Статья 28. Особенности предоставления гражданам (физическим лицам) в собственность, владение и пользование мелиорированных земель

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно

ЗК РФ предусмотрено предоставление участков гражданам бесплатно.

Содержание

Современное земельное законодательство РФ подразумевает получение наделов не только в процессе осуществления сделки купли-продажи или в порядке наследования, но и совершенно бесплатно. В частности, наиболее подробные сведения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам РФ изложены в ст. 39.5 ЗК РФ, а также федеральных законах и законах субъектов РФ.

Предоставление земельных участков гражданам бесплатно. Основания предоставления земельного участка в собственность бесплатно

Получение в безвозмездное (бесплатное) пользование земельного участка может быть доступно для граждан один раз за всю его жизнь.

При этом выдел надела происходит из земли, территории которого находятся в ведении государственной власти или же муниципалитета.

Однако подобное право предоставления земельного участка в собственность доступно лишь определенным категориям граждан (в частности, многодетным семьям).

Согласно действующему законодательству бесплатно происходит предоставление земельных участков следующим льготным категориям:

  • Героям РФ, СССР или Соцтруда, а также полным кавалерам, награжденным орденами Славы и Трудовой Славы;
  • ветеранам ВОВ, а также инвалидам ВОВ, участникам боевых действий, а также лицам, которые награждены знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • гражданам РФ, которые во время ВОВ находились на прифронтовой территории, в том числе в тылу;
  • нетрудоспособным представителям семьи инвалида или же ветерана ВОВ, которые числились на его иждивении и получают пенсионное обеспечение, связанное с потерей кормильца.

Однако в данном случае следует отметить, что предоставление земельных участков в частную собственность происходит из государственного жилищного фонда. В частности, выдел земельного надела, который имеет статус федерального, позволяет лицам использовать участки с целью садоводства, огородничества, осуществления строительства жилых помещений, ведения личного подсобного хозяйства.

Основания для предоставления участка, который числится как федеральный, – решение уполномоченных на то органов.

Из муниципального фонда происходит выделение земельных участков бесплатно следующим льготным категориям граждан:

  • многодетным семьям, а также детям-инвалидам;
  • пенсионерам, которые проживают на территории сельского поселения в течение 5 лет (минимум) и достигшим определенного возраста;
  • молодым специалистам, которые закончили обучение в ВУЗе и были распределены в сельскую местность для осуществления профессиональной деятельности;
  • лицам, которые прошли реабилитацию после политических репрессий.

Основания для бесплатного предоставления земельного участка (неважно будет он федеральный или же муниципальный), в том числе и многодетным семьям, инвалидам и иным льготным категориям, зафиксированы в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • постановление органов государственной власти или органов местного самоуправления в случаях, если предоставление в собственность земли гражданам происходит на безвозмездной основе (бесплатно) или же в бессрочное использование.
  • договор о безвозмездном (бесплатном) предоставлении надела (даже носящего статус федерального).
  • иные основания, которые предусматривает закон.

Порядок предоставления земельных участков бесплатно. Заявление о бесплатном предоставлении земельного участка

Закон предусматривает определенный порядок действий, которые осуществляются сторонами правоотношений при выделе земельного участка, с учетом основания бесплатного предоставления территорий. Порядок состоит из последовательных этапов:

  • На начальной стадии происходит подготовка схем и дополнительных документов, которые утверждают определенное территориальное расположение участка.
  • Далее порядок и условия предоставления земельного участка (в том числе многодетным семьям, детям-инвалидам и пр.) подразумевает подачу заявления в уполномоченный орган (федеральный или же местный), в котором фиксируется предварительное согласование или же отказ о выделе в собственность того или иного участка.
  • Законодательный регламент на третьей стадии предварительного согласования о предоставлении земельного участка в собственность гражданам той или иной территории с учетом бесплатного основания подразумевает официальное оглашение решения госорганов, образец которого можно найти в Интернете.
  • Далее заинтересованное лицо должно соблюсти законодательный порядок и в течение 2-х лет (периода пока действует положение о предварительном согласовании) произвести весь спектр кадастровых работ. Регламент подразумевает точное выделение территории и площади интересуемого граждан участка.
  • Условия бесплатного выдела земельного участка подразумевают постановку надела на кадастровый учет и проведение процедуры государственной регистрации права на собственность (неважно был это федеральный участок или же муниципальный).
  • После того как вышеперечисленные условия будут соблюдены, лицам необходимо осуществить подачу заявления в управомоченный орган.
  • На заключительной стадии порядок и регламент предоставления земельных участков в собственность физическим лицам (в том числе и многодетным семьям) бесплатно подразумевает принятие окончательного решения (положительного или отрицательного) по конкретному делу. После чего публикуется положение органа, который удовлетворяет или, наоборот, отказывает в оформлении права собственности после рассмотрения заявления. Если все основания соблюдены, то подписывается контракт между двумя сторонами правоотношений.

Как мы видим, лицам, чтобы получить земельный участок совершенно бесплатно, следует учитывать многочисленные условия, которые содержит закон и регламент предоставления территориальных наделов. Одним из таковых признается подача заявления в компетентный орган о передаче территории в собственность.

Типовой образец заявления можно скачать в открытом доступе в Интернете. Если такой возможности нет, то образец заявления лицам, претендующим на надел, могут выдать в госорганах, положение которых предусматривает проведение подобных сделок с гражданами РФ.

Итак, что должно содержать в себе заявление:

  • Положение о типовых документах подразумевает, что заявление должно включать полную информацию о субъекте правоотношений, претендующего на бесплатный земельный участок (ФИО, адрес и место проживания, реквизиты паспорта и др.).
  • Если заявление подается юридическим лицом, то в него включаются сведения о регистрации в ЕГЮРЛ, ИНН, официальное наименование организации и юридический адрес.
  • Закон требует указания в заявлении кадастрового номера земельного участка, если его границы необходимо более точно обозначить.
  • Образец заявления также включает в себя обязательные пункты, в которых прописывается решение о межевании территории, кадастровый номер.
  • Обязательно фиксируются условия предоставления земли юридическим или же физическим лицам в собственность и основания ее бесплатного использования.
  • Заявление содержит информацию и о конкретной цели использования надела, который выделяется физическим или юридическим лицам.
  • Федеральный регламент документооборота также подразумевает включение в заявление дополнительных реквизитов об изъятии или предоставлении земель.

Бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан. Бесплатное предоставление земельных участков инвалидам

Льготные категории граждан наделяются прерогативой первоочередного предоставления земельных участков в собственность. В частности, положение закона о бесплатной выдаче земель предусматривает условия, при соблюдении которых инвалидам предоставляется территория на безвозмездной основе.

Подобная программа, которая имеет федеральный или же региональный статус, позволяет инвалидам улучшить свое имущественное положение. Регламент выдела земельного участка подразумевает несколько конкретных целей, с которыми могут использоваться территории, предоставляемые инвалидам:

  • возведение жилого помещения или строительство дачного дома;
  • ведение на территории земли личного подсобного хозяйства;
  • постройка гаража;
  • разведение сада или огорода.

Подобная программа подразумевает сначала выдел земли в аренду, после чего инвалидам предоставляется трехлетний срок для начала строительства того или иного объекта. Если действия не будут начаты, то закон подразумевает возможность со стороны госорганов выдвинуть отказ в предоставлении инвалидам бесплатного участка. Такие случаи распространены в юридической практике.

Чтобы получить земельный надел, инвалидам необходимо учесть определенные требования (условия), которые закрепляет правовой регламент:

  • земля может быть выдана инвалидам любой группы, при этом условия не включают в себя перечень конкретных заболеваний;
  • гражданин должен быть признан госорганом малоимущим;
  • субъект получил статус нуждающегося, так как его условия проживания не соответствуют нормативам.

Социальная программа поддержки людей с ограниченными возможностями подразумевает первоочередное предоставление данной категории граждан земельного участка.

Если порядок со стороны субъекта правоотношений был соблюден, а госорган отказывает в получении земельного надела, то гражданин имеет законное право обратиться за помощью в судебную инстанцию или Прокуратуру РФ. Подобные случаи являются предметом длительных разбирательств, после чего публикуется постановление компетентного органа: был ли отказ детерминирован объективными причинами или же нет.

Предоставление земельных участков юридическим лицам бесплатно

Закон подразумевает возможность предоставления земельного участка совершенно бесплатно не только физическим лицам, но и юридическим. Положение об этом можно найти в ст. 39.5 ЗК РФ. Главное основание для выдела юридическим лицам земли – решение органов государственной или муниципальной власти.

Если речь идет об участке, который носит статус «федеральный», то государственный регламент подразумевает постановление компетентного органа о наделе организации территорией в конкретном субъекте РФ.

Однако в подобном случае должны быть соблюдены ключевые условия и законодательный порядок.

Юридическим лицом, учитывая положение и регламент, должно быть подано заявление (образец можно взять в уполномоченных органах), которое будет содержать всю исчерпывающую информацию, в том числе и цель дальнейшего использования участка. Если сведения будут ложными или не будет соблюден порядок подачи заявления, то может последовать отказ в предоставлении земли юридическим лицам на бесплатном основании.

В случае отказа оформляется постановление. Но при этом закон подразумевает мотивирующее разъяснение подобного решения в невозможности предоставления земли юридическим лицам. Образец можно посмотреть в Интернете.

Предоставление земельного участка религиозной и некоммерческой организации

Помимо перечисленных выше льготных граждан, закон подразумевает бесплатную выдачу земельных участков религиозной или некоммерческой организации. Данное положение зафиксировано в ст. 39.6 ЗК РФ.

Что касается религиозной организации, то подобные случаи бесплатного выдела земельного участка все чаще фиксируются на практике. Закон предусматривает конкретные цели, согласно которым может быть предоставлена земля организации подобного типа, в частности, для строительства сооружений религиозного, благотворительного характера.

При этом срок безвозмездного пользования составляет от 5 до 10 лет. Постановление уполномоченного органа является основанием для легитимного использования религиозной организацией подобного участка.

Может быть предоставлен земельного участка в безвозмездное пользование и некоммерческой организации.

Порядок предоставления земли, в том числе некоммерческой организации, существенно изменился, начиная с 1 марта 2015 года.

Если ранее заявление некоммерческой организации (образец имеет типовую форму) могло содержать информацию о конкретном территориальном размещении участка, то современный регламент данную возможность отменяет.

Подобные случаи все чаще становятся предметом для возникновения юридических споров между некоммерческой организацией и госорганами. Это связано с тем, что положение некоммерческой организации в подобных ситуациях четко не регламентируется.

А это становится детерминантой того, что подача заявления в компетентные органы происходит с нарушением порядка, что лишает права некоммерческой организации претендовать на единоразовое предоставление земельного участка бесплатно. В подобном случае постановление будет содержать отказ.

Предоставление земельных участков гражданам бесплатно на территории Дальневосточного федерального округа

Дальневосточный федеральный округ – один из регионов РФ, который позволяет гражданам, проживающим на данной территории, стать обладателями земельного участка на безвозмездной основе. Подобные случаи и конкретные законодательные нюансы регламентируются Федеральный закон РФ N 119-ФЗ, который был принят 22 апреля 2016 года.

В частности, данный нотариально-правовой акт устанавливает конкретные сроки безвозмездного пользования участками, которые предоставляются многодетным семьям, некоммерческой организации и иным категориям. По истечению пятилетнего срока земля выдается многодетным семьям и иным лицам правоотношений бесплатно, если отказ не будет мотивирован госорганами.

  • Для удобства и своевременного получения необходимой информации разработана специальная федеральная информационная программа, которая позволит гражданам, в том числе и многодетным семьям, некоммерческой организации, юридическим лицам быть в курсе всех происходящих изменений, порядке и условиях безвозмездного пользования территориями.
  • Федеральный закон РФ N 119 также содержит информацию о том, в каких случаях может быть опубликовано постановление, содержащее отказ многодетным семьям и иным льготным категориям граждан в предоставлении земельного участка.
  • Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что на территории РФ многодетным семьям, инвалидам, религиозным и некоммерческим организациям и прочим категориям граждан может быть выделен определенный земельный участок для безвозмездного пользования, который в дальнейшем может перейти в частную собственность совершенно бесплатно.
Читайте также:  Раздел IV. Основы деятельности железнодорожного транспорта в области экономики и финансов

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Право пожизненного наследуемого владения (комментарий)

Уважаемые коллеги! Прошу посмотреть проект текста по ПНВ. Мне этот текст кажется очень сырым, поэтому прошу помочь кто чем может

  • Право пожизненного наследуемого владения
  • Статья 265. Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком
  • Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

1. Общие замечания. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком (далее также ППНВ) – живое ископаемое российского частного права. По сути, ППНВ является наследником эмфитевзиса, чиншевого владения и предусмотренного Проектом Гражданского уложения права наследственного оброчного владения.

После революции 1917 г. «Декретом о земле» было заявлено, что «право частной собственности на землю отменяется навсегда», «обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней».

Однако в кратчайшие сроки стало понятно, что расплывчатое «всенародное достояние и пользование всех трудящихся» — неважная замена четко определенным правам на землю.

Поскольку право частной собственности на землю по идеологическим причинам было не вернуть, появилась необходимость в суррогатах, которые позволили бы установить некое право частного лица на землю, оставив при этом право собственности за Рабоче-Крестьянским государством.

Поэтому «право непосредственного пользования землями сельскохозяйственного назначения из состава единого государственного земельного фонда» за частными лицами было признано уже Земельным кодексом РСФСР 1922 г. Право на землю, предоставленную в трудовое пользование, объявлялось бессрочным и могло быть прекращено только по основаниям, указанным в законе.

Все сооружения, постройки, посевы и растения, «и вообще все, соединенное с участком земли, находящимся в пользовании землепользователя», признавалось принадлежащим землепользователю (надо полагать, на праве собственности), а покупка, продажа, завещание или дарение, а также залог земли запрещались под страхом недействительности сделки, уголовного наказания и изъятия земли.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г. такой подход подтвердил. Земля объявлялась общим достоянием всего советского народа, состоящим в исключительной собственности государства и предоставляемым только в пользование (ст. 3).

В близком к современному виде право пожизненного наследуемого владения появляется в позднем советском праве; оно было предусмотрено в ст. 5 и 20 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г.

, а затем в Законе СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г.  и в Указе Президента СССР от 5 января 1991 г. № 1285 «О первоочередных задачах по реализации земельной реформы».

Затем положения о праве ПНВ были практически воспроизведены в раннем постсоветском законодательстве – упоминали право пожизненного наследуемого владения землей Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г.

, Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г., Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., а подробная регламентация института содержалась в Земельном кодексе РСФСР от 21 апреля 1991 г.

Новый Земельный кодекс Российской Федерации предусмотрел в ст. 21 (Федеральным законом № 171-ФЗ ст. ст.

20 и 21 Земельного кодекса РФ, посвященные праву постоянного (бессрочного) пользования и праву пожизненного наследуемого владения земельным участком, уже признаны утратившими силу), что предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается, однако ППНВ земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином ранее, сохраняется (п. 1).

 Согласно ст.

3 закона о введении в действие ЗК РФ право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется; права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (ч. 1). Если гражданин воспользовался своим правом на «переоформление в собственность» принадлежавшего ему права пожизненного наследуемого владения, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения прекращается вследствие того, что по общему правилу никому не может принадлежать ограниченное вещное право на свою собственную вещь.

Поскольку оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, каким-либо  сроком не ограничивается (ч. 3 ст. 3 Вводного закона), можно предположить, что ППНВ еще долго будет существовать в российском праве.

2. В соответствии с комментируемыми нормами право пожизненного наследуемого владения – ограниченное вещное право на земельный участок, которое может принадлежать только гражданину. По всей видимости, комментируемая норма имеет в виду любое физическое лицо, которое может и не быть гражданином России и при этом получить такое право по наследству, например.

Право пожизненного наследуемого владения может принадлежать и нескольким физическим лицам, каждое их которых в таком случае обладает долей в праве пожизненного наследуемого владения. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.

2012 № 9 отмечается: «в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если право на земельный участок принадлежит нескольким лицам, — доля в праве общей собственности на земельный участок либо доля в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком)» (п. 74); «статьей 1181 ГК РФ не установлено каких-либо изъятий для случаев наследования несколькими лицами, вследствие чего каждый наследник приобретает долю в указанном праве независимо от делимости земельного участка» (п. 78).

В случае множественности лиц отношения между ними должны строиться по правилам об общей собственности по аналогии закона.

Объектом ПНВ могут быть только земельные участки, находящиеся в публичной собственности (ст. 265 ГК), а основанием возникновения ПНВ может быть лишь принятое публичным собственником решение о предоставлении земельного участка во владение.

Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения

1. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

2. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Право пожизненного наследуемого владения исторически возникло как функциональный аналог права собственности, что и предопределило его содержание. Публичный собственник, передавший земельный участок гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, фактически утрачивает какие либо правомочия собственника, оставаясь, по сути, лишь обладателем голого права.

ППНВ предполагает право владельца владеть и пользоваться земельным участком, возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Обладателю ППНВ принадлежат посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученная сельскохозяйственная продукция и доходы от ее реализации (п. 2 ст. 40 ЗК). Это согласуется со ст.

136 ГК, в соответствии с которой плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

Владелец участка на праве ПНВ, возведший на нем самовольную постройку, как и собственник участка, может требовать признания за ним права собственности на эту постройку на основании п. 3 ст. 222 ГК. Однако если это не удастся, ему необходимо иметь в виду, что (как и собственник) он может утратить право на участок по правилам ст. 54 ЗК.

Обладатель ППНВ на основании ст. 305 ГК имеет возможность прибегнуть к виндикационному и негаторному искам для защиты своего права – в том числе и против собственника.

Собственник вправе изъять земельный участок у владельца лишь в предусмотренных законом случаях.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть прекращено принудительно в случаях, указанных в п. 2 ст.

45 Земельного кодекса – при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства и при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Под использованием участка с нарушением требований законодательства понимается использование его не по целевому назначению или если такое использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом; создание или возведение на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком осуществляется на основании судебного решения об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания) – п. 1 ст. 54 ЗК.

Изъятие принадлежащего на праве пожизненного наследуемого владения участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в общем, по тем же правилам, что и изъятие участка у его собственника.

При этом даже размер возмещения в случае прекращения права пожизненного (наследуемого) владения земельным участком  рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка (подп. 2 п. 3 ст.

56.8 ЗК).

Интересно отметить, что если для государственных нужд изымается земельный участок, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию и предоставленный гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, всю рыночную стоимость этого участка получит гражданин, муниципальное же образование не получит ничего. Это хорошо иллюстрирует содержание права собственности на участок, переданный в ПНВ.

По указанным в законе основаниям ПНВ, как и право собственности, может быть ограничено — например, в зонах с особыми условиями использования территорий. В таких случаях владельцу по правилам, предусмотренным статьями 57 и 57.

Читайте также:  Статья 20. Изменения действующего законодательства

1 ЗК, подлежат возмещению убытки, причиненные ограничением прав землевладельцев. Это вновь указывает на то, что обладатель ПНВ является «фактическим собственником» земельного участка. Наконец, согласно ст.

388 Налогового кодекса лицо, обладающее земельным участком на пожизненного наследуемого владения, является плательщиком налога на землю.

Статья 267. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении

Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.

1. Комментируемая норма устанавливает запрет на распоряжение земельным участком, допуская переход права пожизненного наследуемого владения лишь в порядке универсального правопреемства.

1.1. До недавнего времени специальные правила устанавливались ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» для дачных, садовых и огородных земельных участков. В соответствии с ч. 2 ст. 30 этого закона такие участки можно было, в частности, обменять.

Кроме того, эта же норма устанавливала, что эти участки наследуются лишь по закону. В настоящее время эта норма утратила силу, и в соответствии со ст.

1181 ГК принадлежавшее наследодателю право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, то есть в том числе и по завещанию. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.

2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указывается, что земельные участки и расположенные на них здания, строения, сооружения выступают в качестве самостоятельных объектов гражданского оборота (статья 130 ГК РФ), поэтому завещатель вправе сделать в отношении их отдельные распоряжения, в том числе распорядиться только принадлежащим ему строением или только земельным участком (правом пожизненного наследуемого владения земельным участком) (п. 79). Однако распоряжение правом пожизненного наследуемого владения на случай смерти возможно с ограничениями, обусловленными характером этого права: например, нельзя завещать ППНВ юридическому лицу. Пленум Верховного Суда РФ в п. 78 Постановления от 29.05.2012 № 9, в частности, указывает: «наследниками земельного участка, принадлежавшего наследодателю на указанном праве, могут быть только граждане. Включение в завещание распоряжения относительно такого земельного участка в пользу юридического лица влечет в этой части недействительность завещания».

1.2. В то же время помимо распоряжения mortis causa ППНВ не исключает возможность распоряжения, не направленного на отчуждение ППНВ.

Владелец, например, может заключить соглашение об установлении сервитута – причем как в качестве сервитуария, так и «от имени» служащего участка, причем в последнем случае согласия собственника не требуется (ст. 39.24 ЗК).

Не противоречит смыслу ст. 267 ГК и передача имущества, например, в аренду, тем более что ст. 617 ГК прямо говорит о последствиях перехода право пожизненного наследуемого владения на сданное в аренду имущество к другому лицу.

1.3. Обладатель ППНВ имеет возможность отказаться от своего права на земельный участок по правилам ст. 53 ЗК, направив заявление собственнику земельного участка.

Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ

Планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

В федеральных и региональных (территориальных) программах в области мелиорации земель предусматриваются приоритеты определенных видов мелиорации земель в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства.

При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.

Мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Часть исключена с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года № 15-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года № 15-ФЗ части четвертая и пятая предыдущей редакции с 15 января 2003 года считаются соответственно частями третьей и четвертой настоящей редакции.

Проектирование и строительство мелиоративных систем, в процессе функционирования которых используются водные объекты, осуществляются на основании полученных в соответствии с водным законодательством Российской Федерации лицензий на водопользование и заключенных в соответствии с ними договоров пользования водными объектами.

Проведение агролесомелиорации земель осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и лесным законодательством Российской Федерации.

  • Земельные участки, отнесенные в установленном порядке к мелиорируемым землям, предоставляются и изымаются для проведения мелиоративных мероприятий в порядке, предусмотренном земельным законодательством Российской Федерации.
  • Земельные участки, которые находятся в государственной собственности и на которых размещены государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, предоставляются безвозмездно организациям, осуществляющим эксплуатацию указанных систем и сооружений на праве постоянного (бессрочного) пользования.
  • Земельные участки, которые граничат с участками мелиорируемых (мелиорированных) земель, могут быть использованы для обеспечения мелиорации земель на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.

Приемка в эксплуатацию мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Предоставление гражданам (физическим лицам) в собственность, владение и пользование земельных участков в границах мелиоративной системы общего пользования допускается при условии соблюдения технологической схемы эксплуатации сооружений и устройств этой системы, являющихся общими для нескольких граждан (физических лиц).

При распределении между гражданами (физическими лицами) мелиорированных земель в границах мелиоративной системы общего пользования эти лица обязаны осуществлять содержание и ремонт указанной мелиоративной системы на долевой основе пропорционально объему водоподачи или площади осушенных земель с заключением соответствующих договоров и привлечением (или созданием) специализированных организаций в области мелиорации земель.

Граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

  1. Содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений организуют в отношении:
  2. государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, и соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
  3. мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений, находящихся в муниципальной собственности, – органы местного самоуправления;
  4. мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений, находящихся в собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц, – их собственники, владельцы и пользователи.
  5. Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений обязательны для всех граждан (физических лиц) и юридических лиц.

Строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.

Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей природной среды.

Мелиоративные мероприятия осуществляются с соблюдением требований земельного, водного, лесного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, о недрах, о растительном мире и о животном мире.

221382214221242221392124422140221412124721248

Бесплатное предоставление земельного участка 9 способами в 2021 году

материал обновлен 04 мая 2021 года

Известно 9 случаев, когда возможно бесплатное предоставление земельного участка.

Отдельный закон о предоставлении земельных участков не принимался.

На федеральном уровне бесплатное предоставление земельного участка регулируется статьей 39.5 ЗК РФ.

  • Региональные власти принимают свои законы о предоставлении земельных участков, например, для многодетных семей.
  • Рассмотрим основания, как получить земельный участок бесплатно.
  • Во всех случаях, которые рассмотрим, предполагается бесплатное предоставление земельных участков в собственность.
  • Иными словами, можно без торгов и практически на «халяву», по закону получить земельный участок в собственность.
  • По традиции начнем с самых интересных для граждан случаев бесплатного предоставления земельных участков.
  • Итак, поехали.
Читайте также:  Статья 12. Распределение прибыли кооператива

1. Бесплатное предоставление земельного участка в собственность после 5 лет безвозмездного пользования.

Звучит весьма заманчиво. Но давайте разберемся в деталях.

Наше государство установило замечательное правило:

Гражданину предоставляется земельный участок в безвозмездное пользование сроком до 6 лет.

Смотрите подпункт 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ.

  1. Для справки.
  2. Не путайте бесплатное предоставление земельного участка и безвозмездное пользование землей.
  3. Бесплатное предоставление предполагает передачу земельного участка в собственность.
  4. То есть получатель участка становится собственником земли, которая достается ему бесплатно.
  5. Безвозмездное пользование предполагает временное пользование землей без взимания платы.
  6. Получатель земли становится землепользователем, а не собственником.
  • Более подробно в статье: Безвозмездное пользование земельным участком.
  • Однако не везде дают землю в безвозмездное пользование.
  • Безвозмездное пользование землей возможно в муниципальных образованиях, которые определенны законом субъекта Российской Федерации.

Другими словами, в регионе должен быть принят закон о безвозмездном пользовании землей.

В законе перечисляются территории, в которых дают землю в безвозмездное пользование.

  1. В любом другом, произвольно выбранном муниципальном образовании, получить участок в безвозмездное  пользование не получится.
  2. Но это еще не все.
  3. В безвозмездное пользование предоставляют участки только для определенных целей:
  • для индивидуального жилищного строительства,
  • ведения личного подсобного хозяйства,
  • крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для других целей, таких как открытие магазина, автосервиса, дачи и т.д., участок в безвозмездное пользование не дадут.

Вот теперь мы приблизились к вопросу:

бесплатное предоставление земельного участка в собственность

Если гражданину посчастливилось получить земельный участок в безвозмездное пользование, то через 5 лет он имеет право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.

При этом, счастливчику  важно соблюсти 2 условия:

  • использовать земельный участок только по целевому назначению,
  • успеть подать заявление о бесплатном предоставлении участка по истечении 5 лет, но до окончания 6-летнего срока безвозмездного пользования.

Проверьте мои выводы в пункте 4 статьи 39.5 ЗК РФ.

Вас наверняка интересует вопрос:

В каких регионах земельный участок дают в безвозмездное пользование?

  • Чтобы через 5 лет получить землю в собственность бесплатно.     
  • Изучить все региональные законы в стране я не берусь, потому что хочу сохранить психическое здоровье.
  • Поэтому перечислить все регионы, где дают землю в безвозмездное пользование, не смогу.

Закон о предоставлении земельных участков

Тем не менее, с уверенностью могу сказать, что в солнечном Краснодарском крае принят такой закон от 06.04.2015 N 3155-КЗ.

  1. В этом законе перечислены муниципальные образования Краснодарского края, на территориях которых земельные участки предоставляются гражданам в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
  2. Подобный закон принят в Адыгее и в других регионах.
  3. Проверить любой регион на предмет наличия закона о безвозмездном пользовании землей можно в течение 2 минут.
  4. Как это сделать, смотрите в видео.
  5. Таким образом, если хотите реализовать право на

бесплатное предоставление земельного участка в собственность,

то вам нужно:

  • найти регион, в котором принят закон о безвозмездном пользовании землей,
  • изучить закон и выбрать муниципальное образование, в котором хотите получить земельный участок,
  • через 5 лет после добросовестного, безвозмездного использования земли получить участок в собственность бесплатно.
  • Выглядит все достаточно просто.
  • Но это не означает, что все сложится гладко.
  • С местными чиновниками наверняка придется повозиться.
  • Чтобы чиновники своей тупостью и алчностью не растоптали мечту о земельном участке, используйте пошаговую инструкцию:

Как получить земельный участок без специальных знаний?

Получить сейчас

пошаговая инструкция с готовыми шаблонами заявлений, схем и др

  1. Часто мы слепо верим чиновникам, которые преследуют собственную выгоду.
  2. В итоге, получаем не участок, а разочарование.

  3. Инструкция поможет обойти чиновничье лукавство и получить земельный участок не по блату, а по закону.

  4. Готовые образцы документов защитят от манипулирования со стороны хитроумных слуг народа.
  5. Переходим ко второму случаю.

2. Бесплатное предоставление земельного участка специалистам, работающим по основному месту работы.

  • Данный случай бесплатного предоставления участка очень похож на предшествующий.
  • Разница состоит в том, что в законе региональная власть определяет не только муниципальные образования, но и трудовые специальности.
  • Работа по этим специальностям дает право получить земельный участок в безвозмездное пользование.

Проверьте мои выводы в пункте 5 статьи 39.5 ЗК РФ.

  1. Предоставление участка в собственность также осуществляется бесплатно по окончании 5 лет.
  2. В течение 5-летнего срока специалист обязан работать по указанной специальности по основному месту работы.
  3. Специалисты могут получить землю по данному основанию для следующих целей:
  • индивидуального жилищного строительства,
  • ведения личного подсобного хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство не попало в данное основание, потому что КФХ относится к предпринимательской деятельности.

Труд фермера слабо совместим с наемным трудом по основному месту работы.

Как реализовать право на бесплатное предоставление земельного участка:

  • найти регион, в котором действует закон о безвозмездном пользовании для специалистов;
  • изучить данный закон и выбрать муниципальное образование, в котором готовы трудиться 5 лет;
  • убедиться, что образование позволяет работать по специальности, которая дает право на получение участка в безвозмездное пользование;
  • отработать не менее 5 лет в муниципальном образовании по соответствующей специальности;
  • весь срок безвозмездно использовать участок по целевому назначению (ИЖС или ЛПХ) на условиях договора с местной администрацией;
  • подать заявление о предоставлении участка в собственность до истечения срока действия договора о безвозмездном пользовании землей.

Условий не мало. Но для специалистов, особенно молодых, это неплохой шанс получить землю.

Единственное, самое вероятное препятствие, которое может стать на пути – это местный чиновник.

Но вы уже знаете лекарство, которое помогает против чиновничьего недуга.

3. Бесплатный земельный участок многодетным семьям.

  • Самое известное в народе основание для получения земли – это бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям.
  • Если вы имеете 3-х и более детей, то есть шанс бесплатно получить участок.
  • Общаясь с чиновниками земельных комитетов, я от каждого второго слышу слова: «эту землю вам предоставить не можем, потому что она для многодетных».
  • А куски земли, зарезервированные для многодетных, я вам скажу, не маленькие.
  • Но при этом очереди за земельными участками для многодетных семей меньше не становятся.
  • Депутаты Госдумы нашли способ уменьшить очереди многодетных семей.
  • Они разрешили местным властям вводить дополнительный критерий для многодетных семей.
  • Этот критерий лишает многих многодетных семей права на получение земли.
  • Забота депутатов выразилась в том, что с 01 марта 2015 года граждане  не только должны иметь 3-х и более детей, но и должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет.
  • Можно сказать спасибо депутатам.
  • Лишили некоторых многодетных семей возможности обеспечить подрастающих детей отдельным жильем, или хотя бы завести огород.

Право на бесплатное предоставление земли многодетным семьям закреплено в п. 6 статьи 39.5 ЗК РФ.

Многодетные семьи могут радоваться тому, что право получить земельный участок на общих основаниях у них пока не забрали.

4. Бесплатное предоставление земельного участка отдельным категориям граждан и некоммерческих организаций.

Весьма любопытное основание для получения земли.

Данное основание закреплено в п. 7 статьи 39.5 ЗК РФ.

  1. Давайте разберемся, какие категории граждан и организаций могут получить землю бесплатно без торгов.
  2. К сожалению, в Земельном кодексе не указано кто относится к этим отдельным категориям.
  3. Зато федеральным и региональным властям предоставлено право принимать отдельные законы.
  4. В этих закона определяются категории граждан и некоммерческих организаций, имеющих право бесплатно получить землю.
  5. На федеральном уровне я нашел только одну категорию, которая имеет такое право.
  6. Это общероссийские общественные организаций инвалидов и созданные ими компании.
  7. Данные организации могут бесплатно получить землю, на которой расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Проверьте мои слова, изучив статью 3 закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Если вам известны иные категории граждан и организаций, которые имеют право получить землю бесплатно, то поделитесь своим знанием в х.

Потому что чем больше отдаем, тем больше нам возвращается.

5. Бесплатное предоставление земельного участка религиозной организации.

  • Не буду подробно описывать данное основание, потому что служителей культа едва ли заинтересует моя статья.
  • А для нас, простых обывателей, это не очень интересно.
  • Отмечу только, что религиозная организация может получить бесплатно земельные участки под зданиями религиозного и благотворительного назначения, а также земли для сельхозпроизводства.

См.

пункт 2 и 8 статьи 39.5 ЗК РФ.

6. Бесплатное предоставление земельного участка под садоводство и огородничество.

Данное основание касается земельных участков, которые образуются в результате раздела земли, предоставленной некоммерческой организации для ведения садоводства и огородничества.

Получить можно землю, которая относится к общему имуществу (дороги, подъезды, и т.д.).

Есть два варианта получить данную землю:

  • в собственность некоммерческой организации,
  • в общую собственность членов этой организации.

Кого интересует данное основание, смотрите пункт 3 статьи 39.5 ЗК.

7. Бесплатное предоставление земельного участка в границах застроенной территории.

Этот способ получения земли касается лиц, которые заключили договор о развитии застроенной территории.

Не самое востребованное у граждан основание, поэтому не буду на нем останавливаться.

Подробности в п. 1 статьи 39.5 ЗК РФ.

8. Бесплатный Дальневосточный гектар.

  1. С  февраля 2017 года любой россиянин может получить 1 гектар на Дальнем Востоке.
  2. Через 5 лет целевого использования земли, Дальневосточный гектар можно оформить в собственность бесплатно.

  3. Заманчивое предложение — получить участок в тайге, где нет дорог и электричества.
  4. И где комары с ног сбивают.

Заместитель губернатора Хабаровского края в одной телепередаче заявил, что сам губернатор (Шпорт В.И.

) подыскивает себе участок.

Очень любопытно, что в итоге получится.

Для справки.

Шпорт В.И. проиграл выборы в сентябре 2018 года и быстренько переехал в Москву.

Похоже экс-губернатор Хабаровского не горит желанием осваивать дальневосточный гектар.

Кому интересно получение земли в Дальневосточной тайге, начните с пункта 9 статьи 39.5 ЗК РФ.

9. Предоставление земли застройщикам и иным лицам, попадающим под действие закона о «О содействии развитию жилищного строительства».

Признаюсь, я не изучал данное основание получения участка, потому что не планирую содействовать развитию жилищного строительства.

Уверен, что читателей моего блога, тоже мало интересует подобный способ получения земли.

Если я ошибаюсь, то более подробную информацию см. в пункте 10 статьи 39.5 ЗК РФ.

  • На этом бесплатные способы получения земли в собственность без торгов закончились.
  • Если кто-то разочарован, то не обессудьте.
  • Вы наверняка понимаете, что по-настоящему ценные земельные участки едва ли можно получить бесплатно.
  • Задавайте вопросы в х к статье: Выписка из ПЗЗ.
  • Желаю отличного дня и достойной жизни.
Ссылка на основную публикацию