Статья 264.10-1 БК РФ. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета в Государственной Думе (действующая редакция)

Перейти к контенту

По определению суда, постановлению органов следствия, дознания, таможни

8(495)203-67-74

Московская судебная экспертиза: +7 495 203 67 74

1.

Проект федерального закона об исполнении федерального бюджета, внесенный с соблюдением требований настоящего Кодекса, направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение. 2. При подготовке заключений по соответствующим разделам, подразделам и государственным программам Российской Федерации профильные комитеты заслушивают доклады соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также аудиторов Счетной палаты Российской Федерации по соответствующим направлениям, в том числе рассматривают вопросы эффективности использования бюджетных ассигнований и достижения целевых показателей, утвержденных в государственных программах Российской Федерации. 3. Заключения профильных комитетов направляются в Комитет по бюджету.

4.

На основании заключений профильных комитетов, а также заключения Счетной палаты Российской Федерации Комитет по бюджету готовит сводное заключение по проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета и проект постановления Государственной Думы о принятии или об отклонении в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 264.11 настоящего Кодекса проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

Московская судебная экспертиза: +7 495 203 67 74 Статья 264.10-1 БК РФ. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета в Государственной Думе (действующая редакция)

Московской судебной экспертизы

Статья 264.10-1 БК РФ. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета в Государственной Думе (действующая редакция)Управление Московской Судебной Экспертизы

Москва,

Большой Спасоглинищевский пер., д. 4

Москва,

ул. Житная, д. 14, стр. 1

Москва,

Старая площадь, 4, стр. 1

Позвоинть в Администрацию Путина В.В.

  • 8 800 200-23-16
  • +7 495 606-36-02
  • +7 903 787-78-74
  • +7 495 625-35-81
  1. Москва,
  2. Пятницкое шоссе, 55А
  3. Контакты коллегии судебных экспертов

Управление Московской судебной экспертизы, проводит исследования и выполняет рецензии на судебные экспертизы сторонних экспертов и организаций, в том числе судов, органов следствия и дознания.

Отправьте обращение с вопросами в форме обратной связи нашего сайта www.судебная-экспертиза.москва, на странице контакты.

Стадии бюджетного процесса

  • Бюджетный процесс – это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии:
  • 1) составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
  • 2) рассмотрение и утверждение проектов бюджетов;
  • 3) исполнение бюджетов;
  • 4) составление, рассмотрение и утверждение отчетов по рассмотрению бюджетов.

Составление проекта бюджета — первая стадия в бюджет­ном процессе. Ее целью является подготовка реального, экономи­чески обоснованного проекта бюджета. Правовые основы состав­ления проектов бюджетов определены в ст. 169—184 БК РФ. При этом в ст. 184 БК РФ особо выделен порядок составления проекта федерального бюджета. В законах субъектов РФ, а также в поста­новлениях представительных органов местного самоуправления, посвященных бюджетному процессу, могут содержаться нормы, регулирующие порядок составления региональных и местных бюджетов.

В Российской Федерации составление проектов бюджетов входит в компетенцию исполнительных органов власти и местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов на федеральном уровне осуществляет Министерство финансов РФ, а на региональном и местном уровнях — финансо­вые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление проектов бюджетов различных уровней бюдже­тов системы РФ осуществляется не синхронно, а сдвинуто во времени.

В субъектах РФ и в муници­пальных образованиях процесс составления проектов бюджетов сдвинут во времени на два—три месяца вперед по отношению к составлению проекта федерального бюджета, так как бюдже­ты этих уровней зависят от показателей федерального бюджета в плане формирования их доходной части. Дополнительного времени требует и взаимоувязка бюджетов субъектов РФ с бюд­жетами входящих в них муниципальных образований.

Согласно ст. 184 БК РФ порядок и сроки составления проектов федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ устанавливаются Правительством РФ с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.

Составление бюджетов всех уровней бюджетной системы основывается, прежде всего, на политических и сугубо экономических документах.

К политическим документам в бюджетном процессе относится Бюджетное послание Президента РФ. В нем определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.

Оно направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Составление проектов бюджета основывается на: бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития территории, основных направлениях бюджетной и налоговой политики (п. 2 ст. 172 БК РФ).

Прогноз социально-экономического развития территории (Российской Федерации в целом, каждого субъекта РФ, муниципальных образований) — это базовый экономический документ, содержащий информацию о направлениях развития экономики и социальной сферы в регионе на период не менее трех лет. Проект бюджета на планируемый период должен в денежной форме обеспечить реализацию показателей, зафиксированных в этом документе.

  1. Помимо перечисленных политических и экономических документов в процессе составления проектов бюджетов использу­ются: а) нормативы отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; б) предполагаемые объемы финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы; в) виды и объе­мы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы РФ на другой.
  2. Важно подчеркнуть, что финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований не могут окончательно спроектиро­вать свои бюджеты до тех пор, пока не получат вышеуказанные сведения соответственно от Министерства финансов РФ или фи­нансовых органов субъектов РФ.
  3. Вместе с тем в процессе составления проектов бюджетов ис­пользуются и другие сведения: а) действующее налоговое законо­дательство; б) нормативы финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг; в) нормативы мини­мальной бюджетной обеспеченности.

Статья 264.10-1 БК РФ. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета в Государственной Думе (действующая редакция)

Составление проекта бюджета на каждом уровне бюджетной системы предполагает и составление проекта закона (решения) о бюджете. В статье 184(1) БК РФ определены требования к проек­ту закона (решения) о бюджете.

В юридическом аспекте это требования законодательной техники, которые должны быть соблюдены при составлений проекта закона (решения) о бюджете.

Законодательно установлен также состав показателей, представляе­мых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете.

Проект бюджета составляется строго в соответствии с бюджетной классификацией, которая обеспечивает сопоставимость пока­зателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Органы, составляющие бюджет, вместе с проектом бюджета и проектом закона (решения) о бюджете подготавливают еще ряд дополнительных материалов, предусмотренных ст.

184 (2) БК РФ, а также законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Рассмотрение и утверждение бюджетов начинается с момента внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа (ст. 184(1)—214 БК РФ). Одновременно с проектом закона о бюджете на финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года (ст. 192 БК РФ).

  • Центральный Банк РФ до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.
  • Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях.
  • В первом чтении (ст. 199 БК РФ) рассматриваются и утверждаются следующие основные характеристики федерального бюджета:
  • — нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • — общий объем расходов в очередном году и плановом периоде;
  • — условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 % на первый год планового периода и не менее 5 % на второй и третий годы планового периода;
  • — объем нефтегазового трансферта в очередном году и плановом периоде;
  • — верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец финансового года и каждого года планового периода;
  • — нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • — дефицит (профицит) федерального бюджета.
  • При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем году объем внутреннего валового продукта и уровень инфляции.

При этом Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и комитета-исполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае принятия парламентом указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

  1. В случае отклонения в первом чтении проекта закона Государственная Дума может:
  2. — передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета состоящую из представителей Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
  3. — вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
  4. — поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
  5. Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения проекта во втором чтении являются:
  6. — приложение к федеральному закону, устанавливающее перечень главных администраторов доходов;
  7. — бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации;
  8. — приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;
  9. — программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  10. — программы государственных внутренних заимствований;
  11. — программа государственных внешних заимствований;
  12. — программы государственных гарантий РФ в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
  13. — приложение по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение этих программ;
  14. — текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете.
  15. Субъекты законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету.
Читайте также:  Статья 3. Должностные лица таможенных органов

Государственная Дума рассматривает законопроект о федеральном бюджете в третьем чтении в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении (ст. 207 БК РФ).

Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов

Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период в установленные сроки. Проект закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый гол (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта РФ о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 1 ноября текущего года. Проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, а именно:

  • o общий объем доходов бюджета;
  • o общий объем расходов;
  • o дефицит (профицит) бюджета;
  • o нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ.

Законом (решением) о бюджете устанавливаются:

  • o перечень главных администраторов доходов бюджета;
  • o перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
  • o распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
  • o общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
  • o объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
  • o общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов1 в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5% общего объема расходов бюджета;
  • o источники финансирования дефицита бюджета;
  • o верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и др.

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются:

  • o основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • o предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;
  • o прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
  • o прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый годи плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;
  • o пояснительная записка к проекту бюджета;
  • o методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
  • o верхний предел государственного (муниципального) долга;
  • o проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований;
  • o проект программы государственных внешних заимствований;
  • o проекты программ государственных (муниципальных) гарантий;
  • o оценка ожидаемого исполнения бюджета;
  • o проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов и др.

В случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года, финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году. Порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год1.

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. Одновременно в Государственную Думу вносятся следующие документы и материалы:

  • o основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • o предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития РФ за текущий финансовый год;
  • o прогноз социально-экономического развития РФ;
  • o оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
  • o прогноз основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ;
  • o пояснительная записка к проекту;
  • o расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • o реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов РФ;
  • o перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетами по ним;
  • o методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ;
  • o основные показатели государственного оборонного заказа;
  • o отчеты о реализации долгосрочных целевых программ;
  • o федеральная адресная инвестиционная программа;
  • o верхний предел государственного внешнего долга РФ;
  • o верхний предел и проект структуры государственного внутреннего долга РФ;
  • o проект программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • o проекты программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ;
  • o проект программы государственных гарантий РФ в иностранной валюте и проект программы государственных гарантий РФ в валюте РФ;
  • o предложения но минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), размеру стипендий, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников федеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;
  • o расчеты прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, прогнозируемого объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

  • o о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
  • o о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Банк России не позднее 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Проект закона о федеральном бюджете считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ.

  • Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов установленным требованиям.
  • Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы.
  • Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект закона о федеральном бюджете принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку.
  • Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение.
  • Совет Государственной Думы направляет проект закона о федеральном бюджете в Комитет по бюджету и определяет комитеты — соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях. В первом чтении он должен быть рассмотрен в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

Читайте также:  Статья 25. Антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках

Предметом рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

  • o прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;
  • o приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • o общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • o условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
  • o объем нефтегазового трансферта;
  • o верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  • o нормативная величина Резервного фонда;
  • o дефицит (профицит) федерального бюджета.
  1. При утверждении основных характеристик федерального бюджета указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции.
  2. В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта закона о федеральном бюджете комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.
  3. На основании заключений комитетов Государственной Думы и субъектов права законодательной инициативы Комитет по бюджету готовит свое заключение по указанному законопроекту и представляет его на рассмотрение Государственной Думы.

При рассмотрении в первом чтении проекта Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и комитета — соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона Государственная Дума может:

  • o передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
  • o вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
  • o поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Государственная Дума рассматривает проект федерального

закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении.

Предметом рассмотрения проекта закона во втором чтении являются:

  • o приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
  • o приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • o бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета;
  • o приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;
  • o программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • o программа государственных внутренних заимствований РФ;
  • o программа государственных внешних заимствований РФ;
  • o программа государственных гарантий РФ в валюте РФ;
  • o программа государственных гарантий РФ в иностранной валюте;
  • o приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по долгосрочным (федеральным) целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных;
  • o текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету.

При рассмотрении в третьем чтении

Бюджетный процесс этап 2

Этап 2. Утверждение проекта бюджета

Основы рассмотрения и утверждения бюджетов установлены Главой 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В общем виде этот процесс выглядит следующим образом.

Составленный проект бюджета, а также обязательный пакет документов к нему в соответствии с их перечнем, определенным Бюджетным кодексом Российской Федерации, направляется в законодательный (представительный) орган (Думу, Законодательное собрание, Собрание депутатов). Конкретные сроки представления проектов бюджета устанавливаются на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования, с учетом предельных сроков представления проектов бюджетов, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

УРОВЕНЬ БЮДЖЕТА ПРЕДЕЛЬНЫЙ СРОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН, УСТАНОВЛЕННЫЙ БК РФ ОСНОВАНИЕ
Федеральный бюджет не позднее 1 октября текущего года Статья 192 БК РФ
Областной бюджет не позднее 1 ноября текущего года Статья 185 БК РФ
Местный бюджет не позднее 15 ноября текущего года Статья 185 БК РФ

Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определяются законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, и должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года.

Как правило, рассмотрение проекта бюджета осуществляется в несколько стадий.

Законодательный (представительный) орган рассматривает проект Закона (решения) о бюджете в первом чтении и по его итогам принимает решение о принятии или об отклонении указанного проекта в форме постановления.

При утверждении основных характеристик бюджета рассматривается решение комитета по бюджету и материалы, отражающее сводные замечания и предложения профильных (отраслевых) комитетов, рекомендованные к принятию и (или) к отклонению.

Затем на уровне Правительства (администрации) субъекта (муниципального образования) проводится работа по устранению замечаний и оценивается возможность учета предложений, вносятся соответствующие корректировки в проект. После этого проект закона о бюджете рассматривается Законодательным (представительным) органом во втором чтении.

По итогам обсуждения законопроекта во втором чтении принимается решение о:

  • принятии закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
  • отклонении законопроекта и направлении его на доработку.

Решение, принятое по итогам рассмотрения законопроекта, оформляется постановлением Законодательного (представительного) органа.

В случае, если закон (решение) о бюджете, в силу разных причин, не вступил в силу с начала текущего финансового года, то процесс его рассмотрения и утверждения может продолжиться и в очередном финансовом году. Такие случаи являются исключительными, но могут произойти.

В этом случае Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает для финансовых органов особый порядок дальнейших действий в целях обеспечения финансирования расходных обязательств в наступившем финансовом году.

Как правило, в таких случаях осуществляется доведение до главных распорядителей бюджетных средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой их части, сложившейся в отчетном финансовом году.

Бюджетный процесс

  • Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.
  • Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:
  • Этапы бюджетного процесса
  • Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение
  • Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
  • Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
  • Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.
  • Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.
  • Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:
  • глава государства;
  • органы законодательной власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и местного финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители бюджетных средств.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.

Составление бюджета — начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти.

Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.

В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Читайте также:  Статья 46. ответственность за нарушение настоящего федерального закона

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета (рис.34).

Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.

При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись.

Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджетов.

С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

Казначейское исполнение бюджета

На счетах казначейства хранятся бюджетные средства.

Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным государственным, финансовым институтом — казначейством. Существование казначейства объективно обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства места сбора, хранения и выплаты бюджетных средств.

  1. Основные задачи казначейства:
  2. учет налогов и платежей, поступающих в госбюджет;
  3. распределение доходов между бюджетами различных уровней;
  4. учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщиками;
  5. взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
  6. обеспечение целевого и эффективного расходования средств;
  7. управление доходами и расходами госбюджета на счетах казначейства.
  8. Бюджетный процесс и полномочия его участников
  9. С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня.
  10. С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов.

В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых и неналоговых платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет.

Оценка объема необходимых бюджетных доходов неразрывна от оценки необходимых расходов бюджета. Признание каких-либо расходов неизбежно влечет за собой поиск дополнительных источников доходов. Иными словами, подготовке бюджета должна предшествовать разработка основных направлений финансовой политики.

  • Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия.
  • В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:
  • Президент РФ;
  • Государственная дума Федерального собрания РФ;
  • Совет Федерации Федерального собрания РФ;
  • Правительство РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство по налогам и сборам;
  • Центральный банк;
  • Счетная палата;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
  • Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.
  • Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:
  • составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ;
  • принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;
  • составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
  • разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований;
  • осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  • проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;
  • ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
  • осуществляет управление государственным долгом РФ;
  • составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.

Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета.

Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.

  1. Стадии бюджетного процесса
  2. Бюджетный процесс состоит из четырех стадий.
  3. Первая стадия бюджетного процесса

Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета.

В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы.

Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

  • Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.
  • Вторая стадия бюджетного процесса
  • Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.
  • Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.
  • После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
  • Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.
  • Третья стадия бюджетного процесса

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

  1. Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.
  2. Четвертая стадия бюджетного процесса
  3. Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл.

27 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу.

Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ.

При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

Ссылка на основную публикацию