Статья 14. ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия

Статья 14. Ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия

Напомним, что ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров для контроля финансово-хозяйственной деятельности общества.

В обществах с небольшим количеством акционеров при незначительном объеме финансово-хозяйственной документации создавать ревизионную комиссию нет необходимости. В этом случае может быть избран ревизор, правовой статус которого аналогичен статусу комиссии.

Практика показывает, что коллегиальность органа делает его работу более громоздкой и бюрократичной. Комиссия может превратиться в орган, работающий от заседания к заседанию, члены которого выкраивают время для эпизодических проверок или только для годовой проверки.

Ревизор, в отличие от ревизионной комиссии, может организовать работу практически на ежедневной основе с привлечением профессионалов.

На двух стульях не усидишь

Лица, являющиеся членами совета директоров, а также занимающие иные должности в органах общества, не могут одновременно входить в ревизионную комиссию (п. 6 ст. 85 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО)).

Данное положение противопоставляет деятельность ревизионной комиссии органам управления, тем самым подчеркивая ее контрольную функцию. На практике может возникнуть ситуация, когда акционером в список кандидатов для избрания в члены совета директоров и ревизионную комиссию предложена одна и та же кандидатура. Как поступить?

Статьей 53 Закона об АО установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включение вопроса в повестку дня общего собрания акционеров, однако указанное основание в перечне отсутствует. Это означает, что данный кандидат должен быть включен в список кандидатур.

Однако следует оценить возможные риски: например, если кандидат будет избран в оба органа. В силу указаний п. 1 ст. 66 Закона об АО досрочно могут быть прекращены полномочия только всех членов совета директоров.

Статья 85 Закона об АО не содержит указания о возможности прекращения полномочий одного члена ревизионной комиссии, что в случае избрания одного лица в оба указанных органа повлечет неблагоприятные последствия в виде необходимости проведения еще одного внеочередного общего собрания с вопросами повестки дня о формировании указанных органов. А это не всегда можно сделать.

Статья 14. Ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия

В таком случае следует обратиться к положениям ст.10 ГК РФ, не допускающим действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. При несоблюдении требований, предусмотренных п. 1 указанной статьи, суд общей юрисдикции, арбитражный или третейский может отказать лицу в защите его права.

Так, ФАС Московского округа при вынесении постановления от 21.07.2004 по делу № А41-К1-23331/03 расценил подобное выдвижение одной кандидатуры в члены совета директоров и ревизионную комиссию злоупотреблением права. Согласно ст. 10 ГК РФ это является основанием для отказа в защите права.

Таким образом, законодательство четко сформулировало норму, регулирующую порядок определения персонального состава ревизионной комиссии, руководствуясь которой общество и его акционеры не должны злоупотреблять правами.

Регистрация НКО

Одной из особенностей некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций является обязательное наличие в составе органов контрольно-ревизионного органа.

В нашей статье рассмотрим, что представляет собой контрольно-ревизионный орган НКО, как он формируется, какие полномочия имеет и другие особенности деятельности ревизора и ревизионной комиссии некоммерческой организации.

Как закреплено в Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.

2012 № 505-ст) под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Напомним, что с 1 сентября 2014 года введено деление всех юридических лиц (в том числе и некоммерческих организаций) на корпоративные и унитарные.

Корпоративными являются НКО, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

К ним относятся потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. НКО, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными НКО. К ним относятся фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации.

Ревизор и ревизионная комиссия НКО

Законодательство о некоммерческих организациях, как правило, не раскрывает содержание осуществляемых контрольно-ревизионным органом функций и не содержит круг полномочий и требований к контрольно-ревизионному органу, а лишь указывает на то, что такой орган должен быть избран (сформирован, образован). Так, например, пунктом 2 статьи 65.

3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что, если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся, в том числе избрание ревизионной комиссии (ревизора).

В статьях 6, 18, 20 и 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» также закреплено требование о формировании в общественных объединениях контрольно-ревизионного органа.

Или, к примеру, в пункте 2 статьи 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» указано, что в компетенцию высшего органа управления благотворительной организацией (к которой относится, например, благотворительный фонд) входит, в том числе образование и досрочное прекращение контрольно-ревизионных органов.

Контрольно-ревизионный орган НКО может быть, как единоличным (ревизор, контролер-ревизор), так и коллегиальным (контрольно-ревизионная комиссия, контрольная комиссия, ревизионная комиссия). Коллегиальный орган должен состоять не менее чем из двух человек, сведения о численности необходимо указать в уставе.

Сведения о контрольно-ревизионном органе НКО в уставе

В отношении контрольно-ревизионного органа, как и любого органа НКО, в уставе также необходимо указать сведения о:

  • структуре;
  • порядке формирования;
  • сроке полномочий;
  • компетенции (в том числе исключительной);
  • условиях правомочности заседаний (собраний), их периодичности, порядке принятия ими решений.

Устав может содержать иные сведения, например, о правах и обязанностях контрольно-ревизионного органа, порядке созыва и проведения заседаний (собраний), оформления и хранения протоколов.

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Структура ревизионной комиссии в НКО, формирование контрольно-ревизионного органа НКО

Когда мы говорим о структуре коллегиального контрольно-ревизионного органа НКО, то подразумеваем его внутреннее устройство, а именно, отсутствие или наличие в этом органе председателя (который может, например, организовывать работу контрольно-ревизионного органа, созывать его заседания (собрания), утверждать их повестку дня и председательствовать на них) и/или секретаря (который может, например, оформлять протоколы заседания (собрания) и быть ответственным за их хранение).

Читайте также:  Глава XIX. Совершение морских протестов

Относительно порядка формирования контрольно-ревизионного органа НКО Минюст требует, чтобы при создании НКО этот орган был сформирован сразу (хотя до недавнего времени допускалось формирование контрольно-ревизионного органа после регистрации НКО), обосновывая свою позицию положением пункта 3 статьи 50.

1 ГК РФ, где установлено, что в решении об учреждении юридического лица указываются сведения, в том числе об избрании (назначении) органов юридического лица.

По общему правилу при создании корпоративных НКО контрольно-ревизионный орган формируется из состава учредителей (в унитарных НКО этот орган может формироваться из числа приглашенных лиц), а после – из членов/участников НКО.

Несколько слов о сроке полномочий. Многие задаются вопросом, возможно ли указать в уставе, что тот или иной орган (в том числе контрольно-ревизионный) НКО формируется на неопределенный срок. Ответ – нет.

В силу статьи 190 ГК РФ срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Следовательно, формулировки устава, согласно которым тот или иной орган (в том числе контрольно-ревизионный) НКО формируется на неопределенный срок, с формальной точки зрения не соответствуют закону и в уставе должен быть указан именно исчисляемый срок.

Статья 14. Ревизионная (контрольная) комиссия народного предприятия

Компетенция контрольно-ревизионного органа НКО и порядок принятия решений

Компетенция контрольно-ревизионного органа НКО – это принадлежащие данному органу полномочия по решению определенного круга вопросов. Круг вопросов может быть, например, следующий:

  • проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности;
  • осуществление контроля за соблюдением членами/участниками устава и решений высшего руководящего и выборного (постоянно действующего исполнительного) органов;
  • осуществление контроля за соблюдением сроков полномочий выборных органов, периодичностью проведения их заседаний (собраний), за правильностью оформления документов.

Условия правомочности заседания (собрания) коллегиального контрольно-ревизионного органа НКО – это такие условия, при которых такое заседание (собрание) будет считаться состоявшимся, например:

заседание (собрание) контрольно-ревизионного органа НКО правомочно, если на заседании присутствует более половины (или не менее 2/3) его членов.

Периодичность проведения заседаний (собраний) коллегиального контрольно-ревизионного органа НКО – это обязательность проведения таких заседаний (собраний) в определенный промежуток времени. Можно установить, например, что заседания (собрания) контрольно-ревизионного органа НКО проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. 

Порядок принятия решений коллегиального контрольно-ревизионного органа НКО – это при каких обстоятельствах решение по вопросу повестки дня будет считаться принятым, например:

Как избрать ревизионную комиссию?

20.10.2008

В данной статье рассмотрим вопросы по составу и избранию ревизионной комиссии.

Создание ревизионной комиссии и подтверждение ею финансовой отчетности общества является обязательным.

Многие руководители не представляют себе роль ревизионной комиссии в финансово-хозяйственной деятельности организации, об этом свидетельствуют протоколы ревизионных комиссий. Деятельность ревизионной комиссии в обществе не должна дублировать функции бухгалтерии общества.

Включение в устав общества положений о правомочности ревизионной комиссией, проведения проверок исполнительного органа, по правильности заключения договоров от имени общества, а также проведения проверки правомочности принятия решений совета по тем или иным вопросам, на соответствие требованиям действующего законодательства, положениям, целям и задачам общества позволит ревизионной комиссии общества занять именно то положение в обществе, которое предусмотрено в законодательстве. Правовое регулирование деятельности ревизионной комиссии позволяет повысить эффективность и качество управления бизнесом. Ревизионная комиссия не относится к органам управления общества и действует самостоятельно, независимо от деятельности органов общества.

На практике часто в состав комиссий входят лица, не имеющие необходимого опыта бухгалтерской или контрольной работы либо занимающие должности в органах управления общества. В соответствии с требованиями, установленными п.3 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995г.

№208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об АО), достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст.13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г.

N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

  • а) бухгалтерского баланса;
  •  б) отчета о прибылях и убытках;
  • в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  •  г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
  •  д) пояснительной записки.

Можно сделать вывод, что члены ревизионной комиссии должны быть знакомы с порядком составления и содержания тех документов, с которыми им предстоит работать.

Для этого целесообразней рекомендовать в состав ревизионной комиссии лиц, имеющих специальное бухгалтерское или экономическое образование, чтобы дополнительно не привлекать к работе специалистов указанных профессий, так как именно ревизионная комиссия дает заключение, подтверждающее или опровергающее достоверность данных, включаемых в годовой отчет общества и сведений, содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности общества.

Для того чтобы понять кто может входить в состав ревизионной комиссии и ответственность ее членов рассмотрим в данной статье.

Требования к кандидатам в члены ревизионной комиссии.

Рассмотрим подробнее наиболее распространенные формы собственности – Общества с ограниченной ответственностью и Акционерные Общества. Какие требования согласно законодательству они предъявляют к членам ревизионных комиссий, кем и как избираются.

В обществах с ограниченной ответственностью.

В соответствии с п.6 ст.32 Федерального закона от 08 февраля 1998г.

№14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об ООО) членами ревизионной комиссии общества могут быть как участники, так и лица, не являющиеся участниками общества.

Члены ревизионной комиссии не могут: одновременно являться членами совета директоров, занимать иные должности в органах управления общества.

В ст.32 Закона об ООО сказано, что функции ревизионной комиссии (ревизора) общества может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор.

А аудитором может быть как физическое, так и юридическое лицо на основании ст.4 Федерального закона от 07 августа 2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Получается, что функции ревизионной комиссии может выполнять и юридическое лицо. В законодательстве по этому вопросу четких разъяснений нет.

В акционерных обществах.

Читайте также:  Статья 14.1. подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности

Согласно ст.85 Закон об АО членами ревизионной комиссии могут быть только физические лица, при этом не имеет значения, являются либо не являются эти лица акционерами общества. Члены ревизионной комиссии не могут: одновременно являться членами совета директоров, занимать иные должности в органах управления общества.

Избрание членов ревизионной комиссии

В обществах с ограниченной ответственностью.

В соответствии со ст. 91 ГК РФ и п. 1 ст. 47 Закона об ООО ревизионная комиссия избирается на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью. На основании под. 5 п. 2 ст.

33 Закона об ООО избрание ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Согласно п. 2 ст.

33 Закона об ООО данный вопрос не может быть передан на решение ни совету директоров (наблюдательному совету), ни исполнительному органу общества.

Некоторые вопросы деятельности ревизора (ревизионной комиссии) в хозобществе

Одним из органов хозобщества является ревизор (ревизионная комиссия). Он выполняет контрольные функции и призван следить за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

По мнению автора, избрание соответствующего органа осуществляется, если его избрание предусмотрено законодательством или уставом хозобщества . Какой именно орган сформировать — ревизионную комиссию или ревизора, зависит от организационно-правовой формы хозобщества. В настоящее время в законодательстве предусмотрено обязательное создание ревизионной комиссии в ОАО .

Главная функция ревизора (ревизионной комиссии) — это контроль. Членами ревизионной комиссии (ревизорами) могут быть только лица, которые не являются членами органов управления хозобществом. Также законом отдельно установлено, что при проведении ревизий либо проверок лица, которые участвовали в соответствующей деятельности, не вправе принимать участие в их проведении .

Стоит отметить, что правовое регулирование деятельности ревизионной комиссии (ревизора) достаточно ограничено.

Законодательством установлен порядок избрания ревизионной комиссии (ревизора) и выбора председателя ревизионной комиссии . Предусмотрены обязанности ревизионной комиссии (ревизора), а также обязанности органов управления и работников хозобщества о предоставлении необходимых документов и пояснений .

Так, Законом о хозобществах установлено, что члены ревизионной комиссии (ревизор) избираются общим собранием участников хозобщества и что их полномочия могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания участников .

В законе не установлен срок, на который избираются члены ревизионной комиссии (ревизор). В связи с этим, по мнению автора, предполагается, что если ревизионная комиссия (ревизор) избирается на общем собрании участников хозобщества, то и срок полномочий будет действовать до следующего собрания участников.

  • Вместе с тем законодательством не установлены иные положения относительно срока полномочий ревизионной комиссии (ревизора), в связи с чем на практике возникает множество вопросов относительно порядка формирования и деятельности ревизионной комиссии (ревизора).
  • Законодательством определены требования к заключению, составляемому по результатам ревизии или проверки , а также обязанность ревизионной комиссии (ревизора) в случае выявления нарушений предоставить заключение органам управления или потребовать созыва общего собрания участников хозобщества .
  • Также в законодательстве имеются положения относительно возможности выплаты членам ревизионной комиссии (ревизору) вознаграждения и (или) компенсации расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей .
  • Определение размера вознаграждения и компенсации расходов отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников хозобщества .
  • Однако взаимоотношения хозобщества с членами ревизионной комиссии (ревизором) более подробно законодательством не регламентированы.

В частности, не установлены требования о заключении договора с такими лицами. Полагаем, вопросы, не урегулированные законодательством, касающиеся прав и обязанностей ревизора и общества, а также вознаграждение ревизионной комиссии (ревизора) и порядок компенсации его расходов стоит закрепить в уставе хозобщества.

Законодательством также не урегулирован и вопрос последствий неизбрания ревизионной комиссии (ревизора).

На практике ревизионная комиссия (ревизор) достаточно часто в хозобществах не избирается совсем. Практика привлечения хозобществ к какому-либо виду ответственности за неизбрание ревизионной комиссии (ревизора) в настоящее время отсутствует.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Полномочия ревизионной комиссии ТСЖ – права и обязанности, отчет о проделанной работе

Главная/ТСЖ/Ревизионная комиссия

Деятельность Товарищества собственников жилья, как и любой иной организации, нуждается в строгом контроле, ведь его задача – полноценное регулирование операций, связанных с общим имуществом граждан.

Для этого в рамках ТСЖ происходит создание специализированных исполнительных структур. Наряду с общим собранием и председателем немаловажную роль играет деятельность ревизионной комиссии ТСЖ.

Что такое ревизионная комиссия ТСЖ?

В ст. 117 и 145 ЖК РФ предусматривается создание органа, наделенного полномочиями, связанными с контролем в отношении деятельности ТСЖ. А в ст. 120 ЖК РФ речь идет о необходимости избрания так называемой ревизионной комиссии в рамках проведения общего собрания ЖСК на временной период не более 2-х лет. Общее понятие РК рассматривается в ст. 150 того же документа.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

Внимание

Законодательство гласит, что члены ревизионной комиссии ТСЖ обязаны не меньше чем раз в год осуществлять плановые проверочные мероприятия хозяйственной и финансовой деятельности товарищества собственников жилья, а также давать заключения о создании сметы доходов и расходов за прошедший год (п. 1.1 ФЗ№123 от 04.06.2011 г.). Общие положения, связанные с деятельностью ревизионной комиссии ТСЖ, предоставляются в ЖК РФ – ст. 150.

Избрание ревизионной комиссии осуществляется на основании общего собрания членов ТСЖ. В составе не могут присутствовать члены ее правления. Именно из этой группы лиц происходят выборы председателя.

Для проверки ревизионная комиссия запрашивает необходимые документы у правления ТСЖ

Рассмотрим работу РК при проверке финансовой отчётности ТСЖ за прошедший год. Председатель правления товарищества по распоряжению всего правления ТСЖ обязан передать членам ревизионной комиссии/ревизору документы на проверку.

Ревизионная комиссия имеет право запросить у правления ТСЖ все документы, необходимые для проверки отчётности, в том числе:

  • учредительные документы товарищества,
  • договоры с подрядными организациями и договоры на предоставление в пользование общего имущества собственников помещений в МКД,
  • договоры с РСО,
  • протоколы ОСС и ОСЧ, заседаний правления ТСЖ,
  • сметы доходов и расходов и отчёт о её исполнении,
  • документы о расчётах с поставщиками,
  • документы о расходах на оплату труда,
  • банковские и кассовые документы,
  • сведения о начислениях за ЖКУ,
  • журналы обследований общего имущества и сезонных осмотров,
  • реестр показаний ОДПУ и др.
Читайте также:  Статья 5. Органы, осуществляющие государственную охрану и участвующие в ее обеспечении

На заседании комиссии перед проверкой составляется и принимается программа ревизии, в которой должны быть все вопросы, которые РК собирается проверить.РК проверяет законность и правильность расходов, соответствие расходов выполненным по факту работами оказанным услугам, достоверность указанных в документах и отчётности сведений.

После проверки ревизионная комиссия обязана составить протокол заседания и акт проверки/заключение. Заключение выносится на общее собрание членов ТСЖ. Именно ОСЧ утверждает сделанное заключение.

При этом на законодательном уровне не указаны последствия отрицательного решения ОСЧ товарищества по заключению, которое представила на утверждение ревизионная комиссия. Порядок действий в такой ситуации можно прописать в положении о работе РК и утвердить на ОСЧ заранее.

Какие документы ТСЖ обязано предоставить по запросу собственника 60826

Нормативная база

Основной документ, регламентирующий деятельность ревизионной комиссии ТСЖ – Жилищный кодекс РФ. В процессе изучения данного вопроса следует опираться на следующие статьи:

  • ст. 117 «Общее собрание членов жилищного кооператива», в которой предусмотрены порядки и нормы его проведения;
  • ст. 120 «Ревизионная комиссия жилищного кооператива»;
  • ст. 145 «Общее собрание членов ТСЖ», в п. 2 сказано, что силами этого мероприятия производится выбор состава РК;
  • ст. 150 «Ревизионная комиссия» включает в себя понятие и определение РК, а также основные правила ее формирования.
  • ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» в ред. от 05.02.2018 г.

Кроме того, ревизионная комиссия ТСЖ в процессе своей деятельности опирается на Положения, составленные в рамках собрания, в которых и прописаны все полномочия, обязательства, порядки проведения проверок.

Определение

С 2014 года гражданским законодательством предусматривается такая форма объединения, как ТСН. Она фактически заменяет собой ТСЖ, хотя и имеет определенные отличия. С введением объединений собственников недвижимости ранее созданные товарищества не прекращают своей деятельности.

Состав органов товарищества собственников жилья определяется ЖК РФ. Помимо непосредственного управления их деятельностью, требуется осуществление контрольных функций. Эта миссия и возлагается на ревизоров или контрольно-ревизионный орган объединения владельцев помещений в МКД.

По жилищному кодексу РФ эта комиссия не входит в систему управления товариществом, а лишь выполняет проверки ее финансы и отчетность. При этом ее создание носит обязательный характер.

Кто может быть членом ревизионной комиссии ТСЖ?

Член ревизионной комиссии вовсе не обязан вступать в ТСЖ и быть его активным участником. Лишь правление избирается из их числа, а формирование ревизионной комиссии происходит на базе всех собственников квартир МКД. В п. 2 ст.

147 ЖК РФ сказано, что правление избирается только из членов ТСЖ в рамках общего их собрания. В п. 1 ст.

150 речь ведется о том, что РК подлежит избиранию общим собранием членов ТСЖ, но оговорок о том, что выбор производится строго из членов ТСЖ, не имеется.

  Как правильно дать задаток при покупке квартиры?

Кто входит в состав, сколько человек

Кто именно может состоять в комиссии, законодательством не уточняется. Теоретически в их число могут входить лица, не являющиеся членами ТСЖ, но на практике посторонние обычно не занимаются делами объединения.

Зато законом четко предусматривается, кто не может войти в состав комиссии. В ревизионные органы не назначаются лица, уже состоящие в правлении ТСЖ. Это вполне объяснимо, ведь ревизорам требуется проверять, правильно ли руководство распоряжается финансами собственников МКД.

Назначение в комиссию осуществляется только общим собранием жильцов.

Налоговое бремя ревизионной комиссии

Выплаты в пользу членов ревизионных комиссий акционерных обществ сопряжены со множеством противоречий, связанных с возможностью учета таких расходов при определении базы по налогу на прибыль, необходимостью уплаты ЕСН и с характером взаимоотношений членов комиссии и АО.

  • Остановимся на наиболее актуальных вопросах.
  • Место под солнцем

Согласно статье 85 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия общим собранием акционеров в соответствии с уставом избирается ревизионная комиссия.

То есть основной целью данного органа является контроль над направлениями расходования денежных средств. В ряде случаев ревизионные комиссии воспринимаются как своего рода «второй внутренний аудитор», однако подчиненный только акционерам.

Такая подмена определений приводит не только к путанице в работе, но и к серьезным налоговым последствиям.

Судебно-арбитражная практика

Согласно постановлению ФАС МО от 23.04.2008 г. № КА-А40/2271-08 деятельность ревизионной комиссии не является аудиторской или ­деятельностью специализированного учреждения по контролю.

В российском корпоративном законодательстве деятельность ревизионных комиссий оговорена только в общих чертах в Законе № 208-ФЗ. Поэтому АО регулируют деятельность этого выборного органа своими внутренними документами, которые часто носят противоречивый характер, что дает возможность фискальным инспекциям применять штрафные санкции и требовать доплат по налогу на прибыль, НДФЛ, ЕСН.

«Комиссионные» и налог на прибыль

Виды выплат

Выплаты членам ревизионной комиссии не являются обязательным условием их нахождения в составе и участия в работе этого выборного органа.

Согласно пункту 2 статьи 64 Закона № 208-ФЗ Совету директоров (Наблюдательному совету) могут выплачиваться вознаграждения и компенсироваться расходы, связанные с исполнением соответствующих функций, если подобное решение приняло общее собрание акционеров.

Данное требование распространяется и на ревизионные комиссии. Таким образом, законодатель разрешает два направления выплат: вознаграждения и компенсации.

Вознаграждения членам руководящих выборных органов общества выплачиваются из чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов (ст. 85 Закона № 208-ФЗ). То есть эти средства перечисляются единовременно и только по итогам года, а не в форме заработной платы.

К тому же члены ревизионной комиссии являются штатными сотрудниками компании, получающими соответст­вующие денежные выплаты от работодателя и выполняющими ревизорские функции в рамках должностных инструкций либо в виде разовых поручений, оформленных приказом.

Поэтому такие специалисты за исполнение обязанностей ревизора акционерного общества получают заработную плату.

Ссылка на основную публикацию