Статья 5. Научная организация и ее структурные подразделения

Федеральный закон «О науке и государственной научно- технической политике» под научной организацией признает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации (ст. 5).

Они подразделяются па научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования и другие организации.

осуществляющие научную или научно-техническую деятельность.

Действующее законодательство дало право научным организациям осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования в целях подготовки и переподготовки научных работников.

Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

Органы государственной власти РФ, ее субъектов, государственные академии науки в пределах своих полномочии определяют приоритетные направления развития науки, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, достижений науки и техники, а также развитие форм интеграции науки и производства. При этом управление научной и научно-технической деятельностью не должно нарушать свободу научною творчества.

Органы государственной власти РФ, ее субъектов утверждают уставы соответственно федеральных государственных научных организаций, научных организаций субъектов РФ, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им государственного имущества и т.д.

Согласно действующему законодательству Правительство РФ устанавливает порядок проведения научных исследований и использования научных и научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности РФ, здоровью граждан, окружающей природной среде; лицензирует отдельные виды научной и научно-технической деятельности; вводит в случаях, предусмотренных законодательством РФ. ограничения па право использования отдельных научных и научно-технических результатов, т.е. распространяет на них режим секретности; вводит сертификационные и метрологические требования к отдельным видам научной и научно-технической деятельности.

Важная роль в управлении наукой, организации научной деятельности отводится академиям наук. К ним относятся Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования. Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств.

Все они имеют государственный статус, т.е. являются государственными академиями наук — некоммерческими организациями. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ и финансируются из средств федерального бюджета.

В их состав входят научно-исследовательские институты, научные лаборатории, конструкторские бюро и другие научные организации.

Российская академия наук (РАН) представляет собой высшее научное учреждение, некоммерческую самоуправляемую научную организацию, призванную проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и общественных наук. Ей предоставлено право участвовать в координации фундаментальных научных исследований, которые выполняются научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета.

Основными целями и задачами РАН являются организация и проведение научных исследований, направленных на получение новых знаний в различных областях, способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России; всемерное содействие развитию науки в РФ, повышение общественного престижа научной деятельности; изучение и анализ достижений мировой науки с целью использования их в интересах РФ; участие в разработке и реализации государственной научно-технической политики; разработка прогнозов технологического развития мировой экономики и определение места и роли РФ на рынке наукоемкой продукции; подготовка научных кадров высшей квалификации и т.д.

РАН объединяет в своем составе крупнейших ученых нашей страны (академики, члены-корреспонденты, а также иные сотрудники ее научных организаций).

В ее систему входят институты, научные центры, обсерватории, научные станции, ботанические сады, библиотеки, музеи, заповедники, иные организации, призванные проводить и обеспечивать исследования по важнейшим направлениям фундаментальной и прикладной науки.

Как самоуправляемая организация она действует на основе собственного Устава1См.: Устав Российской академии наук. Утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 48 (ч. 2). Ст. 6005., который принимается общим собранием РАН и утверждается Правительством РФ.

Ее высшим органом управления является общее собрание академии, которое решает все основные вопросы ее деятельности. Между общими собраниями управление академией осуществляет ее Президиум — постоянно действующий коллегиальный орган управления академии, который подотчетен ее общему собранию.

РАН имеет свою структуру, в которую входят отделения, региональные отделения, региональные научные центры.

Отделение РАН является ее основным структурным подразделением, объединяющим ученых одной или нескольких смежных отраслей науки. Оно объединяет институты и другие ее (РАН) научные организации по профилю отделения. Основной задачей отделения является развитие фундаментальных и прикладных исследований в научных организациях, объединенных в отделение академии.

В отличие от отделений, региональные отделения академии представляют собой объединение членов академии, научных сотрудников институтов и других подведомственных академии организаций, расположенных в соответствующем регионе. Основной целью регионального отделения является организация и проведение исследований, направленных на решение важнейших научных проблем и задач, способствующих успешному развитию региона и РФ в целом.

Региональный научный центр РДН объединяет членов академии, работающих в соответствующем регионе, научных сотрудников подведомственных академии организаций, расположенных в этом регионе. Основной целью такого центра является организация и проведение научных исследований, прикладных работ, имеющих важное значение для хозяйственного и культурного развития этого региона.

Перечень рассмотренных научных объединений РАН дан в ее Уставе.

Являясь ведущим научным учреждением страны, РАН тесно взаимодействует с другими научными организациями и учреждениями, в том числе с отраслевыми академиями наук.

Они являются самоуправляемыми организациями, осуществляющими фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники, внося тем самым большой вклад в развитие науки.

Их уставы утверждаются Правительством РФ.

Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена и развивается в системах соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют руководство ведомственными научно- исследовательскими организациями. Названные организации занимаются, как правило, исследованиями но прикладным направлениям науки.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

  • Cтраница 1
  • Научная организация управления заключается РІРѕ внедрении РІ практику строительства методов Рё приемов, которые обеспечивают достижение необходимых результатов производства СЃ наименьшими затратами.  [1]
  • Научная организация управления производством РІ дискретном производстве требует синхронности движения деталей РЅР° СЃР±РѕСЂРєСѓ, Р° значит, расчетов экономичных партий, заделов, оптимальных решений РїСЂРё составлении графиков запуска-выпуска изделий.  [2]

Р’ научной организации управления производством важное значение имеет применение сетевого планирования. РџСЂРё сетевом планировании составляют график работ РІ РёС… технологической последовательности РІ РІРёРґРµ схемы, РЅР° которой стрелками обозначают работу, Р° кружками — СЃСЂРѕРєРё Рё результаты работы.  [3]

Осуществляет контроль Р·Р° соблюдением требований научной организации управления производством РїСЂРё подготовке проектов расширения Рё реконструкции предприятий, планов внедрения РЅРѕРІРѕР№ техники Рё технологии, механизации Рё автоматизации производства, Р·Р° применением разработанных РІ централизованном РїРѕСЂСЏРґРєРµ межотраслевых Рё отраслевых методических Рё нормативных материалов, реализацией запланированных мероприятий РІ этой области.  [4]

Читайте также:  Статья 3. Цели космической деятельности

Р’ настоящее время большое значение придается научной организации управления народным хозяйством Рё отдельными производствами, Рё РІ частности автоматизированным системам управления. Р’ области охраны труда проблема эта также весьма актуальна. Ее решение следует начинать СЃ разработки автоматизированных систем СЃР±РѕСЂР° Рё переработки информации.  [5]

Руководитель предприятия СЃ целью правильной организации работы РїРѕ научной организации управления структурными подразделениями предприятия издает приказ Рѕ распределении обязанностей РїРѕ руководству предприятием, выдает различного СЂРѕРґР° доверенности: Р°) генеральную доверенность РЅР° управление филиалом предприятия; Р±) краткосрочную доверенность РЅР° совершение отдельных действий предприятия; РІ) разовые доверенности РЅР° получение Рё сдачу товарно-материальных ценностей, которые подписываются руководителем предприятия, либо его заместителем Рё главным ( старшим) бухгалтером.  [6]

Видный представитель нотовского движения 20 — С… РіРѕРґРѕРІ Рџ. Рњ.

Керженцев научную организацию управления понимал как изучение органи-завдюнных приемов Рё определение наиболее рациональных методов организационной работы.  [7]

В этих условиях особенно актуальное и важное значение приобретают вопросы научной организации управления производством.

Создается необходимость самого решительного преодоления имеющегося отставания методов управления, его форм Рё технических средств РѕС‚ быстро прогрессирующего технического СѓСЂРѕРІРЅСЏ Рё усложняющейся организационной структуры материального производства.  [8]

Новейший последний этап теории управления характеризуется проникновением РІ нее методов научной организации управления, оптимального планирования, исследования операций, обусловленным тем, что объектом управления РІ настоящее время становится РЅРµ только отдельный производственный процесс, РЅРѕ Рё сложная иерархическая система.  [9]

Вместе СЃ тем значительные размеры аппарата управления, дублирование отдельных функций, отсутствие научной организации управления ведут Рє снижению эффективности деятельности органов исполнительной власти, являются благодатной почвой для процветания бюрократии.  [10]

Решения XXIV съезда РљРџРЎРЎ РЅРµ только создают условия для всемерной активизации работы РІ области научной организации управления, РЅРѕ Рё требуют ее широкого развития. Практическое осуществление этих задач связано СЃ глубокой разработкой научных РѕСЃРЅРѕРІ организации управления общественным РїСЂРѕРёР·-водством.  [11]

Следует уделить РѕСЃРѕР±РѕРµ внимание комплексному изучению проблем перерастания социализма РІ РєРѕРјРјСѓРЅРёР·Рј, повышения производительности труда, активизировать работу РІ области научной организации управления Рё планирования народным хозяйством.  [12]

Поскольку научная организация труда разрабатывает методы выполнения всех работ, в том числе и управленческих, она тесно связана с научной организацией управления.

От того, какая на предприятии установлена структура аппарата, какая выбрана система управления, зависит содержание труда управленческого персонала, его разделение и кооперация.

Уровень организации управления, РІ том числе, например, состояние планирования, неизбежно отражается РЅР° организации труда коллектива рабочих Рё служащих, РІ частности РЅР° степени полезного использования рабочего времени, ритмичности работы, разделении Рё кооперации труда. Формы Рё методы управления оказывают влияние РЅР° дисциплину труда, психологический климат РІ коллективе, общую организованность РІ его работе.  [13]

В соответствии с Положением о Совете, утвержденным 26 декабря 1923 г.

, РѕРЅ стал постоянно действующим совещательным органом РїСЂРё коллегии РќРљ Р РљР� РЎРЎРЎР  Рё был призван вырабатывать основные принципы техники администрирования Рё научной организации управления Рё, РІ частности, документационного обеспечения.  [14]

В то же время возрастание потока информации приводит к избыточности данных.

Потребности научной организации управления вызывают необходимость изучения информационного потока РІ направлении, способствующем сдерживанию происходящего увеличения его объемов Рё ликвидации информационной недостаточности Р·Р° счет устранения излишних данных.  [15]

Страницы:      1    2

Организация труда

Организация труда различных категорий работников требует пристального внимания работодателя, поскольку от того, как организован труд людей, напрямую зависят эффективность деятельности предприятия и его финансово-экономические результаты.

Один из ключевых показателей эффективности работы предприятия — производительность труда. История человечества доказала, что кардинальное изменение производительности труда происходит с заменой средств производства.

Тем не менее, в современных условиях существуют группы факторов, которые могут оказать положительное влияние на рост производительности труда и, как следствие, на рост эффективности деятельности предприятия.

Среди этих факторов — комплекс действий и мер по организации труда.

Важность правильной организации труда объясняется ещё и тем, что на работе человек проводит треть своей сознательной жизни. И эффективная деятельность людей, её результативность становятся решающей предпосылкой существования и развития предприятия в условиях рыночной экономики.

  • Организация труда,1 с одной стороны, представляет собой систему рационального взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом, основанную на определенном порядке построения и последовательности осуществления трудового процесса, направленную на получение высоких конечных социально-экономических результатов.
  • А с другой стороны, это совокупность взаимоувязанных действий и мер по установлению, упорядочению или изменению порядка осуществления трудового процесса и связанных с ним производственных взаимодействий работников со средствами производства и друг с другом.
  • Если предприятие (производство) четко реагирует на всё новое, что проявляется в области организации труда, и систематически внедряет его в свою практику, то можно говорить о  научной организации труда2 (НОТ) , хотя это словосочетание сегодня несколько утратило свою былую популярность.

Направления и содержание работ по организации труда

Научная организация труда формируется на основе соотнесения целей руководства предприятия с целями персонала и выбора их оптимального варианта для достижения полезного эффекта трудовой деятельности.

Этот эффект заключается, с одной стороны, в увеличении количественных и качественных результатов деятельности, снижении издержек, а, с другой стороны, — в формировании условий, способствующих реализации творческого потенциала работников в процессе труда, а также в обеспечении безопасных и комфортных условий труда.

Таким образом, научная организация труда в условиях конкретного предприятия комплексно решает три задачи:

  • экономическую — непрерывное повышение производительности труда;
  • социальную — содействие культурно-техническому росту трудящихся, воспитание отношения к труду как к необходимости;
  • психофизиологическую — сохранение здоровья и работоспособности человека в течение всего периода его трудовой деятельности.

Совокупность основных элементов, характеризующих содержание организации труда, и задачи, решаемые ею, определяют ряд направлений организации труда на предприятии (табл.). Для различных категорий работников эти направления НОТ справедливы, хотя их содержание имеет свои особенности.

Таблица. Основное содержание работы по научной организации труда на предприятии

Направления организации труда   Содержание работ по организации труда
1. Внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда
  1. Технологическое разделение труда
  2. Функциональное разделение труда
  3. Профессионально-квалификационное
  4. Операционное
  5. По отношению к собственности
  6. Кооперация труда
  7. Внедрение коллективных форм труда (бригады, команды)
  8. Совмещение профессий и функций
  9. Многостаночное обслуживание
2. Подготовка и повышение квалификации кадров
  • Организация системы непрерывного обучения персонала
  • Подготовка кадров
  • Повышение квалификации работников
  • Производственный инструктаж
  • Обучение в форме наставничества (коучинг)
  • Создание системы информатизации персонала
  • Разработка и совершенствование системы мотивации и стимулирования (к труду и обучению)
3. Организация трудового процесса
  1. Принципы организации трудового процесса
  2. Методы труда (одновременные и взаимосвязанные)
  3. Приемы труда
4. Организация и обслуживание рабочих мест  Организация рабочих мест:

  • по уровню механизации;
  • степени специализации;
  • количеству исполнителей;
  • количеству обслуживаемого оборудования;
  • пространственному расположению;
  • типу производства.

Оснащение:

  • оборудование основное и вспомогательное;
  • технологическая оснастка;
  • организационная оснастка;
  • информационно-технологическое;
  • средства связи и сигнализация;
  • мебель рабочая.

Планировка рабочего места:

  • обеспечение безопасной работы исполнителя и защита его от вредных воздействий окружающей среды;
  • соблюдение эстетических норм и норм по технике безопасности;
  • рациональное размещение всех средств оснащения на рабочем месте;
  • рациональная рабочая зона;
  • удобная поза исполнителя.

Функции обслуживания рабочих мест:

  • производственно-подготовительная;
  • транспортная;
  • контрольная;
  • ремонтная;
  • энергетическая;
  • инструментальная (информационно-технологическая);
  • наладочная;
  • хозяйственная;
  • строительная;
  • информатизация.
5.Охрана труда
  • Разработка мер по технике безопасности и экологической безопасности
  • Обеспечение индивидуальными и коллективными средствами защиты
  • Аттестация рабочих мест
  • Создание системы оповещения об угрозах
  • Составление карты рисков
  • Добровольное медицинское обслуживание
6. Обеспечение благоприятных условий труда, рациональных режимов труда и отдыха
  1. Обеспечение санитарно-гигиенических условий, психофизиологических, эстетических условий
  2. Формирование графиков работы
  3. Составление и контроль исполнения внутрисменного режима труда и отдыха
7.Совершенствование нормирования труда и системы оплаты труда
  • Расширение сферы нормирования
  • Повышение качества норм
  • Разработка и совершенствование системы оплаты труда  
8.Обеспечение информационной безопасности
  1. Организация технической и технологической оснащённости
  2. Разработка системы доступа к информации и определение прав работы с ней
  3. Разработка системы санкций за преднамеренное нарушение информационной безопасности  
9. Организация рациональных информационных потоков на основе документооборота 
  • Использование ИТ и ИС
  • Определение и закрепление маршрутов движения информационных потоков по вертикали и горизонтали
  • Разработка шаблонов и унификация форм документов
10. Повышение дисциплины труда и развитие творческой активности трудящихся
  1. Обеспечение технологической, производственой, трудовой дисциплины
  2. Разработка регламентов и контроль их соблюдения
  3. Разработка системы поощрения и санкций за нарушение дисциплины
  4. Совершенствание корпоративной культуры  
Читайте также:  Статья 3. предмет лизинга

Каждое направление организации труда предполагает решение своего круга задач и требует разработки своего комплекта внутренней документации. Это обычно организационно-распорядительные и информационно-справочные документы официального характера — приказы по основной деятельности, документы кадрового делопроизводства, служебные записки и т. д.

Информационные технологии

Организовать труд на современном предприятии без использования информационных технологий (ИТ) практически невозможно. С одной стороны, с помощью ИТ создаётся внутреннее информационное пространство предприятия, с другой стороны, само предприятие осуществляет свою деятельность во внешней информационной среде.

Поэтому не стоит рассматривать ИТ только как средство оснащения того или иного рабочего места.

Использование ИТ, создание соответствующей деятельности предприятия ИТ-инфраструктуры, выбор информационных систем и программных продуктов для решения повседневных задач, обеспечение линий коммуникаций, включая мобильные, защита информации и контроль доступа к ней и её обработки — всё это непременные условия существования предприятия.

Так, подготовить соответствующие комплекты документов, в том числе и по организации труда, помогают информационные системы электронного документооборота, например, «1С:Документооборот 8». Эта система, не имеющая отраслевой специфики, может эффективно использоваться на любом предприятии, будь то распределенная холдинговая структура с большим количеством сотрудников или небольшое предприятие.

На основе документов выстраиваются информационные потоки, образующие информационное пространство предприятия.

На основе документов выстраиваются информационные потоки, образующие информационное пространство предприятия. В процессе организации труда полезно разработать формы документов и в максимальной степени их унифицировать, что впоследствии облегчит обработку документов и сократит её сроки.

Разработка и закрепление маршрутов движения информации на основе документов, по сути, определят реперные (контрольные) точки как производственных процессов, так и бизнес-процессов. Ведь для выполнения того или иного действия необходимо соответствующее указание, содержащееся в соответствующем документе.

Кроме того, системы электронного документооборота позволяют хранить все документы предприятия.

Однако использование систем документооборота требует предварительного распределения и кооперации труда: кто из сотрудников и на основании чего (каких документов) должен разрабатывать те или иные документы, кто их согласовывать, утверждать, принимать к исполнению.

Разделение и кооперация труда — обособление видов трудовой деятельности между работниками, коллективами, подразделениями, исходя из целей предприятия. Разделение и кооперация труда необходимы для выявления количественных пропорций между различными видами труда.

На основе этого распределяются трудовые ресурсы, определяются места и объемы работы каждого исполнителя производственного процесса или бизнес-процесса, взаимоувязывается трудовая деятельность исполнителей.

Наряду с требованием наиболее рационального использования рабочего времени и квалификации работника необходимо предусмотреть такую его специализацию, чтобы сохранялась содержательность труда, не допускалась его монотонность, обеспечивалась гармонизация физических и психических нагрузок человека.

Использование систем документооборота требует предварительного распределения и кооперации труда.

Для реализации на практике форм разделения и кооперации труда разрабатывают положения о структурных подразделениях, в которых четко разграничивают и фиксируют задачи, функции и права каждого подразделения, определяют взаимоотношения с другими отделами и службами предприятия.

На основе этих положений составляются инструкции, в которых указываются организационно-правовые положения каждого работника: функции, права, обязанности, взаимоотношения, критерии оценки деятельности, ответственность.

Эти документы используются для организации труда руководителей, специалистов и служащих.

Для организации труда рабочих также разрабатываются аналогичные документы, хотя часть организационных проблем применительно к рабочим решаются технологией производства: определение порядка и последовательности выполнения операций, выбор технических средств для механизации и автоматизации труда, выбор систем информации и т. д.

В современных условиях приоритетного позаказного производства и коротких производственных циклов предприятиям часто приходится решать задачи распределения и кооперации труда рабочих оперативно. И тут тоже необходимы информационные системы, позволяющие управлять и основным производством, и организацией труда.

К примеру, информационные системы «1С:Управление производственным предприятием» и «1С:Управление предприятием (ERP) 2.0» «умеют» управлять приоритетами выполнения заказов на производство. Это означает, что информационные системы позволяют планировать производственные процессы и формировать согласованные по доступным мощностям и ресурсам графики производства, т.е.

распределять работы и работников по рабочим местам, организовывать бригады. Более того, это касается не только организации труда рабочих основного производства, но вспомогательных и обслуживающих подразделений, для которых разделение и кооперация труда осуществляется по технологическому, функциональному, профессионально-квалификационному, операционному принципам.

В итоге удаётся скоординировать деятельность подразделений предприятия, снизить уровень простоя оборудования и работников, обеспечить ритмичность производства и исключить авралы, что, безусловно, повышает привлекательность труда и снижает психические и эмоциональные нагрузки на работника.

Особое место и в деятельности предприятия, и в организации труда занимает информационная система по расчёту заработной платы и управлению персоналом.

Например, система «1С:Зарплата и управление персоналом 8» помогает эффективно решать задачи подбора и приёма на работу сотрудников нужных профессий и специальностей, планировать их подготовку и повышение квалификации, вести учёт их рабочей загрузки и оценивать эффективность работы персонала, разрабатывать системы мотивации, следить за соблюдением режима труда и отдыха, рассчитывать заработную плату и поощрительные выплаты. Кроме того, система позволяет разрабатывать варианты штатного расписания, что помогает предприятию планировать своё развитие, разрабатывать инновации и увязывать свои стратегические цели с соответствующими изменениями в организации труда.

Читайте также:  Статья 1. Арбитражные суды в Российской Федерации

Большое значение имеет и создание системы информатизации персонала.

Для создания на предприятии системы непрерывного обучения персонала многие компании используют информационную систему «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет». С помощью этой системы можно проводить подготовку персонала и повышение его квалификации как в части теории, так и практических занятий в очной, электронной и дистанционной форме.

Большое значение имеет и создание системы информатизации персонала, которая хранит различного рода сведения, например, внутреннего распорядка, правила поведения на территории предприятия, порядок подачи заявлений, схемы (шаблоны) документов.

Кроме того, позволяет сотрудникам узнавать корпоративные новости, обмениваться мнениями и т.д. Такая система повышает комфортность условий труда и его привлекательность, способствует гармонизации физических и психических нагрузок человека.

Планирование НОТ и оценка её эффективности

В общем случае планирование научной организации труда проходит в следующей последовательности. Сначала изучается существующий уровень организации труда для всех или выборочных категорий персонала. Далее выявляются резервы роста производительности труда за счет улучшения его организации.

С учётом всего нового, что имеется и появляется в теории и практике организации труда, а также возможностей предприятия, в первую очередь, финансовых, разрабатывают план мероприятий по научной организации труда, определяют их экономическую эффективность.

Завершающий этап — разработка комплекса работ по внедрению разработанных мероприятий НОТ и их непосредственное внедрение в повседневную деятельность предприятия.

Оценка эффективности НОТ проводится на основе экономических, социальных и психофизиологических показателей.

Основной критерий в группе экономических показателей — производительность труда, которая определяется количеством продукции (объемом работ), произведенной работником в единицу времени (час, смену, месяц, год). В условиях рыночных отношений все большее значение приобретает в качестве измерителя производительности труда показатель валового дохода на одного работающего.

Кроме производительности труда оцениваются:

  • годовой экономический эффект от реализации мероприятий НОТ;
  • срок окупаемости дополнительных затрат на мероприятия;
  • коэффициент эффективности мероприятий.

Психофизиологические составляющие оценки эффективности НОТ:

  • физическая и умственная нагрузка в течение смены;
  • степень монотонности труда;
  • темп работы;
  • санитарно-гигиенические условия труда.

Кроме показателей, характеризующих экономический и психофизиологический эффект, определяются показатели, характеризующие социальный эффект мероприятий по организации труда:

  • содержательность работы;
  • наличие физических и умственных элементов в выполняемой работе;
  • возможность творческого подхода к выполняемой работе.

Изменения во внешней среде, поведении работников и стремление к повышению эффективности производства требуют каждый раз не только поддержания ранее созданной организации труда, но и ее непрерывного совершенствования. Следовательно, руководители не просто управляют процессом производства в широком значении этого термина, но и постоянно занимаются его организацией.

Ответы на вопросы

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации (далее – Номенклатура).

Согласно Номенклатуре (утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г.

№ 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций») должность директора института относится к категории I.

Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (подкатегория 1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу).

Одновременно должность директора институтов относится к категории II. Должности руководителей образовательных организаций (подкатегория 2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей).

В соответствии с Примечанием 1 к Номенклатуре к должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Поскольку Номенклатурой не установлены различия должности директора института в качестве руководителя организации или в качестве руководителя структурного подразделения, вышеназванная должность может относиться к профессорско-преподавательскому составу, в случае, если соответствующий руководитель принимает участие в образовательной деятельности. Одноименная должность также может не относиться к профессорско-преподавательскому составу.

В этой связи правовое положение директора института может иметь двоякий характер в зависимости от выполнения им педагогических функций.

Вопросы правового положения директора института регулируются на локальном уровне в уставе образовательной организации, положениях о ее структурных подразделениях и в должностных инструкциях работников, составленных с учетом штатного расписания организации.

При заключении трудового договора следует иметь в виду, что согласно ст. 332. Трудового кодекса РФ заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в образовательной организации высшего образования, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Таким образом, при назначении на должность директора института требуется проведение конкурсной процедуры и соблюдение ограничений, установленных для конкурсного механизма замещения должности.

Конкурс не проводится, если локальными правовыми актами не предусмотрена педагогическая деятельность директоров институтов и не предполагается ее осуществление после заключения с ними трудового договора.

В этих целях применительно к назначению директора института на должность целесообразно предусматривать в трудовом договоре оговорку о том, что занимающее названную должность лицо не осуществляет педагогическую деятельность. В противном случае рекомендуется проведение конкурса при замещении данной должности.

Следует учитывать, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, а также соответствующие другим требованиям, предъявляемым к занятию педагогических должностей ст. 331 Трудового кодекса РФ.

Особый порядок замещения должности директорами институтов предусматривается ст. 332 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами и локальными актами образовательных организаций высшего образования.

В том случае, если должность директора института на основании локальных актов организации определяется в качестве должности, в обязанности которой входит организация работы факультета, что может отражаться в наименовании должности, например, может быть предусмотрена должность «директор института (факультета)», или в положении об институте может быть указано, что институт создан на правах факультета, обязательно проводится процедура избрания на должность директора института, после чего возможно заключение трудового договора на срок избрания лица для исполнения соответствующих должностных обязанностей. В этом случае конкурсная процедура исключается, поскольку следует руководствоваться принципом приоритетности специальной нормы.

Ссылка на основную публикацию