Статья 11. материальное обеспечение присяжных заседателей

Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

«Мы получаем деньги не за труд, а за трудности, с которыми их получаем» (Виктор Борисович Шкловский).

Законопроект о порядке выплаты присяжным заседателям федеральных СОЮ компенсационного вознаграждения

Кабмин РФ постановил внести в ГД РФ законопроект, устанавливающий порядок выплаты присяжным заседателям федеральных СОЮ компенсационного вознаграждения. Документ разработал Минюст РФ.

По итогам проверки, кою в 2017–2019 годах Счётная палата РФ проводила в районных и гарнизонных военных судах, было установлено длительное (от 1 до 5 месяцев) перечисление присяжным заседателям компенсационных вознаграждений. При этом сам порядок выплаты, в т.ч. срок, законодательством не установлен. В этой связи Правительство РФ в январе текущего года поручило Министерству юстиции ликвидировать правовой пробел.

Законопроектом предлагаются изменения в ст. 11 закона «О присяжных заседателях», в соответствии с коим порядок выплаты компенсационного вознаграждения устанавливается Правительством РФ.

Как следует из пояснительной записки к обсуждаемому законопроекту, изменения позволят повысить гарантии материального обеспечения присяжных заседателей при осуществлении правосудия по уголовным делам.

Согласно законодательству, присяжным заседателям соответствующий суд выплачивает компенсационное вознаграждение в размере 1/2 должностного оклада судьи этого суда и пропорционально числу дней участия в процессе (но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой же период). При этом работодатель не обязан сохранять за работником его заработок ‎на период исполнения обязанностей присяжного заседателя.

А что думаете вы, уважаемые читатели? Вам приходилось бывать присяжным заседателем? Давайте обсудим – высказывайте мнение, пишите комментарии, однако не забывайте, что

«иногда мы не получаем то, что хотим, тогда мы получаем то, что нам нужно» (Мик Джаггер, английский рок-музыкант, актёр, продюсер).

  • Источники:
  • 1) Подробнее ➤
  • 2) Подробнее ➤
  • 3) Подробнее ➤
  • 4) Подробнее ➤
  • 5) Подробнее ➤
  • 6) Подробнее ➤

Уважаемые читатели, ставьте лайк, делитесь с друзьями и участвуйте в обсуждении. Всем добра!

https://www.youtube.com/embed/dIWzb-G2UP4

Присяжные заседатели продолжат работать за копейки

17 июня 2021 г. 12:20

«Независимая газета»: Правительство РФ поможет с финансированием только на будущий год

Правительство РФ инициировало поправку в ст.

11 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», которая должна усилить гарантии своевременного перечисления им полагающихся денежных компенсаций за отправление правосудия.

Советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Сергей Насонов уверен, что после принятия законопроекта участие в судопроизводстве для присяжных заседателей станет «экономически более привлекательным» и позитивно отразится на явке кандидатов в присяжные.

Сейчас задержки с выплатами присяжным заседателям достигают полугода.

Законопроект, призванный урегулировать выплаты компенсаций присяжным заседателям, разработал Минюст России, Правительство РФ уже направило документ в Государственную Думу ФС РФ.

В пояснительной записке к документу подтверждаются данные Счетной палаты, что сейчас длительность перечисления компенсационных вознаграждений составляет от одного до пяти месяцев. Впрочем, это усредненное значение.

Согласно поправкам, кабинет министров берет на себя обязанность прописать четкий порядок выплат.

Таким образом, в дальнейшем власти смогут установить конкретные сроки, когда судья из народа должен получить деньги за исполнение этой своей обязанности.

«Изменения позволят повысить гарантии материального обеспечения присяжных заседателей при осуществлении правосудия по уголовным делам», – утверждается в пояснительной записке.

Однако из текста документа следует, что ничего, кроме одной строчки о полномочиях правительства, в нем нет, более того, в случае принятия он вступит в силу лишь через 90 дней.

За это время у кабинета министров будет возможность подготовить соответствующий подзаконный акт. Что в нем должно быть, не указывается.

Следовательно, финансовые проблемы присяжных так и будут зависеть не столько от правовых норм, сколько от степени добросовестности их применения.

Советник ФПА РФ Сергей Насонов отмечает, что для присяжных заседателей можно предусмотреть и другие экономические стимулы, например налоговые льготы.

Волокита с выплатами, подтвердил советник ФПА РФ Гаджимурад Магомедгаджиев, отбивает всяческое желание у присяжных участвовать в процессах. Именно этот факт был решающим, когда в райсудах снижали количество заседателей. Дополнительно, по его словам, должна быть прописана ответственность работодателей за отказ предоставления гражданину возможности участвовать в коллегии присяжных.

Источник – «Независимая газета».

Сколько платят присяжным заседателям в 2021 году: Размер оплаты труда за работу в районном и Верховном суде

Практически каждый гражданин России может получить приглашение стать участником в судебном процессе. Данная практика с каждым годом всё активнее применяется в правовом поле. Как правило, извещение вызывает множество вопросов, одним из которых является – сколько платят присяжным заседателям.

Памятка по правам, обязанностям присяжных и их материальному обеспечению.

Действующие в 2020 году законы, регулирующие уровень зарплаты присяжных

В самостоятельном порядке стать присяжным заседателем не получится, т. к. выбор происходит путем избрания кандидатов специальным программным обеспечением. Контролируется процесс на государственном уровне. Критерии отбора и оплата присяжных заседателей установлены в Федеральном законе №113 (в актуальной редакции 2020 года).

Размер материального обеспечения наемных работников суда, а также порядок исчисления указан в статье №11.

Методика расчета размера вознаграждения

Время, отведенное на исполнение обязанностей в качестве присяжного, подлежит оплате. Компенсация осуществляется из федбюджета в сумме 50% от оклада судьи соответствующей инстанции. Расчет проводится согласно количеству дней, в которые гражданин занимался рассмотрением уголовного дела.

Однако заработная плата должностного лица районного ведомства не имеет твердой формы, а зависит от процентного соотношения от оклада Председателя Верховного суда – 67%. Отчисления последний получает в виде 98% от жалования Председателя КС России, утвержденного в объеме 32.752 руб.

Кроме указанной суммы, судьям дополнительно выплачивают каждый месяц премии в размере нескольких окладов, а также существенные дотации. Объем выплат зависит от выслуги лет, наличия звания или ученой степени. Но оплата труда присяжных заседателей зависит исключительного от установленного жалования судьи.

Таким образом, оклад Председателя ВС РФ равен 32096 руб. 96 коп., соответственно городской служитель закона получает на руки 21504 р. 96 коп. Присяжному перечисляют только половину от этой суммы, т. е. 10752 р. 48 коп. Однако жалование полагается разделить на количество дней в том месяце, когда происходило разбирательство по делу и умножить на число участия.

Посмотрите видео: «Как выбирают присяжных.»

Читайте также:  Статья 5. Создание и регистрация ассоциации

Общий порядок предусматривает, что на работу выделяют 10 суток. В некоторых ситуациях допускается продление – зависит от судебного процесса и нюансов уголовного дела. Примерно за весь период заседательства человеку оплатят 3500 руб. За счет применения районного поправочного коэффициента данная выплата увеличивается до 600 р.

Изменить ситуацию у присяжного заседателя с зарплатой может то, что компенсационный размер должен быть не меньшего среднего оклада по основному месту трудоустройства. Если гражданин получает больше денег, чем указано, то нужно представить справку с работы по форме 2-НДФЛ. В этом случае сумму вознаграждения пересчитают.

Оплата труда присяжных в зависимости от судебной инстанции

Оплата присяжным заседателям в 2020 году не имеет прозрачности ни в качестве начисления, ни в размере денежного вознаграждения.

В действующем ФЗ №113 статье №11, на основании которой складывается заработок временного сотрудника суда, также предусмотрены следующие выплаты:

  • компенсация транспортных расходов;
  • командировочные.

При этом отсылочных положений в федеральном законе не предусмотрено. В данном контексте подразумеваются нормы, направленные на формирование правового потенциала. Необходимо это для увеличения концентрации правоприменительных функций.

Ярким примером является уголовное расследование по делу организованной банды боксеров. Процесс велся ВС респ. Татарстан. На скамье подсудимых находилось 33 человека.

Непосредственно разбирательство сложилось в 205 томов, но в процессе следствия их количество увеличилось до 273.

Рассматривалось дело в течение 2,5 лет и помимо привлечения 12 присяжных потребовалось сформировать список из 23 запасных. По итогам размер их вознаграждения составил 2,5 млн. руб.

Роль присяжных в судебном процессе.

На основании ФЗ №113 присяжным не устанавливается сохранения заработной платы по основному месту трудоустройства. Ввиду этого участникам судебного процесса предусмотрена компенсация. Оплачивать средства будут из федерального бюджета за осуществление правосудия.

Исчисление зарплаты осуществляется из расчета количества дней, в рамках которых происходило присутствие гражданин на слушаниях в судебном органе.

На основании ФЗ №113 для заседающего в арбитражном органе, размер оплаты складывается из жалования должностного лица, которое составляет  ¼, но не меньше 5 МРОТ.

Соответственно, компенсация присяжного – половина от этой суммы, но не ниже того, что он зарабатывает по основному месту трудоустройства.

Работодатель обязан представить сотруднику справку о средней оплате труда, чтобы гражданин смог получить компенсацию путем подачи документа в соответствующую судебную инстанцию.

Нюансы оплаты труда в России в 2020 году

ФЗ №113, изданный в 2004 г., устанавливает порядок компенсационных взносов для присяжных. На 2020 год метод исчисления среднего заработка остается неизменным для граждан, задействованных в установлении правосудия.

Средства, выделяют на перечисление вознаграждения, а также на покрытие расходов по следующим статьям:

  • почтовые затраты;
  • покупка канцелярских принадлежностей;
  • проезд в общественном транспорте.

К сведению: денежные дотации перечисляют на банковский счет – карта или сберегательная книжка. Реквизиты указываются в письменном ходатайстве по факту установления статуса присяжного.

Начисление безработным гражданам

Плата за участие в заседаниях суда подлежит выплате на протяжении всего процесса. Если гражданин трудоустроен, то фактически перечислением занимается ведомство, опираясь на среднедневную ставку.

Безработные лица получают за присяжного заседателя 320 руб. (сумма действительна на 2018 г.) за посещение одного заседания.

Начисление осуществляется неработающим людям из запасного списка, но получившим повестку и явившимся в суд.

Засчитываются только фактически отработанное время. В качестве компенсации на почтовые расходы предусмотрена сумма в 10 руб., на канцелярские принадлежности – 50 рублей.

Особенности начисления пенсионерам

Оплата засчитывается за весь период исполнения полномочий присяжным. Кроме того, начисляется срок в трудовой стаж. Если утверждается кандидатура пенсионера, то размер компенсации складывается из расчета получаемого оклада должностным лицом.

Невзирая на статус гражданина, его оплата труда зависит от жалования судьи, работающего в соответствующей инстанции.

К примеру:

  • на федеральном уровне (г. Москва) – зарплата должностного лица на 2019 г. составляла 157000 руб. (средний показатель);
  • в мировом ведомстве – 113000 рублей.

С 01.01.2020 г. жалование увеличилось в соответствии с проведенной индексацией.

Изменения в пенсионной реформе влечет к тому, что скоро в присяжные заседатели не будут вызывать граждан преклонных лет. Обусловлено это тем, что ФЗ №113 установил ограничения по возрасту – не младше 25 лет и не старше 65.

Полагаются ли льготы

Получение приглашения стать заседателем в суде – повод исполнить гражданский долг. Согласно российским законам работодатель обязан сохранить за человеком место труда и установленный уровень заработка. Компенсации подлежат только транспортные расходы и затраты на покупку канцелярских принадлежностей.

Важно: применение дополнительных социальных льгот при расчете оплаты труда присяжному неактуально, т. к. сумма зависит от оклада конкретного судьи.

Компенсация затрат на проезд, проживание и питание

В ситуации, когда присяжный проживает в другом городе, то из бюджета предоставляется компенсация за проезд в общественном транспорте до здания судебного органа и обратно.

Данная привилегия предусмотрена только следующих категорий лиц:

  • граждане, находящиеся в командировке;
  • проживающие в другом субъекте РФ;
  • с пропиской в отдаленном районе населенного пункта.
Читайте также:  Статья 25. Порядок индексации пенсий

Оплата деятельности и затрат присяжным.

На заметку: с финансовой точки зрения, гражданин не теряет привычный уровень дохода, а, более того, получает дополнительные дотации из государственного бюджета.

Ещё одним видом покрытия затрат является – материальное обеспечение проживания в городе, где проходит рассмотрение уголовного дела. Это актуально для тех граждан, которые прописаны в другом регионе России. Присяжным заседателям полагается номер в гостинице.

Такие ситуации часто происходят в военных судах, которые формируют коллегию из разных субъектов. К примеру, жители Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода и Вологды могут отправиться в Санкт-Петербург в качестве присяжных. Выбранным гражданам администрация оплачивает транспортные издержки и вознаграждение с сохранением оплаты труда по основному месту работы.

Сохраняется ли оклад на основной работе

У присяжных заседателей в районных судах зарплата за время исполнения обязанностей по рассмотрению уголовного дела отчисляется из федерального бюджета. Порядок исчисления регламентирован ФЗ №113.

Кроме того, гражданину предоставляется выходной и другие страховые пособия, установленные действующим ТК России (в последней редакции 2020 года).

Исключение составляется зарплата – на этот период положена компенсация.

В обязанности работодателя не входит перечисление заработной платы, т. к. фактически в этот период сотрудник отсутствует на рабочем месте. Примечательно, что платить установленную компенсацию будут только тем служащим, руководитель которых строго соблюдает положения ТК России.

В ситуации, когда работодатель увольняет человека за, пусть даже законный, отгул, отстаивать свои интересы в трудовой инспекции придется в самостоятельном порядке. В законодательстве предусмотрено право обжалования незаконного расторжения контракта.

Засчитывается ли трудовой стаж за время участия в суде

Трудовое законодательство стоит на страже прав работников, выполняющих гражданский долг.

На основании действующих положений ТК России присяжный получает следующие преимущества:

  1. На период судебного разбирательства должность за человеком сохраняется. Каждый вызов отражается в трудовой книжке, как исполнение обязанностей и функций. То есть заседатель приходит на рассмотрение дела и получает такую же зарплату, как если бы находился на рабочем месте.
  2. Руководитель не вправе увольнять или понижать в должности.
  3. Один день, проведенный в зале инстанции, равен обычному трудовому времени.
  4. Период заседательства фигурирует при расчете очередного оплачиваемого отпуска.
  5. Льготы, пособия, дотации и условия труда также подлежат сохранению.

Сроки выплаты заработной платы присяжным и необходимые документы

В рамках работы на судебном процессе по рассмотрению уголовного дела, присяжные освобождены от исполнения возложенных в организации функций. Оплата труда, должность и другие привилегии сохраняются. За время, потраченное на заседания, гражданин получает компенсацию, равную окладу у работодателя. Средства перечисляют по стандартной схеме, как если бы человек не брал отгул.

Трудоустроенным гражданам необходимо представить справку о доходах по форме 2-НДФЛ.

Для безработных лиц предусмотрено вознаграждение, рассчитанное от жалования судьи и установленное в конкретном субъекте РФ. Размер дотации составляет половину оклада должностного лица. Выплаты назначают в один день.

Штрафы за нарушения

В действующих законах РФ установлены санкции за неисполнение обязанностей участниками судебного разбирательства. Неявка, нарушение процессуальных норм и требований подлежат вменению штрафа в объеме 2500 руб. Взыскание устанавливает орган, который занимается рассмотрением уголовного дела. В отношении нарушителя выносится мотивированное постановление.

Примечательно, что в ФЗ №113 отсутствуют ограничения по количеству санкций в отношении одного человека, т. е. штраф могут налагать за каждую неявку.

Непрозрачность оплаты труда присяжных, риск безопасности и другие негативные факторы снижают привлекательность для такой формы исполнения гражданского долга.

Однако в РФ немало людей, которые воспринимают приглашение в суд за честь. В правовом поле на 2020 год активно пропагандируется возможность участия в заседательстве.

Каждый человек может стать участником уголовного процесса и внести собственный вклад в установлении правосудия.

Посмотрите видео: «Суд присяжных в России. Что скрывают от широкой публики.»

О некоторых вопросах обеспечения гарантий независимости присяжных и арбитражных заседателей в российской федерации

Сергунин, К. Н. О некоторых вопросах обеспечения гарантий независимости присяжных и арбитражных заседателей в российской федерации / К. Н. Сергунин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/214/52021/ (дата обращения: 27.07.2021).



Статья посвящена вопросам обеспечения гарантий независимости, распространяющихся на граждан Российской Федерации, привлеченных к осуществлению правосудия в качестве присяжных или арбитражных заседателей.

Ключевые слова: правосудие, присяжные заседатели, арбитражные заседатели, независимость, гарантии.

Конституция Российской Федерации, 25-летие которой будет отмечаться в нынешнем году, является основой суверенной демократической государственности России.

Конституция определяет такие ключевые вопросы организации нашего государства как основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, структура высших органов государственной власти.

Одним из важнейших прав, предоставленных действующей Конституцией гражданам России, является право на участие в управлении делами государства. Одной из форм такого участия является привлечение граждан к отправлению правосудия.

Сегодня в нашей стране действует несколько федеральных законов, предоставляющих гражданам право принимать участие в осуществлении правосудия. Так, Федеральный закон от 20 августа 2004 г.

№ 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее — Закон № 113-ФЗ) [1] предоставляет гражданам России право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Данный Закон особо оговаривает, что участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. Вспомнить о праве граждан на участие в отправлении правосудия крайне важно, с учетом того, что согласно Федеральному закону от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» [2] и Федеральному закону от 29 декабря 2017 г. № 467-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» [3] рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей с 1 июня 2018 г. стало возможным не только в областных и равных им судах, но и в районных, а также гарнизонных военных судах. Тем самым, распространенность такого порядка рассмотрения уголовных дел серьезно увеличивается.

Читайте также:  Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Закон № 113-ФЗ устанавливает для присяжных заседателей гарантии материального обеспечения, а также гарантии независимости и неприкосновенности. В соответствии со ст. 11 указанного Закона гарантии материального обеспечения, установленные для присяжных заседателей, включают:

  • 1) компенсационное вознаграждение;
  • 2) возмещение командировочных и транспортных расходов;
  • 3) гарантии обеспечения трудовых прав.

Согласно ч. 1 ст.

12 Закона № 113-ФЗ на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а также Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Граждане России вправе участвовать в отправлении правосудия также в качестве арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 мая 2001 г.

№ 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 70-ФЗ) [4]. Пункт 5 ст.

1 Закона № 70-ФЗ указывает, что участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Закон № 70-ФЗ устанавливает для арбитражных заседателей гарантии в сфере материального обеспечения: компенсационное вознаграждение, возмещение командировочных расходов и гарантии обеспечения трудовых прав. Закон № 70-ФЗ, как и Закон № 113-ФЗ устанавливает для арбитражных заседателей гарантии независимости и неприкосновенности. Согласно ст.

7 указанного Закона на арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5–7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Стоит отметить, что Закон № 70-ФЗ не устанавливает для арбитражных заседателей такую существенную гарантию их независимости как процессуальный иммунитет, предусмотренный пунктом 8 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей». В то же время Закон № 113-ФЗ распространяет действие указанной нормы на присяжных заседателей. В этой связи стоит также заметить, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в пункте 2 части первой статьи 447 упоминает среди лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, как присяжных, так и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия. Полагаем, что бланкетную норму п. 1 ст. 7 Закона № 70-ФЗ следует дополнить ссылкой на п. 8 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей».

Еще одним отличием в правовом регулировании гарантий независимости присяжных и арбитражных заседателей является порядок оплаты их труда. Согласно ст.

11 Закона № 113-ФЗ за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. В соответствии со ст. 6 Закона № 70-ФЗ арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Полагаем, что целесообразно рассмотреть возможность унификации размера компенсационного вознаграждения граждан, привлеченных к осуществлению правосудия.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что участие граждан в управлении делами государства — многоаспектное явление. Соответствующее право может реализовываться в различных формах в соответствии с законодательством России. Изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с 1 июня 2018 г.

, обуславливают тенденцию увеличения числа дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей. Институт рассмотрения дел об экономических спорах с участием арбитражных заседателей распространен гораздо меньше, причем ряд исследователей выражает сомнения в необходимости указанного института на современном этапе развития отечественного арбитражного процесса. Например, Д. И.

Дедов отмечал, что «не знает примеров, когда бы участие арбитражных заседателей делало процесс более эффективным…» [5]. Вместе с тем, исследователь полагает, что «прежде чем отказаться от этого института вообще, необходимо попытаться сделать его более эффективным» [5]. Мы также разделяем указанную точку зрения.

Совершенствование процессуального законодательства с целью дальнейшего развития института участия граждан в отправлении правосудия является важным направлением судебной реформы.

Литература:

Ссылка на основную публикацию