Одной из наиболее давних форм хозяйственных взаимоотношений является торговля между субъектами. Если ранее, между покупателем и продавцом был обмен, то с появлением денег, ведение сделок преобразовалось. Денежные средства стали эквивалентно приравниваться к тому или иному товару. Более того, специализация труда внесла не малый вклад в торговлю.
С ходом времени появлялись новые блага, которые выступали своеобразным стимулом для создания тех или иных коммерческих отношений. Не стоит забывать о том, что огромный вклад в развитие торговли внесли географические открытия, которые стали основой международной торговли. Именно с этих событий начались стремления продавцов к накоплению капитала.
Если рассматривать понятие «торговля» с экономической точки зрения, то она является термином взаимоотношений между несколькими субъектами, в основе которых находится сделка.
Так же, в сферу торговли входят многие сопутствующие операции, к примеру, организация или подготовка сделки.
Если же говорить о торговле в более узком смысле, то она является процессом создания договоренности в отношении той или иной сделки.
В основе любой сделки находится обмен, который, как правило, осуществляется при помощи денег, являющимися инструментом для расчета. Не стоит забывать о том, что даже в современном мире есть место так называемому «бартерному» обмену, который подразумевает обмен того или иного товара на другой товар или какие-либо услуги.
На сегодняшний день торговля является отдельным сектором в экономике, так как она подразумевает специализацию труда, и является формирующим звеном в формировании промышленного капитала.
По сути, торговля – это своеобразное соперничество между продавцами, интересы которых пересекаются.
Торговля дает возможность реализовать товар, передав его от производителя к потребителю, или же, обменять товары между производителями.
Заметка 1
Торговля — это важный сектор, который отражается на макроэкономических показателях. Именно эта сфера предполагает большую часть налоговых отчислений в бюджет страны. Более того, торговля нужна для укрепления международных и хозяйственных взаимоотношений, а также, она способствует экономическому росту.
Понятие торговой политики
Как правило, торговую политику рассматривают в отношении национальной хозяйственной системы. Следовательно, соперничество между торговыми системами формируется на международной арене. Для того, чтобы защитить интересы своей страны необходимо следовать четкой линии поведения в ведении торговли как внутри государства, так и вне его.
Понятие торговой политики, по сути, будет сводиться к четко определённым критериям влияния на международные торговые связи при помощи налоговых отчислений, выплат субсидий, и других инструментов регулирования и стимулирования международных отношений. Как правило, в этой сфере применяется несколько главных направлений, таких как: либерализм и протекционизм. Есть страны, которые свободны в торговле, если говорить проще, то они на минимальном уровне вмешиваются в естественные процессы торговли.
Если рассматривать либерализацию, то она в сфере торговой политики, предполагает:
- Влияние на усиление конкуренции;
- Открытие границ с целью увеличения импорта, который необходим для того, чтобы стимулировать внутренних производителей;
- Сведение к минимуму торговых барьеров;
Если же говорить о протекционизме, то он предполагает следующее:
- Закрытие внутреннего рынка для того, чтобы обеспечить защиту от импортных товаров;
- Желание захватить все внешние рынки;
- Создание торговых барьеров;
Проводить регулирование торговой политики можно как на национальном, так и на международном уровне.
Если говорить о регулировании в стране, то основная цель – это получить управление над объемами экспортных и импортных товаров. В случае, если страна отдаст свое предпочтение направить все силы на стимулирование экспорта, то, в таком случае, могут быть применены финансово-кредитные операции.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Используются субсидии, даются кредиты от государства или проводится стимулирование. Так же, могут быть введены льготы, необходимые для страхования сделок, которые проводятся на международном уровне. Более того, сборы на экспорт могут быть аннулированы. Если говорить об организационных вариантах, то к ним, принято относить специальные компании, которые занимаются международной торговлей.
Заметка 2
Для того, чтобы иметь возможность управлять импортом, как правило, используют методы, направленные на ограничение ввоза товаров от заграничных производителей. Для этого могут быть использованы инструменты таможенной политики в отношении сборов и пошлин.
Инструменты торговой политики
Для правильного выбора инструментов торговой политики необходимо обратить внимание на линию поведения в данной сфере. Благодаря правильно сделанному выбору можно добиться установленной цели. По сути, все инструменты торговой политики можно поделить на такие:
- Таможенные сборы и тарифы;
- Квоты на импорт;
- Барьеры, относящиеся к нетарифному плану;
- Ограничения на экспорт;
- Пошлины и субсидии;
- Действия, которые направлены против демпинга;
По факту все из вышеперечисленных инструментов можно поделить на: тарифные, те, которые применяются в сфере таможенного права, и нетарифные. Главная цель торговой политики – это стимулирование производства внутри страны, и оказание помощи, необходимой для осуществления экспорта.
Все это нужно для того, чтобы иметь возможность увеличить внешние рынки сбыта, что позволит сформировать подходящие условия для конкурентного соперничества. Ограничение импорта дает возможность создать стабильную экономику в стране, и защитить отечественного производителя, что в свою очередь, будет стимулировать внутреннего производителя.
Крайне важно правильно выбрать инструменты, и постоянно следить за результатами выбранного направления. Для этой цели необходимо отслеживать и рассчитывать оценку эффективности выбранной торговой политики. Изначально нужно оценить количество импорта, и то, как его объемы сказываются на экономике страны. Так же, важно учитывать влияние импортной продукции на внутренний рынок.
Проведение анализа экспорта предполагает определение степени открытости экономики государства, и её возможности составить достойную конкуренцию другим странам на международном рынке. Общий показатель между экспортом и импортом свидетельствует о том, какой есть внешний оборот торговли.
Для того, чтобы иметь понимание о том, насколько торговая политика влияет на экономический рост в положительной стороне, следует провести расчёт квоты по внешней торговле.
Внешнеторговая политика Российской Федерации в современных условиях
Внешняя торговля для страны является одним из важнейших направлений, которое имеет прямое влияние на экономический рост, уровень благосостояния, а также на общенациональное экономическое развитие страны. Главная задача внешнеторговой политики Российской Федерации — формирование приемлемых условий для отечественных производителей, экспортеров и импортеров различных товаров, услуг [1].
По данным Центра международной торговли Москвы, в 2017 году Россия заняла позицию одной из ключевых стран в мировой торговле, заняв 12-е место по экспорту. Доля российских товаров в мировом экспорте составляет 3,04%, что составляет около $357,82 млрд. А в им порте исходя из данных на 2017 год Россия занимает 16-е место с долей в 1,85% [6].
В 2018 году внешний оборот торговли нашей страны в сравнении с 2017 годом возрос на 17,5%, что является очень хорошим показателем развития международной торговли.
В общем объеме товарооборота экспорт в сравнении с 2017 годом увеличился на 4,3%, что на сегодняшний день составляет 65,4%, при этом доля импорта снизилась на 4,3% и теперь составляет 34,6%.
Такие весомые изменения товарооборота в 2018 году повлекли перемены в динамике экспорта топливно-энергетических товаров [4].
Ведущими торговыми партнерами в 2018 году стали такие страны, как Китай, Германия, Нидерланды, Белоруссия и Италия. Одним из главнейших партнеров является Китай. В 2018 году прирост экспорта осуществился из-за увеличения поставок в Китай сырой нефти, нефтепродуктов, а также рафинированной меди. Такая же тенденция прослеживается и с другими странами.
Россия является страной с сырьевой направленностью развития экономики. Такой вывод можно сделать исходя из данных на рис. 1, так как 59% экспорта страны занимает минеральное топливо.
Показатели импорта в 2017 году увеличились за счет поставок электрооборудования, механического оборудования, а также средств наземного транспорта.
Однако несырьевой экспорт в 2018 году вырос на 19,5% в сравнении с 2017 годом, также увеличился объем экспорта инновационных товаров на 3,8%.
Самыми главными экспортируемыми товарами сельскохозяйственного происхождения в 2018 году являлись подсолнечное и хлопковое масло, кукуруза, ячмень, шоколад и какао-продукты. Большую долю в импорте заняли цитрусовые, бананы, вино, соевые бобы и спирт.
Для Цитирования:
М.А. Киян, Внешнеторговая политика Российской Федерации в современных условиях. Валютное регулирование. Валютный контроль №2 2020. 2020;2.
Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала
Войти под своей учетной записью
Внешнеторговая политика государства
- Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.
- Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
- На выбор национальной внешнеэкономической политики существенное влияние оказывают как общеэкономическое положение в стране, так и тенденции в мировой экономике, учитывая современную быструю интернационализацию мирохозяйственных связей, расширение мировой торговли товарами и услугами, развитие международного предпринимательства, рост количества и увеличение сферы деятельности ТНК.
- Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций: протекционизма и свободной торговли (фритредерство).
- Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
- Можно выделить несколько форм протекционизма:
- селективный протекционизм направлен против отдельных стран или отдельных товаров; отраслевой протекционизм защищает определенные отрасли; коллективный протекционизм проводится отдельными группировками в отношении стран, в них не входящих; скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики.
Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю обычно приводят к потерям благосостояния, они широко используются многими странами. Как сторонники, так и противники протекционизма используют ряд дополнительных аргументов (касательно своих позиций), которые заслуживают внимания.
Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Сокращение импорта также повысит внутренний спрос в стране, стимулируя рост производства и занятости.
Однако протекционизм создает условия для сохранения неэффективного производства, так как ограничивает конкуренцию. Хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, он создает новую занятость, которая может быть связана с закупкой, продажей и обслуживанием импортной продукции.
Государство может обеспечить поддержку производителям и более эффективным способом, т.е. с меньшей потерей благосостояния. Так, при сохранении свободы внешней торговли, субсидии производителям приведут к расширению отечественного производства без повышения цен, поэтому потребители не понесут потерь.
При этом общие потери государства от предоставления субсидии окажутся меньше, чем от введения тарифа.
Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности. Им требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. По мере же их развития уровень протекционизма будет снижаться.
Однако, достаточно тяжело определить реально перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны.
К тому же протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, в результате становление отрасли может длиться очень долго.
Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов государственного бюджета. Этот аргумент популярен в странах, где еще не сформировалась качественная налоговая система.
Таможенную пошлину собрать проще, чем собрать налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене.
Однако, чем более эластичным будет спрос, тем сильнее возрастут доходы государства при ослаблении протекционизма.
Есть еще один аргумент в пользу протекционизма по отношению к отраслям, выпускающим стратегически важную для страны продукцию. Чрезмерная зависимость страны от импорта действительно может поставить ее в уязвимое положение при чрезвычайных обстоятельствах.
Однако, существуют некоторые проблемы, например, в определении этих отраслей, так как к ним можно отнести большую часть имеющихся вообще. Что касается невозобновляемых ресурсов, то протекционизм в данном случае может поставить страну в зависимость от импортных поставок в будущем.
Как видно, аргументы в пользу протекционизма спорны и требуют тщательной проверки, причем, часто можно найти лучшие средства для достижения цели.
Кроме потерь благосостояния протекционизм может вызвать и другие отрицательные последствия. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одной страной, вызовет ответную реакцию со стороны других.
Так, если страна сокращает импорт путем тарифных или нетарифных ограничений, то, вероятнее всего, у нее сократится экспорт, что приведет к уменьшению занятости, снижению совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут очень обостриться, что будет иметь отрицательные последствия для обеих сторон.
Протекционистская внешнеторговая политика будет повышать обменный курс национальной валюты (так как сокращается импорт и повышается чистый экспорт страны). Повышение обменного курса приведет к стимулированию импорта и будет сдерживать экспорт.
В противоположность протекционизму политика свободной торговли (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке.
Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Государственное регулирование в этом случае осуществляется методами преимущественно тарифного регулирования и мерами, поощряющими приток в страну товаров и капиталов.
Свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долговременному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм с течением времени все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.
Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут потери.
В случае открытой торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию как импортозамещающих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые окажутся затронутыми процессом либерализации.
И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах.
Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.
Торговая политика Российской Федерации
Введение
Торговая политика Российской Федерации
является составной частью экономической
политики Российской Федерации. Целью
торговой политики Российской Федерации
является создание благоприятных условий
для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.
Основная задача государства в
области внешней торговли – это
оказание содействия экспорту отечественной
продукции и защита внутреннего
рынка от иностранных поставщиков.
На сегодняшний день перед Россией
стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития.
Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках — в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров.
Однако, без активного использования
импорта невозможно формирование и
поддержка экспортной специализации
страны.
Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке.
Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.
- На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказывают
меры государства по регулированию
внешней торговли. - Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
- В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- 1. Принципы регулирования
- Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются (ст.4 Закона):
- 1) защита государством прав и
законных интересов участников
внешнеторговой деятельности, а
также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; - 2) равенство и недискриминация
участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено
федеральным законом; - 3) единство таможенной территории
Российской Федерации; - 4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
- 5) обеспечение выполнения обязательств
Российской Федерации по международным
договорам Российской Федерации
и осуществление возникающих
из этих договоров прав Российской
Федерации; - 6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- 7) гласность в разработке, принятии
и применении мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности; - 8) обоснованность и объективность
применения мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности; - 9) исключение неоправданного вмешательства
государства или его органов
во внешнеторговую деятельность
и нанесения ущерба участникам
внешнеторговой деятельности и
экономике Российской Федерации; - 10) обеспечение обороны страны
и безопасности государства; - 11) обеспечение права на обжалование
в судебном или ином установленном
законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов
и их должностных лиц, а также
права на оспаривание нормативных
правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности; - 12) единство системы государственного
регулирования внешнеторговой деятельности; - 13) единство применения методов
государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.
Любые российские лица и иностранные
лица обладают правом осуществления
внешнеторговой деятельности. Это право
может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами.
- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования
осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. - 2. Методы внешнеторгового регулирования
- В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
в Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: - 1) таможенно-тарифное регулирование
(метод государственного регулирования
внешней торговли товарами, осуществляемый
путем применения ввозных и
вывозных таможенных пошлин); - 2) нетарифное регулирование (метод
государственного регулирования
внешней торговли товарами, осуществляемый
путем введения количественных
ограничений и иных запретов
и ограничений экономического
характера); - 3) запреты и ограничения внешней
торговли услугами и интеллектуальной собственностью; - 4) меры экономического и административного
характера, способствующих развитию
внешнеторговой деятельности. - Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти.
Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако, использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия.
Поэтому в большинстве стран
наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.
В настоящее время международная
практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в
исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.
Подобную тенденцию можно наблюдать
и у нас в стране. Перспективы
развития лицензирования импорта товаров
зависят от итогов переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию, т. к. Всемирная торговая организация выступает за не использование нетарифных мер, а в качестве основного инструмента регулирования внешней торговли признано использование тарифных мер регулирования.
- Тарифные методы регулирования
- C развитием мировой экономики и международных экономических связей развивались и усложнялись инструменты внешнеэкономической политики государств, превратившись к настоящему моменту в комплексную систему механизмов реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
- В рамках внешнеторговой политики как
составляющей внешнеэкономической
политики выделяют две группы инструментов: таможенно-тарифная система и комплекс мер нетарифного регулирования. - Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. [9]
Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые
государством в протекционистских
или фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Существует несколько классификаций пошлин. Прежде всего, по объекту обложения выделяют:
- импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции [1];
- экспортные – налог, взимаемый с экспортных товаров при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Данный вид пошлины вводится чаще всего либо в целях увеличения валового дохода, либо для создания дефицита этого товара на мировых рынках, повышая тем самым мировые цены на данный товар. В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются; Конституция США, например, даже запрещает их использование. [3]
- транзитные пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и в большинстве стран мира рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. [4]
- Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в одной из следующих форм пошлины:
- адвалорная – пошлина, определяемая законом как фиксированный процент от стоимости экспортируемого или импортируемого товара с учетом или без учета транспортных расходов;
- специфическая – налог, определяемый как фиксированная сумма денег на каждую единицу товара (единицу измерения);
- смешанная пошлина – объединение адвалорного и специфического налогов. [12]
Адвалорная пошлина может быть подсчитана и установлена только после определения таможенной стоимости
товара. Расчет же таможенной стоимости
товара не всегда объективен, прежде всего, из-за неформализованности этой процедуры.
Например, таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ (FOB – free on board), включающей кроме цены в стране отправки стоимость доставки товара в порт отправки, а также стоимость погрузки его на судно.
Таможенная стоимость товаров в странах Западной Европы – членах Европейского союза определятся на базе цены СИФ (cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт), включающей помимо цены самого товара стоимость погрузки на судно, транспортировки из порта назначения, оплату фрахта судна и страховки товара.
Такой метод определения таможенной стоимости товаров увеличивает таможенную пошлину на 5-7%. Специальная же пошлина очень проста в применении, однако, уровень защиты национальных производителей с ее помощью снижается в период инфляции и увеличивается в период дефляции, оставаясь постоянным и в том, и в другом случае для адвалорной пошлины. [12, 14]
Существуют также особые пошлины, которые применяются страной
либо в одностороннем порядке
в защитных целях от недобросовестной конкуренции со стороны торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств.
Наиболее распространенными особыми пошлинами являются сезонные (применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера), антидемпинговые и компенсационные (накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии).
Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
Таможенный тариф может устанавливаться
на основе принципа тарифной автономии
или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии
страна самостоятельно фиксирует тариф
и может его изменить по собственной инициативе. Конвенционные же пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения.
Подавляющее большинство стран
мира имеет тарифы с постоянными
ставками, однако, применяются и
переменные – тарифы, ставки которых
могут изменяться в установленных правительством случаях. Такие тарифы используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. [15]
Несомненной тенденцией современной мировой экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг. Так, с конца 40-х тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% — в среднем до 4%. [6].
Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся.
Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами [6]. Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.
Внешнеторговая политика России
Определение 1
Внешнеторговая политика – это часть политического курса государства, связанная с организацией международных экономических отношений.
Она оказывает влияние на внешнюю торговлю через административные и экономические рычаги, среди которых отмечают налоги, ограничения на экспорт и импорт, изменение ключевой ставки процента, субсидии. Государство может придерживаться одного из двух направлений во внешней политике:
- Протекционизм.
- Фритредерство.
Протекционизм подразумевает принятие мер, позволяющих защитить внутренний рынок от конкуренции с импортными производителями. В этом случае влияние государственного управления является существенным.
Свободная торговля или фритредерство придерживается политики невмешательства в рыночные отношения на международном уровне.
То есть, отношения с импортными поставщиками и покупателями устанавливаются и регулируются рыночным механизмом.
У обоих подходов есть слабые и сильные стороны. Глобализация и интеграция в мировую экономику показали уязвимость развивающихся экономик перед развитыми.
Так же происходит быстрое распространение негативных изменений, что влияет на соотношение доходов от экспорта и импорта.
Сегодня большинство стран стремится удерживать баланс между мерами протекционизма и свободной торговли, находя между ними такое соотношение, которое позволит достигать желаемых результатов на мировом рынке, при этом сохранить безопасность внутреннего товарооборота.
Государственными инструментами регулирования являются тарифные и нетарифные барьеры. Большая часть операций управляется изменением таможенных тарифов. С их помощью государственная власть ослабляет контроль за импортом, либо наоборот, усиливает его. К нетарифным мерам относят налоговые инструменты, введение обязательных лицензий, стандартов и сертификации.
Замечание 1
Таким образом, внешнеторговая политика является частью экономического курса страны, направленного на улучшение положения национального хозяйства с учетом общемировых интересов.
Внешняя политика России состоит из отношений, складывающихся с другими государствами. Сегодня РФ является одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов в развитые и развивающиеся страны. Большая часть экономики страны базируется на доходах от экспорта сырья. Так же Россия является активным участником международных организаций, определяя ключевые направления развития мирового хозяйства.
Внешнеторговая политика является частью внешней политики России. Она заключается в установлении определенных правил внешней торговли, которым должны подчиняться нерезиденты и резиденты.
Цель внешнеторговой политики – защита интересов внутренних производителей и граждан страны, обеспечение продовольственной и военной безопасности.
В сферу интересов внешнеторгового регулирования входит контроль над движением финансового капитала.
Политика протекционизма, которой придерживаются в России после введения и отмены санкций, заключается в поддержании внутренних производителей, обеспечении их роста и развития за счет снижения объема импортных товаров, с которыми национальная продукция еще не может конкурировать. Но данный подход оказывает негативное влияние на экономику по следующим направлениям:
- Высокий уровень цен на продукцию
- Снижение темпов технического развития.
- Усиление нелегального вывоза благ, капитала.
- Снижение инвестиционной привлекательности.
Свободная торговля обеспечивает доступ к внутреннему рынку импортерам, таможенные органы занимаются регистрацией поставок без применения ограничительных мер. Здесь возникает проблема конкуренции с иностранными производителями.
Российская власть придерживается баланса между протекционизмом и свободной торговлей. Страна участвует в Таможенном союзе с Казахстаном и Белоруссией. Россия находится в партнерских отношениях со странами Азии и Европейского Союза.
Установление договорных отношений позволяет организовать более гибкий подход к внешнеторговой деятельности.
Внешнеторговая политика России в современных условиях
Основными направлениями в рамках внешнеторговой политики России занимается Министерство экономразвития. Оно разрабатывает программы, которые постепенно внедряются в практическую деятельность. Сегодня в России действуют следующие программы:
- Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества. Здесь предусматривается расширение двустороннего торгового сотрудничества с другими странами, продолжение интеграционных процессов в мировое хозяйство.
- Формирование Евразийского экономического союза. Создание и развитие соглашений по формированию союзных отношений с определенными странами.
- Создание национальных институтов поддержки и развития внешнеэкономической деятельности.
- Совершенствование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- Внесение изменений в работу таможенных органов. Здесь предполагается работа по развитию социальной и административной инфраструктуры.
- Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу. Имеется в виду улучшение технического оснащения контрольно-пропускных пунктов.
Россия остается одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов. В то же время, она укрепляет и расширяет связи с импортерам. Например, в сфере услуг взаимодействие осуществляется с ЕС, США, Турцией и Китаем.
В сфере товарных отношений на внешнеторговую деятельность России влияют 2 вида барьеров – административные и санкционные. Административные заключаются в необходимости предварительного декларирования и получения разрешения.
Сюда относят компенсацию импорта экспортом, регулирование цен на товары социально значимые, введение обязательного соблюдения норм и правил в отношении ветеринарных требований и так далее.
Российская государственная политика в области торговой деятельности: понятие, содержание и главные созидатели
(Щур-Труханович Л. В.) («Торговое право», 2012, N 4)
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ГЛАВНЫЕ СОЗИДАТЕЛИ
Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ
Щур-Труханович Л. В., директор Центра исследований в сфере экономики и права, кандидат экономических наук.
Развитие той или иной отрасли экономики, сферы хозяйственной деятельности зависит от направления, изначально заданного государством.
Обычно такое направление провозглашается в рамках государственной политики, которая становится источником принципов ведения бизнеса, принятия соответствующих правовых решений и нормативных актов.
Автор анализирует существующие направления государственной политики в области торговой деятельности и размышляет о дальнейшем развитии и формировании торговой идеологии.
Ключевые слова: Президент РФ, Конституция РФ, Правительство РФ, стратегия развития, Минпромторг России, торговая деятельность, государственная политика, объекты государственной политики.
Пороки разграничения полномочий в области регулирования торговой деятельности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в действующей редакции Федерального закона от 28.12.
2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле, Закон), истоки которых находятся в несовершенстве общей регламентации полномочий российской федеральной и региональной власти в сфере экономики, наиболее ярко проявляются в определении роли органов власти и управления в выработке и реализации государственной политики в области торговой деятельности. ——————————— СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2; 2011. N 48. Ст. 6728.
Государственная политика в области торговой деятельности
Согласно части 3 статьи 80 Конституции РФ Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. ——————————— СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
Поскольку политика в области торговой деятельности является составной частью внутренней политики Российской Федерации, то, следовательно, определение основных ее направлений осуществляет Президент РФ. Стоит отметить, что еще до принятия Конституции РФ Президентом РФ в Указе от 29.01.
1992 N 65 «О свободе торговли» были провозглашены основные направления государственной политики в области торговой деятельности.
Поскольку статья 80 Конституции РФ не определяет формы и способы провозглашения Президентом РФ основных направлений государственной политики, то в числе таковых следует рассматривать не только подписываемые Президентом РФ федеральные законы и собственно указы Президента РФ, но и ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетные послания, утверждаемые Президентом РФ национальные планы, стратегии, доктрины и иные аналогичные документы, публичные обращения Президента РФ к населению страны, а также выступления Президента РФ, его поручения Правительству РФ, др. ——————————— Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 6. Ст. 290; 1997. N 20. Ст. 2243.
Президент и госполитика