Статья 30. Ответственность за причинение вреда при осуществлении космической деятельности

Статья 30. Ответственность за причинение вреда при осуществлении космической деятельностиЗаконом (ст. 1079 ГК РФ) устанавливается, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельностью и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Чтобы разобраться в особенностях данного вида внедоговорной ответственности, необходимо рассмотреть, во-первых, понятие источника повышенной опасности и, во-вторых, условия для возложения ответственности.

Примерный перечень источников повышенной опасности дан в ст. 1079 ГК РФ. Однако их число можно намного увеличить.

Поэтому дать исчерпывающий перечень, практически невозможно хотя бы потому, что в процессе развития современной науки и техники появляются новые виды деятельности, многие из которых связаны с объектами, являющимися источниками повышенной опасности.

Речь идет не о любом виде техники, а лишь о таком, эксплуатация которого не поддается всеобъемлющему контролю со стороны человека. Таким образом, в данной области, несмотря на применение самых современных мер техники безопасности, случайное причинение вреда не может быть полностью исключено.

Исходя из рассмотренных критериев, судебная практика признает источниками повышенной опасности не только объекты, перечисленные в ст.

1079 ГК РФ, но и различные механические двигатели, энергетические устройства, сельскохозяйственные и другие машины, взрывчатые, отравляющие или радиоактивные вещества, станки, а также деятельность, последствием которой явился выброс в окружающую среду вредных веществ с превышением допустимых пределов, содержание в зоопарках и использование цирками диких животных и т.п.

     Для возложения ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, достаточно наличия двух условий — наступления вреда и причинной связи между этим действием и наступившим результатом. Следовательно, причинитель вреда будет нести ответственность и при отсутствии вины, например за случайное причинение вреда.

Одной из особенностей наступления вреда и причинной связи как обязательных условий возложения ответственности является требование каждый раз при причинении ущерба источником повышенной опасности установить причинную связь между проявлением тех свойств, которые характерны для источника повышенной опасности, и вредом. Поэтому не является следствием проявления свойств источника повышенной опасности получение травмы в результате драки в железнодорожном вагоне. В этом случае вопрос о возмещении причиненного вреда решается на общих основаниях.

Итак, ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, будучи безвинной, является более широкой, повышенной по сравнению с ответственностью за причинение вреда обычной деятельностью по правилам ст. 1064 ГК РФ.

Несмотря на это, закон ограничивает ответственность и владельца источника повышенной опасности. Данное ограничение касается случаев причинения вреда вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего.

При этом бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на владельца источника повышенной опасности.

Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайное и непреодолимое при данных условиях событие. Им может быть стихийное бедствие (землетрясение, наводнение, ураган, внезапный туман и т.п.). Судебная практика относит к таким явлениям и военные действия, блокаду и т.п.

Для возложения ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, не требуется доказывать наличие противоправности действий его владельца. И это понятно, так как использование источников повышенной опасности относится к области необходимой и общественно полезной деятельности.

За причинение вреда источником повышенной опасности ответственность возлагается на его владельца.

Обязанность возмещения вреда возлагается на то юридическое лицо или гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Судебная практика не признает владельцем источника повышенной опасности и не возлагает ответственность за вред, причиненный потерпевшему, на лицо, непосредственно управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (водитель, машинист, рабочий-станочник и т.п.). Это лицо отвечает не перед потерпевшим, а перед владельцем источника повышенной опасности, который, возместив причиненный вред, имеет право обратного требования (регресса) к непосредственно виновному лицу (водителю, машинисту и т.п.).

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный действием этого источника, если докажет, что последний вышел из обладания владельца не по его вине, а в результате противоправных действий третьих лиц.

В случаях причинения вреда одним источником повышенной опасности другому этот вред возмещается по принципу вины. При виновности обеих или нескольких сторон ответственность распределяется между ними, исходя из степени вины каждой стороны. Однако не исключено, что причинение вреда имело место при  отсутствии вины каждой стороны. Тогда убытки будет нести потерпевшая сторона (ст. 1064 ГК РФ).

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (например, столкновение транспортных средств) третьим лицам, по правилам без виновной ответственности (ст. 1079 ГК РФ).

Следует иметь в виду, что Гражданский кодекс допускает возможность освобождения владельца источника повышенной опасности от ответственности полностью или частично в случаях: 1) если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда; в таком случае размер возмещения убытков должен быть уменьшен; 2) при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда тогда, когда его ответственность наступает независимо от вины и др. (ст. 1083 ГК РФ).

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните по телефону +7 (846) 271-73-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Ответственность в международном космическом праве

Институт ответственности в международном космическом праве имеет ряд особенностей, которые связаны со спецификой как объекта данной отрасли права, так и истории развития соответствующих международно-правовых норм.

Читайте также:  Статья 17. Лица, имеющие право выдавать ипотечные сертификаты участия

В связи с тем, что международное космическое право изначально стало развиваться посредством создания кодифицированных источников, институт международной ответственности регулируется в основном не обычными, а договорными нормами.

Другой особенностью ответственности в данной области является то, что государства отвечают за космическую деятельность лиц и организаций, находящихся под их юрисдикцией. Соответственно, ответственность в космическом праве всегда носит международно-правовой характер.

При этом субъектами ответственности могут быть не только государства, но и международные организации. Наконец, так как космическая деятельность связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, ответственность здесь может наступать в результате правомерных действий, то есть быть объективной (абсолютной).

Общие положения об ответственности за космическую деятельность государств и международных организаций содержат практически все универсальные соглашения, а также источники «мягкого» права. Конкретный механизм реализации такой ответственности закрепляется в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года.

Согласно статье VI Договора по космосу 1967 года, государства-участники несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве и на небесных телах.

При этом не имеет значения, осуществляется ли такая деятельность правительственными органами или частными юридическими лицами. В случае деятельности в космосе международной организации ответственность за выполнение Договора несут, наряду с организацией, участвующие в ней государства.

Каждое государство, которое осуществляет или организует запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный таким объектом или его составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве другому государству, его физическим или юридическим лицам.

Кроме того, субъектом ответственности может являться также государство, с территории которого осуществляется запуск космического объекта.

В соответствии с Соглашением о Луне 1979 года, государства-участники несут международную ответственность за национальную деятельность на Луне. При этом они обеспечивают, чтобы национальная деятельность соответствовала Соглашению.

С этой целью государства должны гарантировать, чтобы неправительственные юридические лица, находящиеся под их юрисдикцией, осуществляли деятельность на Луне только под контролем и под постоянным наблюдением соответствующего государства.

Одним из принципов использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания является принцип ответственности.

Иными словами, каждое государство несет международную ответственность за спутниковое телевизионное вещание, осуществляемое им самим или под его юрисдикцией.

Аналогичный принцип применяется при дистанционном зондировании Земли и космической деятельности, связанной с использованием ядерных источников энергии. Указанные положения содержатся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных космической деятельности государств.

Однако основным документом, регулирующим институт ответственности в международном космическом праве, является Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года.

Согласно Конвенции, под ущербом (как основанием ответственности) понимается лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, а также повреждение или уничтожение имущества государств, международных организаций, физических и юридических лиц.

Статья 30. Ответственность за причинение вреда при осуществлении космической деятельности

Общее правило, предусмотренное Конвенцией, заключается в том, что запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. При этом под запускающим государством понимается государство, которое осуществляет или организует запуск объекта, а также государство, с территории или установок которого осуществляется такой запуск.

Конвенция предусматривает несколько случаев, когда принцип абсолютной (объективной) ответственности не применяется.

Так, если один космический объект в любом месте, кроме поверхности Земли, причинил ущерб другому (иностранному) космическому объекту, то запускающее государство несет ответственность только при наличии его вины или вины лиц, за которых оно отвечает.

Другой случай освобождения от абсолютной ответственности связан с ситуацией, когда ущерб полностью или частично явился результатом грубой небрежности или умышленных действий со стороны государства-истца либо лиц, которых оно представляет.

Однако необходимо иметь в виду, что не может быть освобождено от абсолютной ответственности государство, если ущерб явился результатом его неправомерной космической деятельности, которая не соответствует международному праву.

Если запуск космического объекта производился совместно двумя и более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный таким объектом ущерб.

Государство, с территории или установок которого производился запуск космического объекта, рассматривается в качестве участника совместного запуска.

Запускающее государство, которое выплатило компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска.

Вместе с тем, участники совместного запуска могут заключать соглашения о распределении между собой финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность. Однако пострадавшее государство в любом случае вправе требовать всей компенсации за ущерб как от всех запускающих государств, так и от любого из них.

  • Если в результате ущерба, причиненного космическим объектом другому космическому объекту, был нанесен вред третьему государству, то оба запускающих государства несут перед этим третьим государством солидарную ответственность (статья IV Конвенции). При этом действуют следующие правила:
  • -если ущерб причинен третьему государству на поверхности Земли или воздушному судну в полете, то солидарная ответственность запускающих государств является абсолютной;
  • -если ущерб причинен находящемуся не на поверхности Земли космическому объекту третьего государства, то ответственность определяется на основании вины любого из запускающих государств.

Во всех случаях солидарной ответственности бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя запускающими государствами соразмерно степени их вины.

Если степень вины каждого государства установить невозможно, она предполагается одинаковой, и бремя компенсации распределяется поровну.

Однако третье государство во всех случаях может требовать всей суммы компенсации от любого из запускающих государств.

Положения Конвенции 1972 года не применяются в случаях, когда ущерб причинен гражданам самого же запускающего государства или иностранным гражданам, которые участвуют в операциях, связанных с запуском, вплоть до спуска объекта на Землю. Кроме того, положения Конвенции неприменимы, когда ущерб причинен иностранным гражданам, находящимся в непосредственной близости от района запуска или возвращения объекта по приглашению запускающего государства.

Конвенция содержит процедуру реализации международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Читайте также:  Статья 8. Информирование инвесторов Банком России

В соответствии со статьей VIII, ответственность реализуется посредством предъявления запускающему государству претензии, которую может предъявить как само пострадавшее государство, так и государство, на территории которого был причинен ущерб любому физическому или юридическому лицу.

Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если между государствами нет дипломатических отношений, претензия может быть предъявлена с помощью третьего государства или через Генерального Секретаря ООН.

По общему правилу, претензия должна быть предъявлена в течение одного года с даты причинения ущерба или установления ответственного (запускающего) государства.

В некоторых случаях допускается заявление претензии в течение года с даты, когда потерпевшему государству стало известно о причиненном ему ущербе.

Если точный и полный размер ущерба установлен в более поздние сроки, пострадавшее государство вправе пересмотреть претензию и потребовать увеличенную сумму компенсации в течение года после того, как стал известен полный объем ущерба.

Пострадавшее государство может избрать и иную, отличную от претензионной, процедуру реализации международной ответственности. В частности, Конвенция разрешает ему возбудить иск в судах либо в иных компетентных органах запускающего государства.

Кроме того, механизм привлечения к ответственности может предусматриваться специальными международными соглашениями, обязательными для всех заинтересованных государств.

Если пострадавшее государство воспользовалось одним из этих способов, оно лишается права на предъявление претензии о возмещении того же самого ущерба.

Размер компенсационных выплат определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости.

Общее правило, предусмотренное Конвенцией, гласит, что пострадавшему государству (его физическим и юридическим лицам) должно быть обеспечено восстановление положения, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен.

Как правило, компенсация должна выплачиваться, по выбору государства-истца, в его национальной валюте или в валюте запускающего государства. Вместе с тем, заинтересованные государства могут договориться об иной форме компенсации.

В качестве основного способа разрешения ситуации, связанной с реализацией ответственности, Конвенция предусматривает переговоры. Заинтересованным государствам предоставляется возможность вести переговоры в течение одного года после заявления претензии. Если за это время стороны не достигнут согласия, они обязаны по требованию любой из них создать Комиссию по рассмотрению претензий.

Комиссия по рассмотрению претензий состоит из трех членов: в нее входят по одному представителю от спорящих сторон и председатель, выбираемый ими совместно.

Примечательно, что в состав комиссии входят только три члена даже в тех случаях, когда запуск космического объекта осуществлялся двумя и более государствами или ущерб был причинен более чем одному государству.

В таких случаях пострадавшие государства-истцы и запускающие государства выступают по делу совместно, в качестве одной стороны. Комиссия должна быть сформирована в двухмесячный срок с даты заявления требования о ее создании (на выбор председателя государствам дается 4 месяца).

Если стороны не могут достичь согласия по кандидатуре председателя Комиссии, его назначает Генеральный Секретарь ООН. В случае если одна из сторон не назначает в установленный срок своего представителя, председатель по просьбе другой стороны выступает в качестве единоличной Комиссии по рассмотрению претензий.

Особенности международно-правовой ответственности в космическом праве

Международное космическое право предусматривает два вида ответственности – политическую (за деятельность, не соответствующую положениям Договора по космосу) и материальную (за ущерб, причиненный запускаемыми в космос объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве, другому государству-участнику Договора по космосу, его физическим или юридическим лицам).

Первой особенностью ответственности в космическом праве является то, что государство несет международную политическую и материальную ответственность за действия не только правительственных органов, но и юридических лиц. Как известно, по общему международному праву государство не несет материальной ответственности за действия юридических лиц, не выступающих от имени или по поручению государства.

Второй особенностью является то, что в международном космическом праве материальная ответственность государства (а не оператора, как это предусмотрено в других отраслях международного права) регулируется специальным договором – Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Третьей особенностью является то, что, предусматривая абсолютную ответственность государства за выплату компенсации и ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете, Конвенция об ответственности не устанавливает верхнего предела компенсации, что характерно для абсолютной ответственности в других отраслях международного права. Сумма компенсации определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости для восстановления прежнего положения, существовавшего до ущерба.

Четвертой особенностью является то, что, получая информацию об упавшем на Землю космическом объекте, который является опасным или вредным по своему характеру, запускающее государство обязано незамедлительно принять меры для устранения возможной опасности причинения вреда (п. 4 ст. 5 Соглашения о спасении). В других отраслях такая обязанность лежит на пострадавшей стороне.

Пятой особенностью является положение ст. 14 Соглашения о Луне о том, что государства признают, что в результате активизации деятельности на Луне и других небесных телах может возникнуть необходимость в детальных соглашениях об ответственности за ущерб, причиненный на Луне (другие отрасли права таких условий не содержат).

Шестой особенностью является своеобразный способ мирного урегулирования споров, возникающих в связи с материальной ответственностью.

Согласно Конвенции об ответственности за космический ущерб, если претензия не урегулирована в течение года с даты ее предъявления, по требованию любой из сторон в этом деле создается Комиссия по рассмотрению претензий.

Состав Комиссии – три члена, назначенные запускающим государством, государством-истцом и выбранный ими председатель. Если стороны не достигли согласия о председателе, его назначает Генеральный секретарь ООН.

Читайте также:  Глава 3. суды

Комиссия устанавливает обоснованность претензии и определяет сумму компенсации. Решения Комиссии являются окончательными и обязательными, если об этом была достигнута договоренность сторон; в ином случае Комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера.

Соглашение о Луне предусматривает порядок разрешения споров по вопросам политической ответственности.

Если государство считает, что другое государство не выполняет обязательств по Соглашению или нарушает его права по Соглашению, оно может запросить проведение двусторонних консультаций. Участие в таких консультациях обязательно. Если консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию, стороны прибегают к другим мирным средствам по своему выбору.

Если консультации не дают результата, любая сторона может обратиться без согласия другой стороны за содействием к Генеральному секретарю ООН.

В Принципах НТВ предусматривается международная (политическая) ответственность за соответствие деятельности в области НТВ самого государства или лиц, осуществляющих НТВ под юрисдикцией этого государства.

В Принципах ДЗЗ также предусмотрена аналогичная международная ответственность за их соблюдение. Такое же положение включено в Принципы ЯИЭ.

Особенностью ответственности за материальный ущерб является и то, что она предусматривает как абсолютную ответственность за ущерб на Земле и в воздухе, так и ответственность, основанную на вине, когда ущерб причинен одним космическим объектом другому.

По Конвенции об ответственности за космический ущерб такой ущерб определяется как лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья, уничтожение или повреждение имущества государства, или физических и юридических лиц, или международных межправительственных организаций.

Принципы ЯИЭ добавляют к этому и то, что компенсация включает также возмещение расходов на проведение операций по поиску, эвакуации и расчистке в случае радиоактивного заражения от ядерного источника энергии на борту космического объекта.

Расходы включают и помощь, полученную от третьих сторон.

На практике вопрос о международной ответственности был поставлен лишь однажды – Канадой перед СССР в связи с инцидентом со спутником “Космос-954”, оснащенным ядерным реактором и потерпевшим аварию в январе 1978 г., в результате чего произошло радиоактивное заражение ряда северных районов Канады.

Претензия была урегулирована в ходе двусторонних переговоров. СССР не признал своей ответственности, ссылаясь на определение понятия ущерба в Конвенции об ответственности (Принципов ЯИЭ тогда еще не существовало).

Однако в духе доброй воли СССР компенсировал Канаде 50% затрат по произведенным операциям по поиску и удалению радиоактивных элементов.

Международное право

Международным правом предусмотрена международная ответственность за деятельность в космическом пространстве.

Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела государства-участники несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в этом Договоре.

Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства — участника Договора.

В случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации ответственность за выполнение Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства — участники Договора.

Каждое государство — участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, а также каждое государство — участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству — участнику Договора, его физическим или юридическим лицам.

Вопросы возмещения ущерба от космической деятельности детально регламентируются Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Москва — Лондон — Вашингтон, 29 марта 1972 г.).

Согласно этой Конвенции, запускающее государство несет ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Вместе с тем если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

Освобождение от ответственности предоставляется в той мере, в какой запускающее государство докажет, что ущерб увился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороны государства-истца либо физических или юридических лиц, которых оно представляет.

Однако освобождение от ответственности не предоставляется в случаях, когда ущерб явился результатом деятельности запускающего государства, которая не соответствует международному праву, включая, в частности, Устав ООН и Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам.

Если государство не поддерживает дипломатических отношений с соответствующим запускающим государством, оно может обратиться к другому государству с просьбой предъявить его претензию этому запускающему государству или каким-либо иным образом представлять его интересы на основании Конвенции. Оно может также предъявить претензию через Генерального секретаря ООН при условии, что как государство-истец, так и запускающее государство являются членами ООН.

Ссылка на основную публикацию