточнее Тюмени, называется Ногайской степью. Известный казахский ученый первой половины XIX века Чокан Валиханов рассматривал Алтайские юры, как пограничную линию, отделяющую Казахское ханство от Ногайской орды. В первой половине XVI в.

ногайцы кочевали у низовья Сыр-Дарьи, у берегов Аральского моря, у Каракума, Барсункума и у северо-восточных берегов Каспийского моря. От других татарских государств Ногайская Орда отличалась не столько размерами территории, сколько многочисленностью улусных людей.

Матвей Меховский называет ее «наиболее многочисленной и самой крупною ордою», Сообщения Матвея Меховского подтверждаются актовым материалом середины XVI в. Ногайский князь в 30-х годах XVI в. мог располагать до 200 000 воинами, даже без участия воинских людей некоторых ногайских мурз.

Обычно же у татар воинские люди составляли 60% всего населения, следовательно, князь, располагавший 200 тысяч воинов, мог иметь 300-350 тысяч населения. Правда, цифра 200 тысяч относится к XVI в., но если учесть, что в период образования Ногайской Орды Едигей тоже располагал двухсоттысячным войском, то можно допустить, что численность улусных людей ногайских князей была значительна и в более ранний период.

Несмотря на населенность, Ногайская Орда была аморфным государственным образованием. Она делилась на многочисленные полусамостоятельные улусы, подчиненные ногайским Мурзам.

Улусы очень слабо были связаны между собой.

Ногаевские мурзы, стоявшие во главе больших или малых улусов, лишь условно признавали ногайских князей своими «старшими братьями», каждый мурза называл себя ”государем в своем государстве” .

Будучи одним из самых крупных государственных образований, возникшим на развалинах Золотой Орды, Ногайская Орда отличалась от других вновь образованных татарских государств своей внутренней слабостью, раздробленностью. Слабость внутреннего строя и государственная раздробленность Ногайской Орды объясняется натуральным характером кочевого хозяйства ногайцев, мало затронутых товарно-денежными отношениями.
 

В Орде было много народов и много типов доспехов

Монгольские конные лучники на Чудском озере

Ордынский тяжелый кавалерист и арбалетчик 14в

Источники монгольского права, Великая Яса

К самому началу 13 века относится запись наставлений Чингисхана по различным вопросам государственного и общественного строя, известная в литературе под названием ”Яса” (”Яса Чингисхана” , ”Великая Яса” ) . Это был единственный писаный источник права монгол в 13 веке. Характер этих наставлений ярко иллюстрирует деспотическую власть Чингисхана.

Читайте также:  Средневековая русь и европейские культуры - история России

Из дошедших до нас 36 отрывков ”Ясы” в 13 речь идет о смертной казни. ”Яса” угрожала смертью каждому, кто осмелился бы назвать себя ханом не будучи избранным специальным курултаем.

Смертью грозили тем, кто будет уличен в сознательном обмане, кто в торговых делах трижды обанкротится, кто окажет помощь пленнику против воли пленившего, кто не отдает беглого раба хозяину, кто в бою откажет в помощи другому, кто самовольно оставит порученный ему пост, кто будет уличен в предательстве, воровстве, лжесвидетельстве или в непочтении к старшим, ”Яса” несет на себе также значительные следы шаманских представлений монголов того времени. Военная дисциплина была не на последнем месте: ”Голову с плеч тому, кто не вернется в строй и не займет своего первоначального места” . Суд был приоритетом административной власти.

Помимо Ясы Чингисхана широко использовалось обычное право, регулирующее, в основном, гражданские отношения (наследственное, семейное право.

В дальнейшем происходит переход к феодальному праву, узаконенному закрепощению аратов: если арат уходит скитаться по своей воле, предавайте его смертной казни” — Есур-Тэмур (14-15вв) . Основным трудом, рассказывающем о золотоордынском праве, является ”Сокровенное сказание” .
 

источник

Источник: http://xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai/index.php/history/52-articles/19009-2013-12-22-05-55-22

Русские уделы под властью Золотой Орды во второй половине 13-го века. Режим ордынского ига

1) В отличие от стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья татаро-монголы отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и создания на них своей постоянно действующей администрации.

Зависимость Руси от татаро-монгольских ханов выражалась главным образом в тяжелой дани. В конце XIII в. под давлением народных антиордынских выступлений сбор дани ордынцы вынуждены были передать русским князьям.

Затем из русских городов были отозваны баскаки (сборщики дани), что в дальнейшем уменьшило возможность Орды непосредственно вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси.

Эта особенность ордынского ига объяснялась не столько отсутствием на Руси благоприятных природных условий для экстенсивного кочевого скотоводства татаро-монголов, сколько героической борьбой русского народа против иноземных захватчиков как во время нашествия Батыя, так и на протяжении всего периода ордынского ига.

Кроме того, татаро-монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на православную веру, хотя и разрушали церкви.

В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию, внешне и у себя в Золотой Орде не мешали отправлению любых религиозных обрядов. Русское духовенство ордынцы не без основания считали нередко своими союзниками.

Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а папа римский был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой.

В свою очередь ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Позже церковь сыграла значительную роль в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость.

2)Последствия этого нашествия для Руси были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко сократилось население страны, множество людей было убито, уведено в рабство.

Многие города оказались уничтоженными, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов на Руси в XII-XIII вв.

около 50 были разорены захватчиками, в 14 из них жизнь в последующем не возобновилась, а 15 превратились в небольшие села.

После татаро-монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды. Сложилась система, при которой великий князь должен был получать в Орде утверждение, «ярлык» на великое княжение.

Сопротивление же народных масс ордынской политике угнетения усиливалось, сильные волнения, например, произошли в Новгородской земле. В 1257 г. новгородцы отказались от уплаты дани. Однако Александр Невский, который считал невозможным в тех условиях открытое столкновение с Ордой, сдержал выступление народных масс. В 1262 г.

во всех крупных городах Русской земли (в Ростове, Суздале, Ярославле, Устюге Великом, во Владимире) прошли народные восстания, многие сборщики дани были убиты. Напуганные народным движением ордынцы спешили передать значительную часть сбора дани удельным русским князьям.

Таким образом, народное движение заставило Орду пойти если не на полную отмену батрачества, то на его значительное ограничение.

3) Против русских князей применялся настоящий террор, который должен был запугать их и лишить даже мысли о противодействии сарайскому владыке.

Многие русские князья были убиты, в частности, в 1387 г. был убит Михаил Ярославич Тверской. На Руси то и дело появлялись карательные золотоордынские отряды.

В ряде случаев запуганные русские князья сами привозили дань в ханскую ставку.

Когда беспощадное военное давление было заменено не менее тяжелым, но более изощренным — экономическим, татаро-монгольское иго на Руси вступило в новую стадию.

Весной 1361 г. в Золотой Орде сложилось напряженное положение. Обстановка усугублялась междоусобицей, борьбой за господство между отдельными ханами. Одной из центральных фигур в Золотой Орде в этот период становится Мамай. Проводя энергичную политику, он смог добиться ликвидации всех обособившихся феодалов принадлежавшей им территории.

Нужна была решающая победа, которая не только гарантировала бы объединение государства, но и давала большую возможность управлять вассальными территориями. Для такого решительного поворота не хватало средств и сил. И то и другое Мамай потребовал у великого князя московского Дмитрия Ивановича, но получил отказ.

Русь стала готовиться к борьбе с Мамаем.

Несмотря на все страшные невзгоды, потери и утраты, русский земледелец своим упорным трудом создавал материальную основу консолидации сил для освобождения от татаро-монгольского гнета.

И наконец пришло время, когда объединенные полки северо-восточной Руси под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича вышли на Куликово поле.

Они бросили вызов татаро-монгольскому владычеству и вступили в открытый бой с Ордой.

Растущая мощь северо-восточной Руси была продемонстрирована уже в 1378 г., когда на реке Воже (притоке Оки) великий князь московский разбил крупный монголо-татарский отряд, захватил в плен видных военачальников Мамая. Весной 1380 г.

, перейдя «великую» Волгу, Мамай со своими ордами вторгся в восточноевропейские степи. Он дошел до Дона и стал кочевать в районе его левого притока — реки Воронеж, намереваясь ближе к осени идти на Русь.

Его планы имели особо зловещий характер: он хотел осуществить не просто набег с целью грабежа и увеличения размеров дани, а полностью захватить и поработить русские княжества.

Узнав о надвигавшейся угрозе, великий князь Дмитрий Иванович спешно предпринял меры по укреплению Москвы, Коломны, Серпухова и других городов. Москва становится организующим центром подготовки отпора новому нашествию. Вскоре сюда прибывают многочисленные князья и воеводы ближайших княжеств.

Дмитрий Иванович энергично занялся формированием русского войска. Был разослан приказ о сборе в Коломне 15 августа.

18 августа Дмитрий Иванович побывал в Троице-Сергиевом монастыре и получил благословение игумена Сергия Радонежского на битву с Ордой. Этот старец, основатель монастыря, снискавший своей подвижнической жизнью огромный авторитет среди различных слоев населения, играл видную роль в общественной и духовной жизни Руси.

27 августа войско вышло из Москвы в Коломну, где состоялся общевойсковой смотр, на котором каждому полку был назначен воевода. Великий князь делает свой первый решительный шаг навстречу врагу — переправляется через Оку — главный южный оборонительный рубеж Руси против кочевников.

Ведя постоянную разведку, русские были хорошо осведомлены о расположении и намерениях противника. Мамай, уверовав в свое полное превосходство, допустил в этом отношении серьезный просчет. Он был застигнут врасплох, так как благодаря быстрым действиям русских его планы были нарушены.

Сколько же воинов собралось под русскими стягами перед Куликовской битвой? По мнению проф. Н.А. Хотинского, изложенному в книге «История и география Куликовской битвы» (М., 1988. С. 29), «древние письменные источники донесли до нас на этот счет противоположные сведения: от явно преувеличенной цифры 400 тыс. до 150 тыс. бойцов.

Вероятно, более реальное количество войска указал А.Н. Татищев, исчислив его примерно в 60 тыс. человек. К такому же мнению склоняются большинство современных военных историков, определяющих общее количество русского войска в 50-60 тыс. ратников. Ордынские полки, видимо, насчитывали 80-90 тыс. воинов.

На Куликово поле вышли полки почти всех княжеств Северо-Восточной Руси».

Многотысячная армия Мамая была разгромлена в 1380 г. на Куликовом поле. Русь торжествовала победу. Однако через два года золотоордынский хан Тохтамыш во главе огромной армии неожиданно напал на Русь, которая еще не в полной мере оправилась от последствий Куликовской битвы. Ордынцы смогли захватить Москву. 26 августа 1382 г. Москва была полностью разорена и опустошена.

После взятия Москвы орды Тохтамыша рассеялись по округе, грабя и убивая, сжигая все на своем пути. Но бесчинствовали на этот раз ордынцы недолго. В районе Волоколамска на них неожиданно напал князь Владимир Андреевич с семитысячным войском. Татары побежали. Получив сообщение о силе русской армии и помня урок Куликовской битвы, Тохтамыш стал поспешно уходить на юг.

С того времени Орда стала опасаться открытого столкновения с русским войском и начала действовать с большой хитростью и осторожностью, всячески стараясь разжечь междоусобную борьбу русских князей. Тяжелое бремя дани, хотя и в меньшем объеме, чем требовал Мамай, снова легло на Русь.

Означает ли это, что плоды победы в Куликовской битве были полностью утрачены? Конечно, нет! Благодаря ей замысел Мамая о полном порабощении Руси не был осуществлен ни им, ни последующими властителями Орды. Напротив, с этого времени центростремительные силы в объединении русских княжеств вокруг Москвы все более крепли.

Русь после Куликовской битвы укрепилась верой в свои национальные силы, что сыграло важную роль в ее окончательной победе над Ордой. С этого времени русские перестали смотреть на Орду как на непреодолимую силу, как на неизбежное и вечное наказание Бога.

Дмитрий Иванович, прозванный за победу в Куликовской битве «Донским», возглавил поколение людей, преодолевших вековой страх, внушенный нашествием Батыя. Да и сами ордынцы после Куликовской битвы перестали смотреть на русских как на безответных рабов и дарников.

После Куликовской битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более ослабевала. Уже Дмитрий Донской подчеркивал свою независимость от ханской воли и, нарушая установленный Ордой порядок, в своей духовной грамоте-завещании передал право на великое княжение Владимирское своему старшему сыну Василию Дмитриевичу.

С тех пор независимый от Орды способ передачи верховной власти в северо-восточной Руси становится наследным правом московской княжеской семьи. На Куликовом поле был сокрушен сильный и многоопытный противник. Хотя ордынцы продолжали и позже завоевательные походы, однако в полной мере оправиться от поражения в Куликовской битве так и не смогли.

Ее последствия во многом предопределили дальнейшую судьбу орды. 1395 г. — практически последний год существования Золотой Орды. Агония распада этого некогда могущественного государства длилась до середины XV в. На месте Золотой Орды появились новые политические образования.

Через 200 лет, после создания ханом Батыем Золотой Орды, она распалась на следующие составные: Большая Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская Орда. Все они существовали обособленно, враждуя и мирясь друг с другом и с соседями.

Дольше других длилась история Крымского ханства, которое перестало существовать в 1783 г. Это был последний осколок Золотой Орды, пришедший из средневековья в новое время.

Для Руси же победа на Куликовом поле над сильным и жестоким врагом имела огромное значение. Куликовская битва не только существенно обогатила русское войско военно-стратегическим опытом крупных сражений, но и отразилась на всей последующей политической истории русского государства. Победа на Куликовом поле расчистила путь к национальному освобождению и консолидации Руси.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Источник: https://lektsia.com/7x48f3.html

Политическая история Золотой Орды

В конце XII-нач. XIII вв. в степях Центральной Монголии начался процесс образования Централизованного монгольского государства, а затем и создания новой империи. Чингиз-ханом и его преемниками была завоевана почти вся Восточная и половина Западной Евразии.

В течении 1206-1220 годов была завоевана Средняя Азия; до 1216 года — Китай; в период до 1223 года — Иран, Закавказье. Затем монгольские войска вышли в половецкие степи. 5 мая 1223 года на реке Калке объединенные русско-половецкие были разбиты монгольскими войсками.

В 1227 году умирает Чингиз-хан. Перед его смертью империя была разделена между четырьмя сыновьями: Угэдею досталось Монголия и Северный Китай, Тулую — Иран, Чагатаю — восточная часть средней Азии и современный Казахстан, Джучи — Хорезм, Дешт-и-Кипчак (половецкие степи) и не завоеванные земли на Западе. Однако старший сын Джучи умер в том же 1227 году и его улус перешел к сыну Бату.

Сражение польских и монгольских войск (1241). Часть триптиха. Польша.

В 1235 году в городе Каракоруме (столица Монгольской империи) состоялся курултай (съезд) монгольской аристократии, на которым был решен вопрос о походе на Запад. Руководителем похода был назначен Бату. Ему в помощь были выделены многие царевичи и полководцы. Осенью 1236 года монгольские войска соединились в пределах Волжской Булгарии.

В течении 1236 года Булгария была покорена. Дешт-и-Кипчак был покорен в период 1236-1238 годов. В 1237 году были завоеваны мордовские земли. В течение 1237-1240 годов была порабощена Русь. Затем монгольские войска проникли в Центральную Европу, успешно воевали в Венгрии, Польше и дошли до Адриатического моря. Однако в 1242 году Бату повернул на Восток.

Читайте также:  Изобразительное искусство и архитектура в ссср - история России

В этом определяющую роль сыграла смерть каана (“великого хана”) Угедея, сообщение о которой пришло в ставку Бату. В конце 1242-начале 1243 годов монгольские войска, возвратились из Европы и остановились в причерноморских и прикаспийских степях. Вскоре в ставку к Бату за ярлыком на княжение приезжает великий князь Ярослав Всеволодович.

На территории Восточной Европы складывается новое государство — Золотая Орда.

Золотоордынское войско

Ранняя политическая история Золотой Орды, т.е. период становления государства, связана прежде всего с именем Бату хана. Бату хан, будучи одним из сыновей Джучи и внуком Чингиз-хана, являлся руководителем большого похода на Запад, имел огромный авторитет среди всех царевичей. Именно он считается основателем золотоордынского государства.

Вскоре вслед за Ярославом к Бату приезжают другие русские князья, а также представители булгар, армян и других народов.

В период строительства государства Бату был втянут в сложные политические процессы, которые происходили в столице Монгольской империи Каракоруме. Добившись политических целей, и посадив на монгольский трон своего сторонника царевича Менгу, Бату вернулся в Нижнее Поволжье и приступил к строительству столицы Золотой Орды города Сарай.

Топор боевой, железный, орнаментированный (бегущий козерог, стилизованная ветка), XIV в. Эрмитаж Сабля монгольская (золотоордынская) с золотой насечкой и именем Узбек-хана, XIV в. Сабли золотоордынские. Сталь, XIV в. Железный позолоченный золотоордынский шлем. XIV в. Сарай-Берке Топорик. Золотая Орда. XIII – рубеж XIV в. Железо, инкрустация серебром

В 1256 году Бату-хан умирает, и на золотоордынский трон садится его сын Сартак, который, однако, вскоре умирает. Хозяином трона становится Улакчи, сын Сартака, и его правление было недолгим, он умирает в том же 1256 году.

Бату-хан. Китайское изображение

Монгольская аристократия Золотой Орды поддержала кандидатуру младшего брата Бату-хана Берке, который и занял золотоордынский престол в 1256 году. При Берке-хане произошло три крупных политических события, существенно повлиявших на дальнейшее развитие государства.

Во-первых, Золотая Орда фактически получила политическую самостоятельность от Монгольской империи. Во-вторых, Берке-хан принял ислам и содействовал его распространению в Золотой Орде.

В-третьих, в конце 50-х годов была проведена перепись населения в Золотой Орде и в государствах, находившихся в вассальной от нее зависимости, поставлены баскаки — наместники.

После смерти Берке в 1266 году трон перешел к Менгу-Тимуру, при котором начали чеканить собственные золотоордынские (джучидские) монеты. Расширились международные экономические и политические связи.

Были организованы успешные военные походы в Азербайджан, Византию и Литву. Менгу-Тимур поддерживал дружеские отношения с Египтом.

Однако после смерти Менгу-Тимура в 1282 году в Золотой Орде началась междоусобица и борьба за власть, которая продолжалась почти 20 лет.

Пайцза. XIII-XIV вв.

1291 году к власти в Золотой Орде приходит Токтай (сын Менгу-Тимура), в последние годы правления которого удалось восстановить единую власть в стране и покончить с сепаратистскими устремлениями некоторых местных правителей и князей.

Однако после его смерти в 1312 году борьба за власть вновь обострилась. На фоне такой борьбы за трон, на который было несколько претендентов, к власти приходит внук Менгу-Тимура Узбек. Период его правления (1312-1342 гг.

) — это период наивысшего военного, экономического и культурного могущества Золотой Орды. При Узбеке Золотая Орда стала одним из самых могущественных государств Евразии.

При нем велось активное градостроительство, были налажены тесные международные связи, произошла централизация государственного управления, достигла наивысшего расцвета культура. В период его правления ислам стал государственной религией.

Золотоордынский хан Джанибек (сын знаменитого Узбек-хана). Реконструкция Н. Фахрутдиновой по схематическому рисунку на «Каталонском атласе» (XIV век)

После смерти Узбека в 1342 году на золотоордынский трон сел его сын Джанибек. Период его правления (1342-1357 гг.) характеризуется продолжением политики Узбека по укреплению государственности, строительству городов, развитию культуры. При Джанибеке были расширены территориальные владения Золотой Орды, в частности был присоединен Азербайджан.

В 1357 году к власти приходит его сын Бердибек, со смертью которого в 1359 году прерывается прямая линия потомков Бату, и на этом заканчивается период могущества Золотой Орды.

Ярлык хана Тохтамыша Печать Гуюк хана Письмо великого хана Гуюка Папе Иннокентию IV, 3-11 ноября 1246 года

Из сообщения современников:

“В лето 6745 г. Тое же зимы от восточные страны придоша татары на Рязанскую землю лесом со царем Батыем, и сташа Онузе, взяша ю.

И в Рязань послаша послом жену черодеицу, а снею два мужа, просяще десятого в люде, а во князех и в коних, от всякия шерсти десятые лошади… И Татарове начаша воевати землю Рязанскую. И пришед, отступиша град Резянь и взяша град того месяца 16…

Пойдоша х Коломне… И ту у Коломны бысть им бой крепок. А татари, пришедшие к Москве, взяша ю, а князя Володимера Юрьевича изымаша”.

Из Львовской летописи:

“Бату в ставке своей, которую он имел в пределах Итиля, наметил место и построил город и назвал его Сараем… Купцы со всех сторон привозили ему (Бату) товары; все, что она стоила. Султаном Рума (правители из династии сельджуков в малой Азии), Сирии и других стран он давал льготные грамоты и ярлыки, и всякий, кто приходил к нему на службу, без пользы не возвращался”.

Персидский историк Джувейни, XIII в.

“Сам же он сидел на длинном троне, широком, как ложе, и целиком позолоченном, рядом с Бату сидела одна госпожа… Скамья же с кумысом и большими золотыми и серебряными чашами, украшенными драгоценными камнями, стояла при входе”.

Западноевропейский путешественник Г.Рубрук, XIII в.

“Он (Берке) первый из потомков Чингиз-хана принял религию Ислама; (по крайней мере) нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, то и большая часть его народа приняла ислам”.

Египетский историк Ан-Нувайри, XIV в.

“Пребывающий там теперь султан его, Узбек-хан, построил в нем (т.е. в Сарае) медресе для науки, потому что он очень предан науке и людям его… Узбек из дел своего государства обращает внимание только на сущность дел, не входя в подробности обстоятельств”.

Арабский ученый ал-Омари, XIV в.

“По смерти Узбек-хана сделался ханом Джанибек-хан. Этот Джанибек-хан был чудный из мусульманских государей. Он оказывал великое уважение ученым и всем отличавшимся познаниями, аскетическими делами и благочестием…

После смерти Джанибека все царевичи и эмиры поставили Берди-бека в ханы. Берди-бек был человек жестокий, нечестивый, и душой черной, злорадный… Царствование его не продолжалось и двух лет. Бердибеком кончилась прямая линия детей Саин-хановых (т.е. Бату-хана). После него в Дешт-и-Кипчаке царствовали потомки других сынов Джучи-хановых”.

Хивинский хан и историк Абуль-Гази, XVII в.

Из трудов историков:

“Великий западный поход Батыя правильнее было бы называть великим кавалерийским рейдом, а подход на Русь у нас есть все основания называть набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не ставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать.

С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку город Сарай… В 1251 г. Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана.

Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра”.

Л.Н.Гумилев

“Именно в 1243 г. Великий князь Ярослав впервые и первым из русских князей поехал на ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Все эти факты позволяют считать, что возникновение нового государства, получившего впоследствии название Золотая Орда, можно отнести к началу 1243 г.”.

В.Л.Егоров

“Рост могущества Золотой Орды, бесспорно, связан с личностью его главы Узбек-хана, с его выдающимися организаторскими способностями и в целом большим талантом государственного и политического деятеля”.

Р.Г.Фахрутдинов

Территория, общественный строй и экономический уклад Золотой Орды

Источник: http://tatarhistory.ru/ru/atlas/zolotaya-orda/politicheskaya-istoriya-zolotoj-ordy

Золотая Орда в средневековых атласах и миниатюрах

Каталанский атлас. Фрагмент.Северный Прикаспий-Нижняя Волга.

Чингиз-хан на троне обращается к своим сыновьям, ближайший, из которых, наверное, Джучи (персидская миниатюра из хроники Рашид ад-Дина, XIV в.)

Чингиз-хан делит империю между сыновьями. Ближайший из сыновей, видимо, Джучи (из хроники Рашид ад-Дина, индийская миниатюра конец XVI в.)

Субедей (китайская миниатюра)

Бату-хан (китайская миниатюра)

Монгольский поход на Русь (среднеазиатская миниатюра, XVI в.)

Осада Козельска монголами (миниатюра Никоновской летописи, XVI в.)

Штурм монголами Владимира (русская летописная миниатюра)

Штурм монголами Суздаля (русская летописная миниатюра)

Штурм монголами Суздаля (миниатюра из жития Евфросиньи Суздальской)

Бату-хан в Сарае на берегу р.Итиль (миниатюра из летописи Рашид ад-Дина)

Ярослав Всеволодович вв Владимирской земле после монгольского погрома (русская летописная миниатюра)

Менгу-Тимур (китайская миниатюра)

В Никоновской летописи говорится , что он убит в В Орде татарами. Василий Константинович — единственный сын рязанского князя Констатнтина Романовича.

Антиордынское востание в Твери в 1327 г. (русская летописная миниатюра)

Изображение каравана, двигающегося из Золотой Орды на Восток (Каталонский атлас, XIV в.)

Кочевой стан в Золотой Орде (рисунок со средневековой карты)

Нижнее Поволжье по Карте Фра-Мауро 1459 г.

Так выглядит в оригинале Каталанский Атлас (западная часть). 

Так выглядит в оригинале Каталанский Атлас (восточная часть).
 

Каталанский атлас. Фрагмен: Капийское море,Прикаспийские земли, Нижнее Поволжье, Волго-Донское междуречье…

Изображение золотоордынского корабля (на флаге тамга джучидов) на Каспийском море (Каталонский атлас, XIV в.)

Карта Франциска и Доминика Пицигани 1367 г.

Фрагмент карты Пицигани.1367. З. Орда — Нижнее Поволжье, города и столица. Дельта Волги, прилегающий берег Каспия. Крупный город с флагом на правом берегу излучины Дона.  

Новгородские ушкуйники плывут с Волги на Каму (русская летописная миниатюра)

Великий князь Дмитрий Иванович узнаёт от пленного татарина о планах хана Мамая завоевать Русь (русская летописная миниатюра)

Поединок Пересвета и Челубея (русская летописная миниатюра)

Нападение русских и мордовских воинов на татар (русская летописная миниатюра)

Иван III топчет изображение хана Ахмата и отказывается выплачивать дань (миниатюра казанской летописи, XVI в.)

Увод русского полона в Орду (миниатюра венгерской хроники, 1488 г.)

Тамерлан (Тимур)

По Ф. Коммисаржевскому.

По Ф. Коммисаржевскому.

Менгу.

Хулагу — хан (брат Хубилай-хана) — основатель государства Ильханов в Иране. Персидская миниатюра. Британский музей.

Возведение на престол монгольских принца и принцессы (персидская миниатюра начала XIV в.)

Монгольский хан с супругой на троне в присутствии придворных. Иллюстрация из «Истории» Рашид-ад-Дина. Иранская миниатюра Тебризской школы. Около 1330 г.

Персидская миниатюра.  Войны Чигисхана сорвавшие облицовку с гробниц правителей Си Си.

Ассигнация бумажная. Монголы в Китае. Каталог выставки по Золотой Орде в Центре Эрмитаж-Казань. 2005-2006 гг.

Монголы преследуют венгерского короля Белу IV в 1241 г. Миниатюра из венгерской хроники 1358 г.

Знатный монгольский всадник на охоте. Начало 14 в. Иранский рисунок.

Монгольские тамги. По Х. Перле. Татарская археология. 1997, №1

Традиционное уцгуро-монгольское (старомонгольское) письмо.

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43003223685

Русь и Золотая орда в XV столетии | Факты обо всем

Категория: Золотая ОрдаОпубликовано: 20.04.2015 14:34Автор: А.Горский

К началу XV в.

на политической карте Руси место более десятка самостоятельных земель заняла структура, в которой было да основных звена — Великое княжество Литовское (с территориальным ядром в этнической Литве, но включившее в свой состав несколько русских земель — Киевскую, большую часть Черниговской, Смоленскую, Волынскую, Полоцкую, Пинскую) и Великое княжество Московское. Помимо них, продолжали существовать Рязанская, Новгородская и Псковская земли (все — в зависимости от Москвы), а в Северо-Восточной Руси — Тверское и Ярославское княжества.

Из трех главных атрибутов зависимости русских земель от Орды (утверждения князей на их столах ханом, выплаты дани и обязанности предоставлять военную помощь) сохранялись к тому времени два — практика выдачи ярлыков на княжение и обязанность платить «выход». С «великого княжения» московские князья были обязаны выплачивать 7000 рублей в год.

Русские земли, которые оказались в составе  Литовского государства, также продолжали платить дань в Орду.
В ситуации, когда после разгрома Орды Тимуром ее фактическим правителем стал эмир Идегей, князь московитов Василий  прекратил выплату «выхода». В Москве нормой признавалось положение, когда хан (по-русски царь) обладает реальной властью.

При этом прямого конфликта Василий стремился избегать, более того — ордынские войска привлекались в качестве союзников в войнах с Литвой, шедших в 1406–1408 гг. В конце 1408 г. (когда дань не платилась уже 13 лет) Идегей совершил поход на Москву. Взять столицу правителю Орды не удалось, но его войска совершили масштабное разорение владений Василия I.

После этого состояние войны между Московским государством и Ордой сохранялось вплоть до свержения Идегея (1411). Приход к власти сыновей Токтамыша изменил ситуацию, и в 1412 г. Василий Дмитриевич даже совершил поездку в Орду. Но с 1414 г.

Читайте также:  Кавказская война и имам шамиль - история России

, когда Идегей вернулся к власти, конфликт разгорелся вновь: Идегей поддерживал претензии князей суздальского дома на Нижний Новгород, переданный Токтамышем Василию в 1392 г. С гибелью Идегея (1419) и со стабилизацией положения в Орде ко второй половине 1420-х гг. традиционные (даннические) отношения с ней возобновились. Около 1423 г.

Василий I, по- видимому, добился от хана Улуг Мухаммеда, изгнанного тогда противниками из Орды и находившегося в Литве у великого князя Витовта, ярлыка на великое княжение для своего сына Василия.
В 1431 г.

16-летний московский  князь Василий Васильевич и его дядя и соперник Юрий Дмитриевич отправились по собственной инициативе в Орду к хану Улуг Мухаммеду для установления правой стороны в споре. Таким образом, ордынский «царь» по-прежнему рассматривался как законный сюзерен русских князей. С другой стороны, решение хана, подтвердившего в 1432 г.

великокняжеский статус Василия, было фактически проигнорировано Юрием, дважды — в 1433 и 1434 гг.- захватывавшим московский престол. Минимум тут был неприемлем князьями.
   В конце 1430-х гг. фактический раскол Орды на две части — под властью ханов Кичи Мухаммеда и Сеид-Ахмета — привел к изменениям в порядке выплаты дани. В Москве признавали «царями» обоих правителей4.

Позднейший документ — ярлык-послание сына Кичи Мухаммеда Ахмата Ивану III (1480) указывает размер требуемой ханом от великого князя дани — 120000 алтын, т. е. 3600 рублей (см. издание ярлыка по наиболее раннему списку: Горский, 2012). Это составляет фактически половину от 7000-го «выхода», которым были обязаны московские князья до начала 1430-х гг. Очевидно, Кичи Мухаммеду и Сеид-Ахмету выплачивали по V полного «выхода», причем после распада орды Сеид-Ахмета (1450-е гг.) дань Кичи Мухаммеду, а позже его сыновьям до прежней, 7000-й не возросла.

 Изгнанный из Орды в 1437 г. Улуг Мухаммед попытался обосноваться на окраинных русских территориях, что привело к его конфликту с Василием II. В конце 1438 г. хан разгромил московское войско под Белевом в верховьях Оки. Летом следующего года Улуг Мухаммед подходил к стенам Москвы. В 1444    г. он попытался обосноваться уже в низовьях Оки, в Нижнем Новгороде. Летом 1445 г.

войска Улуг Мухаммеда разбили московскую рать под Суздалем, сам московский  князь Василий оказался в плену. Потом его отпустили под обязательство огромного выкупа. Затем орда Улуг Мухаммеда ушла в Казань, где его сын Махмутек, убивший отца руками наемника на заказ, стал правителем Казанского ханства. Эти события, а также свержение Василия II в начале 1446 г.

его двоюродным братом Дмитрием Юрьевичем Шемякой, привели к тому, что даннические отношения между Москвой и ордой Улуг Мухаммеда и его сыновей не получили развития. В 1447 г. казанский хан Махмутек выступал уже союзником Дмитрия Шемяки против вернувшегося на престол Василия II.
 К концу 1440-х гг. в Москве перестали выплачивать дань в орду Сеид- Ахмета; возможно, в 1449 г.

московиты выпросили  ярлык на великое княжение от Кичи Мухаммеда для сына Василия II Ивана. В результате начались набеги татар Сеид-Ахмета на владения Москвы (1449, 1451 — в этом году войско во главе с сыном хана подходило к самой Москве, 1455, 1459), прекратившиеся после распада его орды во второй половине 1450-х гг.
В 1450-е гг.

в пределах владений московских князей было создано вассальное княжество во главе с перешедшим на службу к Василию II сыном Улуг Мухаммеда Касимом. Центром его стал Городец Мещерский на Оке; позже по имени Касима за ним закрепилось название Касимов, соответственно политическое образование, во главе которого московские князья ставили служилых Чингизидов (существовало до конца XVII в.

), принято именовать «Касимовским ханством». Существует мнение, что его создание было одним из условий отпуска Василия Васильевича из плена Улуг Мухаммедом в 1445 г. Первоначальное предоставление Касиму кормления в Московском великом княжестве, возможно, действительно предусматривалось как составная часть выкупа Василия, но в Городце Мещерском он был помещен только в середине 1450-х гг.

, когда обязательства великого князя перед Улуг Мухаммедом давно утратили силу.
Через три года после вступления на великое княжение Ивана Васильевича (1462) впервые со времен Токтамыша сам хан Орды отправился в поход на Москву: в 1465 г. такую попытку предпринял Махмуд, сын Кичи Мухаммеда. Поход сорвался, т. к. на Дону на Махмуда напал крымский хан Хаджи-Гирей и нанес ему поражение.

Скорее всего, причиной гнева правителя Орды на московского князя было присоединение Иваном III к своим владениям в 1463 г. Ярославского княжества без ханской санкции.
В конце 1460-х гг. Московское великое княжество в течение нескольких лет воевало с Казанским ханством, причем предпринимало наступательные действия.

Походы московских войск на Казань поначалу не приносили успеха, но в конце 1469 г. удалось заключить мир на выгодных условиях.
В ситуации фактического распада Орды на несколько политических образований ее «центральная» часть (между Доном и Волгой), чей правитель признавался на Руси сюзереном, с 1470-х гг.

определяется в источниках как Большая Орда (применение этого термина к более ранним временам, начиная с 1430-х гг., отмечается только в позднейшей — 1520-х гг.— Никоновской летописи и являет собой явную ретроспекцию). Традиционно предполагается, что это перевод татарского улуг орда — «великая орда».

Но улуг орда на Руси переводили именно как «великая орда» (это определение входило с начала XVI в. в состав титула крымских ханов и встречается в переводах их посланий, дошедших в составе посольских книг по связям с Крымом; при этом Орда детей Ахмата в посольских книгах определяется как большая).

Кроме того, прилагательное большии нечасто употреблялось в значении «крупный», для этого использовалось, как правило, именно слово великыи.

Одним же из распространенных значений лексемы большии было прилагательное сравнительной степени — со значением «более высокий по положению», «главный» (в современном русском языке передающееся через слово «больший» с ударением на первом слоге)
Скорее всего, название «Большая Орда» возникло на Руси тогда, когда распад Орды стал очевиден и нужно было выделить «главное» из постордынских государств. Примечательно в связи с этим, что этот термин появляется в летописании одновременно с переходом в актовых источниках (с 1473 г.) к упоминанию «орд» во множественном числе18 — и то и другое отражало стремление приспособиться к новой политической ситуации в степях Восточной Европы.
Летом 1472 г. хан Большей Орды Ахмат совершил поход на Москву. Войска Ивана III встретили противника на Оке у г. Алексина. Ахмат не решился форсировать реку и возвратился в степь. Скорее всего, причиной выступления хана было приведение московским князем в покорность в 1471 г. Новгорода: Ахмат поддержал претензии на верховенство над Новгородской республикой польского короля и великого князя литовского Казимира IV, и
поход Ивана III на Новгород в свете этого смотрелся как нарушение воли сюзерена.
Отражение похода «самого царя» имело серьезные последствия: в Москве возобладало мнение о необходимости прекратить отношения зависимости с Большей Ордой. Это выразилось в первую очередь в прекращении выплаты дани: к 1480 г. она не платилась «девятый год», т. е. как раз с 1472. Кроме того, Иван III начал переговоры с врагом Ахмата — крымским ханом Менгли- Гиреем. Отношения с ним изначально строились как отношения «братьев и друзей», выплата каких-либо традиционных податей, восходивших к временам
ордынского единства, исключалась. В 1480 г. был заключен московско- крымский договор, в котором были поименованы два «вопчих недруга» договаривающихся сторон — Ахмат и Казимир.
Что касается Большей Орды, то Иван III некоторое время продолжал обмен с ней послами, стремясь не доводить дело до военного столкновения. Но в 1476 г., когда пошел уже пятый год неуплаты дани, посол Ахмата привез требование хана великому князю явиться к нему в Орду (чего не бывало со времен Токтамыша). Иван III не подчинился, после чего конфликт стал неизбежным. Ахмат отправился в новый поход на Москву только в 1480 г., договорившись о союзе с Казимиром IV. Противоборствующие войска два месяца простояли на берегах реки Угры, левого притока Оки (служившей границей между Московским и Литовским государствами). В окружении великого князя звучали голоса людей, склонных согласиться признать власть «царя». Но возобладало мнение сторонников ее отрицания. В ноябре, с наступлением холодов, Ахмат ушел восвояси, и попытка восстановить ордынскую власть над Московским великим княжеством не удалась. Гибель Ахмата в январе 1481 г. от рук сибирских татар и ногаев окончательно похоронила подобные планы.
Таким образом, в течение 1472–1480 гг. произошло обретение Московским государством (с конца XV в. начавшим именоваться Россией) независимости от хана Орды. Следствием этого стало нередкое применение к Ивану III титула царь (в дипломатическом документе — впервые в 1474 г., вскоре после отражения первого похода Ахмата), равного титулу правителей Орды и «постордынских» ханств (хотя официального венчания на царство не произошло ни при Иване III, ни при Василии III).
В последующие годы Иван III сохранял союз с Крымским ханством с целью противостояния Большей Орде, где боролись за первенство сыновья Ахмата. Трижды — в 1487, 1490 и 1491 гг.— великий князь, выполняя союзнические обязательства перед Менгли-Гиреем, посылал войска (в основном состоявшие из касимовских татар) «под Орду», но до серьезных военных действий дело не доходило.
В отношениях с Казанским ханством в 1480-е гг. Иван III использовал политику вмешательства в шедшую там династическую борьбу. В 1487 г. московские войска взяли Казань, хан Алегам был захвачен в плен, а на казанский престол возведен Мухаммед-Эмин, сын казанской ханши-вдовы Нурсултан, годом ранее ставшей женой союзника Ивана III крымского хана Менгли-Гирея. Казанское ханство на два десятилетия стало зависимым от Московского государства (казанские войска, в частности, участвовали в походе на Большую Орду 1491 г.). Иван III поддерживал дипломатические контакты также с Ногайской Ордой и Сибирским ханством.
В первые годы XVI столетия, когда Москва вела войну с Великим княжеством Литовским и одновременно с Ливонским Орденом, отношения с Большей Ордой вновь обострились. В 1501 г. хан Шейх-Ахмет (сын Ахмата), действуя как союзник Литвы, двинулся на Верхний Дон. Сюда же пришел московский союзник Менгли-Гирей, а в помощь ему двинулись московские войска. Но до битвы дело не дошло, Менгли-Гирей вернулся в Крым, а Шейх- Ахмет разорил города Северщины (только что отвоеванные москвичами у Литвы). В этой ситуации Иван III зимой 1501–1502 гг. в качестве дипломатического хода пошел на формальное признание зависимости от Шейх-Ахмета, московский посол привез хану дань. Целью было расстроить литовско- большеордынский союз. Одновременно Москва активно побуждала Менгли- Гирея к походу для нанесения решающего удара Большей Орде. В мае 1502 г. крымский хан, наконец, выступил и в начале июня в районе днепровских притоков Самары и Сулы «взял» Орду Шейх-Ахмета. Бежавший хан отправил в Москву посла с предложением: в обмен на отход от союза с Литвой и нейтральное отношение к Крыму Шейх-Ахмет просил Ивана III «достать» ему престол Астраханского ханства. Результата это обращение не имело, и зимой 1503–1504 гг. Шейх-Ахмет укрылся в Великом княжестве Литовском.
Падение Большей Орды создало новую конфигурацию в отношениях молодого Российского государства с «постордынскими» политическими образованиями. Теперь главным из них стало Крымское ханство. Отношения Москвы с Крымом к этому времени уже устоялись как отношения равных партнеров (при сохранении элементов, связанных с признанием более высокого международного статуса крымского хана как носителя «царского» титула. Сложились условия для начала борьбы России с Крымским ханством за влияние на остальные государства, сложившиеся на развалинах Орды.

Источники:

  •    1.    Алексеев Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1980.
  •    2.    Алексеев Ю. Г. Походы русских войск при Иване III. СПб., 2007.
  •    3.    Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949.
  •    4.    Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000.
  •    5.    Горский А. А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004.
  •    6.    Горский А. А. От земель к великим княжениям: «примыслы» русских князей второй половины XIII — XV в. М., 2010.
  •    7.    Горский А. А. Ярлык Ахмата Ивану III // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2012. № 2 (48).
  •    8.    Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.-Л., 1950.
  •    9.    Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991.
  •    10.    Полное собрание русских летописей. Т. 25. М.-Л., 1949 (Московский летописный свод конца XV в.)

Источник: http://drevnrus.ru/zolotaya-orda/208-rus-i-zolotaya-orda-v-xv-stoletii

Ссылка на основную публикацию