Статья 8. Здания, строения, сооружения, помещения, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности

Михаил Прихожан   Юрист направления     «Юридическая практика»  Группы компаний SRG

Предоставление земельных участков. Прекращение права собственности.

С 1 марта 2015 года вступила в силу основная часть внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и иные законы, которые внесли существенные изменения в части вопросов предоставления земельных участков и прекращения прав собственности на них.

Предоставление земельных участков, 

находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Федеральный закон N 171-ФЗ ввел в Земельный кодекс новую главу V.

1, в которой теперь соединены все процедуры предоставления земельных участков, предусмотренные в ранее действовавшей редакции Земельного кодекса статьями 28-34, 38-39, которые согласно вышеуказанному закону были признаны утратившими силу.

Таким образом, указанные поправки ввели в действие единый порядок предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности для всех целей использования.

Согласно федерального закона N 171-ФЗ, пункт 10 ст.

3 Федерального Закона о введении в действие Земельного кодекса, который ранее регламентировал полномочия органов в части распоряжения земельными участками, права на которые не разграничены, утратил силу, введена статья 3.

3 указанного закона, согласно которой право распоряжения неразграниченными государственными землями оставлено за органами местного самоуправления, при этом конкретизировано, какой орган и при каких условиях обладает таким правом. 

Новым законом определены условия, когда неразграниченными участками не могут распоряжаться органы местного самоуправления, например — участками, расположенными в городах федерального значения, участками, предоставляемыми для размещения дорог федерального значения и некоторыми другими.

Однако новый закон в статье 34 предусмотрел исключения из указанного правила, согласно которым предусмотрено, что если до вступления в силу указанного Закона (01 марта 2015 г.

) органом местного самоуправления муниципального района уже было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении неразграниченного земельного участка, который расположен в границах муниципального района, или в случае если размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, то тогда предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял указанное решение, разместил либо опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.

Помимо этого, новым законом на органы власти и местные органы самоуправления возложена обязанность по выставлению на продажу свободных земельных участков на основании письменных заявлений граждан и организаций.

Новый закон предусмотрел, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежат безвозмездной передаче в собственность поселений, утвердивших правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территории соответствующих поселений (п.1 ст.39.30 ЗК РФ).

Новый закон, внесший поправки в Земельный кодекс, не внося существенных изменений, упорядочил в статье 39.5 Земельного кодекса, ранее предусмотренный предыдущей редакцией Земельного кодекса, перечень оснований предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность бесплатно. 

Согласно новой редакции Земельного кодекса, земельные участки для строительства зданий и сооружений могут быть предоставлены на аукционах только на праве аренды (пункт 7 статьи 39.11 Земельного кодекса).

Исключение из данного правила предусмотрено статьей 39.

18 Земельного кодекса, согласно которой земельный участок для целей строительства на аукционе может быть продан, например, для целей индивидуального жилищного строительства и некоторых иных случаев.

Как и в ранее действовавшей редакции Земельного кодекса новым законом определено, что формирование земельного участка, который предполагается предоставить через аукцион, а также проведение аукциона, могут быть осуществлены как органами государственной и муниципальной власти, так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами.

Новацией в рамках внесенных поправок в Земельный кодекс в части порядка проведения аукционов стала возможность проведения аукциона по предоставлению земельного участка в электронной форме.

Кроме того, новой редакцией Земельного кодекса предусмотрена возможность создания реестра недобросовестных участников аукциона, куда будут вносится информация о победителях аукционов по предоставлению земельного участка, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка. Новой редакцией кодекса, в отличие от старой, которая предусматривала возможность заключения договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, а также с единственным принявшим участие в аукционе только для аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства, снято такое ограничение. 

Новой редакцией кодекса введен ограниченный перечень из 19 оснований для отказа в проведении аукциона. Данные основания можно условно разделить на три группы:

1. Если проведение аукциона приведет к нарушению прав третьих лиц, например — наличие на участке объектов недвижимости, находящихся в их собственности – пп.8,9 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, наличие, зарегистрированных прав третьих лиц на участок – пп.7, 13, 16, 17, 18 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса).

2 Если не осуществлены необходимые процедуры подготовки земельного участка к проведению аукциона, например — границы земельного участка не уточнены в установленном порядке – пп.1 п.8 ст. 39.

11 Земельного кодекса, не проведена государственная регистрация права собственности (за исключением случаев, когда на торги выставляется участок относящийся к неразграниченной государственной собственности) – пп.2 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, не установлены параметры разрешенного строительства на земельном участке – пп.

3 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, не получены технические условия для осуществления строительства на земельном участке – пп.4 п.8 ст. 39.

11 Земельного кодекса, не определен вид разрешенного использования земельного участка или вид разрешенного использования не соответствует целям, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка – пп.5 п.8 ст. 39.11, земельный участок не отнесен ни к одной из категорий – пп.6 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса.

3. В случаях когда участок не может находится в частной собственности или ограничен в обороте, например, если участок зарезервирован или необходим для государственных нужд — пп.12, 14, 15, 19 п.8 ст. 39.11 Земельного кодекса, земельный участок ограничен в обороте или изъят из оборота – пп.10, 11 п.8 ст. 39 Земельного кодекса). 

Кроме того, в законе, внесшем поправки в Земельный кодекс, определено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в принятии решения о проведении аукциона, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, что дает широкие возможности для злоупотреблений в данной сфере.

Как уже было ранее сказано, внесенные поправки в Земельный кодекс, ввели новый принцип предоставления земельных участков, согласно которому земельные участки предоставляются путем проведения торгов за исключением некоторых случаев.

Исключения из перечня случаев, при которых участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются исключительно путем проведения торгов при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности стали указаны в п.2 ст.39.

3 ЗК РФ, а при аренде — в п.2 ст.39.6 ЗК РФ.

Законом введено правило, согласно которому изменение вида разрешенного использования участка в договоре аренды, заключенного по итогам аукциона или признания аукциона несостоявшимся не допускается.

Законом о внесении изменений в Земельный кодекс введена статья 39.

14 ЗК РФ, которой установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Где прежде всего указано, что для предоставления участка необходимо, чтобы границы участка были уточнены в установленном порядке, для чего предусмотрено, что перед началом процедуры предоставления участка его необходимо образовать.

В рамках образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка, если не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. 

При этом новой редакцией Земельного кодекса предусмотрено исключение из данного правила, которое состоит в том, что если образование земельного участка происходит из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов, то подготовка схемы расположения земельного участка заинтересованным лицом не допускается (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ). Таким образом, заинтересованное лицо для того, чтобы образовать земельный участок, находящийся в границах населенного пункта (или города федерального значения), в случае отсутствия проекта межевания, должно подготовить этот проект за свой счет. Учитывая, что к примеру в Москве, минимальной единицей, в отношении которой может быть подготовлен проект межевания, является квартал, подготовка такого проекта становиться очень накладной для заинтересованного лица.

  • Если же земельный участок уже образован, он может быть предоставлен на основании заявления о предоставлении земельного участка с приложением необходимых документов через 30 дней после подачи такого заявления на основании решения о предоставлении земельного участка или договора купли-продажи или аренды.
  • Если законом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, заявитель выбирает сам, при этом предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно
  • В новой редакции Кодекса содержатся исключения, при которых вышеуказанный порядок не подлежит применению:

1. Предоставление земельных участков бесплатно в собственность граждан, имеющих 3 и более детей.

2. Заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона или единственным принявшим участие в аукционе его участником.

3. Заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.

4. Предоставление земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Как и в предыдущей редакции Кодекса, в новой его редакции определено, что исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность или в аренду обладают собственники зданий, сооружений, помещений в здании, сооружении, расположенных на таких земельных участках и лица, обладающие правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления на здание, сооружение, помещение расположенное на таком земельном участке (земельный участок предоставляется только в аренду). Статья 35 Кодекса, регулирующая данные вопросы, не претерпела серьезных изменений за исключением следующего — так в новой редакции статьи определено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, новой редакцией статьи предусмотрена возможность отчуждения объекта недвижимости без земельного участка в случае, когда земельный участок не принадлежит собственнику объекта.

Читайте также:  Статья 7. залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

В новой редакции кодекса возможность предоставления земельных участков для строительства при условии предварительного согласования места размещения объекта (акт выбора) отменено. 

Новый порядок предоставления участков предусматривает, что предоставление участков будет производится на основании градостроительной документации (генеральный план территории, правила землепользования и застройки, а также документация по планировке территории).

Тут также действует принцип, что продажа участка для строительства не допускается, возможна только аренда либо предоставление участка идет на ином праве.

Как ранее было сказано, исключение в данном случае составляет продажа земельных участков на аукционах под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, крестьянское фермерское хозяйство, садоводство, дачное хозяйство (п.2 ст. 39.2, п.7 ст. 39.11, ст. 39.18 ЗК РФ).

Однако и здесь есть ограничение: в законе отдельно оговорено, что если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (п.7 ст.39.11 ЗК РФ).

Новой редакцией Земельного кодекса установлены ограниченные сроки аренды участков, предназначенных под строительство.

Так, в целях строительства, реконструкции зданий, сооружений, участки могут быть предоставлены в аренду на срок от 3 до 10 лет, на срок до 49 лет для размещения линейных объектов и на срок до 20 лет для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства (для земельного участка в границах населенного пункта).

По истечении этого срока арендатор не будет иметь преимущественного права заключения договора на новый срок, а органы местного самоуправления могут предоставлять такие участки на аукционах вместе с долгостроем. Это будет стимулировать к более активному использованию земельных участков.

Новой редакцией Земельного кодекса в статье 34 устанавливается переходный период, в части положений по вопросам предоставления участков для строительства. 

Так, до 1 марта 2018 года участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование согласно статьям 31 и 32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона, касающиеся предоставления участков по акту выбора) без проведения торгов, если предоставление такого участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее, чем за три года до предоставления земельного участка. 

Также в статье 34 Кодекса указано, что если до вступления в силу нового Закона (01 марта 2015 г.) органом государственной власти или органом местного самоуправления согласно с пунктом 3 статьи 30.

1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.

1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона), но не позднее 1 января 2018 года. 

Приобретение прав на земельные участки, занятые строениями, в контексте определения Конституционного суда от 11 февраля 2021 года № 186-О и Постановления 26.11.2020 г. № 48-П

В отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре, длительное владение вещью, право на которую отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права. Таким образом в отношении объектов недвижимости один из критериев возникновения права собственности по давности владения – добросовестность заблуждения о наличия права собственности по сути возможен только в случае регистрации такого права собственности на основании ничтожной сделки, либо вследствие приобретения недвижимости у лица, получившего его по ничтожной сделки. В иных случаях возможность добросовестного заблуждения о наличии права собственности можно предполагать в случае получения вещи во владения до создания регистрационной системы.

  • Применение приобретательной давности в отношении земельных участков тем более имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность до Постановления КС № 48-П могла быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находились в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий.
  • В пункте 16 постановления ВАС и ВС 10/22 отмечалось, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
  • Тем не менее, как постановления 10/22 так и Постановление КС 48-П не внесли полной ясности в вопросе случаев применения приобретательной давности в отношении земель.
  • В российском земельном праве наряду с «классическими» формами и видами публичной собственности (федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная) существует еще одна разновидность государственной собственности на землю — «неразграниченная государственная собственность», что, в  том числе, признается и в свежем Определении КС от 11 февраля 2021 года № 186-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 ГК РФ.

При этом Конституционный суд вопреки ранее высказанной в постановлении № 48-П позиции, в определении отмечает, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 ГК РФ. Следовательно, положения статьи 234 ГК РФ не могут рассматриваться как нарушающая конституционные права в конкретном деле с участием заявителя и в указанном им аспекте.

В настоящее время большинство случаев из судебной практики, когда суды принимали решение о передаче земельного участка в частную собственность (в том числе постановление КС 48-П) в силу приобретательной давности, касались земельных участков, занятых жилыми домами и прочими постройками граждан. Данные участки не были зарегистрированы в реестре в качестве федеральных или муниципальных земель, а находились в неразграниченной государственной собственности.

Представляется, что участки из таких земель и должны предоставляться в частную собственность не в силу приобретательной давности, а с целью реализации принципа единства судьбы земельного участка и здания расположенного на нем. Собственно можно предположить, что именно руководствуясь этим соображением Конституционный суд и применил статью 234 ГК РФ в постановлении КС 48-П.

  1. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд, природная связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты, являющийся одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П).
  2. Однако необходимо учитывать, что земельное законодательство содержит закрытый перечень оснований и процедур приобретения гражданами и юридическими лицами земельных участков в частную собственность за плату и бесплатно (на торгах и без торгов), однако среди таких случаев сохраняется значительное число, когда участок, занятый строением уже принадлежащим лицу на праве собственности, должен быть именно выкуплен у государства.
  3. Такая ситуация в контексте принятия постановления Конституционного суда № 48 представляется абсурдной, поскольку такие земли в результате давностного владения так или иначе окажутся в собственности лиц, обладающих правом собственности на недвижимость расположенную на участке.
  4. В Российской Федерации уже существует два федеральных закона, которые реализуют принцип единства судьбы земельных участков и зданий на них расположенных, наделяя правом собственности на землю правообладателей зданий.

Во-первых согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.

2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того Закон о введении в действие ЗК РФ содержит аналог гражданско-правовой конструкции приобретательной давности. Согласно п. 4 ст.

3 Закона о введении в действие ЗК РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ. Можно предположить, что в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ речь идет о частном случае приобретательной давности. Но можно ли тогда сказать, что Земельный кодекс РФ сужает сферу действия давности владения ГК РФ до частного случая (участка с домом)? Наверное, нет, поскольку изначально в этой норме Закона о введении в действие ЗК РФ ничего не говорилось ни про сроки, ни про добросовестность, ни про иные условия. Из этого следует, что в Законе о введении в действие ЗК РФ указана «автономная» процедура, не имеющая точек соприкосновения с ГК РФ и приобретательной давностью. Но тогда возникает вопрос о том, не следует ли расширить эту процедуру из Закона о введении в действие ЗК РФ, поскольку именно она и позволит реализовать принцип единства судьбы зданий и земельных участков.

В результате проведения «дачной амнистии» ощутимо упрощен механизм приобретения в частную собственность земельных участков и индивидуальных жилых домов.

Однако в части бесплатного приобретения в собственность земельных участков законодатель до сих пор предполагает, что у граждан есть хоть какие-нибудь документы на земельный участок.

Читайте также:  Глава VI. Взаимоотношения правительства российской федерации и федерального собрания

Поэтому специальной законной процедуры для случаев, когда у гражданина отсутствуют вообще документы не на дом, а на земельный участок, все еще нет.

В настоящее в ГД РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены», основной целью которого является оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены.

Можно сделать вывод о том, что земельные участки, зарегистрированные в частную собственность, не должны передаваться другим лицам в силу приобретательной давности в силу того, что невозможно заблуждаться по поводу наличия права.

Тем не менее, на такие участки должна распространяться статья 234 ГК в случае если право лица, которое заблуждается в вопросе наличия у него права собственности все же будет зарегистрировано в реестре, а у правообладателя истекут сроки предъявления виндикационного иска.

Аналогичным образом если земельный участок зарегистрирован в публичную собственность (например, федеральную собственность), то, учитывая цель использования находящихся на нем объектов, можно однозначно утверждать о невозможности их захвата гражданами по давности владения (даже если они и не ограничены в обороте) просто в силу их особой функциональной специфики.

Отсюда следует, что самый логичный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы нормативно закрепить возможность возникновения права частной собственности граждан и юридических лиц в силу «приобретательной давности» на участки исключительно из состава «неразграниченной государственной собственности», не имеющей конкретного публичного владельца в силу нахождения у граждан и юридических лиц на таких участках объектов недвижимости. Такое решение удовлетворит имеющийся запрос на оформление прав на землю, который выразился в постановлении КС 48-П, упорядочит землепользование и администрирование доходов бюджетов от поступления земельных платежей, переведя их в налоговую форму.

Переход права на участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Собственность » Переход права на участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений

  • Из единого правового объекта недвижимости невозможно отчуждение здания.
  • Содержание
  • Поскольку все сделки между лицами (как физическими, так и юридическими) находятся в ведомстве гражданского права, именно его нормы и распространяются на сделки и их последствия, в том числе, на переход права на собственность, как единого объекта недвижимости, так и его составных частей – земли и строений.

Единый недвижимый объект: понятие и его правовой режим

Единым недвижимым объектом в законодательстве принято называть неразрывную связь между постройкой, зданием или сооружением и земельным участком, на котором все это расположено.

Собственник земельного участка может претендовать на недвижимость, которая на нем находится, равно как и собственник недвижимости может претендовать на права собственности на участок. В этом заключается единый правовой режим объекта недвижимости.

Отчуждение здания из единого правового объекта недвижимости происходить не может.

В этом случае речь будет идти исключительно о праве собственности на объект недвижимости и о праве собственности на землю, как отдельных прав, связанных между собой только «адресным» путем, то есть наличием единого физического адреса.

Переход собственности при продаже объектов недвижимости

Согласно статье 551 Гражданского кодекса РФ при продаже осуществляется переход права на собственность от одного участника договора к другому на возмездной основе, размер которой устанавливается индивидуально. И этот договор купли-продажи должен быть не просто устным, но и подлежит проведению официальной сделке в уполномоченных органах, с перерегистрацией прав на собственность в установленном законом порядке.

Касается эта статья, в частности, и объекта недвижимости как единого объекта (земля + недвижимость на ней), так и отдельных его частей (продажу отдельно земельного участка или же отдельно объекта строительства). В последнем случае складывается несколько иная картина, чем при продаже единого объекта.

Во-первых, если собственник недвижимости (постройки или здания), оформивший свои права в законном порядке, продает ее другому лицу, то вместе с правом собственности он продает и право пользования землей, на которой стоит здание или постройка. Понимать под землей в данном случае нужно не весь участок, а лишь ту часть, на которой фактически находится здание.

Во-вторых, возможна и обратная ситуация: собственник земли, продавая ее другому лицу, передает права на собственность всем участком, но это ни в коей мере не касается владельца недвижимого имущества, которое находится на земле.

Более того, если между старым собственником земли заключено соглашение аренды на ту часть, на которой возведено строение, с собственником этого строения, то новому собственнику земли после продажи достается и это соглашение.

При этом его нужно перезаключать, поскольку владелец земли изменился. Отменять или расторгать его в одностороннем порядке можно только в том случае, если это прописано в самом договоре.

В-третьих, при продаже единого объекта (земля + недвижимый объект) право собственности переходит на все, что относится к этому единому объекту. Новый собственник обязан оформить в собственность покупку, зарегистрировав документы в уполномоченных органах.

Определение судьбы земельного участка в договоре купли-продажи здания

Договором купли-продажи принято называть заключенный в установленном законом порядке договор, где одна сторона передает на возмездной основе другой стороне права на собственность, владение и распоряжение каким-либо имуществом, в том числе и недвижимым.

Эта процедура определяется в статье 454 Гражданского кодекса РФ.

Однако в случаях, когда собственником участка является одно лицо, а собственником здания на участке — другое, возникают недопонимания при продаже того или иного объекта. Так, не совсем понятно, нужно ли прописывать в договоре купли-продажи недвижимости участь земельного участка, который не принадлежит собственнику строения/сооружения.

Законодательно установлено, что собственник при составлении договора купли-продажи, в результате которого его права на собственность передаются другому лицу, уже учитывает тот аспект, что владение и распоряжение (однако не право собственности) на конкретную, занятую строением, часть земли передается в полном объеме.

Иная ситуация, если эта часть земли используется по срочному договору. По его окончании собственник всего земельного участка может или реализовать свое право на отчуждение здания в свою пользу (применяется при определенных условиях), или же свое право на требование сноса сооружения.

Именно поэтому правозащитники рекомендуют при неоднозначных ситуациях с земельным участком в договоре купли-продажи прописывать правовое положение и земли, и объектов недвижимости на ней.

Допустим, если собственник строения продает его, то в соглашении можно и нужно прописать, что вместе с правами собственности на строение он передает свое право на пользование землей, согласно нормам действующего законодательства, новому владельцу.

Встречаются ситуации, когда собственник единого объекта недвижимости продает только объект недвижимости, а права собственности на землю оставляет за собой.

В этом случае включение в договор купли-продажи дальнейших действий по использованию участка крайне рекомендуемо.

Тогда новый собственник строения будет уверен, что собственника земли не потребует сноса здания или не поставит в рамки невыносимых/невыгодных условий аренды земли.

Договор купли-продажи заключается исключительно в письменном виде, в установленной законом форме, по образцу. Для большей гарантии честности сделки проводить ее необходимо через нотариальную палату, где нотариус будет выступать в роли третьей стороны, которая может осуществить безопасную передачу денежных средств от одного лица к другому.

Исключения из правила о переходе права собственности на земельный участок вместе с переходом права собственности на здание

Статья 273 Гражданского кодекса РФ подразумевает и частично дублирует статью 35 Земельного кодекса РФ, которая регулирует процесс перехода права собственности на землю как единого недвижимого объекта и гласит, что вместе с правом собственность на здание собственнику переходит еще и право на владение участком/частью земли, на котором оно находится.

Однако из этого правила есть исключения.

  • Если в ходе судебного разбирательства происходит отчуждение здания собственником земли, на котором оно расположено, то право собственности на здание может быть утеряно по нескольким основаниям:
  • В счет уплаты долга собственника, то есть если у владельца здания или сооружения имеются долги, которые подлежат возмещению (долги не только перед собственником земли), то здание может быть изъято из собственности и продано любому желающему за сумму, которую устанавливают уполномоченные органы;
  • Отчуждение здания возможно, если стоимость этого здания и затраты на его возведение (или иные траты, которые понес собственник здания на его приобретение) меньше, чем стоимость всего участка. В этом случае собственник земли может претендовать на принудительную продажу со стороны собственника здания;
  • Здание не соответствует или перестало соответствовать категории земель. Если же постройка перестала соответствовать целевой категории земель, в ходе перехода земли из категории в категорию, то собственнику при отчуждении положена компенсация, которая устанавливается индивидуально.
Читайте также:  Статья 49. Место государственной регистрации установления отцовства

Согласно действующему законодательству собственник здания может оспорить отчуждение в установленном законом порядке, однако это не гарантирует ему сохранения его прав. В частности, при переходе земель из категории в категорию по целевому назначению нередко право на владение и распоряжение, право на собственность этой землей теряется и для собственника земли.

В этом случае компенсация в натуре или денежном эквиваленте положена и собственнику земельного участка, который у него отчуждается в пользу государства или муниципалитета, и собственнику здания, который теряет права на собственность.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Изменения Земельного Кодекса РФ 2014-2015гг: предоставление земельных участков собственникам зданий. -Статьи

Изменения Земельного Кодекса РФ 2014-2015гг: предоставление земельных участков собственникам зданий.

С 01 марта 2015 года в связи с принятием Федерального Закона №171-ФЗ утрачивает силу статья 36 Земельного Кодекса РФ об исключительном праве собственников зданий и сооружений на приобретение прав на земельные участки под своими объектами недвижимости. Вместо нее появилась статья 39.20 Земельного Кодекса РФ в новой редакции. Итак, что же изменилось в регулировании вопросов выкупа и оформления арендных прав на землю под зданиями?

Исключительное право собственников зданий и сооружений на приобретение земли в собственность или в аренду без торгов сохранено.

В настоящее время оно установлено подпунктом 6 п.2 ст. 39.3, пп.9 п.2 ст. 39.6 , статьей 39.20 ЗК РФ в новой редакции. Пунктом 6 статьи 39.

14 ЗК РФ в новой редакции  прямо установлено, что выбор права, на котором должно состояться предоставление земельного участка осуществляется заявителем по своему усмотрению. Ранее, напомню, такая норма содержалась не в законе, а лишь в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.

03.2005 №11, до выхода которого вопрос о том, кто может выбирать вид права – заявитель или уполномоченный орган, был предметом спора.

Существенным изменением в регулировании исключительного права стало исключение из фразы «собственник здания, строения, сооружения» слова «строение». Таким образом, из-под действия данных положений закона выведены объекты незавершенного строительства и прочие постройки, отнесение которых к объектам недвижимости не очевидно.

Образование земельного участка, на который вправе претендовать собственник здания и сооружения, и его площадь.

Общим нормам об образовании земельных участков посвящена самая первая статья цикла о земельной реформе. Однако, вопросы образования участков в целях их выкупа собственниками зданий стоят отдельного рассмотрения.

На основании старой редакции Земельного Кодекса РФ действовал такой важнейший критерий определения площади земельного участка, как «площадь, занятая зданием, сооружением и необходимая для его использования». Т.е.

на практике собственник объекта недвижимости мог претендовать на такой земельный участок, который нужен для эксплуатации данного объекта с учетом его функционального назначения.

Этот критерий не был указан в статье 36 ЗК РФ, определяющей собственно исключительное право на оформление земли, однако применялся на основании комплексного толкования законодательства, в частности, со ссылкой на положения п.1 статьи 35 ЗК РФ.

Новая редакция Земельного Кодекса не внесла существенных изменений в формулировки тех норм, на основании которых ранее применялся этот принцип, однако, ввела совершенно новые процедуры образования земельных участков для предоставления без торгов (ст. 39.15, 39.16), в которых названный критерий не учтен.

В частности, теперь, если земельный участок под зданием не состоит на кадастровом учете, то в целях его образования схему границ готовит не уполномоченный орган власти, а само заинтересованное лицо, т.е. в данном случае – собственник здания (ст. 39.15 ЗК РФ).

Орган власти подготовленную схему только утверждает, при этом отказ в утверждении возможен лишь по основаниям, прямо указанным в законе. Такого критерия для отказа в утверждении схемы, как слишком большая площадь, земельного участка закон не содержит.

Таким образом, получается, что, если местность позволяет, не утвержден проект межевания территории, и рядом нет чужих объектов недвижимости или земельных участков, то для эксплуатации трехметрового домика можно теоретически выкупить без торгов гектар земли.

Так ли это будет на практике или правоприменители найдут возможность перенести в новые реалии устоявшийся подход определения площади земельного участка, сказать пока трудно.

Кроме того, не очень понятно, как на основании новых норм об утверждении схем земельных участков для выкупа собственниками зданий, будут решаться земельные споры между собственниками соседних объектов недвижимости, земельные участки под которыми не сформированы, при отсутствии проектов межевания территории.

Дело в том, что пунктами 4,5  ст.39.16, подпунктом 2 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрена обязанность органа власти отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если на нем расположен чужой объект недвижимости.

Но если чужой объект недвижимости на участке не расположен, однако, земля необходима для эксплуатации соседнего здания, такая  ситуация никак не урегулирована. С другой стороны, пунктом 4 ст. 39.15 предусмотрено, что заявления заинтересованных лиц о предварительном согласовании предоставления земельных участков, рассматриваются в порядке очередности.

Получается, при наличии спора между собственниками соседних зданий оказывается прав тот, кто раньше подал заявление. Честно говоря, я не уверена в справедливости такого подхода.

Еще один значимый момент, касающийся образования земельных участков под зданиями, связан с отменой ст.

33 Земельного Кодекса РФ, в соответствии с пунктом 3 которой, площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации здания, определялась нормами отвода земли для соответствующего вида деятельности.

Данные нормы так и не были разработаны для большинства видов деятельности. Таким образом, отмена статьи 33 стала логичным шагом.

Цена продажи или аренды земельного участка для собственников зданий и сооружений.

Цена продажи земельных участков без торгов регулируется статьей 39.4 ЗК РФ в новой редакции. В соответствии с п.2 данной статьи порядок определения цены в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (каких большинство), устанавливается органами власти субъектов Федерации.

Таким образом, Постановление Правительства Челябинской области от 19.09.2012 № 478-П об определении выкупной цены земли для собственников зданий, сооружений продолжает действовать и после изменений Земельного Кодекса РФ.

Цена большинства участков для собственников зданий в Челябинске, таким образом, составляет 2,5% кадастровой стоимости (в ряде случаев), или 5-кратный размер земельного налога (подробнее см. названное Постановление).

Цена участков, находящихся в федеральной собственности определяется Правительством РФ (ранее это был федеральный орган, уполномоченный Правительством), участков, находящихся в муниципальной собственности – органом местного самоуправления. Пунктом 3 данной нормы так же предусмотрено, что цена земельного участка не может превышать кадастровую стоимость.

Таким образом, порядок определения цены земельного участка, выкупаемого собственником здания, мало изменился.

Размер арендной платы для собственников зданий и сооружений в соответствии пунктом 3 ст. 39.

7 ЗК РФ в новой редакции также определяется уполномоченными органами власти (федеральные участки – Правительством РФ, муниципальные – органами местного самоуправления, участки, относящиеся к собственности субъектов федерации или неразграниченной государственной собственности – органами государственной власти субъектов федерации).

Процедура предоставления земельного участка собственникам зданий и сооружений.

Теперь это общая процедура, характерная для всех случаев предоставления земельных участков без торгов и описанная в статьях 39.14-39.17 ЗК РФ в новой редакции (подробнее см. статьи о новом порядке предоставления земельных участков) с исключениями и уточнениями, предусмотренными статьей 39.20.

 Важные детали

Статьей 39.20 установлен целый ряд важных новшеств, касающихся оформления земельных прав собственниками и иными правообладателями объектов недвижимости.

1)      Дано определение понятия неделимого земельного участка (п.2 ст. 39.20 ЗК РФ). Неделимый участок – это участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам

2)      Договор аренды неделимого участка со множественностью лиц на стороне арендатора теперь может быть заключен по инициативе любого собственника объекта недвижимости, расположенного на данном участке. Совместное обращение всех собственников зданий для этого не нужно (п.6 ст. 39.20 ЗК РФ). Оно требуется только для выкупа участка в долевую собственность (п.5 ст. 39.20 ЗК РФ).

В случае заключения договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора орган местного самоуправления направляет остальным собственникам указанный договор, который они обязаны подписать.

В случае неисполнения собственниками объекта недвижимости указанной обязанности орган местного самоуправления вправе понудить их к заключению договора аренды в судебном порядке (п.6,7, 8,9 ст. 39.

20 ЗК РФ).

Если ни один из правообладателей объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, не обратился с заявлением о его предоставлении, орган власти, уполномоченный на распоряжение названным участком, вправе обратиться в суд с иском о понуждении  этих лиц заключить договор аренды земельного участка (п.9 ст. 39.20 ЗК РФ).

3)      Если на земельном участке несколько зданий, принадлежащих разным правообладателям на праве оперативного управления, то земельный участок предоставляется наиболее крупному правообладателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, а остальные пользуются землей на условиях сервитута (п.11 ст. 39.20).

4)      Если на земельном участке находятся здания или помещения, принадлежащие разным правообладателям на праве хозяйственного ведения,  оперативного управления или собственности, то участок предоставляется в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора. (пункты 3, 4 ст. 39.20)

5)      Определено, что размер долей в праве собственности или размер обязательств по договору аренды со множественностью лиц на стороне арендатора соответствует долям в праве на недвижимость, если иное не предусмотрено соглашением между собственниками. Однако вопрос о том, как определяется размер долей в праве на землю в случае, если на земельном участке находится несколько объектов, принадлежащих разным собственникам, по-прежнему не урегулирован.

  • 6)      Указано, что земля под многоквартирными домами приобретается на основании специальных федеральных законов.
  • Таким образом, революционных изменений в вопросе предоставления земельных участков собственникам зданий и сооружений, на мой взгляд, не произошло, однако, новшества, безусловно, являются важными и обязательно повлияют на правоприменительную практику.
  • Материал подготовила Татьяна Скворцова.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]