Статья 19. Прием в гражданство Российской Федерации

Статья 19. Прием в гражданство Российской Федерации

  • Как долго рассматриваются документы?
  • В общем порядке решение о предоставлении гражданства принимает Президент РФ, поэтому срок рассмотрения документов может достигать одного года.
  • Кто может обратиться за получением гражданства РФ в общем порядке?

Совершеннолетние дееспособные иностранцы либо лица без гражданства, непрерывно проживающие в России по виду на жительство не менее пяти лет. Они могут обратиться за гражданством не только для себя, но и для своих детей либо опекаемых недееспособных.

Кроме того, в общем порядке могут обратиться за предоставлением гражданства лица, имеющие особые заслуги перед РФ, а также граждане стран бывшего СССР, не менее трех лет проходящие военную службу по контракту в России.

Что нужно, чтобы претендовать на гражданство?

  • иметь законный источник средств к существованию;
  • отказаться от имеющегося гражданства (за исключением случаев, когда отказ от гражданства не требуется; в частности, это касается граждан Беларуси, Казахстана и Кыргызстана);
  • владеть русским языком;
  • соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации.

Какие документы нужны?

Совершеннолетним иностранцам, прожившим в России пять лет по виду на жительство (ВНЖ), для оформления гражданства в общем порядке понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • ВНЖ;
  • документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания в России с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением;
  • документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства (ВАЖНО: с 24 июля вступает в силу закон, по которому для всех соискателей российского гражданства отменяется требование об обязательном отказе от иностранного);
  • документ, подтверждающий владение русским языком.

А если после получения ВНЖ прошло меньше пяти лет?

Необходимый срок проживания по ВНЖ может быть снижен до одного года, если претендующий на получение гражданства:

  • обладает высокими достижениями в области науки, техники и культуры;
  • обладает профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ;
  • получил политическое убежище на территории России;
  • признан беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

И тогда понадобятся дополнительные документы:

  • для обладающих высокими достижениями в области науки, техники и культуры либо обладающих профессией или квалификацией, представляющей интерес для РФ, — мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ;
  • для получивших политическое убежище — свидетельство о предоставлении политического убежища.
  • для беженцев — документ, подтверждающий признание его беженцем.

А что для военнослужащих?

При приеме в российское гражданство военнослужащих, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в ВС РФ, других войсках или воинских формированиях, понадобятся:

  • ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части;
  • документ, подтверждающий владение русским языком.

ВНЖ не требуется.

Выход из гражданства Российской Федерации (ч.1 ст.19), перечень документов

Статья 19. Прием в гражданство Российской ФедерацииВ соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев: 

  • – имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом,
  • – привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда,
  • – не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
  • Перечень документов:
  • – Заявление о выходе из гражданства РФ (Приложение № 4)
  • – Документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации.
  • – Военный билет (для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, проживающих на территории Российской Федерации) с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву (для прошедших военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу) либо с отметкой “не годен к военной службе” или “ограниченно годен к военной службе” (для признанных негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья)
  • – Документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.
  • – Паспорт гражданина РФ.
  • – Паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации (действующий загранпаспорт).

– Фотографии – 3 шт., размером 3 x 4 сантиметра, матовые.

– Квитанция об оплате государственной пошлины – 3 500 рублей.

– В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества представляется документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени или отчества.

Форма заявления (прил.№ 4)_ч.1ст.19

  1. Бланк заявления о выходе из гражданства РФ, нового образца можете скачать и заполнить сами или воспользуйтесь услугой специалиста. 
  2. Заявление заполняется в вашем присутствии, распечатывается в 2-х экземплярах для подачи в ГУ МВД России, отправляется по электронной почте на ваш адрес или копируется на вашу флеш-карту.
  3. Заявление заполняется, примерно, в течении двух часов.
  4. Стоимость юридической консультации – 5 000 руб.
  5. Стоимость услуги по подготовке документов – от 30 000 руб.
  6. Стоимость юридического сопровождения на подачу документов – от 60 000 руб.

Получение гражданства Российской Федерации

Консультацию осуществляет Виды оказываемых консультаций Бесплатная консультацияв офисе Бесплатная консультацияне выходя из дома Бесплатная консультацияв месенджере

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 .

Порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство, а также требования, предъявляемые к порядку исполнения государственной функции, сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы и территориальных органов МВД России, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица или принимаемого им решения, а также взаимодействие МВД России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении данных полномочий, устанавливает Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 19 марта 2008 года №64 (ред. от 29.04.2010 г.)

Основания получения гражданства

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:по рождению;

  • в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
  • в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;
  • в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
  • а также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение 1 года, а в упрощенном — до 6 месяцев, со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения.

В общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководители территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет.

Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России (т.е. по виду на жительство) в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается вообще для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.

Осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона. При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях 3,5,6 и 7 данной статьи). В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:

  • имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14);проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);
  • родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР (пункт «а» части 2 статьи 14);
  • проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (пункт «б» части 2 статьи 14);
  • являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан Российской Федерации (пункт «в» части 2 статьи 14);
  • имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «г» части 2 статьи14);
  • имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «д» части 2 статьи 14);
  • получившие после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (пункт «е» части 2 статьи 14);
  • являющиеся индивидуальными предпринимателями и осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, и в этот период их ежегодная выручка от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления предпринимательской деятельности в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности составляет не менее 10 миллионов рублей (пункт «ж» части 2 статьи 14);
  • являющиеся инвесторами, чья доля вклада в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица и размер его чистых активов должны составлять не менее 100 миллионов рублей каждый либо сумма уплаченных таким юридическим лицом налогов в бюджетную систему Российской Федерации и обязательных страховых платежей должна составлять не менее 6 миллионов рублей в год на протяжении не менее трех лет со дня осуществления инвестиций (пункт «з» части 2 статьи 14);
  • осуществляющие не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан -квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы (пункт «и» части 2 статьи 14);
  • нетрудоспособные лица, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (часть 3 статьи 14);
  • ветераны Великой Отечественной войны (часть 5 статьи 14);
  • дети и недееспособные лица (часть 6 статьи 14), имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (часть 7 статьи 14).
Читайте также:  Статья 1. Задачи мелиорации земель

Для носителей русского языка

Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации также в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией с указанными государствами. Процедура рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации сокращена и составляет три месяца со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Согласно части 1 статьи 32 прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом (только по нормам части 1 и 6 статьи 14, части 2 и 3 статьи 19, части 3 статьи 26). Заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории России, принимают территориальные органы МВД России по месту жительства заявителя (в преобладающем большинстве случаев при наличии вида на жительство).

Особо следует отметить условия приема в российское гражданство, установленные пунктами «в», «г» и «д» части 1 статьи 13:

  • наличие законных источников средств к существованию;
  • обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лиц иного гражданства;
  • владение русским языком.

Кроме того, о приобретении российского гражданства территориальный орган МВД России информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства.

Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы бланков заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

КС: Подача недостоверных сведений при приеме в гражданство не влечет автоматически его отмену

15 января Конституционный Суд РФ вынес Определение № 2-О/2019 об отказе в принятии жалобы на неконституционность ч. 1 и 2 ст. 22 Закона о гражданстве, согласно которым решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае обнаружения фактов представления заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, установленных судом.

В 2008 г. Бахтиер Усманов, ранее имевший гражданство Республики Таджикистан, получил российское гражданство в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о гражданстве.

Спустя 11 лет Управление МВД РФ по Новгородской области обратилось в суд за установлением факта сообщения им заведомо ложных сведений при приобретении российского гражданства.

Так, ведомство ссылалось на то, что в поданном заявлении о приеме в гражданство он не указал в числе близких родственников двух родных сестер и одного из родных братьев.

Районный суд удовлетворил заявленное требование правоохранительного органа, установив факт сообщения физлицом заведомо ложных сведений при обращении в УФМС России по Новгородской области с заявлением о приеме в российское гражданство.

При этом суд отклонил доводы Бахтиера Усманова об отсутствии у него цели ввести в заблуждение должностных лиц миграционной службы, а также о наличии сложившихся устойчивых социальных связей с Россией. Решение суда первой инстанции было поддержано апелляцией.

В свою очередь последующие инстанции, включая Верховный Суд РФ, отказались рассматривать кассационную жалобу заявителя.

В 2018 г. по заявлению УМВД России по Новгородской области суд лишил Бахтиера Усманова российского гражданства, признав недействительным решение миграционной службы со дня его вынесения. Впоследствии региональное УФСБ запретило физлицу въезд на территорию РФ сроком до апреля 2053 г.

После этого Бахтиер Усманов обратился с жалобой в Конституционный Суд. По его мнению, ч. 1 и 2 ст.

22 Закона о гражданстве порождают угрозу произвольного лишения гражданства в нарушение ряда статей Конституции РФ, допуская отмену решения о приобретении российского гражданства без учета длительности легального нахождения лица в России после приобретения им российского гражданства, его материального и семейного положения.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал что требования, предъявляемые к заявлению о приеме в российское гражданство, предусматривают обязательное указание заявителем сведений о близких родственниках, которые должны быть исчерпывающими.

При заполнении заявления подающее его лицо собственноручно подтверждает подлинность представленных им документов и достоверность изложенных в заявлении сведений, в том числе о близких родственниках.

Заявитель также предупреждается о том, что решение о приеме в гражданство подлежит отмене, если оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений либо в случае отказа от принесения Присяги гражданина РФ (ст. 22 и 418 Закона о гражданстве).

Рассматривая заявление, отметил Суд, компетентные государственные органы обязаны осуществить проверку фактов и представленных для его обоснования документов, а по результатам рассмотрения принять по каждому заявлению отдельное решение с обязательным указанием оснований его принятия. Использование заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений служит одним из оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство РФ.

Также КС пояснил, что оспариваемые положения предполагают, что представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений в заявлении о приеме в российское гражданство, выявленные после его приобретения, влекут отмену решения о приеме в гражданство лишь при установлении соответствующего факта в судебном порядке.

При этом Суд отметил, что такое установление само по себе не служит безусловным основанием для отмены решения о приеме в гражданство, поскольку оспариваемая норма распространяется только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с РФ.

Кроме того, Конституционный Суд отметил, что отсутствие в действующем законодательстве пресекательного срока для отмены решения о приобретении российского гражданства не освобождает компетентных должностных лиц от учета при отмене такого решения всех конкретных обстоятельств, связанных с судебным установлением факта сообщения заведомо ложных сведений. Оно также не препятствует принять во внимание время, прошедшее со дня приобретения российского гражданства.

Читайте также:  Статья 33. судебный контроль за совершением нотариальных действий

Таким образом, Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые законоположения не предполагают произвольной отмены решения о приобретении гражданства РФ в случае установления судом факта сообщения при приеме в российское гражданство заведомо ложных сведений.

Они также не исключают возможность судебного контроля за отменой решения о приеме в российское гражданство.

Кроме того, отмена такого решения в отношении лица, проживающего в России, сопровождается, по общему правилу, выдачей ему вида на жительство лица без гражданства или вида на жительство иностранного гражданина.

Руководитель практики трудового и миграционного права Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Антон Алексеев отметил, что в данном определении КС еще раз подчеркнул собственную правовую позицию.

В соответствии с ней отмена решения о приеме в гражданство, при установлении в судебном порядке факта представления подложных документов или заведомо ложных сведений, должна осуществляться органом МВД только при условии отсутствия оснований для приобретения иностранным гражданином российского гражданства и возникновения устойчивой связи с РФ, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей.

По словам эксперта, Конституционный Суд фактически указал, что орган МВД может учесть некоторые обстоятельства, которые могут быть расценены как основания для сохранения российского гражданства у лица, сообщившего недостоверные сведения или представившего подложные документы.

Среди таких обстоятельств: наличие всех законных оснований для предоставления ему российского гражданства; его длительное проживание в России в силу полученного гражданства, наличие устойчивых связей с РФ.

«Нельзя исключить, что указанные обстоятельства, на которые обратил внимание КС РФ, могут послужить основанием для оспаривания действий МВД об отмене решений о приеме в гражданство», – пояснил Антон Алексеев.

Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачева заметила, что процедура получения российского гражданства предусматривает необходимость указания в заявлении о приеме в гражданство достоверных и правдивых сведений.

Ответственность за оформление требуемых документов лежит на самом заявителе, который должен был убедиться в правильности указанных в нем данных.

Адвокат также отметила, что судебной практики по административным делам, когда оспаривается решение органа внутренних дел об отклонении заявления о приеме в гражданство или о прекращении гражданства на основании представленных заявителем подложных оснований, не так уж много.

Кроме того, Ольга Рогачева полагает, что в России не очень распространена практика приема в гражданство. «К процессу принятия соответствующих решений госорганы часто подходят формально, не вдаваясь в вопрос установления заведомо подложных документов, хотя всегда существуют возможность судебного обжалования и проверка вышестоящим судом решений нижестоящих», – отметила адвокат.

О приёме в гражданство российской федерации

О приёме в гражданство российской федерации

Вопросами приёма в гражданство Российской Федерации занимается Управление по вопросам миграции (УВМ) МВД России. Исполнительные функции возложены на территориальные подразделения УВМ МВД.

Основные полномочия территориальных органов МВД России по исполнению законодательства о гражданстве РФ:

  • определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
  • прием от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации;
  • рассмотрение указанных заявлений и принятие решений по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;
  • исполнение принятых Президентом Российской Федерации решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;оформление гражданства Российской Федерации (в соответствии с частью второй ст. 12 и частями второй и четвертой ст. 26 Федерального закона);
  • осуществление отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации (в соответствии со ст. 23 Федерального закона);
  • ведение учета лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства;ведение учета поступивших от граждан Российской Федерации уведомлений о наличии у данных граждан гражданства иного государства;
  • рассмотрение заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РоссийскойФедерации, поданных иностранными гражданами, признанными носителями русского языка (в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона).

Основные нормативные документы о гражданстве:

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  • Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»
  • Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 5206/1-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР»
  • Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. №12-П
  • Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»
  • Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерацией»
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации»
  • Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.
  • Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г.

Прием в российское гражданство в общем порядке

Процедура приёма в российское гражданство в общем порядке:

  • Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке (на основании статьи 13 Федерального закона) подается лицом в территориальный орган МВД России на региональном уровнепо месту жительства.
  • Перечень представляемых вместе с заявлением документов установлен пунктами 10-12 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325.
  • После проведения необходимых проверок заявление и материалы вместе с заключением, утвержденным начальником территориального органа МВД России на региональном уровне направляются в УВГ ГУВМ МВД России.
  • Решение по заявлению принимает Президент Российской Федерации.

Основания приема в гражданство в общем порядке

Основания приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке:

  • ст.13.1 лица, проживающие на территории РФ по ВЖ 5 лет непрерывно
  • ст. 13.2 лица, имеющие высокие достижения в области науки, техники и культуры, обладающие профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ, имеющие статус политического убежища или признанныебеженцем
  • ст. 13.3 лица, имеющие особые заслуги перед РФ
  • ст. 13.4 граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ

Прием в российское гражданство в упрощенном порядке

Процедура приёма в российское гражданство в упрощённом порядке:

  • Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (на основании статьи 14 Федерального закона) подается лицом в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне по месту жительства.
  • Перечень представляемых вместе с заявлением документов установлен пунктами 10, 14-16, 18-21 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325.
  • Решение по заявлению принимает начальник территориального органа МВД России на региональном уровнелибо лицо, исполняющее его обязанности.

Основания приема в гражданство в упрощенном порядке

Основания приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке:

  • ст. 14.1.а лица, имеющие хотя бы одного родителя гражданина РФ и проживающего на территории РФ
  • ст. 14.1.б лица, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств
  • ст. 14.2.а лица, родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР
  • ст. 14.2.б лица, состоящие в браке с гражданином РФ не менее 3 лет
  • ст. 14.2.в нетрудоспособные лица, имеющие дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет иявляющихся гражданами РФ
  • ст. 14.2.г лица, имеющие ребенка гражданина РФ, если другой родитель гражданин РФ, умер либо признан безвестно отсутствующим, недееспособным, лишен родительских прав
  • ст. 14.2.д лица, имеющие сына или дочь, достигших возраста 18 лет, являющихся гражданами РФ и решением суда признанных недееспособными, если другой родитель гражданин РФ, умер либо решением суда признан безвестно отсутствующим, недееспособным, лишен родительских прав
  • 14.2.е лица, получившие после 1.07.2002 г. профессиональное образование в образовательных или научных организациях РФ на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в РФ не менее 3 лет
  • ст. 14.2 ж лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ не менее 3 лет
  • ст. 14.2.з лица, являющиеся инвесторами
  • ст. 14.2.и лица, являющиеся квалифицированными специалистами
  • ст. 14.2.1 лица, признанные носителями русского языка
  • ст.14.3 нетрудоспособные лица, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ на 1.07.2002 г.
  • ст. 14.5. ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР (достаточно РВП)
  • ст. 14.6 дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ или помещенные под надзор в российскую организацию
  • ст.14.7 участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей (достаточно РВП)
  • граждане Белоруссии, Казахстана и Кыргыстана на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и РФ об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999 г.
  • ст. 41.3 отдельные категории лиц с неурегулированным правовым статусом, находящиеся на территории Российской Федерации
Читайте также:  Статья 4. особенности выпуска именных государственных и муниципальных ценных бумаг в документарной форме

14 ноября 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», который предоставил право приобретения гражданства Российской Федерации в порядке:

  • признания гражданином Российской Федерации лицам без гражданства, получившим до 1 июля 2002 годапаспорт гражданина Российской Федерации;
  • приема их в российское гражданство в упрощенном порядке, если они прибыли в Российскую Федерациюдля проживания до 1 ноября 2002 года;
  • приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке иностранных граждан, получивших до 1 июля 2002 года паспорт гражданина Российской Федерации.

Если у Вас появились вопросы, задавайте их прямо сейчас!

[email protected]

+7 499 677 56 64

Москва, м. Курская, ул. Земляной вал, д. 7, стр. 1, оф. 416

http://migron.info

Получение гражданства Российской Федерации

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года.

Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в РФ до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

  • б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;
  • в) имеют законный источник средств к существованию;
  • г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
  • д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставление лицу политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом. К этим категориям относятся также лица, имеющие особые заслуги перед Российской Федерацией; граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, других войсках или воинских формированиях.

Прием в российское гражданство в упрощенном порядке осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона.

При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением ряда лиц, указанных в частях 4 и 5 данной статьи, для которых достаточно иметь регистрацию по месту жительства на 1 июля 2002 или разрешение на временное проживание).

  1. В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:
  2. — имеющие хотя бы одного родителя с российским гражданством и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14);
  3. — проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);
  4. — получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование после 1 июля 2002 года в российских образовательных учреждениях граждане государств, входивших в состав СССР (пункт «в» части 1 статьи 14);
  5. — родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР (пункт «а» части 2 статьи 14);
  6. — проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином РФ не менее трех лет (пункт «б» части 2 статьи 14);
  7. — являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан Российской Федерации (пункт «в» части 2 статьи 14);
  8. — нетрудоспособные лица, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года (часть 3 статьи 14);
  9. — бывшие граждане СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные в РФ по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем намерении приобрести гражданство Российской Федерации (часть 4 статьи 14);
  10. — ветераны Великой Отечественной войны (часть 5 статьи 14);
  11. — некоторые категории детей и недееспособных лиц (часть 6 статьи 14).
  12. В упрощенном порядке могут быть приняты в гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, если они имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Госпрограммой.
  13. Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство Российской Федерации также в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами, заключенными РФ с указанными государствами.

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение одного года, а в упрощенном — до шести месяцев со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения.

В общем порядке решение принимает президент РФ, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по субъектам РФ. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет.

Преимущественного права приобретения гражданства РФ по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

30 июня 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон, упрощающий получение российского гражданства иностранцами, у которых дети — россияне.

Изменения были внесены в статьи 6 и 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Иностранец может получить гражданство РФ в упрощенном порядке, если имеет несовершеннолетнего ребенка — гражданина РФ или если его ребенок (независимо от возраста), обладающий российским гражданством, признан недееспособным.

С 1 июля 2009 года перестала действовать норма части 4 статьи 14 закона «О гражданстве». На основании ее положений, граждане были вправе приобретать российское гражданство по упрощенной схеме — без соблюдения условий о сроке проживания, требований об обязательном наличии законного источника средств существования и владения русским языком.

  • 13 ноября 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», направленный на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, длительное время проживающих на территории Российской Федерации. К числу таких лиц, в частности, относятся:
  • — граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, и их совершеннолетние и несовершеннолетние дети, если указанные лица не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;
  • — граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Указанные лица могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приобретении гражданства РФ или выдачи им вида на жительство. При этом граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина РФ, но у которых впоследствии не было определено наличие гражданства Российской Федерации, могут приобрести его в порядке признания их гражданами Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ссылка на основную публикацию