Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений

Государственная тайна — это важная информация, разглашение которой может привести к большому ущербу для страны, деятельности государственных органов, и, в конечном счете, для общества. Кроме того, выделяются и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Они закреплены в российском законодательстве. Рассмотрим важные положения в этой нише.

Определяющее понятие

Прежде чем подробно разобрать правила допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, рассмотрим, что именно является ею.

Обратимся к трактовке термина, принятой российским правительством. Это защищаемая государством информация в следующих сферах его деятельности: внешнеполитической, экономической, военной, розыскной, разведке и контрразведке. Разглашение таких данных может теоретически навредить государству.

Защита гостайны

Как осуществляется защита сведений, составляющих государственную тайну? Само собой разумеется, что данную информацию охраняет закон:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ «О государственной тайне» (в частности, ст.3).
  3. ФЗ «О госбезопасности».

Перечень сведений государственной тайны определяется самостоятельным ФЗ — «О государственной тайне» (в частности, второй раздел). На основании этого акта межведомственной комиссией по защите гостайны и формируется перечень секретной государственно важной информации.

На распространение подобных сведений государство устанавливает строгие ограничения.

Притом они (ограничения) начинают действовать как заблаговременно, так и с момента возникновения (создания, разработки) таковых данных.

С целью упорядочивания работы с подобной секретной информацией тем же государством формируются соответствующие нормативные акты. Это так называемая перечневая система засекречивания информации.

Те органы госвласти, руководство которых наделено исключительным правом по отнесению той или иной информации именно к государственной тайне, разрабатывают в рамках своих полномочий развернутые списки сведений государственной тайны. То есть данных, которые в дальнейшем обязательно должны подлежать засекречиванию.

Именно руководствуясь таковыми перечнями, исполнителями определяются степени секретности данных, составляющих гостайну, имеющихся в создаваемой ими документации, носителях.

Законодательное регулирование

Информация по степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, закреплена в Законе «О государственной тайне» №5485-1 (1993), ст. 8.

Что сказано в статье? Рассмотрим ее главные положения:

  • Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует уровню ущерба, который теоретически может быть нанесен безопасности РФ в результате распространения данной информации.
  • Порядок определения объема ущерба, который теоретически может быть нанесен российской безопасности вследствие распространения подобных секретных сведений, определяется правительством РФ.
  • В отечественном законодательстве выделяется три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. Им соответствуют три грифа для носителей таковой информации: «особая важность», «совершенно секретно» и просто «секретно».
  • Отнесение той или иной информации к одной из степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, непосредственно устанавливается российским правительством.
  • Использование вышеобозначенных грифов секретности для засекречивания информации, которая вовсе не относится к гостайне, не допускается законом.

Уровни и грифы

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что в РФ применяются три грифа секретности сведений, составляющих государственную тайну:

  • «Особая важность».
  • «Совершенно секретно».
  • «Секретно».

Что касается времен СССР, в тот исторический период уровней секретности государственных документов было несколько больше:

  • «Совершенно секретно. Информация в особой папке».
  • «Особая папка».
  • «Особая важность».
  • «Совершенно секретно».
  • «Секретно».
  • «Данные только для служебного использования».

Система классификации

Вышеобозначенная классификация информации, составляющей гостайну, утверждена законом «О гостайне». Он выполняет сразу несколько функций:

  • Установка классификации секретных данных государственной важности.
  • Круг сведений, которые подлежат/не подлежат таковому засекречиванию.
  • Порядки как засекречивания, так и рассекречивания информации.
  • Допуск отдельных лиц к государственной тайне.
  • Меры, которые принимаются для защиты этих секретных данных.

Отнесение той или иной информации к определенному уровню секретности регулируется Постановлением Правительства РФ №870 (1995). Рассмотрим, как классифицируется тут информация.

Особо важные данные

Тут важно выделять следующие сведения:

  • Военные.
  • Внешнеполитические.
  • Научно-технические.
  • Разведывательные.
  • Экономические.
  • Контрразведывательные.
  • Оперативно-розыскные.

Это те данные, которые могут теоретически нанести ущерб РФ в одной или нескольких вышеобозначенных областях деятельности.

Совершенно секретные данные

К ним относится информация по тем же сферам деятельности:

  • Военная.
  • Контрразведывательная.
  • Внешнеполитическая.
  • Научно-техническая.
  • Экономическая.
  • Разведывательная.
  • Оперативно-розыскная.
  • Контрразведывательная.

Распространение подобных данных может нанести ущерб отраслям экономики РФ, министерствам, ведомствам государства в одной из обозначенных областей деятельности.

Секретные данные

Это все сведения, составляющие собой гостайну, но не относящиеся к особо важным и совершенно секретным. Тут ущербом, нанесенным РФ, будет считаться ущерб, который нанесен одному или нескольким предприятиям, организациям в сферах деятельности:

  • Контрразведывательная.
  • Экономическая.
  • Научно-техническая.
  • Оперативно-розыскная.
  • Военная.
  • Разведывательная
  • Внешнеполитическая.

Что не может быть гостайной?

К сведениям, составляющими государственную тайну, может быть отнесена далеко не вся информация. Так, в ст. 7 ФЗ «О гостайне» указан список информации, которая не может подлежать засекречиванию:

  • Катастрофы, чрезвычайные происшествия, которые могут угрожать жизни, безопасности, здоровью граждан. А также последствия аварий, ЧС, стихийные бедствия, официальные прогнозы их возникновения и ожидаемого ущерба.
  • Состояние сферы здравоохранения, экологии, санитарии, образования, демографии. сельского хозяйства, культуры, данные по уровню преступности в обществе.
  • Компенсации, социальные гарантии, иного рода привилегии и преференции, которые государство предоставляет гражданам, предприятиям, отдельным должностным лицам, организациям и учреждениям.
  • Факты нарушения свобод и прав гражданина и человека.
  • Размеры валютных государственных резервов и золотого запаса России.
  • Состояние здоровья высших ответственных руководителей в структуре российской госвласти.
  • Факты нарушения закона должностными лицами-представителями отечественной государственной власти.

Рассекречивание информации

Государственная тайна в некоторых случаях может быть рассекречена. Как это понимать? Снимается ограничение на распространение таковой информации. Однако для рассекречивания этих данных должны быть достаточные основания:

  • Взятие РФ на себя ряда межгосударственных обязательств по открытому обмену информацией, которая содержит в себе факты, составляющие в России гостайну.
  • Изменение объективной группы обстоятельств, из-за чего дальнейшая защита информации, являющейся государственной тайной, является нецелесообразной.

Есть и еще одно предписание. Срок засекречивания данных, которые составляют гостайну, не может превышать 30 лет. Только в порядке исключения этот период может быть продлен по соответствующему решению межведомственного комитета по защите гостайны.

Допуск к информации

Формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, также определяются российским законодательством. В частности, существует список ответственных должностей, при замещении которых отдельные лица получают допуск к российским гостайнам. Он утвержден Распоряжением Президента РФ №24-рп (210).

Доступ к секретной информации государственной важности имеют:

  • Председатель российского правительства.
  • Генпрокурор РФ.
  • Руководитель Администрации президента.
  • Секретарь Совбеза РФ.
  • Первый зам. председателя правительства.
  • Заместитель председателя российского правительства.
  • Министр финансов РФ.
  • Руководитель аппарата правительства государства.
  • Первый зам. Генпрокурора — председатель следственного комитета, действующего при прокуратуре.
  • Председатель российского Следственного комитета.
  • Федеральный министр.
  • Председатель Центризбиркома РФ.
  • Председатель российской Счетной палаты.
  • Председатель Центробанка страны.
  • Президент РАН.
  • Директор федеральной службы.
  • Руководитель федерального агентства.
  • Руководитель высшего госоргана исполнительной власти уровня субъекта РФ.
  • Уполномоченный по правам человека в России.
  • Руководитель учреждения, которое, согласно российскому законодательству, правомочно осуществлять государственное управление в определенных областях деятельности.

К сведениям, относящимся к государственной тайне, без проведения каких-либо проверочных мероприятий в РФ также могут допускаться следующие лица:

  • Депутаты Госдумы.
  • Члены Совета Федерации.
  • Судьи (на время исполнения своих служебных полномочий).
  • Адвокаты, выступающими защитниками при проведении уголовного судопроизводства по тем делам, что непосредственно связаны с информацией, составляющей гостайну.

Ограничение

Лица, что допущены к информации, составляющей государственную тайну, могут быть ограничены в некоторых своих конституционных правах. В частности, это касается следующего:

  • Свободный выезд за границы России.
  • Право на распространение данных (только той информации, что составляет гостайну).
  • Право на использование конкретных открытий и изобретений, засекреченных государством.
  • Право на неприкосновенность своей частной жизни.

В РФ подобные ограничения накладываются органами безопасности. Основанием для этого выступает заключение об осведомленности гражданина в данных, составляющих гостайну.

В нашем государстве действуют специальные акты, положения которых относят ту или иную информацию к государственной тайне, устанавливают для нее степень секретности, возможность рассекречивания. Также они определяют правила работы с подобной информацией, допуск к ней конкретных ответственных лиц.

Источник

Государственная тайна

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит информация, относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере — режим секретности.

Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств.

С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов.

Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные — компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями.

Читайте также:  Статья 14. ответственность за нарушение настоящего федерального закона

Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне.

В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения.

Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах.

Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов.

Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» — только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» — только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» — для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов.

Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним.

В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований.

Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране.

Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика — важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Подтверждение степени секретности или ходатайство

Опубликовано: 03.02.2020

Государственная тайна строго охраняется законом, и любые сведения, составляющие государственную тайну, находятся под защитой государства, в частности, отдельных его структур.

Все компании или учреждения, которые в ходе осуществления своей деятельности планируют работать со сведениями, которые являются государственной тайной, обязаны получать для этого специальную лицензию.

Выдачей подобных лицензий занимается ФСБ, а сама процедура носит название — подтверждение степени секретности компании.

Как раньше подтверждалась секретность?

Как и сейчас, ранее секретность нужно было подтверждать с помощью получения лицензии от ФСБ.

Однако до принятия и вступления в законную силу в 2018 году Постановления Правительства № 984, данная процедура представляла собой более сложный алгоритм действий.

Организация, являющаяся заказчиком, обязана была в адрес местного отделения ФСБ или в адрес соискателя лицензии направить определенное законодательством ходатайство.

Ходатайство нужно было составить в письменной форме. Содержать оно должно ниже представленные сведения:

  • Разъяснения секретных работ;
  • 1, 2 или 3 степень секретности информации;
  • Рекомендации о том, что нужно обратиться за разрешительным документом в ФСБ.

Невозможность описать необходимость получения допуска или отсутствие заказчика работ чаще всего выступали основаниями для отказа, полученного от ФСБ. Новый регламент значительно упростил процедуру оформления лицензии и сделал более удобным взаимодействие заказчика и исполнителя секретных работ.

Подтверждение секретности сейчас

Действующим законодательным актом регламентированы органы государственной власти, подтверждающие степень секретности сведений. В отношении различных предприятий и учреждений действуют свои органы власти или уполномоченные ими лица. Полный перечень должностных лиц указан в Распоряжении Президента РФ № 151-рп.

Чтобы подтвердить степень секретности, нужно инициативное обращение компании-заказчика в органы ФСБ, в котором обязательно отражаются:

  • Степень секретности и перечень секретных сведений, краткая характеристика совместных работ;
  • Обоснование привлечения к работам компании, которая не имеет действующей лицензии ФСБ;
  • Номер и дата соглашения о проведении совместных работ.

Обычно в виде такого договора выступают государственные контракты, поскольку именно с их реализацией непосредственно связаны сведения, составляющие государственную тайну. Письменное обращение рассматривается государственными органами власти в течение 60 суток.

Правила подтверждения степени секретности

Если компании-соискателю известен заказчик и вид совместных работ, получение лицензии происходит при содействии заказчика. При отсутствии у соискателя сведений о заказчике и наличии лишь потенциальной возможности работы с секретными сведениями, выдача лицензии происходит через государственные органы власти.

Читайте также:  Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политических партий

Получаемое подтверждение также имеет строго регламентированную форму и должно содержать:

  • Наименование органа, выдающего лицензию, и почтовый адрес;
  • Название фирмы, для которой выдаётся лицензия;
  • Степень секретности сведений с указанием перечня данных, подлежащих засекречиванию;
  • Подпись руководителя органа исполнительной власти или уполномоченного им лица.

Если представленные документы будут содержать неточности, ошибки или заведомо ложные сведения, соискатель лицензии получит обоснованный отказ. Сведения о лице, получившем лицензию, направляются в адрес Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и в отделение ФСБ.

Работа с организацией-заказчиком

Вправе лицензиат иметь несколько заказчиков одновременно. Лицензиату выгодно, если организация-заказчик поставит его на обслуживание в собственный Российский союз правообладателей, предварительно оформив допуск руководителю. Тогда ему останется только подтвердить степень секретности информации. При такой форме взаимодействия оформление лицензии займёт менее 4 месяцев.

Однако на практике такие заказчики встречаются крайне редко. Чаще всего сотрудничество заказчика и соискателя более запутанно, иногда соискатель даже не знает собственного заказчика на момент получения лицензионного документа.

Как подтвердить степень секретности?

Лицензия ФСБ может иметь различный срок действия в зависимости от степени секретности информации и продолжительности взаимодействия соискателя и заказчика.

Всего выделяют три степени секретности: сведения особой важности, секретные сведения и сведения совершенно секретно.

В зависимости от степени секретности в каждом конкретном случае оформляется 1, 2 или 3 форма допуска к секретной информации.

Перед попыткой оформить лицензионный документ компания-соискатель должна убедиться в том, что руководитель компании имеет актуальный по срокам допуск к государственной тайне. Кроме того, лицензиат должен иметь действующее соглашение с обслуживающей организацией, который не перестанет действовать в ближайший срок.

Выбирая организацию-заказчика, нужно уделить внимание тому, имеет ли она разрешение на передачу информации, которая включает в себя государственную тайну, и лицензию от ФСБ.

Примерами работ, для осуществления которых, требуется получение допуска к государственной тайне, являются государственные тендеры, работы по внедрению систем управления персональными данными, работы по реставрации или утилизации боеприпасов.

Когда компания планирует заниматься деятельностью, связанной с допуском к секретным данным, ей необходимо получить предварительное разрешение от органов ФСБ. Только после получения лицензии внутри компании проводятся разъяснительные работы с сотрудниками, которые в силу своих служебных обязанностей должны будут познакомиться со сведениями, составляющими государственную тайну.

Все что нужно знать о работе с методическими документами ФСБ по ГосСОПКА

В связи с недавним появлением методических документов ФСБ, касающихся ГосСОПКА и анонсированием их со стороны регулятора на различных конференциях, в тематических информационных группах возникают вопросы, касающиеся ограничений на получение этих документов и установленных на них ограничительных пометок. Кто может получить эти документы и как, на каких условиях, какие ограничения есть на их распространение и информации из них и т.д.? Давайте разбираться.

Освежим для начала в памяти разделение информации по уровню доступа к ней.

В нашем случае мы будем в основном говорить об информации ограниченного доступа, не являющейся государственной тайной.

В качестве источника информации для дальнейшего анализа рассмотрим таблицу ниже, в которой приведен перечень новых методических документов ФСБ. Три из них не имеют ограничительных пометок, два имеют пометку «Конфиденциально» и один «ДСП».

При этом все шесть документов отсутствуют в публичном доступе и выдаются коллегами из ФСБ по запросу. Для их получения необходимо направить официальный письменный запрос от организации в адрес 8 Центра ФСБ России на имя начальника Центра.

Формально, документы может получить любая организация, в том числе не субъект КИИ, но для отсечения различных «иностранных шпионов» в письме необходимо обосновать целесообразность получения документов. В некоторых случаях регулятор просит приложить копию лицензии на гостайну.

Об этом ранее тут уже писал Валерий Комаров по результатам конференции ИНФОБЕРЕГ-2018.

Наименование Ограничительная пометка (Гриф) Контролируемое  распространение
1 Требования к подразделениям и должностным лицам субъектов ГосСОПКА ДСП +
2 Методические рекомендации по установлению причин и ликвидации последствий компьютерных инцидентов, связанных с функционированием информационных ресурсов РФ Конфиденциально +
3 Методические рекомендации по проведению мероприятий по оценке степени защищенности от компьютерных атак Конфиденциально
4 Методические рекомендации по обнаружению компьютерных атак на информационные ресурсы РФ +
5 Варианты организации защищенного канала +
6 Регламент взаимодействия подразделений ФСБ РФ и Центров Госсопка при осуществлении информационного обмена в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак +

Погрузимся теперь в первоисточники и терминологию.

https://www.youtube.com/watch?v=3LiUaSoIjtA\u0026t=1722s

Бытует мнение о том, что у термина Гриф существует всего три значения – «Секретно», «Совершенно секретно» и «Особой важности». Отчасти это так, но только отчасти. Если обратиться к 5485-1-ФЗ «О государственной тайне», то в статье 2 можно увидеть следующее определение:

Гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

А далее в статье 8 устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Таким образом, грифов секретности всего три (С, СС, ОВ), но никто и ничто не ограничивает использование термина «Гриф» без приставки «секретности» для обозначения других сущностей.

К тому же разные толковые словари говорят нам о том, что Грифом называется в том числе «надпись на документе или издании, определяющая особый порядок использования им, например Г. «для служебного пользования»».

Более того, в 98-ФЗ «О Коммерческой тайне» по всему тексту закона используется именно термин «Гриф», а не «Ограничительная пометка». В общем, далее будем использовать термин «Гриф» в качестве синонима термина «Ограничительная пометка».

  • Пойдем дальше и рассмотрим как регулируются вопросы, связанные с обращением документов с грифами «ДСП» и «Конфиденциально», а также документов без грифов, но распространяемых контролируемо (не публикуемых в общий доступ).
  • ДСП (Для служебного пользования)
  • До 2006 года обращение с информацией ограниченного распространения госорганов не составляющих гостайну регулировалось следующими НПА:
  • Гражданский кодекс РФ (139 статья);
  • 1233 Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в ФОИВах, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности (далее обобщенно – ФОИВы и подведы)».
  • 188 Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
  • Плюс некоторые ФОИВы выпустили собственные нормативные акты, касающиеся обращения с информацией ограниченного распространения. В их числе ФСТЭК, ФССП и др. А вот ФСБ в их числе нет.

Зато в 2006 году вышла четвертая часть ГК РФ и новый «трехглавый закон» (149-ФЗ).

Что касается ГК РФ, то ст. 139 утратила силу, в результате коммерческая тайна ушла в четвертую часть ГК РФ, а служебная тайна выпала.

Что касается 149-ФЗ, то в нем исчезло определение конфиденциальной информации, которое было в старом «трехглавом законе» (24-ФЗ) и теперь есть только «информация ограниченного доступа «/»информация ограниченного распространения «/»информация, требующая обеспечения конфиденциальности». При этом в ст. 9 определено, что ограничение доступа к информации должно устанавливаться законами (а не подзаконными актами, к которым в том числе относится 1233-ПП, распространяющийся, в том числе на ФСБ).

Таким образом, с 2006 года служебная тайна (ДСП) выпала из под охраняемой законом тайны.

Это в свою очередь формально означает, что все необходимые правила и ограничения, связанные с передачей такой информации во вне и ее защитой (плюс ответственность за нарушения) со стороны получившей ее Организации или гражданина, должны отражаться в договоре между ФОИВом и третье стороной, которой ФОИВ передает информацию. 1233-ПП в данном случае формально действует только на сам ФОИВ и подведомственные ему организации, ограничиваясь только дисциплинарной ответственностью в отношении соответствующих должностных лиц.

  1. И здесь 149-ФЗ разрешает обладателю информации самостоятельно решать такие вопросы:
  2. 3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
  3. 1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
  4. Конфиденциально

Порядок проставления грифов ограничения доступа на документах, содержащих важную для их обладателя информацию, не определен. Законодательством кроме гостайны установлены грифы ограничения доступа к документам, содержащим коммерческую тайну (98-ФЗ) и служебную тайну (1233-ПП).

В случаях, когда законодательством не установлена форма грифа ограничения доступа к документам, содержащим информацию ограниченного доступа, собственник или пользователь информации может самостоятельно принимать решения о применении какого-либо грифа. Т.е.

при желании в своей организации можно присвоить ЛЮБОЙ гриф или пометку или присвоить каждому уровню конфиденциальности. И написать свою внутреннюю политику на этот счет или иной локальный нормативный акт, регламентирующий работу с такими документами. Нет в законах РФ запрета на подобное.

Все что не запрещено — разрешено! Это касается в том числе грифа «Конфиденциально». Не нравится гриф «Конфиденциально» — можно использовать любой из синонимов  (кроме С, СС и ОВ, которые по закону о гостайне можно использовать только для обозначения документов, содержащих сведения, составляющие гостайну).

При этом чаще всего используется гриф «Конфиденциально». Он удобен тем, что не раскрывает характера информации, содержащейся в документе.

Читайте также:  Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

Гриф «Конфиденциально» на документах в данном случае подразумевает, что организация (в данном случае ФСБ) имеет собственное конфиденциальное делопроизводство с утвержденным локальным нормативным актом (ЛНА) по обработке конфиденциальной информации в организации, отличной от информации ДСП.

При этом организация внутри может ограничивать доступ сколько угодно и как угодно: перечни сведений, пометки, инструкции, регламенты.

Но когда речь идет о выходе таких документов наружу, тут, как и с информацией ДСП, должен быть соответствующий договор с контрагентом, в котором прописан порядок защиты.

Открытая информация контролируемого распространения

Где-то посередине между общедоступной информацией и информацией ограниченного доступа существует еще пласт информации, которая никак не классифицирована и соответственно содержащие ее документы не имеют грифа, но в то же время она является достаточно чувствительно для ее владельца, чтобы не стать общедоступной.

Такая практика есть и в России и в других странах. Если говорить о России, то так, например, было с документом «Методические рекомендации по созданию ведомственных и корпоративных центров ГосСОПКА». Документ вроде и открытый, но в то же время в свободном доступе его нет.

Правда, на одной из конференций, представители НКЦКИ на своем стенде свободно раздавали CD-диски с этим документом.

В нашем же случае подобные документы – это документы из таблицы выше с номерами 4-6. Правила работы с такими документами отсутствуют и формально нет никаких ограничений на их использование и распространение, но выкладывать эти открытые документы конечно же не стоит, регулятор наверняка не просто так их не выложил в открытый доступ. Вполне возможно, что документы еще будут доработаны и выложены регулятором в открытый доступ, как говориться поживем, увидим.

Вполне возможно, что и указанные чуть выше «Методические рекомендации по созданию…» по этой же причине не выкладывались, только вот время их выкладывания в общий доступ так и не пришло из-за того, что эти рекомендации фактически заменили новые методические документы ФСБ, которые мы сегодня обсуждаем.

Что касается примеров в других странах, то в США, например, на уровне правительства определена информация Sensitive But Unclassified (SBU), являющаяся чувствительной, но не классифицированной. Она хоть и не классифицирована, но требует строгого контроля над ее распространением. Данный тип информации включает в себя в том числе материалы, касающиеся критической инфраструктуры США.

  1. Информация ДСП и информация, содержащаяся в документах с грифом «Конфиденциально», не являются охраняемой законом информацией и поэтому все правила и ограничения по работе с информацией, а также порядок ее защиты должны быть прописаны в договорах с организациями, которым данная информация передается.

  2. Обязанности по обеспечению сохранности информации ДСП несут ФОИВы (в нашем случае ФСБ) и их подведы.

    А для информации, содержащейся в документах с грифом «Конфиденциально» —  обладатель информации (в нашем случае тоже ФСБ).

    Кроме того — те, кто принял на себя обязательства по сохранению этой информации (для обоих грифов) на основании договора с ФСБ, в котором должен быть прописан порядок защиты такой информации.

  3. Ответственность за нарушение п.2 может быть дисциплинарная (для организации-обладателя информации) или предусмотренная в договорных обязательствах с остальными организациями (если не предусмотрели, то формально ответственности нет).

  4. Если обязательства и/или ответственность по защите информации (для обоих грифов) не прописаны в договоре, то при работе с соответствующими документами организациям, получившим на руки такие документы, стоит руководствоваться двумя основными общепринятыми принципами:

    1. документ с грифом запрещено цитировать без разрешения автора документа

    2. документ с грифом запрещено передавать третьим лицам (организациям) или выкладывать в общий доступ. Этот же пункт справедлив и для открытой информации контролируемого распространения.

Формы допуска к государственной тайне 2021 и 2021: 2-К и 3-К

Автор Сергей в 13 мая 2018. Опубликовано Новости

https://www.youtube.com/watch?v=25SM8kuOnP0\u0026t=196s

Для многих ограничения, связанные с допуском секретности, заключаются в запрете выезжать за границу. Именно невозможность зарубежных поездок в отпуск или к родственникам отпугивает многих от оформления допуска к гостайне и заключения соответствующего контракта.

Между тем, формальное наличие допуска секретности не означает автоматического запрета на пересечение границы, зато может предполагать ряд иных ограничений, о которых говорят и пишут редко.

Что означает допуск к гостайне

Допуск предоставляется:

  • должностным лицам и гражданам, которым по роду работы (службы) необходим доступ к сведениям и документам определённой степени секретности;
  • организациям, которым для проведения работ и оказания услуг необходим доступ к информации, содержащей гостайну.

Должностные лица и сотрудники оформляют допуск к гостайне по месту работы или службы. Юридические лица для доступа к секретным сведениям обязаны получить лицензию ФСБ.

Допуск позволяет изучать и работать с засекреченными документами. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

Подробнее: Получение допуска к государственной тайне

Какие ограничения связаны с допуском секретности

Закон РФ «О государственной тайне» в ст. 24 предусматривает следующие ограничения прав и свобод для тех, кто оформил форму секретности:

Ограничения, связанные с выездом за границу

Срок запрета оговаривается в трудовом договоре, с которым работник знакомится под роспись. Обратите внимание, что ограничение на выезд действует определённое время после увольнения, а органы ФМС и таможенной службы в обязательном порядке взаимодействуют с ФСБ по вопросам выезда «секретчиков» за границу.

Подробнее: Формы допуска к гостайне

Для тех, у кого 3 форма допуска секретности, ограничений практически нет. Они подписывают обязательство о неразглашении — и на этом, как правило, все ограничения заканчиваются. Более того, часто 3 форму допуска к гостайне получают лишь для оформления на должность из номенклатуры, и фактически человек может никогда так и не увидеть секретных документов.

Видимо, поэтому ФСБ считает таких носителей гостайны достаточно безобидными и позволяет выезжать за границу без указания о наличии формы секретности в анкете ФМС и уведомления работодателя.

С обладателями 1 и 2 формы допуска секретности сложнее. Как правило, в трудовом договоре установлен 5-летний срок ограничения на выезд с момента ознакомления с совершенно секретными или особо важными документами. По решению Межведомственной комиссии по гостайне срок может быть продлён в общей сложности до 10 лет.

  • Но не нужно думать, что наличие допуска секретности 1 или 2 формы автоматически закрывает вам путь за границу. Решение об ограничении возможности выезда принимается не просто по факту допуска к гостайне, а с учётом следующих обстоятельств:
  • факт непосредственной работы гражданина с совершенно секретными или особо важными сведениями и документами;
  • степень секретности сведений на момент запроса о выезде;
  • цель выезда, обстоятельства и другие факторы, которые влияют на принятие решения об ограничении права на выезд.

Особенности выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени, таковы:

  • при оформлении заграничного паспорта ФМС обязательно согласует это с ФСБ;
  • при отрицательном заключении ФСБ в выдаче паспорта могут отказать;
  • даже при положительном заключении ФСБ загранпаспорт может оформляться до 3-х месяцев;
  • обо всех намерениях выехать за рубеж необходимо уведомить работодателя и 1 отдел;
  • 80% внутренних инструкций режимно-секретных предприятий предусмотрено, что загранпаспорт сотрудника хранится в 1 отделе и выдаётся лишь после согласования поездки.

Оформляя допуск к гостайне, сотрудник осознаёт и соглашается с тем, что его право на выезд из РФ может быть ограничено, поэтому судебное обжалование запрета на выезд ничего не даст.

Судебная практика поддерживает всестороннюю защиту государственной тайны и максимум, на что можно рассчитывать — сокращение срока ограничения выезда и только в случае, если удастся обосновать нецелесообразность и чрезмерность установленного срока.

Ограничения, связанные с распространением секретной информации и использованием носителей гостайны

За расплывчатой формулировкой скрываются:

  • запрет разглашать секретные сведения, ставшие известными гражданину по роду службы или работы;
  • ограничения, обусловленные соблюдением правил работы, хранения, передачи и пересылки носителей информации, содержащей гостайну;
  • ограничения, связанные с использованием открытий и изобретений, содержащих гостайну. Например, запрещается использовать вне помещений предприятия приборы или составляющие элементы секретных разработок. Запрещается вывозить или использовать чертежи или модели, прототипы или опытные образцы изобретений, на которые распространяются режим гостайны. Секретные сведения нельзя использовать в качестве примера или аргумента в общедоступных публикациях или научных работах.

К подобной работе имеют доступ только лица с 1 и 2 формой допуска, поэтому ограничения распространяются только на них.

Ограничение права на неприкосновенность частной жизни

В ходе проверки сотрудники работодателя и ФСБ получают анкетные данные претендента, которые проверяют в том числе и из других источников.

В ходе такой проверки органы ФСБ могут, например, делать запросы в полицию, органы ЗАГС, учебные заведения и организации для проверки биографических сведений не только претендента на допуск, но и членов его семьи, получать информацию о банковских счетах, операциях, имуществе, сделках и т.д.

Такие ограничения для оформления допуска секретности возможны лишь во время предварительной проверки. В иное время неприкосновенность частной жизни может быть ограничена только по основаниям, предусмотренным законом.

Хотите узнать больше об ограничениях и процедуре оформления допуска к гостайне? Звоните!

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]